через какую функцию семьи реализуется потребность человека в аффилиации и любви ответ
Словарь любви XXI века: абьюз, нуклеарная семья, аффилиация и другие непонятные термины
Мотивация аффилиации
Жизнь человека практически невозможно представить без различных социальных мотивов: занять определенное место в обществе, достичь успеха, оказать помощь ближнему и просто общаться – все эти побуждения определяют наше отношение к окружающим людям.
Вот примеры одних из наиболее значимых мотиваций аффилиации:
Любовная аддикция
Не путайте с влюбленностью или притяжением. Аддикция — это нездоровое отношение и болезненная привязанность к человеку. Когда весь смысл жизни вы видите только в своем возлюбленном.
Основные признаки: идеализация партнера и возведение его почти на уровень идола, панический страх потерять его, беспочвенная ревность, патологическое желание знать, где он и с кем, отказ от собственных увлечений и в целом от своей личности. По факту, жертвы любовной аддикции живут жизнью другого человека. Лучшее решение в этом случае — обратиться за помощью к психологу.
Какова роль аффилиации
Аффилиации людей очень давно изучаются психологами, и они пришли к выводу, что:
Финские исследователи некогда занимались изучением случаев, при которых один из супругов терял свою вторую половину. Так вот, они установили, что риск скоропостижной смерти у вдовца/вдовы увеличивается в два раза (!) буквально через неделю после кончины жены/мужа.
Стремление к принятию и страх отвержения
Итак, потребность в аффилиации изначально присуща каждому из нас. Однако под влиянием отношений с родителями, наличия или отсутствия контактов с ровесниками и других факторов у ребенка постепенно формируется общий взгляд на отношения с другими людьми. Чего они дают ему больше – положительных эмоций или отрицательных?
Рекомендуем: Что значит: аккомодация?
Это две стороны, две составляющих, которые психологи обычно выделяют в аффилиации: стремление к принятию и страх отвержения. Первую сторону еще называют позитивной или, опять же смешивая понятия, собственно аффилиацией, а вторую, соответственно, негативной. Некоторые ученые говорят об автономности двух сторон, объясняя это тем, что причины стремления человека к обществу и страха быть им не принятым обычно не сходятся.
Другие настаивают на взаимозависимости, ведь именно боязнь остаться в одиночестве в конечном итоге и порождает желание быть с другими людьми. Хотя зависимость не прямая: величины эти обратно пропорциональны, то есть чем меньше страха, тем больше выражена тяга к взаимодействию.
Если у человека преобладает потребность в аффилиации, то его межличностная коммуникация характеризуется свободой и легкостью завязывания знакомств, открытостью, раскрепощенностью. Если же сильнее развита противоположная черта, то общение, особенно с незнакомцами, часто становится для личности испытанием: человек чувствует себя неловко, скованно, зажимается и не понимает, что ему нужно делать или говорить.
Рекомендуем: Антропофобия — это
Но это две крайности, в реальности степень выраженности и одного, и другого фактора, а также их различные комбинации могут исчисляться несравнимо большим количеством вариантов. Психологи постарались их обобщить и выделили четыре основных типа поведения человека при контакте с другими (их еще называют типами мотивации общения).
Существуют специальные опросники, с помощью которых можно определить, насколько ярко проявляются указанные тенденции. Как говорят психологи, проводится диагностика мотивации аффилиации. Самый популярный тест разработан американским ученым армянского происхождения Альбертом Мейерабианом (Мехрабианом) и так и называется: методика «Мотивация аффилиации».
Как аффилиация влияет на здоровье
Однозначно ответить, почему здоровье человека зависит от аффилиации, сложно, предположений на этот счет высказывается немало, и все они в большинстве своем на уровне здравого житейского смысла.
По одному из предположений, это объясняется тем, что люди, состоящие в тесных связях, ведут упорядоченный образ жизни, лучше питаются, меньше подвержены вредным привычкам, более организованы в работе.
Не исключено, что внимание родных заставляет нас больше заботиться о своем здоровье, которому те, кто предоставлены сами себе, не предают до определенного времени должного внимания.
Возможно, поддерживающее нас общество помогает проще преодолевать стрессовые ситуации и оценивать происходящие события.
Вероятно, родные и друзья помогают поддерживать наше самоуважение. Ведь когда человек задет некорректной критикой или чьей-то неприязнью, то дружеский совет, утешение и ободрение могут стать лучшим лекарством.
