чтобы преподавать в колледже какое нужно образование
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 2013 г. N 637н «Об утверждении Порядка допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 2013 г. N 637н
«Об утверждении Порядка допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование»
С изменениями и дополнениями от:
28 сентября 2020 г.
В соответствии с частями 13 и 14 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31439
Порядок
допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 2013 г. N 637н)
С изменениями и дополнениями от:
28 сентября 2020 г.
Информация об изменениях:
2. Работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, допускаются к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование; при наличии:
диплома о высшем медицинском образовании или высшем фармацевтическом образовании;
диплома об окончании ординатуры или интернатуры;
трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, подтверждающих стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре или имеющим ученую степень, требования к стажу работы не предъявляются.
Информация об изменениях:
3. Работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, допускаются к педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, при наличии:
диплома о среднем или высшем медицинском образовании либо среднем или высшем фармацевтическом образовании;
диплома об окончании ординатуры или интернатуры для лиц, имеющих диплом о высшем медицинском образовании или высшем фармацевтическом образовании, либо удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке для лиц, имеющих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование;
трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, подтверждающих стаж работы не менее 1 года по соответствующей специальности. Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре или имеющим ученую степень, требования к стажу работы не предъявляются.
5. На основании принятого решения о допуске к педагогической деятельности образовательными и научными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования, оформляется приказ о приеме на работу работников организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
6. Конкурс на замещение должностей педагогических работников, занимаемых работниками организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, не проводится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.*
Установлен порядок допуска к педагогической деятельности по программам высшего/среднего медицинского (фармацевтического) образования, а также дополнительным профессиональным программам по соответствующему профилю.
Преподавателями могут стать работники организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан. Это, в частности, медицинские и научные организации, организации, занимающиеся производством лекарств и медизделий, аптеки, судебно-экспертные учреждения.
Будущие педагоги должны отвечать следующим требованиям.
Так, преподаватель медицинского вуза должен иметь дипломы о высшем медицинском (фармацевтическом) образовании и об окончании ординатуры (интернатуры). При этом он обязан отработать по специальности не менее 1 года (стаж подтверждается трудовой книжкой). Лица, освоившие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре или имеющие ученую степень, могут преподавать, не имея указанного стажа.
Аналогичные требования предъявляются к лицам, которые ведут обучение по дополнительным профессиональным программам, рассчитанным для выпускников медицинских вузов.
Решение о допуске принимается образовательной (научной) организацией. При этом оформляется приказ о приеме на работу.
Указано, кто не допускается к педагогической деятельности. Это, в частности, лица, имеющие (имевшие) судимость, за преступления против жизни и здоровья, свободы, половой неприкосновенности и половой свободы, семьи и несовершеннолетних и др.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 2013 г. N 637н «Об утверждении Порядка допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 февраля 2014 г.
Регистрационный N 31439
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 7 марта 2014 г. N 54
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 сентября 2020 г. N 1034н
Изменения вступают в силу с 31 октября 2020 г.
Как я преподавал программирование в колледже
Вел уроки три часа в неделю и заработал за пять месяцев 120 000 ₽
Я работаю фронтенд-программистом уже больше трех лет.
За это время был наставником для стажеров в разных компаниях и преподавал экономику школьникам в частном образовательном центре. Мне всегда нравилось делиться своими знаниями с другими людьми. Поэтому в 2020 году я устроился преподавателем программирования в один из московских колледжей. Этот опыт помог мне самому глубже разобраться в предмете, а еще я улучшил навыки публичных выступлений, поработал в государственной организации и, естественно, заработал.
Расскажу, как все было.
Как и почему я стал преподавателем
О финансовой стороне вопроса я задумывался в последнюю очередь. Прежде всего я решил попробовать себя в роли преподавателя, чтобы закрепить собственные знания, а также прокачать так называемые софт-скиллы — например, навыки публичных выступлений и убеждения. Кроме того, мне в принципе было интересно оказаться на месте педагога перед полной аудиторией учеников.
Так как у меня уже была основная работа, я хотел преподавать дистанционно. В ИТ-отрасли с этим просто: программирование — востребованная сейчас сфера, поэтому в российском сегменте интернета много курсов, онлайн-школ и так далее.
Я понял, что мне было бы удобно делиться знаниями с другими людьми одним из трех способов:
Последний вариант я считал оптимальным. Крупные компании часто организуют внутренние школы для молодых специалистов. Например, в «Тинькофф-финтехе» опытные сотрудники делятся знаниями с новичками. В результате педагог здесь работает с максимально мотивированными студентами.
Я обратился в свою компанию с предложением вести курс для программистов, но мне не ответили. Тогда я решил попытать счастья в одной из крупных онлайн-школ. Но там предложили лишь вакансию методиста, а мне хотелось работать напрямую со студентами. В итоге я начал просто смотреть вакансии в интернете и наткнулся на подходящее объявление: в один из московских колледжей требовался преподаватель программирования для школьников.
Несмотря на то что педагог требовался в колледж, учить предстояло школьников. Преподаватели требовались для государственного проекта «Профессиональное обучение без границ». Суть его в том, что любой московский школьник вместе с аттестатом может получить свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации или разряда.
В списке профессий есть и оператор ЭВМ. Здесь школьников учат навыкам работы с компьютером, а еще в рамках программы можно осваивать в том числе и программирование.
О проекте «Профессиональное обучение без границ»PDF, 8,9 МБ
Тестирование и трудоустройство
Вообще, требования к преподавателям прописаны в ст. 46 закона «Об образовании», но если коротко, то главное — это иметь диплом о среднем или высшем образовании, а также подтвердить свою квалификацию при трудоустройстве.
Я откликнулся на вакансию в начале 2020 учебного года. Через пару дней меня пригласили на собеседование в колледж. Оно состояло из двух частей: собственно разговора и проверки квалификации.
Вторая часть собеседования — подтверждение квалификации. Для этого надо было пройти тестирование на сайте Московского центра качества образования. Тест оценивал мои компетенции именно в сфере ИТ.
Подробнее расскажу о системе контроля «Проктор», которую используют организаторы теста. Перед началом проверки система просит доступ к веб-камере и микрофону ноутбука, а также к камере смартфона. Таким образом проверяющие следят, чтобы тот, кто сдает тест, отвечал сам и не пользовался шпаргалками или подсказками. Если система увидит в кадре лишнего человека, заметит, что вы перевели взгляд, или услышит подозрительные звуки, то об этом сразу узнает контролер, который тут же свяжется с экзаменуемым.
На мой взгляд, если захочется списать или еще как-то схитрить, сделать это будет несложно. Камера не показывает помещение полностью, а значит, помощник сможет спрятаться, например, за компьютером. Сама идея с «Проктором» не так уж и плоха, но в таком виде она не позволяет проконтролировать все на сто процентов.
Вопросы были не сложными, а скорее забавными и вводили в ступор своей нелепостью. Например, надо было выбрать из четырех ресурсов — Linkedin, Baidu, Bing и Yahoo — только социальные сети или ответить, можно ли назвать смартфон персональным компьютером.
На мой взгляд, в тесте должно быть больше вопросов прикладного характера — например, про внутреннее устройство компьютера, работу интернета и сетей, языки программирования и так далее.
После того как кадровики из колледжа увидели на сайте сертификат, меня попросили принести документы, которые необходимы для оформления:
В отделе кадров спросили, как меня лучше оформить — по договору ГПХ или совместителем. Я выбрал работу по совместительству, поскольку тогда колледж компенсировал мои расходы на справки, тестирование и медкнижку. Сколько я на это потратил, уже не помню.
Как победить выгорание
Уроки и студенты
Курс «Оператор ЭВМ» для школьников рассчитан на 120 академических часов и длится 20 недель. Обычный академический час — это 45 минут, но при дистанционном обучении он равен 25 минутам. Уроки я проводил через «Зум», каждое занятие длилось 180 минут: 25 минут учимся, потом 5 минут перерыв. Отдыхать надо было обязательно, руководство колледжа строго наблюдало за тем, чтобы дети не перенапрягались.
я тратил на преподавание в неделю
Для каждого занятия я готовил презентацию, практические задания и скрипт — шпаргалку для себя.
Если коротко, то все сайты состоят из двух главных частей. Первая — видимая, с которой пользователь взаимодействует в браузере, например нажимает кнопки или заполняет какие-нибудь формы на сайте. Вторая — серверная, она незаметна и отвечает за внутреннюю логику ресурса. Например, за хранение информации в базе данных или выдачу поисковых результатов.
Конечно, я не мог на первом занятии сразу рассказывать о том, как устанавливать среду разработки и писать код. Начинал с более широких понятий, двигаясь от общего к частному. В целом план курса выглядел так:
Когда я дал ребятам достаточное количество теории, то добавил в уроки немного геймификации: практические задачи представлял в виде ТЗ от заказчика или продакт-менеджера.
Программистские темы я старался объяснять простыми словами с аналогиями из жизни. Например, чтобы рассказать, как компьютер понимает код, приводил аналогию общения с иностранцами. Сравнивал язык программирования с любым иностранным языком, а компьютер — с жителем другой страны.
На практических занятиях мы писали код или отрабатывали теорию. Например, когда на занятии изучали устройство браузера, студенты работали с браузерной консолью и выполняли там задания. Практическая работа была всегда во второй половине занятия. Это позволяло держать студентов в тонусе и тут же закреплять пройденный материал.
Со студентами мы общались в «Телеграме», так как у этого мессенджера самое удобное десктопное приложение. Ведь во время занятия надо было много обмениваться скриншотами с ошибками и результатами работы программ. Кроме этого, у опросов в «Телеграме» есть режим «квиза», который я использовал для тестов.
Иногда мои мысли уходили глубоко в теорию, я хотел дать больше информации и забывал про тайминг. Например, когда на втором занятии говорил о том, как устроен интернет, не успел рассказать и половины из того, что задумал. После того занятия я стал четко продумывать план и расписывать подробный скрипт с тезисами урока. Я понял, что лучше иметь при себе подсказку, чем тратить драгоценные минуты на неумелую импровизацию.
Всех учеников можно было поделить на два типа: те, кто пришел по собственной инициативе, и те, кому требовался лишь сертификат. Первые старались выполнять домашние задания и серьезно относились к занятиям. Вторые часто пропускали уроки и хитрили: например, говорили, что у них не работает компьютер, поэтому они не смогли сделать домашку.
Поначалу я переживал, что не все ребята увлечены на сто процентов, но потом сосредоточился на тех, кто проявлял интерес. Один парень иногда даже писал в личных сообщениях поздно вечером по каким-то техническим вопросам. Мне было приятно.
В конце курса я провел экзамен, чтобы понять, как ребята все усвоили. Проверка состояла из теста и практической части: надо было написать код. Экзамен проходил онлайн и длился полтора часа.
Результаты оказались предсказуемыми: студенты, которые ответственно относились к занятиям, с экзаменом справились без проблем. Вообще, основная часть студентов получила «хорошо». Двоек не было, всем ученикам выдали сертификаты, что они освоили профессию.
Деньги
я заработал в колледже за учебный год
На зарплату не влияло, посещает ребенок занятия или прогуливает. Правда, если ученика отчисляют или он отчисляется сам, то моя зарплата становилась бы меньше. Но в моей группе таких не было.
Важно учесть, что в среднем еще около четырех часов в неделю я тратил на подготовку к занятиям, так как у меня не было никаких методических материалов. Это время никто не оплачивал. С другой стороны, это работа на перспективу: если я буду вести такие же занятия и в следующем учебном году, то второй раз готовиться не придется.
Что в итоге
Естественно, в свои достижения я записываю и то, что мои ученики стали гораздо лучше разбираться в компьютерных технологиях. Более того, ребята фактически добавили себе в портфолио проекты по программированию. Это может стать преимуществом, если они пойдут куда-то на стажировку. Работодатель охотнее возьмет человека, который уже хоть что-то умеет.
Еще я понял, что к занятиям надо тщательно готовиться: импровизировать тяжело, поэтому заранее стоит иметь скрипт с четким планом урока. При этом подготовка к занятиям длится дольше, чем сами уроки, а это время не оплачивают.
«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов
Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».
Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.
Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.
Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.
Кто такой эксперт?
Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:
Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.
Зачем преподавать?
Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.
Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Как трансформировать знания в обучающий продукт?
Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.
Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:
В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.
Как составить план занятия?
К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.
Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.
Введение
«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.
Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.
Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.
Основная часть
Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.
Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.
Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.
После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.
Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.
Заключение
Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.
Финишная прямая
После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:
Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.
На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.
К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.
В заключение
Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.
Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.