чипирование шуб с какого года
Все о чипировании шуб: что это и зачем?
26 янв. 2018 г., 15:58
На женских форумах обманутые покупательницы то и дело говорят о подделках, быстро приходящих в негодность. Все потому, что большинство российских шуб – от «серого» нелегального производителя, которого найти и предъявить претензии невозможно. В 2017 году государство обещало женщинам взять под контроль всех производителей шуб, провести тотальное чипирование изделий из меха. Коснется это как российских, так и зарубежных фабрик, на которых непосредственно эти метки будут вшиваться или устанавливаться.
Какие шубы должны быть чипированы
Чтобы недобросовестные производители не смогли продать под видом шиншиллы кролика, а куницу выдать за соболя, убедить нас, покупателей, в том, что это не крашенный, а самый натуральный мех, было принято постановление Правительства РФ от 12.08.2016г.
Это решение дает право покупателю знать, как на самом деле выглядит норковая шуба, раскрашенная во всевозможные цвета, или сделанная из кролика. Теперь он решает сам, что он хочет, – норку или кролика, и платит соответственно ценности шкурки.
Согласно закону, начиная с 2017 году все продаваемые изделия из меха должны быть чипированы, то есть снабжены специальной радиочастотной меткой, защищенной от подделывания. Она может быть застрочена или вклеена в изделие, а также может быть накладной. Для российских товаров знак будет зеленого цвета, для заграничных – красного.
Эти правила относятся ко всем предметам одежды и отдельным частям. Касаются они в первую очередь производителей стран, входящих в экономический союз. К ним относятся страны бывшего СНГ, выпускающие норковые шубы, изделия из нутрии, лисы, кролика, песца, енота, овчины. В случае, если у изделия меховой является лишь внутренняя подложка или меховой ворс прикреплен выворотно, чипирование также обязательно. Такая одежда из ценного меха животных, как воротники, горжетки, муфты, попадает под категорию обязательной идентификации с помощью чипов.
В том случае, если продавцы мотивируют отсутствие маркировки закупом товара до 12.08.2016 года – момент, когда вступил в силу закон о чипировании шуб 2016, это явное нарушение, попытка ввести покупателя в заблуждение, что грозит недобросовестным коммерсантам существенным штрафом.
Что может продаваться без чипа
С 2017 году все шубы без чипа – вне закона. Но есть меховые изделия, на которые новый закон о чипировании шуб не распространяется. К ним относятся: меховые головные уборы; шарфы; изделия с меховой оторочкой; галантерейные товары (подушки, сумки, пледы, чехлы); перчатки, варежки; обувь; игрушки; спортивные аксессуары.
Что нужно знать, покупая шубу
Кому выгодно чипирование меховых изделий?
Авторы нового закона уверены, что от чипирования выиграет не только государство, но и покупательницы, которые будут информированы о своей покупке на 100%.
Когда система заработает в полную силу
12 августа 2016 года Правительство РФ обязало производителей, продавцов, поставщиков обеспечить соответствующей маркировкой изделия из натурального меха. На женских форумах эту новость приняли с энтузиазмом, предвкушая громкие разоблачения недобросовестных коммерсантов. Однако, согласно последним новостям, все-таки этот процесс идет не так успешно, в силу того, что он находится на разных стадиях реализации в странах договора. В силу этого решено было продлить сроки пилотного проекта, который допускает добровольное и постепенное чипирование шуб производителями.
Подорожают ли шубы
Как и любое нововведение, чипирование подразумевает дополнительные затраты. Речь идет о налогах, таможенных пошлинах и затратах на изготовление самих чипов. Покупателям нужно быть готовым взять часть затрат на себя, так как, по мнению экспертов, цена на шубы увеличится в среднем на 30%. А это уже не вселяет особого оптимизма в отношении введения новшества.
За качество отвечают. Проверено «Пульсом»
Подводя итог статьи о чипировании меховых изделий, мы решили не быть голословными и не ссылаться только на официальную информацию. Корреспонденты «Пульса» решили выяснить, можно ли приобрести качественную, а главное, «легальную» шубку в магазинах нашей Ивантеевки. Или за дорогим товаром всё же придется отправляться в столицу?
Недолго думая, мы — корреспондент и фотограф городской газеты — отправились в один из торговых центров города. В магазине верхней меховой одежды сначала нас приняли настороженно, но после объяснения цели нашего визита — узнать, присутствуют ли чипы на продаваемых шубках, — не только показали, но и подробно рассказали о контрольно-идентификационных знаках. И не только. Приветливый продавец-консультант Инна провела для нас настоящую экскурсию по меховым изделиям и рассказала, как и откуда они попадают в наш город.
— Маркировка меховых изделий, как того требует законодательство, появилась в 2016 году. Чип может быть навесным, а может быть вшит в подкладку шубы, — делится с нами Инна. — Наши меховые изделия мы приобретаем только у российских производителей. У Пятигорской фабрики, в Минводах, в Ставрополе. Большим спросом у ивантеевских дам пользуются изделия из мутона — это самый тёплый мех, не сравнить с норкой или каракулем.
Проверить шубку из мутона на качество и легальность мы смогли за считанные секунды. С помощью специальной программы в мобильном телефоне, отсканировав QR-код, тут же получили всю информацию на экране смартфона.
— Любую шубу покупатель может проверить на качество по-старинке, подняв подкладку, так видно выделку шкуры, видно, не потрескается ли она, не полезет ли, — говорит Инна. — Люди, которые пользуются интернетом, более продвинутые (кто-то приходит с сыновьями или дочерьми), те знают про чипирование. Более старшее поколение выбирает подходящую модель, ориентируясь на внешний вид, мнение продавца и собственный кошелёк.
Подготовила Юлия Постриганёва
Фото Михаила Аленина
Маркировка меховых изделий и шуб в системе Честный ЗНАК
Если меховая продукция продается в российском магазине, на нем нанесена специальная RFID-метка. По метке товар идентифицируют и проверяют подлинность. Чипирование меховых изделий запустили в 2016 году для борьбы с контрафактом. Это был один из первых проектов российского правительства по цифровой маркировке товаров, и курировала его Федеральная налоговая служба.
Проект оказался удачным, количество подделок и «серых» поставок снизилось, и обязательную маркировку транслировали на остальные товарные группы. Оператором процесса стал ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). И в 2019 году работу с прослеживаемостью меховых изделий перенесли на платформу «Честный Знак».
В систему маркировки внесли минимум изменений. Не требовалось заново регистрировать товары и наносить новые метки, все данные о товарах и участниках перенесли на домен честныйзнак.рф. На текущий момент ФНС полностью исключена из процесса и вся работа с марками меховых товаров происходит в системе «Честный Знак». Однако, по-прежнему за выпуск контрольных идентификационных знаков (КиЗ) отвечает отдельная организация-эмитент.
Расскажем, про особенности процесса и как начать маркировку меховых изделий и шуб в системе «Честный Знак» с использованием КиЗ. Также остановимся поподробнее на проверке подлинности изделий и схеме работы с марками.
Какие изделия из меха подлежат обязательной маркировке
Перечень мехов и видов одежды, которые нужно оснастить специальными метками, приведен в правительственном Постановлении № 787, выпущенном в марте 2016. Под требование попали товары группы ТН ВЭД ЕАЭС 4303 кроме номенклатурного кода 4303 10 907 0.
Перечень меховых изделий подлежащие маркировке
В список обязательной маркировки изделий из меха попала одежда из натуральных мехов любого происхождения. Причем меховой может быть как лицевая, так и изнаночная сторона одежды.
Не требуют специальных меток вещи с меховой отделкой. Например, верхняя одежда с отстроченными карманами, меховым воротником или отворотами на рукавах. То есть, если из меха сшит только какой-то отдельный элемент на товаре.
Чтобы однозначно решить нужно ли наносить RFID-метки, сравните номенклатурные коды в сертификатах со списком из постановления.
Итак, с 1 июня 2019 система идентификации изделий из меха сменила оператора. Теперь все взаимодействие с КиЗ происходит в системе «Честный Знак» и предприниматели работают через оператора системы ЦРПТ.
Однако вид метки не поменялся. Несмотря на то, что основная часть товарных групп в качестве цифровой маркировки имеют Data Matrix, шубы и меха по-прежнему отмечаются RFID-метками. Такая маркировка обходится предпринимателям дороже: КиЗ на каждую шубу стоит от 15 до 22 рублей с НДС в зависимости от способа крепления.