Таким образом, те люди, у которых имеется аффилиация или, другими словами, эмоциональная связь, счастливее и здоровее, ведь родные дарят им ощущение, что их уважают, любят и принимают. А те, кто все свои проблемы решает в одиночку и не может выговориться, имеют риск возникновения проблем со здоровьем, ведь свои переживания они держат в себе (а все болезни, как известно, от нервов).
Абьюз
Один из видов насилия, который носит психологический характер. Цель: максимально занизить самооценку партнера, оскорбить, заставить подчиняться. Обычно такое поведение свойственно домашним тиранам. Все фразы произносятся в повелительном наклонении и не подразумевают никаких возражений. Другие характерные черты абьюзера — жесткость и ультимативность.
Многие путают абьюз с заботой, наивно полагая, что все нелепые табу делаются из лучших побуждений. Это не так: абьюзер просто жаждет властвовать.
Абьюз может также иметь и другие формы: физический (насилие), сексуальный (принуждение к близости), экономический (тотальный контроль над финансами).
Потребность в аффилиации
В общении каждый из нас нуждается по-разному. Есть люди, которые просто не могут усидеть дома, они постоянно посещают различные мероприятия, вечеринки, встречаются с друзьями и т.д., в одиночестве их застать практически невозможно. Другими словами, у них большая потребность в аффилиации.
Другая категория людей, напротив, ведет достаточно замкнутый образ жизни. Они предпочитают проводить время если не в одиночестве, то в кругу самых близких, не любят повышенного внимания, с трудом налаживают новые контакты и практически не заводят новых знакомых. В этих случаях речь идет о людях с маленькой потребностью в аффилиации.
Так вот, в психологии аффилиация применяется, попросту говоря, как термин, определяющий уровень того, насколько человеку нравится находится в обществе, насколько его это воодушевляет.
Неофобия
Вы можете даже и не знать, но страдать ею. Это подсознательный страх всего нового. Неофобы боятся знакомиться с противоположным полом, начинать отношения, менять работу, заводить друзей. В общем — всего неизведанного. Самая распространенная причина неофобии — неудачный опыт. Многие избегают новых романов только потому, что прошлые отношения оказались неудачными.
Люди с высокой аффилиацией
Личности, у которых высокая аффилиация (потребность в общении) могут с легкостью завести разговор с совершенно незнакомым человеком где угодно – в очереди, поезде или на остановке. Именно общение помогает им ощущать, что они живут. Как правило, таких людей считают заводилами, душой компании. Пребывание или работа в одиночестве – это «сущий ад» для них. Хороших результатов они могут добиться только в окружении коллег, поскольку постоянно хотят делиться мнением, обмениваться идеями и т.п.
В социальных ситуациях личности с доминирующей мотивацией аффилиации воспринимают окружающих позитивно, а потому те охотно с ними общаются. Таким образом возникает цикл положительных коммуникаций, у людей рождается ощущение доверия и комфорта даже при общении с незнакомыми лицами.
Общие сведения
Если мы откроем психологический словарь, то увидим, что под аффилиацией понимается эмоциональная связь с другими людьми, а также желание ее устанавливать, иметь взаимные доверительные отношения. Таким образом, понятия «аффилиация», «потребность в аффилиации» и «мотив аффилиации» часто смешиваются и заменяются одно другим. Так или иначе, аффилиация (реже – аффиляция) подразумевает взаимосвязь человека с обществом, ведь и само слово образовано от английского affiliation, что означает «соединение», «связь».
Еще со школьных времен мы помним, что человек — существо биосоциальное. Обратим внимание на второй корень этого сложного слова: потребность существовать в обществе, в круге других людей свойственна каждому из нас от рождения.
Мы не приспособлены для жизни в одиночку. А если все-таки приходится, то это заставляет нас страдать — говоря научным языком, вызывает фрустрацию — состояние психики в ситуации несоответствия желаний и возможностей, которое выражается в подавленности, чувстве тревоги, отчаянии. Вспомним Робинзона и его страстное желание найти хоть какую-то родственную душу на необитаемом острове!
Об аффилиации можно говорить применительно не только к одному человеку, но и к группе. Все аналогично: групповая аффилиация подразумевает, что маленькая группа стремится стать частью более крупной и, следовательно, действовать по ее законам и правилам. Точно так же и человек стремится ощутить себя принадлежащим к какой-то социальной общности, понимать, что является элементом большого и важного целого (чаще всего в роли таких общностей выступают семья или этнос (народ).
Рекомендуем: Понятие аддикции в психологии
Как правило, аффилиация усиливается, когда мы переживаем стресс и (или) попадаем в экстремальную ситуацию. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, оказавшись в незнакомой, а то и потенциально опасной обстановке, человек ищет какой-то ориентир, образец для подражания, пытается понять, как ему следует себя вести, на примере окружающих проверить, адекватны ли его реакции. А во-вторых, доказано, что близость к другим успокаивает, уменьшает тревожность и последствия стресса.
Более того, выявлена определенная взаимообусловленность аффилиации и здоровья. Американские исследователи в течение нескольких лет проводили опросы, результаты которых показали: люди, которые тесно общаются с родственниками или состоят в каких-то сообществах, живут дольше и имеют меньше проблем со здоровьем. Получается, аффилиация не только помогает обрести душевное спокойствие, но и играет более важную роль: способствует сохранению самого существования отдельного человека или группы.
Но не все так безоблачно. Вполне возможна ситуация (и наверняка она знакома каждому), когда, наоборот, общество, в том числе самые близкие люди (семья или друзья), становятся причиной стресса и раздражения. Дело в том, что необходимое каждому количество контактов строго индивидуально и зависит от двух обобщенных факторов: желания быть принятым и боязни быть отвергнутым.
Люди с низкой аффилиацией
Таким индивидам нравится находиться в одиночестве, так они легче добиваются результатов. И проблема не в том, что у них не хватает социальных коммуникативных навыков, просто они четко определяют границы своего личного пространства и не хотят кого бы то ни было в него впускать.
После длительного общения у таких людей возникает чувство опустошения, поэтому им требуется восстановление сил и хочется побыть наедине.
Человек с низкой аффилиацией старается избегать встреч с новыми знакомыми и предпочитает поддерживать отношения с небольшим кругом давних знакомых. Он независим и самодостаточен, почти не интересуется, чем занимаются другие. Он практически не вовлекается в сплетни, не отвлекается на праздные беседы, а сосредотачивается на собственной жизни.
Отрывок, характеризующий Аффилиация
§ 2. Функции семьи
Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражаю-щей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
• экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую.
•репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев [1979] считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность ре-продуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимули-рующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991]. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризи-са рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, — необходимостью ограничения уровня рождаемости;
•функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общест-ва, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспита-ние в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние го-ды.
•сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;
•функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;
•функциюэмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;
•рекреативную (восстановительную) — функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;
• функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйде- миллер, Юстицкис, 1999].
За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия (включая эмпатию и привязанность), реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви и эмо- циональной близости, отсутствие эмоциональной поддержки и взаимопонимания.
Функции семьи не соположены и не равнозначны, они образуют иерар-хическую структуру. Иерархия функций определяется историей семьи как социально-культурного института и историей конкретной семьи.
Потребность человека в аффилиации и любви реализуется через функцию семьи
Аффилиация
Аффилиация – это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений. Под это понятие попадают такие категории как общение, дружба, любовь и многие другие. Характер взаимоотношений с родителями и сверстниками в раннем детстве обусловливает формирование данной потребности. Аффилиация ведет к снижению тревожности и смягчает последствия как психологического, так и физиологического стресса.
Негативный опыт, закрепленный при частом повторении ситуаций, сопряженных с неуверенностью в себе и недоверием к другому человеку или группе людей, блокирует аффилиацию и вызывает отчужденность, одиночество и фрустрацию.
Высокая и низкая аффилиация
Под аффилиацией в психологии понимают уровень социальных потребностей человека. Каждый из нас в разной степени нуждается в общении. Одни хотят всегда находиться в обществе, видеться с друзьями и коллегами на различных мероприятиях или вечеринках. Другим для общения достаточно использовать Интернет – недаром такое распространение получили социальные сети и различные коммуникационные программы, которые обеспечивают не только текстовую связь, но и позволяют видеть и слышать собеседника. Третьи, напротив, предпочитают шумным компаниям уединение, не любят привлекать к себе внимание и даже выбирают удаленную работу с целью ограничить контакт с окружающими. Разумеется, сколько людей – столько и вариантов. Аффилиация – это и есть то понятие, которое определяет, насколько человека воодушевляет перспектива общения с другими.
Высокая и низкая аффилиация – это две крайности, которые редко встречаются в чистом виде. В первом случае – это безусловные экстраверты. Они открыты для общения, без труда могут завести разговор с незнакомцами, часто бывают душой компании. Не выносят одиночества и добиваются лучших результатов только в окружении людей. Им важен обмен идеями и мнениями «вживую».
