что сделав какое время глагола

Времена глаголов в русском языке

Времена гла­го­лов — это насто­я­щее, буду­щее и про­шед­шее вре­мя, кото­рые обо­зна­ча­ют, что дей­ствие про­ис­хо­дит в момент речи, будет про­ис­хо­дить или совер­ши­лось раньше.

Объясним уче­ни­кам 3 и 4 клас­са, что такое вре­ме­на гла­го­лов в рус­ском язы­ке. Но преж­де напом­ним, какая часть речи назы­ва­ет­ся глаголом.

Понаблюдаем:

Ветер (что дела­ет?) сры­ва­ет листья с деревьев.

Мальчик (что сде­лал?) заду­мал­ся над реше­ни­ем задачи.

Глагол обла­да­ет харак­тер­ны­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи. Одним из таких при­зна­ков явля­ют­ся вре­ме­на глаголов.

Что такое времена глаголов?

Самостоятельная часть речи имя суще­стви­тель­ное изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам, при­ла­га­тель­ное — по паде­жам, чис­лам и родам. Глагол — это часть речи, кото­рая изме­ня­ет­ся по временам.

Глагол не про­сто обо­зна­ча­ет дей­ствие пред­ме­та, а это дей­ствие свя­за­но со вре­ме­нем. С помо­щью гла­го­лов мы можем совер­шить путе­ше­ствие во вре­ме­ни, узнать, что было до того, как мы гово­рим об этом дей­ствии, что про­ис­хо­дит сей­час или будет про­ис­хо­дить после наше­го раз­го­во­ра об этом.

что сделав какое время глагола. Смотреть фото что сделав какое время глагола. Смотреть картинку что сделав какое время глагола. Картинка про что сделав какое время глагола. Фото что сделав какое время глагола

Чтобы понять, что такое вре­ме­на гла­го­ла, рас­смот­рим высказывания:

О ком гово­рит­ся в этих пред­ло­же­ни­ях? О кло­уне. (Кто?) клоун.

Настоящее время глагола

Что гово­рит­ся о кло­уне в пер­вом предложении?

В пер­вом пред­ло­же­нии мы узна­ем, что кло­ун выпол­ня­ет дей­ствие имен­но сей­час, если зада­дим вопрос:

Глагол «тан­цу­ет» обо­зна­ча­ет реаль­ное дей­ствие в насто­я­щем вре­ме­ни, как и сло­ва этой части речи в такой же форме:

Будущее время глагола

Во вто­ром и тре­тьем пред­ло­же­нии к гла­го­лам зада­дим вопросы:

Действие, обо­зна­чен­ное гла­го­лом, совер­шит­ся в буду­щем, после того момен­та, как мы гово­рим о нем. Глаголы «будет тан­це­вать» и «стан­цу­ет» име­ют фор­му буду­ще­го времени.

Примеры

Собака (что сде­ла­ет?) зала­ет во дворе.

Мы (что будем делать?) будем петь песни.

Дети (что будут делать?) будут смот­реть мультфильм.

Прошедшее время глагола

В тре­тьем и чет­вер­том пред­ло­же­нии гла­го­лы отве­ча­ют на вопросы:

Действие уже состо­я­лось до того момен­та, как мы гово­рим о нем. Оно уже про­изо­шло ранее. Это гла­го­лы про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Котенок (что делал?) играл с клуб­ком ниток.

Итак, поды­то­жим наши исследования.

У гла­го­ла в зави­си­мо­сти от того, какое дей­ствие оно обо­зна­ча­ет по отно­ше­нию к момен­ту речи о нем, раз­ли­ча­ют три фор­мы времени:

Время гла­го­ла мож­но опре­де­лить по задан­но­му к нему вопросу.

Времена гла­го­ловОтвечают на вопро­сыОбозначают дей­ствияПримеры
Настоящеечто дела­ет?
что делают?
что делаю?
что делаешь?
кото­рые происходят
в насто­я­щем времени,
в момент речи
рису­ет
рисуют
рисую
рисуешь
Прошедшеечто делал?
что сделал?
что делали?
что сделали?
кото­рые уже произошли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем времени,
до момен­та речи
рисо­вал
нарисовал
рисовали
нарисовали
Будущеечто сде­ла­ет?
что сделают?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые произойдут
в буду­щем времени,
после момен­та речи
нари­су­ет
нарисуют
нарисует
нарисуют

Упражнение

Определим вре­ме­на гла­го­лов в сле­ду­ю­щих предложениях.

Юля будет выре­зать елоч­ку из зеле­ной бумаги.

Тёмная туча надви­ну­лась на солнце.

Редкие сне­жин­ки мед­лен­но закру­жи­лись в воздухе.

После теп­ло­го дождя гри­бы в лесу будут рас­ти один за одним.

Презентация

что сделав какое время глагола. Смотреть фото что сделав какое время глагола. Смотреть картинку что сделав какое время глагола. Картинка про что сделав какое время глагола. Фото что сделав какое время глагола

Видеоурок

Источник

Времена глаголов

что сделав какое время глагола. Смотреть фото что сделав какое время глагола. Смотреть картинку что сделав какое время глагола. Картинка про что сделав какое время глагола. Фото что сделав какое время глагола

Определение глагола

Сначала вспомним, что такое глагол.

Глагол — самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делают?», «что будет делать?».

что будет делать? сидеть.

У глагола есть набор грамматических признаков, характерный только для этой части речи:

Постоянные признаки глагола:

Непостоянные признаки глагола:

В этой статье мы поговорим об одном из непостоянных грамматических признаков глагола — времени. А если хотите повторить материал о других признаках глаголов, то загляните в другие наши статьи.

Что такое времена глаголов

На самом деле глагол не только обозначает действие предмета, но еще несет информацию, к какому времени относится это действие.

В русском языке у глаголов три времени:

Глагол в настоящем времени сообщает, что действие происходит в момент речи.

Глагол в будущем времени — признак того, что действие будет происходить после момента речи.

Прошедшее время глагола указывает на то, что действие уже произошло раньше, до момента речи.

От вида глагола напрямую зависит то, в каком времени можно представить глагол:

глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен (танцует — танцевала — будет танцевать, готовит — готовил — будет готовить),

глаголы совершенного вида имеют только формы прошедшего и будущего времени (станцевала — станцует, приготовил — приготовит).

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам, а в прошедшем — по числам и родам.

Чтобы разобраться, как отличать друг от друга времена глаголов, рассмотрим каждое из них на примерах.

Настоящее время

Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент и отвечает на вопрос «что делает?» — это глагол в форме настоящего времени.

Примеры глаголов в настоящем времени:

девушка (что делает?) танцует;

Глаголы совершенного вида (то есть те, которые отвечают на вопрос «что сделать?») в настоящем времени не употребляются. Например, у глагола станцевать есть только прошедшее (станцевала) и будущее (станцует) время.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам и имеют разный набор окончаний в зависимости от спряжения.

Окончания глаголов I спряжения в настоящем времени

я купаю

я пишу

ты купаешь

ты пишешь

он купает

она пишет

мы купаем

мы пишем

вы купаете

вы пишете

они купают

они пишут

Окончания глаголов II спряжения в настоящем времени

я сижу

я леплю

ты сидишь

ты лепишь

он сидит

она лепит

мы сидим

мы лепим

вы сидите

вы лепите

они сидят

они лепят

Будущее время

Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы «что сделает?», «что будет делать?». Эти действия будут реализованы после того момента, когда мы говорим о них, то есть в будущем.

Примеры глаголов в будущем времени:

девушка (что будет делать?) будет танцевать;

девушка (что сделает?) станцует;

Петя (что сделает?) сделает открытку;

мы (что будем делать?) будем готовить ужин.

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Будущее время глагола в русском языке бывает простое и сложное. И тут нам опять нужно вспомнить понятие вида глаголов.

Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида — те, что отвечают на вопрос «что сделать?». Примеры простого будущего времени:

отнести — ты отнесешь;

приделать — она приделает;

улететь — мы улетим;

отойти — вы отойдете;

ответить — они ответят.

Сложное будущее время на самом деле не такое уж сложное, а называется оно так потому, что сложено из двух слов: глагола быть в личной форме и инфинитива смыслового глагола. Примеры сложного будущего времени:

варить — я буду варить;

носить — ты будешь носить;

делать — она будет делать;

летать — мы будем летать;

ходить — вы будете ходить;

отвечать — они будут отвечать.

Прошедшее время

Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы «что сделал?», «что делал?». Эти действия уже свершились до того момента, когда мы говорим о них.

Примеры глаголов в прошедшем времени:

девушка (что сделала?) станцевала;

девушка (что делала?) танцевала;

папа (что сделал?) приготовил ужин;

папа (что делал?) готовил ужин;

яблоня (что сделала?) выросла в саду;

Полина (что делала?) сделала какао;

птенец (что делал?) скакал по веткам.

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Грамматический показатель прошедшего времени глагола в русском языке — суффикс -л-. Он встречается в большинстве глаголов, хотя есть и исключения. Например, глаголы с основами на -ереть- образуют форму прошедшего времени в мужском роде без этого суффикса: умереть — умер, запереть —запер. Но в формах женского и среднего рода суффикс на месте: умерла, заперла.

Некоторые глаголы образуют форму прошедшего времени не от той основы, от которой образован инфинитив. Например, прошедшее время глагола идти — шел, шла, шли. Это явление лингвисты называют супплетивизмом.

Таблица «Времена глаголов в русском языке»

Чтобы быстрее запомнить новый материал — используйте специальные таблички. Их можно распечатать и подглядывать, когда делаете домашку по русскому.

Источник

Времена глаголов в русском языке

Времена глаголов в русском языке

Время глагола — это непостоянный грамматический признак, выражающий отношение действия к моменту речи.

В русском языке выделяют три времени:

Этой категорией характеризуются только глаголы изъявительного наклонения.

Глаголы несовершенного вида имеют форму настоящего, прошедшего и будущего времени: бегаю, бегала, буду бегать.

Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени: покрасил, покрашу.

Что это такое и как определить

Чтобы определить время глагола, нужно:

установить, находится ли глагол в изъявительном наклонении;

выяснить, как относится действие, которое выражается глаголом, к моменту разговора: оно происходит сейчас, состоялось до разговора о нем или состоится после.

Для этого надо задать соответствующий вопрос:

настоящее время: что делаю? / делаешь? / делает? и т. д.;

прошедшее время: что делал?/ сделал? / делали? / сделала? и т. д.;

будущее время: что будешь / будет / будут делать?/ что сделают? и т.д.

В каком времени может употребляться глагол

Настоящее время глагола

Настоящее время — это непостоянный грамматический признак глагола несовершенного вида, который обозначает, что действие происходит в момент речи или постоянно повторяется.

Я пою.

Сейчас ребенок спит.

После лета всегда приходит осень.

Ночь сменяется днём.

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).

Написание личных окончаний таких глаголов зависит от их принадлежности к I или II спряжению.

1 лицо: я еду (ед. ч.) — мы едем (множ. ч.);

2 лицо: ты едешь — вы едете;

3 лицо: он/ она едет — они едут.

1 лицо: я хожу (ед. ч.) — мы ходим (множ. ч.);

2 лицо: ты ходишь — вы ходите;

3 лицо: он / она ходит — они ходят.

Прошедшее время глагола

Прошедшее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие совершалось ранее или уже совершилось.

Она написала книгу.

Глаголы в прошедшем времени:

изменяются по родам и числам;

не имеют категории лица:

Я / ты / она вязала шарф.

Я / ты / он выбросил мусор.

Мы / вы / они пели песни.

Прошедшее время образуется:

Будущее время глагола

Будущее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие произойдет в будущем, после разговора о нем.

Глаголы имеют простую или сложную форму буд. времени в зависимости от их вида:

глаг. несовершенного вида образуют сложную форму буд. времени: спрягаемый глагол «быть» + смысловой глагол в начальной форме; веселиться — я буду веселиться; скучать — ты будешь скучать;

Глаголы несовершенного и совершенного вида будущего врем. изменяются по лицам и числам.

1 лицо: буду лежать — будем лежать;

2 лицо: будешь лежать — будете лежать;

3 лицо: будет лежать — будут лежать.

1 лицо: посмотрю — посмотрим;

2 лицо: посмотришь — посмотрите;

3 лицо: посмотрит — посмотрят.

Таблица с примерами

Что делаю /делаешь / делает?

Что делаем / делаете / делают?

1 лицо: я пишу (ед. ч.) — мы пишем (множ. ч.)

2 лицо: ты пишешь — вы пишете

3 лицо: он/ она пишет — они пишут

1 л.: я стою (ед. ч.) — мы стоим (множ. ч.)

2 л.: ты стоишь — вы стоите

3 л.: он / она стоит — они стоят

Что делал / делала / делало / делали?

Что сделал / сделала / сделало / сделали?

Я / ты / он выбросил

Что буду / будешь / будет делать?

Что будем / будете / будут делать?

Что сделаю / сделаешь / сделает?

Что сделаем / сделаете / сделают?

1 л. буду рисовать — будем рисовать

2 л. будешь рисовать — будете рисовать

3 л. будет рисовать — будут рисовать

Источник

Что сделав какое время глагола

Глагол – это часть речи, которая обозначает ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТА и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?
В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.
В словарях глаголы даны в неопределенной форме.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы – ТЬ и –ТИ: спрашивать – спросить; приносить – принести; расти – вырасти.
Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.

Вид глаголов
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действия в течении, ещё не совершенное, и отвечают на вопрос что делать?: писать, читать, рассказывать.
Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершенно, и отвечают на вопрос что сделать?: написать, прочитать, рассказать.

Спряжение глаголов
Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Лицо и число глагола определяются по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: Вы пойдёте – 2-е лицо, единственное число, я –читаю – 1-е лицо, единственное число.
Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударных и безударные окончания одинаковые.

Личные окончания глаголов I спряжения

ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн.чЕд. ч.Мн.ч
1-е-у(-ю)-ем (-ём)Иду, узнаюИдём, узнаём
2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)Идёшь, узнаёшьИдёте, узнаёте
3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)Идёт, узнаётИдут, узнают

Личные окончания глаголов II спряжения

ЛицоОкончанияПримеры
Ед. ч.Мн.чЕд. ч.Мн.ч
1-е-у(-ю)-имГорю, научуГорим, научим
2-е-ишь-итеГоришь, научишьГорите, научите
3-е-ит-ат (-ят)Горит, научитГорят, научат

Спряжение глагола с ударным окончанием определяют по окончанию.
Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по неопределённой форме.

Особенности спряжения глаголов будущего времени

ЧислоЛицоПри употреблении одного глаголаПри употреблении двух глаголов
Единственное1-е(Что сделаю?) Помогу, наклеюЕдинственное 1-е (Что сделаю?) Помогу, наклею (Что буду делать?) Буду помогать, буду клеить
2-е(Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить(Что сделаешь?) Поможешь, наклеишь (Что будешь делать?) Будешь помогать, будешь клеить
3-е(Что сделает?) Поможет, наклеит(Что будет делать?) Будет помогать, будет клеить
Множественное1-е(Что сделаем?) Поможем, наклеим(Что будем делать?) Будем помогать, будем клеить
2-е(Что сделаете?) Поможете, наклеите(Что будете делать?)Будете помогать, будете клеить
3-е(Что сделают?) Помогут, наклеят(Что будут делать?) Будут помогать, будут клеить

Если в будущем времени употребляют два глагола, то при спряжении изменяется только окончание глагола буду.

Разноспрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые спрягаются то по I, то по II спряжению: хотеть (хочешь, хочет – по I спряжению; хотим, хотите, хотят – по II спряжению).

Правописание глаголов в прошедшем времени
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом – Л пишется та же гласная, что и перед суффиксом – ТЬ в неопределённой форме: строить – строил.

НЕ с глаголами
Частица НЕ придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не видит, не строить.
Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без НЕ: негодовать, недоумевал, нездоровится.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.

4 класс. Морфологический разбор (образец):

1. Цветёт – глагол (что делает?), обозначает действие.

2. Н.ф. – цвести; пост.: несов.в., I спр.; непост.: в ед.ч., в наст.вр., в 3-м л.

Проверь себя, выполнив тест.

1. Что обозначает глагол?

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает глагол?

2) Какой? какая? какое? какие?

3) Что делает? что сделал? что будет делать?

3. Каким членом предложения выступает глагол?

2) Второстепенным членом.

4. Изменяется ли глагол по числам?

5. Сколько временных форм имеют глаголы?

6. Если глагол отвечает на вопрос что делает? что делают?, то он в форме.

1) прошедшего времени;

2) настоящего времени;

3) будущего времени.

7. На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?

1) Что делает? что делают?

2) Что сделает? что будет делать?

3) Что делал? что делали?

8. Выбери глаголы будущего времени.

1) пробежала 3) прилетит 5) запищат

2) воркует 4) напишу 6) сфотографирует

9. Один ученик считает, что глаголы расправили, выполз, проснулась, пригрело, имеют форму прошедшего времени. Другой ученик говорит, что это глаголы будущего времени. А ты как думаешь, в форме какого времени эти глаголы?

1) Прошедшего времени.

2) Будущего времени.

3) Настоящего времени.

10. Как изменяются глаголы прошедшего времени?

11. Определи род глаголов: подходила, опустела, наполнилась.

13. Нулевое окончание у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме.

14. Выбери глаголы среднего рода.

1) смешался 4) впряглись 7) выглянуло

2) подтаяла 5) скрипит 8) заговорила

3) осветило 6) приблизилось 9) вздрогнул

Если вы сделали больше 3 ошибок, следует повторить материал ещё раз!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *