через какое время после азана можно делать намаз
Время, когда принимается молитва
1. Во время чтения азана
Передают со слов Абу Умамы о том, что Пророк ﷺ изрёк: «Когда муэдзин произносит азан, открываются небесные врата и отвечают на мольбу (дуа)» (аль-Хаким, Абу Я’ля).
2. Между азаном и икаматом
В хадисе, который приводит Абу Давуд, говорится: «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Мольба (дуа), с которой обращаются к Аллаху между азаном и икаматом, не отвергается». Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, что же нам просить в это время?» Он ответил: «Просите Аллаха о благополучии в земной и загробной жизни».
3. Во время земного поклона
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ изрёк: «Ближе всего к своему Господу раб (Аллаха) оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты)» (имам Муслим).
4. После обязательных намазов
Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщает, что когда Посланника Аллаха ﷺ спросили, какие дуа принимаются быстрее, он ответил: «Те, которые вы читаете посреди ночи и после обязательных (фарз) намазов» (имам ат-Тирмизи).
5. При завершения чтения всего (хатм) Корана
Пророк ﷺ изрёк: «Тот, кто совершил хатм: прочитав, услышав или же повторяя Коран, пусть прочитает специальную дуа для его принятия» (ас-Суюти «Джамиу’с-Сагыр», II/175).
Передал Ибн Аби Дауд от Катады, что он сказал: «Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), когда завершал чтение Корана, то собирал свою семью и делал дуа». Имам ан-Навави подтвердил достоверность в «аль-Азкар», с. 104.
6. Когда собираются мусульмане на зикр
7. В середину ночи
Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщает, что когда Посланника Аллаха ﷺ спросили, какие дуа принимаются быстрее, он ответил: «Те, которые вы читаете посреди ночи и после обязательных (фарз) намазов» (имам ат-Тирмизи).
8. В предрассветное время
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «С наступлением последней трети каждой ночи милость Господа, Его повеление и Его ангелы нисходят к нижнему небу, и Всевышний говорит: «Кто обратится ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто попросит Меня о чём-нибудь, чтобы Я даровал ему это? Кто будет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?»» (имамы аль-Бухари и Муслим).
9. В среду между полуденной (зухр) и послеполуденной (аср) молитвами
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Пророк ﷺ взывал к Аллаху в мечети «аль-Фатх» трижды: в понедельник, во вторник и в среду. И он получил ответ на свою мольбу (дуа) в среду между двумя молитвами, и по его лицу была заметна радость. И какое бы важное дело не постигало меня, я обращался к Аллаху именно в это время, и взывал к Аллаху между этими молитвами в среду. И я знал о том, что получу ответ» (имамы аль-Бухари и Ахмад).
10. В ночь на пятницу, в пятницу и во время пятничного намаза
От Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах): «В ночь на пятницу есть время, когда дуа принимается» (имамы ат-Тирмизи, аль-Хаким).
В версии аль-Хакима добавлены слова Пророка: «…и в пятничном дне есть время, когда Аллах дарует рабу все, что он попросит, если только не попросит запретное».
«Есть в пятницу определённый час, и если раб Аллаха, являющийся мусульманином и совершающий в это время молитву, попросит о чём-нибудь Всевышнего Аллаха, то Он обязательно дарует ему это», – говорится в другом хадисе (имамы аль-Бухари и Муслим).
Передают со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) о том, что Пророк ﷺ сказал: «(Наступления) такого периода времени в пятницу, когда можно надеяться (на то, что мольба будет принята), ожидайте после завершения послеполуденной (аср) молитвы и до захода солнца» (имам ат-Тирмизи).
11. В ночь предопределения (Ляйлят-уль-Кадр)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ изрёк: «Будут прощены прежние (маленькие) грехи тому, кто будет бодрствовать в ночь Кадр, считая её истиной и надеясь получить вознаграждение этой ночи от Всевышнего Аллаха» (имамы аль-Бухари и Муслим).
12. В день Арафа
Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ изрёк: «Лучшая мольба – это мольба в день ‘Арафа, а лучшее из того, что говорил я и пророки до меня, это слова: «Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит власть и Ему хвала, и Он над всякой вещью властен!»» (имам ат-Тирмизи).
