через какое время проводится поверка газового счетчика
Всё, что нужно знать потребителю о сроках поверки газовых счётчиков. Как быть, если прибор просрочен?
Каждый механизм, любое устройство нуждается в периодическом обслуживании и проверке на пригодность. У приборов учета детали деформируются, изнашиваются, в результате чего возникает искажение показаний (в большую или меньшую сторону). Газовый счетчик, независимо от того, самый дешевый он или дорогой, необходимо поверять. Когда это делать, и как поступить, если срок проверки уже истек?
Что такое межповерочный интервал бытового газометра?
В соответствии с п. 1. ст. 13 Федерального закона « Об обеспечении единства измерений» N102-ФЗ от 26 июня 2008 г. все средства учета расходов ресурсов перед поступлением в реализацию должны подвергаться первичной поверке, а в процессе использования – периодической.
Первичный контроль газометр проходит перед выпуском в продажу. Проводит ее завод-изготовитель. Затем в течение эксплуатации устройство необходимо периодически поверять для подтверждения соответствия его показаний метрологическим требованиям.
Межповерочным интервалом называют период между двумя поверками, в рамках которого показания устройства считаются достоверными.
Где указана периодичность проверки учёта расхода газа?
Как часто поверять газометр, устанавливает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Для каждого устройства, допущенного к эксплуатации на территории России, установлен свой межповерочный интервал. Периодичность поверки указывается в техпаспорте устройства.
Отсчет интервала между обследованиями начинается либо с даты, указанной в паспорте (если счетчик новый), либо с момента последней поверки.
При поверке газометра необходимо учитывать и период его пригодности к эксплуатации. Этот показатель также указывается в сопроводительном документе к устройству. Если нужно проводить очередную поверку, а эксплуатационный период по техпаспорту уже на исходе, то стоит задуматься о замене счетчика.
Через сколько лет со дня установки прибора это делают в частном доме и квартире?
Периодичность поверки газометра регламентируется производителем и указывается в техпаспорте. Место установки устройства (частный дом или квартира) на межповерочный интервал не влияет.
Конечно, влияние внешних факторов, которым подвергаются приборы учета, установленные на улице, сокращает срок их эксплуатации. Собственнику частного дома не нужно дожидаться очередной поверки.
Что делать после того, как период годности закончился?
Как правило, коммунальные службы, формируя платежки за потребленные ресурсы, указывают на документе, что установленный прибор учета в скором времени необходимо поверить. Поэтому каждому собственнику жилья нужно знать, что делать, если срок годности счётчика истёк, и не надеяться на лояльность контролеров.
Собственнику помещения необходимо в кратчайшие сроки организовать поверку устройства. Штраф за прибор учета, поверка которого просрочена, отсутствует, но при расчете за потребленный газ показания газометра учитываться не будут.
В соответствии с п. 21 «Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» абонент обязан организовывать поверку прибора учета в установленный техпаспортом период. Если она не была проведена, то устройство считается непригодным к эксплуатации.
Согласно п. 59 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» показания счетчика с истекшим сроком поверки для расчета расхода газа не принимаются, а платежи будут рассчитываться по нормам потребления.
Паспорт газометра терять или отдавать на хранение в абонентскую службу не стоит – ответственность за соблюдение сроков очередной поверки лежит на собственнике помещения. Если есть подозрения на неудовлетворительную работу прибора учета, лучше организовать его внеочередную поверку.
Межповерочные интервалы приборов учета газа
В соответствии с ФЗ от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерении» средства измерений, в том числе бытовые газовые счетчики, подвергаются первичной поверке Государственными региональными центрами метрологии до ввода в эксплуатацию или после ремонта. Таким образом, любой прибор учета расхода газа при покупке поверен, что подтверждается клеймом госповерителя на корпусе прибора.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ (п. 1 ст. 157) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления этих услуг, определяемого по показаниям приборов учета. Согласно п.п. «в» п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 (далее – Правила поставки газа), определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии, что не истек срок проведения очередной поверки, установленный для этого прибора.
По истечении межповерочного интервала прибора учета, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, его показания об объеме потребленного газа не могут быть приняты к учету. Истечение межповерночного интервала счетчика, либо его неисправность фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета. В соответствии с п. 32 Правил поставки газа при отсутствии у абонента прибора учета газа расчеты производятся по нормативам потребления коммунальных услуг.
Вопрос о поверке либо замене прибора учета абонент решает самостоятельно. Поверка осуществляется Государственными региональными центрами метрологии. Работы по монтажу и демонтажу без применения сварки безвозмездно выполняются только при наличии действующего договора на техническую эксплуатацию ВДГО, предусматривающего ежемесячную абонентскую оплату ремонтно-заявочного обслуживания ВДГО домовладения или внутриквартирного газового оборудования. При отсутствии договора на ТО ВДГО работы по демонтажу прибора учета для проведения поверки и его последующему монтажу выполняются за дополнительную плату.
Сведения о межповерочном интервале конкретного прибора учета газа указана в его паспорте. Справочная информация о межповерочных интервалах основных марок и типов приборов учета приведена ниже в справочнике.
Кто, когда и как часто проводит проверку газовых счётчиков
В случае с газом лучше несколько раз перестраховаться и спать спокойно, чем один раз недоглядеть. Сегодня мы расскажем, как часто нужно проверять газовые счётчики, кто это должен делать и когда.
Вы узнаете, в чём разница между плановыми и внеплановыми проверками газовых счётчиков и что делать после проверки.
Зачем проверять счётчик
Одна из целей проверки счётчиков – удостовериться, что он выдаёт точные показания. Перед тем, как ввести газовый счётчик в эксплуатацию или сразу после его ремонта, нужно выполнить первичную проверку. А в процессе использования – проводить периодические поверки (ст. 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ).
Согласно пп. «и» п. 21 Правил, которые утверждены ПП РФ N 549, абоненты обязаны пускать представителей поставщика газа к ПУ газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки.
Абонент – сторона, которая принимает и оплачивает газ. Это могут быть собственники помещений дома или УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК, которые покупают газ как коммунальный ресурс для предоставления соответствующей КУ.
Проверять газовые счётчики нужно не только для собственной безопасности, но и для экономии ресурса – газ не восстанавливается естественным путём. Кроме того регулярные проверки помогают экономить денежные средства, налаживают потребительскую дисциплину при использовании газа в быту.
Кто проверяет счётчик
Проверку нужно предварительно согласовать с владельцем ПУ – уведомить любым способом за семь дней до назначенного дня диагностики. Важно удостовериться, что владелец ПУ получил уведомление.
Акт нужно составить в двух экземплярах, для каждой из сторон договора. Акт подписывают все, кто присутствовал при проверке ПУ. Если абонент отказался подписать акт, об этом делается отметка и указываются причины отказа.
Если требуется, абонент письменно высказывается о результатах проверки и прикладывает к акту свои возражения. Об этом в акте тоже делается пометка. Если абонент не хочет принимать акт, поставщик газа направляет его почтой с уведомлением о вручении и описью вложения.
Только при соблюдении всех перечисленных условий проверка считается законной.
Как часто проверять счётчик
Счётчики необходимо проверять перед подключением и после ремонта (п.1 ст. 13 N 102-ФЗ). Дата плановой проверки рассчитывается исходя из даты производства счётчика. Найти её можно в техническом паспорте устройства
Для периодических проверок есть регламентированный график диагностики. Интервал между проверками прописывается в техническом паспорте устройства – указывается период, в течение которого устройство гарантированно будет работать правильно.
Непроверенные приборы учёта использовать нельзя. Газовый счётчик можно отправить на диагностику в лабораторию раньше установленного срока. Все расходы на транспортировку счётчика несёт его владелец.
Если счётчик снимает и проверяет организация, у которой есть договор о техническом обслуживании внутридомовых газовых сетей и приборов, то исследование будет проводиться за 15–30 дней.
Если же владелец счётчика решил провести проверку газового счётчика без снятия, на дому, то проверка пройдёт быстрее. Но стоить будет дороже.
Когда проводится внеплановая проверка
Как проверяют счётчик
Такие приборы учёта, как УБСГ, ГОБОЙ проверяются только после демонтажа. Демонтирует прибор учёта только специализированная организация. Во время поверки монтируется новый блок питания, проводится плановая профилактика и чистка.
Что делать после проверки
Если прибор проверку не прошёл, он эксплуатироваться не может. Компетентный орган выдает владельцу ПУ «Извещение о непригодности».
Когда счётчик получает разрешение на эксплуатацию, его нужно установить на место. Сделать это могут только специализированные фирмы, у которых есть соответствующее разрешение.
Счётчик устанавливается на место, сотрудники газового хозяйства ставят на него пломбу и составляют акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр выдаётся владельцу счётчика, второй – отправляется к поставщику.
Правомерен ли отказ газовиков от перерасчета платы после поверки счетчика гражданина, используемого для коммунально-бытовых нужд
В соответствии с п. 32 Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Не оспаривая законность начала выставления стоимости газа исходя из норматива со дня истечения срока межповерочного интервала до дня установки пломбы после поверки, тем не менее, считаю необоснованным последующий отказ в проведении перерасчета нормативного начисления заменив его на расчет по показаниям прибора учета газа ввиду подтверждения по итогам поверки соответствия приборов учета газа установленным техническим требованиям, что указывает на то, что прибор учета газа был по факту исправен как до истечения межповерочного интервала, так и после него, ремонту не подвергался, признан пригодным к применению.
Следовательно, до проведения поверки (пока не были ясно исправен прибор учета или нет) временно было справедливым и соответствующим требованиям Правил предъявлять стоимость газа исходя из норматива (что не оспаривается). И в случае, если бы по итогам поверки было бы установлено, что прибор учета газа не соответствовал бы техническим требованиям, то сохранение нормативного начисления до ввода в эксплуатацию нового прибора учета было бы оправданным. Однако, в случае, когда по итогам поверки было подтверждено соответствие приборов учета газа установленным техническим требованиям, то тем самым устанавливается факт его исправности как до истечения межповерочного интервала, так и после него, учитывая, что прибор учета газа ремонту не подвергался и признан пригодным к применению. Это в свою очередь должно влечь за собой обязанность перерасчета ранее начисленных по нормативу обязательств заменив их на расчет исходя из исправного прибора учета газа.
Проблема в том, что я не смог найти судебную практику по перерасчету в отношении граждан потребителей газа для коммунально-бытовых нужд. Однако, подобная правовая позиция была изложена по коммерческим спорам, где конечно же применяются иные правила (но привожу как аналогию, так как догматическая конструкция норм должна быть по сути единой и правовой подход тоже) в определениях Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 310-ЭС19-27004, от 30.09.2020 по делу № 310-ЭС20-9716, а также в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.07.2021 по делу № А61-4715/2019 и от 11.08.2021 по делу № А61-4219/2020.
В этой связи, хотел уточнить у коллег, как вы считаете, правомерен ли отказ газовиков от перерасчета гражданину-потребителю платы после поверки прибора учета газа, используемого для коммунально-бытовых нужд?
Споры с монополистом из-за неповеренного счетчика газа, или Когда своё слово скажет Верховный суд?
Есть в нашей жизни такие споры, которые затрагивают огромное число организаций и предпринимателей. К таким спорам, относятся и споры о безучетном потребление энергии, в том числе споры, вызванные во время не поверенным прибором учета. В данной статье я хотел бы остановиться только на «газовой» тематике.
Ситуация у моего клиента заключалось в следующем: 30 января 2019 года был составлен Акт, согласно которому выявлено, что газовые счетчики не прошли поверку.
После составленная данного Акта организация прошла поверку данных счетчиков, а именно 05.02.2019 года.
После прохождения поверки счетчиков был составлен Акт 14.02.2019 года о допуске к учету данных приборов учета.
Никаких замечаний и возражений относительно достоверности полученных с помощью спорного измерительного комплекса данных об объемах поставляемого газа со стороны газораспределительной организации не имелось.
Далее, газовая компания обращается с иском на сумму 1 050 736 рублей за период январь-февраль 2019 года, хотя в реальности компания потребила всего на сумму 75 464 рублей. Разница, что называется, впечатляет. Понятно, что не один клиент, понимая, что счётчик у него по сути один и тот же, не исправлен он не был, не может понять, откуда такая сумма. Ведь её нарисовали буквально из бумаги, все понимают, реально такие объемы не были потреблены, более того, всем известны и реальные объемы потребленного газа, так как счётчик никто не снимал.
При подготовке иска я обнаружил две противоложные судебные практики по данному вопросу.
Первый подход, который условно, можно назвать подходом здравого смысла основан на следующем:
При выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Исходя из толкования указанных норм права в отношении поверки презюмируется, что, пока не доказано иное, прошедшее поверку средство измерения является исправным и его показания подлежат применению при расчетах за поставленный ресурс.
Однако это не означает, что подобная презумпция не может быть опровергнута лицом, не исполнившим (несвоевременно исполнившим) обязанность по представлению средства измерения на поверку. Последствием неисполнения этой обязанности является возложение на указанное лицо (в данном случае ответчика) бремени доказывания исправности средства измерения и отсутствия вмешательства в его работу (целостность пломб и т.п.).
Результатом поверки является подтверждение пригодности средства измерений к применению или признание средства измерений непригодным к применению.
Если после выявления факта истечения межповерочного интервала Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний по результатам поверки подтвердило пригодность средств измерения общества к применению и достоверность передаваемых им сведений, что подтверждается отметками в технических паспортах, то, считается, что презумпция неисправности прибора учета опровергнута.
Такой подход можно найти в Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.08.2019 N Ф06-50034/2019 по делу N А12-36609/2018, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.02.2017 № Ф09-293/17 по делу №А60-9343/2016, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7583/16 по делу № А76-12045/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 09.12.2016 № 309-ЭС16-16075 отказано в передаче дела № А76-12045/2015), Постановлениее Арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2016 № Ф09-7117/16 по делу № А76-16212/2015 (Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2016 № 309-ЭС16-13725 отказано в передаче дела № А76-16212/2015).
Однако, мы судились в Арбитражном суде Тульской области, который ориентируется на противоложном подходе, который условно можно назвать формальным подходом.
Логика таких судов следующая и основана, как ни странно, на тех же самых нормах:
Ответственность за техническое состояние и поверку контрольно-измерительных приборов учета газа несут организации, которым приборы принадлежат (пункт 25 Правил поставки газа).
Таким образом, в силу прямого указания пункта 25 Правил поставки газа истец несет ответственность за техническое состояние и поверку своих контрольно-измерительных приборов, которые должны входить в измерительный комплекс узла учета газа.
В силу пункта 24 Правил поставки газа монтаж, эксплуатация и поверка контрольно-измерительных приборов производятся в порядке, устанавливаемом в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений и действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона об обеспечении единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Из системного толкования положений Закона об обеспечении единства измерений (пункты 2, 17 статьи 2, пункт 1 статьи 5 и статьи 9, пункт 1 статьи 13) следует, что использование средств измерения, срок поверки которых истек, не допускается, поскольку истечение срока поверки свидетельствует о недостоверности показаний средства измерения о количестве поставленного ресурса и фактически означает отсутствие прибора учета.
Такой подход, например, отражен в Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.09.2019 N Ф10-4039/2019 по делу N А64-9559/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 30.01.2020 N 310-ЭС19-26270 отказано в передаче дела N А64-9559/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления), Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2017 N Ф10-3612/2017 по делу N А09-16262/2016, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.09.2018 N Ф01-4062/2018 по делу N А43-27238/2017.
При этом, как это часто бывает, Верховный суд РФ отказывает в передаче кассационных жалоб на судебные акты, с диаметрально противоположными подходами. Естественно, эти «отказные» определения нисколько не отражают реальной позиции высшей судебной инстанции. Между тем, таких споров в судах первой инстанции, довольно много (просто до окружных судов доходят единицы), и каждый областной суд ориентируется на свой округ. С точки зрения единства судебной практики, это нельзя признать правильным. Да, и чисто по человеческому, непонятно, почему организация в Тульской области должна платить в 50 раз больше, чем организация, например, в Челябинской области. Кроме того, наконец, подход первой группы мне представляется просто отвечающей логике. Ни одному предпринимателю невозможно объяснить, почему он должен платить в десятки раз больше за один и тот же потребленный объем газа при том, что счетчик в действительности исправлен.