что такое оттепель в области духовной жизни какие культурные явления могли на ваш взгляд появиться
Свобода слова и мышления
Многие историки, давая характеристику деятельности Хрущева, считают эти годы лучшими в истории России. С1953-го по 1964-й годы изменились многие стороны жизни советских людей. Это было удивительное время относительной свободы в стране. Начался плодотворный период, и происходил подъем не только благосостояния населения, но и улучшение в духовной сфере. К этому времени Советский Союз уже победил разруху, которую принесла Вторая мировая война. Преобразования в стране вышли на новый уровень.
В творчестве, культуре, искусстве, науке, образовании и общественной жизни появились новые возможности, правда, все ещё действовала определенная цензура. Существовала некоторая граница дозволенности, переходить которую не разрешалось: существовал риск, что гнев партийного руководства мог обрушиться при нарушении некоторых стандартов. Это основное противоречие той эпохи. О подробностях и новых веяниях «оттепели» в духовной жизни и политике можно рассказать немного подробнее.
Во время правления Никиты Сергеевича Хрущева начались перемены, которые затронули духовную и культурную жизнь в СССР. В журнале «Новый мир» вышла повесть, написанная И. Г. Эренбургом «Оттепель». Отсюда пошло название хрущевского периода.
Политическая жизнь страны при Сталине сравнивается с зимой, а при Хрущеве наступила «оттепель».
Политическая сторона вопроса
После смерти Сталина в советской стране началась борьба за власть. В течение непродолжительного времени страной руководил Георгий Маленков (1953−1955 годы). Какое-то время Сталин еще считался великим лидером. Но в 1955 году на пост первого секретаря ЦК КПСС был назначен Никита Сергеевич Хрущёв. Был введён термин десталинизация. Это нужно было для формирования личной власти Н. Хрущева. Итогом стало формирование системы взглядов, дававших гарантию элите на сохранение своих должностей. Многие политические деятели встали на сторону Хрущева.
Доклад Никиты Сергеевича носил секретный характер, но вскоре он распространился по странам Восточного блока, затем текст был опубликован в США и почти сразу же официальная версия была обнародована в российских средствах массовой информации. С этой «секретной речи» началось проявление свободы, затронувшее многие стороны жизни народа.
Некоторые особенности и недостатки преобразований в политической жизни страны кратко описаны в таблице:
Изменения в искусстве и культуре
Оттепель проявилась в искусстве и культуре: стала заметна демократизация, одно из проявлений которой заключалось в разрешении различных стилей. Теперь музыканты, художники, поэты и другие люди искусства могли создавать произведения разного стиля, например, была разрешена новая музыкальная форма джаз. Некоторые авторы писали стихи и прозу о политике. Популярный сатирический киножурнал «Фитиль» критиковал недостатки политической системы советского государства.
Были сняты художественные фильмы, в которых показывалась неэффективность местного чиновничества и отдельных руководителей. В качестве примера можно привести фильмы «Карнавальная ночь» и «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещён». Но всё же оставался определенный порог, который нельзя было переступать. Нарушившие это вето авторы и создатели попадали в опалу.
Во времена «оттепели» начали расширяться контакты с западными странами. У советских людей появилась возможность съездить за границу. Поначалу это касалось деятелей культуры, искусства, спортсменов. Советские атлеты успешно выступали на различных соревнованиях. Неплохо выступила сборная на Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. В другие страны начали ездить обычные люди.
В 1957 году в Москве состоялся 6 Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Международные конкурсы, фестивали и другие крупные события стали доступны для проведения в СССР.
В музыкальном конкурсе имени Чайковского (1958 год) победил американский пианист Ван Клиберн. Ведущие режиссеры мечтали, чтобы их пригласили на Московский международный кинофестиваль, который состоялся в 1959 году.
Оттепель в литературном поприще
В этот период в СССР началась публикация стихов Есенина, Ахматовой, возродились произведения Зощенко. В изданиях журнала «Новый мир» появились публикации, которые ранее были под запретом. Казалось, что наступила свобода слова. Но она была избирательной. Это наглядно видно на примере Бориса Пастернака. Роман «Доктор Живаго» в 1957 году был издан на западе. Основная тема — жизнь интеллигенции в Гражданскую войну. Автор получил Нобелевскую премию 1958 года в области литературы за это произведение.
Однако были и позитивные факты для советской литературы. Появилось много новых имен:
Реформы в просвещении и науке
Основным изменения в образовании стала отмена трудовых резервов, которые были созданы во время Великой Отечественной войны. Такая мера была направлена на то, чтобы дети могли начинать свою трудовую деятельность сразу же после окончания школы и приносить пользу для страны. По указанию Хрущева открылись профессионально-технические училища. В них подрастающее поколение овладевало азами профессии.
Кроме этого, в школе вводились новые дисциплины. Со второго класса дети изучали предмет «Труд». Начиная с седьмого класса для школьников велись уроки в мастерских, оборудованных простейшими станками, например, деревообрабатывающим или токарным. В девятом классе мальчики проходили практику по вождению машин, тракторов, обучались электротехнике и другим профессиям. Девочки могли изучать швейное дело, кулинарные азы и получать другие практические умения и знания.
Одной из приоритетных областей была наука. Начиная с послевоенного времени за 20 лет расходы на развитие научной деятельности увеличилось в 12 раз, что дало потрясающие результаты:
Можно сделать основной вывод о периоде хрущевского правления: духовная жизнь общества имела противоречивый характер. Была проведена критика «сталинского самодержавия» и открытие «железного занавеса», что вызвало оживление в общественной жизни людей, развитие культуры, искусства, науки.
Но в то же время партийные и государственные органы стремились главенствовать во всех сферах деятельности. Официальная идеология была направлена на поддержание главенствующих позиций коммунистической партии, действия руководящих органов ставили культуру на службу партийных интересов, поэтому цензура держала в определенных рамках некоторые явные проявления «антисоветчины».
«Оттепель» в духовной жизни
Урок 10. История Новейшего времени. 1945 – начало XXI века
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока ««Оттепель» в духовной жизни»
«Очень трудно в вечер жизни припомнить, понять её утро – меняется освещение, меняется и восприятие того, что видишь». Илья Эренбург.
После смерти Сталина происходили перемены не только в политической и экономической жизни общества. Изменения коснулись и культуры.
В ходе урока вы узнаете о литературе, музыке и кинематографе, науке и образовании, спортивных достижениях СССР.
Термин «оттепель» появился после выхода в 1954 году одноименной повести, автором которой стал Илья Григорьевич Эренбург. Критик Померанцев призывал писателей сделать объектом внимания человека, его повседневную жизнь. Эренбург в своей повести показал, как «оттаивают» человеческие сердца и отношения между людьми. «Оттепель» получила много критических отзывов, однако все признали её роль в пробуждении советского общества.
Но стоит помнить, что происходившие в культуре перемены были именно лёгкой «оттепелью», а не полноценной весной. Десталинизация, приоткрытие железного занавеса сопровождались попытками партийных органов использовать культуру в идеологических целях.
Рассмотрим, что происходило в литературе.
Появилось обновленческое направление. Для него было характерно обращение к внутреннему миру людей, их ежедневным заботам. Поднимались нерешённые проблемы страны.
В 1953 году в журнале «Новый мир» вышла статья Владимира Михайловича Померанцева под названием «Об искренности в литературе». Автор призывал писать честно, не обращая внимания на выражения лиц «высоких» читателей.
В последующих выпусках журнала появились статьи других авторов:
Валентин Овечкин, очерки «Районные будни», которые описывали экономическую и общественную жизнь советской глубинки.
Фёдор Абрамов писал о деревенской жизни. Несмотря на литературные премии, его часто обвиняли в сгущении красок.
Вера Панова, роман «Времена года», в котором писательница представила конфликт старого и молодого поколения.
Фёдор Панфёров, трилогия «Волга-матушка река», описывающая развитие сельского хозяйства после войны.
Авторы смело писали о том, как губительно сказалась сталинская эпоха на жизни простых людей Советского Союза.
Редактором журнала был Александр Трифонович Твардовский. Однако после отставки Хрущёва началась кампания против «Нового мира». Были сняты с должностей заместители Твардовского, а вместо них, пришли настроенные против редактора люди. В результате в 1970 году Твардовский ушёл из журнала.
Глава Союза писателей Александр Александрович Фадеев не принял «оттепели». Его подвергли критике, обвиняли в репрессиях против писателей в послевоенные годы. Фадеев застрелился, оставив письмо, в котором написал, что «искусство загублено невежественным руководством партии».
Широкую известность получило «Дело Пастернака», началось оно после выхода романа «Доктор Живаго». В СССР он был отвергнут литераторами, которые отмечали неоднозначную оценку Октябрьской революции. Книга была опубликована в Италии, затем в Голландии и Великобритании. А в 1958 году Пастернаку присудили Нобелевскую премию. Сразу началась травля, его исключили из Союза писателей. Говорили о том, что автор стал орудием в ведении «холодной войны». В результате Пастернак был вынужден отказаться от премии.
Популярность получили произведения Даниила Гранина «Искатели», «Иду на грозу», посвящённые борьбе принципиальных талантливых учёных с бездарными карьеристами.
Юрий Герман написал трилогию «Дело, которому ты служишь». В ней описывалось формирование нового человека, полного высокой идейности.
Развитие получила «лейтенантская» проза. Писатели, прошедшие войну, рассказывали о своём опыте, цене, которой стоила Победа.
В период десталинизации появилась возможность поднять тему репрессий. Настоящим событием в литературе стал выход повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Это рассказ об одном дне из жизни лагерного заключённого.
Активными темпами развивалась наука и техника, и писатели сразу же на это отреагировали. Популярной стала научная фантастика. Среди самых известных авторов в этом жанре были братья Стругацкие.
Власти пытались воздействовать на советскую интеллигенцию. Хрущёв на встречах с литераторами часто давал оценку произведениям, которая приобретала значение официального мнения. К этому относились как к вмешательству в культуру.
Музыка, театр и кинематограф.
В 1958 году ЦК КПСС выпустил постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Их прежняя оценка была признана бездоказательной и безосновательной. Сняли обвинения с композиторов Хачатуряна, Шостаковича, Мурадэли и Прокофьева.
Успехов достиг кинематограф. Появились фильмы, рассказывающие о судьбе простого человека на войне: «Баллада о солдате», «Летят журавли», получивший в 1958 году главный приз «Каннского фестиваля».
Молодому поколению, поиску им своего пути в жизни посвящены фильмы «Я шагаю по Москве», «Девять дней одного года».
В этот период открылись такие известные театры как «Современник» и Театр драмы и комедии на Таганке. Здесь ставились спектакли, отражающие ответственность молодёжи за судьбу государства, её активную жизненную позицию.
Наука и образование.
Середина 20 века – это время научного прогресса. Проходила автоматизация производства, применялись электронные вычислительные машины, использовались новые виды энергии.
Была расширена сеть научно-исследовательских учреждений. В 1956 году открылся Объединённый институт ядерных исследований. Для развития науки на Дальнем Востоке в 1957 году организовали Сибирское отделение Академии наук СССР.
В Советском Союзе были достигнуты крупные успехи в науке. Здесь СССР имел первые показатели в мире.
В 1954 году в городе Обнинск заработала промышленная электростанция на атомной энергии. Её созданием руководили учёные Игорь Васильевич Курчатов, Николай Антонович Доллежаль, Дмитрий Иванович Блохинцев.
17 июня 1955 года взлетел турбореактивный самолёт ТУ-104.
4 октября 1957 года был запущен первый в мире искусственный спутник земли. С этого дня ведёт отсчёт космическая эра человечества. За три месяца полёта спутник совершил 1440 витков вокруг земли.
Группу учёных по запуску спутника возглавлял Сергей Павлович Королёв. Об этом событии знаменитый фантаст Рэй Брэдбери написал так: «В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я смотрел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк был будущим всего человечества».
Знаковым годом стал 1961. 12 апреля был совершён первый в истории полёт человека в космос. Ракета «Восток» с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту взлетела в 9 часов 7 минут утра с космодрома Байконур.
Первой в мире женщиной-космонавтом стала 26-летняя Валентина Терешкова.
Учёные из СССР становились лауреатами Нобелевской премии. Николай Геннадиевич Басов и Александр Михайлович Прохоров за вклад в изучение квантовой электроники. Нобелевскую премию по физике получили Лев Давидович Ландау, Павел Алексеевич Черенков, Илья Михайлович Франк, Игорь Евгеньевич Тамм. В области химии этой премии был удостоен Николай Николаевич Семёнов.
Столь быстрое развитие науки требовало обновления системы образования. При этом на предприятия были нужны и простые рабочие. Поэтому решили провести образовательную реформу.
В 1958 году вышел закон, по которому создавались восьмилетние политехнические школы. То есть школы, основанные на обучении технической базе и подготовке рабочих. После их окончания можно было поступить в профтехучилище или техникум.
Среднее образование можно было получить в школе рабочей молодёжи, техникуме или средней трёхгодичной трудовой общеобразовательной школе. В старших классах школ вводили производственную практику. Можно было освоить профессии повара, швеи, автослесаря. Таким образом, выпускники уже имели профессию по окончании школы.
Период «оттепели» запомнился спортивными победами СССР. В 1952 году в Хельсинки прошли Летние Олимпийские игры. Команде Советского Союза удалось завоевать 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей. Это была первая Олимпиада для советских спортсменов. Первую в истории СССР золотую олимпийскую медаль получила Нина Пономарёва, метательница диска.
Следующая Олимпиада прошла в 1956 году в Мельбурне. На ней в неофициальном медальном зачёте сборная СССР заняла первое место. Владимир Куц поставил рекорд в беге на длинную дистанцию.
Лучшими на летней Олимпиаде1960 года в Риме стали Пётр Болотников, взявший золото в беге, сестры Ирина и Тамара Пресс в лёгкой атлетике и метании диска, первым советским олимпийским чемпионом по велоспорту стал Виктор Капитонов, Лариса Латынина стала чемпионкой в гимнастике.
1960-е годы стали временем триумфа футбольного вратаря Льва Яшина, который вместе с советской командой выиграл олимпийские игры 1956 года.
Все эти победы вызвали огромный интерес к спорту, который успешно развивался. Чтобы поощрить этот интерес, правительство выделяло средства для строительства стадионов, дворцов спорта, открывались детские спортивнее школы и кружки. Все это послужило основой для будущих побед советских спортсменов.
Таким образом, вы видите, что «оттепель» способствовала культурному и спортивному развитию СССР. Правительство было заинтересовано в рабочих, которых готовили со школьной скамьи.
Давайте подведём итоги.
Термин «оттепель» ввёл в обиход писатель Илья Эренбург.
В литературе появилось обновленческое направление.
Были сняты обвинения с композиторов Шостаковича, Мурадэли, Прокофьева, Хачатуряна.
Середина 20 века – время научного прогресса СССР.
Создавались политехнические школы.
Больших успехов достигли советские спортсмены.
Что такое оттепель в области духовной жизни какие культурные явления могли на ваш взгляд появиться
Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьёзными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Г. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с её полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «лёгкий морозец».
На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Ещё до XX съезда КПСС появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны. Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В. М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.
В журнале «Новый мир» появились статьи В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф. Абрамова, ставшие широко известными произведения И. Эренбурга («Оттепель»), В. Пановой («Времена года»), Ф. Панфёрова («Волга-матушка река») и др. Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране. Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом.
Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.
Попытки главы Союза писателей А. А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин («Искатели»), Е. Дорош («Деревенский дневник»).
Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику. Романы и повести И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, братьев А. Н. и Б. Н. Стругацких и др. приоткрывали для читателя завесу будущего, позволяли обратиться к внутреннему миру учёного, человека.
Власть искала новые приёмы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Хрущёва, выступавшего на этих встречах с многословными речами, приобретали характер официальных оценок. Бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и у интеллигенции в целом, но и у самых широких слоёв населения.
В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Мурадели, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. В то же время призывы интеллигенции отменить и другие постановления 1940-х гг. по идеологическим вопросам отвергались. Подтверждалось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение».
Политика «оттепели» в духовной жизни, таким образом, имела вполне определённые границы.
Документ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ Н. С. ХРУЩЁВА ПЕРЕД ДЕЯТЕЛЯМИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
Вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора самотёка, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывёт по воле волн и каждый может своевольничать, вести себя как ему заблагорассудится. Нет. Партия проводила и будет твёрдо проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний.
Какие границы творческой свободы устанавливались Хрущёвым? Насколько определёнными они были? Выскажите своё понимание того, что Хрущёв называл «идейными шатаниями».
Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещённого романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. Б. Пастернак был исключён из Союза писателей. Он вынужден был отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны.
Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор», поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.
Тем не менее в те годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Ю. Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо» Г. Чухрая), картин, получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму, обращению к внутреннему миру и повседневной жизни человека.
Развитие науки
Партийные директивы, ориентировавшие на развитие научно-технического прогресса, стимулировали развитие отечественной науки. В 1956 г. открыли Международный исследовательский центр в Дубне (Объединённый институт ядерных исследований). В 1957 г. было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР с широкой сетью институтов и лабораторий. Создавались и другие научные центры. Только в системе Академии наук СССР за 1956—1958 гг. было организовано 48 новых НИИ. Расширилась и их география (Урал, Кольский полуостров, Карелия, Якутия). К 1959 г. в стране имелось около 3200 научных учреждений. Численность научных работников страны приближалась к 300 тысячам.
Таким образом, научно-технические достижения «хрущёвской эпохи» закладывали основу для достижения в перспективе военно-стратегического паритета с США.
Советский спорт
Годы «оттепели» были ознаменованы триумфальными победами советских спортсменов. Уже первое участие советских легкоатлетов в Олимпиаде в Хельсинки (1952) было отмечено 22 золотыми, 30 серебряными и 19 бронзовыми медалями. В неофициальном командном зачёте команда СССР набрала одинаковое количество очков с командой США. Первым золотым призёром Олимпиады стала метательница диска Н. Ромашкова (Пономарёва). Лучшим спортсменом Олимпиады в Мельбурне (1956) был назван советский бегун В. Куц, ставший двукратным чемпионом в беге на 5 и 10 км. Золотыми медалями Олимпиады в Риме (1960) были награждены П. Болотников (бег), сёстры Т. и И. Пресс (метание диска, бег с барьерами), В. Капитонов (велоспорт), Б. Шахлин и Л. Латынина (гимнастика), Ю. Власов (тяжёлая атлетика), В. Иванов (академическая гребля) и др. Блестящих результатов и мировой известности добились на Олимпиаде в Токио (1964): в прыжках в высоту В. Бру- мель, тяжелоатлет Л. Жаботинский, гимнастка Л. Латынина и др. Это были годы триумфа великого советского футболиста-вратаря Л. Яшина, сыгравшего за спортивную карьеру более 800 матчей (в том числе 207 — без пропущенных голов) и ставшего серебряным призёром Кубка Европы (1964) и чемпионом Олимпийских игр (1956).
Успехи советских спортсменов вызвали небывалую популярность соревнований, чем создавали важную предпосылку для развития массового спорта. Поощряя эти настроения, руководство страны обратило внимание на строительство стадионов и дворцов спорта, массовое открытие спортивных секций и детско-юношеских спортивных школ. Это закладывало хорошую основу для будущих мировых побед советских спортсменов.
Развитие образования
По мере построения основ индустриального общества в СССР сложившаяся в 30-е гг. система образования нуждалась в обновлении. Она должна была соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере.
Однако это входило в противоречие с официальным курсом на продолжение экстенсивного развития экономики, который требовал ежегодно новых рабочих для освоения строящихся предприятий.
Для решения этой проблемы во многом и была задумана реформа образования. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.