13. В месяце Рамадан
Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ изрёк: «Поистине, у Аллаха Всевышнего есть люди, которых Он освобождает от Огня каждый день и ночь Рамадана. И поистине, каждый мусульманин и в ночь, и в день Рамадана получает ответ на свою мольбу!» (аль-Баззар).
14. Во время поста
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланника Господа ﷺ изрёк: «Существует три категории людей, чьи дуа не отвергаются: постящегося, пока он не разговеется; справедливого правителя; угнетенного человека» (имамы Ахмад, ат-Тирмизи)
15. Во время разговения (ифтара)
Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Поистине, мольба постящегося перед разговением не отвергается» (Ибн Маджах, аль-Хаким).
16. Во время дождя
В хадисе говорится: «Две мольбы не будут отвергнуты: мольба (дуа) во время (и после) произнесения азана, и мольба, возносимая во время дождя» (аль-Хаким).
17. Во время кукареканья петуха
Посланник Всевышнего ﷺ изрёк: «Если услышите крик петуха, то просите Аллаха о милости Его, ибо, поистине, петух увидел ангела, если же вы услышите рёв осла, то обращайтесь к Аллаху за защитой от шайтана, ибо, поистине, осёл увидел шайтана» (имамы аль-Бухари и Муслим).
18. Во время питья воды Зам-Зам
Ибну Аббаса (да будет доволен им Аллах) передал слова Пророка ﷺ : «Вода Зам-зам будет для того, для чего её выпьют: если будешь её пить, чтобы исцелиться от болезни – ты выздоровеешь, а если ты её пьешь с намерением защиты у Всевышнего Аллаха – Он тебя защитит, а если же пьёшь с целью утолить жажду – она утолит и твою жажду» (аль-Хаким).
19. Находясь в пути
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Господа ﷺ изрёк: «Нет сомнения в том, что услышаны будут три мольбы: мольба родителя, мольба путника и мольба притесняемого» (имамы аль-Бухари, Ахмад, Абу Давуд)
20. Когда умирает человек
От Умму Салямы (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ вошёл к Абу Саляме (да будет доволен им Аллах), когда тот закрывал глаза, и сказал: «Поистине, когда душа покидает тело, вместе с ней уходит и зрение, а его родные начинают кричать. Вы не просите для себя ничего, кроме блага, поистине, ангелы (в это время) говорят «амин» на ваши слова» (имам Муслим).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Как делать намаз, если…
Так получилось, что я от Ислама как-то отдалился: пропустил много намазов, поведение не как у мусульманина и т.д. Не знаю даже, как это получилось, из-за чего забыл уже, но никогда не думал, что я перестану молиться. Хочу сейчас исправиться, но не получается, думаю, вот завтра возмещу все намазы, а когда наступает завтра, переношу на следующий день. Как мне исправиться, с чего начать? Что делать, чтоб укрепить иман?
Наряду с этим, читайте исламскую литературу, в частности жизнеописание Пророков (мир им и благословение Аллаха), сподвижников, праведников, богословов. Это очень прививает любовь к религии.
Скажите, пожалуйста, если я проспал утренний намаз, мне его совершить перед обеденным намазом или после него?
Намаз, пропущенный по уважительной причине (если Вы проспали не по Вашей вине, а именно: легли вовремя, поставили будильник и т.д.), нужно обязательно возместить и, возмещать его можно в свободное время, в отличие от намаза, пропущенного без уважительной причины, его нужно возмещать незамедлительно! Пропущенный намаз желательно совершать перед своевременным, если от этого не пройдёт время своевременно исполняемого.
У меня есть маленький ребёнок, ей 1 год и 10 месяцев. Каждый раз, когда я делаю намаз, она становится передо мной, но я продолжаю делать намаз. Хотела узнать, считается ли такой намаз действительным?
Как известно, одним из условий молитвы является чистота тела, одежды и места моления, а именно тех мест, которых Вы касаетесь во время молитвы. Поэтому то, что Ваш ребёнок встал на коврик, Вашей молитве никак не вредит. В хадисах рассказывается, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал намаз, на него взбирались его внуки.
