через какие города проходит маршрут нефтепровода дружба
Система магистральных нефтепроводов «Дружба»
«Дружба» — крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е годы предприятием «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральской нефтегазоносной провинции в страны Восточной Европы.
Решение о строительстве трубопровода было принято руководством СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Соглашение о строительстве было подписано 19 декабря 1959 года в Москве.
Его сооружение должно было продемонстрировать плоды экономической интеграции социалистических стран: в ГДР изготавливали узлы для насосных станций, в Чехословакии — запорную арматуру, в Венгрии — средства автоматики, в Польше — трубы.
Строительство трубопровода «Дружба» началось 10 декабря 1960 года на наиболее сложном участке трассы от города Броды (Львовской области Украины) до границы с Чехословакией, проходящем через карпатские перевалы и ущелья, а также на участке от советско-чехословацкой границы до завода «Словнафт» в Братиславе (ныне Словакия). В феврале 1962 года первая нефть начала поступать в резервуары чехословацкой нефтеперекачивающей станции «Будковцы».
В сентябре 1962 года нефть «Дружбы» получила Венгрия, в конце 1963 года начались поставки нефти в Польшу и ГДР.
К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Нефтепровод диаметром до 1,02 метра шел по территории СССР от Самары до Брянской области. Там от него отходило ответвление в латвийский город Вентспилс (Унеча — Полоцк — Мажейкяй — Вентспилс) диаметром до 0,8 метра, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию, где магистраль разделялась на две ветки. Северная ветка шла через Польшу в Германию, южная — через Украину в Чехословакию и Венгрию.
На своем пути нефтепровод пересек несколько больших судоходных рек, в том числе — Волгу, Днепр, Буг, Днестр, Вислу, Одер, Дунай.
Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. В 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1,220 метра. Тем самым экспортные возможности страны были увеличены более чем в два раза.
В 1981 году вступила в строй третья очередь (на территории ГДР, Чехословакии).
После распада социалистического лагеря и СССР в 1992 году центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова (Украина) в Брянск.
Нефтепровод «Дружба» берет начало от берегов Волги под Самарой и пролегает через девять областей и 32 района России. Маршрут нефтепровода проходит через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на два участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии).
В систему магистральных нефтепроводов «Дружба» входит 8,9 тысячи километров трубопроводов (из них 3,9 тысячи километров на территории страны), 46 насосных станций, резервуарный парк на 1,5 миллиона тонн нефти. На эксплуатации и обслуживании этих уникальных и сложных технических сооружений занято более четырех тысяч человек.
По нефтепроводу в страны дальнего зарубежья ежегодно экспортируется 66,5 миллиона тонн нефти, в том числе по северной ветке — 49,8 миллиона тонн.
За полувековую службу по нефтепроводу «Дружба» было прокачано около 1,5 миллиардов тонн нефти.
Нефтепровод «Дружба» обслуживает ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» — дочернее предприятие российской компании по транспорту нефти ОАО «АК «Транснефть».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Cистема магистральных нефтепроводов «Дружба»
«Дружба» — крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960 е предприятием «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральской нефтегазоносной провинции в страны Восточной Европы.
Соглашение о строительстве трубопровода было подписано 18 декабря 1959 года руководителями СССР, Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР. Строительство началось 10 декабря I960 года.
На строительство системы нефтепроводов потребовалось четыре года, хотя отдельные участки начали работать раньше и первые тонны нефти в резервуары «Будковце» в Чехословакии поступили в феврале 1962 года. Примерно через полгода нефть «Дружбы» получила Венгрия. В течение 1963 года строители закончили участки «Мозырь Броды» и «Мозырь Брест». Это дало возможность начать поставки нефти в Польшу и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы «Дружба 1» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялось официальная церемония ввода магистрали в строй.
Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. Мощностей «Дружбы 1» стало недостаточно, и в 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба 2» диаметром до 1220 мм. «Дружбу 2» начали строить весной 1969 года и закончили в 1974 году, увеличив экспортные возможности страны более чем в два раза.
После распада социалистического лагеря и СССР центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск.
Трубопровод берет начало от берегов Волги от Альметьевска (Татарстан) и пролегает через 9 областей и 32 района России. Затем он разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). На своем пути «Дружба» пересекает Волгу, Оку, Днепр, Днестр, Вислу и Дунай.
По нефтепроводу в страны дальнего зарубежья ежегодно экспортируется 66,5 миллиона тонн нефти, в том числе по северной ветке — 49,8 миллиона тонн.
В систему магистральных нефтепроводов «Дружба», оперативно управляемых с территориального диспетчерского пункта города Брянска, входит 8,9 тысячи километров трубопроводов (из них 3,9 тысячи километров на территории страны), 46 насосных станций, резервуарный парк на 1,5 миллиона тонн нефти. На эксплуатации и обслуживании этих уникальных и сложных технических сооружений занято более четырех тысяч человек.
Нефтепровод «Дружба» обслуживает ОАО «Магистральные нефтепроводы «Дружба» дочернее предприятие российской компании по транспорту нефти ОАО «АК «Транснефть».
Дружба (нефтепровод)
Дру́жба — крупнейшая [1] в мире система магистральных нефтепроводов. Построена в 1960-е предприятием СССР «Ленгазспецстрой» для транспортировки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в социалистические страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ): Венгрии, Чехословакии, Польши и ГДР, расположенные в Восточной Европе.
Маршрут нефтепровода проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии).
В систему входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км на территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн м³ нефти. По нефтепроводу в страны «дальнего зарубежья» ежегодно экспортируется 66,5 млн тонн, в том числе по северной ветке — 49,8 млн т.
Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией «Транснефть»; словацкий — компанией Transpetrol.
Содержание
История
Постройка трубопровода была начата 10 декабря 1960 года, начальной точкой строительства стал Альметьевск. На строительство нефтепровода потребовалось четыре года, но отдельные участки начали работать раньше, к середине 1964 года основные объекты системы «Дружба-1» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялось официальная церемония ввода магистрали в строй. [3]
В дальнейшем в связи с значительным ростом экономик стран СЭВ возникла необходимость в увеличении поставок нефти и по тем же трассам было решено проложить трубопроводную систему «Дружба-2». Нефтепровод «Дружба-2» начали строить весной 1969 года и закончили в 1974 году; его постройка позволила увеличить экспортные поставки нефти из СССР более чем в два раза. [3]
Закрытие прибалтийской ветки
В июле 2006 года на участках Унеча — Полоцк-1 и 2 в Брянской области произошла авария. В результате обследования аварийного участка трубы было решено снизить давление с 4 до 0,7 МПа и полностью остановить прокачку по северной ветке «Дружбы». [4]
Существует мнение, что настоящей причиной остановки северной ветки является продажа правительством Литвы НПЗ Mažeikių nafta польской PKN Orlen. В конечном итоге, нефть на Mažeikių nafta доставляется танкерами из порта Приморск по рыночным ценам. [5]
В связи с планами строительства БТС-II, которая позволяет обойти аварийный участок, северная ветка скорее всего никогда не будет использоваться, во всяком случае как часть «Дружбы». В то же время, существуют 2 проекта по использованию ветки:
Интересные факты
В Липецкой области есть поселок Дружба, первыми жителями которого были работники нефтепровода, следившие за его состоянием. [8]
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Дружба (нефтепровод)» в других словарях:
ДРУЖБА (нефтепровод) — «ДРУЖБА», международный магистральный нефтепровод (см. НЕФТЕПРОВОД) для снабжения Польши, Германии, Чехии, Словакии и Венгрии нефтью, поступающей из России. Построен совместно с этими странами. Проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до… … Энциклопедический словарь
Дружба (значения) — Дружба позитивные взаимоотношения между людьми. В честь этого понятия названы: Содержание 1 Населённые пункты 1.1 Белоруссия 1.2 Казахстан … Википедия
Нефтепровод — (Pipeline) Определение нефтепровода, история возникновения Определение нефтепровода, история возникновения, текущие проекты Содержание Содержание Определение История Первый российский Нефтепровод Баку — Батуми Нефтепровод Грозный —… … Энциклопедия инвестора
Нефтепровод «Дружба». Справочная информация — К сюжету «Белоруссия прекратила транзит российской нефти в Европу» Трубопровод «Дружба» протяженностью около 6000 километров является крупнейшей системой трубопроводов в мире. Северный участок нефтепровода проходит по… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Нефтепровод Одесса — Броды — на карте трубопроводов Восточной Европы Нефтепровод Одесса Броды нефтепровод, построенный в 2001 году[1] между городом … Википедия
Нефтепровод Одесса — Броды на карте трубопроводов Восточной Европы Нефтепровод Одесса Броды нефтепровод, построенный в 2001 году … Википедия
Нефтепровод Одесса-Броды — на карте трубопроводов Восточной Европы Нефтепровод Одесса Броды нефтепровод, построенный в 1995…2001 годах[1] между городом Одесса на Чёрном море и городом Броды во Львовской области, где осуществлена стыковка с нефтепроводом «Дружба».… … Википедия
Нефтепровод Жулин — Нефтепровод Жулин Надворная предназначен для обеспечения поставки российской экспортной смеси нефтей и азербайджанской нефти из действующего нефтепровода Броды Госграница в режиме «импорт» и нефти Долинского нефтегазового… … Википедия
ДРУЖБА — международный магистральный нефтепровод для снабжения Польши, Германии, Чехии, Словакии и Венгрии нефтью, поступающей из России. Построен совместно с этими странами. Проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на… … Большой Энциклопедический словарь
Нефтепровод «Дружба». Справочная информация
На строительство системы нефтепроводов потребовалось четыре года, хотя отдельные участки начали работать раньше и первые тонны нефти в резервуары «Будковце» в Чехословакии поступили еще в феврале 1962 года. Примерно через полгода нефть «Дружбы» получила Венгрия. В течение 1963 года строители закончили участки «Мозырь-Броды» и «Мозырь-Брест». Это дало возможность начать поставки нефти в Польшу и ГДР. К середине 1964 года основные объекты системы «Дружба-1» были сданы в эксплуатацию, а 15 октября 1964 года состоялось официальная церемония ввода магистрали в строй.
Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей Советского Союза, а имеющийся нефтепровод такого увеличения обеспечить не мог. Мощностей «Дружбы-1» стало недостаточно, и в 1974 году по тем же трассам была проложена трубопроводная система «Дружба-2» диаметром до 1220 мм. «Дружбу-2» начали строить весной 1969 года и закончили в 1974 году, увеличив экспортные возможности страны более чем в два раза.
После распада социалистического лагеря и СССР центр управления российской частью нефтепровода переместился из Львова в Брянск. В России магистраль нефтепровода проходит по территориям 32 районов восьми областей. По нефтепроводу в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина идущей на экспорт российской нефти. В последние годы по основному, западному, направлению нефтепроводной системы «Дружба» перекачивается до 70-80 млн. тонн в год. Эта нефть используется на мощных нефтеперерабатывающих заводах, расположенных в Мозыре (Белоруссия), Плоцке (Польша), Шведте (Германия).
Как строили «Дружбу»
Легендарному нефтепроводу «Дружба» исполняется 55 лет. Нефтепровод, проходивший по территории СССР, ГДР, Венгрии, Польши и Чехословакии, связал государства прочными экономическими узами. Об этом в статье «Рождение Дружбы», опубликованной в издании «Трубопроводный транспорт нефти», пишет Евгений АЛИСОВ.
СИМВОЛ ИНТЕГРАЦИИ Решение о строительстве трансъевропейского нефтепровода было принято в 1958 году на сессии Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Новая артерия должна была обеспечить экспорт сырой нефти из Волго-Уральского нефтегазоносного района в страны соцлагеря. 18 декабря 1959 года СССР, ГДР, Венгрия, Чехословакия и Польша подписали соглашение о строительстве нефтепровода и поставках советской нефти.
В основе проекта лежали не только экономические, но и политические интересы – укрепить социалистический блок. Нефтепровод стал символом экономической интеграции соцстран. Узлы для насосных станций изготавливали в Восточной Германии, средства автоматики – в Венгрии, запорную арматуру – в Чехословакии. Строительство нефтепровода поручили Главному управлению газовой промышленности при Совете Министров СССР. Ведомство обладало необходимыми мощностями и опытом создания магистральных трубопроводов.
В 1960 году началось строительство трассы нефтепровода от украинского города Броды до границы СССР. На великую стройку съехались лучшие специалисты со всех концов страны. Первым начальником «Дружбы» стал 32-летний альметьевский нефтяник Витольд Райс (нефтепровод «Дружба» начинается из этого татарстанского города – прим. ИА Девон). Это человек, « руководивший «Дружбой» в болотных сапогах».
Вопреки обычной практике строительства нефтепроводов, сначала построили финишные участки «Дружбы» – участки принимающих сторон. Сырье к ним в отсутствие полной протяженности трубы подвозили в железнодорожных цистернах. Таким образом, российская нефть стала поступать в соцстраны еще до завершения строительства нефтепровода. Советский Союз с самого начала продемонстрировал серьезность намерений обеспечить социалистические страны углеводородами.
В Карпатах построили 175 подвесных мостов, 71 эстакадный мост через горные реки, 113 горных переходов. В Закарпатье природные условия были проще, однако плотность населения гораздо выше. На одном из участков трассу удлинили на километр, чтобы не вырубать местные виноградники.
Горы, реки и сельскохозяйственные угодья были не единственными вызовами при строительстве «Дружбы». Влияние оказывала и политическая ситуация. Несмотря на то, что строить нефтепровод решили в год первого визита Никиты Хрущева в США, холодная война сказалась на строительстве. Для «Дружбы» решили использовать трубы диаметром 1020 мм. Тогда их изготавливали только в ФРГ, с которой заключили договор. Однако в результате давления со стороны США немецкое правительство в конечном итоге отказалось вести поставки. Выход нашли быстро. Уже через две недели трубы большого диаметра, не уступавшие по качеству западногерманским, начали производить на прокатном заводе в Челябинске.
В 1961 году уже был построен участок от Брод до Ужгорода. В феврале 1962 года первые тонны советской нефти поступили в резервуары чехословацкой НПС «Будковце». В сентябре того же года нефть приняла Венгрия, в конце 1963 года – Польша и ГДР. Так начали работать трубопроводы Мозырь – Броды и Мозырь – Брест. К середине 1964 года основные объекты системы были сданы в эксплуатацию. 15 октября первая очередь магистрали была официально запущена. В эксплуатацию ввели участок нефтепровода от Мичуринска до Унечи и головную станцию «Лопатино».
Нефтепровод прошел по территории России от Куйбышева до Брянской области. Там от него отходило ответвление в латвийский Вентспилс, а основная труба из Брянска шла на запад в Белоруссию. Там магистраль разделялась на две ветки. Северная проходила через Польшу в Германию, южная – через Украину в Чехословакию и Венгрию.
Через пять лет в связи с экономическим ростом стран СЭВ встал вопрос об увеличении экспорта нефти СССР. К 1974 году по тем же трассам проложили трубопроводную систему «Дружба-2» диаметром до 1220 мм (вместо прежних 1020 мм) Это увеличило экспортные возможности страны более чем в два раза. Сегодня «Дружба» проходит по территории России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Венгрии, Латвии и Литвы.
Прим. ИА Девон О том, как СССР по «Дружбе» подсадил Восточную Европу на свое сырье за свой счет, читайте здесь.
В 2019 году трубопроводная система «Дружба» был загрязнена нефтью с хлорорганикой. О том, как авария в Самарской области привела к приостановкам поставок сырья в страны Восточной Европы, международному скандалу, конфликту крупнейших нефтяных компаний РФ и уголовным делам – читайте здесь.