чрезмерное использование каких методов словесного воздействия нежелательно
МЕТОДЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В процессе физического воспитания широко используются различные формы словесного воздействия благодаря его универсальным возможностям. Словесные воздействия имеют различные функции и формы. По функциям методы словесного воздействия можно условно разделить на следующие группы:
а) методы передачи информации;
б) методы управления деятельностью;
в) методы анализа и оценки деятельности.
К первой группе методов относятся рассказ, описание, объяснение, указание. К методам словесного управления деятельностью относятся команды, распоряжения. Анализ и оценка деятельности осуществляется путем разбора, поощрения, порицания и других словесных форм.
Особенности занятий физическими упражнениями обусловливают два главных требования к использованию слова: краткость и ясность. Это возможно тогда, когда формы словесного воздействия подбираются в соответствии с особенностями занимающихся и задачами обучения.
Методы наглядного воздействия способствуют более быстрому, глубокому, прочному усвоению, повышают интерес к разучиваемым двигательным действиям. По характеру анализаторов, которые участвуют в процессе физического воспитания, методы наглядного воздействия составляют три группы: а) методы зрительной наглядности; б) методы звуковой наглядности; в) методы двигательной наглядности.
К зрительной наглядности можно отнести натуральный показ двигательного действия преподавателем. Он может быть естественным, когда движение демонстрируется в его обычном проявлении и может быть адаптированным, когда движение демонстрируется в несколько измененном виде в целях большой выразительности отдельных моментов (например, при замедлении движений).
К информирующей наглядности относятся также все разновидности опосредованной наглядности в виде различных рисунков, схем, видеозаписей и т.п. Функцию управления двигательной деятельностью несет зрительная наглядность в форме различных приемов зрительного ориентирования и лидирования.
расстояния между преподавателем и учеником, определяется плоскость движения, расположение занимающихся.
Методы звуковой наглядности позволяют уточнить пространственно-временные и ритмические характеристики движений. Информирующими будут различные звуковые модели темпа или ритма движения (в том числе и музыка). Управляющими являются различные условные звуковые сигналы, по которым занимающиеся своевременно выполняют необходимые движения или усилия. Сюда же можно отнести различные системы звукового лидирования.
Методы направленного прочувствования двигательного действия дают возможность получать двигательные ощущения о правильном выполнении движений. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия;
4) использование специальных тренажеров, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движений.
Методы срочной информации предусматривают немедленную коррекцию движения на основе аппаратурных сигналов, поступающих по ходу движений и информирующих об их отклонении от заданных параметров (тензоплатформы, электрогоннометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры и др.).
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯДВИГА ТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.
Для двигательного умения характерно постепенное совершенствование способа выполнения действия при осмысленном подходе в процессе управления движениями. Это и составляет сущность двигательного умения.
Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными. Например, в ряде случаев материал программы по физической культуре должен быть усвоен именно на уровне умений. Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.
1)двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
2)возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3)координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
4)профессионального мастерства преподавателя;
5) уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Чрезмерное использование каких методов словесного воздействия нежелательно
Роль слова в любом педагогическом процессе исключительно велика. Практически все стороны деятельности педагога в физическом воспитании, связаны с использованием слова. Посредством слова сообщают знания, активизируют восприятия, дают задания, руководят их выполнением, анализируют и оценивают результаты, направляют поведение воспитываемых.
Ряд традиционных общепедагогических методов (объяснительный рассказ, беседа, обсуждение) приобрели в физическом воспитании специфические формы. Для процесса физического воспитания характерно использование лаконичных речевых форм, чему способствует специальная терминология и тесная связь слова с движением.
К числу специализированных форм и приёмов речевого воздействия, широко применяемых в занятиях по физическому воспитанию, относятся:
1. Инструктирование – точное, ёмкое, конкретное объяснение при постановке заданий.
2. Распоряжения, команды, указания – основные средства управления деятельностью занимающихся.
Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия. Например: «постройтесь вдоль стены», «встаньте в круг» и т. д., а также для подготовки мест занятий, инвентаря.
Команда – имеет определённую форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык – это особая форма словесного воздействия на занимающихся с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий. Например: «нале-во», «на месте – стой» и т. д.
Указания – представляют собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий. Например: «быстрее», «выше», «взмах» и т. п.
3. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относиться ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
Слово играет необходимую роль в самоосмысливании, самооценке и саморегуляции своих действий. Поэтому особую группу составляют методы и приёмы, основанные на использовании внешней и внутренней речи самих занимающихся:
1) Устные сообщения-отчёты – чёткое формулирование занимающимся своих представлений и ощущений, связанных с решением двигательных задач, информирование об этом преподавателя.
2) Самопроговаривание – описание в словах, произносимых про себя, последовательности движений, основных операций, от которых зависит успех выполнения упражнения.
3) Смоприказы – при помощи слов-приказов «быстрее», «сильнее», «резко», «плавно» и т.д., подаваемых самому себе может обеспечиваться самомобилизация и самоуправление своими движениями.
4) Идеомоторное упражнение – многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с о сбой концентрацией внимания на его решающих фазах или не удающихся операциях.
Методы словесного и наглядного воздействия при обучении двигательным действиям
В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.
1. Словесные методы.
В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.
При обучении двигательным действиям применяются следующие словесные методы.
Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.
2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.
3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.
В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.
Для детей младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.
4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися. Что делает преподаватель: 1) Логически правильно формулирует вопросы, определяет их последовательность. 2) Следит за ответами учащихся, вносит в них коррективы. 3) Подводит итог беседы. 4) Формулирует выводы. Что делают учащиеся: 1) Осмысливают вопросы, вникают в их содержание. 2) Припоминают необходимые для ответов факты и обобщения. 3) Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения. 4) Осмысливают выводы.
6. Лекция представляет собой системное, всестороннее, последовательное освещение определенной темы (проблемы).
8. Комментарии и замечания. Преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к одному ученику.
Под распоряжением понимается словесное указание преподавателя на занятии, которое не имеет определенной формы (стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз). Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия («повернитесь лицом к окнам», «постройтесь вдоль стены» и т.д.), упражнения, для подготовки мест занятий, инвентаря для уборки спортзала и т.д. Распоряжения применяются преимущественно в начальной школе.
Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий (например, «быстрее», «выше взмах» и т.п.). Указания чаше всего применяют в начальной школе.
В зависимости от того, как преподаватель подает команды, как он дает указания и распоряжения, можно почти безошибочно сделать заключение о его профессиональной подготовленности.
2. Методы наглядности.
При обучении двигательным действиям методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся: 1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); 2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); 3) методы направленного прочувствования двигательного действия; 4) методы срочной информации.
Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности. Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: 1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность); 2) выполнение упражнений в замедленном темпе; 3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях); 4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации. Предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер «Concept II» и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки. Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
МЕТОДЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В процессе физического воспитания широко используются различные формы словесного воздействия благодаря его универсальным возможностям. Словесные воздействия имеют различные функции и формы. По функциям методы словесного воздействия можно условно разделить на следующие группы:
а) методы передачи информации;
б) методы управления деятельностью;
в) методы анализа и оценки деятельности.
К первой группе методов относятся рассказ, описание, объяснение, указание. К методам словесного управления деятельностью относятся команды, распоряжения. Анализ и оценка деятельности осуществляется путем разбора, поощрения, порицания и других словесных форм.
Особенности занятий физическими упражнениями обусловливают два главных требования к использованию слова: краткость и ясность. Это возможно тогда, когда формы словесного воздействия подбираются в соответствии с особенностями занимающихся и задачами обучения.
Методы наглядного воздействия способствуют более быстрому, глубокому, прочному усвоению, повышают интерес к разучиваемым двигательным действиям. По характеру анализаторов, которые участвуют в процессе физического воспитания, методы наглядного воздействия составляют три группы: а) методы зрительной наглядности; б) методы звуковой наглядности; в) методы двигательной наглядности.
К зрительной наглядности можно отнести натуральный показ двигательного действия преподавателем. Он может быть естественным, когда движение демонстрируется в его обычном проявлении и может быть адаптированным, когда движение демонстрируется в несколько измененном виде в целях большой выразительности отдельных моментов (например, при замедлении движений).
К информирующей наглядности относятся также все разновидности опосредованной наглядности в виде различных рисунков, схем, видеозаписей и т.п. Функцию управления двигательной деятельностью несет зрительная наглядность в форме различных приемов зрительного ориентирования и лидирования.
расстояния между преподавателем и учеником, определяется плоскость движения, расположение занимающихся.
Методы звуковой наглядности позволяют уточнить пространственно-временные и ритмические характеристики движений. Информирующими будут различные звуковые модели темпа или ритма движения (в том числе и музыка). Управляющими являются различные условные звуковые сигналы, по которым занимающиеся своевременно выполняют необходимые движения или усилия. Сюда же можно отнести различные системы звукового лидирования.
Методы направленного прочувствования двигательного действия дают возможность получать двигательные ощущения о правильном выполнении движений. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия;
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положения тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия;
4) использование специальных тренажеров, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движений.
Методы срочной информации предусматривают немедленную коррекцию движения на основе аппаратурных сигналов, поступающих по ходу движений и информирующих об их отклонении от заданных параметров (тензоплатформы, электрогоннометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры и др.).
МЕТОДЫ СЛОВЕСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
При решении задач физического воспитания словесные воздействия имеют различное значение. По назначению все методы словесного воздействия можно условно обединить в следующие группы:
1) методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;
2) методы команды, распоряжения, приказания (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
3) методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Рассмотрим значение и особенности использования некоторых основных методов словесного воздействия.
вия преподаватель рассказывает о его значении, об истории возникжженття^ о_результатах..дсподьзоваиия, о перспективах и ближайших задачах при овладении действием и т. д.
Описание. Используется с целью передачи знаний _р_ технике, двигательного действия, сущности и правилах игры, порядке^ и последовательности действий при преодолении полосы» препятствий; особенностях лыжной трассы и т. д.
важно, при занятиях с детьми — образными,
Для этого желательно использовать различные яркие сравнения с движениями и явлениями, хорошо знакомыми занимающимся.
Используя рассказ, описание и объяснение, необходимо учитывать уровень интеллектуального развития занимающихся. Поэтому возможности их использования при занятиях с детьми младшего возраста более ограничены, чем при занятиях со старшими. Учитывая, что рассказ, описание и объяснение осуществляются, как правило, в процессе занятий физическими упражнениями, следует стремиться к их максимальной краткости при должной полноте содержания, чтобы избежать нежелательных пауз в двигательной деятельности.
Команда.Применяется при организации коллективных действий, таких, ка’к перемещения занимающихся, одновременное выполнение упражнений, коллективные усилия. Чрезмерно частое использование команд в занятии нежелательно. Лучше заменить команду каким-либо другим методом управления деятельностью (распоряжением, предложением и т. п.).
Распоряжение и приказание. Эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном. При выполнении упражнения, например, вместо команды «Начинай!» можно сказать: «Начали и. раз!» Руководить исполнением движений можно соответствующими словами-распоряжениями («наклонитесь», «встаньте» и т. п.). Распоряжения отдаются__при построениях и перестроениях^ также при уиановке и
уборке снарядов и инв^цхаря-.ЛТриказание отличается от распоряжения более в»ШгевыйГТбном («Всем построиться!», «Ждать!»).
Указание: Представляет собой словесное воздействие с цел big ^исправления движений. Используется главным образом при обучении двигательным действиям. Кр^тщми^елликами: «быстрее», «свободнее», «р.а
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.