чем обогатила вас пьеса над какими вопросами заставила задуматься старший сын

Проблематика пьесы Вампилова «Старший сын»?

«Старший сын» — одно из самых популярных произведений Александра Вампилова, и, несмотря на подстерегающие героев серьезные неприятности, возможно, единственная его пьеса с безусловно счастливым концом. Не зря даже пятьдесят лет спустя она не сходит со сцен театров, развлекая и трогая зрителей, а экранизация «Старшего сына» с Евгением Леоновым считается одним из самых удачных творений позднесоветского кинематографа.

Как известно, пьеса начинается с того, что двое подгулявших молодых людей — студент медвуза Бусыгин и его приятель, лучше «знающий жизнь» и более циничный торговый агент Семен по прозвищу Сильва опоздали на последнюю электричку и ищут, куда бы приткнуться на ночь. Подслушав чужой разговор и проникнув в местные семейные тайны, они решили переночевать в доме немолодого музыканта Сарафанова, отца двух своенравных взрослеющих детей.

Его младший сын пятнадцатилетний Васенька влюблен во взрослую соседку по фамилии Макарская, которая годится ему хоть не в матери, то, во всяком случае, в старшие сестры. Дочь Сарафанова Нина — уже взрослая девушка и вдобавок невеста, но и она стыдится отца. Мало того, что от него ушла жена, так он еще и не сумел подняться выше кларнетиста в местном оркестре. При этом неисправимый чудак не считает себя неудачником, как думала о нем жена и продолжают думать все соседи. Даже когда Сарафанова одолевают темные мысли, он утешает себя тем, что приносит людям радость. Так почему бы у него не появиться еще одному «родственнику»?

Идея розыгрыша рождается в изобретательном уме Сильвы: подслушав излияния выставленного из дома Макарской и успевшего выпить с горя Васеньки, он подговаривает Бусыгина назваться старшим сыном Сарафанова, рожденным от случайной возлюбленной после войны и решившим много лет спустя найти отца. В конце концов, это выдумка на одну ночь, наутро они отправятся домой и никто не узнает правды. Вот только Бусыгин не только называет себя «сыном» Сарафанова, но и вскоре впутывается в дела чужой ему по крови семьи, младшие члены которой попадают в самые неприятные переделки. Получивший окончательный отказ Васенька бежит из отцовского дома, а на прощание, потеряв рассудок из ревности, поджигает квартиру предмета своих воздыханий. Нина готова оставить жениха, потому что не на шутку влюблена в явившегося неизвестно откуда мнимого брата. Сам Сарафанов признается, что давно ушел из оркестра и играет на свадьбах и похоронах, окончательно шокируя детей.

Решая не по своей воле эти проблемы, Бусыгин чувствует себя действительно членом семейства Сарафанова, ответственным за невзгоды и детей, и невезучего главы семьи. И когда раздраженный Сильва рассказывает о розыгрыше, Сарафанов ни за что не желает верить правде, признавать, что этот молодой человек ему не родной. Но главное, что так считает и Бусыгин, который и сам ощущает себя нежданно найденным старшим сыном этого безалаберного семейства и признается в этом мнимому «отцу». Финал пьесы не оставляет неясностей: Бусыгин остается в доме Сарафановых, а если его роман с Ниной будет развиваться благополучно, он действительно сделается старшим сыном Сарафанова и единственным взрослым мужчиной в этой семье.

Мораль ясна: родственные души оказываются ближе, чем люди, родные по крови, но не способные найти общий язык. К тому же в «родственнике» нуждается не только бедняга Сарафанов, к которому относятся свысока собственные дети, даже еще не взрослый Васенька. Свою семью ищет и находит и выросший без отца Бусыгин, которому тоже нужны родные люди, нуждающиеся в нем.

Источник

Презентация и конспект по литературе 11 класс «А. Вампилов. Старший сын»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ vampilova._vampilov._pesa_starshiy_syn.pptx

чем обогатила вас пьеса над какими вопросами заставила задуматься старший сын. Смотреть фото чем обогатила вас пьеса над какими вопросами заставила задуматься старший сын. Смотреть картинку чем обогатила вас пьеса над какими вопросами заставила задуматься старший сын. Картинка про чем обогатила вас пьеса над какими вопросами заставила задуматься старший сын. Фото чем обогатила вас пьеса над какими вопросами заставила задуматься старший сын

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Александр Вампилов
«Старший сын»
«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека»

Описание слайда:

1937 г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».
1960 г. – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.
1965 г. – приезд в Москву в театр «Современник».
1966 г. – «Прощание в июне».
1970 г. – «Старший сын», «Утиная охота».
1972 г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972 г. – трагическая гибель писателя.

Описание слайда:

Сегодня на уроке:
— Фабула пьесы.
— Конфликт пьесы.
— Сарафанов и его дети.
Образ Бусыгина в раскрытии идеи пьесы.
Проблематика и идея пьесы.
— Авторская позиция.

Описание слайда:

История написания
Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе «Ангара».
В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.

Описание слайда:

«Фабула» — это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» — это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически).
Конфликт произведения: он является движущей силой и определяет главные стадии развития сюжета: зарождение конфликта – завязка, наивысшее обострение – кульминация, разрешение конфликта – развязка. Обычно конфликт выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синонимы), то есть прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами — характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера.

Описание слайда:

Бусыгин – студент – медик, представившийся сыном Сарафанова;
Семён (Сильва) – торговый агент, возлюбленный Макарской;
Андрей Григорьевич Сарафанов – играет на похоронах, но скрывает это от детей;
Васенька – десятиклассник, сын Сарафанова;
Кудимов – лётчик, жених Нины;
Нина – дочь Сарафанова;
Макарская – тридцатилетняя женщина, возлюбленная Васеньки и Сильвы;
Две подруги
Сосед

Описание слайда:

Как дети относятся к отцу? Сопоставьте их.
дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Описание слайда:

Обратите внимание
В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль:

«Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Описание слайда:

Подготовить отзыв о прочитанной пьесе по следующему плану:
Какова тема и основная мысль произведения?
Где и когда происходят события?
Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?
Кто из героев особенно понравился? Почему?
Кто из героев, по-вашему, заслуживает осуждения?
Чем обогатила вас пьеса? Над какими вопросами заставила задуматься?

Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ vampilovstarchij syn.docx

Урок литературы в 11 классе

Пьеса Александра Вампилова «Старший сын»

(учитель русского языка и литературы Клименко Ольга Викторовна)

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека»

Учитель : Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку?

Учащиеся: поясняют свое мнение.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали жизнь и творчество драматурга А. Вампилова. Выполните небольшую проверочную работу.

(на распечатках указаны даты, написать основные события данных лет)

1937 г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».

1960 г. – закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.

1965 г. – приезд в Москву в театр «Современник».

1966 г. – «Прощание в июне».

1970 г. – «Старший сын», «Утиная охота».

1972 г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972 г. – трагическая гибель писателя.

(взаимопроверка и выставление баллов, ответы на слайде 2 презентации)

Тема сегодняшнего урока: «Пьеса Александра Вампилова «Старший сын». Вы дома прочитали пьесу. Какие цели стоят перед нами на уроке?

Учитель: Верно. Слайд 4. История создания пьесы непростая : Первый вариант пьесы был создан в 1965 году и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете « Советская молодёжь ». В 1967 году пьеса носит название «Предместье» и в 1968 году печатается в альманахе « Ангара ».

В 1970 году Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием. Такой эту пьесу читаем мы с вами.

Как вы думаете, удачно ли название пьесы «Старший сын» и почему?

Учащиеся: высказывают свое мнение.

«Фабула» — это последовательность событий, как они происходят, а «сюжет» — это та последовательность, в которой их располагает автор (в которой он повествует о них или изображает их драматически).

Конфликт произведения: он является движущей силой и определяет главные стадии развития сюжета: зарождение конфликта – завязка, наивысшее обострение – кульминация, разрешение конфликта – развязка. Расставьте на доске последовательность фраз, событий в пьесе:

«Случайное имя Сарафанов», «Ваш сын и брат», «В 45 году был роман с девушкой», «Серебряная табакерка» «Признание», «Вы мои дети»

Учащиеся: один обучающийся выходит к доске, на магниты вывешивает фразы в нужном порядке, остальные проверяют.

Учитель : Слайд 6 (персонажи пьесы) Какие взаимоотношения в семье Сарафановых? Расскажите о каждом из них, приведите примеры из текста.

Учащиеся: По очереди рассказывают об Андрее Григорьевиче (его судьбе), Нине (мнение об отце, письма матери), Васеньке (его желание покинуть дом, первая любовь), подтверждая текстом пьесы.

Учитель: Почему Сарафанов так легко поверил Бусыгину? Как изменились отношения в семье с появлением «старшего брата»? Слайд 7

Учащиеся: отвечают на вопросы.

Учитель: Какую проблему ставит автор в пьесе? В чем идейный смысл произведения?

Учащиеся: отвечают на вопросы. Слайд 8

Учитель: В чем авторская позиция. В чьих словах она звучит? Слайд 9, 10

Учащиеся: отвечают на вопросы.

Учитель: Как вы понимаете выражение люди с чистыми сердцами? «Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит». Слайд 11

Учащиеся: отвечают на вопросы.

Учитель: домашнее задание:

Подготовить отзыв о прочитанной пьесе по следующему плану Слайд 12:

1. Какова тема и основная мысль произведения?

2. Где и когда происходят события?

3. Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

4. Кто из героев особенно понравился? Почему?

5. Кто из героев, по-вашему, заслуживает осуждения?

6. Чем обогатила вас пьеса? Над какими вопросами заставила задуматься?

Учащиеся: записывают в тетрадь и дневник задания.

Учитель: Выставление оценок за работу на уроке.

Учитель: Прочитайте слова В.Г. Распутина Слайд 13

Учащиеся : зачитывают слова В.Г. Распутина, высказывают свое мнение.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Анализ пьесы Вампилова Старший сын

История создания: эта пьеса имеет несколько редакций. Первая публикация была, в 1964 году под названием «Мир в доме Сарафанова», второй раз опубликовали в газете «Женихи», потом в 1968 году было опубликовано под заглавием «Предместье». И в этом же году писатель окончательно остановился на названии «Старший сын» и опубликовал отдельным изданием.

Жанр: комедия

Сюжет

Весенним вечером два парня – Сильва и Бусыгин- под звуки гитары провожают домой двух девушек, с которыми недавно познакомились. Парни шли с надеждой что девушки их оставят ночевать у себя, но девушки отказались принять у себя дома.

В это время встретился Андрей Григорьевич Сарафанов с соседом держа в руке кларнет, Сарафанов упрашивает что б он никому не говорил, что он подрабатывает на похоронах.

Из разговора Васи и Макарской ясно, что парень младше ее на десять лет и он влюблен в нее. Но девушка взаимностью ему не отвечает. Она прогонят Васю, не желая с ним никакого общения.

Семен Севостьянов и Владимир Бусыгин которые опоздали на электричку думают где им переночевать. Познакомившись с Макарской они нагло требуют, что б она пустила их к себе. Девушка с гневом закрывает окно. Раздумывая все варианты в темноте видят силуэт Сарафанова, он просит Наталью что б она дала ему высказать свои мысли. Молодые парни увидели, что в доме откуда вышел взрослый человек, остался парень, который тоже собирается уходить.

Впустив в дом двух парней Вася узнал, почему они пришли и не мог подумать, что это ложь. Парни сказали Васи что они сводные братья, это стало причиной для застолья.

Когда Сарафанов вернулся домой он с непониманием принимает новость. Но он думал, что такое может быть. К компании присоединилась дочь хозяина – Нина. Она хочет, что б ей предоставили доказательства о том, что ее папа и Бусыгин являются родственниками. Все сомнения уходят, когда Бусыгин рассказывает о матери, и как мать познакомилась с отцом. Этот весь разговор они подслушали из кухни.

До утра Сарафанов разговаривает с самозванцем. Когда наступило утро гости хотели незаметно выйти из дома, но Сарафанов заметил их, и решил продолжить традицию семьи, дав Бусыгину серебряную табуретку. Владимир впечатлен поступком мужчины и говорит о том, что хочет остаться еще на один день. Предлагая Нине свою помощь в уборке комнаты. По разговору понятно, что ее парень ревнует, а она нахваливает своего жениха. После ссоры они мирятся, и чуть ли не произошел поцелуй, они оба в растерянности.

Макарская уговорила Васю пойти в кино, и пока тот бегал за билетами девушка приняла у себя в гостях Сильву. Соглашаясь встретится с ним вечером. Когда Вася узнал все он покинул дом виня ее отца, что влез в ихние отношения.

Вечером в доме Сафарова появился летчик Кудисов за которого Нина собиралась замуж. Они сели за стол, и гость, глядя на Сарафанова не может понять где раннее видел отца Нины. Бусыгин и Нина рассказывает правду, Сарафанов с сожалением говорит, что играет на похоронах. Вова успокаивает. Вскоре Нина слушает как Бусыгин признается ей в любви.

Сарафанов, не зная правды хочет поехать с старшим сыном к маме. Но вбежавший в дом Вася рассказывает о поджоге Макарской и любовника. За ним сразу забежали и пострадавшие Макарская прогнала Сильву, а на Васю смотрит с другой стороны.

Перед тем как уйти Сильва рассказал правду что нет никаких родственных связей Бусыгина с этой семьей. Но Сарафанов продолжает считать Владимира своим сыном. И просит, что б он переехал в их дом. Бусыгин говорит, что электричка уехала.

Тема: важная мысль которая заложена в пьесу является то что духовная близость главнее чем кровное родство. Сходство душ намного важнее чем официальные родственники.

Главные герои: Нина, Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Кудимов, Сильва, Макарская.

Композиция: все действия происходят в доме Сарафановых. Все эти действия имеют продолжительность три дня. За эти дни произошло многое, но все они были связаны с домом Сарафанова. Его дом вроде как держит Бусыгина с другом, останавливает и не отпускает. В конце произведения читателю действительно кажется, что Бусыгин его сын, потому что совпадений очень много.

2 вариант

Произведение Вампилова «Старший сын» является одним из выдающихся пьес отечественной драматургии. Автор, рассказывает зрителю судьбу типичного неудачника, который, несмотря на всю несостоятельность своей жизни, остается человеком честным и совестливым. Светлая душа и незамутненный грязью ум привлекают к Сарафанову большое количество людей, одним из которых становится второй главный герой пьесы Владимир Бусыгин.

Сюжет произведения основывается на двух персонажах – Сарафанове и Бусыгине. Друг от друга их разделяет большое различие в возрасте, но, несмотря на это, оба героя имеют некую тягу друг к другу, они, что называется, родственные души. Сарафанов является человеком настолько чистым, непорочным, что никому не удается не заметить его странную притягательность, его честность к себе и окружающим его людям.

Герой по-настоящему любит абсолютно всех людей, доверчиво смотрит в глаза каждому, кто удостоится с ним заговорить. Именно из-за этой «блаженности» Сарафанова бросает жена, которая позже находит себе человека, что называется, серьезного. И трудно ее за это осудить, ведь такие люди в каждом вызывают удивление и недоверие, мол, невозможно жить в этом мире и быть настолько добрым и честным человеком. Так жить нельзя. Но почему же тогда от него не уходят дети? Притом не только свои, но и чужие? Может быть от того, что только дети, благодаря своей непорочности, могут заглянуть в саму суть находящегося перед ними человека? Каждый из нас, наверняка, встречался с такими «странными» людьми, которые ничего ни от кого не требуют, живут рука об руку со своей совестью и никому не желают зла. И давайте вспомним, как же общество к ним относится? Недоверчиво, с удивлением, презрением, а иногда, даже с неприкрытой злобой.

Невнимательный читатель может подумать, что Бусыгиным, в отношениях с Сарафановым, движет только симпатия к Нине, но, пролистав книгу далее, мы понимаем, что это не совсем так. Определяющей ролью становится именно сам Сарафанов, который своим отношением к жизни, душевной чистотой и полным отсутствием какой-либо злобы привлекает Владимира Бусыгина. Бусыгин, будучи «безотцовщиной», вдруг сталкивается с неизвестным и непонятным состоянием. Оказывается, в мире есть люди, которых ни при каких обстоятельствах нельзя терять и бросать. Ведь они тебя любят.

Многие, так или иначе, открыто называют Сарафанова «блаженным», но именно благодаря ему и его неудержимой вере, каждый начинает задумываться о герое и стараться ему помочь. Эта вера становится мощным толчком к объединению детей вокруг своего горе-отца.

Всего лишь один день, прожитый в семье Сарафановых, позволяет Бусыгину глубоко задуматься. Он получает замечательный нравственный урок и, в конце концов, обретает семью, о которой он мечтал многие годы. Всего за один день он находит близких своему сердцу и душе людей.

Анализ 2

Вампилов написал огромное количество разных произведений, но самым популярным и интересным является «Старший сын».

Все происходит в одном городе, где живут два молодых человека. Одного парня зовут Владимир, а второго парня зовут Семен. Им хочется поскорее отыскать свою вторую половинку, вот только пока этого не произошло, они могут спокойно и легко наслаждаться свободой. И вот сегодня им выпала карта провожать красивых девушек до дому, а там может быть, еще что-нибудь им выпадет. И они очень сильно надеются на это. Вот только девушки не совсем такие доступные, как могло показаться парням, и больше как проводить их до дому им ничего не нужно было. Оказывается, девушки жили за городом и добиться туда очень далеко. Когда они добрались к дому девушек, то они распрощались с ними и ушли домой, а парни остались на улице в холоде и домой им теперь не добраться, а все, потому что последний автобус уже уехал.

Ребята здесь никого не знают, а вокруг них имеются два многоэтажных дома и несколько маленьких домиков. И тогда у них остается только один выход, это искать приют у одного из этих жителей. Вот только не каждый человек примет к себе в дом чужих парней. Им очень хотелось бы попроситься к кому-нибудь, переночевать, вот только никто не соглашался.

И ребята уже отчаялись найти ночлег, но вдруг увидели, как пожилой мужчина идет не к себе домой, а к квартире, где жила их учительница и пытается до нее дозвониться. Больше всего на свете ему нравится играть в разные мелодии. Но чаще всего их приходится играть на похоронах. Ребята думают, что этот мужчина старается разными способами пробраться в ее дом для того чтобы потом завоевать ее сердце, ведь оно пока еще свободно. И для того чтобы все это выяснить они решают любыми путями пробраться к ней квартиру.

С самого начала ребята кажутся читателям глупыми и даже легкомысленными. Им совсем неважно, что происходит в мире. Но с развитием сюжета герои развиваются по-другому, и разум их начинает мыслить другим способом.

Тем временем квартира этого самого пожилого мужчины остается открытой и ребята не упускают возможности туда проскочить. Хотя там и были люди, но каждый из них занимается своими делами и до новых и незваных гостей им просто все равно. Оказывается, у этого мужчины есть любимая и единственная дочь по имени Нина, которая уже нашла свою любовь и завтра уедет жить вместе со своим любимым в Сахалин.

На первый взгляд можно подумать, что произведение написано в виде комедии, но когда начинаешь вчитываться в сюжет, то оказывается, все по-другому.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Вампилова Старший сын

Популярные сегодня темы

Волгоград — мой любимый город. Я живу в этом городе с рождения, поэтому знаю его очень хорошо. Город расположился на берегу Волги. В Волгограде много интересных мест и достопримечательностей.

Это очень неприятное состояние, от которого всем плохо. Также это столкновение обычно двух систем, когда они не могут или не хотят вести переговоры, а в ход идёт сила. И тут любые средства используются.

Александр Сергеевич Пушкин был не только выдающимся поэтом, но и прозаиком. Его простые, но в то же время гениальные произведения не могут оставить равнодушным ни одного читателя.

Нельзя сказать, что герой этот сам придумал свою теорию. В произведении он больше просто говорит, что слышал одно там, а другое – там. Но он добавил туда образ кафтана, как блага.

Основой произведения является повествование о трагической истории романтических отношений двух крепостных, парикмахера Аркадия Ильича и актрисы Любови Онисимовны, представленное в виде рассказа

Источник

Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переноче­вать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара- фановых.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Ва­сеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны роди­тели. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат по­кинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Са­рафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «. Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных геро­ев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Силь­ва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нуж­ны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее уст­роить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и забо­титься о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опазды­вает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са- рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интере­сен, и находит новых настоящих друзей.

Анализ произведений русской литературы 11 класс

.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же.

B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века. » анализ произведения

B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка. » анализ произведения

Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка. » (извест­ной также под названиями «Военная песня» и.

B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения

«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою.

А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом. » анализ произведения

В стихотворении «Вечерние часы перед столом. » А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний.

А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости. » анализ произведения

А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения

Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под.

А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения

Александр Алёхин, 1 – сценарный.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 2

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

Сочинение на тему Гениальность

Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту

Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.

Урок литературы в 10 классе по пьесе А.В. Вампилова «Старший сын»

1.Знакомство с биографией А.В. Вампилова.

2. Анализ пьесы А.В. Вампилова «Старший сын».

а) найти материал, связанный с биографией Вампилова, прочитать

б) выучить стихотворение П. Реутского «Вспоминайте меня весело»

Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток.Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Близкие друзья, а среди них- писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев, называли его ласково Саня.

От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

Читает начало рассказа: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

Ученик: (продолжает рассказ)

Александр Валентинович Вампилов Родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. В юности зачитывался Н.В. Гоголем и В.Г. Белинским, любил тихонько поигрывать на гитаре мелодию яковлевского романса на слова А. Дельвига «Когда еще я не пил слез из чаши бытия…»

Любил рыбную ловлю и охоту.

После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

При жизни А.В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970), «Провинциальные анекдоты» (1970), « Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. А сейчас…

Учитель объявляет тему и цель урока. Учащиеся записывают в тетрадь: Александр Валентинович Вампилов (1937-1972).

Вспоминают, что называется эпиграфом. Запись в тетради.

В качестве эпиграфа слова В.Г. Распутина: « Традиционные начала русской литературы хорошо известны, они до сих пор остаются ее продолжением: проповедь добра, совестливость, обостренное чувство истины, правды и надежды»

А молодого драматурга волновали проблемы нравственности.

Что такое нравственность?

Нравственность – правила, определяющие поведение человека; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение человека.

Нравственный человек – это глубоко совестливый человек.

Совесть – это способность различать добро и зло, давать нравственную оценку своим поступкам.

Совесть осуждает человека, если он поступает безнравственно, вопреки требованиям совести.

А сейчас мы будем беседовать с вами по тем вопросам, которые были предложены заранее.

(У каждого ученика карточки с вопросами для анализа пьесы «Старший сын»)

В процессе беседы ученики вспоминают, что такое фабула? нравоучение? предместье? коллизии?

Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

Нравоучение – поучение, внушение нравственных правил.

Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

Коллизия. Столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

В процессе беседы ученики отметили: (1-3 вопросы)

Судьба главы семейства Сарафановых не сложилась: жена ушла, на работе не ладилось- пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова Васенька- десятиклассник- влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему, как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет ехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему еще и нравится Нина. Конец у пьесы Благополучный. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. Частым гостем этой семьи становится «старший сын»

4).По мнению учащихся, название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как главный ее герой – Володя Бусыгин- вполне оправдал, взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью.

5-6) Чувстуется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину.

Ученики делают вывод, что неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, когда другие ломались. Сарафанов дорожит своими детьми.

Сопоставляя старшего Сарафанова с Ниной и Васенькой, ребята заметили, что дети по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично. Ведь не случайно в финале, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар, не мучаясь совестью за сделанное. В характере этого юноши мало истинно мужского – к такому выводу приходят ученики.

В Нине, умной, красивой девушке, ребята отметили практичность, расчетливость, проявившиеся, например, в выборе жениха. Но эти качества были в ней главными, пока она не полюбила.

7) Бусыгин и Сильва. Оказавшись в особых обстоятельствах проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей. Он совестливый, отзывчивый на чужую беду, очевидно, поэтому и поступает порядочно. Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: приживых родителях воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим о он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо раскрывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист.

8) Ученики отметили « непробиваемую душу» Михаила Кудимова, жениха Нины. Такие люди в жизни встречаются, но их не сразу поймешь. Он равнодушен к людям. Незначительное место занимает этот персонаж в пьесе, однако представляет собою ярко ярко выраженный тип «правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу.

9) Автор углубляет в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до грани отчаяния. (Наташа Макарская). В образе соседа, по мнению ребят выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится.

11) Учащиеся обратили внимание, что автор не определяет жанра пьесы. Отнеся ее к комедии, многие заметили, что наряду с комическими, в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний героев (Сарафанова, Сильвы, Макарской).

Как относится к своим основным героям автор? Что утверждает в человеке, и что отрицает в нем?

Список используемой литературы:

Вампилов А.В.Драматургическое наследие. Пьесы. Редакции и варианты разных лет. Сценки и монологи.- Иркутск, 2002.

Вампилов А.В. Утиная охота. Пьесы.- Иркутск, 1987.

Александр Вампилов в воспоминаниях и фотографиях.- Иркутск, 1999.

Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын». Материалы к уроку внеклассного чтения.//Русский язык и литература, №3, 1991.-с.62

Методика урока: слово учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, текстуальный анализ отдельных сцен, выразительное чтение учащихся.

1 этап: раскрытие учителем целей и задач урока, формулировка темы.

2 этап: работа с названием пьесы с опорой на ранее изученный материал

«Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старший сын» (1970 г.) Вопросы к аналитической беседе с кратким комментарием:

1. В чем проявляется взаимосвязь в названиях пьес?

2. В чем принципиальная разница в названиях пьес?

3. Какова смысловая символика в названии пьесы «Старший сын»?

3 этап. Анализ пьесы с цитированием и выразительным чтением.

Главные и второстепенные герои пьесы. Фабула пьесы.

Сарафанов и его дети.

Образы Бусыгина и Сильвы в раскрытии идеи пьесы.

Роль второстепенных героев в раскрытии идеи пьесы.

Проблематика и идея пьесы.

Фабула пьесы довольно проста: студент медицинского института Бусыгин и агента по торговле Сильва провожают девушек в предместье города. Опоздав на последнюю электричку, вынуждены искать ночлег.

Бусыгин. У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.

Так они оказываются в доме Сарафановых. Открытый и доброжелательный Андрей Григорьевич верит в ложь и принимает Бусыгина за старшего сына.

В первом действии во второй картине общее настроение в семье холодное, без семейного тепла. Сын Васенька влюблен в Макарскую безответно, дочь Нина поскорее хочет уехать из дому с женихом на Сахалин. Сарафанов одинок в своей семье, в жизни. Бусыгин, выросший в детском доме, чувствует в Андрее Александровиче доброго, душевного человека. Финал пьесы оптимистичен, герои становятся сердечнее и мудрее. Володя честно признается в том, что он не сын Сарафанова, к тому же ему нравится Нина. Васенька уже не стремится убежать из дома, да и Бусыгин тянется к семье Андрея Александровича.(Учащиеся приводят цитаты из пьесы).

Как дети относятся к отцу? Сопоставьте их.

Выводы учителя и учащихся: дети по отношению к отцу черствы, порой эгоистичны (выразительное чтение диалогов, анализ эпизода с пожаром). Нина серьезная, умная, но желая изменить свою жизнь, устав от безнадежности, готова оставить отца, брата. Но, полюбив, оттаивает, меняет свои жизненные взгляды.(выразительное чтение диалогов)

Сопоставьте образ Бусыгина и Сильвы.(работа с текстом)

Выводы учителя и учащихся: Сильва рассказывает Бусыгину: » На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак. Напейся, устрой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно изначально драматизирует судьбы своих героев. Оказавшись в непростой ситуации, герои проявляют себя по-разному: Бусыгин на протяжении пьесы раскрывает свои положительные черты характера, что делает его благородным, сильным, порядочным. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва-находчивый, но циничный. Истинное его лицо открывается тогда, когда он заявляет, что Бусыгин не сын, не брат, а рецидивист. Драматургу важно было сказать читателям: каждый человек делает свой выбор при любых обстоятельства.

К какому типу людей относится Кудимов? (Анализ эпизодов)

Выводы учащихся и учителя: «Улыбается. Он много улыбается. Добродушен»,- говорить о нем Вампилов. Он представляет «тип правильных людей», которые создают вокруг себя удушающую все живое в человеке атмосферу». Хотя правду всегда говорит лишь один Кудимов, а все герои в силу обстоятельств врут, но удивительно в вампиловской комедии то, что ложь оборачивается сердечностью, теплом. Этот драматургический прием позволяет раскрыть такие глубины личности, духовности и доброты, о которых они сами не подозревали.

Роль Макарской и соседа в пьесе. (Чтение отдельных цитат)

Выводы: драматург рассматривает тему одиночества, способную довести человека до отчаяния. Наташа Макарская показана человеком порядочным и по-женски несчастной. Сосед предстает перед читателями человеком осторожным «сосед удаляется молча и боязливо», » разглядывает с опаской и подозрением»

Как относится Вампилов к Сильве, Бусыгину, Сарафанову? (ответ учащихся)

Проблематика и идея пьесы.

А.Румянцев в своей книге «Александр Вампилов» вспоминает: «Я упрекнул его в чем-то, а он возразил:

Ты не прав, старик. Ты не имеешь оснований так говорить.

Потому что я люблю тебя.

Это прозвучало смешно, сентиментально. Вскоре после гибели Сани, перечитывая его книгу, я увидел, что жизнь в минуты того разговора продолжала его пьесу. Да, «Старшего сына», последнюю сцену».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *