через какого ангела аллах ниспосылал свои откровения
Об этих ангелах говорится в Коране
Бог создал ангелов из чистого света (нура). Они никогда не ослушиваются Всевышнего, постоянно Ему поклоняются, исполняя Его повеления. Ангелы не испытывают потребности в еде, питье, сне и других вещах, в которых нуждаются остальные создания Бога. Они не имеют половых различий, не имеют плотских чувств и не вступают в брак. Ангелы наделены Всевышним большими способностями, могут принимать различные облики, и каждый из них имеет своё назначение. Господь упоминает о них в Коране.
1. Ангел Джибриль (Гавриил) (мир ему)
Джибриль (мир ему) – ангел через которого Бог ниспосылал откровения ко всем пророкам и посланникам (мир им).
نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ * عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنْذِرِينَ
«Снизошёл с ним Дух верный – Джибриль (мир ему) на твоё сердце, чтобы ты его выучил, понял и незабываемо запечатлел в твоём сердце, чтобы ты предупреждал их и увещевал о наказании нечестивцев» (смысл 193-194 аятов суры «аш-Шу’ара», тафсир «аль-Мунтахаб»).
2. Ангел Микаиль (Михаил) (мир ему)
Микаиль (мир ему) – ангел, который раздаёт творениям Аллаха ﷻ пропитание, а также управляет ветрами и облаками. И у этого ангела имеются помощники.
مَن كَانَ عَدُوًّا للَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ للْكَـافِرِينَ
«Враги ангелов, посланников, и Джибриля, и Микаиля, передающих и делающих только то, что им повелел Всевышний, являются также и врагами Господа. Ведь они не верят в Бога, а Бог – враг неверным!» (смысл 98 аята суры «аль-Бакара», тафсир «аль-Мунтахаб»)
Толкователи Корана (муфассиры) утверждают, что этот аят был ниспослан в качестве ответа иудеям, которые считали ангела Джибриля (мир ему) своим врагом, а Микаиля (мир ему) – другом.
3. Ангел Исрафил (мир ему)
Исрафил (мир ему) – ангел, который подует в Рог (Сур). Так описывается это в Коране:
وَاسْتَمِعْ يَوْمَ يُنَادِ الْمُنَادِ مِنْ مَكَانٍ قَرِيبٍ * يَوْمَ يَسْمَعُونَ الصَّيْحَةَ بِالْحَقِّ ذَلِكَ يَوْمُ الْخُرُوجِ
«Внемли тому, что Я тебе поведаю о Дне воскресения, поскольку это очень важно. Тот День, когда ангел-глашатай возгласит с близкого расстояния от тех, которых он созывает, тот День, когда они услышат второй раз трубный глас, возвещающий об истине, т. е. о воскрешении, будет днём исхода из могил» (смысл 41-42 аятов суры «Каф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
4. Ангел Азраиль (мир ему)
قُلْ يَتَوَفَّاكُمْ مَلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ
«Скажи им (о Мухаммад!): «Ангел смерти, которому вы поручены, приемлет вашу душу, когда настанет ваша кончина, и вы будете к Аллаху Единому ﷻ возвращены»» (смысл 11 аята сур «ас-Сажда», тафсир «аль-Мунтахаб»).
5. Ангелы хранители – аль-Муакибат
Аль-Муакибат – ангелы-хранители, которые в каждое мгновение охраняют человека, будь он дома или же в пути, когда спит или бодрствует.
لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلَا مَرَدَّ لَهُ وَمَا لَهُمْ مِنْ دُونِهِ مِنْ وَالٍ
«Поистине, Аллах Всевышний ﷻ вас охраняет. У каждого человека есть свои ангелы-хранители, которые поочерёдно шествуют перед ним и позади, по воле Аллаха ﷻ охраняя его. Аллах ﷻ не меняет положения людей: не ведёт их от нужды к благополучию, от силы к слабости, пока они сами не переменятся душой в соответствии со своими стремлениями. Если Аллах ﷻ пожелает наказать людей, то не будет защитника, который спас бы их от наказания, и не будет покровителя, который отвратил бы от них то, что их постигло» (смысл 11 аята суры «ар-Рад», тафсир «аль-Мунтахаб»).
6. Ангелы Ракиб и Атид
Ракиб и Атид – два ангела, которые записывают наши деяния. При этом ангел, находящийся справа, записывает благие деяния человека, а слева – его прегрешения.
إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ * مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Ведь по правую и левую сторону от человека сидят два ангела для записи его деяний. Человек не молвит ни одного слова, чтобы не записал его ангел, приставленный к нему» (смысл 17-18 аятов суры «Каф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ * كِرَامًا كَاتِبِينَ * يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ
«Поистине, над вами есть досточтимые ангелы-хранители. Они записывают ваши деяния и знают, что вы делаете: добро или зло» (смысл 10-12 аятов суры «аль-Инфитар», тафсир «аль-Мунтахаб»).
7. Ангелы-смотрители Рая, ангелы-смотрители Ада
Есть также ангелы, которые смотрят за Раем и удовлетворяют все запросы его обитателей.
وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا حَتَّى إِذَا جَاءُوهَا وَفُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ
«А богобоязненных верующих группами с достоинством поведут в Рай. Когда они придут туда, врата Рая откроются, и стражи его им скажут: «Мир вам! Да будет вам благо! В земном мире вы были чистыми от грехов, и в последней жизни для вас будет награда и благо! Войдите в Рай, где вам предназначено пребывать вечно. Для вас будет блаженство, которое вам и не вообразить»» (смысл 73 аята суры «аз-Зумар», тафсир «аль-Мунтахаб»).
В Коране сообщается и об ангелах-смотрителях Ада и об их предводителе Малике:
وَنادَوْا يَا مالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنا رَبُّكَ قالَ إِنَّكُمْ ماكِثُونَ
«Отчаявшись в облегчении мучительного наказания, грешники воззовут к Малику – стражу огня, говоря: «Попроси твоего Господа послать нам кончину, чтобы мы избавились от ужасов адского огня». А Малик им ответит: «Вы вечно пребудете в адской муке»» (смысл 77 аята суры «аз-Зухруф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
8. Ангелы, несущие ‘Арш (Трон)
الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ
«Те из ангелов, которые носят Трон Господний ﷻ и которые окружают его, прославляют Господа, Владыку их дел и Наставника, Великого и Безупречного, хвалами и благодарностью, отвергая от Него всё, что не подобает Ему» (смысл 7 аята суры «Гафир», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду ﷺ
Суть божественного откровения
Наука о Коране включает много различных и важных наук, в частности, откровение и его ниспослание. Тот, кто не верит в откровение, не может уверовать и в ниспослание Корана, так как Коран является одним из видов откровения, которые были переданы Пророку Мухаммаду ﷺ посредством ангела Джибриля (мир ему). Из истории Ислама известно, что первое откровение Пророку Мухаммаду ﷺ пришло в сорок лет, и это началось с вещего сна. Затем Ему была внушена любовь к уединению. Он стал часто уединяться в пещере Хира, где поклонялся Аллаху в течение многих ночей.
Значения слова «вахью» ( وحي )
Лексическое значение глагола «ваха» ( وحي ), масдаром (отглагольным именем) которого является слово «вахью» – указать, рассказать тайно, повелевать, подчинять, писать другому, отправлять.
В Коране это слово приходит в разных значениях:
— внушение;
وأوحينا إلى أم موسى أن أرضعيه
(смысл): «И внушили Мы в сердце матери Мусы кормить грудью своего сына» (сура «Аль-Касас»: 7).
— наущение шайтана;
وإن الشياطين ليوحون إلى أولياهم ليجادلوكم
(смысл): «Поистине, шайтан наущает своих последователей (язычников) препираться с вами, приводя ложные доводы» (Сура «аль-Анʻам, 121).
А что касается шариатского определения термина «вахью» (откровение), то это обучение Аллахом своего избранного раба (пророка, посланника) различным знаниям, которые Он пожелал раскрыть ему тайно.
Как ниспосылалось самое первое откровение
В хадисе сообщается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:
«Ниспослание откровений Посланнику Аллаха ﷺ началось с вещего сна. Он видел во сне сияние, подобное утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере Хира. Там он занимался поклонением Аллаху в течение многих ночей. Потом он возвращался к Хадидже и брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему не пришло откровение, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и велел:
― Читай!
― Я не умею читать!»
Далее Пророк ﷺ сказал:
«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал:
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ
“Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший…”
И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало от страха, вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, и он оставался в подобном положении, пока страх его не прошёл, после чего он рассказал ей обо всём и добавил: “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь слабому нести бремя и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды жизни”.
