черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии

Черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии

черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Смотреть фото черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Смотреть картинку черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Картинка про черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Фото черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии»: трансформация жития или прообраз бытовой повести? Соотношение фольклорных и агиографических традиций в произведении.

Как новый самостоятельный жанр древнерусской литературы бытовая повесть появляется во 2-й пол. XVII в. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Герои повестей – вымышленные герои и обстоятельства, в которых они бывают вымышлены. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета.
Элементы этого жанра уже присутствовали в агиографических произведениях к. XV — XVI в., таких, как житийная «Повесть о Петре и Февронии».

В сюжете «Повести», несомненно, отразились фольклорные черты: мотивы сказки о герое-змееборце и сказки о мудрой деве. Мудрость Февронии проявляется не только в том, что она исцеляет Петра и вынуждает князя жениться на ней. Как и у мудрой девы народной сказки, загадочны и непонятны окружающим ее речи. На требование Петра соткать ему из пучка льна пряжу и сшить из нее рубашку, штаны и полотенце за то время, пока он будет мыться в бане, Феврония отвечает подобным же требованием: из обрубка полена князь должен столь же быстро изготовить для нее ткацкий стан.

Необычайна и героиня повести — крестьянка Феврония, ставшая княгиней не по воле небесного промысла, а благодаря поло¬жительным качествам своего характера. Жанр «Повести о Петре и Февронии» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с агиобиографией. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни, позволяют рассматривать «Повесть о Петре и Февронии» как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести.

Черты жития в этом произведении:
— рассказ о жизни святых;
— идеальные образы героев;
— истинные слуги Бога

Источник

«Повести о Петре и Февронии Муромских»

«Повесть о Петре и Февронии» была обработкой житийных легенд о муромских святых и потому содержит целый ряд традиционных агиографических (житийных) мотивов, но они в большинстве своем тесно переплетаются со сказочными, т. е. фольклорными.

Житийное: повествует о житии муромских святых Петре и Февронии; в повествовании нет сильных эмоций, а есть тихая умиротворенность, погруженность в себя. Тема любви тесно связана с темой ума, человеческой мудрости. Упоминается о двукратном соединении тел супругов в одном гробе. Традиционный для жития финал повести, рассказывающий о том, как Петр и Феврония перед смертью приняли монашество под именами Давида и Ефросиньи.

Признаки Сказки:
1)Сказочный зачин
2)1 часть похоже на народную сказку
3)Добро побеждает зло
4)Волшебные вещи и т п
5)Постоянные эпитеты

Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях,
приключениях.

Житие — произведение, содержащее жизнеописания христианских праведников,
мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов.

Первая часть похода на волшебную сказку о змее – искусителе, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Сказочный герой – змей-искуситель.

Добро побеждает зло: Петр побеждает злого змея ( первая часть повести)

Волшебные помощники: Агриков меч.

Загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок.

Хитроумные задания – испытания ( задания Петра сшить рубашку из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена).

Постоянные эпитеты ( «лукавый змей», «мудрая дева».

Прославление святых, создание идеальных образов. ( Восхваляющие эпитеты: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, преблаженная, блаженная)

Есть похвальное слово святым.

Любовь героев к Богу, жизнь по «заповедям Христа»

Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляет больных)

Источник

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ».

Данный тест может быть использован на уроке литературы в 7 классе при проверке знания текста произведения «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Работа рассчитана на 20 минут урока. К тесту прилагаются ответы.

Просмотр содержимого документа
«Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ».»

Тест по «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ» (7 класс)

1. Кто является автором повести?

а) древний неизвестный летописец

в) писатель Ермолай Еразм

2. Определите жанр произведения.

3. Черты, каких фольклорных жанров, проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4. Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести?

в) встреча с мудрой девой

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести?

а) рассказ о благочестивых родителях

б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни

в) построение храма, церкви

6. Какова функция загадок в повести?

а) подчеркнуть связь с фольклором

б) показать мудрость героини

в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной

7. В каком городе происходит действие?

8. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

9. В чём тайна смерти злого змия?

а) тайну смерти не знал сам змий

10. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

б) сорочку, порты и полотенце

11. От чего тело Петра покрылось струпьями?

а) змий забрызгал его своей кровью

б) от деяний жены своей

в) от неправильного лечения

12. Чем занималась Феврония, когда слуга Петра впервые приехал в село Ласково?

а) занималась по хозяйству

13. Кем работали брат и отец Февронии?

14. При каком условии Феврония согласилась лечить князя Петра?

а) Пётр должен был жениться на Февронии

б) он должен был истоптать три пары железных сапог

в) он должен был её богато одарить

15. Что попросила Февронья у бояр?

16. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии?

17. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она

б) имела дар целительства

в) была незнатного рода

18. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром?

а) город стал процветать

б) в городе начались усобицы

в) ничего не изменилось

19. Какими оказались люди, пытавшиеся разлучить тела Февронии и Петра?

20. Что происходило в гробах героев после их смерти?

а) зажигались свечи

б) исцелялись больные

в) умершие соединялись в одном гробу

21. Какие имена получили Пётр и Феврония после принятия монашеского обета?

б) Давид и Ефросиния

в) Владимир и Василиса

22. Как можно понять финал повести?

б) чудо как награда за благочестие

Ответы к тесту «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. в 2. в 3. б, в, г, д 4. б, в 5. а, в 6. б, в 7. А 8. в 9. б 10. в 11. а 12б 13 б 14а 15г 16б 17б 18б 19б 20в 21б 22а

Источник

7 класс. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тест

черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Смотреть фото черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Смотреть картинку черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Картинка про черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии. Фото черты каких фольклорных жанров проявились в повести о петре и февронии

7 класс. «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ». Тест

Вариант 1. Выполнил(а)______________________

1. Кто является автором повести? а) древний неизвестный летописец; б) монах Нестор; в) писатель Ермолай Еразм; г) Епифаний Премудрый.

2. Определите жанр произведения. а) житие; б) историческая повесть; в) сказание; г) бытовая повесть.

3. Черты каких фольклорных жанров проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4. Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести? а) волшебный конь; б) борьба со Змеем; в) встреча с мудрой девой; г) поиски Жар-птицы.

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести? а) рассказ о благочестивых родителях; б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни; в) построение храма, церкви; г) свершение чудес, целительство; д) описание смерти.

Вариант 1. Выполнил(а)______________________

1. Какова функция загадок в повести? а) подчеркнуть связь с фольклором; б) показать мудрость героини; в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной; г) предсказание свадьбы.

2. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии? а) мудрость; б) благочестие; в) любовь; г) смирение.

3. Каковы особенности композиции повести? а) композиция последовательная; б) композиция кольцевая; в) повесть состоит из нескольких отдельных новелл; г) композиция построена на противопоставлении двух частей.

4. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она а) была мудрее их; б) имела дар целительства; в) была незнатного рода; г) не знала, как себя вести за столом.

5. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром? а) город стал процветать; б) в городе начались усобицы; в) ничего не изменилось; г) в город ворвались татары.

Вариант 1. Выполнил(а)______________________

1. Кто является автором повести? а) древний неизвестный летописец; б) монах Нестор; в) писатель Ермолай Еразм; г) Епифаний Премудрый.

2. Определите жанр произведения. а) житие; б) историческая повесть; в) сказание; г) бытовая повесть.

3. Черты каких фольклорных жанров проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4. Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести? а) волшебный конь; б) борьба со Змеем; в) встреча с мудрой девой; г) поиски Жар-птицы.

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести? а) рассказ о благочестивых родителях; б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни; в) построение храма, церкви; г) свершение чудес, целительство; д) описание смерти.

Вариант 1. Выполнил(а)______________________

1. Какова функция загадок в повести? а) подчеркнуть связь с фольклором; б) показать мудрость героини; в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной; г) предсказание свадьбы.

2. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии? а) мудрость; б) благочестие; в) любовь; г) смирение.

3. Каковы особенности композиции повести? а) композиция последовательная; б) композиция кольцевая; в) повесть состоит из нескольких отдельных новелл; г) композиция построена на противопоставлении двух частей.

4. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она а) была мудрее их; б) имела дар целительства; в) была незнатного рода; г) не знала, как себя вести за столом.

5. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром? а) город стал процветать; б) в городе начались усобицы; в) ничего не изменилось; г) в город ворвались татары.

Вариант 1. Выполнил(а)______________________

1. Кто является автором повести? а) древний неизвестный летописец; б) монах Нестор; в) писатель Ермолай Еразм; г) Епифаний Премудрый.

2. Определите жанр произведения. а) житие; б) историческая повесть; в) сказание; г) бытовая повесть.

3. Черты каких фольклорных жанров проявились в «Повести о Петре и Февронии»? а) былина; б) сказка; в) загадка; г) пословица; д) поговорка; е) прит­ча; ж) частушка.

4. Какие сказочные мотивы, сюжеты и образы ис­пользованы в повести? а) волшебный конь; б) борьба со Змеем; в) встреча с мудрой девой; г) поиски Жар-птицы.

5. Какие элементы житийного жанра сохранились в повести? а) рассказ о благочестивых родителях; б) повествование о благочестивой, богобоязненной жизни; в) построение храма, церкви; г) свершение чудес, целительство; д) описание смерти.

Вариант 1. Выполнил(а)______________________

1. Какова функция загадок в повести? а) подчеркнуть связь с фольклором; б) показать мудрость героини; в) подчеркнуть превосходство женщины над мужчи­ной; г) предсказание свадьбы.

2. Что явилось главным в описании Петра и Февро­нии? а) мудрость; б) благочестие; в) любовь; г) смирение.

3. Каковы особенности композиции повести? а) композиция последовательная; б) композиция кольцевая; в) повесть состоит из нескольких отдельных новелл; г) композиция построена на противопоставлении двух частей.

4. Княжеские жены невзлюбили Февронию за то, что она а) была мудрее их; б) имела дар целительства; в) была незнатного рода; г) не знала, как себя вести за столом.

5. Что произошло после того, как князь с княгиней покинули Муром? а) город стал процветать; б) в городе начались усобицы; в) ничего не изменилось; г) в город ворвались татары.

ЭТАЛОН: 1 вариант: 1в; 2г; 3бвгд; 4бв; 5ав. 2 вариант: 1бв; 2в; 3в; 4б; 5б.

Источник

Анализ повести о Петре и Февронии Муромских

(«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как произведение русского Предвозрождения)

Расцвет европейской (в особенности итальянской) новеллистической литературы приходится на конец XIV – начало XV столетий; эта жанровая форма представлена такими известными авторами и произведениями, как «Декамерон» Бокаччо в Италии, а несколько позднее – «Гептамерон» Маргариты Наваррской во Франции.

Подобного рода художественным сочинениям свойственны, прежде всего, занимательная фабула, остро подмеченные черты повседневного быта, сочувственное отношение к своим персонажам, их выразительные речевые характеристики, а что касается стиля – лаконичность и легкость письма, органичное сочетание «возвышенной» и просторечной лексики, юмористическая окраска повествования, отсутствие навязчивой назидательности и вообще какой-либо идейной тенденциозности, а также присутствие в тексте заметно просматривающихся элементов социальной и отчасти морально-этической критики господствующих в обществе нравов и порядков.

Существенное значение для новеллистики этой эпохи имеет также принцип объединения отдельных новелл в общие циклы («книги»), связанные между собой единым рассказчиком, либо (гораздо реже) едиными персонажами: повествование об их судьбах и необычайных, порой совершенно фантастических приключениях как раз и составляет разветвленный сюжет целостного произведения.

Следует отметить еще и настойчиво встречающиеся обращения писателей-новеллистов к темам и сюжетам, разработанным ранее национальным фольклором, а также весьма прохладное или в лучшем случае чисто формальное отношение к богословским и вообще религиозным мотивам.

«Повесть о Петре и Февронии» была создана в 40-е годы XVI столетия, когда общее развитие древнерусской словесности достигло определенных литературных успехов: авторы всё чаще стали обращаться к собственно мирской, преимущественно светской тематике, а элементы художественного бытописания приобрели значительный удельный вес в структуре повествовательных текстов, особенно по сравнению с прежней, сугубо религиозной словесной продукцией. Но даже и на таком существенно обмирщенном фоне «Повесть. » ярко выделяется своим исключительным своеобразием.

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что «Повесть. » представляет собой ряд как бы микроновелл, объединенных в одно целое лишь благодаря общности главных героев, да и то: самое начало «Повести. », где действующим лицом является один Петр, без участия Февронии, гораздо слабее связано с целостной структурой произведения, чем последующие эпизоды, в которых герои выступают уже совместно. Таким образом, развитие сюжета обусловлено последовательной сменой относительно самостоятельных и вполне законченных микроновелл.

Характер данных сюжетных эпизодов также весьма необычен для предшествовавшей житийной традиции: эти «новеллы» включают в себя и героические моменты (борьба со змеем), и сатирические сценки (эпизоды с «боярским бунтом»), и любовно-авантюрную линию («змеев блуд»), и построенные целиком на «острых словцах» и «состязаниях в речах» репликах-диалогах (к числу таких эпизодов относятся сцены между Февронией и юношей-посланцем, а также между Февронией и князем Петром, навязывающим ей непосильные задания, и т. п.) Аналогичные по тематике новеллы встречаются и в европейской новеллистической прозе.

Отличительное своеобразие тексту «Повести. » придает и речевая индивидуальность персонажей, особенно Февронии, а также подчеркнуто укрупненный масштаб их сильных характеров (опять-таки это относится в первую очередь к образу Февронии), причем основу ее характера составляют отнюдь не привычные благочестивые свойства, а как раз напротив – активные, живые, подлинно гуманистические черты: глубокий ум, находчивость, предусмотрительность, настойчивость в достижении поставленной цели. Уже одно то, что героиня «Повести. », простая крестьянка, дочь бортников-«древолазов», ничуть не уступает по своим личным качества горделивому князю, аристократу, придает произведению пафос, ранее совершенно не свойственный древнерусской литературе, а именно: гордость за простого человека, авторское любование и восхищение сметливой простолюдинкой.

Важной особенностью «Повести. » является сильный юмористический элемент, проявляющийся в ряде эпизодов (навязываемого Петром Февронии непомерного задания и ее остроумное парирование этих претензий, а также диалог между Февронией и княжескими боярами). Здесь юмористическая стихия, выразившаяся в посмеянии Февронией своих противников, еще не приобретает самодовлеющего значения, не определяет собой всего содержания данных «микроновелл» (как это было бы присуще европейской новелле Возрождения, в особенности «Декамерону», где целый ряд новелл представляют собой в чистом виде образцы ренессансной юмористики), но, несмотря на это, роль юмористического элемента в структуре «Повести. » абсолютно несопоставима с традицией прежней сугубо серьезной житийной литературы, являясь чем-то совершенно новым для древнерусской словесности.

Наконец, необходимо отметить мотивы социальной критики, отчетливо звучащие в «Повести. » Ее автор с явной неприязнью относится к боярской знати, осуждая дворянскую чванливость и честолюбивую амбициозность; он наказывает их за коварство и гордыню, заставляя перебить друг друга в борьбе за власть, а затем – смиренно прийти к князю Петру со слезными мольбами вернуться и управлять ими по-старому. Ничего подобного в древнерусской словесности еще не встречалось: даже «Слово о полку Игореве», решительно осуждая удельных князей за разжигание ими междоусобной крамолы, всё же не показывает их в столь неприглядном и остросатирическом освещении.

Нельзя не сказать также о содержащихся в «Повести. » элементах бытописания: в частности, во II-й новелле-главе дается краткое, но точное описание интерьера деревенской избы, а в IV-й главе имеется подробное описание процесса вышивания Февронией «святого воздУха». Всё это является совершенно новым и непривычным для прежнего типа древнерусской словесности, уделявшей слишком мало внимания подобным изображением, да и вообще не отличавшейся особым интересом к событиям из мирской жизни.

Таким образом, на основании рассмотренных художественных особенностей «Повести о Петре и Февронии», представляется возможным выделить принципиальные моменты идейно-тематической близости этого произведения с новеллистической прозой европейского Возрождения.

Определяющим и наиболее значимым при этом оказывается, в первую очередь, общий для всей ренессансной литературы гуманистический пафос, стремление всесторонне раскрыть полноту человеческой личности, утвердить право простого человека на устроение личной судьбы в соответствии с теми высокими качествами, которыми обладает индивидуум, не оглядываясь при этом ни на какие социально-сословные разграничения. «Повесть. » прославляет свою героиню вовсе не за то, что она стала княгиней, а за то, что она была по-настоящему высоконравственным человеком, сумевшим утвердить свое личностное достоинство и, в конечном счете, оказавшейся воистину достойной княжеского венца.

Второй момент: преобладающий мирской аспект при рассказе о судьбе героев. В «Повести. » Петр и Феврония выступают не просто пассивными исполнителями воли Провидения, но сами являются активным действующим началом (в особенности Феврония), сами добиваются осуществления своих заветных надежд. Не случаен поэтому пристальный интерес автора к бытовой стороне жизни, становящейся полем приложения сил двух этих ярких, наделенных отчетливой индивидуальностью крупных личностей.

Преобладание светского элемента над традиционно-житийным проявляется в «Повести. » также и в том, что чисто религиозные («чудесные») мотивы явно потеснены на задний план по сравнению с обыденной житейско-бытовой тематикой – любовной, сатирической, социально-критической, нравственно-этической.

Отчетливая перекличка с художественной стилистической манерой, присущей европейской ренессансной новелле, прослеживается также и в композиции «Повести. », особенно в диалогах персонажей, когда вся сцена строится вокруг остроумной и удачной реплики Февронии, обращающей сложные ситуации в свою пользу. Нечто подобное можно отыскать и в некоторых европейских новеллах эпохи Возрождения.

Подводя итоги, можно с достаточным основанием признать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» своеобразным явлением русского Предвозрождения – именно Предвозрождения, т. к. сильный религиозный элемент, идущий еще из глубин средневековья, по-прежнему играл слишком существенную роль в мировоззрении автора, что нашло ясное выражение в попытке построить произведение во многом по типу канонического жития. Но влияние Возрождения уже явственно ощущалось в отступлении от безоговорочного религиозного взгляда на людей только как на рабов Божьих, в утверждении гуманистического пафоса, в признании высокого достоинства человеческой личности героини из простого народа, в резко негативном отношении к сословным предрассудкам, в решительном осуждении тщеславия и спеси бояр, а также во внедрении в текст произведения бытовых реалий, верно характеризующих условия повседневного обихода русских людей той эпохи. Именно гуманизм и стремление к реалистичности в манере изложения событий определили особое место «Повести. » среди других литературных памятников древнерусской словесности и обусловили ее ключевое значение для дальнейшего развития отечественного литературно-художественного творчества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *