что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Духовная жизнь и духовная культура общества

Важность духовной культуры

Духовная жизнь общества выступает важной стороной его функционирования и развития. Если она наполнена богатым содержанием, то жизнь людей протекает в условиях благоприятной духовной атмосферы и хорошего морально-психологического климата. Но иногда духовная жизнь общества бывает бедной и маловыразительной, а иногда в обществе и вовсе царит бездуховность.

Последнее является серьезной проблемой, на которую обращают внимание многие исследователи, писатели и другие представители духовной культуры.

Через содержание духовной жизни общества можно судить о степени проявления его подлинно человеческой сущности. Это объясняется тем, что только человеку свойственна духовность: именно она выделяет и возвышает человеческую расу над остальным миром.

Элементы духовной жизни общества

Духовную жизнь общества справедливо можно назвать сложным явлением. Она не ограничивается тем или иными проявлениями людского сознания, мыслей и чувств человека, но при этом сознание есть стержень духовной жизни отдельного человека и общества в целом.

Среди основных элементов духовной жизни общества выделяют:

В основе духовной жизни общества лежит духовная деятельность. Допустимо ее рассматривать в качестве деятельности сознания, в результате которой у людей появляются различные мысли и чувства, формируются их образы и представления о социальных и природных явлениях. В процессе этой деятельности у людей складываются те или иные взгляды на окружающий мир, научные идеи и теории, эстетические, моральные и религиозные воззрения, которые находят свое воплощение в нормах поведения и моральных принципах, творениях народного и профессионального искусства, религиозных ритуалах, обрядах и пр.

Все это выражается в соответствующих духовных ценностях, в качестве которых выступают различные взгляды людей, научные идеи, теории и гипотезы, художественные произведения, религиозное и моральное сознание, и, наконец, само по себе духовное общение людей и складывающийся при этом морально-психологический климат, например, в семье, в коллективе, в межнациональном общении и в целом в обществе.

В качестве особого вида духовной деятельности выступает распространение духовных ценностей, чтобы как можно больше количество людей могли их усвоить. Это играет определяющую роль в повышении грамотности общества и его духовной культуры.

Особое значение при этом имеют многие учреждения науки и культуры, а также деятельность по образованию и воспитанию, и неважно, осуществляется она в школе, институте, семье или же в трудовом коллективе на производстве и т.п. В результате такой деятельности формируется духовный мир многих людей, и, следовательно, происходит обогащение духовной жизни всего общества.

В качестве основных побудительных сил духовной деятельности выступают духовные потребности. Они представляют собой внутренние побуждения личности к духовному творчеству, созданию духовных ценностей и их потреблению, а также к духовному общению.

Основной характеристикой духовных потребностей можно назвать объективность по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью жизненных обстоятельств и выражают объективную необходимость для человека осваивать с духовной позиции окружающий его природный и социальный мир.

Однако духовные потребности субъективны по форме, поскольку они предстают как проявления внутреннего мира человека, а также индивидуального и общественного сознания и самосознания.

Духовные потребности имеют различную социальную направленность, которая определяется характером существующих отношений в обществе, в том числе нравственных, религиозных, эстетических и др., уровнем духовной культуры людей, пониманием ими смысла своей жизни, их социальными идеалами. Совмещенные с волей людей духовные потребности являются мощной побудительной силой социальной активности общества во всех сферах жизнедеятельности.

Существенная часть духовной жизни общества заключена в духовном потреблении. Имеется в виду потребление духовных благ, или духовных ценностей, как говорилось выше. Духовное потребление нацелено на удовлетворение духовных потребностей.

Предметы духовного потребления, среди которых есть произведения искусства, религиозные, моральные ценности и пр., формируют соответствующие потребности. Таким образом, разнообразие явлений и предметов духовной культуры общества обуславливает формирование разнообразных духовных потребностей личности.

В некоторой степени духовное потребление может быть стихийным, т.е. никем не направляемым, и человек по своему усмотрению выбирает себе духовные ценности. Также самостоятельно он к ним приобщается, хотя данный процесс все равно происходит под влиянием определенного уклада жизни того или иного общества.

Духовное потребление можно навязать. В современном мире это делает реклама, средства массовой культуры и т.д. Они манипулируют сознанием общества, что приводит к определенному усреднению вкусов и стандартизации потребностей многих людей.

Однако не всякое сознательное формирование духовных потребностей связано с манипулированием личностным и групповым сознанием. В подлинных духовных ценностях: художественных, нравственных, познавательных и др. – этот процесс вполне целесообразен, поскольку он является целенаправленным созиданием и обогащением духовного мира общества.

Сегодня остро стоит задача повышения уровня культуры духовного потребления. Для этого необходимо воспитывать потребителя через приобщение к истинной духовной культуре. В этих целях следует обогащать и развивать духовную культуру общества, обеспечивать ее доступность, делать интересной для каждого.

Духовные отношения опосредуют производство и потребление духовных ценностей. Они являются, по сути, отношением человека непосредственно к определенным духовным ценностям (отвержение или одобрение), а также его отношением к другим людям, с точки зрения их взаимодействия с этими ценностями – производство, распространение, потребление, защита.

Любая духовная деятельность опосредуется духовными отношениями. Основываясь на этом постулате, можно выделить следующие виды духовных отношений

Духовные отношения – это, прежде всего, отношения чувств и интеллекта человека к определенным духовным ценностям и, в конечном счете, – ко всей действительности. Ими от начала до конца пронизана духовная жизнь общества

Проявлением духовных отношений, установившихся в обществе, является повседневное межличностное общение людей, в том числе семейное, производственное, межнациональное и т.п. Иными словами они создают эмоционально-психологический и интеллектуальный фон межличностного общения и во многом обусловливают его содержание.

Источник

Духовная сфера: понятие, примеры, структура, функции

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

С точки зрения социологии, человеческое общество – это сложная система, включающая четыре подсистемы: экономическую, политическую, социальную и духовную. Все эти подсистемы, называемые также сферами жизни общества, связаны между собой и в то же время достаточно разграничены, чтобы можно было однозначно определить, к какой из них относится то или иное явление. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой духовная сфера, как она устроена, какие функции выполняет и какое значение имеет.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Все подсистемы общества взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поэтому духовная сфера может успешно развиваться лишь при условии, что в экономической, политической и социальной сферах всё благополучно.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству. А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения).

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Заключение

Духовная сфера объединяет в себе моральные, этические, эстетические, религиозные, культурные и прочие нематериальные аспекты жизни общества. Основная её функция заключается в том, чтобы обеспечить моральное, нравственное и интеллектуальное развитие личности, предоставив ей максимум возможностей для улучшения собственной жизни и жизни окружающих. Данная функция работает как в отношении отдельно взятой личности, так и в масштабе всего общества и даже всего человечества.

Источник

Что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Подробное решение параграф § 10 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовная культура? Какие компоненты она включает?

Духовная культура – это сфера производства и потребления духовных ценностей. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума.

2. Какие ценности включает духовная культура современного общества? Раскройте содержание понятия «социальный институт культуры».

3. Какие особенности характеризуют различные типы культуры?

Культурологи выделяют различные типы культуры: народную, массовую, элитарную.

Так, для культуры народной характерно, что её произведения, как правило, не имеют автора, анонимны. Разумеется, авторы были у любого культурного творения. Но со временем авторство забывается, а сами произведения народной культуры живут, видоизменяются, трансформируются. Народная культура включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы, прикладное искусство.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

4. Что такое субкультура? Приведите конкретный пример.

Субкультура – система норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от большинства общества; подсистема доминирующей культуры, характеризующая образ жизни и ценности некоторых социальных групп. К субкультурам современности можем отнести – молодёжную субкультуру (эмо, готы), субкультуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств, профессиональную субкультуру, криминальную субкультуру.

5. Как различные культуры взаимодействуют в современном обществе?

1. Докажите или опровергните суждение о том, что уже в первобытном обществе существовала богатая духовная культура.

В первобытном обществе действительно была духовная культура, но не богатая, а более примитивная, т.к. в первобытном обществе существовали традиции, религия, законы и т.д., которые зафиксированы в материальных источниках, найденных во время археологических раскопок.

2. Опишите типичную картину мира (на выбор) жителя древних Афин, средневекового человека, опираясь на мировоззренческие ценности, присущие обществу соответствующей эпохи.

Немного иная была картина мира средневекового человека. Сама категория земной жизни носило оценочный характер и противостояла жизни небесной. В связи с этим земля как географическое понятие одновременно воспринималась как место земной жизни и входило в оппозицию «земля-небо», поэтому носило религиозно-моральный характер. Эти же представления переносились на географические понятия вообще: одни земли воспринимались как праведные, другие как грешные, а перемещение в географическом пространстве становится передвижением по вертикальной шкале религиозно-нравственных ценностей, в котором верхняя ступень находится на небе, а нижняя в аду (например, эта особенность определила композицию «Божественной комедии» Данте).

Вселенная представляла собой систему концентрических сфер. Так, например, согласно «Светильнику» Гонория Августодунского небо разделялось на три части: телесное небо, которое мы видим; духовное небо, где обитают духовные ангелы, и интеллектуальное небо, где блаженные созерцают лик Святой Троицы.

Средневековое время, прежде всего, было религиозным и церковным временем. Религиозным, т. к. год представлялся как год литургический, который воспринимался как последовательность событий из истории Христа. Он разворачивался от Рождества до Троицы и был наполнен событиями из жизни святых. Церковным оно было и потому, что только духовенство могло его измерять колокольным звоном, и было его «хозяином».

3. Культурологи формулируют несколько закономерностей развития культуры. Среди них закон преемственности в развитии культуры. Как бы вы определили сущность этой закономерности? Приведите примеры проявления этой закономерности.

Закон преемственности в развитии культуры является важнейшим в содержании формирующейся науки культурологии. Там, где нет преемственности в развитии культуры, там нет и самой культуры, потому что в этом случае каждое новое поколение должно было бы всякий раз начинать изобретать каменные орудия и язык; колесо и жилище; искусство и науку и т.д.

Каждая новая ступень в развитии человечества с необходимостью наследует культурные достижения предыдущих эпох, включая их в новую систему общественных отношений.

Закон преемственности культуры можно рассмотреть на таком примере как празднование Нового года или Рождества. На протяжении многих лет этим праздникам люди уделяют огромное внимание.

4. Используя схему «Функции культуры», подготовьте развёрнутый ответ, раскрывающий функции духовной культуры.

Познавательная: Целостное представление о народе, стране, эпохе

Оценочная: Отбор ценностей, обогащение традиций

Регулятивная (нормативная): Система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности

Информативная: Обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений

Коммуникативная: Способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности

Социализация: Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремлению к самосовершенствованию

Среди социальных институтов, которые существуют для удовлетворения таких жизненных потребностей общества, как добывание новых знаний и передача их следующим поколениям, решение духовных вопросов, можно выделить подгруппу культурных институтов.

К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвёртую власть», по существу, их понимают не только как компонент политической сферы, но и как культурный институт, поскольку с их помощью формируются определённые нравственные и эстетические нормы, связанные с политической деятельностью. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте.

Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения. Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей).

Источник

Как определяется понятие «духовная жизнь общества» в обществознании?

Содержание:

Духовная жизнь — это обществознание, социология, религия и в некоторой степени философия. Она объединяет в себе множество сфер общественной жизни людей и обладает тремя характерными особенностями:

Что такое духовная жизнь общества

Духовный уровень жизни – это отдельный мир, который является незаменимой частью жизни в социуме. Он основан на распределении и производстве ценности, которая способна удовлетворить потребность индивида. Общество нуждается в духовном спокойствии, понимании. Каждый находит его в своей сфере.

Понятие духовной жизни общества описывает действия человека, который стремится потреблять и производить духовные ценности. Этот термин не используется для описания благ материального характера. Бытие основывается на совокупном опыте людей, их духовной и познавательной деятельности и ее итогах.

Самое большое значение для духовной жизни социума играет культурная сфера. Она является основой культуры. Мировоззрение и духовность формируются под влиянием:

Религия также считается значимой основой духовности социума. В целом все материальные, духовные успехи и достижения людей формируют его культурный уровень. Они определяют общественную деятельность индивидов. Исторические факторы и развитие также сказались на культурной среде. Как связана культура и духовная жизнь людей:

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Что значит духовная жизнь личности

Духовная жизнь личности – это направление социальной деятельности индивидов, задачей которого является создавать, изучать, распространять и хранить культурные ценности социума. Она состоит из следующих элементов:

Класс духовных ценностей говорит о внутреннем мире людей, их нравственности и интеллекте. Формирование духовной жизни связано с практической деятельностью индивида. Она отражает окружающий мир, помогает взаимодействовать с ним. Существует два типа действий индивидов, через которые проявляется духовность:

Источник

Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, в полном объеме дан материал курса «Обществознание», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. В справочнике представлены следующие разделы курса: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Краткая и наглядная – в виде схем и таблиц – форма изложения обеспечивает максимальную эффективность подготовки к экзамену. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут объективно оценить уровень знаний.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Раздел 2. Духовная жизнь общества

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.

Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры, знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Первоначально во взаимодействии инновации и ____________(1) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени ______________(2). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и ______________(3), в формулы житейской ____________(4), практического ____________(5), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщенный художественный _____________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Тема 3. Средства массовой информации

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).

Средства массовой информации представляют собой:

• Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.

• Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.

Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

B3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных.

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Тема 4. Искусство, его формы, основные направления

Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:

биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;

игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;

магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;

трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусствопрактическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусствачеловек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.

Форма бытия искусствахудожественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.

Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.

Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.

Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

C8. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).

«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).

Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен(на) знать, чтобы раскрыть ее?);

— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен(на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен(на)? Или согласен(на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

— содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;

— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен(на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен(на), и то, что кажется мне спорным».

• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Наукаформа духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.

Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Тема 6. Социальная и личностная значимость образования

Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образованияприобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Смотреть картинку что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Картинка про что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя. Фото что такое духовная жизнь общества какие компоненты она включает в себя

B4. Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) сокращение продолжительности образования

2) гуманизация образования

3) усиление сословного характера образования

4) гуманитаризация образования

5) отказ от преподавания общественных наук

6) создание единой системы образования для разных стран

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *