что за озеро спросил я с удивлением какие знаки

Литература

Тесты по русскому языку

Какое предложение соответствует схеме? (Сокращения: А — слова автора; П — прямая речь.)

1. Наташа вышла на террасу и заявила А мамы и Зины нет дома (Н. Гарин-Михайловский).

2. Что же вы молчите сказал ему учитель Говорите урок (А. Погорельский).

Какое предложение соответствует схеме?

1. Клянусь тебе воскликнула принцесса что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь (Н. Телешов).

2. А пока положительно дышать нечем ответил Корпев, присаживаясь около нее (Н. Гарин-Михайловский).

Какое предложение соответствует схеме?

1. Подите в спальню сказал он и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок (А. Погорельский).

2. Стой крикнул Пушкин (Ю. Нагибин).

Какое предложение соответствует схеме?

1. О чем ты грустишь моя милая дочь спрашивал король (Н. Телешов).

2. Очень хорошо отвечал министр Я думаю, что лошади уже оседланы (А. Погорельский).

Какой знак нужно поставить в конце прямой речи?

1. Что за озеро спросил я с удивлением (А. К. Толстой).

2. Вы обещали взять меня с собою на охоту сказал Алеша (А. Погорельский).

3. Грустная правда вскричал король (Н. Телешов).

Б. Восклицательный знак — тире.

В. Вопросительный знак — тире.

1146 — 1
1147 — 2
1148 — 1
1149 — 2
1150 — 1B, 2A, 3Б

Источник

Литература

Тесты по русскому языку

Когда после продолжительной езды мы увидели вдали свои кибитки, то вместе с ними нам представилось необыкновенное и великолепное зрелище. Вместо степи, сожженной солнцем, у подножия синего утеса расстилалось прекрасное озеро, отражавшее, как светлое зеркало, и утес, и расположенные близ него кибитки.

«Что за озеро? — спросил я с удивлением. — Это не наши кибитки?»

«Наши! — отвечали, смеясь, казаки. — Это не озеро, а марево».

Несмотря на это объяснение, я не мог поверить, что вижу не что иное, как призрак; и мне казалось, что я различаю все оттенки воды и отраженных в ней облаков. Я поскакал прямо к кибиткам. Но по мере того, как к ним приближался, вода делалась все более и более прозрачною, превращалась в струящийся пар и наконец совсем исчезла. (А. К. Толстой.)

1. Выпишите из текста предложения с прямой речью.

2. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

3. Объясните написание выделенных слов.

Дельвиг рассмеялся и вышел одеться. Вот таким он особенно любил Пушкина: веселого, даже ребячливого, ласкового.

Извозчик глядел совершеннейшим разбойником. Пушкин ловко оседлал узкое сиденье, а Дельвиг пристроился поперек, тесно прижавшись к спине друга.

«Стой!» — крикнул Пушкин. Возница натянул драные вожжи. На скамейке перед бревенчатой избушкой, уронив пшеничную копну волос на мандолину, парень пел как будто для себя самого, забыв обо всем на свете. И с чувством доиграл аккомпанемент.

Пушкин соскочил с линейки, подошел к парню и спросил: «Слушай, малый, какую песню ты пел?» Тот поднял голову. «Известно какую, сударь, нашу, русскую», — сказал, улыбаясь свежим губастым ртом. «Сочинил ее кто?» — «Уж, верно, не я! — играя синими неробкими глазами, сказал парень. — Завсегда была!»

«Ладно тебе, «завсегда»! — рассмеялся Пушкин. — А слова чьи?» — «Да ничьи. Люди сложили».

Пушкин кивнул парню и вернулся к линейке. «И ты еще жалуешься, барон!» — сказал с насмешливой укоризной. (Ю. Нагибин.)

1. Объясните знаки препинания при диалоге.

2. Произведите морфологический разбор слова извозчик. Объясните его написание.

Возвратившись в комнаты после прогулки, Алеша в большой зале нашел накрытый стол, на котором расставлены были разного рода конфеты, пироги, паштеты и фрукты. Блюда все были из чистого золота, а бутылки и стаканы выточены из цельных брильянтов, яхонтов и изумрудов.

«Кушай что угодно, — сказал министр, — с собою же брать ничего не позволяется».

Алеша в тот день очень хорошо поужинал, и потому ему вовсе не хотелось кушать.

«Вы обещали взять меня с собою на охоту», — сказал он.