Законодательные акты по маркировки меха
Следующие постановления и законы находящиеся в списке регулируют маркировку меховых изделий в системе Честный ЗНАК:
Данные нормативные акты вступили в силу до 2021 года и являются действующими.
Что такое RFID-метка
Radio Frequency IDentification или RFID технология использует запись и отслеживание информации при помощи радиочастот. Радиочип крепится на этикетку, пластиковую карточку или пластиковый корпус, который в свою очередь крепится на шубу или другое меховое изделие.
Система RFID дороже штрихкодирования, но при этом имеет больше возможностей:
Система распознавания работает по принципу «свой-чужой». Как только на чип попадает энергия считывателя, метка генерирует ответный сигнал, позволяющий идентифицировать меховое изделие. Для маркировки данные записываются на чип только один раз при изготовлении метки, и подделка исключена.
Как проверить маркировку шубы онлайн
Подлинность и вид меха легко контролировать при покупке. Проверка маркировки шуб и меховых изделий онлайн возможна двумя способами. Сделать это может любой покупатель бесплатно.
Для начала нужно найти на шубе метку со штрихкодом. Она бывает вшита с изнанки, нанесена на самоклеящейся этикетке или крепится к товару на навесной пломбе. На российские изделия выпускается метка зеленого цвета, на импортные — красного.
Способ 1. Через мобильное приложение «Честный Знак»
Достаточно отсканировать QR-код смартфоном с установленным на него бесплатным приложением и на экране покажется информация о товаре. Если код на шубе поддельный и не будет найден в системе маркировки, в том же приложении можно сообщить о подделке.
Способ 2. Через сайт «Честный Знак»
Зайдите на главную страницу сайта честныйзнак.рф, выберите товарную группу “Шубы” и в подразделе справа расположено окно для ввода 18-ти значного цифрового кода с надписью «Проверить код маркировки». Введите обозначение и сайт выдаст информацию, которая внесена производителем. После ввода цифро-буквенной последовательности код проверяется системой и выводится информация о товаре. При ошибке на той же странице можно сообщить о нарушении.
Таким образом, для проверки маркировки шуб доступно три варианта проверки кода:
Перед покупкой шубы или другого мехового изделия обязательно проверяйте подлинность любым из перечисленных способов.
Маркировка шуб в системе «Честный Знак» — как начать
Наносить ярлыки с радиочастотными метками на меховые изделия нужно до поступления товара на оптовый или розничный рынок. Поэтому выполняют маркировку производители. В случае импорта компания, которая ввозит товар из-за границы, договаривается с фабрикой или выполняет маркировку до таможни на отдельном складе.
Однако работать в личном кабинете системы «Честный Знак» придется всем предпринимателям. Вход и регистрация проходит по ссылке. До начала регистрации получите электронную подпись (УКЭП). Оформляется она только на руководителя предприятия. Установите на компьютер программу криптопровайдера Криптопро, для защиты передаваемой информации.
Шаг 1. Регистрируемся в личном кабинете «Честный Знак»
Этот этап понадобится не только компаниям, производящим меховые изделия, но и оптовым поставщикам, и розничным магазинам. При первом заходе на страницу сайта происходит автоматическая проверка готовности к работе в личном кабинете и работы с маркировкой.
Системные требования следующие:
Как только проверка пройдена, программа откроет личный кабинет. Заполните реквизиты компании и выберите роль участника оборота. Можно указать несколько ролей одновременно. Теперь войдите в кабинет повторно. На главной странице отобразятся все разделы и можно приступить к заказу КиЗ для изделий из меха.
Шаг 2. Договоры, которые нужно заключить производителям
Чтобы продавать меха, производителям и импортерам нужно описать товары и заказать КиЗ. Для этого требуется:
Членство в ГС1 RUS оплачивается ежегодно и дает возможность получить идентификационный ключ на свои товары. Заполните описание продукта и получите GTIN. Он потребуется и для работы с товаром в «Честный Знак», и для заказа КиЗ.
АО «Гознак» — единственная организация, уполномоченная выпускать контрольные знаки для маркировки мехов. Эмиссия каждого кода платная, и ее цена зависит от категории маркировки.
Шаг 3. Заказ контрольных знаков в личном кабинете «Честный Знак»
Как только с формальностями покончено, можно приступать к маркировке. Заказ КиЗ размещается в личном кабинете ЦРПТ. В нем указывается номер договора с «Гознак» и GTIN продукции. На этапе заказа выбирается категория КиЗ. Заранее определитесь, как наносится метка: навешивается, клеится или вшивается чип на маркируемое изделие.
После перечисления оплаты эмитенту метки поступят в производство и через 5 рабочих дней будут готовы для доставки или самовывоза.
Шаг 4. Нанесение маркировки на товары из меха
Примите метки на склад не позднее 3 рабочих дней, предварительно протестировав их работоспособность с помощью RFID-оборудования. Теперь останется нанести запрограммированный чип на изделие из меха и передать данные об этом в «Честный Знак».
Какими способами нанести КиЗ на продукцию:
После этого ваше зделие готово к легальной продаже.
Как работает система маркировки изделий из натурального меха
Схема чипирования меха работает с 2016 года и, несмотря на смену оператора, суть ее никак не поменялась. Каждая шуба получает уникальную отметку и путь товара от пошива до продажи покупателю отслеживается системой обязательной маркировки изделий из меха.
Этапы в системе маркировки меховых изделий
Этап 1. Производитель отшил шубу или другое изделие из меха (из тех, что входят в список). Если артикул новый, товар описывают и получают GTIN. На производстве на вещь наносят метку с КиЗ. Сведения о новом товаре передают в «Честный Знак».
Итог: в системе маркировки появился товар, теперь по уникальному коду его история движения записывается.
Этап 2. Фабрика-производитель продала шубу оптовику. RFID-метки считывались при отгрузке и приемке продукции на оптовом складе. Если маркировка товара и его количество совпали с данными УПД, документ подписал покупатель. Теперь маркировка «переписана» на оптового поставщика.
Итог: код маркировки перешел от производителя к оптовику, передача изделия по логистической цепочке записана в системе «Честный Знак».
Этап 3. Шуба поступает в розницу или интернет-магазин. При отгрузке оптовик сканирует маркировку, а розничный магазин проверяет ее при приемке. В систему мониторинга поступает информация о еще одном юридическом лице — владельце изделия из меха.
Итог: товар с маркировкой вывешен в торговом зале розничного магазина. Покупатель легко проверит подлинность шубы, если отсканирует QR-код смартфоном с приложением «Честный Знак».
Этап 4. Меховое изделие покупают. Кассир сканирует маркировку и пробивает чек. Сведения о реализации поступают не только в налоговую, но и в систему маркировки. Код маркировки выведен из оборота и неактивен.
Итог: в «Честный Знак» записано поэтапно кто произвёл товар, какие юридические лица и какое количество времени были его собственниками, где и когда изделие продано.
Чем и кому выгодна маркировка меховых изделий
Маркировка шуб содержит радиочастотную метку с микрочипом для хранения информации. Каждая метка уникальна и данные о ней собирает и хранит национальная система маркировки.
Передача товара записывается пошагово и создает полную цепочку прослеживаемости конкретного изделия. Обязанность наносить метки возложена на производителей и импортеров меха. Остальные участники оборота фиксируют движение изделия при смене собственника. Происходит это автоматически при передаче документов через электронный документооборот.
Штрафы за нарушение маркировки меховых изделий
На каждом меховом изделии, привезенном из-за рубежа или сшитом на российской территории, нужна цифровая марка, и сведения об операциях с этим штрихкодом должны транслироваться в «Честный Знак». Несоблюдение законодательства и нарушение требований по цифровой идентификации меховых изделий повлечет наказание.
Производство, закуп, реализация, хранение и перевозка мехов без RFID-меток, а также нарушение правил нанесения отметок приведут к административным и уголовным наказаниям.
Административное наказание КоАП РФ Статья 15.12 | Уголовное наказание УК РФ Статья 171.1 |
конфискация немаркированной продукции, а также штрафы: физических лица — 2-4 тыс рублей; должностные лица — 5-10 тыс рублей; компании — 50-300 тыс рублей | штраф, до 1,5 миллионов рублей присуждение обязательных работ, до 3 лет; тюремное заключение, до 6 лет |
С проверкой в розничный магазин могут прийти представители прокуратуры, таможни и Роспотребнадзора. Если на изделии не окажется КиЗ или маркировка не отобразится, сотрудники оформят нарушение. Информацию передадут в полицию, и органы внутренних дел конфискуют товар. Хозяину мехового бизнеса в такой ситуации грозит ответственность за хранение и сбыт товаров без RFID-меток.
Чип для шубы: повод для роста цен?
С 1 апреля вводится чипирование меховых изделий: чего ожидать от правительственного эксперимента?
Постановление Правительства РФ о чипировании меховых изделий вызвало буквально паническую реакцию в СМИ и среди представителей бизнеса. Одни уверяют, что произойдет серьезный скачок цен на шубы, другие — что чипировать придется все — от шуб до малярных валиков, третьи твердят о том, что внедрение системы маркировки убьет малый меховой бизнес, и что уже сейчас из-за угрозы чипирования продавцы вынуждены распродавать нелегальный товар с огромными скидками.
Что же произойдет на самом деле? Разбираемся в ситуации с помощью председателя Совета НП «Росконтроль» Алексея Медникова.
Для справки:
Результаты эксперимента позволят оценить эффективность планируемой к внедрению на территории стран Евразийского экономического союза системы маркировки товаров контрольными знаками и провести подготовительные мероприятия до запуска системы в промышленную эксплуатацию.
Участвовать в эксперименте будут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством и оборотом таких товаров. Но при этом участие в эксперименте — добровольное.
Что поменяется?
С 1 апреля ничего особо не поменяется. Да, постановление принято. Но никаких перемен быть не может — ведь это эксперимент!
Произойдет следующее. Несколько компаний рискнут и попробуют чипировать свой продукт. Это будет технической обкаткой идеи. По результатам эксперимента будет проведена оценка: насколько эффективна система чипирования.
Пресса поднимает шум, что теперь меховые изделия подорожают. Производители неуверенно предполагают, что нет, повышения цен не будет! Кто прав?
Средний чек на шубы по рынку около 50-70 тысяч рублей. Стоимость метки (чипа) — от 15 до 22 рублей. Понятно, что на стоимости изделия чипирование при таком чеке метки никак не скажется.
Подорожают шубы только в одном случае — если рынок на поднятой СМИ волне решит учесть фактически отсутствующие риски проводимого эксперимента в стоимости товара. Ведь процедура маркировки может быть производителями воспринята неоднозначно. Кто-то решит, что правительство будет смотреть в большую лупу за всеми производителями, и поэтому на рынке будет работать более рискованно («. мы будем на виду у всех контролирующих органов! Наши риски возрастут! Дыма без огня не бывает. ). Но. Даже если повышение цен на этой волне произойдет, то на очень короткое время. Пока все не поймут, что ничего страшного на самом деле пока не происходит.
Для справки:
Контрафакт, безусловно, дешевле, чем изделия, которые продаются «в белую».
У добросовестных производителей есть информация о качестве и происхождении сырья, происхождении и производителе изделия, о том, каким образом изделие поступило в обращение на территорию РФ. Проведены все процедуры идентификации продукции, производитель подтвердил, что такое меховое изделие соответствует всем обязательным требованиям по безопасности и качеству, взял на себя полную ответственность перед своим потребителем. Такие изделия всегда будут стоить дороже контрафактных, т.к. никто не знает из какого или даже чьего меха этот самый контрафакт произведен.
А если бы это был не эксперимент? А сразу обязательное чипирование?
По данным Пушно-мехового союза, ориентировочно, на рынке шуб и дубленок 80% контрафакта. Допустим, началась борьба с контрафактом. Система начинает побеждать. С рынка уходят черные игроки — исчезает самый дешевый сегмент рынка. С этого момента средний чек по рынку автоматически начнет подниматься.
Напомню, при наличии 80% контрафакта — 50-70 тысяч рублей за шубу это и есть средняя цена контрафакта.
Рост цен, рост среднего чека после исчезновения контрафакта — неизбежность в борьбе с контрафактом. Но мы, как эксперты, считаем что присутствие контрафактного товара на рынке — убивает рынок. Вопросы безопасности и качества товара при наличии подавляющего контрафакта не может решить ни одна страна мира. Поэтому, принципиально, мы приветствуем проведение такого эксперимента.
Кроме того, мы предполагаем, что, когда средний чек поднимется до реального уровня стоимости изделий, когда шуба из песца стоит, как шуба из песца, а не как шуба из кролика, между собой начнут конкурировать добросовестные игроки. И на волне добросовестной конкуренции стоимость качественного товара снизится.
Кому выгодна маркировка продукции с точки зрения рынка?
Первый выгодоприобретатель — российский производитель? Не совсем так! Ведь контрафакт есть и среди российских меховых изделий. Выгодоприобретатель от введения любой системы прозрачности — добросовестный производитель. Импортеры качественной продукции, которая открыто, «в белую» ввозится на территорию РФ из-за рубежа, также получат дополнительные преференции для завоевания рынка.
Теперь о самой системе. Зачем нужен эксперимент с маркировкой мехов? Какие есть подводные камни?
Основные заинтересованные лица с точки зрения внедрения системы — ФНС (Федеральная Налоговая Служба), ФТС (Федеральная Таможенная Служба) и Роспотребнадзор.
Важно. Маркировка и формирование базы будет происходить за счет госбюджета. Ни бизнес, ни потребители не будут платить за внедрение меток. Это классическая схема. Государство вкладывает деньги в организацию системы прослеживаемости товара, предполагая, что когда система заработает, то за счет увеличения налогов и таможенных сборов доход будет значительно выше и покроет расходы.
И вот тут у нас есть сомнения. Ведь на сегодняшний день на рынке огромное количество фальсификата, выявленного Союзом потребителей «Росконтроль»! При том, что Роспотребнадзор и сейчас должен его контролировать. Но мы не оставляем надежды. Cегмент меховых изделий очень узкий по сравнению, скажем, с пищевым рынком. Возможно, Роспотребнадзор сделает усилие и возьмет его под контроль. Не сейчас, в момент эксперимента, так хотя бы на момент, когда маркировка станет обязательной. По нашим оценкам – в 2017-2018 годах. У Роспотребнадзора есть время, чтобы подготовиться.
Что касается защиты потребителей в вопросе качества и безопасности меховых изделий — это важнейшая часть контрольной деятельности Роспотребнадзора. Однако, система чипирования — это только система прослеживаемости. К сожалению, из постановления не видно ее прямой связи с системой контроля качества.
Да, в постановлении присутствует пункт, в соответствии с которым производитель должен будет указывать наименование нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара (имеется в виду Технический регламент Таможенного Союза). С оговоркой: «для товара, выпускаемого по таким нормативным документам». Но. Шубы, которые везутся из за рубежа — производятся за рубежом. И они, конечно, не производятся по техническому регламенту Таможенного Союза и по российским нормативам. А значит, этот пункт не распространяется на продукцию, импортируемую в РФ.
Что привело к таким коллизиям? Текст постановления не был согласован с экспертным сообществом.
На что это влияет? Российские производители могут испытывать большее давление в части контроля качества, чем импортеры. Нашим производителям придется указывать наименование нормативных документов, а импортерам нет, потому что они производят не по нашим нормативам.
Ещё более важное замечание – указание нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара, не означает, что меховое изделие соответствует этим требованиям. И связь между нормативным документом и реальным соответствием обязательным требованиям безопасности, качества в постановлении правительстватакже отсутствует. Система прослеживаемости (чипирования) меховых изделий должна быть связана с подтверждением соответствия обязательным требованиям, а не просто с указанием нормативного документа.
Также нельзя упускать из виду, что сегодня меховые изделия подлежат декларированию соответствия в Евразийском Экономическом Союзе (ЕАЭС), и оно не достигает поставленных перед ним целей. К нашему искреннему сожалению, наличие декларации не гарантирует того, что продукт действительно качественный и безопасный. Вплоть до того, что декларацию соответствия может принять сам производитель, без участия независимой стороны. Или даже не он сам, а его представитель. И в этом случае мы полностью теряем контроль в вопросах качества продукции, которая находится на рынке.
Выводы следующие. Введение чипирования — это начальный, первый шаг в построении системы прослеживаемости продукции, исключения контрафакта. И, мы надеемся, первый шаг в реальном регулировании вопросов безопасности, качества и защиты потребителей.
Мы призываем рынок не реагировать остро на введение экспериментального чипирования. А сознательно поддерживать добросовестную часть бизнеса и помнить о главном – об интересах рядового потребителя.