Меня очень волнует один вопрос. Я делаю намаз. Но у многих моих родственников неправильное понимание нашей религии, в связи с происходящими сейчас событиями. Поэтому я не люблю среди них говорить, что я вообще молюсь, мне легче это делать молча, чтоб никто не знал. Иногда они могут сказать что-то плохое об Исламе, а мне не хочется вступать с ними в спор. Может неправильно так считать, но у меня складывается впечатление, что их уже не переубедить. Не считается ли такое моё молчание, что я не защищаю религию «предательством» по отношению к ней? И как поступать в таких ситуациях?
К великому сожалению, около 70 лет коммунизма сделали свою работу, отчасти им удалось увести некоторых мусульман от соблюдения норм Ислама. Прежде всего, Вам надо работать в плане просвещения родственников. Мягко и дипломатично отвечайте на их вопросы, купите несколько книг об Исламе и диски с проповедями богословов, в частности, по теме обязательной молитвы. Но самым большим призывом будет Ваш благой нрав и хорошее отношение к ним. Не смотрите ни на что, не оставляйте обязательную молитву, исправно и своевременно соблюдайте её. Если услышите от них что-то неподобающее, исправьте их, объясните им, но чтобы Вы могли сделать это, Вам самим нужно изучать Ислам, мудрость совершения молитвы и т.д.
Я учусь в военном институте, нам не разрешают делать намаз. Что делать?
Для начала подойдите к преподавателю (офицеру, командиру) и попробуйте объяснить ему ситуацию, а именно – важность намаза для верующего человека. Думаю (очень надеюсь), что если нормально преподнести, поймут и разрешат. Если вдруг не разрешат, подойдите к самому главному и попробуйте объяснить ему. Если и здесь потерпите неудачу, обратитесь к хорошему юристу и, подумайте над тем, чтобы подать в суд и добиться права, прежде всего, предоставленного Вам Конституцией нашей страны – свободно исповедовать свою религию!
Можно ли делать сунну (намаз или пост), если есть невозмещённые обязанности – фарз? Например, придя в мечеть, лучше возместить пропущенный намаз или желательно сделать приветственный намаз в 2 ракаата?
Согласно шафиитскому мазхабу (правовая школа) тому, у кого есть пропущенные обязательные намазы, нельзя совершать желательные, за исключением тех, что совершаются в течение года всего несколько раз, как, например, праздничные намазы Ураза и Курбан-байрама (Ид аль-адха и Ид аль-фитр). За несовершение желательных молитв с Вас спроса в Судный день не будет, в отличие от обязательных. Поэтому логично и нужно, входя в мечеть, совершать пропущенную молитву вместо приветственного намаза, тем более что приветственный намаз замещается любым иным намазом. Иначе говоря, если человек, войдя в мечеть, совершит любой намаз, он получает воздаяние и за совершение приветственного намаза.
Как произнести намерение на возмещение фарз-намаза? Есть ли какие-либо условия, чтобы возместить пропущенную пятничную молитву?
Намерение делается следующим образом, допустим для возмещения обеденной молитвы: «Я вознамерился возместить мною пропущенный обязательный обеденный 4-х ракаатный намаз ради Аллаха». Соответственно, если возмещается утренний намаз, то заменяете слово «обеденный» на «утренний», а «4-х ракаатный» на «2-х ракаатный», аналогично и с другими молитвами.
Пропущенную пятничную молитву не возмещают, вместо неё совершается обеденный намаз, как своевременный, если время намаза ещё не вышло. Если время обеденного намаза уже вышло, то нужно возместить обеденный намаз как пропущенный.
Мне сделали операцию и наложили швы, которые снимут только через 2 недели, а мне нужно совершить обязательное купание для совершения намаза и соблюдения поста, но из-за швов мне нельзя мочить рану. Намаз и пост я не хочу пропускать. Что мне делать?
В тех случаях, когда невозможно исполнить ритуальное омовение или купание, нужно делать очищение землёй, пылью (таяммум). Более подробно можно прочитать, перейдя по этим ссылкам:
Мой муж читает «аль-Фатиха» и некоторые суры с ошибками, но лучше меня. Как лучше будет в таком случае: делать намаз коллективно или по отдельности? Из-за этого у нас возникают споры.