«Очень хорошо, — отвечал министр. — Я думаю, что лошади уже оседланы».

Тут он свистнул, и вошли конюхи, ведущие в поводах палочки, у которых набалдашники были резной работы и представляли лошадиные головы. Министр с большой ловкостью вскочил на свою лошадь. Алеше подвели палку гораздо более других.

«Берегись, — сказал министр, — чтоб лошадь тебя не сбросила: она не из самых смирных». (А. Погорельский.)

1. Начертите схемы предложений с прямой речью.

Источник

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 181

814. Составьте портрет Обломова, используя цитаты из романа И. А. Гончарова.

Портрет Обломова говорит о многом в его характере: “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока”. Далее отмечает автор “выражение усталости или скуки”, нездоровый цвет лица от недостатка воздуха и движения; обрюзгшее тело. Апатия Обломова доходила до того, что ему была безразлична паутина, напитанная пылью, которая лепилась в виде фестонов вокруг картин, ковры, покрытые пятнами, запыленные зеркала, “которые могли служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память”.

815. Употребите данные послоницы как цитаты в составе сложной синтаксической конструкции. Оформите предложения в виде прямой речи и в виде части предложения.

1. Москва — сердце России. 2. Острый язык — дарованье, длинный — наказанье. 3. Друга любить — себя не шалить. 4. Добро сеять — добро и пожинать. 5. Сады сажать — жизнь украшать. 6. За все браться — ничего не сделать. 7. Спасти товарища — себя спасти.

816. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и употребляя кавычки там, где, как вам кажется, использованы цитаты.

1. Демокрит сказал. Этот человек не говорить не умеет, а молчать не умеет. (Тар.) 2. В Литве в маленьком городе Жагаре стоит каменный монумент. На камне — слова Здесь похоронен Герой Советского Союза младший лейтенант Назаров Иван Михайлович. (Песк.) 3. Не противься злу означает не сопротивляйся злому человеку что значит никогда не причиняй другому зла что значит никогда не совершай поступок противоположный любви. (Л. Т.) 4. Чему нужно учиться? Экономии и точности языка освобождению очищению его от неудачных грубых провинциализмов местных, а также и словесных фокусов, сочиняемых молодежью из побуждений, должно быть эстетических, например аспидно расцветал шиповник голос звучал уверенно как замаскированная пощечина незримо как звон стрел. (М. Г.)

817. Оформите приведенные высказывания Л. Н. Толстого как цитаты, стоящие перед словами автора и после них. Расставьте знаки препинания.

1) Л.Н.Толстой говорил: «Детей не отпугнёшь суровостью,они не переносят только лжи».

«Детей не отпугнёшь суровостью,они не переносят только лжи»,- говорил Л.Н.Толстой

2)Л.Н.Толстой говорил:»Любить — значит жить жизнью того, кого любишь».

«Любить — значит жить жизнью того, кого любишь»,- говорил Л.Н.Толстой

3)Л.Н.Толстой говорил:»Разумное и нравственное всегда совпадают».

«Разумное и нравственное всегда совпадают»,- говорил Л.Н.Толстой

4)Л.Н.Толстой говорил:»Счастье есть удовольствие без раскаяния».

«Счастье есть удовольствие без раскаяния»,- говорил Л.Н.Толстой

5)Л.Н.Толстой говорил:»Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»,- говорил Л.Н.Толстой

6)Л.Н.Толстой говорил:»Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью».

«Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью»,- говорил Л.Н.Толстой

7)Л.Н.Толстой говорил:»Время проходит, а сказанное слово остается».

«Время проходит, а сказанное слово остается»,- говорил Л.Н.Толстой

818. Оформите высказывания П.Я. Чаадаева в виде косвенной речи. Запишите их.

П.Я. Чаадаев утверждал, что «есть три непобедимые вещи: гений, доблесть, рождение».

По мнению П.Я. Чаадаева, «слово звучит лишь в отзывчивой среде».

П.Я. Чаадаев рекомендовал своим современникам изучать Восток, «этот великий музей традиций человечества».​

819. Какое предложение соответствует схеме А: «П»?

2. Призовет бывало меня Туман мне к завтрашнему числу живых стерлядей требуется. (Т.)

820. Какие знаки нужно поставить в конце прямой речи?

Что за озеро? — спросил я с удивлением.

821. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Установите форму передачи на письме устной речи. Объясните постановку знаков препинания.

Источник

1. Укажите слово, которое с НЕ пишется

а) (не) сговорчивый челоек

в) (не) вежливый мальчик

с) (не) читаная рукопись

д) еще (не) читанная рукопись

е) (не) прочитанная книга

2. В каком слове пишется н?

а) Он ко всем поручениям относился ответстве..о

в) Старик двигался по тротуару степе..о

с) Страница была уже испорче..а

д) Девочка капризна, избалова..а

е) Это должно было случиться непреме..о

3. Укажите ряд, в котором на месте пропуском во всех словах пишется одна и та же буква

а) пальт..цо, ситц..вое, платоч..к

в) красав..ца, красав..ц, пальч..к

с) плать..це, мальч..к, владел..ц

д) ключ..к, узорч..к, гварде..ц

е) пальт..цл, ситц..вое, пальч..к

4. В каком примере к выделенному слову применимо следующее пояснение: » В суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется нн»?

а) В осе..ее время здесь нет отдыхающих

в) Мы вступили в лес, словно расцвече..ый красками осени.

с) Тонкая золоче..ая резьба украшала изделие из серебра

д) Это была мороже..ая рыба

е) Край непуга..ых птиц

5.Если безличным предложением называется односоставное предложение, в котором действие или состояние не связано с действующим лицом (предметом), то какое предложение является безличным?

а) Каменное здание было одно

в) Справа от Ратуши дворец графов Брабанта

с) Необыкновенно тихо было в лесу

д) Идя по орехи, топчешь ногами ягоды

е) Ныряют, плещутся, поднимая брызги

6. Если неполным предложением называется двусоставное или односоставное предложение с пропущенным членом или членами, которые можно восстановить из контекста, то какие предложения являются неполными?

а) созвучье полное в природе

в) утки начинают купаться

с) ныряют, плещутся, поднимая брызги

д) люблю грозу в начале мая

е) гремят раскаты молодые

7. Какое предложение соответствует схеме А: «П».?

а) Наташа вышла на террасу и заявила А мамы и Зины нет дома

в) Что же вы молчите сказал ему учитель Говорите урок

д) стой крикнул Пушкин

е) Клянусь тебе воскликнула принцесса что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь

а) клянусь тебе воскликнула принцесса что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь

в) А пока положительно дышать нечем ответил Корпев, присаживаясь около нее

с) Стой крикнул Пушкин

д) О чем грустишь моя милая дочь спрашивал король

а) Подите в спальню сказал он и оставайтесь там, пока совершенно будете знать урок

в) Стой крикнул Пушкин

с) Женщина боком вошла, прошептала Здравствуйте, Илья Семенович

д) Он укоризненно сказал Нина, это несерьезно

е) О чем ты грустишь моя милая дочь спрашивал король

а) О чем ты грустишь моя милая дочь спроашивал король

в) Очень хорошо отвечал министр Я думаю, что лошади уже оседланны

с) Он укоризненно сказал Нина, это несерьезно

д) Это что-то новенькое буркнул Максим

е) Женщина боком вошла, прошептала Здравствуйте, Илья Семенович

11. Какие знаки нужно поставить в конце прямой речи: Вы обещали взять меня с собою на охоту сказал Алеша?

Источник

Знаки препинания при цитатах

Цитатой называют чужой текст, внесенный каким-либо автором в собственное повествование, рассуждение и т.д.

В начале абзаца первое слово цитаты пишется с прописной буквы, даже если это фрагмент предложения (после многоточия):

Цитата может быть оформлена как вставное предложение, за­ключенное в скобки или тире с обеих сторон и выделен­ное кавычками: Умеет он [Е. Евтушенко] сказать так, что фраза звучит как формула, а подчас как поговорка («Он знал, что вертится Земля, но у него была семья») (Вин.).

При цитировании стихотворной строки строфы ее не следует заключать в кавычки. От авторского текста стихотворные стро­ки отделяются двоеточием и строкой или присоединяются к авторским словам с помощью тире:

Счастье уцелеть в войне ко многому обязывает:

Мои однополчане, побратимы,

До самой смерти я у вас в долгу(Др.);

Приюти же в далях необъятных!

так обращался Блок к разбуженной первой революцией народной России (В.О.).

814.Составьте портрет Обломова, используя цитаты из романа И.А.Гончарова.

815.Употребите данные пословицы как цитаты в составе сложной синтаксической конструкции. Оформите предложения в виде прямой речи и в виде части предложения.

