через какое время после побега жилина выкупили костылина
Тест с ответами: Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
I вариант.
1. Когда происходит действие в произведении?
а) летом, +
б) осенью,
в) весной;
2. Где происходит действие?
а) на Кавказе, +
б) в Сибири,
в) на Дальнем Востоке.
3. Из-за чего Жилин решился поехать домой?
а) ему написала письмо невеста,
б) захотел отдохнуть,
в) решил повидать старуху-мать.+
5. Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину?
а) 2 недели,
б) 1 неделю,
в) месяц+
6. Характеристика Жилина:
а) «не велик ростом, но удал», +
б) с черными глазами, «румяный, бородка маленькая»,
в) «грузный, толстый, весь красный».
7. Почему Жилин не сбежал в первый раз?
а) Жилин и Костылин не знали окрестностей и заблудились,
б) у Костылина заболели ноги, он не мог дальше идти, а Жилин не бросил товарища, +
в) не было плана побега.
8. Почему офицеры оказались одни?
а) они поехали вдвоем
б) других всех убили
в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;+
9. Сколько денег давал за себя Жилин?
а) 2000 рублей,
б) 500 рублей, +
в) 1000 рублей.
10. Сколько по времени были офицеры в плену?
а) неделю
б) меньше месяца
в) больше месяца;+
11. Что Жилин сделал для Дины?
а) рассказал сказку,
б) смастерил красивую посуду,
в) вылепил куклу из глины.+
12.По какой причине письмо Жилина не могло дойти до его матери?
а) он его не написал,
б) там был указан неверный адрес, +
в) татары решили его не отправлять.
13.Имя татарина, у которого офицеры были в плену:
а) Хажди,
б) Абдул Мурат, +
в) Урсул-бек.
14.Что все время делал Костылин?
а) мастерил,
б) ныл и ждал выкупа, +
в) играл с ребятишками и собакой.
15. Жилин поехал:
а) один
б) с обозом +
в) вдвоем с Костылиным;
16. Какие качества показал Жилин в плену?
а) легкомыслие, глупость,
б) трусость, подлость,
в) смелость, ответственность,+
18. Что сделали с беглецами после побега?
а) стали каждый день пытать,
б) посадили в вонючую яму, +
в) прострелили ногу.
19. Кто помог Жилину сбежать?
а) Абдул-Мурат,
б) Дина, +
в) старик.
20. Где держали пленных?
а) в сарае +
б) в доме
в) в мечети.
II вариант.
1. Почему Костылин не попытался бежать во второй раз?
а) ему нравилось жить у татар,
б) повернуться и не было сил, +
в) испугался.
2. Как сложилась дальнейшая судьба Костылина?
а) умер в плену,
б) его выкупили, +
в) стал сражаться за татар.
3. Где происходит действие рассказа?
а) на Кавказе,+
б) в Сибири,
в) на Дальнем Востоке.
4. Кому принадлежит это описание: «Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»?
а) Жилин,
б) черный татарин,
в) Костылин.+
5. Что сделал во время нападения татар Костылин?
а) поскакал в сторону крепости, +
б) защищал Жилина,
в) сдался татарам.
6. По какой причине письмо Жилина не дошло бы до его матери?
а) он его не написал,
б) там был указан неверный адрес, +
в) татары решили его не отправлять.
7. Такую сумму потребовали за Костылина:
а) 2000 рублей,
б) 500 рублей,
в) 5000 рублей.+
8. Имя татарина, в чьем плену были офицеры:
а) Хаджи,
б) Абдул Мурат, +
в) Урсул-бек.
9. Причина, почему первый раз побег Жилина не удался:
а) Жилин и Костылин не знали окрестностей и заблудились,
б) у Костылина заболели ноги, он не мог дальше идти, а Жилин не бросил товарища, +
в) не было плана побега.
10. Как поехали Жилин?
а) один
б) с обозом+
в) вдвоем с Костылиным;
11. Почему офицеры остались одни?
а) они поехали вдвоем
б) других всех убили
в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;+
12. Какую сумму потребовали сначала за Жилина?
а) 3000 монет +
б) 50 монет
в) 100 руб.
13. В этот срок хозяин планировал, что произойдет выкуп Жилина и Костылина:
а) 2 недели,
б) 1 неделю,
в) месяц+
14. Из чего Жилин лепил кукол?
а) из хлеба
б) из глины +
в) из пластилина;
15. Сколько по времени офицеры были в плену:
а) неделю
б) меньше месяца
в) больше месяца;+
16. Из-за чего Жилин снова совершает побег?
а) Костылину стало лучше
б) с него сняли колодки
в) узнал, что его хотят убить;+
17. Кто помог Жилину сбежать?
а) Дина +
б) красный татарин
в) Костылин;
18. Что сделали с беглецами после побега?
а) стали каждый день пытать,
б) посадили в вонючую яму, +
в) прострелили ногу.
19. Каким образом Жилин вернулся в крепость?
а) на коне,
б) в колодках пешком, +
в) его привели татары.
20. Спустя сколько по времени после побега Жилина выкупили Костылина?
а) через месяц +
б) через полгода
в) через год
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» 5 класс.
1. Действие рассказа происходит: а) летом б) весной в) осенью;
3. Жилин поехал: а) один б) с обозом в) вдвоем с Костылиным;
а) они поехали вдвоем б) других всех убили в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;
а) 3000 монет б) 50 монет в)100 руб.
8. Пленных держали: а) в сарае б) в доме в) в мечети.
а) Костылину стало лучше б) с него сняли колодки в) узнал, что его хотят убить;
а) испугался б) разболелся в) надеялся и ждал, что его выкупят;
а) через месяц б) через полгода в) через год
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДВ-262598
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
Кто написал рассказ «Кавказский пленник»? В русской литературе имеется как минимум три знаменитых произведения с таким названием: поэмы Пушкина и Лермонтова, а также рассказ Толстого. В отличие от романтического повествования коллег, Лев Толстой изложил реальную историю, но сделал это в своем стиле — живо и захватывающе. О чем повествует его «Кавказский пленник»? Краткое содержание введет в курс сюжета.
«Кавказский пленник»: краткое содержание
Многие русские писатели изображали в своих произведениях Кавказ — землю с неповторимым колоритом и нравом, красивую и экзотическую. Великолепием этого края вдохновился и Лев Толстой. «Кавказский пленник» — одно из самых популярных его произведений. В нем отражена не только любовь к кавказской земле, но и глубокие размышления на вечные темы.
Прежде чем перейти к их рассмотрению, предлагаем ознакомиться с кратким содержанием рассказа «Кавказский пленник»:
«Кавказский пленник» кратко: как Жилин попал в плен
Иван Жилин служил на Кавказе. Однажды в письме мать попросила его приехать, и офицер решил ее навестить. На Кавказе шла война, на одиноких путешественников могли напасть татары. Поэтому Жилин поехал в сопровождении солдат. Он хотел добраться домой как можно быстрее, поэтому вырвался вперед. С ним поскакал офицер Костылин.
По пути они встретили татар. Костылин испугался и попытался сбежать, однако обоих офицеров взяли в плен, а затем продали татарину Абдул-Мурату. Хозяин велел пленникам попросить родных о выкупе. Костылин тотчас подчинился, а Жилин понимал: его мать живет бедно и не владеет такими деньгами. В письме он указал несуществующий адрес.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: Жилин пытается сбежать
Целый месяц офицеры просидели в сарае. Жилин старался не унывать и заниматься привычными делами. Для тринадцатилетней дочери татарина Дины он лепил из глины кукол, за это девочка тайком кормила его молоком с лепешками. Тем временем Жилин планировал побег и день за днем делал в сарае подкоп.
Однажды ночью татары уехали из аула, а Жилин и Костылин сбежали:
Абдул-Мурат не стал убивать беглецов, ведь хотел выручить с выкупа немалые деньги. В этот раз он посадил пленников не в сарай, а в глубокую яму, кормил, как псов, сырой едой. На помощь снова пришла Дина: девочка спустила в яму длинную палку, по которой Жилину удалось выбраться. Костылин убегать отказался: страшно, да и сил совсем нет.
Краткий пересказ: кавказский пленник обретает свободу
Жилин вышел из деревни. Очень мешала колодка, но ее было не снять. Дина дала ему в дорогу лепешек, провожала офицера и плакала — за это время она сильно привязалась к молодому человеку.
Жилин шел без остановки, а когда силы закончились, пополз. Так он добрался до поля, а за ним — свои, русские. Неподалеку, у костров, он увидел казаков. Жилин побежал к ним, но опасался, что татары его заметят. Так и произошло: он почти добрался до костров, но его увидели трое татар и кинулись за беглецом. Жилин закричал, чтобы казаки выручили его, и был спасен.
После этого офицер продолжил службу на Кавказе. Он смирился с тем, что вернуться домой ему не суждено. А Костылина вернули только через месяц, выкупив за большие деньги. Еле живым был.
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: анализ произведения
Почему читатели и сам Толстой высоко оценили рассказ «Кавказский пленник»? Дело в том, что в небольшом произведении автору удалось затронуть ряд глубоких нравственных вопросов. Разобраться в них поможет анализ рассказа:
История написания
В основу сюжета «Кавказского пленника» легли сразу несколько реальных историй:
Вместе с товарищем и сослуживцем Садо он оторвался от своего отряда, и офицеров настигли чеченцы. Их едва не взяли в плен, но Садо придумал припугнуть противников незаряженным ружьем. Благодаря его отваге и изобретательности офицерам удалось добраться до русской крепости, где им на помощь пришли казаки.
Полковник рассказал, как побывал в плену у горцев и сблизился там с девушкой-абхазкой Аслан-Коз, которая помогла ему сбежать. Более того, перед написанием рассказа Толстой лично общался с военными, которые попадали в плен, чтобы узнать как можно больше деталей.
«Кавказский пленник» впервые опубликовали в журнале «Заря» в 1872 году. Автор очень гордился своим творением. Как говорил сам Толстой, «Кавказский пленник» — одно из немногих его произведений, не относящихся к «области дурного искусства».
«Кавказский пленник»: YouTube / Разумники
«Кавказский пленник»: жанр и композиция
«Кавказского пленника» иногда называют повестью. Однако правильнее считать произведение рассказом. Об этом свидетельствуют основные жанровые черты:
Лев Толстой всегда следовал традициям реализма, и «Кавказский пленник» не исключение. Автор описывал жизнь как она есть, не романтизировал человеческую натуру и не украшал действительность. К тому же произведение основано на реальных событиях.
К слову, в этом рассказ существенно отличается от одноименной поэмы Александра Пушкина. Если поэт создал идеализированного, романтичного персонажа, то герой Толстого — обычный русский офицер.
Композиционно «Кавказский пленник» состоит из шести глав:
«Кавказский пленник» Жилин: YouTube / Разумники
Герои и посыл рассказа
Рассказ «Кавказский пленник» построен на художественном приеме антитезы. Толстой изобразил двух противоположных героев:
С помощью таких контрастных героев Лев Толстой раскрывает важные темы:
Таким образом, читателю открывается основная мысль рассказа. Каждый человек — хозяин своей жизни. Не стоит полагаться на судьбу, нужно делать выбор и находить выход даже из патовых ситуаций.
Идеи Толстого не имеют временных или географических рамок. Поэтому каждому стоит непременно познакомиться с его «Кавказским пленником».
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Контрольная работа по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (5 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Контрольная работа. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». 5 класс. I вариант
А1. Действие рассказа происходит: а) летом б) весной в) осенью;
А2. Жилин поехал домой: а) жениться б) лечиться, в) проведать старую мать;
А3. Жилин поехал: а) один б) с обозом в) вдвоем с Костылиным;
А4. Офицеры оказались одни, потому что: а) они поехали вдвоем
б) других всех убили в) обоз шел медленно, они не хотели ждать;
А5. Костылин попал в плен: а) вместе с Жилиным б) отдельно от него
в) он не попал в плен;
А6. Какой выкуп требовали изначально за Жилина?
а) 3000 монет б) 50 монет в)100 руб.
А7. Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину? а) 2 недели, б) 1неделю, в) месяц
А8. Пленных держали: а) в сарае б) в доме в) в мечети.
В1. Почему Жилин оказался в плену?
В2. Почему Костылин не мог идти быстро во время первого побега?
В3. Кто из рассказа «…по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит»?
В5. Объясните значение «говорящей» фамилии Жилин.
С1. Почему у героев Толстого разные судьбы? Как ведут себя герои?
(Написать развернутый ответ из 6-7 предложений).
Контрольная работа. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». 5 класс. II вариант
А1. Жилин лепил кукол: а) из хлеба б) из глины в) из пластилина;
А2. Офицеры были в плену: а) неделю б) меньше месяца в) больше месяца;
А3. Жилин вновь решается на побег, потому что
а) Костылину стало лучше б) с него сняли колодки в) узнал, что его хотят убить;
А4. Костылин не мог бежать из плена, потому что: а) испугался
б) разболелся в) надеялся и ждал, что его выкупят;
А5. Жилину помогли бежать: а) Дина б) красный татарин в) Костылин;
А6. Жилин: а) сразу убежал б) бежал дважды в) остался у татар до выкупа.
А7. Жилин вернулся в крепость: а) на коне, б) в колодках пешком,
в) его привели татары.
А8. Через какое время после побега Жилина выкупили Костылина?
а) через месяц б) через полгода в) через год
В1. Почему Жилин не просит прислать за него выкуп?
В2. Где содержат пленников после неудавшегося побега?
В3. Узнайте героя по описанию: «Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки… на шее монисто, всё из русских полтинников»?
В4. В рассказе есть предложение: « Прошла татарка в саклю с водой, в бешмете в шелковом…».. Что означает «бешмет»?
В5. Объясните значение «говорящей» фамилии Костылин.
С1. Почему у героев Толстого разные судьбы? Как ведут себя герои?
(Написать развернутый ответ из 6-7 предложений).
1ВАРИАНТ: 1. А 2.В 3.Б 4.В 5.А 6.А 7.В 8.А
В5 – Жилин – жила – сухожилие, прочное окончание мышц;
жилистый, двужильный – сильный,
упругий.
2 ВАРИАНТ: 1.Б 2.В 3.В 4.В 5.А 6.Б 7.Б 8.А
В1- не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-105266
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Анализ произведения
Толстой и его друг Садо сопровождали обоз в крепость Грозную, но двигались очень медленно. Заскучав, друзья решили обогнать обоз и поехать чуть быстрее. Оторвавшись от остальных, молодые люди попали в засаду к чеченцам. Эта история закончилась бы намного хуже, если бы чеченцы не планировали взять товарищей живыми и не стреляли. Лошади подо Львом и Садо были резвые и смогли ускакать от неприятеля. К сожалению, из верховых, сопровождающих обоз, пострадал молодой офицер, лошадь которого подстрелили. Животное упало и своим телом придавило юношу, а подъехавшие чеченцы изрубили верхового на куски. Произошедшее событие запало в сердце писателю, и в 1872 году в журнале «Заря» впервые был напечатан рассказ «Кавказский пленник».
Главная мысль рассказа — яркое противопоставление храброго, умного и оптимистичного мужчины своему товарищу — человеку пассивному, жалеющему себя, быстро сдающемуся и вялому. Один герой в любой ситуации остаётся мужчиной, старается найти выход из страшного положения и, в конце концов, добивается своего — освобождается из плена. Второй же персонаж сдаётся сразу же, как только попадает в плен, и только чудо помогает ему выбраться из плена еле живым. Мораль произведения: никогда не стоит сдаваться, желаемое будущее мы творим только собственными руками.
«Кавказский пленник». Краткое содержание
События «Кавказского пленника» разворачиваются во время Кавказской войны (1817-1864; военные действия Русской императорской армии, связанные с присоединением районов Северного Кавказа). Офицеру Жилину приходит письмо от матери, в котором женщина зовёт его домой. Выехать одному просто так нельзя — ведь легко можно попасть в засаду, поэтому Жилин отправляется домой, попутно сопровождая обоз. Вместе с ним едет и другой офицер — Костылин. Обоз едет медленно, с остановками, день стоит жаркий, и Жилин предлагает попутчику ехать одним, без сопровождения.
Едва оторвавшись от обоза, молодые люди встречают горцев. Костылин бросает товарища и уезжает, а Жилина захватывают в плен. Привезя пленника в аул, один татарин продаёт Жилина другому — Абдул-Мурату — теперь русский офицер принадлежит другому «хозяину». Позднее выясняется, что и Костылина тоже пленили. Жилин выторговывает себе право прилично питаться, жить вместе со своим собратом по несчастью и ночью быть свободным от колодок.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Татары не планируют убивать русских — они требуют, чтобы офицеры написали письма домой с требованием за них выкупа. Костылин пишет письмо с требованием уплаты в пять тысяч рублей, Жилин же специально пишет неверный адрес, чтобы письмо точно не дошло до матери. Он понимает, что у пожилой женщины нет столько денег и если она попытается собрать выкуп, то вконец разорится.
Днём пленникам позволяют выходить на улицу, правда передвигаться они могут только в колодках. Костылин предпочитает сидеть и жаловаться на жизнь или спать, Жилин же проводит время на свежем воздухе, изготавливает детям куклы. Благодаря своему таланту офицер устанавливает почти что дружеские отношения с тринадцатилетней дочерью Абдул-Мурата — Диной. Девочка боится пленника, но в то же время он ей и интересен. Она с радостью играет в его куклы и даже тайком приносит ему молоко и лепёшки. Тем временем Жилин не только помогает татарам чинить вещи и делает игрушки детям, но и осматривается по сторонам, планируя свой побег.
Костылин долго не решается бежать, но в конце концов соглашается. Пленники долго бредут в темноте по камням, чужие, подаренные татарами сапоги, мешают им идти, и юноши вынуждены идти босиком. Обессиленные, с изрезанными от камней ногами, они продолжают двигаться по направлению к своим, но Костылин всё сильнее и сильнее отстаёт. Внутренне Жилин понимает, что в одиночку он двигался намного бы быстрее, но не может оставить товарища. Когда Костылину совсем уже невмоготу, Жилин несёт его на закорках.
В.А. Поляков. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Кавказский пленник», 1900
Среди всех обозлённых татар лишь маленькая Дина хорошо относится к Жилину. Она продолжает приносить ему лепёшки, а вскоре рассказывает, что к аулу приближаются русские и татары хотят избавиться от пленных, не дожидаясь выкупа. Костылин окончательно отчаивается, беспрестанно ноет и заболевает.
Жилин понимает, что теперь ему может помочь только Дина, и просит девочку принести ему длинный шест. Он полагает, что девочке не хватит смелости, но в одну из ночей она приносит палку и спускает в яму к пленным. Понимая, что в прошлый раз они попались татарам только из-за Костылина, Жилин всё же предлагает своему товарищу по несчастью бежать вместе с ним. Но Костылин настолько пал духом, что и переворачивается с трудом, а уж о побеге и речи быть не может.
Дина помогает Жилину выбраться из ямы, даёт ему в дорогу лепёшек и в слезах прощается с ним. Обессиленный, в колодках, офицер с огромным трудом добирается до своих, под конец чуть было не попав в ещё одну засаду к татарам. Через некоторое время освобождается и Костылин — татары получают за него выкуп и отпускают. Однако пленный Костылин к этому времени находится уже почти при смерти.
Главные герои
В плен Жилин попадает из-за трусости своего напарника, но он не винит другого офицера. Несмотря на то, что побег возможен только благодаря усердному труду Жилина (именно он делает подкоп и учится ориентироваться на местности), герой не бросает в трудную минуту своего «товарища» и уговаривает бежать вместе. В лесу, когда Костылин совершенно теряет силы, Жилин также не бросает его, а во время второго побега продолжает подбадривать и уговаривать его совершить вторую попытку вырваться на свободу.
Русский офицер Жилин — это герой, до конца остающийся благородным по отношению ко всем.
Костылин — офицер, выходец из богатой семьи, грузный, слабый и в моральном, и в физическом плане. Из-за его трусливого побега во время атаки горцев, татары захватывают в плен обоих офицеров. Костылин смиренно принимает условия жизни в плену, постоянно жалеет себя и надеется только на выкуп. Моральная скудость мужчины точит и его физические силы — он заболевает не от полученных ран, а от того, что уже давно сдался.
Получив второй шанс на побег, Костылин так и не решается снова побороться за свою свободу. В итоге, благодаря полученному выкупу, Костылин покидает плен, хотя сам уже находится почти при смерти.
Офицер Костылин — это трусливый и подлый персонаж, не способный найти в себе силы, чтобы противостоять врагу и бороться за собственную жизнь. Его слабая воля и трусость становятся не только причиной пленения русских офицеров, но и провала совместного побега. Тем самым Костылин не только ухудшает своё положение, но и усложняет путь к спасению другого человека.
Жилин и Костылин. Анализ героев
«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого построен на сравнении и противопоставлении двух центральных персонажей. Жилин и Костылин являются антагонистами не только по внешности, но и по характеру.
Жилин соответствует собственной фамилии — сухощавый, мускулистый; ловкий и выносливый.
Костылин также «получает» свою фамилию не просто так — но, к сожалению, он не является костылём-помощником другим, наоброт, он мешает здоровым сильным людям, они в нём не нуждаются. Костылин — мужчина в теле, грузный и неуклюжий.
Костылин богат, его родственники могут выплатить за офицера выкуп в пять тысяч рублей.
У Жилина нет богатых родственников (или он не желает к ним обращаться). У него только мать, для которой пятьсот рублей для выкупа — неподъёмная сумма.
Жилин оптимистично смотрит на любую ситуацию и, даже попав в плен к горцам, сразу же решает, что сможет сбежать от своих «хозяев».
Костылин смиряется с судьбой пленника и ничего не делает, чтобы улучшить своё положение.
Несмотря на то что офицеры находятся в плену и ждут выкупа (а Жилин тайком готовит побег), Жилин всё равно находит себе занятие на каждый день — он мастерит куклы детям, чинит разные вещи, рукодельничает.
Костылин всё своё время уделяет сну и жалобам на жизнь.
Поведение в экстренной ситуации
Как только татары нападают на офицеров, Костылин тут же бросает своего напарника и пытается спастись бегством.
Жилин, несмотря на подлость товарища, не только берёт его с собой во время побега, но и тащит на себе офицера, когда тот уже не может идти. Во время второго побега Жилин также зовёт с собой пленника.
Смысл названия рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
В своём произведении Л.Н. Толстой выступает в роли рассказчика, повествующего об истории человека, храброго сердцем и сильного духом. Его притча-быль доказывает, что человек — творец своего счастья, и каждый из нас получает то, чего достоин.
Название рассказа Л.Н. Толстого является отсылкой к поэме А.С. Пушкина с таким же названием. Однако помимо некоторых общих мотивов, «Кавказский пленник» Толстого имеет собственный глубокий смысл. Причём значение словосочетания «кавказский пленник» можно рассмотреть с нескольких сторон.
Первый смысл, самый очевидный: кавказский пленник — это любой пленённый человек. В данном случае это офицер, попавший в плен на Кавказе.
Второй смысл названия «Кавказский пленник» заложен в персонаже Костылина — он находится в плену Кавказа и сложившихся обстоятельств. Он был и будет оставаться пленником по своей сути, так как ничего не делает, чтобы стать свободным, чтобы улучшить своё положение, чтобы бороться за жизнь.
Кавказским пленником является и Жилин, но не только потому, что попал в плен, но и потому, что никак не может «вырваться» с Кавказа. У него была попытка поехать к матери и, возможно, найти в родном месте себе невесту и остаться там. Но он попадает в плен и вновь возвращается в крепость, думая о том, что, видимо, Кавказ — и есть его судьба.
Пленниками являются и сами горцы. Они не могут отдать свою родную землю чужакам, им приходится бороться за свободу и убивать людей — даже тех, к которым они относятся с симпатией. Даже Дина — маленькая добрая девочка — вынуждена покориться власти семьи и продолжать жить так, как заведено в её ауле.
Все персонажи рассказа «Кавказский пленник», по сути, являются пленниками Кавказа — каждый по-своему, но пленён горами и обстоятельствами, несмотря на личные особенности и характер.