через какое время проводится специальная оценка условий труда
Через какое время проводится специальная оценка условий труда
С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 27.12.2019 № 451-ФЗ (далее – Закон № 451-ФЗ).
Рассмотрим важнейшие новшества.
Организация, проводящая СОУТ, получила дополнительные обязанности
Деятельность организации, проводящей СОУТ, теперь плотно связана с Федеральной государственной информационной системой (далее – ИС). Ведет эту ИС Минтруд России в соответствии с требованиями Порядка, утвержденного приказом Минтруда России от 03.11.2015 № 843н.
С 01.01.2020 организация, проводящая СОУТ, должна получить идентификационный номер от ИС. Для этого такая организация должна до начала работ по спецоценке (но не позднее чем через 5 рабочих дней со дня заключения договора) направить ряд сведений в ИС.
К таким сведениям относятся:
Номер, полученный от ИС в автоматическом режиме, организация, проводящая СОУТ, должна сообщить работодателю до начала спецоценки. Соответствующие изменения внесены в статью 8 Закона о спецоценке (пп. б п. 5 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).
Организация, проводящая СОУТ, должна также передать результаты спецоценки в ИС. Эта обязанность предусмотрена частью 1 статьи 18 Закона о спецоценке. Теперь работодатель может потребовать от организации, проводящей СОУТ, подтверждение факта передачи соответствующих сведений в информационную систему. Это право работодателя прямо закреплено в п. 5 ч. 1 ст. 4 Закона о спецоценке.
Связано это с тем, что по новым правилам результаты спецоценки работодатель может применять только после того, как сведения о них будут переданы в ИС. Эта норма внесена в статью 7 Закона о спецоценке (пп. «в» п. 4 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).
О передаче сведений о проведенной спецоценке в ИС организация, проводящая СОУТ, уведомляет работодателя в течение трех рабочих дней со дня внесения их в ИС. Отправить уведомление работодателю можно на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. Такие изменения внесены в статью 18 Закона о спецоценке (пп. в п. 13 ст. 1 Закона № 451-ФЗ).
Появился новый повод для внеплановой спецоценки
Работодатель должен ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки. Эта обязанность предусмотрена п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке.
С 01.01.2020 работник может представить свои письменные возражения по результатам СОУТ:
Работодатель обязан рассмотреть письменные замечания работника относительно результатов СОУТ и, если нужно, принять решение о проведении внеплановой спецоценки. Необходимые для этого изменения были внесены в п. 4 ч. 1 ст. 5 и в п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона о спецоценке.
При этом замечания и возражения работника относительно СОУТ включаются в отчет о проведении спецоценки. Такое нововведение внесено в ч. 1 ст. 15 Закона о спецоценке.
Изменятся правила определения сроков спецоценки
Специальная оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет. С 01.01.2020 этот срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах СОУТ в ИС. Ранее пятилетний срок действия СОУТ исчислялся с даты утверждения работодателем отчета о проведении СОУТ. Пятилетний срок действия спецоценки с даты утверждения спецоценки исчисляется только для СОУТ, содержащей сведения государственной (или иной) тайны. Соответствующие изменения внесены в ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке.
Изменения коснулись и порядка определения срока действия декларации соответствия. С 01.01.2020 декларация действительна в течение 5 лет со дня внесения сведений о результатах СОУТ в ИС. Со дня утверждения отчета декларация начнет действовать, только если результаты спецоценки содержат сведения, составляющие государственную или иную тайну.
Такие изменения были внесены в ч. 4 ст. 11 Закона о спецоценке.
Расширены права малых предприятий
С 01.01.2019 в Законе о спецоценке появилось новое правило, касающееся микропредприятий. Так, работодатели – субъекты малого предпринимательства, отнесенные к микропредприятиям, могут не иметь возможности сформировать комиссию по проведению специальной оценки условий труда.
Исполнять полномочия такой комиссии, перечисленные в п. 3.1. ст. 9 Закона о спецоценке, могут:
Ранее Закон о спецоценке обязывал всех работодателей создавать комиссию по проведению СОУТ в общем порядке.
Установлен срок утверждения отчета о проведении СОУТ
С 01.01.2020 председатель комиссии работодателя должен утвердить отчет о проведении СОУТ в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей СОУТ. Это нововведение внесено в ч. 2 ст. 15 Закона о спецоценке.
Заметим, что ранее Закон о спецоценке не содержал определенного срока для утверждения комиссией отчета о проведении СОУТ.
СОУТ (специальная оценка условий труда)
Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.
Что такое специальная оценка условий труда
Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).
Существует четыре класса риска:
Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.
Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест
Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.
Кто может не проводить оценку условий труда
СОУТ не является обязательной для следующих категорий:
Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).
ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.
Кто проводит специальную оценку условий труда
СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.
В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда (см. «Как стать специалистом по охране труда»). Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.
Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:
Порядок проведения СОУТ
Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.
СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.
Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).
Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.
Сроки и периодичность проведения СОУТ
Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.
Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).
ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.
Штрафы за непроведение СОУТ в 2021 году
Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:
Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает
Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.
По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. « Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний »).
Когда проводить спецоценку условий труда
Когда проводить спецоценку
Спецоценка условий труда представляет собой комплекс мероприятий, направленных на определение наличия в условиях труда сотрудника вредных или опасных факторов. Она дает возможность оценить степень их влияния на здоровье человека. Процедура обязательна для любого работодателя.
Что такое спецоценка
Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.
Мероприятия по оценке осуществляют специализированные организации в целях:
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 определены обязательность осуществления СОУТ всеми работодателями, а также то, на сколько лет действительна специальная оценка условий труда.
Дополнительным стимулом для работодателя к оценке рабочих мест является возможность возмещения части понесенных расходов из средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
Зачем проводить
Специальная оценка направлена на определение классов условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2. ст. 3 426-ФЗ):
От присвоенного класса зависят:
Чем лучше качество рабочих мест, тем меньше затрат будет у работодателя.
Когда проводить
Сроки проведения СОУТ по закону — не более 12 месяцев со дня, когда создано новое рабочее место, то есть сроки проведения СОУТ на новых рабочих местах — не позднее одного года с даты их появления. Если предприятие создано более 12 месяцев назад и специальная оценка вообще не проводилась, мероприятия надо инициировать немедленно.
Целесообразно придерживаться алгоритма, при котором на новом месте работы СОУТ нужно провести не позже полугода с момента его создания. В поддержку такой позиции — статья 17 426-ФЗ и статья 212 ТК РФ, по которой работодатель обязан проводить спецоценку. Ему необходимо:
Одновременно сотрудник по ст. 219 ТК РФ вправе требовать:
Если предприятие не даст сотруднику необходимые сведения, работодатель в таком случае нарушит закон.
Как часто надо проводить СОУТ в учреждении
Отсчет срока действия начинается с даты, когда утвержден отчет по специальной оценке условий труда на конкретном месте работы. Ответ на вопрос, на сколько лет действует СОУТ, зависит от факторов риска. Вариантов два.
Факторы риска не установлены |
Класс условий труда | Что делать работодателю | Примеры | Нормативная база |
---|---|---|---|
Четвертый или третий класс: опасные или вредные условия труда | Платить дополнительные взносы в ПФР | Максимальный тариф — 8% от зарплаты при опасных условиях | п. 3 ст. 428 НК РФ |
Предоставлять работникам гарантии и компенсации | — Если условия труда опасные или третьей — четвертой степени вредности — сократить рабочее время; — если условия труда опасные или второй — четвертой степени вредности — предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; — повысить оплату труда | пп. 6 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | |
Улучшать условия труда работников | — Установить защитные и сигнализирующие устройства; — уменьшить загазованность, запыленность воздуха; — улучшить освещение | пп. 6 п. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ | |
Обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты | пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ | ||
Давать работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты | ст. 222 ТК РФ | ||
Второй или первый класс: допустимые или оптимальные условия труда | Контролировать условия труда и вовремя устранять факторы, которые могут повлиять на уровень безопасности | — Вовремя менять перегоревшие лампочки; — следить за состоянием вентиляции; — обеспечивать уборку | пп. 1, 4 п. 1 ст. 7 Закона № 426-ФЗ |
Результаты специальной оценки условий труда можно применять, если организация, проводившая СОУТ, внесла сведения о них в информационную систему учета.
Если в результатах содержится государственная или иная охраняемая законом тайна, их можно применять со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.
Снижение класса условий труда возможно, если эксперт по специальной методике установит, что работники используют эффективные средства индивидуальной защиты — СИЗ.
К СИЗ, которые проверяются по этой методике, относятся специальная защитная одежда, в том числе для рук, ног и головы, костюмы, изолирующие от химических факторов, изолирующие и фильтрующие средства защиты органов дыхания.
Чтобы установить, что средства индивидуальной защиты действительно эффективные и класс условий труда можно снижать, надо:
Класс или подкласс условий труда может быть снижен решением комиссии по проведению СОУТ на основании заключения эксперта. Самостоятельно класс можно снизить только на одну ступень, например с 3.2 на 3.1. Снизить более чем на одну ступень возможно только по согласованию с Роспотребнадзором. Снижать класс условий труда ниже 3.1 — на класс 2 «Допустимые условия труда» — нельзя.
Ознакомление работников с результатами. Работодатель обязан в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки на их рабочих местах. Работники могут согласиться с результатами или представить письменные возражения, которые работодатель должен будет рассмотреть и при необходимости принять решение о проведении внеплановой проверки.
Ознакомить работников с результатами нужно под подпись в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. В этот срок не включаются больничный, междувахтовый отдых, отпуск или командировки работника. Подпись работник должен ставить на карте специальной оценки условий труда.
Сотрудников, которые будут устраиваться на работу после проведения СОУТ, тоже надо будет ознакомить под подпись с результатами, зафиксированными в карте спецоценки условий труда на их рабочих местах, и установленными компенсациями за работу во вредных или опасных условиях труда.
К трудовым договорам нужно заключить допсоглашение, в котором будет указан класс условий труда на рабочем месте. Я составила его так:
Размещение результатов на сайте работодателя. Если у организации есть официальный сайт, то на нем тоже нужно разместить информацию об условиях труда: установленные классы условий труда на рабочих местах и перечень мероприятий по улучшению этих условий. Это нужно сделать в течение 30 календарных дней после подписания отчета.
Как применить результаты проведения спецоценки условий труда
Результаты проведения СОУТ применяют для улучшения условий труда работников. Работодатель сможет обеспечить работников нужными средствами индивидуальной защиты и оборудовать рабочие места средствами коллективной защиты.
По результатам проверки компании будет проще контролировать состояние условий труда на рабочих местах. Работодатель может установить сотрудникам гарантии и компенсации.
После проведения спецоценки у работодателя будет обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Еще будут сведения для подготовки отчетности об условиях труда и принятия решения об ограничениях для отдельных категорий работников. Можно оценить уровни профессиональных рисков.
Внеплановая специальная оценка труда
Иногда работодатель должен провести внеплановую оценку условий труда. На это дают полгода или год.
В каких случаях требуется внеплановая СОУТ
Когда проводят | Сроки |
---|---|
Появились новые рабочие места | Год с момента изменений |
Поменялись технологический процесс, оборудование, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | |
Поменялись состав применяемых материалов или сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, если они способны повлиять на уровень опасности для работников | Полгода с момента событий |
Трудовая инспекция вынесла предписание провести внеплановую СОУТ. Такое происходит, если во время проверки нашли нарушения | |
На рабочем месте произошел несчастный случай. Исключение — несчастный случай по вине третьих лиц | |
На рабочем месте выявлено профессиональное заболевание, которое возникло из-за вредных или опасных условий труда | |
Провести внеплановую проверку предложил профсоюз. Такое предложение должно быть мотивированным. Например, работник не согласен с результатами плановой СОУТ |
Компания может провести реорганизацию и поменять штатное расписание, состав и наименования подразделений, наименования рабочих мест и должностей работников. Если при этом новые рабочие места не появились и условия труда не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно быть принято комиссией по СОУТ и оформлено протоколом.
Если сотрудников отправляли на удаленную работу, проводить внеплановую СОУТ после их возвращения на рабочие места не нужно. Перечень, установленный законом, содержит исчерпывающие основания, и возвращения с удаленки там нет.
Как связаны взносы на страхование и спецоценка
Спецоценка влияет на размер взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование.
Компании, в которых есть работы с правом на досрочную пенсию, приведенные в специальных списках, должны платить взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам. Дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации устанавливается по результатам СОУТ. Он зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой. Для опасного класса доптариф составляет 8%, для вредного — от 2 до 7%, для допустимого или оптимального — 0%.
По результатам СОУТ рассчитываются скидки или надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Cтоимость спецоценки, кто ее оплачивает
В огромных опенспейсах оценивать нужно только 20% мест, по п. 6 ст. 9, п. 1 ст. 16 426-ФЗ
На сайтах пишут минимальную цену, дальше она меняется в зависимости от деталей:
Возможность проведения СОУТ за счет средств ФСС. Оплачивает проведение спецоценки работодатель, но в последующем компания может часть этих затрат вернуть из ФСС. Обратиться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку может любой работодатель, который своевременно уплачивает взносы на травматизм за своих сотрудников — возмещение затрат на СОУТ происходит за счет этих взносов. Если у работодателя на момент обращения за компенсацией будет недоимка по взносам на травматизм, ФСС откажет в возврате денег.
Есть еще два повода для отказа в возврате: в документах для возмещения расходов содержатся ошибки или они отправлены в неполном объеме либо предусмотренные бюджетом средства фонда в текущем году полностью распределены.
Фонд возвращает не более 20% от суммы страховых взносов, перечисленных в ФСС за предшествующий год. Если у компании в этом периоде были страховые случаи, сумму уменьшают на сумму выплат застрахованным лицам.
«Живые» деньги компания в любом случае не получит. Возврат будет оформлен как уменьшение страховых взносов на травматизм в текущем году.
Что будет, если не провести СОУТ
Если не провести СОУТ или провести ее неправильно, могут оштрафовать саму компанию и ее руководителя. Могут наказать организацию и должностных лиц одновременно. В административном кодексе прописан вариант замены штрафа предупреждением, но практика показывает, что это маловероятно.
Как проверяют выполнение спецоценки рабочих мест. Специалисты территориальных органов Роструда проводят плановые проверки, а также могут провести внеплановую проверку, если поступит жалоба от работника.
Документы для спецоценки
Административная ответственность за непроведение спецоценки
Вид наказания | К кому применяется | Размер наказания |
---|---|---|
Предупреждение ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | — |
Штраф ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | 60 000—80 000 Р 5000—10 000 Р |
Штраф при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Организация (юридическое лицо) Должностное лицо организации Индивидуальный предприниматель | 100 000—200 000 Р 30 000—40 000 Р |
Приостановление деятельности при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель | До 90 суток |
Дисквалификация при повторном нарушении ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ | Должностное лицо организации | От 1 года до 3 лет |
При этом Минтруда России указывает, что специалист по охране труда не входит в число должностных лиц, для которых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Эта ответственность предусмотрена только для руководителей.
Ответственность руководителя за нарушение требований охраны труда
Закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» был разработан и в спешном порядке принят при участии и в интересах АО «КИОУТ», о чём они, не стесняясь, пишут на своём сайте.
Таким образом, закон 426-ФЗ призван обеспечить интересы бизнеса по специальной оценке условий труда, т.к. инициатором и разработчиком закона является бизнес по специальной оценке условий труда.
В результате преступного сговора чиновников Минтруда и представителей трудоценочного бизнеса все предприятия, в том числе государственные, обязали платить дань опричникам Минтруда за абсолютно бесполезную услугу.
Трудоценочный бизнес пугает всех штрафами от трудовой инспекции за непроведение специальной оценки условий труда.
Следовательно, происходит узаконенное вымогательство.
Необходимо признать 426-ФЗ недействующим, поскольку он является законодательной ошибкой и результатом преступного сговора.
Катя, Мысль полностью поддерживаю! Они (проводящие СОУТ) присосались к гос. кормушке, при этом не принося реальной пользы от своей псевдодеятельности!
Оценка условий труда заключается в измерениях вредных факторов, которые воздействуют на
работника в ходе трудовой деятельности. Но трудоценочные организации ничего, как правило, не
измеряют, а даже если бы и захотели измерить, не смогли бы.
Во-первых, факторы, воздействующие на работника, не имеют конкретного времени воздействия.
Вредный фактор может воздействовать на работника 99 % рабочего времени, а может
воздействовать 1 % рабочего времени. Достоверно определить время воздействия невозможно,
поскольку это непостоянная величина. Минтруд считает, что необходимо определять время
воздействия вредного фактора методом опроса работников и руководителей и с помощью
составления фотографии рабочего дня. Такой метод называется ОБС (одна бабка сказала). При
использовании метода ОБС возникает очень высокая погрешность, следовательно низкая
достоверность полученных результатов. Зачем тогда Минтруд требует от лабораторий
аккредитацию в ФСА, поверку приборов, аттестованные методики и прочее? И зачем тогда
вообще нужна лаборатория, если методом ОБС можно сразу определить класс условий труда? От
времени воздействия зависит степень воздействия, которую «измеряют» трудоценочные
организации.
Во-вторых, вредными факторами управляет сам работник, а не трудоценочная лаборатория.
Уровень воздействия вредного фактора тоже невозможно определить достоверно, поскольку, как
и время воздействия, это непостоянная величина и зависит полностью от того, кто этим фактором
управляет. Штатный технологический процесс или не штатный трудоценщикам неизвестно.
Например, как измерить шум от какого-либо оборудования, если этим оборудованием управляет
оператор и самостоятельно регулирует уровень шума? Тоже пользоваться методом ОБС?
В-третьих, зачастую, невозможно определить место проведения измерений, поскольку работник
не стоит на месте. При выявлении нескольких рабочих зон, невозможно достоверно определить
процент нахождения в каждой рабочей зоне.
В-четвертых, вопреки положениям ФЗ-426, ФЗ-412 трудоценочные организации и лаборатории не
являются независимыми. Их деятельность, зависит от заказчика услуги, который платит деньги и
от Минтруда, который регулирует их деятельность и выдаёт лицензии трудоценочному бизнесу.
Таким образом, СОУТ – это не только результат преступного сговора, но ещё и законодательная
ошибка.
Освещенность на офисных местах давно не идентифицируется и не оценивается.
Максим, не всё то что Заказчик называет офисным рабочим местом таковым является) некоторые и водителей и ювелиров называют офисниками)
Максим, Нее..мол они же в офисе сидят часть времени..а когда в машине..ну их не видно..значит либо офисники, либо не работают..в общем логика жесть.. так же как офисниками Заказчики считают уборщиков служебных помещений..мол они же в офисе моют..значит офисники
Павел, травматизм оценивался в аттестации рабочих мест, которую отменил закон о СОУТ
В лучшем случае трудоценщики помашут, для вида, приборами или муляжами приборов и уйдут
писать свои протоколы и заключения, достоверность которых ничтожно мала. Могут вообще не приезжать, а согласовать с работодателем по телефону что кому написать. Как правило, по шаблону печатают свои заключения, меняя только название организации и названия рабочих мест.
В отношении набора оцениваемых вредных факторов наблюдается неразбериха, разброд и
шатание. Гастролёры-оценщики, окучивающие предприятия обладают низкой квалификацией и
отсутствием образования для того, чтобы грамотно определить, оценить и измерить вредные
факторы. Да и нет такой цели у этого бизнеса. В СОУТ полное «обследование» с протоколами
рабочего места стоит от пятисот до полутора тысяч рублей, значит в цену СОУТ изначально заложено отсутствие каких-либо измерений. Никто ничего не измеряет.
В целом это профанация. Идея оценивать чужие условия труда за деньги порочна и ни к чему хорошему привести не может, только к обогащению небольшой группы людей с низкой социальной ответственностью. Нигде в мире нет такой практики. Чисто российская коррупционная
новелла. Желание нечистых на руку бизнесменов от охраны труда делать деньги из воздуха.
Для того, чтобы укоренить закон о СОУТ, была придумана масса бюрократической мишуры, как-то: наказания за отказ платить дань, организованная группировка оценочных организаций (под
предводительством КИОУТ), реестр оценщиков, подзаконные акты, методики и т.д. и т.п. Вроде
как появился целый «институт» оценки труда.
Для тех мест, где нет вредных факторов (например офисники), разрешили оформлять декларации.
Но работодателю запретили самостоятельно оформлять декларацию (можно только подавать) и необходимо обращаться в трудоценочную организацию. При этом стоимость оформления декларации офисника равна стоимости оценки и оформления карты рабочего места вредника.
В Советском Союзе были списки профессий и должностей, имеющих право на гарантии и
компенсации. В современном Минтруде решили монетизировать оценку труда. Началось это со
времен АРМ, когда бизнес внедрился в Минтруд и коррумпированные чиновники стали обслуживать интересы бизнеса, это повлекло деградацию нормативно-правового регулирования в сфере охраны и условий труда. В стране не менее 40 миллионов рабочих мест. При средней цене в 1 тысячу рублей за оценку одного рабочего места, получается сумма всех мест не менее 40 миллиардов рублей. Коррумпированные чиновники Минтруда, трудоценочные организации и
примкнувшие к ним инспекторы труда создали себе хорошую кормушку.
- через какое время проводится соут
- через какое время проводится чемпионат европы по футболу