чтобы работать в сэс какое образование надо иметь
Роспотребнадзор не отвечает на жалобы
Я много раз обращался в Роспотребнадзор с жалобами, но все время получал отказ. Основания были разными. Например, проверяющие писали, что по указанному мной адресу нет магазина, хотя я прикладывал к жалобе его фотографии и скриншоты с «Гугл-карт». А у них одни отмазки: «Непонятно, что это за магазин, название не указано, не получилось найти». Причем после отказа я не могу отправить им уточнение. Приходится создавать новое обращение, которое рассматривают заново.
Бывают отказы из-за отсутствия доказательств моих претензий. Роспотребнадзору мало, что я скидываю фото и подробно описываю нарушение. Ему нужны какие-то ответы от магазина. Но маленькие фирмы не дают письменных ответов, да еще и могут вытолкать из помещения, если настаивать на выдаче документа.
Другой вид отказа: «Мы связались с магазином, там сказали, что такого не было. Ваша жалоба не подтвердилась».
Несколько раз Роспотребнадзор отвечал, что обязательно проведет проверку. И на этом все. А где узнать, была ли проверка и какой результат? Об этом меня не информировали.
Думаю, они отказывают мне, только бы не работать, и усложняют процесс, чтобы рядовому пользователю было сложнее добиться справедливости. Расскажите, где я действую неправильно? И как подать жалобу на Роспотребнадзор в более высокую инстанцию?
Бывает, что человек пишет жалобу в какой-то госорган и получает отказ. Он пытается понять, почему ему отказали, но не может: ответ написан сложно и запутанно. А ссылки в нем на подпункт какого-то там пункта какой-то статьи не добавляют ясности, а как бы намекают: «Даже не пытайся. Сначала окончи юрфак, потом приходи».
Так и в вашем случае: нормальному человеку трудно понять, чего от него хочет Роспотребнадзор в своих документах. Выступлю вашим переводчиком с бюрократического языка на русский. Я изучил ответы ведомства на ваши запросы и понял, что вы совершаете одни и те же ошибки. Они типичные: их допускают многие люди, когда пишут жалобы в Роспотребнадзор.
Не указываете в жалобе название и адрес компании, которую нужно проверить
Когда жалоба попадает в Роспотребнадзор, ее регистрируют и проверяют на правильность заполнения. В ней должны быть указаны:
Если заявитель составил жалобу правильно, его доводы адекватны и указывают на нарушение прав, то Роспотребнадзор оформляет распоряжение о проведении внеплановой проверки. В нем должны быть указаны юридическое название и адрес организации, которую необходимо проверить. Эту информацию сотрудники ведомства берут из текста обращения. Если в вашей жалобе адреса и наименования нарушителя нет, проводить проверку не будут, поскольку непонятно, кто именно нарушил права заявителя.
Роспотребнадзор не будет действовать наугад: есть риск ошибиться и проверить не того, кого нужно. Потом законность контрольных мероприятий придется обосновывать, если компания или ИП начнут жаловаться на действия госоргана. Все должно быть однозначно: человек пожаловался вот на эту фирму, поэтому ее и проверяют.
Например, заявитель написал, что с ним плохо обошлись в кафе по такому-то адресу, а название не указал. В этом здании есть столовая, ресторан и кондитерская — неясно, кого проверять. Или к моменту проверки кафе съехало, а на его место встало другое, но под той же вывеской.
Учтите, что юридическое наименование фирмы порой не совпадает с торговой маркой, под которой она работает. Например, кафе «У Артура» может на самом деле называться ООО «Ромашка» или «ИП Иванов А. К.». Нужно узнать настоящее наименование — то, под которым фирма зарегистрирована.
Юридический адрес тоже часто не совпадает с фактическим. Например, организация зарегистрирована в Москве, но работает в Калуге, Самаре и Казани. Если адрес регистрации отличается от фактического, в жалобе лучше указать оба. И скриншоты из «Гугл-карт» не нужны — достаточно адреса.
Получить информацию о нарушителе несложно. Можно спросить у сотрудников компании. Вам обязаны ее предоставить — это не тайна. Или посмотрите, что написано в чеке, договоре, проверьте информационный стенд в офисе, табличку с режимом работы на двери, рекламные вывески, поищите информацию на сайте организации.
Если вы знаете название юрлица, но не знаете адрес, запросите сведения на сайте налоговой. Это бесплатно и можно сделать за минуту. Вам пришлют выписку, где будет вся информация о компании. Ничто не мешает приложить эту выписку к жалобе, чтобы снять все вопросы Роспотребнадзора. Но даже в этом случае указывать в тексте жалобы название компании и ее адрес необходимо.
Не соблюдаете претензионный порядок
По закону вы не можете сразу подать жалобу в Роспотребнадзор. Сначала необходимо сообщить о своем недовольстве компании или предпринимателю, который нарушил ваши права. Для этого нужно составить претензию.
В претензии укажите суть нарушения, дату и время, когда это произошло, требования и срок, в течение которого они должны быть удовлетворены. Затем отправьте претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении на юридический адрес компании. Квитанцию об отправке и вернувшееся уведомление сохраните — это доказательства, что вы соблюли претензионный порядок.
Можно вручить претензию лично: распечатайте ее в двух экземплярах, один отдайте, а на втором попросите поставить подпись, дату и печать. Этот способ хуже: сотрудники часто отказываются принимать претензии и на чем-то расписываться. Или ее может принять тот, кто не вправе этого делать. Например, уборщица, которая проведена неофициально и юридически никак к компании-нарушителю не относится.
Потом ждите ответа. Его должны дать в течение 30 дней с момента получения претензии. Но есть исключения. Ряд требований должны рассмотреть в течение 10 дней, например:
Требования о замене некачественного товара рассматриваются за 7 дней. Если продавцу нужно дополнительное время, чтобы убедиться в дефектах, срок могут продлить до 20 дней.
Если ваши требования не удовлетворили или проигнорировали претензию, тогда уже можно жаловаться в Роспотребнадзор. К жалобе приложите претензию с отметкой о вручении или квитанцией об отправке.
Соблюдать претензионный порядок необходимо. Если претензии не было, Роспотребнадзор не вправе проводить проверку по жалобе. Он как бы говорит: «Сначала попробуйте договориться между собой, а если не сможете, то приходите — я вмешаюсь».
Не стоит недооценивать силу письменной претензии. Бывает, что потребитель составляет претензию, компания признает свою ошибку и возмещает ущерб. Вопрос закрыт, все довольны: потребитель получил то, что хотел, компания избежала проверки, а Роспотребнадзору — меньше работы.
Куда жаловаться на Роспотребнадзор
Допустим, вы все сделали правильно: предварительно отправили нарушителю претензию, в жалобе в Роспотребнадзор указали название и адрес организации. Но тщетно. Роспотребнадзор отвечает: «Мы проверили — ваши слова не подтвердились, нарушений нет». Или вообще ничего не отвечает. Тогда можно писать жалобу уже на сам Роспотребнадзор.
У Роспотребнадзора есть 30 дней со дня регистрации жалобы, чтобы ее рассмотреть. В некоторых ситуациях этот срок могут продлить еще на 30 дней, но вас должны об этом уведомить.
По результатам рассмотрения жалобы Роспотребнадзор обязан что-то ответить. Ответ придет бумажным письмом, если вы приносили жалобу лично в ведомство или отправляли почтой. Если же вы подавали обращение в электронном виде, то ищите ответ в своей электронной почте. Если сроки прошли, а вы ничего не получили, значит, Роспотребнадзор нарушил правила рассмотрения заявлений.
Вот куда можно пожаловаться на действия или бездействие Роспотребнадзора.
В прокуратуру. Обращайтесь в региональную прокуратуру — той области, края или республики, где находится местный Роспотребнадзор. Писать в генпрокуратуру нет смысла: жалобу все равно спустят ниже.
Центральный аппарат Роспотребнадзора. Например, вы написали жалобу в региональное управление ведомства, но получили отказ или вас проигнорировали. Тогда вы вправе обратиться в центральный аппарат. Не забудьте приложить к письму доказательства, что вы уже писали в местный Роспотребнадзор, но вам отказали или не ответили.
В суд. Вы вправе подать административный иск к Роспотребнадзору.
Допустим, Артур написал жалобу в управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и получил отказ. Он не успокоился и подал жалобу на региональное управление в центральный аппарат Роспотребнадзора. Ответа на этот раз вообще не последовало.
Тогда он написал в Генпрокуратуру жалобу на Роспотребнадзор. Прокуроры не стали разбираться, а переадресовали его жалобу обратно в Роспотребнадзор. То есть орган, на который Артур жаловался, теперь должен был рассматривать жалобу на самого себя.
В итоге Артур все-таки получил ответ, опять отрицательный, и подал в суд на Роспотребнадзор. Суд проверил его доводы и подтвердил, что ведомство действительно нарушило сроки рассмотрения обращения. А вот сами ответы Роспотребнадзора судью полностью устроили: он решил, что там все правильно.
В результате Артуру присудили всего 5 тысяч рублей — компенсацию морального вреда за ожидание ответа. А на юридические услуги — подготовку жалоб и консультации — он потратил 36 тысяч. Эти расходы не компенсировали, потому что Артур понес их еще до суда и они не были прямо связаны с административным иском. Так что затея оказалась весьма убыточной.
Как правильно жаловаться в Роспотребнадзор
Сначала отправьте претензию нарушителю ваших прав. Если ответа нет или он вас не устроил, можно обращаться в Роспотребнадзор.
В тексте жалобы не забудьте указать юридическое наименование и адрес компании, на которую жалуетесь.
На проверку дается 30 дней. Роспотребнадзор должен прислать ответ на электронную или обычную почту.
Если Роспотребнадзор не ответил в установленный срок, это нарушение.
Действия или бездействие сотрудников Роспотребнадзора можно оспорить. Можете писать жалобы в центральный аппарат ведомства, прокуратуру или направить административный иск в суд.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Вопрос хороший, ответ всеобъятный, спасибо.
Кто то скажет вот бюрократия, столько заморочек и тд и тп.
Я к тому, что этот самый клиент может думать что он прав и что то не соответствует нормам, а по факту по закону при открытии уже были произведены необходимые проверки и это не является нарушением, а является нормой.
А, что если Соседний магазинчик не заинтересован в том чтобы рядом развивался конкурент и в итоге строчит на вас жалобы без основательно и отвлекая от работы и принуждая вас закрыться.
Понятное дело, что всегда есть исключения: возможные откаты, угрозы, реальные серьёзные нарушения и здесь уйдёт гораздо больше времени и сил для разбирательства.
PS: Я всего лишь постарался посмотреть на ситуацию с обоих сторон, попытался выразить свою точку зрения(субъективную), а размышлять наиболее объективно.
Чтобы работать в сэс какое образование надо иметь
Государственный кадастр отходов
Государственный реестр объектов размещения отходов
Федеральный классификационный каталог отходов
Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений
Личный кабинет природопользователя
Перечень государственных услуг
Коды и реквизиты платежей
Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
Реестр материалов общественных обсуждений
Порядок поступления и требования к кандидатам
Ваш территориальный орган
2004-2021 © Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Официальный сайт.
Копирование информации, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора (равно как и цитирование в средствах массовой информации тех или иных сведений либо сообщений, содержащихся в информационных разделах сайта) допускается при условии указания ссылки на источник такой информации (в сетевых СМИ – гиперссылки на Интернет-страницу с уникальным сетевым адресом).
Какому бизнесу нужно уведомлять Роспотребнадзор о начале работы?
Разрешение нужно бизнесу, который оказывает услуги населению: магазинам, гостиницам, общепиту, ателье и салонам красоты
Михаил Кратов
Светлана спрашивает: «Собираюсь открыть ателье, слышала, что нужно подавать уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Как это сделать и какому бизнесу это действительно нужно?»
Разрешение нужно бизнесу, который оказывает услуги населению: магазинам, гостиницам и общепиту
Ателье оказывает населению услуги по пошиву одежды, значит, вам надо подать уведомление о начале деятельности в Роспотребнадзор.
Вот примерный список видов деятельности, по которым нужно уведомлять Роспотребнадзор о начале работы:
Если сомневаетесь, нужно ли вам подавать уведомление, проверьте свой код ОКВЭД в перечне.
Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф
Как уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности
Чтобы уведомить Роспотребнадзор, достаточно заполнить заявление по специальной форме в двух экземплярах и отправить его в ближайшее отделение. На одном экземпляре поставят отметку о приеме и вернут его вам.
В уведомлении нужно указать:
Ниже образец уведомления Роспотребнадзора о начале деятельности. Все, что выделено желтым, вам нужно поменять на свое
Как отправить уведомление в Роспотребнадзор
Уведомление можно подать разными способами:
Когда вы отправляете уведомление, вы сообщаете Роспотребнадзору, что ваш бизнес соответствует требованиям закона. То есть помещения, техника и условия для работы отвечают санитарным нормам и правилам, которые прописаны в нормах для вашей сферы, а сотрудники прошли медосмотр и оформили санкнижки, если этого требует закон.
Через Госуслуги. Нужно заполнить форму на сайте Госуслуг — там понятная анкета, где вы заполняете подписанные поля, есть подсказки. В анкете нужно указать данные компании или ИП, коды ОКВЭД и остальную информацию из заявления — и нажать «Отправить».
Лично в управлении или в МФЦ. Подать уведомление нужно в региональное управление Роспотребнадзора или МФЦ. Понадобится два экземпляра уведомления. Уточните график работы вашего отделения на сайте Роспотребнадзора: некоторые отделения работают только в определенные дни.
По почте. Так же, как и лично: заполните два уведомления, распечатайте, подпишите и отправьте их на почтовый адрес регионального управления Роспотребнадзора.
По электронной почте. Отправьте один экземпляр уведомления на электронную почту отделения. Уведомление нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. Без подписи уведомление не примут.
Отправка уведомления не значит, что сразу после этого Роспотребнадзор придет с проверкой. Он может вообще не прийти — но будет знать, что бизнес есть, и если на вас напишут жалобу, инспектор может приехать и провести проверку на месте.
Сроки уведомления Роспотребнадзора о начале деятельности
Уведомление нужно подать перед фактическим открытием. То есть не нужно сразу после регистрации бизнеса подавать уведомление в Роспотребнадзор, даже если код ОКВЭД попадает в перечень. Вы можете спокойно готовиться к открытию, а перед тем как фактически начнете работать — отправить уведомление.
Допустим, зарегистрировали бизнес в феврале, весь февраль и март готовили точку к запуску и 1 апреля решили открыться для покупателей. Крайний срок подачи уведомления — 31 марта, за день до официального открытия.
Обрабатывают уведомление в Роспотребнадзоре за один рабочий день. Один экземпляр вам вернут с отметкой Роспотребнадзора — это подтверждение того, что бизнес зарегистрирован.
Что будет, если не подать уведомление
Если по закону вам нужно подать уведомление, а вы начали работу и этого не сделали, бизнесу грозит штраф. Размер штрафа зависит от формы бизнеса:
Также можно получить штраф, если предоставить недостоверные сведения. За них штраф выше:
Не забывайте подавать уведомления и указывайте в них достоверные сведения, чтобы не получить штраф от Роспотребнадзора.
Как Роспотребнадзор проверяет самоизоляцию
Как отслеживают больных коронавирусом на домашнем карантине:
Конкретный перечень мер, предпринимаемых для контроля за гражданами на изоляции, устанавливается субъектами РФ самостоятельно.
Что отслеживает Роспотребнадзор и другие органы
С началом мировой эпидемии коронавируса в повседневный лексикон российских граждан плотно вошло несколько новых терминов, в том числе понятия карантина и самоизоляции. Они не тождественны друг другу.
Карантин предполагает режим строгой изоляции гражданина от внешнего мира, правила карантина по контакту с коронавирусом предполагают, что лицо не контактирует ни с кем, кроме медицинских работников и ограниченного круга лиц, которые находятся на изоляции вместе с ним. При этом местом изоляции выступают как жилье пациента, если тяжесть течения его заболевания это позволяет, так и стационар.
Если говорить о том, кто должен быть на карантине по коронавирусу, то это лица, имеющие подтвержденный диагноз COVID-19 или контактирующие с больным, а также граждане, прибывшие в РФ из заграничной поездки и не получившие отрицательного теста на коронавирус. За его соблюдением следят Роспотребнадзор и другие уполномоченные органы. Важно понимать, сколько дней карантин по ковиду у контактных — 14 дней, если по истечении этого срока у человека не появилось тревожных симптомов, то он вправе прервать карантин.
Суть полной изоляции состоит в том, чтобы не допустить заражения других лиц от больного ковидом пациента, поэтому нарушать ее строго запрещается. Отсюда ответ на вопрос, в каких случаях можно выходить из дома при карантине — ни в каких, полная изоляция от здоровых людей — это то, ради чего карантин придуман.
В отличие от карантина, самоизоляция — это добровольный режим, которого вправе придерживаться здоровые люди. Самоизоляция предполагает максимальное сокращение социальных контактов — чем меньше человек общается с другими людьми, тем меньше риск заражения и, соответственно, передачи коронавируса дальше. Добровольная самоизоляция — это мера, с помощью которой каждый человек имеет возможность препятствовать распространению вируса. Чем больше людей добровольно сокращают имеющиеся у них контакты, тем больше шансов у всего общества победить пандемию.
Самоизоляция — дело добровольное, ее соблюдение не контролируют ни Роспотребнадзор, ни другие органы.
Роспотребнадзор и другие уполномоченные органы отслеживают:
Как узнавать о текущих правилах из-за коронавируса
Ситуация с вирусом улучшается, и некоторые ограничения снимаются. КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.
Кто вправе отслеживать соблюдение карантина и режима самоизоляции
Основным органом, возглавившим борьбу с пандемией в России, стал Роспотребнадзор.
Порядок отслеживания соблюдения гражданами изоляции устанавливается в каждом отдельном регионе самостоятельно. Кроме того, что конкретно делать каждому человеку с коронавирусом, сильно зависит от политики противокоронавирусного штаба поликлиники, к которой он приписан, и множества других факторов. Большое влияние в том, как отслеживают соблюдение гражданами изоляции, имеет и региональный Роспотребнадзор.
В целом не является преувеличением утверждение, что никакой общепринятой, понятной и структурированной системы, как отслеживают самоизоляцию при коронавирусе в России, нет: общеобязательного порядка Роспотребнадзор не разработал.
Как правило, если человек получил положительный ПЦР-тест на коронавирус, то информация о нем поступает в региональный Роспотребнадзор. Оттуда гражданину обязаны позвонить, осведомиться о его состоянии, сообщить о необходимости соблюдать карантин, отслеживать состояние организма и, при необходимости, вызывать врача.
Затем информацию о больном Роспотребнадзор передает в районную поликлинику, откуда к пациенту приходит врач, берет тест на коронавирус, по его результатам решается, посадят ли на карантин по коронавирусу этого человека, и отслеживается его состояние. Позднее, через несколько дней, оттуда же к человеку придет специалист для повторного забора анализа. На период пребывания в изоляции поликлиника оформляет гражданину больничный.
Помимо очного контроля, сотрудники поликлиники или Роспотребнадзора вправе позвонить больному, чтобы убедиться, что он дома и состояние его стабильно. Известны случаи, когда и сотрудники полиции совершали обходы по адресам больных и отслеживали соблюдение ими режима изоляции. Однако единого порядка, как проверяют тех, кто дома на карантине по коронавирусу, сотрудники этих организаций, нет — все зависит от организации контроля пациентов в регионе в целом и в конкретной поликлинике в частности. Более того, имеет значение и загруженность медучреждения в данный момент.
В некоторых регионах разработаны и внедрены специальные мобильные приложения, с помощью которых отслеживают местоположение лица. Информация с приложения поступает в контролирующие органы, в частности в Роспотребнадзор.
Таким образом, четкий перечень органов, которые отслеживают лиц на карантине, сформулировать сложно. К ним относится и Роспотребнадзор, и поликлиники, и даже полиция.
На практике отзывы о том, как Роспотребнадзор проверяет самоизоляцию на дому, от граждан нелестные. Нередки случаи, когда Роспотребнадзор и специалисты поликлиник противоречат друг другу относительно момента начала и окончания карантина и порядка, по которому они отслеживают больных: мобильные приложения фиксируют нарушения, которых не было.
Вся эта неразбериха приводит к тому, что человек сидит на больничном дольше, чем следовало бы, и получает необоснованные штрафы.
Более того, в ряде регионов сообщается о том, что поликлиники настаивают на самостоятельной явке к ним граждан, подозревающих у себя коронавирус. Это требование связано в том числе с большой загруженностью врачей и сильной нехваткой временных и людских ресурсов. Однако такое требование совершенно не сочетается с понятием карантина: потенциально зараженным гражданам предлагается не просто покинуть дом, но и посетить поликлинику, где, кроме них, присутствует огромное количество людей.
Какие штрафы есть
Поскольку самоизоляция — добровольный режим, за ее несоблюдение никаких штрафов не устанавливается.
Несоблюдение карантина чревато для гражданина административной ответственностью по ст. 6.3 КоАП РФ, штраф за нарушение самоизоляции при коронавирусе по ней составляет от 15 000 до 40 000 рублей. Если в результате нарушения пострадал другой человек, заболел или умер, то ответственность увеличится и составит от 150 000 до 300 000 рублей.
В отдельных случаях возможна и уголовная ответственность за нарушение самоизоляции при коронавирусе по ст. 236 УК РФ. Штраф по этой статье достигает 2 000 000 рублей, но возможны и альтернативные виды наказания, вплоть до лишения свободы до пяти лет.
«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам
leremy / Depositphotos.com |
В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. «Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным», – подчеркнул глава государства.
Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.
С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, которым, в частности, определены санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям (далее – СП 2.4.3648-20). Кроме того, с 1 марта действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21), часть из которых также касается школ.
В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.
Требования к территории
Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны ранее действовавшим. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).
Принципиальным отличием новых правил от старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).
Несколько изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).
Сохранились правила озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – теперь оговорки в отношении них в тексте правил нет.
Исчезло из требований и указание на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора. Если ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, то теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. По-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).
Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).
При этом у общеобразовательных организаций осталась возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).
Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).
Требования к помещениям
Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:
При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, теперь допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).
Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.
Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.
Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.
Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).
Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С.
Требования к уборке
Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.
В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.
Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.
Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).
Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).
Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:
Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.
Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).
Требования к организации образовательного процесса
Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.
Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.
Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).
Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).
Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).
Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).
Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).
В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.
Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Требования к учебникам
Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:
Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.
Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).
Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Новые требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая новые санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.
Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.