Если у Вас и у Вашего мужа одни и те же ошибки (один в один), Вы можете совершать намаз коллективно. Однако, если муж допускает не те ошибки, что допускаете Вы – джамаат намаз у вас не получится и придётся молиться по отдельности или искать другого имама для вас обоих, умеющего правильно читать суру «аль-Фатиха».
У меня есть долговые намазы за 4 года, какое намерение следует делать на таравих намазах: На долговые или же на таравих намазы?
Вам нужно делать намерение на возмещение долговых намазов, поскольку именно за них с Вас будет спрос в Судный день, а не за желательные молитвы, такие как намаз-таравих.
В месяц Рамазан я каждую ночь встаю и делаю намазы-тахаджуд. Недавно узнала, что намаз-тахаджуд превращается в фарз, если совершить его один раз. Скажите, пожалуйста, правда ли это? Если каждую ночь не смогу, то его делать нежелательно?
Сунна фарзом не становится, однако, порицается оставлять постоянно совершаемое поклонение.
После операции на желудке у меня постоянный метеоризм, т.е. отхождение газов из кишечника, которое доставляет мне огромные проблемы, в том числе и при совершении намаза. Омовение нарушается прямо во время намаза. Как мне быть с намазом?
Всегда дожидайтесь наступления времени намаза и совершайте омовение непосредственно перед исполнением молитвы. Если Вы дождётесь азана (или наступления времени молитвы по расписанию), сделаете омовение и незамедлительно приступите к чтению намаза – намаз будет действительным, несмотря на то, что во время его исполнения будет непроизвольное отхождение газов.
Хотел кое-что уточнить: намаз для человека обязуется после 15 лет или после полового созревания?
Согласно шафиитскому мазхабу, намаз обязуется после полового созревания. Признаками наступления полового созревания являются: зарастание волосами областей подмышек и паха, поллюции, у девочек – появление менструальных выделений. Если менструаций или поллюций нет, то половое созревание наступает с достижением 15 лет по лунному календарю.
Можно ли делать намаз во время азана?
Можно, но желательно дождаться его завершения и совершить молитву после.
Можно ли совершать намаз, если время намаза наступило, но азан не прочитали?
Можно, поскольку одним из условий намаза является наступление его времени, а не оглашение об этом, чем азан и является.
Если я вовремя не успел сделать утренний намаз, а на улице уже светло, как мне быть?
Совершите его, когда проснётесь, чем быстрее, тем лучше.
Принимается ли намаз человека, у которого на теле имеется татуировка?
В книге «Ианат ат-талибин» написано: «Вменяется в обязанность удалить вашм (татуировку и татуаж), если не будет нанесён такой вред коже, из-за которого придётся делать таяммум. В противном случае, удалять тату необязательно». В книге «Буджайрими» сказано: «Если вашм нанесён до совершеннолетия, то не вменяется в обязанность его удалять. В тех случаях, когда человек обязан удалять татуировку, оставление её ему не прощается, и намаз, совершённый с ней, не считается действительным» «Ианат ат-талибин», (№ 4/55).
Скажите, пожалуйста, после выкидыша у женщин некоторое время бывают кровотечения. Нужно ли совершать после него полное омовение и нужно ли возмещать все пропущенные намазы за это время?
После завершения послеродовых выделений обязательно нужно искупаться с соответствующим намерением. Намазы, пропущенные в этот период времени, не нужно возмещать.
Что делать, если при совершении намаза прозвучит азан на следующий намаз?
Совершение намаза в начале отрезка времени, отведённого на его совершение, является одним из лучших деяний мусульманина. Однако не всегда и не каждому удаётся придерживаться этой благородной сунны, хотя это является деянием, которое Всевышний Аллах любит больше всего.
От Абдуллаха Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Я спросил у Посланника Аллаха ﷺ : «Какое из деяний Всевышний Аллах любит больше всего?»Он ответил: «Намаз, совершаемый в установленное для него время»». (Муслим)
Даже занимаясь всякими ненужными делами, мы откладываем совершение намаза вплоть до того, что до азана к следующему намазу не остаётся времени, достаточного для полноценного совершения намаза. Мы здесь не говорим о тех, кто откладывает намаз и не совершает его в своё время или вообще не совершает.
В любом случае намаз, совершённый в течение отрезка времени, отведённого на его совершение, считается действительным. Но стоит отметить, что за такой намаз человек получает значительно меньше вознаграждения, чем за намаз, совершённый сразу.
الأول من الصلاة رضوان الله، وفي آخره عفو الله الوقت
«Награда за намаз, сделанный в начале отведённого для его совершения отрезка времени – довольство Всевышнего Аллаха, а награда за намаз, совершённый в конце этого отрезка времени – прощение от Всевышнего Аллаха». (Тирмизи)
Однако есть мнение, что намаз лучше откладывать до конца, то есть на последние минуты перед наступлением отрезка, отведённого для совершения следующего намаза. Однако основополагающее и неоспоримое мнение в шафиитском мазхабе гласит, что однозначно лучше совершить намаз сразу.
Абу Аль-Валид Аль-Маккий передаёт от Имама Аш-Шафии:
ИмамАш-Шафии в этом мнении полагался на множество хадисов, в том числе нате, которые мы привели выше, и на 148-й аят суры Аль-Бакара, в котором говорится:
(смысл): «Стремитесь же опередить друг друга в благих делах». (сура Аль-Бакара, 148)
Тем не менее, время совершения того или иного фарз-намаза заканчивается только с наступлением времени следующего намаза, кроме утреннего. Поэтому разрешается откладывать намаз, даже без уважительной причины, до тех пор, пока до окончания отрезка, отведённого на его совершение, остаётся время, за которое можно его завершить.
Что же касается ситуации, когда до окончания отрезка времени для намаза не остаётся времени, за которое можно завершить его, то надо посмотреть. Если до наступления времени следующего намаза человек успел совершить хотя бы один ракаат своего намаза, то ему необходимо завершить оставшиеся ракааты.
Иесли человек успел завершить хотя бы один ракаат до окончания отрезка времени, отведённого на совершение этого намаза, то, согласно мнению большинства учёных, его намаз считается совершённым вовремя.
Имам Ан-Навави об этом пишет следующее:
«Разрешается откладывать намаз на конец периода, отведённого на его совершение, если остаётся достаточно времени для завершения всего намаза до окончания отрезка. Если же человек успевает совершить одну часть намаза в пределах отрезка времени, отведённого на его совершение, а другую часть – уже после него, то надо смотреть. Если один ракаат и более был завершён в течение этого отрезка, то весь намаз считается совершённым вовремя». («Аль-МаджмуʻШарх Аль-Мухаззаб»)
Итак, у человека не осталось достаточно времени для совершения всего намаза вовремя, он, несмотря ни на что, немедля ни секунды, приступил к совершению этого намаза. Но после одного ракаата наступило время следующего намаза, иначе говоря, прозвучал азан кследующему намазу. Как отметили выше, в этом случае он должен продолжить свой намаз и довести его до конца, ибо тот, кто успел на первый ракаат намаза, успел и на весь намаз.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَنْ أَدْرَكَ مِنَ الصُّبْحِ رَكْعَةً قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الصُّبْحَ ، وَمَنْ أَدْرَكَ رَكْعَةً مِنَ الْعَصْرِ قَبْلَ أَنْ تَغْرُبَ الشَّمْسُ فَقَدْ أَدْرَكَ الْعَصْرَ
«Тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат утреннего намаза до восхода солнца, успел совершить утренний намаз вовремя, и тот, кто успел совершить хотя бы один ракаат послеобеденного намаза до захода солнца, успел совершить послеобеденный намаз вовремя». (Бухари 579, Муслим 608)
Однако эти слова Пророка ﷺ вовсе не означают, что именно так и нужно совершать намаз. Всё вышеописанное относится лишь к тем случаям, когда человек по какой-то причине не смог совершить намаз в начале отрезка времени, отведённого для него.
Каждый мусульманин должен быть очень внимателен к тому, чтобы совершать намаз сразу, не откладывая его на последние минуты перед наступлением следующего намаза.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Соблюдение времени намазов
Всевышний Аллах сказал:
Смысл: «Воистину, молитва предписана верующим в определённые времена» (сура «ан-Нисаъ», 4:103).
Намаз является религиозной обязанностью, которую необходимо совершать в конкретное время. Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин-мукалляф (кроме женщины в период менструации или послеродового очищения), должен совершать в сутки пять обязательных (фарз) намазов.
3. Послеобеденный намаз;
Для каждого из этих пяти обязательных намазов установлено строго определённое время его совершения. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов». (Сура «аль-Бакара», 2:238).
В достоверном хадисе, переданном аль-Бухари от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), говорится:
«Однажды я спросил у Пророка (мир ему и благословение): «Какой поступок (человека) наиболее дорог Всевышнему Аллаху?». Он ответил: «Вовремя совершённый намаз».
У каждого из намазов имеется определённый промежуток, включающий начало и конец времени данного намаза. Преждевременно выполненный намаз является недействительным. Если кто-либо вступит в намаз даже за мгновение до наступления установленного для этого намаза времени, то этот намаз считается недействительным, и его необходимо совершить заново. А если человек не совершил намаз в течение времени, отведённого для данного намаза, не имея уважительной причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо быстрее возместить намаз.
Наступление времени намаза Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через архангела Джибриля (мир ему). Время намаза можно определить по солнцу или узнать из соответствующих календарей, или услышав азан. Сегодня у всех есть возможность иметь при себе часы и расписание намазов (рузнама). Начало намазов также можно определить по азану.
Завершение времени намаза можно определить следующим образом: время обеденного намаза продолжается до наступления времени послеобеденного намаза. Время послеобеденного намаза продолжается до вечернего намаза. Вечерний намаз можно совершать до наступления времени ночного намаза. А время ночного намаза бывает до утреннего зарева. Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца
Если время обеденного намаза наступает в 12 часов, а послеобеденного в 15 часов, то временем обеденного намаза является три часа. (С изменением долготы дня время намазов меняется, что и подтверждает рузнама).
Совершая обязательные молитвы в указанное время, человек безупречно настраивается на движение планет, смену времён года, географические особенности места. Таким образом, он обретает гармонию со всеми естественными циклами Вселенной.
Намаз можно совершать в течение всего установленного для него периода, но необходимо постараться совершить намаз сразу с наступлением его времени, за это мы получим наибольшее вознаграждение. Далее, с прохождением времени, вознаграждение за намаз уменьшается. С выполнением намаза можно несколько задержаться, если ожидается возможность коллективного его совершения.
После того, как прошла половина времени, в течение которого можно совершить намаз, дополнительное вознаграждение мы уже не получим, но обязанность совершения намаза считается исполненной даже при таком позднем совершении намаза.
Намаз считается совершённым в срок, если успели совершить хотя бы один ракаат в установленное для данного намаза время. Если же вышло время совершения намаза, то его необходимо возместить как можно быстрее, не откладывая, например, до следующего намаза. В намерении при этом следует упоминать, что вы намерены возместить пропущенный намаз.
Необходимо отметить, что любой пропущенный без уважительной причины намаз следует возместить как можно быстрее. Если, имея возможность возместить намаз, откладывать его возмещение, то это будет грех, и он будет умножаться со временем.
Есть промежутки времени, когда совершение сунна-намаза (не имеющей причины) является греховным (караха ат-тахрим). Совершение намаза без уважительной причины в следующие периоды времени считается греховным:
1. В момент, когда солнце находится в самой высокой точке (кроме, как в пятничный день);
2. После утреннего намаза до восхода солнца с добавлением 15 минут.
3. После совершения послеобеденного обязательного (фарз) намаза, до полного захода солнца.
Все эти ограничения времени намаза касаются любой точки Земли, кроме Заповедной мечети Мекки. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«О дети Абду Манафа, не запрещайте никому совершать таваф в этом доме и совершать намаз в любое время дня и ночи, когда они захотят».
Но возмещаемые намазы, или сунна намазы, которые имеют причины (суннат-намаз, совершаемый после омовения, или во время солнечного или лунного затмения), можно повсеместно совершать в любое время. Доказательствами этого являются хадисы Пророка (мир ему и благословение). В одном из них говорится:
«Кто забыл совершить намаз, пусть его совершит, когда вспомнит. Нет искупления для него, кроме как возмещением его».
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.