чацкий полон высокими думами какая ошибка
Поиогите срочно надо до 17;00
Задание 20. Отметьте случаи. неправильного выбора падежа или предло-
га. Запишите предложения в исправлением виде.
1_ В романе подробно описывается о жизни людей в дни блока-
ды.
2. Согласно приказа директора несколько рабочих были преми-
рованы.
3. Благодаря плохому уходу больной долго не поправлялся.
4. Гости были удивлены яркости карнавала.
5. Лектор оперировал с точными фактами.
6. Чацкий полон высокими думами.
7. услышанное ПО радио предположение подтверждает О наших
догадках.
8. Все удивлялись трудолюбием этого человека.
9. Она была вежлива к людям.
10. Докладчик выступил о том, что положение нашей экономики
оставляет желать лучшего.
11. На разъяснение о допущенных ошибках ушло много времени.
12. Для абитуриентов, поступающих в университет, надо сдавать
математику.
13. Вопреки всех стараний, мы не могли добиться хорошего ре —
зультага.
1. В романе подробно описывается жизнь людей в дни блокады.
2. Согласно приказу директора несколько рабочих были премированы.
3. Из-за плохого ухода больной долго не поправлялся.
4. Гости были удивлены яркостью карнавала.
5. Лектор оперировал точными фактами.
6. Чацкий полон высоких дум.
7. Услышанное по радио предположение подтверждает наши
догадки.
8. Все удивлялись трудолюбию этого человека.
9. Она была вежлива с людьми.
10. Докладчик рассказал о том, что положение нашей экономики
оставляет желать лучшего.
11. На разъяснение допущенных ошибок ушло много времени.
12. Абитуриентам, поступающим в университет, надо сдавать
математику.
13. Вопреки всем стараниям мы не могли добиться хорошего результата.
Вариант 6
Во всех заданиях возможно несколько правильных ответов
Отметьте номера слов, где пишется буква
1. Е
1) размеж_ваться
2) новш_ство
3) нарпасл_на
4) баш_нка
5) затейл_вый
2. Ь
1) бубен_чик
2) в овеч_ей шкуре
3) и снит_ся чудный сон Татьяне…
4) надо попытат_ся спасти его
5) остав_те свой адрес!
3. Ь
1) реванш_
2) увелич_те
3) в плеч_ долой
4) лиш_
4. Ъ
1) оп_яняющая атмосфера
2) товар и из_яном
3) с_экономленные деньги
5. Ы
1) ц_нга
2) ц_плёнок
3) лыж_
6. О
1) провозгл_шение
2) осн_щение
3) пл_вец
4) укр_титель
5) разр_стись
7. Е
1) оч_ртания
2) бл_стеть
3) землетр_сение
4) отч_таться
5) выб_рут депутата
8. Ё
1) грош_вые украшения
2) опустош_нный человек
3) боч_нок
4) крыж_вник
Отметьте номера слов, где пишется
9. НН
1) стеклян_ый
2) недюжин_ый ум
3) песчан_ый
Отметьте номера слов, где написание
10. дефисное
1) энерго_ресурсы
2) научно_популярный
3) вице_президент
11. дефисное
1) пол_Ташкента
2) пол_двенадцатого
3) пол_дороги
4) пол_области
5) пол_ложки
Отметьте номера слов, где пишутся
12. звонкие согласные
1) водо_бор
2) во_дать по заслугам
3) бе_плодный
4) тер_кий вкус
5) э_калипт
13. непроизносимые согласные
1) декаден_ские стихи
2) хлес_нуть лошадей
3) че_ствовать юбиляра
14. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ.
Обалдуй н(1) умел н(2) плясать, н(3) петь, отроду н(4) сказал н(5) только умного, даже нужного слова.
15. Отметьте номера предложений, где слова пишутся слитно.
1) Сад небольшой, за_то тенистый.
2) Что_бы нам ещё заказать?
3) Что скрывается за_тем поворотом?
4) То_же самое говорят и его друзья.
5) В эту команду включили так_же и моего друга.
Отметьте номера слов, где пишется буква
16. О
1) в_кантный
2) п_ролон
3) ад_птировать
17. Е
1) ижд_венец
2) эл_гантный
3) пол_гон
4) интелл_гентный
5) реп_тиция
18. Е
1) пр_амбула договора
2) пр_прятать
3) пр_ёмный сын
4) пр_дел возможностей
5) пр_скверный случай
19. Е
1) мы накол_м дров
2) прибой рокоч_т
3) вы ненавид_те его
20. Я (А – после шипящих)
1) пушки грохоч_т
2) они пил_т доски
3) ла_щий пёс
Отметьте номера слов, где написание
21. слитное
1) не_доглядел опечатку
2) не_оспаривая первенства
3) не_усвоил урок
22. слитное
1) не_переводимое выражение
2) далеко не_лёгкое дело
3) не_заселённые дома
4) не_готов к ответу
5) не_вступивший в силу закон
23. дефисное
1) честь_честью
2) как_бы
3) пельмени по_сибирски
4) черным_черно
5) по_прежнему закону
24. слитное
1) в_переди отряда
2) за_счёт государства
3) положить на_счёт в банк
4) надеяться в_тайне
5) на_радостях
Отметьте номера слов, где пишется
25. удвоенная согласная
1) проблем_ный материал
2) а_систент
3) ко_ледж
4) во_звание
26. НН
1) неждан_ый
2) стены исписан_ы
3) крашен_ые к Пасхе яйца
4) ткан_ая скатерть
5) осознан_ый поступок
Отметьте номера предложений, где выделенные слова выделяются запятыми.
27.
1) ЧЕЛОВЕК СТОЙКИЙ И ВЕРНЫЙ она хотела, чтобы и все вокруг были такими.
2) Печальный демон ДУХ ИЗГНАНЬЯ летал над грешною землей.
3) Ему ВНУКУ ПРОСЛАВЛЕННОГО ПОЛЯРНИКА было особенно дорого имя деда.
4) ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ МАТЕМАТИК П. Л. Чебышев пробовал применять математические методы в моделировании одежды.
28.
1) Она вошла в комнату НЕ ПОСТУЧАВШИСЬ.
2) Все вышли на мороз и ПЕРЕГОВАРИВАЯСЬ расселись в сани.
3) РАЗДВИГАЯ РУКАМИ КУСТЫ ЧЕРЕМУХИ Тутаев вышел к самому берегу.
4) Гости шепотом толковали об этом неожиданном посещении и ОПАСАЯСЬ БЫТЬ НЕСКРОМНЫМИ вскоре разъехались один за другим.
5) Его байки слушали РАЗВЕСИВ УШИ.
29.
1) ДУЮЩИЙ С ВОСТОКА ветер несёт сухость и зной.
2) Под ногами похрустывает ПАХНУЩИЙ ВЛАЖНОЙ СВЕЖЕСТЬЮ мартовский снег.
3) Невиданной силы снегопад НАЧАВШИЙСЯ ЕЩЕ ДНЕМ усилился.
4) Весенний дух ВЕСЕЛЫЙ И БЕСПУТНЫЙ витал повсюду.
5) ЧЕЛОВЕК КРАЙНЕ СДЕРЖАННЫЙ И МОЛЧАЛИВЫЙ он не принимал участия в наших развлечениях.
30.
1) В журнале помещен В ЧАСТНОСТИ очерк о жизни и творчестве писателя.
2) Мы не виделись ПОЧТИ десять лет.
3) Скворцы КАК ПРАВИЛО легко переносят неволю.
4) Слово становится мудрым, когда оно КСТАТИ сказано.
31.
1) Я хочу понять КАК СОСТАВЛЯЮТСЯ ЭТИ ПРОГРАММЫ.
2) В этих краях прошло её детство, и она знала лес КАК СВОИ ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ.
3) И сплетаются, рвутся, хрипят, обгоняют друг друга два голоса КАК ДВА РУЧЬЯ.
4) На временное исчезновение его она смотрела КАК НА НЕПРИЯТНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.
5) КАК ВСЯКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ НОВАТОР Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится запятая.
32.
1) Экзамены кончались, весна томила _ и сердце жаждало новой любви.
2) Я написал около двадцати пьес _ и, как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.
3) Погода была тихая _ и пруд словно заснул.
4) Он долго не обращал на меня никакого внимания _ и это причиняло мне боль.
5) Алексей каждый праздник выходил на бой _ и каждый раз возвращался домой злым и битым.
33.
1) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину _ и ночь, и звёзды, и луну.
2) Вечерами он _ или рассказывал нам сказки, или играл с нами.
3) Большая _ хрустальная люстра украшала зал.
4) У Сибири есть много особенностей _ как в природе, так и в людских нравах.
5) С моря подул свежий _ бодрящий ветерок.
34.
1) Мне казалось, что _ если я буду идти всё прямо, то непременно встречусь с Ярмолой на Ириновской шляху.
2) Анна так любила его, что _ когда он уходил, не могла произнести ни слова.
3) По мере того _ как приближалось время отъезда, мне становилось все грустнее.
4) Я еще не знаю _ чем это дело кончится.
5) Не знаю _ пела ли она раньше так же просто и задушевно.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропусков ставится двоеточие.
35.
1) Мне кажется _ идёт она между каштанов и черешен.
2) На траве, на былинках, на соломинках _ всюду блестели нити осенних паутин.
3) Поставь на место вазу, разобьется _ будешь отвечать.
4) Наконец всё было готово _ альбомы, картины, диаграммы и графики.
5) Она не походила на обыкновенных русских барышень _ на ней лежал какой-то особый отпечаток.
Отметьте номера предложений, в которых на месте пропуска ставится тире.
36.
1) Истинная дружба _ талантлива и благородна.
2) Чтение _ вот лучшее учение.
3) Человек без воли _ что каша без соли.
4) Налево шумела забытая ель, направо _ плакучие ивы.
5) Понимать жизнь и разбираться в людях _ это не одно и то же.
Отметьте номера пропусков, где ставится запятая.
38. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но (1) напротив, ей (2) как будто (3) совестно было за свою несомненную и (4) слишком сильно и победительно действующую (5) красоту.
Отметьте номера предложений, где пропущены запятая.
39.
1) Мы идём с Ладой, моей охотничьей собакой вдоль небольшого озерка.
2) Тётя Граня никогда не имевшая своих детей, обладал способностями детского воспитателя.
3) Однако, к удивлению моему майор ничем никого не донимал.
4) В холодную ночь в низенькой избушке рыбака я нашёл себе приют.
5) Прошлой зимой ему попалась книга, прочитав которую он надолго увлёкся античной литературой.
Отметьте номера слов с ударением на втором слоге.
40.
1) хо-зя-е-ва
2) у-кра-и-нец
3) по-ло-жил
4) на-ме-ре-ни-е
Отметьте номера предложений с речевыми ошибками.
41.
1) Академик Петров увлекался историей с раннего детства, в частности Древней Руси.
2) Не было дня, чтобы Наташе не спросила Пьера, что любит ли он ее.
3) Шаляпин на драматической сцене был так же гениален, как и на оперной.
4) Пьер робко спросил у Наташи, сможет ли она когда-нибудь его полюбить.
42.
1) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.
2) Мальчик, нахмурившись, нагнул голову и вышел из комнаты.
3) Я стал чувствовать себя намного лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом.
4) В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.
43.
1) Через час начнется совещание по выработке плана спасательных работ.
2) Чацкий полон высокими думами.
3) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
4) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
44.
1) Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
2) Мы опоздали на поезд по независимым от нас причинам.
3) Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
4) Наш завод производит телевизоры высокого качества.
45.
1) Проект этого комплекса разработан группой архитекторов.
2) Поэзия была для него книгой за семью печатями.
3) Ваше предложение выеденного гроша не стоит.
4) Использование минеральных удобрений приносит большую пользу.
Ответы к тестам
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
Отметьте предложения с речевыми ошибками.
Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
Отметьте неправильное сочетание слов.
Отметьте словосочетание с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
Отметьте словосочетание с ошибкой в определении рода существительного.
Отметьте слово с ударением на первом слоге.
Тест № 10.
А) А-НА-ТОМ В) ФЕ-НО-МЕН
Б) КРА-СИ-ВЕ-Е Г) МЕЛЬ-КОМ
А) модный туфель В) больная мозоль
Б) клетчатое кашне Г) покрыть толью
А) китель без погон В) отряд солдат
Б) обычаи монгол Г) много блюдцев
А) заплатить за проезд В) согласно расписания
Б) приговаривать к казни Г) оплатить за проезд
А) Исполняя музыкальную пьесу, у солиста на скрипке лопнула струна.
Б) Решая свои проблемы, не забывайте помогать другим.
В) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
Г) Переходя через рельсы, стрелочника оглушил неожиданный свисток паровоза.
А) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
Б) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
В) Журнал «Крестьянка» был очень популярен несколько лет назад.
Г) Чацкий наполнен высокими думами.
Д) Через час начинается совещание по выработке плана спасательных работ.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я выучил назубок.
А) Ещё один ряд предложений возникли у главного инженера.
Б) Эта традиция возродилась вновь в нашей стране.
В) Аспирант предоставил реферат диссертации в срок.
Г) Дипломник своевременно представил руководителю свою работу.
А) Декорации к новому спектаклю были подготовлены молодым художником и абсолютно авангардные.
Б) В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, официальные документы и другие источники.
В) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у вас во время работы над дипломом.
Г) Опоздавший признался, что он проспал.
№ задания | |||||||||
Вариант 1. | В | Б, Г | В, Г | Б | А, В, Г | А, В, Г | А, Б | А, В, Г | Б, В |
Вариант 2. | А | Б, В | Б, В | В | Б, В | Б, Г, Д | Б, Г | А, Б, В | Б, В |
Вариант 3. | Б | А, Г | А, Г | Б | Б, В, Г | А, Б, В | В, Г | А, В, Г | А, Б |
Вариант 4. | А | А, Г | В, Г | В | А, Б, В | А, Г, Д | В, Г | А, В, Г | А, Г |
Вариант 5. | А | В, Г | Б, В | А | А, В, Г | А, Б, Г | Б, Г | Б, В, Г | А, Б, Г |
Вариант 6. | Б | А, В | Б, Г | А, Г | Б, Г | А, Б, Г | А, В | Б, В, Г | А, В, Г |
Вариант 7. | В | Б, Г | В, Г | В, Г | А, В, Г | А, Г, Д | А, В | А, В, Г | Б, В, Г |
Вариант 8. | Б | Б, В | А, Б | А | А, Б, В | Б, В, Д | Б, В | А, В, Г | А,Г |
Вариант 9. | В | Б, В | Б, Г | Б | Б, В | Б, Г, Д | А, В | А, Б, В | А, Г |
Вариант 10. | Г | А, Г | Б, Г | В, Г | А, В, Г | А, Б, Г | Б, В | А, Б, В | А, В |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Чацкий полон высокими думами какая ошибка
1.1.2. Каким предстает Чацкий в приведенном фрагменте?
1.2.2. Какую роль в стихотворении играют эпитеты?
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.
(после некоторого молчания)
Не образумлюсь. виноват,
И слушаю, не понимаю,
Как будто все еще мне объяснить хотят.
Растерян мыслями. чего-то ожидаю.
Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о Боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Что память даже вам постыла
Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех,
Которые во мне ни даль не охладила,
Ни развлечения, ни перемена мест.
Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно!
Сказали бы, что вам внезапный мой приезд,
Мой вид, мои слова, поступки — все противно, —
Я с вами тотчас бы сношения пресек
И перед тем, как навсегда расстаться,
Не стал бы очень добираться,
Кто этот вам любезный человек.
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —
Высокий идеал московских всех мужей. —
Довольно. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена;
Теперь не худо б было сряду
И на любовника-глупца,
И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором, —
Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок.
Карету мне, карету! (Уезжает)
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
1.1.1. Какие особенности жизни московского дворянства подвергнуты осуждению в речи Чацкого?
1.2.1. Как в стихотворении раскрыто пушкинское понимание любви?
1.1.1. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В последнем монологе Чацкий осуждает фамусовское общество за страсть к чинопочитанию («вы, страстные к чинам»), которое позволяет скрыть за чином истинное лицо человека. Чацкому ненавистна лживость, алчность, тупость толпы
В любви предателей, в вражде неутомимых,
Нескладных умников, лукавых простяков,
Старух зловещих, стариков,
Дряхлеющих над выдумками, вздором.
1.2.1. Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Даже после пережитого в тяжелое время, полное жизненных испытаний, переживаний. («В глуши, во мраке заточенья …»), когда жизнь поэта словно замерла, потеряла смысл, Пушкин пробуждается, возрождается вместе с любовью. Вместе с прекрасной музой к поэту возвращается вдохновение, желание творить. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением — светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого вдвое более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.
1.1.2. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, выделяющийся на фоне патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В последнем монологе Чацкий осуждает фамусовское общество, демонстрируя свое негодование по поводу распространенного в обществе чинопочитания («вы, страстные к чинам»), которое позволяет скрыть за чином истинное лицо человека. Чацкому ненавистна лживость, алчность, тупость толпы. Все это настолько неприемлемо для героя, что он «растерян мыслями». Он способен любить искренно, служить честно, но это никому не нужно в фамусовском обществе.
1.2.2. Любовь для поэта — это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его. Для передачи настроения лирического героя, усиления выразительности художественной речи Пушкин пользуется очень яркими, выразительными эпитетами: «чудное мгновение», «мимолетнее виденье», «гений чистой красоты» — эпитеты, характеризующие радостный момент встречи с возлюбленной; «грусти безнадежной», «шумной суеты» — эпитеты, используемые для описания времени расставания и тревог.
Государственное казенное образовательное
учреждение высшего образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра гуманитарных дисциплин
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских занятий
Направление подготовки: 40.03.01 «Юриспруденция»
Квалификация выпускника: бакалавр
Н.Г. Келеберда, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин,
кандидат философских наук, доцент
Ответственный за выпуск:
В.М. Левин, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, кандидат философских наук, доцент
Л.В. Сердюкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, доцент;
К.Д. Скрипник, доктор философских наук, профессор кафедры
гуманитарных дисциплин, профессор.
© Российская таможенная академия, 2011
Самостоятельная работа студентов. Семинарские занятия
Модуль № 1 Культура речи
Тема 1.1. Основные понятия культуры речи
I. Задания для самостоятельной работы
а) Изучите лекционные материалы и рекомендованную литературу и ответьте на вопросы:
1. Понятие русского литературного языка и литературной нормы.
2. Основные понятия культуры речи: норма (вариант/инвариант), целесообразность, точность.
3. Речевые ошибки, виды речевых ошибок. Классификация речевых ошибок на разных уровнях языка.
в) Определите вид ошибки в данных предложениях и исправьте их:
1) Морские волны, энергично накатывающиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие.
2) Рисуя пейзаж, у художника был задумчивый вид.
3) Министр финансов выступил о том, что курс рубля будет зафиксирован.
4) Чацкий полон высокими думами.
5) В конгрессе принимали участие тридцать одна страна.
6) Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.
7) Ученики пристально слушали рассказ учителя.
8) Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
9) Свою автобиографию я уже рассказал вам.
10) Будучи в Афинах, Цицерона попросили произнести речь по-гречески.
II. Рекомендации по выполнению самостоятельных заданий
Для усвоения темы необходимо понимать значение следующих терминов: норма, вариант нормы, ошибка, нормализация, кодификация.
Норма – это одобренное обществом и закрепленное в словарях и справочниках правило употребления в речи языковой единицы.
Речевая ошибка – это нарушение произносительных и согласовательных норм литературного языка, т.е. это неверное произношение и лексико-грамматическое сочетание словоформ.
Вариант нормы не является ошибкой. Это допустимая форма употребления в речи языковой единицы, например, творог и творог и т.д.
Кодификация – это любая грамматика, любой словарь.
Вопрос о предупреждении либо искоренении речевых ошибок может ставиться лишь при понимании их сущности. Поэтому, для того, чтобы избежать речевых ошибок, необходимо уметь классифицировать их и оценивать их как факты неверных языковых моделей, которые нуждаются в исправлении.
Следует помнить, что нормативная сторона речи заключается в ее грамматической правильности, соответствии нормам орфоэпии, акцентологии, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Поэтому речевые ошибки классифицируются по языковым уровням, образующим систему языка: фонетический (произношение), лексический, словообразовательный, морфологический и синтаксический уровни.
Вместе с тем существуют ошибки, которые проявляются на всех языковых уровнях. К таким ошибкам относятся: контаминация – смешение языковых единиц в потоке речи, или иначе, пересечение языковых единиц разных рядов; тавтология – избыточное употребление морфем, слов, синтаксических конструкций, причем, тавтология может быть целенаправленной, допустимой и вынужденной; плеоназм – это соединение в одном словосочетании слов, частично или полностью совпадающих в лексическом значении. Плеоназм может проявиться и на уровне грамматики.
Важно знать, что ошибки имеют оборотную сторону и могут быть образными средствами, усиливающими изобразительность речи. Желательно проиллюстрировать это на конкретных примерах.
Следует иметь в виду то, что нормативность речи – это одно из условий успешного общения. Другим условием является целесообразность речи, т.е. соответствие речи таким качествам как точность, логичность, чистота, краткость, действенность, выразительность.