чайковский какой балет написал

Балеты Чайковского: список произведений, сюжеты

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

Визитной карточкой русского балета называли и называют музыку к хореографическим спектаклям, написанную великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским (1840-1893). Это настоящее сокровище русского музыкального искусства. Она яркая, проникновенная, эмоциональная, запоминающаяся. Большинство партий расцениваются как знатоками, так и рядовыми слушателями как шедевры.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

Список балетов Чайковского состоит всего из трех спектаклей. В статье кратко изложены сюжеты «Лебединого озера», «Спящей красавицы и «Щелкунчика», а также их постановочные истории.

«Лебединое озеро»

Это балетная постановка, состоящая из четырех актов. Музыка к балету, который первоначально назывался «Озеро лебедей», была написана Чайковским в 1875-1876 годах. Премьера спектакля прошла в 1877 году на сцене Большого театра. Либретто было написано русским драматургом Владимиром Бегичевым. По некоторым сведениям, в создании либретто принимал участие солист театра Василий Герцель и сам Чайковский. Хореографическая часть лежала на плечах чешского балетмейстера В. Рейзингера.

Однако спектакль фактически был провален, а постановка признана неудачной. Возможно, именно по этой причине Чайковский долгое время не работал над сочинением музыки для балетов. Однако попытки переработать именно эту постановку предпринимались время от времени.

Лишь в 1895 году, после смерти композитора, наконец состоялась премьера спектакля в окончательном, ставшем классическим, варианте. Новая постановка балета Чайковского «Лебединое озеро» состоялась благодаря сотрудничеству балетмейстера Мариуса Петипа и его ученика Льва Иванова. В переработке либретто принимал участие брат композитора Модест Чайковский. Можно сказать, что лишь с этих лет знаменитый балет начал свое триумфальное шествие по миру.

Однако в 1953 году по требованию советского правительства, считающего, что все сказки должны иметь счастливый конец, спектакль приобрел иной финал.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

Сюжет. Первый акт

Первый акт начинается праздником по случаю совершеннолетия принца Зигфрида, сына Владетельной принцессы. Он проходит в парке перед дворцом. Виновник торжества и его приятели пьют и веселятся. Появление матери Зигфрида расстраивает веселье, но ненадолго.

Темнеет. Гости расходятся. Принц, увидевший пролетающую по небу лебединую стаю, решил поохотиться.

Второй акт

События разворачиваются в лесу, на берегу озера, неподалеку от развалин старинного замка. Кружащиеся в хороводе лебеди превращаются в девушек. Одна из них, красавица по имени Одетта, рассказывает пришедшему сюда принцу, что над ней и ее подругами тяготеет проклятие злого колдуна Ротбарта. Только ночью они могут принимать свое прежнее девичье обличье, а днем должны оставаться птицами.

Наступает рассвет. Стая лебедей снова плывет по озеру.

Третий акт

Далее показывают бал, проходящий во дворце Владетельной принцессы. На нем принц должен выбрать себе невесту, как настаивает его мать. Но Зигфрид колеблется. Внезапно входит неизвестный рыцарь с дочерью, которая удивительно похожа на Одетту. Это Одиллия. Приняв ее за деву-лебедя, принц объявляет о своем решении жениться на ней.

Четвертый акт

На озере разыгрывается буря, вздымаются огромные волны. Зигфрид, стремясь вернуть девушку, которая не хочет простить его, срывает с ее головы венец. Его подхватывает Ротбарт, обернувшийся в филина. Одетта и Зигфрид гибнут в разыгравшейся стихии.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

«Спящая красавица»

Премьера постановки состоялась в январе 1890 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург).

Известно, что музыка к балету «Спящая красавица» была заказана Чайковскому по инициативе Ивана Всеволожского, тогдашнего директора императорских театров. Либретто для постановки написал он же в соавторстве с балетмейстером Мариусом Петипа. Всеволожский придумал и эскизы костюмов к этому, а также к некотором другим балетам на музыку Чайковского.

Постановки балета с успехом проходят во многих театрах мира. В основе их, как правило, сохраняется хореография Петипа, которая считается классической.

Кратко остановимся на сюжете балета Чайковского «Спящая красавица».

Краткое содержание либретто. Пролог

Пышно празднуются крестины маленькой принцессы по имени Аврора в королевстве Флорестана. Добрые феи, посетившие праздник и принесшие дары малышке, по очереди исполняют свои танцы.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

Первое действие

И вот в королевстве празднуется совершеннолетие принцессы. Ей предлагают кандидатов для замужества, но она не торопится с выбором. Церемониймейстером объявлен указ о запрещении в королевстве колющих предметов.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

Но внезапно Аврора видит в углу сидящую старуху с веретеном в руках. Девушка хватает его и танцует, вертя в руках. Получает укол и падает замертво. В старухе всеми узнана злая Карабос. Ее пытаются схватить, но она, хохоча, исчезает.

Но фея Сирени утешает всех. Она насылает на короля с королевой и придворных волшебный сон. Окружающие засыпают в ожидании героя, который явится, чтобы разбудить Аврору поцелуем. По велению феи деревья разрастаются и образуют вокруг замка непроходимую чащу.

Второе действие

Миновало столетие. Принц Дезире и его свита, увлекшись азартом охоты, случайно попали в эти края. Вдруг скалы раздвигаются, возникает, а затем исчезает образ спящей Авроры, нежной и прекрасной. Принц очарован ею. Появившаяся фея Сирень приглашает принца в ладью, и они плывут сквозь густой лес. Так принц попадает во дворец. Вокруг запустение, пыль и паутина. Король, королева и все приближенные крепко спят. Принц окликает Аврору, но та не пробуждается, лежа на кровати под своим балдахином.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

Тогда Дезире целует принцессу. И она открывает глаза. А вместе с ней просыпаются все вокруг. Ярким пламенем загораются камин и свечи. Исчезает паутина.

Апофеоз

Иногда его называют третьим действием балета.

«Щелкунчик»

К известным балетам Чайковского в декабре 1892 года прибавился «Щелкунчик». Премьера его состоялась в Мариинском театре. Либретто написал все тот же М. Петипа, переосмыслив сказку немецкого писателя-романтика Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и написанную на ее основе историю А. Дюма-отца.

Партии Фрица и Клары (в некоторых редакциях это имя заменено на Мари, позже главную героиню в русских версиях назвали Машей) исполняли юные ученики Петербургского Императорского театрального училища.

В этом балете два действия. Остановимся подробнее на его сюжете.

Краткое изложение либретто. Первое действие

В основе балета «Щелкунчик» Чайковского лежит рождественская история, поэтому действие начинает развиваться накануне, в Рождественский сочельник. В доме доктора Штальбаума собираются гости. Вслед за взрослыми в комнату приходят и дети в предвкушении рождественских подарков. Последним из гостей оказывается крестный детей доктора Мари и Фрица. Это кукольный мастер, часовщик и изобретатель Дроссельмейер. Он дарит девочке Щелкунчика и рассказывает, что эта игрушка, помогающая теперь раскалывать орехи, была настоящим Принцем, но злобный Мышиный король заколдовал его.

Брат Мари Фриц заставляет Щелкунчика разгрызть слишком твердый орех, и тот ломается. Огорченная Мари жалеет сломанную игрушку, а друзья Фрица, забавляясь и надев маски мышей, дразнят ее.

Но вот праздник закончен, все расходятся. Комната с новогодней елью пуста и залита таинственным лунным светом. Мари тихонечко пробирается к оставленному здесь и уже полюбившемуся ей Щелкунчику. Приходит и Дроссельмейер. Теперь он добрый волшебник и оживляет игрушки. Преображается и интерьер: стены раздвигаются, елка увеличивается в размерах. Становятся в строй бывшие игрушечные солдатики, которыми командует Щелкунчик. Предстоит бой с армией Мышиного короля.

«Щелкунчик». Второе действие

Маша и Принц оказываются в волшебном лесу, под звездным небом, среди кружащихся снежинок. Герои оказываются в волшебном замке, где в их честь дают бал. Но праздник нарушен новой атакой мышей. На этот раз отважный Принц с войском побеждает их. Куклы, феи и их пажи танцуют в честь Мари и Принца. Те счастливы, все готовятся к свадьбе.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

Но внезапно снова появляется Дроссельмейер. И все это действо оборачивается сном: укачивая Щелкунчика, Мари задремала сама. Она все в той же комнате, а поблизости стоит елка, украшенная новогодними игрушками.

Надо отметить, что в некоторых постановках балета «Щелкунчик» Чайковского второй бой с мышиной армией опускают. В результате балет становится одноактным.

В статье было рассказано о том, какие балеты написал Чайковский.

Источник

Балеты П.И. Чайковчкого

П.И.Чайковский справедливо считается реформатором балетного жанра. Для того чтобы понять это, надо представить хотя бы немного, каким был балет до него.

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написалВ XIX веке до Чайковского существовали три направления B балетном искусстве: итальянская, французская и русская школы. Хотя первые упоминания о русском балете встречаются еще в XVII веке, развитие его начинается позднее, расцвет же падает на начало XIX века, когда «Дидло венчался славой», как писал Пушкин, и царила «божественная» Истомина. Пушкинские строки отражали реальность: первыми людьми в балете XIX века долгое время были совсем не композиторы, а балерины и балетмейстеры. «Второй» по отношению к первенству танца была и музыка, выполняющая часто только ритмические функции. Хотя хореографы пытались сблизить танец и музыку, все же музыке отводилась второстепенная роль. Оттого крупные композиторы редко брались за балет, считая его жанром «низким», прикладным.

Большее художественное значение в это время имели не русские балеты, а французские, прежде всего А. Адана и Л. Делиба. Один из первых романтических балетов «Жизель» А. Адана раскрывал содержание лирической любовной драмы не только в хореографии, но и в музыке. Именно он стал непосредственным предшественником «Лебединого озера».

Если русские композиторы не жаловали балет своим вниманием, то в оперу они часто вставляли танцевальные эпизоды, в которых музыка играла существенную роль. Так, блестящие танцевальные действия были в двух операх Глинки. Однако в них балетные сцены воплощали образы врагов

(«Жизнь за царя» поляки), фантастические, волшебные образы («Руслан и Людмила» танцы B садах Черномора) и являлись лишь частью действия. Тем не менее, именно оперы, и в первую очередь оперы Глинки, более всего подготовили балетную реформу Чайковского.

Новаторство Чайковского проявилось в симфонизации балета. Композитор насытил партитуру напряженным тематическим развитием и единством, присущим ранее только инструментальной и оперной музыке. При этом он оставил все специфические черты собственно танца и танцевального действия, т.е. не превратил балет B симфонию с элементами танца, не уподобил опере, а сохранил танцевальные сюиты, танцы традиционного классического балета.

Содержание всех трех балетов Чайковского «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» связано с фантастическим миром. Чайковский предпочитал в балете сказочность, а в опере изображение подлинной жизни. Но все же реальный и сказочно-фантастический мир во всех балетах композитора сплетаются так, как они соединяются для каждого слушателя в сказке. Феерическое, волшебное балетное действие не противоречит таинственным, прекрасным, воздушно- невесомым, но простым и очень человечным образам, созданным гением Чайковского.

БАЛЕТ ЛЕБЕДИННОЕ ОЗЕРО

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написалВ 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы, в то время почти не работали в жанре балета, нe считая Адана. Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ, но решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, В которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет, и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года, потерпели фиаско.

О МУЗЫКЕ

Новаторский характер партитуры Чайковского заключался в том, что, несмотря на традиционную замкнутость чередующихся номеров, вся музыка балета объединена одной линией развития. Каждый акт «Лебединого озера» представляет собой определенную ступень в развитии лирической драмы.

Балет-феерия в двух действиях и трех картинах «Щелкунчик»

Музыка «Щелкунчика» впервые прозвучала 7 марта 1892 года в одном из Петербургских симфонических концертов Русского музыкального общества (РМО). По свидетельству брата композитора, «успех нового произведения был большой. Из шести номеров сюиты пять было повторено по единодушному требованию публики».

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написалПредметом заботы композитора было изобретение особых тембровых эффектов, могущих передать всю сказочную необычайность второго действия балета. В связи с этим, видимо, он и обратил внимание на недавно изобретенную тогда челесту. Чайковский был одним из первых, кто ввел в симфонический оркестр прозрачный, «тающий», поистине волшебный звук челесты. В «Щелкунчике» наряду с челестой большую роль играют также и другие тембры, и тембровые сочетания (в частности, хор детских голосов в «Вальсе снежинок»), создающие впечатление сказочной фееричности. Характерный колорит вносят детские музыкальные инструменты, использованные Чайковским в сценах укачивания больного Щелкунчика (колыбельная из № 5) и битвы мышей с оловянными солдатиками.

Партитура «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна изсамых драгоценных страниц наследия Чайковского. Здесь с классической ясностью и полнотой объединились лучшие черты его музыкальной драматургии и его зрелого симфонического искусства.

Балет «Спящая красавица»

Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер XIX века М. Петипа. Получив либретто, Чайковский дает согласие на сотрудничество со Всеволожским и Петипа. Сразу же делает первые наброски на обложке только что полученного журнала «Русский вестник». Чайковский писал Одному из чиновников конторы Императорских театров:

«Относительно балета скажу Вам, что сюжет его мне очень нравится, и я с величайшим удовольствием займусь им.»

Музыка балета сочинялась с большими перерывами в период с октября 1888 г. по 26 мая 1889 г. во Фроловском (эскизы III д., финала 1 д. были сделаны во время заграничного путешествия, & также в Тифлисе). На некоторых фрагментах рукописи балета есть авторские указания на «Средиземное море», во время плавания по которому композитор продолжал делать эскизы балета. Балет был инструментован в период с 30 мая по 16 августа 1889 г. во Фроловском.

Сценарий Петипа был весьма ценным для Чайковского, поскольку содержал не только необходимые для композитора указания на хореографию танцев, на количество времени, тактов каждого номера, но также включал ряд важных замечаний в отношении образности, музыкальной стороны танцев и отдельных пантомимных номеров. Как свидетельствует М.И. Чайковский:

«Петр Ильич не только не сетовал на эти указания, но подчинялся им охотно и ничего не сочинял быстрее и вдохновеннее музыки двух последних балетов».

Заключение

Мелодии, одна прекраснее Другой, щедро звучат во всех его симфониях, концертах, романсах, пьесах и, конечно же, балетах.

Влияние Чайковского.

Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В. Рахманинов, А.С. Аренский, А.К. Глазунов и С.И. Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского. Его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н.Я. Мясковский и И.Ф. Стравинский. В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы.

Источник

Балеты Петра Ильича Чайковского

чайковский какой балет написал. Смотреть фото чайковский какой балет написал. Смотреть картинку чайковский какой балет написал. Картинка про чайковский какой балет написал. Фото чайковский какой балет написал

П. И. Чайковский вошел в историю музыки не только как гениальный русский композитор, как основатель многих жанров, но и как великий новатор, вдохнувший новую жизнь в стали классические жанры и формы, но и радикально переосмысливший некоторые из них.

Самым первым жанром, где заметно выразилась реформаторская деятельность П. Чайковского, стал балет. Пути, которые вели композитора к реформе балетного спектакля, очень разнообразны и часто лежали как в объективной, так и в субъективной плоскости. Объективные тенденции связаны с обновляющей атмосферой всего XIX в., с развитием, взаимодействием и модификацией многих жанров в эпоху романтизма. К субъективному фактору, безусловно, относится фигура самого Чайковского, творческое мышление и жанрово-эстетические предпочтения композитора, все художественно-интеллектуальное и внутреннее психологически-эмоциональное устройство его натуры.

Интересно, что обе тенденции шли навстречу друг другу. Путь к балету был для Чайковского естественен, обусловлен своей направленностью и природой его творчества. Но гораздо более сложным и противоречивым был путь балета к Чайковскому. Такая постановка вопроса подводит к выводу, что балетная реформа назрела именно на время творчества П. Чайковского и осуществить ее принадлежало именно ему. В его творчестве, как в фокусе, пересеклись все стороны и процессы, связанные с проблематикой балетной реформы; его эстетика и образ музыкального мышления стала благодатной почвой для воплощения реформы балетного спектакля.

Так сколько же балетов написал Чайковский?

Всего у великого композитора три балета:

Научная и музыковедческая литература, посвященная творчеству П. И. Чайковского, чрезвычайно многочисленна и мощна. Почти во всех источниках (монографиях, учебниках) уделяется внимание балетам композитора как неотъемлемой составляющей его наследия. Более концептуально и специализированно балетная реформа П. Чайковского и всесторонний анализ его трех балетов представлены в трудах Д. В. Житомирского, Ю. Я. Розановой, К. М. Дуловой, Ю. И. Слонимского и во многих других исследованиях. Значительное место балетным новациям П. Чайковского уделяется в трудах антологического характера, где предлагается панорама балетного творчества, режиссуры и исполнительства в российском и зарубежном балете от его зарождения (Ю. А. Бахрушин, С. В. Катонова, В. М. Красовская). Обще-эстетическая проблематика жанра балета раскрыта в статьях В. В. Ванслова.

Балетное творчество Чайковского

Опираясь на указанные источники, предлагаем:

Чтобы лучше понять историческую новизну балетов П. Чайковского, значение его реформы, справедливо фрагментарно очертить и такие моменты: чем был балетный спектакль до П. Чайковского, сущность явления симфонизма и его влияние на жанр балета в творчестве композитора.

История становления Чайковского как автора музыки для балета

Первенство в начале новаторских тенденций принадлежит французской музыкальной культуре, которая, верная своим национальным традициям еще со времен Ж. Б. Люлли, составляет заметное и влиятельное явление в сфере балета в XIX в., хотя попытки пересмотреть старые каноны балетной музыки существовали еще в XVIII в. Реформатор хореографии Ж. Ж. Новерр (1727-1810) уже стремился достичь синтетичности балетного спектакля, объединить все элементы танцевального действия. Новаторские тенденции просматриваются в деятельности известного балетмейстера Ш. Дидло (1767-1837). Постепенное становление элементов симфонизма происходило в балетной музыке А. Адана («Жизель «(1841) и Л. Делиба (»Копелия«, 1870;» Сильвия», 1876).

П. Чайковский почувствовал в балетах Л. Делиба конструктивную логику, элементы симфонизации, однако л. Делибу, как миниатюристу, «не свойственны размах и сила воображения для широких концепций» [1, с. 364]; имея утонченный вкус, все же его художественное «поле зрения» было достаточно узким. Так, в его последнем балете «Сильвия» реформа балетного спектакля воплощена более последовательно, чем в «Лебедином озере», но в «Спящей красавице» П. Чайковский значительно превысил достижения Л. Делиба и стало возможным говорить о «яркое художественное явление», о «рождении целостного музыкально-хореографического действа».

Итак, отражая через танец внутренний мир человека, композиторы-романтики сочетают лирическое действие с картинностью, с элементами театральности; «в новых циклических формах романтического искусства, в инструментальной (симфонической и камерной) музыке середины XIX кроются важные истоки для развития музыкально-целостного классического балета, когда танец теряет свое прикладное значение и становится выразителем богатого, разноцветного по настроению лирического содержания».

Что повлияло на балетное творчество Чайковского

Более непосредственное и плодотворное влияние на балетное творчество П. Чайковского осуществили процессы в отечественной музыкальной культуре.

Позже, когда уже было создано «Лебединое озеро»(1876), попытки придать балету единого музыкально-хореографического развития представлены в балетах М. М. Иванова «Весталка»(1889), Б. А. Фитингофа-Шеля «Гарлемский тюльпан» (1887), «Золушка» (1893), однако никому из них «не удавалось явление балетно-музыкального «концерта» (подобно концертности итальянских опер) углубить до единства и целостности музыкально-хореографического действа».

Художественные заветы М. Глинки развивал В. Даргомыжский в опере «Русалка» и симфонической фантазии «Малороссийский казачок», роскошные половецкие сцены разворачивает В. Бородин в опере «Князь Игорь», любовно воспроизводит обрядовые танцы-игры М. Римский-Корсаков-в операх «Майская ночь» и «Снегурочка». На Западе в середине XIX в. также стремительно развивается музыка танцевальных сцен в операх и танцевальные элементы в симфонической музыке (Большой вальс из оперы «Фауст» Ш. Гуно, удивительные народные танцы из «Кармен» Ж. Бизе, «проданной невесты» Б. Сметаны, симфонизированные «славянские танцы» А. Дворжака).

Так, под действием романтического балета в операх стали больше внимания уделять хореографическим сценам; именно они, подчиняясь сквозной динамике оперного спектакля, ускорили реформу самого балетного жанра. Обогащение балетной музыки в творчестве П. Чайковского произошло благодаря последовательно использованному симфоническому методу развития, «вобранному» из других жанров.

Балеты Чайковского

Отношение П. Чайковского к балету всегда был серьезным, далеким от поверхностного увлечения внешним декоративным блеском и виртуозностью танца. Он не видел причин, по которым бы музыка в балете не может стоять на уровне оперной или симфонической. «.В общем я решительно не понимаю, каким образом в выражении «балетная музыка» может быть что-то унизительное?»- пишет П. Чайковский С. Танееву.

Чайковский представляет балет как завершенную симфоническую композицию, где сочетаются классические и характерные танцы, пантомимы и дивертисменты, объединенные одним художественным замыслом и основной идеей.

Уже в «Лебедином озере»(1876 г.) П. Чайковский осуществил коренную реформу балетного спектакля. Вместо отдельных танцевальных номеров композитор создал поэтическое и целостное произведение, где музыка служит раскрытию главной идеи лирического сюжета.

В отличие от «Спящей красавицы», где преобладает классический танец,» Щелкунчик » (1892 г.) по новизне драматургии представляет собой новый вид хореографического спектакля, где симфоническое развитие опирается на чередование и взаимодействие контрастных сфер, связанных преимущественно с пантомимными сценами и характерным танцем.

Лебединое озеро

«Лебединое озеро» — балет на два действия Петра Чайковского, состоит из четырех сцен или трех актов. Существует две версии балета-авторская и Рикардо Дриго. В основу сюжета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращенной в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

Считается (согласно сохранившимся свидетельствам), что музыкальное произведение Чайковский создал под влиянием увиденного в Лебедевской экономии Давыдовых (ныне Каменского района Черкасской области) озера с лебедями.

Весной 1876 года Петр Ильич Чайковский завершил работу над своим первым балетом. Позади остались муки творчества, сомнения, неуверенность. Радость и подъем охватили композитора, который сердцем и умом почувствовал, что музыка удалась, получилось поистине убедительное и волшебное произведение.

Увлеченно взялась за работу и труппа Московского Большого театра, по заказу которого, собственно, и создавалось «Лебединое озеро». Через десять месяцев Афиша возвестила о премьере. 20 февраля 1877 года вошло в историю музыкальной культуры.

В этот день впервые было показано «Лебединое озеро». Однако постановка, как то ни парадоксально, получилась неудачной. Венцель Рейзингер, австрийской балетмейстер, которому выпала честь сделать первое хореографическое воплощение этого произведения на сцене, хоть и принадлежал к европейским знаменитостям, но умел разве что комбинировать танцы. Поняв, что ему не справиться с симфонической по своей природе балетной музыкой Петра Ильича Чайковского, Рейзингер принялся перекраивать ее по-своему, отвергая самые сложные и самые лучшие фрагменты и заменяя их другими танцевальными мелодиями других композиторов.

В одной из рецензий, появившаяся сразу после московской премьеры, можно было прочитать о Венцеля Рейзингера такие слова: «Он такой же мастер ставить балеты, как самовар ездить верхом».

И, несмотря на неудачу первой постановки, что очень часто становилось окончательным приговором, произведение не забылся. Правда, пройдет немало лет, пока к нему обратятся такие выдающиеся российские хореографы, как Лев Иванов, Мариус Петипа и Александр Горский. Они сумеют прочитать его по-настоящему глубоко и дать вторую, вечную жизнь балетному шедевру.

Балет «Щелкунчик»

Один из самых известных балетов — „Щелкунчик” П. И. Чайковского, созданный по сюжету известной сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана о Щелкунчике и Мышином короле. Это романтический спектакль о красивой и чистой душе юной героини, о силе любви и человечности, преодолевающей злые чары.

Балет состоит из двух действий, разных по содержанию. Главные действующие лица-девочка Маша и кукла Щелкунчик, который, победив Мышиного короля и преодолев злое колдовство, превращается в прекрасного Принца и приглашает Машу в свою волшебную страну сладостей.

Второе действие балета композитор украсил ярким и выразительным дивертисментом. По приказу Феи Драже появляется стол с лакомствами, начинаются танцы. Перед зрителем проходит череда сказочных образов, созданию которых способствует использование различных оркестровых тембров.

В теме Испанского танца („Шоколад”) звучит соло трубы с использованием кастаньет в средней части, что придает музыке характерного национального колорита.

Арабский танец („Кофе”) исполняют струнные, которым аккомпанирует тамбурин. В этом танце Чайковский использовал грузинскую народную музыкальную тему.

Звонкую мелодию Китайского танца („Чай”) исполняет флейта-пикколо в сопровождении низких звуков фагота. Это создает впечатление комического кукольного танца.

Русский танец Тропак („Пряник”), начинаясь в довольно быстром темпе, постепенно еще больше ускоряется и заканчивается невероятно быстрым танцевальным движением.

Сказочный образ Феи Драже помогают создать хрустальные звуки челесты – инструмента, который был заказан композитором во Франции специально для этого номера.