А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев и выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. К тому времени он был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” — и Посланник Аллаха ﷺ сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!”
Посланник Аллаха ﷺ спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали. Если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе, как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». (Бухари)
Возобновление откровения
Сообщается, что Джабир бин Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими), рассказывая о периоде временного прекращения откровений, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Однажды я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел того самого ангела, явившегося ко мне в пещеру Хира, который на этот раз сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» – после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: «О завернувшийся! Встань и увещевай…«. А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим».
Насир Сулейманов
Преподаватель «ДТИ» имени Саида Афанди
6 ангелов, упоминаемых в Священном Коране
В Коране упоминаются имена следующих ангелов:
1) Джибриль (мир ему)
Всевышний Аллах в Коране сказал:
يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَـئِكَةُ صَفّاً لاَّ يَتَكَلَّمُونَ
«В тот день, когда Рух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто». (Сура Ан-Наба: 40)
Словом, «Рух»(дух) здесь назван ангел Джибриль. Так сказали Аш-Ша`аби,Са`ид ибн Джубейр и Ад-Даххак (да будет доволен ими Аллах).
Об этом свидетельствуют и другие слова Всевышнего Аллаха:
«Верный Рух (Джибрил) сошёл с ним (откровением) на твоё сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает». (сура Аш-Шуара:193-194)
Аль Мукатиль ибн Хаийян сказал: «Рух – это самый благородный из ангелов, наиболее близкий к Аллаху Всемогущему, и он передатчик откровения».
Исходя из своих безосновательных заблуждений иудеи считали ангела Джибриля врагом.
Абдуллах Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал, комментируя слова Аллаха:
وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ
«Они спрашивают тебя о духе». Этот аят был ниспослан, когда иудеи спросили у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Расскажи нам о душе, как может быть душа подвержена мучению в теле, ведь о душе знает только Аллах?» И до этого не было ниспослано ничего по поводу души. Тогда пришёл Джибриль (мир ему) и сказал ему:
وَيَسْـَلُونَكَ عَنِ الرُّوحِ قُلِ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّى
«Они спрашивают тебя о духе. Скажи: «Дух от повеления Господа моего»». И так же Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передал им. Тогда они спросили: «Кто сказал тебе об этом?» Он ответил:
«جَاءَنِي بِهِ جِبْرِيلُ مِنْ عِنْدِ الله»
«Ко мне пришёл Джибриль от Аллаха». Они сказали: «Клянёмся Аллахом, никто не мог сказать тебе этого, кроме нашего врага (то есть Джибриля)». И тогда Аллах ниспослал слова:
قُلْ مَن كَانَ عَدُوًّا لِّجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَى قَلْبِكَ بِإِذْنِ اللَّهِ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ
«Скажи: “Кто является врагом Джибрилю” Джибриль низвёл его (Коран) на твоё сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде». (сура аль-Бакара: 97)
2) Микаиль (мир ему)
Всевышний Аллах в Коране говорит:
مَن كَانَ عَدُوًّا للَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ للْكَـافِرِينَ
«Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками Джибрилем и Микаилем (мир им), тому Аллах является врагом неверующих». (сура Аль-Бакара: 98)
Ибн Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари сказал: «Знатоки тафсира убеждены в том, что этот аят был ниспослан как ответ иудеям, утверждавшим, что Джибриль (мир ему) является врагом иудеев, а Микаиль (мир ему) является их другом».
Также Всевышний Аллах в другом аяте говорит:
بِأَلْفٍ مِّنَ الْمَلَائِكَةِ مُرْدِفِينَ
«Тысячью ангелов, следующих друг за другом». (сура Аль-Анфаль: 9) То есть спускающихся друг за другом.
Али ибн Абу Тальха аль-Вабили сообщает, что ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Аллах поддержал Своего посланника (мир ему и благословение Аллаха) и верующих тысячью ангелами. Джибриль пришёл с пятью сотнями крылатых ангелов, и Микаиль пришёл с пятью сотнями крылатых ангелов».
3) Исрафиль (мир ему)
Всевышний Аллах Коране говорит:
مُهْطِعِينَ إِلَى الدَّاعِ ۖ يَقُولُ الْكَافِرُونَ هَٰذَا يَوْمٌ عَسِرٌ
«Они устремятся к глашатаю (Исрафилю), и неверующие скажут: «Это – Тяжкий день!» (аль-Камар: 8)
Также Аллах говорит:
وَلَهُ الْمُلْكُ يَوْمَ يُنفَخُ فِى الصُّورِ
«Ему принадлежит власть в тот день, когда подуют в трубу». (сура Аль-Анаам: 73)
Под трубой (Ас-Сур) здесь подразумевается рог, в который подует ангел Исрафиль (мир ему). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«إِنَّ إِسْرَافِيلَ قَدِ الْتَقَمَ الصُّورَ، وَحَنَى جَبْهَتَهُ يَنْتَظِرُ مَتَى يُؤْمَر فَيَنْفُخ»
«Поистине, Исрафиль уже пригубил рог и опустил лоб – ждёт, когда ему будет приказано, и он подует в него». (Муслим)
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вставал на ночное бдение в молитве, он возносил следующую мольбу:
«اللَّهُمَّ ربَّ جِبْرَائِيلَ وَمِيكَائِيلَ وَإِسْرَافِيلَ، فَاطِرَ السَّموَاتِ وَالْأَرْضِ»
«О Боже, Господь Джибриля, Микаиля и Исрафиля, Творец небес и земли…». (Бухари)
4) Израиль (мир ему)
Израиль – это ангел смерти, который забирает души умирающих людей. В Коране и в хадисах он упоминается не под этим именем, а под именем ангел смерти (Малак аль-мавт).
В Коране говорится:
حَتَّى إِذَا جَآءَتْهُمْ رُسُلُنَا يَتَوَفَّوْنَهُمْ قَالُواْ أَيْنَ مَا كُنتُمْ تَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ قَالُواْ ضَلُّواْ عَنَّا
«А когда же к ним явятся Наши посланцы, чтобы завершить их жизнь, они скажут: «Где те, к кому вы взывали вместо Аллаха?» Они скажут: «Они бросили нас!»» (сура Аль-Аараф: 37)
Всевышний Аллах сообщает о том, что когда ангел (Израиль) будет умертвлять многобожников, то те ужаснутся, а их души будут забирать прямо в ад. Им скажут: «Где то, что вы придавали в сотоварищи Аллаху при жизни? Вы взывали к ним, поклонялись им наряду с Аллахом. Так позовите же их, дабы они избавили вас от того, что вы испытываете».
Идолопоклонники ответят им: «Они пропали от нас!» – то есть бросили нас.
5) Кираман-Кятибин
Ангелы, записывающие поступки и слова людей.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَكِرَامًا كَاتِبِينَيَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ
«Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всём, что вы совершаете». (сура Аль-Инфитар: 10-12)
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ اللَّهَ يَنْهَاكُمْ عَنِ التعرِّي، فَاسْتَحْيُوا مِنْ مَلَائِكَةِ اللَّهِ الَّذِينَ مَعَكُمْ، الْكِرَامِ الْكَاتِبِينَ، الَّذِينَ لَا يُفَارقونكم إِلَّا عِنْدَ إِحْدَى ثَلَاثِ حَالَاتٍ: الْغَائِطِ، وَالْجَنَابَةِ، وَالْغُسْلِ. فَإِذَا اغْتَسَلَ أَحَدُكُمْ بِالْعَرَاءِ فَلْيَسْتَتِرْ بِثَوْبِهِ، أَوْ بِحَرَمِ حَائِطٍ، أَوْ بِبَعِيرِهِ
«Поистине, Аллах запрещает вам оголяться. Постыдитесь ангелов, которые пребывают с вами и записывают. Они не расстаются с вами, за исключением трёх случаев: во время испражнения, осквернения и омовения. Когда кто-либо из вас моется нагишом, пусть повесит завесу своей одеждой, или моется за стеной или за верблюдом». (Аль-Баззар)
В другом хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عَنْ أَنَسٍ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَا مِنْ حَافِظَيْنِ يَرْفَعَانِ إِلَى اللَّهِ، عَزَّ وَجَلَّ، مَا حَفِظَا فِي يَوْمٍ، فَيَرَى فِي أَوَّلِ الصَّحِيفَةِ وَفِي آخِرِهَا اسْتِغْفَارٌ إِلَّا قَالَ اللَّهُ تَعَالَى: قَدْ غَفَرْتُ لِعَبْدِي مَا بَيْنَ طَرَفَيِ الصَّحِيفَةِ
«Ангелы-хранители поднимаются к Аллаху, свят он и велик, с тем, что они записали за день. Увидев, что в начале и в конце свитка Его раб просит прощения, Аллах говорит: «Я простил Моему рабу, что написано между двумя корками этого свитка». (Аль-Баззар)
6) Ангелы, несущие Арш
В Коране говорится:
الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ وَيُؤْمِنُونَ بِهِ وَيَسْتَغْفِرُونَ لِلَّذِينَ آمَنُوا
«Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих» (сура Гафир: 7).