Низкий уровень аффилиации больше свойственен интровертам. Такие люди, как правило, независимы и самодостаточны, для них важно личное пространство. Долгое общение с окружающими их выматывает, а душевное равновесие восстанавливается только в одиночестве. Дело не в недостатке социальных навыков, а в желании устанавливать и поддерживать близкие отношения с небольшим кругом друзей, не знакомясь постоянно с новыми людьми.
Мотивация аффилиации
Содержание мотивации аффилиации заключается в поддерживании отношений такой степени близости, которая устраивает человека и не вызывает дискомфорта. Цели при этом могут существенно различаться – от попыток впечатлить другого человека до желания оказать властное воздействие.
Аффилиация предполагает партнерство, и несимметричное распределение ролей разрушает ее, приводя в тяжелых случаях к социальным фобиям. Если человек поймет, что его пытались унизить или использовать для удовлетворения чьих-либо потребностей, то это может нанести ущерб его потребности в аффилиации. Поэтому необходимо повышать ценность общения в глазах партнера, устанавливать доверительную связь и добиваться того, чтобы симпатия и дружеская поддержка были взаимны. Достижению и сохранению отношений такого рода способствует множество вербальных и невербальных средств – это количество и позитивное содержание высказываний, дружелюбное выражение лица, длительность зрительного контакта, поза, жестикуляция и другие способы поведения.
Мотивация аффилиации коррелирует, с одной стороны, с потребностью самоутвердиться и получить одобрение, а с другой – со страхом быть отвергнутым. На основе прошлого опыта формируются соответствующие ожидания. Например, если необходимость общаться с незнакомыми людьми сопряжена с ожиданием успеха, то привлекательность этой ситуации будет высока, и наоборот. Соответственно, человек либо стремится к другим людям, ищет в них товарищей и доверяет им, либо относится к ним с подозрением и избегает их. Если оба вида ожиданий низки, то в межличностном взаимодействии проявляется незаинтересованность и безразличие.
Аффилиация существенно влияет на процесс и результат общения – ведь завязывание нового знакомства будет происходить дружелюбно и непринужденно или, напротив, робко, неловко и неприязненно. Поскольку позитивный опыт повышает аффилиацию, а негативный – снижает, с каждым разом будет происходить закрепление или постепенное разрушение сложившегося ранее стереотипа.
В психологии аффилиация и ее мотивы поддаются измерению – например, с помощью методики Мехрабиана. Более надежной является проективная методика, но из-за ее сложности в основном используют тест. Его шкала разделена на 2 части, одна из которых призвана оценить силу желания общаться, а другая – боязнь быть отвергнутым.
В результате подсчета баллов возможно 4 типичных сочетания этих двух мотивов со следующей интерпретацией:
Если тест показал средние оценки мотивации, то о предполагаемом социальном поведении человека и его переживаниях нельзя сказать ничего определенного.
На основании расчета уровня аффилиации можно, например, выбирать род занятий. Для педагогов, учителей, врачей, юристов и представителей других профессий, связанных с общением, аффилиация должна быть одной из главных потребностей.
Аффилиация: люди стремятся к общению
Как известно, человек — это «социальное существо». Ни один день современного человека не обходится без социальных взаимодействий. В силу эволюционно-биологического прошлого именно социальные мотивы являются главными детерминантами поведения, среди которых любовь, дружба, поиск и поддержание хороших отношений с незнакомыми ранее людьми.
Существует определенный вид мотивации, который активно изучают современные психологи. Мотивация аффилиации изучает направляющие социального поведения. Что движет нашим желанием находиться в обществе, взаимодействовать с ним? Изучая мотивацию аффилиации, мы получаем представление о приобретении, поддержании и углублении вторичной близости с прежде незнакомыми людьми за пределами знакомой семьи. Это мотивация контактов и общения.
Сам термин « Аффилиация» означает класс социальных взаимодействий, предполагающий стремление людей к объединению, пребыванию вместе, а также поддержанию контакта, обогащающего обе стороны.
Особенности аффилиации:
равные отношения между участниками общения
равный и бескорыстный интерес друг к другу
чтобы вступить в отношения, нужно придать ценность этого контакта в глазах другого, заинтересовать его
под влиянием ситуационных факторов аффилиацию можно усилить или ослабить
Целью аффилиации является взаимная доверительная связь с приятельским отношением, дружеской поддержкой и симпатией, знакомство с новыми людьми и превращение их в приятелей.
После доказательства важнейшей роли ожидания успеха аффилиативных успехов в мотивации аффилиации исследователь Бирн и его соавторы предложили перекрестную классификацию мотива аффилиации, различая тенденции:
«надежды на аффилиацию» (НА) — человек стремиться общаться, вступает в социальные взаимодействия
«страха отвержения» (СО) — человек скорее отдаляется от контактов в группе людей, чтобы его открыто не отвергли ее участники
Стремящиеся к близости (НА > СО) — человек, который будет много общаться с другими, не видя препятствий в том, что его могут отвергнуть. Он об этом даже не задумывается
Боящиеся отвержения (НА
Конфликтно-мотивированные (НА = СО) — человека заряжает, эмоционально возбуждает факт того, что он рискует. Да, его могут отвергнуть, но почему бы не попытаться и не побороться?
Слабой мотивацией аффилиации (НА = СО) — у такого человека просто не выражена потребность в общении и стремление к нему. Ему все равно
Мы все сталкивались с ситуациями, когда контакт с человеком почему-то не идет или из-за чего-то прекращается. На консультациях с профессиональным психологом можно индивидуально обсудить проблему, понять ее причины и выработать стратегию поведения.
Потребность в аффилиации
Потребность в аффилиации — это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравиться, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностного поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей. Человек, у которого данная потребность выражена очень сильно, постоянно ищет контакта с другими, стремится к людям, старается сделать так, чтобы его заметили. Общая направленность на людей, непереносимость одиночества оказывается для человека с ярко выраженной потребностью в аффилиации фактором, усиливающим для него привлекательность другого человека (особенно на начальном этапе взаимодействия) как потенциального партнера по общению. [1, c.198].
Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить доверительные отношения. Все это укладывается в понятии аффилиация.
Подчеркивая фундаментальный характер повседневной тяги человека к контактам с другими людьми, следует определять этот мотив как взаимное стремление получать удовлетворение от общения и поддерживать контакты таким образом, чтобы она не только приносили удовлетворение, но и увлекали и обогащали обе стороны.
Степень, в которой это достигается, зависит не только от стремящегося к аффилиации, но также и от его партнера. Человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться многого. Прежде всего, он должен дать понять, о своем желании вступить в контакт, сообщив этому контакту привлекательность в глазах предполагаемого партнера. Он должен сделать очевидным для партнера, что рассматривает его как равного себе и предлагает ему отношения полностью взаимные, т. е. он не только «стремится к аффилиации», но и одновременно выступает партнером по аффилиации для соответствующей потребности человека, с которым он вступает в контакт. Несимметричность в распределении ролей или далеко идущие желания превратить партнера в средство удовлетворения своих потребностей (например, потребностей в независимости или зависимости, в превосходстве или уничижении, в силе или слабости, в предоставлении или получении помощи) наносят ущерб аффилиации как таковой или даже совсем разрушают ее. Наконец, человек, стремящийся к аффилиации, должен добиться определенного созвучия своих переживаний переживаниям партнера, что побуждало бы обе стороны к взаимодействию и ощущалось бы ими как нечто приятное, приносящее удовлетворение и поддерживающее чувство собственной ценности [3, с.290].
Важно, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются отношения на равных, в которых доминирует взаимная доверительная связь. Цель аффилиации — взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия переживаний.
Для достижения и сохранения такого рода отношений существует много как вербальных, так и невербальных способов поведения; их можно наблюдать, в частности, при вступлении в контакт с незнакомыми людьми. О мотивированности поведения стремлением к аффилиации можно судить по количеству и позитивному содержанию речевых высказываний, по дружелюбному выражению лица, длительности контакта глаз, частоте киваний головой, по позе и жестикуляции и т. д.
Аффилиативное общение имеет, таким образом, свои поведенческие проявления:
§ общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных);
§ длительность речи партнеров и длительность контакта глаз;
§ дружелюбное выражение лица;
§ громкость и скорость речи;
§ количество жестов, кивков, словесных согласий;
§ отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса» расстояние до партнера)[3, с. 289].
Если руководствоваться моделью «ожидаемой ценности», то цель мотива аффилиации выступит как некоторая положительная ценность. Результаты действия, ведущего к ее достижению, будут обладать положительной привлекательностью. Индивидуальные различия в ее величине представляют собой один из детерминантов мотивации аффилиации. Ей противостоит, в качестве второго детерминанта, отрицательная привлекательность неудачной аффилиации, которой также свойственны индивидуальные различия. В зависимости от соотношения обобщенных положительной и отрицательной привлекательности мотив аффилиации индивида может быть охарактеризован как преимущественно связанный либо с надеждой на аффилиацию (НА), либо со страхом отвержения (СО) [3, с.290].
Как и в случае других мотивов (например, мотива достижения), характеристика ожидаемого успешного или неуспешного исхода действия аффилиации не исчерпывается одной только положительной или отрицательной привлекательностью определенной величины. Каждый из альтернативных результатов действия также заранее ожидается с некоторой определенной вероятностью. Таким образом, каждый человек на основе своего прошлого опыта в сфере общения обладает обобщенными ожиданиями относительно того, удастся ли ему установить отношения аффилиации с незнакомым человеком или нет, т. е. обобщенными ожиданиями аффилиации и отвержения. Эти ожидания не только определяют, вкупе с соответствующими значениями привлекательности, величину мотивации аффилиации (расширяя, таким образом, область применения модели «ожидаемой ценности»). Нередко они непосредственно проявляются в процессе направленного на достижение аффилиации поведения, приводя к тому, что завязывание и поддержание контакта происходит непринужденно, дружелюбно и адекватно ситуации или же, напротив, неуверенно, робко и неловко.
Тесная связь между ожиданием и поведением не только выделяет мотив аффилиации среди прочих мотивов, подобных мотиву достижения. Она оказывает также своеобразное обратное действие, приводящее к тесной ковариации ожидания и привлекательности аффилиации в случаях, когда партнером выступает незнакомый человек: чем сильнее ожидание успеха, тем выше положительная привлекательность, и наоборот, чем сильнее ожидание неуспеха, тем выше отрицательная привлекательность. Более детально цепь обратной связи можно представить себе следующим образом: ожидание оказывает влияние на ход действия, ход действия—на его результат, повторяющиеся успехи и неудачи формируют соответствующие ожидания, которые, в свою очередь, порождают различия в протекании действия, предопределяющие благоприятный или неблагоприятный результат аффилиации. Таким образом, привлекательность удачной или неудачной аффилиации становится, в конце концов, величиной постоянной, что и задает индивидуальный профиль соотношения обобщенной положительной и отрицательной привлекательности, т. е. надежды на аффилиацию и страха отвержения [3, с.291].
Так возникает (в случае, когда объектом аффилиации является незнакомый человек.) ковариация между ожиданием и привлекательностью для индивидуального мотива аффилиации, а также соответствующей ситуационной мотивацией: чем в большей степени обобщенное ожидание успеха преобладает над ожиданием неудачи, тем значительнее положительная привлекательность превышает отрицательную, и наоборот.
От обобщенных ожиданий следует отличать ожидания частные, связанные с определенным человеком, которого вступающий в аффилиацию субъект уже хорошо знает. В этом случае ожидание и привлекательность могут варьировать независимо друг от друга. Так, релевантная мотиву аффилиации привлекательность контакта с каким-либо хорошо знакомым человеком может быть весьма, небольшой, но сопровождаться при этом высоким ожиданием легкого и быстрого установления контакта, или наоборот. Подобная ситуация складывается и в тех случаях, когда человек хотя и не знаком лично с предполагаемым партнером по аффилиации, но имеющиеся у него сведения позволяют прогнозировать трудность или легкость вступления в контакт. Например, партнер может обладать более высоким социальным статусом, чем стремящийся к аффилиации субъект. В этом случае у последнего, даже если его обобщенные ожидания успеха в принципе высоки, может снизиться уверенность в том, что старший по статусу позитивно отзовется на его усилия по установлению отношений аффилиации. К тому же он может опасаться (в силу малых шансов на успех) своей большей, чем обычно, скованности и напряженности, что приведет к потере привлекательности контакта с ним со стороны партнера, и, следовательно, субъект сам будет способствовать снижению шансов на успех при высокой положительной привлекательности контакта.
Люди, в опыте которых преобладают успешные межличностные взаимодействия, должны отличаться, во-первых, сильно развитыми мотивами сближения в ответ на связанные с аффилиацией ключевые стимулы; во-вторых, убеждением в том, что будущие ситуации межличностного взаимодействия дадут то же количество подкрепляющих взаимодействий; в-третьих, стремлением интерпретировать релевантные аффилиации стимулы в терминах собственного прошлого опыта и своих ожиданий» [3, с.291].
Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выраженным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя, таким образом, свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чувства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта.
Следует отметить, что страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. И, что аффилиативный мотив выявляется не только в отношениях с малознакомыми, но вплетается в структуру отношений со значимыми людьми.