816. Прочитайте предложения, запишите их, расставляя знаки препинания и употребляя кавычки там, где, как вам кажется, использованы цитаты.

817. Оформите приведенные высказывания Л.Н.Толстого как цитаты, стоящие перед словами автора и после них. Расставьте знаки препинания.

818. Оформите высказывания П.Я.Чаадаева в виде косвенной речи. Запишите их.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Дайте определение чужой речи. Приведите примеры.

2. Что называется прямой речью? Приведите примеры.

3. Что называется косвенной речью? Приведите примеры.

4. Какое положение могут занимать авторские слова по отношению к прямой речи? Приведите примеры.

5. Дайте определение несобственно-прямой речи. Приведите при­меры.

Задания для самостоятельной работы

819. Какое предложение соответствует схеме А: «П»?

820. Какие знаки нужно поставить в конце прямой речи?

Что за озеро спросил я с удивлением. (А.Т.)

821. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Установите форму передачи на письме устной речи. Объясните постановку знаков препинания.

Видят маленькая точка

То ли чурка то ли бочка

Просто глазу маета.

Не пловец ли одиночка?

Шутишь брат! Вода не та!

Да вода. Помыслить страшно.

Даже рыбам холодна.

Не из наших ли вчерашних

Поднялся какой со дна?

Подошел сержант с биноклем

Нет живой без гимнастерки.

А не фриц? Не к нам ли в тыл?

А может это Теркин?

Кто-то робко пошутил.

Стой ребята не соваться

Толку нет спускать понтон

Текст

Между предложениями в сложном синтаксическом целом устанавливается параллельная или цепная связь.

При цепной связи части предшествующих предложений повторяются в последующем контексте, нередко используются указательные или личные местоимения, местоименные наречия. Пред­ложения как бы цепляются одно за другое: Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать, мечтать, готовиться к ней. Он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец (Ч.).

822. Прочитайте. Определите, какой тип связи (параллельная или цепная) представлен в тексте. Выделите элементы композиции текста (зачин, развитие и концовку). Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Ковалев выступил поближе, высунул батистовый воротничок манишки, поправил висевшие на золотой цепочке свои печатки и, улыбаясь по сторонам, обратил внимание на легонькую даму которая, как весенний цветочек, слегка наклонялась и подносила ко лбу свою беленькую ручку с полупрозрачными пальцами. Улыбка на лице Ковалева раздвинулась далее когда он увидел из-под шляпки ее кругленький, яркой белизны подбородок и часть щеки, осененной светом первой весенней розы. Но вдруг он отскочил, как будто бы обжегшись. Он вспомнил что у него вместо носа совершенно нет ничего и слезы выдавились из глаз его. Он оборотился с тем чтобы напрямик сказать господину в мундире что он только прикинулся статским советником что он плут и подлец и что он больше ничего, как только его собствен­ный нос. Но носа уже не было: он успел ускакать, вероятно, опять к кому-нибудь с визитом.

823. Прочитайте. Охарактеризуйте тип связи в тексте. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Задания для самопроверки

1. Дайте определение сложному синтаксическому целому.

2. Расскажите, какая связь называется параллельной.

3. Подберите из текста художественного произведения отрывок с па­раллельной связью.

4. Расскажите, какая связь называется цепной.

5. Подберите из текста художественного произведения отрывок с цепной связью.

Задание для самостоятельной работы

824. Прочитайте. Определите тип текста (повествование, описание или рассуждение). Подберите к тексту такое заглавие, которое бы наиболее точно отражало его тему. Перескажите текст. Напишите изложение близ­ко к тексту.

Сильвио имел обыкновение за игрою хранить совершенное мол­чание, никогда не спорил и не объяснялся. Если понтёру случа­лось обсчитаться, то он тотчас или доплачивал остальное, или записывал лишнее. Мы уж это знали и не мешали ему хозяйни­чать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. Он, играя, тут же в рассеянности загнул лишний угол. Сильвио взял мел и уравнял счет по своему обыкновению. Офицер, думая, что он ошибся, пустился в объяснения. Сильвио молча продолжал метать. Офицер, потеряв терпение, взял щетку и стер то, что казалось ему напрасно записанным. Сильвио взял мел и записал снова. Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешен­стве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио, ко­торый едва успел отклониться от удара. Мы смутились. Сильвио встал, побледнел от злости и с сверкающими глазами сказал: «Ми­лостивый государь, извольте выйти и благодарите бога, что это случилось у меня в доме».

Глава 7

СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *