через какой мост пролетел чкалов
Через какой мост пролетел чкалов
О пролёте Чкалова под Троицким мостом в Ленинграде.
Производство: Ленфильм, 1941.
Режиссер: Михаил Калатозов.
Актеры: Владимир Белокуров в роли Валерия Чкалова, Ксения Тарасова, Василий Ванин, Петр Березов, Сергей Яров, Борис Жуковский, Семен Межинский, Игорь Смысловский, Федор Богданов, Михаил Геловани.
Биографическая киноповесть о легендарном летчике Валерии Чкалове, Герое Советского Союза.
Кто в нашей стране не знает, что Чкалов пролетел под Троицким мостом над Невой?
Если не из книг, то из знаменитого кинофильма Михаила Константиновича Калатозова.
Но мало кому известно, что в чкаловские времена Троицкий мост в Ленинграде был мостом Равенства. И под этим самым мостом Равенства Валерий Павлович Чкалов никогда не пролетал. Убедиться в этом совсем не сложно. Достаточно внимательно и беспристрастно взглянуть на биографию В.П. Чкалова и историю отечественной авиации.
Возьмем исходные данные: утверждается, что Чкалов пролетел под мостом в 1928 г., а в ряде источников, что в 1927-м. Во всех написано, что сделал это Чкалов на истребителе Fokker D.XI, на глазах у своей будущей жены Ольги Эразмовны. За «лихачество» был серьезно наказан командиром полка И. Антошиным – посажен на гауптвахту!
О дате пролета
В Подольске в Центральном архиве Министерства обороны (ЦАМО) хранится личное дело знаменитого пилота В.П. Чкалова № 268818. Оно давно рассекречено и сегодня доступно для всестороннего изучения. В личном деле, как и положено, есть послужной список летчика. Из него и многих прочих документов следует, что в 1928 г. красвоенлет В.П. Чкалов служил в «15-й Авиаэскадрилье» Брянской авиабригады и в Ленинград ни разу не прилетал. Неофициально совершить такой полет он тоже не мог. Ни на одном из стоявших на вооружении бригады истребителей долететь без посадки и дозаправки до Ленинграда и вернуться обратно было НЕВОЗМОЖНО 1928 г. категорически отпадает!
19 января 1929 г. перед Чкаловым во второй раз любезно распахнулись двери тюремной камеры. Его тюремный дневник и по сей день хранится в мемориальном музее легендарного летчика в г. Чкаловске Нижегородской области, где с ним легко можно ознакомиться. Из армии Чкалов был демобилизован. Пролететь под мостом в 1929 г. он не мог.
Рассмотрим другие даты.
О том, что Чкалов совершил полет под мостом в 1924 г., не говорит ни один источник. Все понимают, что только пришедший в строевую часть летчик выкинуть подобный трюк был не в состоянии.
1925-й…В Санкт-Петербурге, где я живу, три уникальные библиотеки: Российская Национальная, библиотека Академии Наук и Центральная Военно-Морская. В купе три этих огромных книгохранилища имеют в своих фондах все, что когда-либо публиковалось о Валерии Павловиче в нашей стране. Любой желающий может заглянуть в них и самолично убедиться: во всех своих многочисленных интервью и книгах на вопрос о том, когда и как ее муж под мостом в Ленинграде летал, вторая жена Чкалова – Ольга Эразмовна, ради которой, по фильму, Валерий Павлович под мостом Равенства пролетел, всегда отвечала: «При мне не летал…».
«В 1925 г. демобилизован по суду» – из личного дела № 268818. Вот еще одна выписка из этого документа: «ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РСФСР.. Выездная сессия 16 ноября ( 1925 года)… рассмотрев в открытом заседании в расположении 1-й эскадрильи… дело за №150 по обвинению гражданина Чкалова Валерия Павловича … признала доказанным: 7-го сентября 1925 г в г. Ленинграде гр. Чкалов, состоя в должности военлета 1-й эскадрильи… и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня. явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии, вследствие чего не только не мог лететь, но и вообще вел себя недопустимо, кричал, шумел и т.д., чем и обращал на себя внимание присутствовавших на аэродроме.
Будучи арестованным, а затем отправленным на автомобиле с летчиками Благиным и Богдановым домой, Чкалов в пути был очень недоволен, что его отправили с аэродрома и не дали ему полететь на аппарате, громко выражал свое неудовольствие криками и жестикуляцией…
Означенными действиями Чкалов дискредитировал авторитет и звание командира-бойца Красной Армии, т.е. совершил преступление, а потому выездная комиссия ВТ ЛВО ПРИГОВОРИЛА гр. Чкалова Валерия Павловича к лишению свободы со строгой изоляцией на ОДИН год, не поражая в правах.
Принимая во внимание первую судимость Чкалова, добровольную службу в Красной Армии, молодость и пролетарское происхождение, снять строгую изоляцию и срок лишения свободы Чкалову понизить до ШЕСТИ месяцев». Приговор Чкалов обжаловал, но ответное «Определение» гласило: «Приговор оставить в силе».
1926-й… В 1926-м В.П. Чкалов практически не служил. Сначала сидел в «исправдоме», как называлась тогда тюрьма, а потом обивал пороги кабинетов военачальников и военкоматов, пытаясь восстановиться на воинской службе. Настойчивость увенчалась успехом. Как следует из его личного дела: «…в 1926 г. принят обратно в Кр. Ар. в 1-ю эскадрилью…». После восстановления Чкалов вел себя «тише воды и ниже травы», в этот период у него только положительные характеристики. В том году Чкалову было не до хулиганских полетов под мостами. Да и когда он вновь начал летать, Нева уже была скована льдом А. как утверждается, Чкалов летел над водой. 1926 г. отпадает.
1927-й… С января до весны на Неве лед. Первый квартал отпадает. 24 марта Чкалов во время учебного боя попадает в аварию на истребителе «Фоккер» Д-ХІ: «Столкновение в воздухе, после чего спланировал». Следует служебное разбирательство. Чкалов, естественно, временно отстранен от полетов. В мае на него затребована очередная служебная характеристика, и уже в июне летчика отправили на обучение в Липецк. Откуда, естественно, он прилететь к ленинградскому мосту Равенства не мог никоим образом. Ко всему изложенному стоит добавить, что в 1927 г. Чкалов уже был женат на О.Э. Чкаловой, а она, как отмечено выше, всегда утверждала, что ее муж под мостом над Невой «при ней не летал».
Получается, что В.П. Чкалов мог пролететь под мостом Равенства лишь в 1925 г.
О серьезном наказании
Знаменитый «батя» – И.П. Антошин, командир 1-й Краснознаменной эскадрильи, ни за какой пролет под мостом Чкалова НЕ НАКАЗЫВАЛ! Он в своих воспоминаниях (см.: И. Антошин «Первые полеты в эскадрилье», М. 1969) вообще о пролете Чкалова под мостом над Невой ни словом не упоминает. Более того, он всю жизнь утверждал, что слышал об этом пролете лишь от третьих лиц. После ареста Чкалова в ноябре 1925 г. Антошин был направлен для дальнейшего прохождения службы в Туркестан. Итак, при Антошине Чкалов под мостом Равенства не летал. Тем более в 1928 г.
В личном деле В.П. Чкалова НИКАКИХ наказаний за пролет под мостом не зафиксировано. Там много наказаний фигурирует:
– «Взыскания по суду и дисциплинарные, объявленные в приказе по части и выше: 2 раза судился судом Военным трибуналом. Подвергался неоднократно дисциплинарным взысканиям»…
– Будучи членом РКСМ, был «исключен на 6 месяцев за недисциплинированность». Данных о восстановлении в РКСМ в личном деле нет…
Много наказаний… Но наказания за несанкционированный полет над Ленинградом и пролет под мостом среди них нет. Вообще! Ни в каком году его службы!
О свидетелях пролета
Под мостом можно пролететь только днем. Среди бела дня у Летнего сада, Петропавловки, на набережных всегда полно народа. Должно было быть множество очевидцев. Но их нет. Ни одного! Официально зарегистрировано, что нашлось 106 человек, тащивших с В.И. Лениным бревно на субботнике. Там дата была известна, когда Ленин бревно нес, лжепомощникам легко было врать. А вот свидетелей пролета Чкалова под мостом нет! Никаких Ни настоящих очевидцев, ни «сыновей лейтенанта Шмидта. Ибо точной даты пролета под мостом НЕ СУЩЕСТВУЕТ Ни одной!
Пролет самолета под мостом что тогда что сейчас – явление сногсшибательное, сенсация! О таком событии должны были писать все газеты. Вот петроградские газеты в 1916-м взахлеб сообщали о пролете морского летчика л-та Г.А. Фриде под Троицким мостом на самолете М-5. А осенью 1916 г. с восторгом описывали пролет морского летчика л-та А.Е. Грузинова под всеми мостами сразу. В 1940 г. ленинградские газеты с таким же восхищении писали о пролетах под Кировским мостом летчика Северного управления ГВФ Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». Борисенко пролетел под Кировским мостом на самолете LU-2 четыре раза. Два – в первый съемочный день, два – во второй. А вот о полете под мостом Чкалова НИКОГДА не писала НИ ОДНА ленинградская газета, ни один городской журнал.
Все бытующие в литературе описания пролета Чкалова под мостом над Невой (а их всего 3-4) датированы много позднее 1940 г. То есть, приведены авторами, видевшими фильм «Валерий Чкалов». И все эти описания пересказывают кадры из фильма… Ни один из авторов свидетелем того пролета не был.
Следом за Троицким идет мост Дворцовый. После пролета под мостом Равенства Чкалов сразу же должен был переводить машину в набор высоты. Как раз напротив Дворцовой площади, где с первых лет советской власти размещается штаб ВВС ЛенВО. Соответственно. Чкалов должен был делать это и при пробных заходах. Неужели никто из командования ВВС ЛенВО так и не поинтересовался. что это за истребитель ревет у них под окнами, грубейшим образом нарушая запрет на полеты над Ленинградом военных самолетов? Но никаких сведений о наказании Чкалова за этот пролет в его личном деле нет. Не встречал я ничего подобного и в отчетной документации ВВС ЛенВО.
Тщательное и всестороннее изучение библиотечных фондов позволяет сегодня со стопроцентной точностью утверждать, что до 1939 г. НИКАКИХ публикаций о пролете В.П. Чкалова под каким бы то ни было мостом не существовало.
Первый рассказ о пролете В.П. Чкалова под, заметьте, «Троицким» мостом появляется… в «Роман-Газете» № 13/1939. Журнал опубликовал повесть начинающего литератора Г. Байдукова под названием «О Чкалове», представлявшую собой литературный вариант киносценария «Валерий Чкалов».
В этом описании Чкалов осуществляет пролет под мостом из высоких летных побуждений. Красочное, подробное описание пролета завершается фразой о том, что усталый, но довольный собою летчик возвращается домой к любящей жене. Как тут вновь не вспомнить утверждение самой О.Э. Чкаловой, что при ней Чкалов под мостом не летал.
Из «Роман-Газеты» описание пролета перекочевало во все остальные книги, включая изданную О.Э. Чкаловой от имени самого В.П. Чкалова книгу «Высоко над землей. Рассказы летчика» (1939 г.)
Но вернемся к сценарию. Режиссера изначальный сценарий не устраивал. Там не было главного, без чего хороший кинофильм существовать не может, – любовной линии. Невнятными были и причины изгнания Чкалова из рядов ВВС. Сценарий фильма неоднократно перерабатывали, но Михаилу Калатозову (настоящая фамилия – Калатозишвили) он не нравился.
Каким образом в фильме сцена пролета обрела рыцарско-героический облик – ради сердца любимой женщины! – установлено из первоисточника. Выдающийся историк, летчик-истребитель ВВС ВМФ, участник ВОВ Николай Андреевич Гончаренко успел в свое время отыскать участников той съемочной группы. И они ему рассказали, кто был автором этого сюжетного поворота: Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали подробности о том, как еще в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом. Об этом в среде авиаторов ходили легенды.
Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его видению сценарий был переделан в очередной раз. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой».
С тех пор эта выдумка режиссера и пошла «в народ». Вроде того, как кадры «штурма Зимнего» из фильма Эйзенштейна «Октябрь» стали выдавать за документальную хронику.
Полеты под мостами в кино и наяву
В октябре 1940 года ленинградские газеты взахлеб писали о мастерстве летчика Евгения Борисенко, который на съемках фильма «Валерий Чкалов» исполнил сложнейший пилотажный трюк — пролетел на самолете-амфибии под Кировским (ныне — Троицким) мостом, причем несколько раз. К слову, в современном сериальном «ремейке» фильма (снят в 2012 году) этот эпизод имитировали с помощью компьютерных технологий. Своим трюком Борисенко превзошел самого Чкалова, который под Троицким мостом никогда не летал.
ЧП на съемочной площадке
К моменту съемок «Чкалова» Евгению Борисенко было всего 27. Воспитанник детского дома, он в 1931 году по комсомольской путевке поступил в Батайскую школу Гражданского воздушного флота (ГВФ) и два года спустя начал летать в Северном управлении ГВФ. Осенью 1940 года Борисенко откомандировали в Ленинград на съемки «Валерия Чкалова», к которым приступил режиссер Михаил Калатозов.
Для пролета под мостом Борисенко выбрал самолет-амфибию Ш-2. В первый день съемок эпизода, 22 октября, Евгений сделал пару удачных дублей подряд. Однако режиссер с оператором, перестраховываясь, на следующий день попросили летчика «повторить» — и тот снова успешно справился с заданием. Но без ЧП в итоге все равно не обошлось — об этом впоследствии написал Николай Богданов, товарищ летчика Борисенко.
Оказывается, по завершении съемочного дня оператор попросил летчика Борисенко доставить и высадить его «поближе к «Ленфильму». Борисенко просьбу исполнил: доставил и приводнился нормально. Однако на пути самолета встретилось затонувшее бревно, при столкновении с которым машина получила пробоину: фюзеляж в считаные секунды наполнился водой, и Ш-2 почти полностью затонул.
Вынырнувший из воды летчик сначала спас ушедшего на дно кинооператора, а затем, мокрый, продрогший, на протяжении нескольких часов руководил работой по спасению и буксировке гидросамолета. Уж какие впоследствии оргвыводы в отношении летчика сделало его командование, остается только гадать. Думается, что, невзирая на киногероизм, досталось тому по полной. Это досадное происшествие в ленинградские газеты не попало…
Всесоюзная премьера «Валерия Чкалова» состоялась 12 марта 1941 года. Имя одного из подлинных героев фильма — Евгения Борисенко — в титрах не значилось. А вскоре грянула война, и из героя киношного ему пришлось перевоплотиться в героя реального. В общей сложности Евгений Иванович совершил 173 успешных боевых вылета, из них 152 ночью. Был представлен к званию Героя Советского Союза, однако по каким-то причинам официальное представление «завернули».
А было ли лихачество?
Валерий Чкалов после выхода фильма про него на многие десятилетия стал культовым национальным героем СССР, а советская молодежь массово бросилась записываться в летные школы. Сам фильм стал одним из лидеров кинопроката, а эпизод с «пролетом под мостом» вошел в число наиболее ударных и узнаваемых сцен отечественного кинематографа. Правда, профессионалы летного дела сочли ее недостаточно убедительной, однако Евгений Борисенко в этом не виноват: просто в конечном варианте в фильм вошел комбинированный микс из нескольких дублей.
Между тем современные исследователи скептически относятся к самому факту существования в биографии Чкалова примера подобного «лихачества». Да, в некоторых советского периода изданиях, посвященных летчику, схожий эпизод упоминается. Но! При не столь романтичных обстоятельствах.
А именно: экстренная посадка зимой 1930 года под железнодорожным мостом в районе станции Вялка (Новгородская область), в результате которой перегоняемый в Ленинград самолет Ш-1 развалился на куски, а экипаж (пилот Чкалов и механик Иванов) чудом остался жив. А вот достоверных документальных свидетельств полета Валерия Павловича над Невой и под мостом, да еще и в честь любимой женщины, нет. Эту историю стали приписывать Чкалову лишь после выхода фильма о нем.
Бывший директор Ленинградского государственного музея авиации Александр Соловьев в одном из своих очерков, который ныне можно легко отыскать в Сети, цитирует рассказ одного из членов съемочной группы: «…Первоначальный сценарий фильма нашему режиссеру Калатозову не нравился. Однажды в курилке, во время перерыва в съемках, летчики, консультировавшие фильм, рассказали о том, что еще в царское время какой-то пилот пролетел под Троицким мостом. Калатозов сидел с нами и внимательно слушал этот рассказ. Уже на следующий день по его требованию сценарий был переделан. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за хулиганский полет под мостом, совершенный для завоевания сердца любимой».
Асы царской России
Зарубежные специалисты считают, что первым летчиком, пролетевшим под мостом, является английский пилот Франк К. Макклин. 10 августа 1912 года на поплавковом биплане «Шорт S33» он пролетел между верхним и нижним пролетами Тауэрского моста, а затем под всеми мостами на Темзе до самого Вестминстера, где благополучно сел на воду.
Однако мы, из соображений патриотизма, в данном вопросе отдаем пальму первенства своему авиатору — уроженцу Черниговской губернии Харитону Славороссову, имя которого ныне основательно забыто. С 1910 года Харитон работал механиком в авиашколе варшавского общества «Авиата», где сдал экзамен на пилота и год спустя получил диплом Всероссийского аэроклуба. После ликвидации «Авиаты» он выкупил свой аэроплан и стал принимать участие в различных международных авиационных соревнованиях.
В том самом 1912 году в местечке Мокотово, под Варшавой, Славороссов, управляя маленьким аэропланом «Блерио», на глазах у публики вдруг пролетел под мостом через реку Висла. «Первый в мире трюк подобного рода», — вспоминал потом авиатор, признаваясь, что заплатил за свою русскую удаль приличный штраф. Кстати, в годы Первой мировой войны Славороссов добровольцем сражался в рядах французской армии, в 1-м авиационном полку. Когда в октябре 1914 года в одном из боевых вылетов был ранен и вместе со своим самолетом оказался на нейтральной полосе французский летчик Реймон, Харитон Славороссов приземлился рядом с ним, перенес товарища на свой аппарат и взлетел под огнем противника.
Что же касается пролета непосредственно под Троицким мостом, первым его совершил морской летчик-испытатель Георгий Фриде на своей летающей лодке М-5 в 1916 году. В том же году этот пилотажный элемент повторил друг и коллега Фриде — лейтенант Алексей Грузинов. Причем существенно усложнил задачу, пролетев под всеми подряд мостами на Неве. Грузинов вообще был асом высочайшего уровня. Сохранились упоминания о таком его авиатрюке: с выключенным мотором на самолете М-9 Грузинов делал круг, почти впритирку облетая купол-барабан Исаакиевского собора и садился на воду поперек Невы.
Наконец, нельзя не вспомнить и легендарного летчика Александра Прокофьева-Северского — своего рода предтечи Маресьева. Выпускник Севастопольской авиационной школы, в начале июля 1915 года он получил звание морского летчика и был направлен на фронт. Вскоре во время боевого вылета Александр подорвался на собственной бомбе и получил тяжелейшее ранение — ему ампутировали правую ногу. Тем не менее, молодой офицер решил вернуться в строй и принялся упорно учиться ходить — сначала на костылях, а затем с протезом.
В начале 1916 года Прокофьев-Северский приступил к службе на петербургском воздухоплавательном заводе: сперва в качестве наблюдателя за постройкой и испытанием гидросамолетов, а затем переквалифицировался в авиаконструктора. Однако Северский был убежден, что может и должен летать. По одной из версий, чтобы заявить о себе, Прокофьев-Северский без разрешения выполнил полет на летающей лодке М-9 и среди бела дня пролетел под серединой Николаевского моста. При этом еще и умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.
За подобное хулиганство летчику грозило серьезное дисциплинарное наказание. Однако контр-адмирал Непенин решил не губить карьеру пилота и отправил доклад на Высочайшее имя, в котором особо подчеркнул мужество и силу духа офицера. И попросил в финале: нельзя ли дать сему мичману разрешение на боевые полеты? Доклад якобы вернулся с резолюцией императора: «Читал. Восхищен. Пусть летает. НИКОЛАЙ»…
В итоге к переломному октябрю 1917-го подпоручик Прокофьев-Северский стал одним из самых известных российских летчиков-асов.
МК-справка
Кто еще летал под мостами
— Французский летчик Майкон в 1919 году на двухместном учебно-тренировочном биплане «Кодрон G.3» успешно проскочил под мостом над рекой Вар в Ницце.
— Во время Великой Отечественной войны советский летчик Рожнов смог оторваться от «мессера», севшего ему на хвост, только благодаря пролету под мостом.
— В 1959 году капитан ВВС США Джон Лаппо на RB-47 пролетел под подвесным мостом Маккинак на озере Мичиган. И хотя трюк был выполнен удачно, летчик пошел под трибунал, и от тюрьмы его спасли лишь былые боевые заслуги в Корее.
— В 1965 году в ответ на бездумную хрущевскую демобилизацию военных асов летчик канского авиационного отряда Привалов пролетел под аркой Новосибирского моста через Обь на реактивном МиГ-17.
— В 1999 году литовский летчик Юргис Кайрис на спортивном самолете пролетел под десятью мостами подряд на реке Нярис. Обладая титулом чемпиона мира по высшему пилотажу, Кайрис получил разрешение у городских властей Вильнюса, а также застраховал себя и мосты на 2,5 миллиона долларов.
— В 2012 году сибирский пилот Евгений Ивасишин, пытаясь совершить экстренную посадку спортивного самолета, вынужденно пролетел между 18-метровыми опорами Югорского железнодорожного моста.
Тайна самого дерзкого полета Валерия Чкалова
С именем Валерия Чкалова связана красивая легенда о полете под ленинградским мостом Равенства. Нет никаких документальных подтверждений, что полет действительно был. Между тем в Петербурге живет женщина, которая утверждает: это не просто городская легенда
С именем Валерия Чкалова связана красивая легенда о полете под ленинградским мостом Равенства. Нет никаких документальных подтверждений, что полет действительно был. Между тем в Петербурге живет женщина, которая утверждает: это не просто городская легенда.
Она лично знала ту, ради которой Чкалов решился на сумасбродный поступок.
«При мне не летал…»
Противники романтической легенды о полете Валерия Чкалова под мостом Равенства (позже – Кировский, ныне – Троицкий мост) буквально по дням разложили жизнь летчика в 20-х годах и пришли к выводу: если он действительно летал под мостом, то это могло произойти только до 1925 года. Но в личном деле Чкалова ни одного выговора по данному эпизоду не зафиксировано. Кроме того, не нашлось ни одного свидетеля полета, хотя дело происходило средь бела дня. Есть версия, что полет под мостом придумали в курилке во время съемок фильма «Валерий Чкалов», когда ломали голову над любовной линией. Режиссеру Михаилу Калатозову история якобы понравилась, и он вписал ее в сценарий. Даже вдова Чкалова Ольга Эразмовна на вопросы любопытствующих неизменно отвечала: «При мне не летал. »
При ней действительно не летал. Но до знакомства с будущей женой в жизни Чкалова была другая девушка – тоже Ольга. Она родилась в многодетной семье – у нее было еще три сестры и четыре брата. Мама Татьяна Иосифовна была домохозяйкой, отец Иван Александрович работал в банке мелким служащим.
Жили Александровы бедно.
– Мой муж Георгий, который был братом Ольги, рассказывал, как он ходил по подъезду и просил у соседей деньги на еду, – вспоминает Надежда Николаевна, невестка Ольги Александровой. – Чтобы дети в дальнейшем могли себя прокормить, мой будущий свекор привил им любовь к ручному труду: девушки шили, а ребята занимались ремонтом обуви.
В домашнем архиве Надежды Николаевны хранится одна-единственная фотография, на которой семья ее мужа почти в полном сборе: улыбающиеся братья, симпатичные сестры. Неудивительно, что от женихов у девушек не было отбоя.
– Девочки любили прогуливаться вместе по Невскому проспекту, – рассказывает Надежда Александрова. – К ним частенько подходили молодые люди, хотели познакомиться. Однажды у Тучкова моста Ольга встретила Чкалова. Тогда он еще был обычным летчиком.
«Ты не герой!»
Валерий Чкалов стал частым гостем в квартире Александровых. Если семья садилась за стол, непременно приглашали поужинать и Валерия. Олина мама часами стояла у плиты, чтобы прокормить такую ораву – у Надежды Николаевны до сих пор хранятся противни, на которых ее будущая свекровь пекла пирожки с капустой и ватрушки. Валерий очень привязался к Татьяне Иосифовне.
– Печку топили дровами, – рассказывает Надежда Александрова. – Они хранились в подвале. И Валерий, когда приходил в гости, сразу брался за хозяйство – рубил и носил дрова. Матери он нравился. Она его называла «мой помощник».
Все шло к тому, что Валерий вот-вот сделает девушке предложение. Но Ольга металась между ним и другим ухажером, который служил в НКВД. И в результате сделала выбор не в пользу летчика.
– Мне кажется, Ольга руководствовалась исключительно меркантильными соображениями, – предполагает Надежда Николаевна. – Семья жила впроголодь, она просто поняла, что выбирает между Чкаловым с его неустойчивым характером и человеком, имеющим стабильную работу и хорошую зарплату. И прагматично выбрала второго ради будущего своих детей.
Конечно, Чкалову решение любимой девушки не понравилось. Их объяснительный разговор проходил на повышенных тонах. Тогда-то Ольга в сердцах и бросила роковую фразу: «Ты не герой!» После этих слов Валерий Чкалов попросил девушку прийти на разводной мост Равенства, считавшийся в те годы самым длинным в городе. И Ольга пришла, думая, что там состоится их расставание. Но то, что произошло дальше, не могло присниться ей даже в кошмарах.
Любимчик Сталина
Судьбы Валерия Чкалова и Ольги Александровой сложились по-разному. Чкалов стал народным героем после того, как совершил два беспосадочных перелета из Москвы в Петропавловск-Камчатский и из Москвы в Ванкувер. Сталин лично встречал возвращающиеся самолеты и очень благоволил дерзкому летчику. В браке с Ольгой Эразмовной у Чкалова родились трое детей. А Ольга Александрова, по рассказам Надежды Николаевны, так и не нашла в браке свое счастье. Ее муж рано умер – упал с лестницы и разбил голову. Замуж она больше не вышла.
Всю жизнь проработала портнихой на швейной фабрике. Когда Надежда Николаевна вошла в их семью, Ольга Ивановна была уже на пенсии. Жила отдельно, но часто заходила к брату Георгию в гости. Чкалова вспоминала редко и лишь однажды рассказала своей невестке о его полете под мостом. Возможно, она до конца жизни жалела о неправильном выборе. Как-то она обронила горькую фразу: «За деньгами погонишься – ничего не получишь». Ольга Александрова скончалась в 1990 году в возрасте 84 лет от сердечного приступа в своей квартире – всего в 15 минутах ходьбы от того самого моста, который навсегда развел ее с Валерием Чкаловым.
Валерий Чкалов родился 2 февраля 1904 года. За пьяную драку и нарушения дисциплины несколько раз приговаривался военным трибуналом к лишению свободы. Но каждый раз восстанавливался в рядах Красной армии. Его первый беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский, стартовавший 20 июля 1936 года, длился 56 часов. Второй полет, из Москвы в Ванкувер, состоявшийся год спустя, продолжался 63 часа. Погиб Чкалов 15 декабря 1938 года во время испытаний. Причина – неисправный самолет. Но, по версии родных, это было преднамеренное убийство. Урна с прахом Валерия Чкалова захоронена у Кремлевской стены.
Отвергающие идею полета Чкалова под мостом ссылаются на то, что в то время совершить такое технически было невозможно. Но это не так.
– Военные летчики Георгий Фриде и Алексей Грузинов пролетели на гидросамолетах под всеми мостами Невы, – рассказывает историк авиации петербуржец Владимир Иванов. – Причем было это еще в начале XX века. А в 1940 году летчик Евгений Борисенко для впечатляющих кадров фильма «Валерий Чкалов» несколько раз пролетел под Кировским мостом. Но сам Чкалов, на мой взгляд, не мог этого сделать. Я читал его медкарту: острота зрения правого глаза у него была 0,7, левого – 0,8. С таким зрением сложно вписаться в пролет моста. У Чкалова за последние пять лет его жизни было 7 аварий. И все – вблизи земли. Причина именно в неважном зрении.