Изящный и хрупкий танец пастушков исполняют три флейта. Это будто ожили изящные фарфоровые статуэтки, украшавшие праздничный стол.

Музыка балета „Щелкунчик” широко известна, фрагменты из балета часто звучат в концертах в переложении для фортепиано и других инструментов.

Балет «Спящая красавица»

Либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа по сказке Шарля Перро.

Хореография Мариуса Петипа. В спектакле использованы хореографические фрагменты Федора Лопухова, Юрия Григоровича.

Либретто: Король и королева празднуют рождение дочери — принцессы Авроры. Гости и придворные приветствуют счастливых родителей. Фея сирени и другие добрые феи дарят новорожденной свои дары, наделяют Аврору прекрасными душевными качествами. Но вдруг перепуганные слуги извещают церемониймейстеру Каталабюту о прибытии злой феи Карабос. Карабос разгневана, ее забыли пригласить на торжество. Король и королева пытаются умилостивить злую фею. Но ярость ее не знает границ: Карабос предвещает юной Авроре, что та уснет вечным сном, как только уколет палец вязальной спицей. Всех гостей пронимает ужас. Так начинается балет «Спящая красавица».

О балете: «. А теперь скажу тебе, что мне «Спящая красавица» нравится от начала до конца», – уверенно писал Петр Ильич Чайковский своему издателю П. Юргенсону в 1890 году, вскоре после премьеры балета.

Требовательный к себе композитор довольно редко прибегал к таким оценкам относительно собственных произведений. Но в «Спящей красавице» он не сомневался. Этот балет стал для него одним из тех произведений, работая над которым композитор испытывал настоящую радость художника. «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я просто был в восторге от компоновки и писал с тем теплом и желанием, которые всегда обуславливают стоимость произведения», – писал П. Чайковский Н. Ф. фон Мекк.

Композитор не ошибся в своих надеждах. Балет «Спящая красавица», поставленный на сцене Мариинского театра в Петербурге 3 января 1890 года, стал выдающимся событием в истории музыкально-хореографического искусства. Премьера с участием лучших танцовщиков петербургской балетной труппы во главе с Карлоттою Бріанцею – Авророй и Павлом Гердтом – Дезире имела большой успех, что рос от спектакля к спектаклю. «Спящая красавица» стала одним из самых популярных балетов.

Заключение

Музыкальный гений П. Чайковского не только несказанно высоко вознес качественный уровень музыки в балетном спектакле, но и придал ей ведущую драматургическую роль.

Председательствующая роль музыки в балете привела к тому, что зритель хореографического спектакля становился одновременно и слушателем, который, зная суть фабулы, мог без хореографического ряда понять ход событий. Ценнейшие свойства балетного симфонизма заключались в способности музыки самостоятельно, собственными средствами воплощать идею произведения и очерчивать характеры действующих лиц.

Вместе с тем П. Чайковский не умалял балет как жанр хореографический, сценический, а наоборот, указывал, что создает «музыку для балета, музыку к балету». Балетная реформа заключалась не только в симфонизации, но и в новой трактовке традиционных танцев. Композитор не пошел по пути разрушения устоявшихся балетных жанров и форм (сюиты классических и национально-характерных танцев; Адажио с вариациями и тому подобное), не превратил балет в симфонию с элементами танца, а сохранил и обогатил все традиционные формы, внутренне их переосмыслил и одухотворил, предоставил им размаха и широты дыхания, недостижимые ни одному из его предшественников и современников.

Балет открывал перед Чайковским «. огромные и заманчивые перспективы как отрасль симфонической творчества, к которой он был склонен и в которой был гениально одарен. При этом симфонизм пребывал в идеальном для Чайковского слиянии с конкретной театральной образностью,.». Другими словами, опыт симфониста и оперного композитора, а также особенности дарования композитора сыграли в создании балетов решающую роль.

Симфонизация балета является ключевым моментом в переосмыслении жанра. Именно симфонизм способен охватить развернутые отрезки произведения непрерывным музыкальным развитием и установить связи между удаленными точками действия, создать внутренне целостные и завершенные монументальные композиции большого масштаба.

Балетную реформу П. Чайковский начал в лирико-романтическом «Лебедином озере», развил в мощный лиро-эпической «Спящей красавицы». Лирико-характерный «Щелкунчик», балет во многом оригинальный и новаторский, стал итогом и одновременно новым словом в симфонизации балетного спектакля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *