чайник кипит какое средство выразительности
Чайник кипит какое средство выразительности
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА»
1. Определите виды тропов.
А) Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов.
Г) Туманный Альбион.
2. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
Б) Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
В) Мой Лизочек так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
( А. Н. Плещеев «Мой Лизочек»)
Г) И мы тебя, поэт не разгадали,
Не поняли младенческой печали
Д) Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
(С.Есенин «Песнь о собаке»)
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА»
1. Определите виды тропов.
А) Лес точно терем расписной.
Б) Политический пасьянс.
Г) Шипенье пенистых бокалов.
Д) Люди в белых халатах.
2. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
А) Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»)
(Н.Гоголь «Невский проспект»)
В) «Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство. И руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли…»
(А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Г) И дольше века длится день
И не кончается объятье.
(Б.Л. Пастернак «Единственные дни»)
Д) Она щебечет и поёт
Как бы оберегая вход
(Б.Л. Пастернак «За поворотом»)
1. А) олицетворение, Б) метонимия, В) гипербола, Г) перифраз (Англия), Д) аллегория.
2. А) метонимия, Б) олицетворение, В) литота Г) эпитет Д) метафора
1. А) сравнение, Б) метафора, В) эпитет, Г) метонимия, Д) перифраз.
2. А) метафора Б) метонимия, синекдоха В) олицетворение, Г) гипербола, Д) сравнение
Cредства художественной изобразительности в русском языке и литературе
Изобразительно-выразительные средства русского языка — это художественные приемы, создающие образность повествования. Именно благодаря им русский язык неповторим, колоритен и поэтически ярок.
Какие бывают изобразительно-выразительные средства языка
Все изобразительно-выразительные средства подразделяются на:
Лексические изобразительно-выразительные средства языка — тропы — это слова и выражения, употребляемые в переносном смысле, с целью создания эмоционального образа при описании какого-либо явления. Тропы дают возможность не только понять, но и почувствовать то, что описано или сказано словами.
Синтаксические изобразительно-выразительные средства — фигуры речи — это особое построение слов для усиления эмоционального воздействия от текста. Фигуры речи заставляют сильнее прочувствовать те моменты, на которых автором сделан акцент.
В свою очередь, тропы и фигуры речи имеют свою классификацию:
Основные элементы — тропы
Итак, ниже перечислим основные элементы лексических изобразительно-выразительных средств — троп.
Эпитет — это художественно-образная характеристика явления: статные осины, могучий дуб, томительный свет.
Метафора — это скрытое сравнение: крыло самолета, лунный серп, костер заката.
Метонимия — это переименование предмета или явления на основании близких, легко понимаемых связях между заменяемыми словами. Например, лес поет (вместо “птицы в лесу поют”); город спит (вместо “жители города спят”); чайник кипит (вместо “вода в чайнике кипит”).
Синекдоха — это название целого через его часть и наоборот. Например, береги копейку (деньги); волнуется зритель (зрители).
Гипербола — это художественное преувеличение: океан любви; бесконечная равнина; не видеться сто лет.
Литота — это художественное преуменьшение: жизнь, как один миг; мужичок с ноготок; дюймовочка.
Перифраза — это иносказание, когда название предмета заменяется образным оборотом. Например, черное золото (нефть); царь зверей (лев); погрузиться в сон (заснуть).
Сравнение — это создание образа через сопоставление объектов. Например, нахмурился, словно туча; в море, как в зеркале, отражается луна.
Олицетворение — это изображение предметов или явлений живыми, наделенными способностью чувствовать, мыслить, говорить. Например, из-за туч выглянуло солнышко; лес настороженно молчит.
Основные элементы — фигуры речи
А теперь, основные элементы синтаксических изобразительно — выразительных средств — фигур речи.
Риторическое обращение — это условное обращение для усиления выразительности сказанного, для создания разных оттенков настроения. Например, “Беларусь моя, как я тебя люблю!” или “Послушай, будь другом.”
Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, иначе говоря вопрос-утверждение. Например, “Быть или не быть?” или “Любите ли вы море, как люблю его я?”
Анафора — это единоначалие, повторение звуков и слов в начале каждого высказывания отдельно взятого отрывка речи. Например, “Пусть придет зима, пусть ляжет снег, пусть завьюжит, заметет — пора бы уж.”
Парцелляция — это интонационное деление фразы на фрагменты-самостоятельные предложения. Например, “Светила полная луна. Завораживала. Пленяла.”
Градация — это такой порядок слов, когда их значение постепенно усиливается, повышая эмоциональное восприятие высказывания. Например, “Дождь царапал, стучал, барабанил в окно и не давал спать.”
Инверсия — это перестановка слов в предложении. Например, “Нашла вчера книгу я”.
Параллелизм — это схожая конструкция соседних отрезков речи. Например, “Не сияет на небе красно солнышко, не поют ему песни птицы певчие.”
Антитеза — это противопоставление контрастных понятий для создания образа. Например, “Ты богат, я очень беден. Ты прозаик, я поэт.”
Оксюморон — это сочетание двух взаимоисключающих понятий: немой крик, безмолвный разговор.
Эллипсис — это намеренный пропуск слов, которые легко восстанавливаются из контекста. Например, “С вокзала он прямо сюда.”
Фонетические и другие средства
Ну, и фонетические изобразительно-выразительные средства:
И это еще не все. Со школы всем нам хорошо известны антонимы, синонимы, омонимы, неологизмы, фразеологизмы, диалектизмы, жаргонизмы.
И если они используются с целью усилить эмоциональное воздействие на слушателя или читателя, то тоже являются изобразительно-выразительными средствами речи. Они относятся к лексике, и то, что они есть и их много, лишний раз доказывает, что русский язык богат и необъятен.
Роль изобразительно-выразительных средств в литературе и не только
Как много инструментов для того, чтобы создать образ, донести мельчайшие оттенки настроения, передать атмосферу, вызвать эмоции, отразить всю палитру красок жизни и надолго остаться в памяти!
Великий и могучий русский язык по праву считается таковым именно из-за того, что дает возможность выражать свои чувства, делать общение живым, душевным.
Средства художественной изобразительности используются не только в литературе. Они украшают и нашу разговорную, повседневную речь.
Мы, не задумываясь, употребляем образно-выразительные слова: “васильковые глаза”, “слепой дождь”, “золотые руки”, “блестящий ум”, “душа поет”, “голова гудит”, “напугал до смерти”, “сто лет тебя знаю”, “кот наплакал”, “погода шепчет” и прекрасно понимаем, о чем идет речь.
Важная таблица и перечень литературы
Для тех, кто хочет сделать свою речь насыщенной и яркой, для удобства восприятия материала все термины сведены в таблицу, из которой можно увидеть, как называется языковое средство, его значение и примеры употребления художественно-изобразительного средства в литературе:
А если вы хотите “поглубже окунуться в эту тему”), вот перечень словарей, в том числе и изобразительно-выразительных средств русского языка:
И настраивающее на поэтический лад видео об изобразительно-выразительных средствах языка:
Заключение
Русский язык красив и мелодичен. И художественным словом с огромным разнообразием смысловых оттенков, и интонацией, и синтаксическими конструкциями, способными создавать настроение.
Давайте учиться жить душой и разговаривать на ее языке!
Самостоятельная работа «Изобразительно-выразительные средства русского языка» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА»
1. Определите виды тропов.
А) Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов.
Г) Туманный Альбион.
2. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
Б) Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин «Зимний вечер»)
В) Мой Лизочек так уж мал,
Что из листика сирени
Сделал зонтик он для тени
( А. Н. Плещеев «Мой Лизочек»)
Г) И мы тебя, поэт не разгадали,
Не поняли младенческой печали
Д) Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег.
(С.Есенин «Песнь о собаке»)
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА»
1. Определите виды тропов.
А) Лес точно терем расписной.
Б) Политический пасьянс.
Г) Шипенье пенистых бокалов.
Д) Люди в белых халатах.
2. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
А) Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу»)
(Н.Гоголь «Невский проспект»)
В) «Я свистну, и ко мне послушно, робко вползёт окровавленное злодейство. И руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли…»
(А.С. Пушкин «Скупой рыцарь»)
Г) И дольше века длится день
И не кончается объятье.
(Б.Л. Пастернак «Единственные дни»)
Д) Она щебечет и поёт
Как бы оберегая вход
(Б.Л. Пастернак «За поворотом»)
1. А) олицетворение, Б) метонимия, В) гипербола, Г) перифраз (Англия), Д) аллегория.
2. А) метонимия, Б) олицетворение, В) литота Г) эпитет Д) метафора
1. А) сравнение, Б) метафора, В) эпитет, Г) метонимия, Д) перифраз.
2. А) метафора Б) метонимия, синекдоха В) олицетворение, Г) гипербола, Д) сравнение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-046951
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Изобразительно-выразительные средства русского языка
Изобразительно-выразительное средство | Определение | Примеры |
Эпитет | Художественное определение предмета, подчеркивающее его характерное свойство, а также придающее ему образность | |
Метафора | Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений, свернутое сравнение | |
Метонимия | Употребление слова или выражения в переносном значении, когда в основе переноса лежат смежность явлений, внутренняя или внешняя связь между предметами | |
Синекдоха | Разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет и, наоборот, название целого употребляется вместо названия части. При этом единственное число часто употребляется вместо множественного и наоборот | |
Сравнение | Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака, пояснение одного предмета или явления с помощью другого | |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека | |
Гипербола | Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения описываемого предмета, явления | |
Литота | Образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого предмета, явления | |
Аллегория | Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа | |
Оксюморон | Умышленное объединение, казалось бы, не сочетаемых между собой слов | |
Перифраз (перифраза) | Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
Примеры к таблице
1. Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение).
2. Чайник кипит (метонимия; ср. вода в чайнике кипит).
4. Туманный Альбион (перифраз: Англия).
5. При свете тьмы (оксюморон).
6. Мужичок с ноготок (литота).
7. Лес точно терем расписной (сравнение).
8. Политический пасьянс (метафора).
9. Самый взыскательный покупатель найдет здесь товар по душе (синекдоха).
10. Горячее сердце (эпитет).
11. Лиса — о хитром человеке (аллегория).
2. Выполнение упражнений 5, 6 (с.14).
III. Итог урока
Краткое повторение изученного на уроке. Оценка работы учащихся.
Домашнее задание:
2. Упражнения 8, 9 (с. 14).
3. Выписать по одному примеру на каждый троп из художественных текстов (можно использовать любые литературные произведения, изучаемые по школьной программе). Каждый пример записать на отдельной карточке с указанием источника.
Примечание. Карточки впоследствии могут использоваться учителем в качестве индивидуальных заданий.
УРОК _________ Дата_____________________
Тема: ОМОНИМЫ, ПАРОНИМЫ, СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ.
Цели:
повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах;
наблюдать за их употреблением в тексте;
повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с примерамитропов сдаются на проверку учителю.
II. Работа по теме урока
Слово учителя.
— На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о слове.Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, составляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.
(На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.
Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках пояснения).
В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.
В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Его Величество Чайник или средства выразительности со словом «Чайник».
Исследовательская работа «Его величество Чайник или средства выразительности со словом «Чайник»» была проделана в рамках подготовительной работы к ГИА по русскому языку. Решение задания на нахождение и определение средств выразительности даётся довольно сложно, особенно для татарско-язычных детей. Автор данной исследовательской работы взялся за обычное кухонное слово «Чайник» и попытался найти или составить с ним предложения с употреблением средств выразительности языка, в частности, тропов. Он нашёл примеры ко всем тропам.
Просмотр содержимого документа
«Его Величество Чайник или средства выразительности со словом «Чайник».»
Тема: Его величество Чайник или
средства выразительности со словом «чайник»
Руководитель : Искандарова Гульназ Вакиповна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Учащийся : Искандаров Ильназ Фирдиазович
Исследовательская работа «Его величество Чайник или средства выразительности со словом «Чайник»» была проделана в рамках подготовительной работы к ГИА по русскому языку. Решение задания на нахождение и определение средств выразительности (А3 в ОГЭ и В8 в ЕГЭ) даётся довольно сложно, особенно для татарско-язычных детей.
Учителем было сказано, что средства выразительности языка можно найти в любом предложении, и не только в художественном тексте. Автор данной исследовательской работы взялся за обычное кухонное слово «Чайник» и попытался найти или составить с ним предложения с употреблением средств выразительности языка, в частности, тропов. Он нашёл примеры ко всем тропам. Выискал анекдоты, афоризмы, шутки с данным словом, а также прочитал несколько рассказов со словом «чайник».
Глава1. Обзор литературы
§1. Что такое средство выразительности языка? …………………… 5 стр.
Глава 2. Объекты и методы работы над проектом.
§1. Слово «Чайник» у меня на кухне ……………………………….. 8стр.
§2. «Чайник» в афоризмах, анекдотах, художественных
4. Список используемой литературы………………………………. 12 стр.
Актуальность темы: знания о средствах выразительности необходимы при выполнении заданий А3-ОГЭ, В8-ЕГЭ
Цель исследования: доказать, что средства выразительности «живут» и на кухне.
Объект и предмет работы: средства выразительности, а именно- тропы; слово «чайник».
— изучить теоретический материал по тропам;
— найти прямые и переносные значения слова «чайник» и дать их толкование.
— пронаблюдать за употреблением членов семьи средств выразительности со словом «чайник»;
— найти словосочетания, предложения со словом «чайник» в художественной литературе, интернете, которые можно было бы рассматривать как средства выразительности.
Методы исследования: анализ значения слова «чайник», наблюдение за употреблением средств выразительности с данным словом в бытовой речи, выборка из текстов.
Гипотеза: слово «чайник» можно употребить со всеми тропами.
Работа состоит из введения, основной части, где рассматриваются теоретический и практический обзор исследовательской работы, заключения, списка использованной литературы.
Глава1. Обзор методической литературы.
§1. Что такое средство выразительности?
Художественная речь очень выразительна и делают её таковой средства выразительности. В тексте, чтобы достичь особой выразительности, автор может использовать самые разнообразные стилистические фигуры речи и тропы, изобразительные возможности лексики и синтаксиса, выразительные средства грамматики, фонетики, словообразования.
Слова, обозначая предметы, признаки, действия, количества выступают в прямом значении. Это их основное лексическое значение. Если прямое значение слова переносится на другой предмет, то у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. В толковых словарях прямое значение слова даётся первым. Значение, зафиксированное в качестве переносного, идёт с пометой «перен.».
Троп – это употребление слова в его переносном значении.
Тропами являются гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет. [1] Рассмотрим каждый из них.
1. Метафора (гp. metaphora — перенос) — это перенос названия с одного предмета на другой на основании какого-либо сходства их признаков.
Сходство предметов, получающих одно и то же название, может проявляться по-разному:
предметы могут быть похожи по форме (кольцо на руке — кольцо дыма);
по цвету (золотой медальон — золотые кудри);
по функции ( крыло птицы — крыло самолёта);
по характеру звучания (завыл пёс — завыл ветер);
сходство в расположении двух предметов по отношению к чему-либо (нос человека — нос корабля);
сходство в оценке предметов (ясный день — ясный стиль);
сходство в производимом впечатлении (черное покрывало — черные мысли).[3]
2. Метонимия (гр. metonymia — переименование) — это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.
Так, метонимическими являются переносы наименований:
• названия материала на изделие, из которого оно изготовлено (золото, серебро — Спортсмены привезли с Олимпиады золото и серебро);
• названия места (помещения) на группы людей, которые там находятся (класс — Класс готовится к контрольной работе);
• названия посуды на ее содержимое (фарфоровое блюдо — вкусное блюдо);
• названия действия на его результат (заниматься вышивкой — красивая вышивка);
• названия действия на место действия или тех, кто его выполняет (переход через горы — подземный переход);
• названия предмета на его обладателя (тенор — молодой тенор);
• имя автора на его произведения (Шекспир — ставили Шекспира) и т.д. [3]
3. Синéкдоха (гр. synekdoche — соподразумевание) — это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша — фруктовое дерево и груша — плод этого дерева; голова — часть тела и голова — человек умный, способный; вишня созрела — плод; мы люди простые — говорящий о себе самом. [3]
4. Эпи́тет (от др.-греч. — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным (вторая жизнь). Эпитет — слово или целое выражение, которое приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, помогает слову (выражению) обрести красочность, насыщенность. [4]
5. Олицетворение—приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Очень часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. [4]
6. Гипербола (из др.-греч. «переход; чрезмерность, избыток; преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит». [4]
7. Ирония(от др.-греч. — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Ирония — употребление слов в отрицательном смысле, прямо противоположном буквальному. Пример: «Ну ты храбрец!», «Умён-умён…» Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. [4]
8. Лито́та(от др.-греч. — простота, малость, умеренность) — троп, имеющий значение преуменьшения или нарочитого смягчения. [4]
9. Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Одной из отличительных черт сравнения является упоминание обоих сравниваемых предметов, при этом общий признак упоминается далеко не всегда. [4]
10.Перифраз (от др.-греч. — «описательное выражение», «иносказание») — это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких.
Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания (например, «ночное светило» = «луна» или «Люблю тебя, Петра творенье!» = «Люблю тебя, Санкт-Петербург!»). [4]
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова даётся следующее определение слову «чайник»:
В зависимости от культурных и географических особенностей слово чайник может иметь множество разных оттенков. В России, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде чайник — это прибор, используемый для быстрого нагрева воды для горячих напитков, таких как чай или кофе. [4]
Как видно из словарной статьи, слово «чайник» имеет прямое и переносное значение. В прямом значении это то, что мы видим каждый день на кухне. Чайники (посуда) могут быть разными по форме, по размеру, по оформлению, могут быть сделаны из разных материалов: из металла, из фарфора, из стекла, из пластмассы. Оказывается, в селе Веськово (недалеко от Переславля-Залесского) действует Музей чайника, где собраны разные виды чайников.
В переносном смысле «чайниками» также называют неопытных людей, новичков в каком-то деле. Это идёт из 60-х годов, когда началось увлечение альпинизмом и горными лыжами. Новички любили позировать для фотографий уперев одну руку в бок, а другую отведя немного в сторону и положив сверху на воткнутые в землю лыжные палки. По форме это напоминало чайник. От альпинистов прозвище перекочевало к автомобилистам, а теперь к неопытным пользователям компьютером.
В результате работы со словарём я определил прямое и переносное значение слова «чайник». Из интернета я узнал о Музее чайника.
Глава 2. Объекты и методы работы над проектом.
§1. Слово «Чайник» у меня на кухне.
Я пронаблюдал, как часто употребляется в моём доме слово «чайник». Мама его употребляет в день по 7-8 раз. Я, оказывается, употребляю его в день по 3 раза. Папа обычно ругает нас за то, что мы «весь чайник выпили». Самые частые выражения со словом «чайник»:
Давайте разберёмся, можно ли считать, что эти выражения являются средствами выразительности.
Также можно привести примеры и к другим тропам.
— «сидеть как чайник надутый»- сравнение;
— «чайник за рулём» (автомобилист новичок) – перифраз.
Следовательно, на кухне тоже употребляются тропы со словом “чайник”. Но мы к ним настолько привыкли, что даже не замечаем их выразительности.
§2. «Чайник» в афоризмах, анекдотах, художественных произведениях.
В интернете можно найти очень много афоризмов и анекдотов. Со словом «чайник» я нашёл следующие примеры:
«Нет, ну надо же, как меня обманули в магазине с электрочайником. Он загнулся после пяти пачек пельменей! Сейчас налёт со стенок отчищу и пойду его менять!»(олицетворение)
«После того, как в продажу поступили говорящие чайники (новейшее изобретение японских ученых), число пациентов психиатрических лечебниц резко увеличилось.» (эпитеты)
«Бывший вокалист группы «Ария» наладил выпуск электрических чайников под брендом «Закипелов». Особенность этих чайников в том, что когда выливаешь из него последние капли воды, он начинает исполнять песню «Я свободен»» (олицетворение)
«… И, вскипев от ревности, чайник отключился» (олицетворение)
«Сердце не чайник —любовь не остынет» (сравнение)
«Чайник со свистком — это милиционер за компьютером» (перифраз)
«Комический персонаж народного кукольного театра Петрушка был известен своим лукавством.
— В Москву за капустой.
— А разве самовар с ногами, что ли?
— То есть виноват, барин, самовар-то остался, да кипяток убежал.»(метафора)
В рассказе М.Никитиной «Чайник» (приложение 4) разбитый заварной чайник помог девочке избавиться от вранья. Хотя здесь он не одушевлённый, а простой чайник в прямом значении.
По ходу исследовательской работы я пришёл к выводу, что:
тропы со словом «чайник» могут употребляться как на кухне, так и в художественных произведениях;
выражения со словом «чайник» на кухне, хотя и считаются тропами в языкознании, сухие и не дают выразительности речи.
Что дала мне эта работа?
Во-первых, я начал неплохо разбираться в тропах, что необходимо для сдачи ГИА по русскому языку.
Во-вторых, я понял разницу между «сухими» тропами и средствами выразительности.
В третьих, я познакомился с несколькими интересными рассказами и получил удовольствие от чтения их.
В четвёртых, у меня возник новый вопрос: а сколько родственников у нашего простого чайника и употребляются ли они с тропами?
Значит, нужно совершить заочную экскурсию в Музей чайника. И кто знает, может такой музей не один на нашей Земле?!
Список используемой литературы:
2. Толковый словарь русского языка. /С.И.Ожегов- М: Оникс,2008г.-736с.
Вот скажите: вы любите ночь? Любите? Зачарованную тьму, обволакивающую пеленой ароматов летом, побеленную алмазами снега зимой? Что, вы ночью не смотрите в окно, а ложитесь в кровать после тяжелого рабочего дня? Устало зеваете, сворачиваетесь клубочком под одеялом…И по боку красотку-Ночь.
А можно я расскажу вам сказку? О чем сказка? Пусть будет о…вот, стоит рядом, чайник, о нем и сказка будет. Вот что в нем самое главное? Душа чайника – вода? Нет? Или все-таки да?
Ну, вот, вы уже спите, убаюканные моим бредом. Но сказку я все равно расскажу.
Однажды снежинку заинтересовало – почему она тает? Падает на землю – лежит, оседает на шубе – висит, а в окно залетела, упала и растаяла…Почему? Не то, чтобы ей не нравилось, скорее наоборот…Это было очень здорово – почувствовать себя другой, ощутить, что ты часть большего, удивительно изменчивого и прекрасного…Растаять. Погладить капелькой родственную душу, пытаясь достучаться до его сердца, услышать в ответное шаловливое булькание, затрепетать от радости…исчезнуть, взлететь, вспарить в небеса, будучи вечной бесконечностью! Её тянуло туда снова и снова. Снежинка не понимала, что с ней происходит, пока случайно не услышала незнакомое слово, внезапно причинившее боль и всколыхнувшее нелепое, дурное счастье. Она прилетала туда каждый день, ластилась, грелась о его теплые бока, и каждый раз говорила себе, что это неправильно, что она сюда не вернется…
По правде говоря, чайника гостья раздражала. Без спросу жалась к нему, лезла, совершенно глупо радовалась, когда он обжигал её паром. Он даже не сразу разглядел, какая она красивая – мелкая правда, совсем кроха, но красивая. Чайник и сам был неплох, ладный, круглый где надо, красный – хозяин как-то говорил, что красный значит красивый. Чайник был доволен собой, даже приобретенная хрипота, как он считал, ему пошла на пользу, сделала посолиднее. И правда, что он будет как юнец с писклявым голосом? Теперь он не обычный чайник, каких навалом на прилавках магазинов, а Чай-ник. Вслушайтесь: Чай-ник. Мужчина в расцвете сил.
А снежинка была вся такая…Воздушная, ажурная, легкомысленная и невыносимо радужная. Она отражала свет и почему-то сразу не таяла. Она вообще таяла, только прижавшись к его боку. В такие моменты чайник не знал, что делать, вроде бы и мороз – по стенкам, но холод не колючий, а ласковый, жмущийся как кошка к ногам. Снежинка была девочка шустрая, скатывалась по стенке, пока он зависал в раздумии, причем все время норовила залезть под крышку. Хитрюга, ага?
Однажды старый гном закрыл окно, и чайник заскучал без снежинки. Той тоже было плохо, она всю ночь стучалась в обледенелое стекло, а потом без сил упала у стены…Чайник в тот день совсем потерял голос. Он замерз, и даже вода, которую он старательно кипятил для хозяина, становилась все холоднее и холоднее. Чайнику было пусто и грустно, он выслушивал грубые слова, и из носика текли маленькие капельки-слезы. Хозяин пообещал выбросить никчемную рухлядь.
Но спустилась ночь, окно осталось открытым, и они вновь встретились. Снежинка бесстыдно нежилась в его объятиях, растекалась по крышке, а он молчаливо млел от её щемящей прохлады. Днем он грел, как никогда не грел, залихватски высвистывал гусарскую песенку и отплясывал крышкой озорной танец. А на следующее утро хозяин побросал свои вещи в сумку и больше никогда не возвращался. Чайник остался один. Снежинка прилетала к нему каждую ночь, утешала, успокаивала, но от её присутствия становилось только хуже. А однажды в замке заскрипел ключ и в комнату вошла юная гномиха. Гномиха была закутана в подбитый мехом плащ, на груди болтались пушистые помпоны, она огляделась вокруг, потерла руки, вытащила из угла холщовый мешок и кинула туда чайник.
Так чайник и оказался на помойке. Сначала ему было плохо, больно, черно, очень холодно, снежинка нашла его здесь, одела в покрывало льда, но не спасла. Что можно было сделать? Она уже не таяла, а сама еще больше замерзала, в отчаянной надежде прижимаясь к его холодным бокам, пытаясь…согреть? Чайник стал просто чайником. Эмаль потрескалась, дно прохудилось, и снежинка улетела, обломав последние лучики о ледяную корку. Видно, поняла, что уже ничего не исправить. Взмыла в небеса, и неожиданно встретила дождь, теплый, ласковый и до боли знакомый, он алел в солнечных лучах.
Пришла весна.
Не китайский чайник.