Ибн Касир в своем Тафсире приводит, что Шахр Ибн Хавшаб сказал:
«Ангелов, несущих Арш – восемь. Четыре из них читают это дуа:
«سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، لَكَ الْحَمْدُ عَلَى حِلْمِكَ بَعْدَ عِلْمِكَ».
«Пречист ты, наш Господь, и хвала Тебе за то, что добр, несмотря на такие знания».
А другие четверо читают это дуа:
سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، لَكَ الْحَمْدُ عَلَى عَفْوِكَ بَعْدَ قُدْرَتِكَ
«Пречист ты, наш Господь, и хвала Тебе за твоё прощение, несмотря на Твоё могущество»».
Ангелы и их обязанности
وَمَا يَعْلَمُ جُنُودَ رَبِّكَ إِلَّا هُوَ
«И сколько воинов у твоего Господа ﷻ , никто не знает, кроме Аллаха Всевышнего, поскольку их очень много» (смысл 31 аята суры «аль-Мудассир», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Однажды Пророк ﷺ спросил сподвижников: «Знаете ли вы, что такое «аль-Байт аль-Ма’амур»?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник лучше знают». Он ﷺ промолвил: «Это мечеть (место поклонения) на небесах, расположенная на уровне Каабы, и расположенная непосредственно над ней. Святость её на небесах подобна святости Каабы на земле, и каждый день в него входят семьдесят тысяч ангелов, которые уже никогда не вернутся туда» (ат-Табари).
1. Ангел Джибриль (мир ему)
Джибриль (мир ему) – ангел через которого Всевышний ниспосылал откровения ко всем пророкам и посланникам (мир им).
نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ * عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنْذِرِينَ
«Снизошёл с ним Дух верный – Джибриль (мир ему) на твоё сердце, чтобы ты его выучил, понял и незабываемо запечатлел в твоём сердце, чтобы ты предупреждал их и увещевал о наказании нечестивцев» (смысл 193-194 аятов суры «аш-Шу’ара», тафсир «аль-Мунтахаб»).
2. Ангел Микаиль (мир ему)
Микаиль (мир ему) – ангел, который раздаёт творениям Аллаха ﷻ пропитание, а также управляет ветрами и облаками. И у этого ангела имеются помощники. В хадисах говорится о том, что не падает на землю ни одной капельки воды, чтобы эту капельку не сопровождает ангел. Его функцией также является оказание помощи посланникам Божьим (мир им). Он явился к пророку Мусе (мир ему), а также вместе с ангелом Джибрилем (мир ему) явился в образе человека к Пророку Мухаммаду ﷺ при битве Ухуд, чтобы оказать посильную помощь верующим.
3. Ангел Исрафил (мир ему)
Исрафил (мир ему) – ангел, который подует в Рог (Сур). По поводу дуновения в Рог Всевышний ﷻ в Коране говорит:
وَاسْتَمِعْ يَوْمَ يُنَادِ الْمُنَادِ مِنْ مَكَانٍ قَرِيبٍ * يَوْمَ يَسْمَعُونَ الصَّيْحَةَ بِالْحَقِّ ذَلِكَ يَوْمُ الْخُرُوجِ
«Внемли тому, что Я тебе поведаю о Дне воскресения, поскольку это очень важно. Тот День, когда ангел-глашатай возгласит с близкого расстояния от тех, которых он созывает, тот День, когда они услышат второй раз трубный глас, возвещающий об истине, т. е. о воскрешении, будет днём исхода из могил» (смысл 41-42 аятов суры «Каф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Поистине, держащий Рог находится в постоянном ожидании с тех пор, как на него была возложена эта обязанность, и пристально смотрит в сторону Трона, опасаясь, что если отведёт взгляд, повеление будет отдано, прежде чем он успеет вновь обратить свой взор в сторону Трона. Глаза его при этом подобны двум ярким звёздам» (аль-Хаким).
4. Ангел Азраиль (мир ему)
Азраиль (мир ему) – ангел смерти. У этого ангела имеются помощники. Господь ﷻ в Коране говорит:
قُلْ يَتَوَفَّاكُمْ مَلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ
«Скажи им (о Мухаммад!): «Ангел смерти, которому вы поручены, приемлет вашу душу, когда настанет ваша кончина, и вы будете к Аллаху Единому ﷻ возвращены»» (смысл 11 аята сур «ас-Сажда», тафсир «аль-Мунтахаб»).
5. Ангелы хранители – аль-Муакибат
Аль-Муакибат – ангелы-хранители, которые в каждое мгновение охраняют человека, будь он дома или же в пути, когда спит или бодрствует.
Творец ﷻ в Коране говорит:
لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنْفُسِهِمْ وَإِذَا أَرَادَ اللَّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلَا مَرَدَّ لَهُ وَمَا لَهُمْ مِنْ دُونِهِ مِنْ وَالٍ
«Поистине, Аллах Всевышний ﷻ вас охраняет. У каждого человека есть свои ангелы-хранители, которые поочерёдно шествуют перед ним и позади, по воле Аллаха ﷻ охраняя его. Аллах ﷻ не меняет положения людей: не ведёт их от нужды к благополучию, от силы к слабости, пока они сами не переменятся душой в соответствии со своими стремлениями. Если Аллах ﷻ пожелает наказать людей, то не будет защитника, который спас бы их от наказания, и не будет покровителя, который отвратил бы от них то, что их постигло» (смысл 11 аята суры «ар-Рад», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Аль-Муакибат – это ангелы-хранители, которые охраняют человека спереди и сзади. А когда срок этого человека приближается к концу, тогда они покидают его» (тафсир Ибну Касира, т. 2, с. 662).
6. Ангелы Ракиб и Атид
Ракиб и Атид – два ангела, которые записывают деяния раба. Создатель ﷻ в Коране говорит:
وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ * كِرَامًا كَاتِبِينَ * يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ
«Поистине, над вами есть досточтимые ангелы-хранители. Они записывают ваши деяния и знают, что вы делаете: добро или зло» (смысл 10-12 аятов суры «аль-Инфитар», тафсир «аль-Мунтахаб»).
إِذْ يَتَلَقَّى الْمُتَلَقِّيَانِ عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ * مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Ведь по правую и левую сторону от человека сидят два ангела для записи его деяний. Человек не молвит ни одного слова, чтобы не записал его ангел, приставленный к нему» (смысл 17-18 аятов суры «Каф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Из достоверных источников следует, что ангел, который находится справа, записывает благие деяния, а слева – прегрешения раба.
7. Ангелы Мункар и Накир
Мункар и Накир – ангелы, которые допрашивают в могиле. Эти ангелы описываются огромных размеров и черноглазыми. Они имеют при себе огромные молоты, которые обычный человек не в состоянии даже сдвинуть, а когда они говорят, то из ртов вырываются языки пламени.
Посланник Божий ﷺ изрёк: «После того, как человек (или же он сказал: один из вас) будет похоронен, к нему придут два иссиня-чёрных ангела. Одного из них зовут Мункар, а другого – Накир…» (имам ат-Тирмизи).
8. Ангелы-смотрители Рая, ангелы-смотрители Ада
وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا حَتَّى إِذَا جَاءُوهَا وَفُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ
«А богобоязненных верующих группами с достоинством поведут в Рай. Когда они придут туда, врата Рая откроются, и стражи его им скажут: «Мир вам! Да будет вам благо! В земном мире вы были чистыми от грехов, и в последней жизни для вас будет награда и благо! Войдите в Рай, где вам предназначено пребывать вечно. Для вас будет блаженство, которое вам и не вообразить»» (смысл 73 аята суры «аз-Зумар», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Ангела, который смотрит за Раем, зовут Ризван, а за Адом – Малик.
В Коране сообщается об ангелах-смотрителях Ада и об их предводителе:
عَلَيْهَا تِسْعَةَ عَشَرَ
«Забота об адском огне и наказании его обитателей поручено девятнадцати (ангелам)» (смысл 30 аята суры «аль-Мудассир», тафсир «аль-Мунтахаб»).
وَنادَوْا يَا مالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنا رَبُّكَ قالَ إِنَّكُمْ ماكِثُونَ
«Отчаявшись в облегчении мучительного наказания, грешники воззовут к Малику – стражу огня, говоря: «Попроси твоего Господа послать нам кончину, чтобы мы избавились от ужасов адского огня». А Малик им ответит: «Вы вечно пребудете в адской муке»» (смысл 77 аята суры «аз-Зухруф», тафсир «аль-Мунтахаб»).
9. Ангелы, которые смотрят за утробами
Посланник Господа ﷺ изрёк: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течении сорока дней в виде капли семени, затем столько же времени пребывает в виде сгустка крови, и ещё столько же в виде кусочка плоти, а затем к зародышу направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его жизни, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным» (имамы аль-Бухари и Муслим)
10. Ангелы, несущие Трон
الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ يُسَبِّحُونَ بِحَمْدِ رَبِّهِمْ
«Те из ангелов, которые носят Трон Господний ﷻ и которые окружают его, прославляют Господа, Владыку их дел и Наставника, Великого и Безупречного, хвалами и благодарностью, отвергая от Него всё, что не подобает Ему» (смысл 7 аята суры «Гафир», тафсир «аль-Мунтахаб»).
وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ
«И ангелы будут по краям его. И в тот День понесут Трон Господа ﷻ твоего над ними восемь (ангелов)» (смысл 17 аята суры «аль-Хакка», тафсир «аль-Мунтахаб»).
Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Разрешено мне было рассказать вам о той группе ангелов, которые несут Трон Божий ﷻ — между мочкой уха и плечом одного из таких ангелов расстояние семисот лет пути это расстояние вы, люди, сможете одолеть лишь за такой период – семьсот лет пути! Призадумайтесь! Этот ангел лишь одна из единиц бессчетного числа Божьих творений. И потому представление о вечном, а тем более о Господе миров ﷻ , Творце всего сущего, не старайтесь уместить в свой весьма совершенный, но все же ограниченный разум!» (имам Абу Давуд).
11. Ангелы-покровители гор
12. Ангелы, побуждающие творить добро и призывающие к добру
Пророк Мухаммад ﷺ изрёк: «Нет никого из вас, чтобы не было с ним приставника из числа джинов и приставника из числа ангелов!» Люди спросили: «И с тобой, о посланник Аллаха?!» Он ответил: «И со мной. Однако Аллах ﷻ помог мне против него и он принял Ислам, и не велит мне ничего, кроме благого!» (имам Муслим).
13. Ангелы, предвещающие добрую весть верующим при смерти
Господь ﷻ в Коране говорит:
إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ
«Те, которые сказали: «Наш Господь – Аллах ﷻ «, – уверовав в единобожие и встав на прямой путь, следуя Его шариату и наставлениям, – на них (несколько раз) нисходят ангелы, говоря: «Не бойтесь, что вас поразит зло, и не печальтесь о благе, которого вы не достигнете, и радуйтесь Раю, который вам был обещан в призывах пророков и посланников»» (смысл 30 аята суры «Фуссилат», тафсир «аль-Мунтахаб»).
14. Ангелы, записывающие посетителей мечети
Посланник Божий ﷺ изрёк: «С наступлением пятницы у каждой двери мечети располагаются ангелы, которые одного за другим записывают приходящих, когда же имам усаживается на минбаре, ангелы сворачивают свои свитки и являются в мечеть, чтобы послушать слова поминания Аллаха…» (имамы аль-Бухари и Муслим).
15. Ангелы, странствующие в поисках богоугодных собраний
16. Ангелы, создающие своими крыльями тень для мучеников
17. Ангелы, расстилающие свои крылья, перед ищущим знания
مَن سلَكَ طريقًا يلتَمِسُ فيهِ علمًا ، سَهَّلَ اللَّهُ لَهُ طريقًا إلى الجنَّةِ ، وإنَّ الملائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَهَا لِطَالِبِ الْعِلمِ رِضًا بِمَا يَصْنَعُ
«Тому, кто вступил на какой-нибудь путь, желая обрести на нём знания, Аллах ﷻ облегчит дорогу в Рай, и, поистине, ангелы непременно будут расстилать свои крылья перед искателем знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает» (имамы Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!