чурбачки какого дерева трудно было расколоть героям сказки
Чурбачки какого дерева трудно было расколоть героям сказки
«Пойду, говорит, к бабке». Пошел. бабушка, один хоть стаканчик водички». Бабушка налила стакан один, другой и третьей. Салдат выпил три стакана и уснул мёртвым сном. Приехала фрелина и давай салдата будить. Целых три часа будила салдата и не могла его розбудить. Написала записку и положила на грудь. «Пригоняйся завтра, но не пей воды и не спи. А будешь спать во веки меня не видать боле». Салдат проснулсы после фрелины, прочитал: «Пригоняйсы завтра, но не пей воды и не спи. А будешь спать, во веки меня не видать боле». И третьей раз пригналсы и опеть он уснул. Будила, будила и не могла разбудить. Уехала и записки не оставила.
Скоро после её он проснулсы, оглянул глазам всё чистое поле и увидал в одном конце: уезжает она с чистово поля. Он скочил и давай бежать сзади, догонять ею´. Бежал, бежал, выбежал на большую дорогу. Ею не видно село. Попадает ямшик, тройка лошадях стреча ему. «Стой, ямшик! Вороти назад! Догоней фрелину, которая настречу попала!» Ямшик повернул свою тройку назад и погнал лошадей. Салдат говорит: «Гони как можно скоряе, не жалей лошадей. Пушшай твоя тройка здохнет, за всех заплачу». Вот ямшик гнал, гнал, догнал до моря; а эта фрелина на кораблях поехала. Ямшик догнал до берега. Пала тройка, сдохла — загнал, значит. Тогда салдат спросил ямшика: «Што тебе за тройку требуетсы от миня?» Ямшик сказал: «Сто´ит у миня тройка 900 рублей». Салдат взел деньги, отсчитал, отдал ямшику. Ямшик денежки в карман и отправился назад пешком.
А салдат сел на берегу горевать. Сидел, сидел и вспомнил дедка. «Што бы, говорит, дедка, которой у меня трубочку закинул, может быть, он моему горю помог!» — говорит. Вдруг по этому морю бежит лодошка, как стрела, прямо на салдата. И сидит на этой лодочке человек, не правит ничево. Не успел оглянуть, уж лодочка объявилась у самаго берега, около салдата. На этой лодочке сидит этот самой старик, которой закинул трубочку. «Здравствуй, говорит, служивый!» — «Здравствуй, дедушка!» — «А! Топерь дедушкой назвал! А помнишь, как матюгал?» — «Ну извини, дедушка, што я ругал, а сослужи мне службу». — «А какая твоя служба?» — «А вот мне надо догнать эту фрелину. Не видел ли ты, она едет на кораблех?» — «Видел, видел, говорит. Садись, за твою дружбу сослужу тебе службу. Садись в мою лодочку, поезжай и не правь — лодочка сама знает, куды идти. Ты приедешь в тот город на мисяць преже ей. Тебе целый мисяць дожидать придётся там».
Салдат поблагодарил дедушка. Сел, лодочка пошла словно стрела полетела. Не поспел сесть, и объявилась лодочка города, и остановилась у пристане. Салдат вошёл на пристань. Взял лодочку запер и пошёл в город. Пошёл по лавкам; где чево не спросит, никто ево не понимает — народ всё не руськой. И так все лавки прошел, нигде нет руссково человека. К последней лавке подошел, сапожник — тоже салдат. Он вопрос предложил: «Бог со товаром, служивой!» А тот на ответ: «Просим милости, служивой! Хочешь сапоги купить?» — «Нет, я ишшу только руссково человека, не с кем слова вымолвить». — «Я один русский человек в городе». — «А чем занимаешши здесь в городе?» — «А я занимаюсь — сапоги шью. Заказывают, заказывают, шью на лавку и продаю». — «А возьми меня, пожалуйста, в подшивала, когда ты сапожник». Этот сапожник зрадовалсы, што русской человек нашёлсы. Взел этово салдата к себе в подшивала. Денёк, два посидел в подшивалах, роботает хорошо, лутше хозяина роботает. хозеин, сапоги скроить мне одне». Хозеин позволил ему скроить сапоги одне. Этот подрушной сделал сапоги, таких хозеин вовек не видал. Пошли эти сапоги на славу. Роботать не переработать, так много заказу пошло. Этот хозеин готов этого подрушново на руках носить, рад очень, что он так хорошо роботает. Так продолжали целый мисяць.
Чурбачки какого дерева трудно было расколоть героям сказки
Служил салдат на службе 25 лет. Выслужилсы и получил он отставку. Не знает сам, што ему делать: домой идти или здесь остаться; так што ни разу в 25 лет письма домой не писывал и не знает, есть родители живы или нет. Подумавши, росположилсы: «На свою родину пойду, там умру». Итак, отставилсы домой. много ли, мало ли время продолжал — приходит он в один город. Деньжонки поддержались у нево, надо купить хлебца и купить покурить, а деньги всево три копейки при себе. Вот подошел он к одной лавочке и увидал в ней одну трубоцьку. До тово полюбилась ему эта трубоцька, купил бы, да денег мало. И стоит целые три часа любуетсы. Лавошник спрашивает: «Што же ты, служивый, стоишь любуешши, а ницево не покупаешь?» — «О, господин хозяин! Вот пондравилась мне эта трубоцька; денег купить её мало у меня». — «Сколько у тебя денег есть?» — «Да у меня денег только три копейки». Потом и говорит: «И поесть хоцетсы, и покурить». Вот лавошник дал ему трубоцьку и хлеба фунта три, и дал табаку, и спичек. «Вот тебе, служивый, за три копейки всево».
Служивый благодарил лавошника и пошел Вышел он за город, сел на камешок, и закурил он эту трубочку. Сидит покуривает в эту трубоцьку, любуется. Вдруг подходит к ему старой старик. «Здравствуй, служивый!» — «Здравствуй, дедушко!» — говорит, служивый, трубочки покурить!» — «Пошел ты, старой чёрт, я сам сейчас купил, не могу налюбоваться на ею!» Старик привязался не путём Божиим: «Давай, покурю!» — и шабаш. Салдат, делать нецево, дал старику трубоцьку. Этот старик фукнул трубочку в сторону — не видали, куда улетела. Салдат заругалсы, заматюгалсы на мужика. Так делать нецево, стал с горя и пошел. А старик сзади и говорит: «Служивой! Пойдёшь, тебе попадётсы чурбачок, возьми этот чурбачок и положь в ранец». Салдат вниманья не берёт на старика, тужит и только. Жаль ему трубочки. Так продолжает себе дорожку дальше и дальше. Вдруг катитсе этот чурбачок этому салдату прямо навстречу. Салдат с удивленьем посмотрел на чурбачок. «Што это за чурбачок? Давай положу ево в ранец, может быть, он мне и подействует». Взял этот чурбачок и положил в ранец.
Викторина по русским народным сказкам для учащихся начальных классов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Викторина по русским народным сказкам.
1.Одно из имен Василисы (Премудрая, Прекрасная.)
2. Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит?
3.Имя царя, пославшего Ивана-царевича за жар – птицей? (Берендей).
4.Яблоки, дающие молодость? (Молодильные).
5.Дерево, чаще всего встречающееся в сказках? (Дуб).
6.Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч).
8.Прозвище Никиты, что спас Киев от змея? (Кожемяка).
9.«Скачет по ельничку, скачет по березничку.
С дерева на дерево поскакивает.» (Морозко).
10.Кот в русских народных сказках (Баюн).
11.Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
12.Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга).
13.Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса. (Леший).
14.Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).
15.Нечистая сила неизвестного пола: « не то баба, не то мужик». (Лихо Одноглазое).
16. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).
17. Как называлась сказка, в которой в одну из комнат не разрешалось входить? (Марья Моревна).
19. В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз –поцелуй царевны и женитьба на ней?(Сивка-Бурка).
20.В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость. (Заячья избушка).
21.Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).
22.Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок).
23.Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок).
24.Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
25.Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста? (Пузырь)
27.Что является высочайшим достижением общепита? (Скатерть-самобранка).
29.По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей. (За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)
31.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей. (Василиса Прекрасная).
32. Гуси-лебеди летят,
Унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем
От Яги домой добраться? (Печь, яблоня, река).
33. Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка).
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне-
И женился на царевне. (Емеля).
35. Позовите Сивку-Бурку!
36.Как звался первый летательный аппарат? (Ступа).
37. Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем. (Жар-птица).
38.В какой сказке говорится об ограниченном приеме членов в кооператив? (Теремок).
39.В какой сказке говорится о деятельности хозяйств, где недостаток техники компенсируется количеством рук(лап) при очень большом урожае?(Репка).
40.Сколько человек тянуло репку? (Три).
41.По какому блюду катится наливное яблочко? (Серебряному).
44.Герой, какой сказки 5 раз рисковал своей жизнью, а на 6 раз погиб? (Колобок).
45.Колотил да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом. (Лиса и журавль).
46. «Не лютый зверь умчал в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко». (Снегурочка).
47.В какой сказке живут два шагающих ведра? (По щучьему велению).
48.Кто и с кем устроил дележ: «Твои вершки, а мои корешки!»
«РУССКАЯ СКАЗКА» Анкета.
Выберите правильный ответ
1. «Скоро сказка сказывается, да не скоро. » Что дальше?
2. От кого ушёл Колобок?
От бабушки с дедушкой
От внучки с Жучкой
3. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в.
4. Серый Волк помог Ивану Царевичу добыть.
Жар-Птицу, златогривого коня и Елену Прекрасную
Жар-Птицу, златогривого коня и Бабу-Ягу
Роликовые коньки, попугая и водяной пистолет
5. Кто из этих зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, отчество Потапыч,
6. Что Баба-Яга делала с маленькими детишками?
Читала им сказки и давала пирожков на дорогу
. в подушечке для иголок, подушечка в шкатулочке, шкатулочка на полочке
игла в сейфе, сейф в банке, банк в Швейцарии
игла в утке, утка в зайце, заяц в сундуке
Не примазался ли тут кто-нибудь лишний?
9. Сколько козлят слопал волк в сказке «Волк и семеро козлят»?
Семь козлят и маму-козу впридачу
10. Отчего растаяла Снегурочка?
Прыгнула через костёр
Прислонилась к горячей печке
Загорала на солнце без панамки
11. Как Емеля рассмешил Царевну Несмеяну?
Строил ей глупые рожи
Защекотал до полусмерти
Въехал во дворец на печке
12. Как Пузырь, Соломинка и Лапоть задумали переплыть реку?
Пузырь и Соломинка сели в Лапоть, как в лодку
Соломинка перекинулась через реку, как мостик
Дождались ветра и полетели на пузыре, как на воздушном шаре
13. Кто из этих красавиц мог за одну ночь сшить рубашку, испечь каравай и соткать ковёр?
14. Как мужик в знаменитой сказке разделил гуся?
А в рот не попало. Усы слиплись!
Викторина РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
1. Каков излюбленный прием русских народных сказок?
2. В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»?
3. Куда упала стрела старшего сына из сказки «Царевна-лягушка»?
на купеческий двор
4. Василиса Прекрасная в трудную минуту обращалась за советом.
5. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути.
молочную реку — кисельные берега
6. Кто во всем помогал Крошечке-Хаврошечке?
7. «Битый небитого везет. ». Из какой сказки эти слова?
«Волк и семеро козлят»
«Лисичка-сестричка и серый волк» (+)
8. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»?
9. В какой из этих сказок высмеивается жадность?
«У страха глаза велики»
«Как мужик гусей делил»
10. Какое вознаграждение за работу обещалось девушке в сказке «Как поп работницу нанимал»?
11.Сказка об ограничении права квартирантов в жилых кооперативах.
12.Сказка об экологической роли волков как санитаров по уничтожению парнокопытных.
Волк и семеро козлят (+)
13.Сказка о недостатке материальных средств жителей российской деревни.
14.Сказка об избыточном употреблении нитратов при выращивании овощей.
15.Сказка о несовершенном методе выпечки хлеба.
16.Петушок на дворе нашел бобовое зернышко. Хотел проглотить и …
17.Сколько животных встретилось Колобку?
18.Почему медведь, лиса, заяц и волк не смогли съесть бычка? (сказка «Бычок — смоляной бочок».)
Бычок сумел убежать
19.Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути?
20.Поселилась в Теремке Мышка-норушка. А кто поселился в Теремке третьим?
21.Чье копытце, полное водицы, попалось сестрице Аленушке и братцу Иванушке на пути первым?
22.Кого первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди», отправившаяся на поиски брата?
24.Куда ездили Иван и его братья биться с чудом-юдом в сказке «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»?
25.Из какого дерева был построен летучий корабль в одноименной сказке?
“ Лучший знаток сказок”
А теперь узнаем. Кто лучше всех прочитал сказки. Ответ к вопросам вы найдёте в самих текстах сказки.
1. Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
2. Что кричал петушок, сидя на спице?
3. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал с укоризной?
4. Что молвила третья сестрица?
5. Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал?
6. С какими словами обращается старик к золотой рыбке?
7. Какими словами начинается “ Сказка о рыбаке и рыбке”
8. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает “ Сказку о Золотом петушке”
9. Каким был лоб у Балды?
10. Где поп встретил Балду?
11. У кого в лесу живёт царевна?
12. Назовите кличку собаки семи богатырей.
13. Назовите кличку собачки семи богатырей
14. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны?
15. Что подумала царевна о хозяевах терема?
16. Почему богатыри сразу поняли, что царевну принимали?
Конкурс “Узнай от кого пришли телеграммы”
— Нам герои сказок отправили телеграммы. Давайте отгадаем от кого они.
1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.
2. Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.
3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.
4. Приеду с подарками, так как наткала я полотна.
5. Очень жаль приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети оба наших сокола”.
6. Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.
7.Назовите заглавие сказок.
Ах, отец, я очарован
На балах среди придворных
Не встречал красы такой. (Золушка)
Иду на ногах, в красных сапогах,Несу косу на плечах.
Хочу лису посечи, Пошла, лиса, с печи. (Заюшкина избушка)
Бабушка внученьку очень любила,
Девочка имя забыла свое.
Кто отгадает, как звали ее? (Красная шапочка)
Я родилась в цветке прелестном.
И труден, к счастью, был мой путь.
И каждый, видно, догадался –
Меня … зовут. (Дюймовочка)
А я родился странной
И ласково приветил
Был я в море в бочке брошен
И отцом своим забыт,
Но на остров неизвестный
Был волной морской прибит.
И на острове на том теперь правит… (Князь Гвидон)
1.Сколько богатырей в «Сказке о царе Салтане…»? (33)
2.Какой предмет всегда говорил правду и за это был разбит? (Зеркало)
3.Как сумел унести коня Балда? (сел на лошадь)
4.В какой сказке был удачливый старик-рыбак, но ему не повезло со старухой?
5.Кому принадлежал этот предмет? Красивое, наливное, румяное; но от самого маленького кусочка можно было отравиться. (Злой царице из «Сказки о мертвой царевне…»)
6.Какое дикое животное помогало добывать драгоценные камни и золото? (Белка)
7.В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? (Сказка о золотом Петушке, петух)
8.Какая царица околдовала царя Дадона? (Шамаханская царица)
из какой сказки эти строки? Ты прекрасна, спору нет. Но живет без всякой славы средь зеленые дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей.
9.В кого превращался Гвидон? (муха, комар, шмель)
какую песню пела белка? (Во саду ли, в огороде…)
10.Какую плату попросил Балда за работу? (Три щелчка в лоб)
11.На какой остров вынесла волна бочку с царицей и Гвидоном? (остров Буян)
12.В каком стихотворении ученый кот пел песни и рассказывал сказки? (У лукоморья дуб зеленый…)
9. «Сестрица Аленушка и …»(братец Иванушка)
10. «Иван-царевич и…»(серый волк)
11. «Волшебное…» (кольцо)
12. «Лисичка-сестричка и…»(серый аолк)
14. «Принцесса на…»(горошине)
18. Василиса…» (Прекрасная)
1 – …По амбару метен,
По сусекам скребен,
Я от бабушки ушел… (Колобок).
2 – Битый небитого везет,
Битый небитого везет! (Волк.)
Погоняй, не стой. (Лиса.)
4 – Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли. (Сестрица Аленушка.)
Как колоть дрова: советы опытного дровосека
Многим нравится наблюдать за живым пламенем, поэтому весьма востребованным является установка дровяных каминов на дачах и в частных домах. Дело это непростое, но при желании с установкой камина можно справиться. Но даже если камин уже установлен, то растопить его без топлива не получится. Поэтому владельцам дровяных печей будет полезно узнать, как правильно колоть дрова.
Наверное, многие удивятся вопросу, как колоть дрова. Ведь в этом процессе, казалось бы, нет ничего сложного. Нужно просто махать колуном, раскалывая чурбачки на ровные чурочки, которые поместятся в топку камина. Однако столкнувшись с необходимостью рубки дров на практике, многие сталкиваются с трудностями. Разберемся, как колоть дрова правильно, чтобы эту достаточно тяжелую работу можно было сделать легко и быстро
Проще всего посмотреть, как колоть дрова, на видео. Но и устные советы опытного дровокола никогда не будут лишними. Поэтому остановимся подробно на каждом этапе этого непростого, но увлекательного дела.
Если у вас есть баня или камин в доме, то умение правильно колоть дрова вам обязательно пригодится. Конечно, можно не утруждать себя и купить уже готовые, колотые дрова, но ведь это такое удовольствие — помахать на свежем воздухе топором, вдыхая запах свежей древесины, получить заряд бодрости и положительной энергии.
Да и в походе это умение может понадобиться. А раз так, то нелишним будет узнать все секреты рубки дров (см. Какие дрова лучше).
Что нужно для колки дров?
Колода
Топор или колун
Опытные дровоколы почти всегда выбирают для колки дров тяжелый и тупой топор — колун, особенно если стволы напилены длинными чурбаками.
Чтобы махать им, нужна физическая сила, но зато колун под действием собственной тяжести лучше расщепляет чурбак. Его тупое лезвие не застревает в древесине, а работает как клин.
Но и топор не стоит задвигать далеко в угол — им проще колоть короткие чурки и свежие, сырые, недавно спиленные дрова. К тому же он обязательно понадобится вам для того, чтобы наколоть щепу для растопки.
Как рубить дрова правильно?
Несмотря на кажущуюся простоту процесса, нужно знать, как правильно колоть дрова, чтобы и не переутомиться физически, и не поранить себя или окружающих. Кроме этого, от того, какие поленья будут выходить из-под вашего топора, зависит то, как хорошо и долго они будут гореть.
Описание процесса
Чтобы легче было справиться с работой, придерживайтесь следующего порядка действий:
Совет: не нужно прикладывать много сил, опуская колун на чурбак. Просто поднимите его над головой и опустите с разгоном — тяжести самого колуна достаточно для того, чтобы он сделал свое дело.
Техника безопасности
Какими должны быть поленья?
Если вы не хотите, чтобы дрова сгорали слишком быстро или сгорали не до конца, оставляя головешки, то толщина поленьев должна составлять 7–10 сантиметров. Как расколоть дрова, чтобы они получились именно такими?
Это зависит от толщины чурбаков. Тонкие раскалывают пополам на две плахи, а затем каждую — еще раз пополам, получая так называемые четверики.
Толстые чурбаки придется расколоть на восьмерики, то есть располовинить каждый четверик. Если же вам попались очень толстые бревна, то пополам раскалывают и каждый восьмерик, но не по радиусу, а поперек, чтобы образовалось два полена меньшего размера: одно трехгранное, второе четырехгранное.
Плахи (половинки чурбака) можно расколоть не на две, а на три трехгранные части (или две трехгранные и одну четырехгранную), чтобы получить поленья нужной толщины — шестерики.
Совет: дрова легче всего колоть, когда они сухие, а вот сырые дрова лучше колоть, если они полежат на морозе. Если нет срочной необходимости, не спешите колоть только что напиленные сырые чурбаки — пусть они подсохнут или полежат до зимы под навесом.
Как хранить дрова?
Не стоит складывать дрова в поленницу (см.Дровница своими руками) сразу после их рубки. Если стоит солнечная сухая погода, пусть они полежат под открытым небом горкой, даже если поленья изначально были сухие. Если погода портится, их нужно накрыть брезентом, а лучше сразу уложить наколотую горку под навесом, чтобы неожиданный дождь не застал вас врасплох.
Сложенные в аккуратную поленницу дрова могут лежать без потери качества несколько лет. Если во время колки дрова были совсем свежими, то начинать их использовать лучше всего через год.
Надеемся, что наши советы помогут вам наколоть дрова быстро и при этом не переутомиться. Берясь за колку дров в первый раз, не стремитесь сразу поставить количественный рекорд. Иначе на следующий день вы можете проснуться с болью в мышцах и кровавыми мозолями на ладонях.
Методическая разработка по русской родной литературе по программе Н.Беляевой на тему «Сказы и сказки Нижегородской земли»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сказы и сказки нижегородской земли
С.В. Афоньшин Сказ «Про Семена-ложкаря» (текст см.приложение 1,2)
Страна мастеров, не всегда ладивших с государством, край рыжей земли и темных лесов, источник вдохновения для резчика по дереву XVI века… Эта земля на Средней Волге, лежащая в тени богатого, уверенного в себе Нижнего Новгорода, оказалась сценой для истории талантливого человека …
Основное содержание урока. Понятие о сказе, отличие сказа от сказки. Отражение в сказе нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Семен-Ложкарь — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.
У обучающегося будут сформированы:
Осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду
процедурам смыслового и эстетического анализа текста литературного сказа; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; осмыслять ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о нижегородском крае
организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Проверка домашнего задания
— Как вы озаглавили части текста?
-Что лежит в основе ваших заглавий: тема или основная мысль? Аргументируйте свой выбор.(Варианты заголовков в приложении 9)
Биографическая справка о С.В. Афоньшине(сообщение подготовленного ученика).
действия и определенные облики минувшего прошлого
Присутствие фантастических существ и помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную жизнь человека
Присутствие фантастических существ и помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную жизнь человека
Сюжет: похищение, путь героя, сражение с врагом, победа, награда
это жизненная история и конец порой может быть неожиданным.
События и герои не конкретизированы, обобщены(«Тридевятое царство», «Иван», «царевич» и т.п.)
Сказ повествует о реальных событиях, в центре которых – яркая, самобытная личность, чья судьба воспринимается как исключительная, почти фантастическая история.
В сказке повествователь не свидетель и не участник повествования
Сказ – более поздний фольклорный жанр. В нем присутствует личностная оценка и авторское начало.
В сказке самое главное — действо.
Сказ – преимущественно оценочное повествование.
Художественное воспроизведение быта и нравов нижегородцев XVI века.
Своеобразие языка сказа.
к какому жанру относится текст «Про Семена-Ложкаря»?
— Выявите черты сказа в тексте С.В.Афоньшина «Про Семена-Ложкаря». За-
полните примерами из текста цитатную таблицу:
действия и определенный облик минувшего прошлого
Присутствие фантастических существ и помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную жизнь человека
Сказ повествует о реальных событиях, в центре которых – яркая, самобытная личность, чья судьба воспринимается как исключительная, почти фантастическая история.
Сказовый стиль ориентирован на обиходный этнический говор
Сказ – преимущественно оценочное повествование.
Особенности языка сказа
-Что можно сказать о языке сказа «Про Семена-Ложкаря»? Отличается ли язык сказа от языка сказки?
Групповая работа:
Значение слова в современном языке
ярмо, бояре, опричники, пушкари, стрельцы, дыба, застенок
Группа 2. Прочитайте 2 главу текста.
Озаглавьте этот отрывок. Составьте лексические и историко-культурные комментарии
к словам и выражениям кулига, лучина, ушат, сам-третей, скобелёк, баса, короб, ставни, сермяга, кацавейка, холоп, басурманы, обозники.
Что подчёркивает автор употреблением слов каждой группы? Можно ли установить связь содержания фрагмента текста и лексики, в нем употребленной?
Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер устаревшие слова придают тексту.
Значение слова в современном языке
кулига, лучина, ушат, сам-третей, скобелёк, баса, короб
ставни, сермяга, кацавейка, обозники
Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер устаревшие слова придают тексту.
Значение слова в современном языке
вываживать, посулы, курная изба, сулить
сафьяновые сапожки, кичка, надсада
Группа 4. Прочитайте 4-6 части текста. Озаглавьте эти отрывки. Какие элементы сюжета делают текст похожим на сказку? Какими деталями автор показывает неразрывную связь народа с природой?
О б о б щ а ю щ и й в о п р о с:
«Размышляем о прочитанном».
Какие черты быта и нравов народа нижегородского отразились в сказе?(базовый)
Как отразились народные идеалы и исторические события в сказе С.В.Афоньшина? (повышенный)
В чем красота и мудрость нижегородского народа? (высокий)
И т о г о в ы й в о п р о с:
Какую художественную цель преследовал С.В.Афоньшин, создавая Сказ «Про Семена-Ложкаря»: пересказать сюжет легенды о рождении города Семенова; показать быт и нравы наших предков; доказать, что нижегородский нард внес неоценимый вклад в борьбу с захватчиками; провозгласить свободу нижегородского народа от власти и необходимости служить власти? Аргументируйте свою позицию. (форма контроля: письменный ответ на вопрос; критерий оценивания(дополнительно): количество использованных слов в ответе, связность, логичность)
Домашнее задание
письменно ответьте на вопрос « Что можно рассказать о народе нижегородском, используя текст «Про Семена-Ложкаря» С.Афоньшина?»,обоснуйте свою точку зрения, подтверждая цитатами из текста.
письменно ответьте на вопрос «каковы художественные особенности сказа?» Из выписанных из текста «Про Семена-ложкаря» устаревших слов сделать словарь, используя иллюстрации, выполненные ребятами(коллективный проект для защиты на итоговом занятии по разделу)
письменно ответьте на вопрос «какова роль фольклорных текстов для читателя XXI века?». Выполните групповой учебный проект «Памятник Семену-Ложкарю».
Сходство и различия жанров сказа и сказки
Понятиям «сказ» и «сказка» дал начало один глагол – глагол «сказывать», полноту значений которого прекрасно объясняет В.И. Даль: «говорить», «изъяснять», «извещать», «молвить» или «баять», «сообщать», «повествовать». Оба термина относятся к устному народному творчеству, и объединяет их фольклорная основа. Герои как сказа, так и сказки могут быть реальными или вымышленными, даже волшебными. Однако, сказ и сказка – это всё же два разных литературных жанра, имеющих индивидуальные жанровые черты.
Сказка — это вымысел, где четко отражаются действия, обстановка и два измерения которые связывают воедино мир людей и мир фантастического вымысла – что-то что трудно вообразить умом, как например «тридевятое царство» которое находится в непонятном для обычного человека месте и окутанное тайнами, загадками.
Сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики. Павел Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного». Этот жанр, в отличие от сказки, повествует о действительных событиях и конкретных лицах недавнего прошлого. Сказ «рождается вместе с событием, в котором принимает участие народ…». Сказовый стиль ориентирован на обиходный этнический говор: «и белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красно солнышко обрадует». В некоторых эпизодах сказитель использует фантастические элементы, чтобы украсить и заинтересовать своих слушателей. Присутствие фантастических существ и порой непонятных помощников, обладающих чудесными силами, которые вмешиваются в обыденную жизнь человека сближает жанры сказки и сказа.
Особую роль в сказах и сказках играют волшебные герои. Волшебные предметы в сказках (скатерть – самобранка, клубок, кожа лягушачья, коверсамолет и т.п.) помогают героям в их трудной борьбе со злыми силами. Сказы тоже «населены» фантастическими существами, «ответственными» за сохранность земных недр. Например, сокровищами Медной горы ведает могущественная чародейка, которую так и именуют — по месту обитания — Хозяйкой Медной горы. Всё золото Урала находится во власти огромного змея — Великого Полоза. Образы этих существ в сказах Бажова воплощают несказанную мощь и богатство природы с её бесчисленными загадками и тайнами. Лишь немногим дано понять «душу» природы, только избранные способны «говорить» с грозной стихией на её «языке» и получить «доступ» в лоно её сокровищ.
« Про Семена ложкаря »
По обширной и доброй земле бежала река, такая широкая в длинная, что люди, жившие по одну ее сторону, не знали обычаев населения другой стороны, а племена, обитавшие у истоков, не ведали, какие народы населяют земли в ее низовьях. От правого берега реки до теплых морей и высоких гор простирались владения грозного царя, его бояр и опричников, а на другом берегу был сосново-березовый край, ничейная и свободная земля под дремучими лесами. А жил на ней мастер-умелец по кленовой и березовой ложке, « Семен-Ложкарь » по прозвищу. С ним в соседях вокруг мордва, мещера да мурома, звероловы да хлеборобы русские, что с правого берега от ярма и неволи сюда попрятались. Жил Семен-Ложкарь в просторной черной избе над дикой лесной речкой Санахтой со своей Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем успевали они делать ложки кленовые и березовые далеко на все стороны, да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали да прихваливали! И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья, да на его беду дошла она до царской вотчины.
А грозный царь в ту пору в своей столице сидел, с боярами думу думал, с опричниками по церквам да монастырям молился, а между важными делами пировал и бражничал.
Вот один раз натешившись пирами да молитвами, выдумал грозный царь воевать сразу на три стороны — с крымским ханом, турецким султаном и ливонскими рыцарями и баронами. Людей в войсках у царя было много — пушкарей, и стрельцов, и конницы. Пушек да пищалей на пушечном дворе понаделали, пороху, свинцу и ядер тоже вдосталь было. Всяких припасов в царских войсках хватало, вплоть до котлов, в которых воины кашу да похлебку варили. А вот ложек, коими русские люди испокон веку щи и кашу ели, у царя в запасе не было. В те времена простые люди, что жили вокруг царской столицы, в каждой семье сами для себя ложки выскабливали, а знатные люди — князья да бояре — серебряными ложками похлебку и всякое варево хлебали. Вот поэтому-то грозный царь и опростоволосился: войну начал сразу на три стороны, а ложек у воинов не было. А горячая еда да крепкая ложка в войне — не последнее дело!
Задумались бояре и опричники — дело это за длинным столом на царском пиру было. Но был среди них злой опричник Скирлибек. Вот и вызвался тот Скирлибек разузнать и разведать, в каком углу царства мастера-ложкари притаились.
В кабак у столичной заставы зашли в ту ночь два бродяги Шиш и Ярыга, два друга. Исходили они Русь вдоль и поперек, на царской службе и кнута и дыбы отведали, а не остепенились. Сидели они за столом, хмельное пили, севрюжиной закусывали и друг перед другом всякой всячиной похвалялись. Подсел к ним тут Скирлибек и стал допытываться, где бы ему мастеров-ложкарей для царя подыскать.
Ярыга и Шиш ответили, пусть, мол, боярин сначала кошельком тряхнет да хмельное поставит, а за отплатой дело не станет.
И сказали они Скпрлибеку, как разыскать искусника и умельца Семена-Ложкаря в заволжских лесах.
Тут опричник Скирлибек мешкать не стал, кликнул своих слуг да друга Ваську Васмана. Оседлали они коней и поскакали из столицы по Владимирской дороге искать за Волгой Ложкаря-Семена.
Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди Сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельном нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.
А опричник Скирлибек с дружком Васькой Басманом и стремянным той порой уже за Волгу переплыли и скакали лесными дорогами в край заволжский сасново-березовый. Раным-рано поутру спешились опричники у Семеновой избы и в ставни стукнули. Недолго отклика ждали, вышли из избы все трое — и Семен-Ложкарь, и жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и дивятся на незваных гостей. На Семене сермяга внакидку, березовые стружки в курчавых волосах и бороде понасели, а Катерина в домотканом сарафане да кацавейке овчинной. Не шибко нарядной и Авдотка из избы выскочила — в рубашке льняной, розовой, высоко пояском подпоясана, на голове платок холстинковый узелком завязан, на ногах лапотки. Но загляделись на нее опричники, а пуще всех царский слуга Скирлибек. С большой неохотой оторвал он свои взгляд от девчонки Авдотки и грозно спросил Ложкаря:
— Чей ты раб и холоп, как прозываешься и на какого господина работаешь?
Мужик ответил опричнику, что с тех пор, как помнит себя, ничьим рабом и холопом не бывал, отца с матерью не упомнил, прозывается Семеном-Ложкарем, работает на всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками, как басурманы какие, а с кленовой и березовой ложки. Скирлибек на это Семену сказал, что всех ничейных людей грозный царь к своим рукам прибирает, был ты ничей, а теперь стал царским. И объявил опричник грозный приказ о том, чтобы к концу зимы Семен-Ложкарь сделал для царя сто сороков ложек кленовых, а березовых во сто раз больше. Да сделал бы сначала кленовые — для царских воевод и опричников, для попов и святых отцов-монахов, что за здравие царя молятся. А после кленовых ложек принимался бы за березовые — для простых бойцов: стрельцов, пушкарей и казаков, для работных людей, кои крепости строят и пушки отливают. Так сказал Скирлибек-опричник Семену-Ложкарю, первому мастеру по деревянной ложке. Да еще для страха прибавил, что если Семен царский заказ не исполнит, то его самого царь угонит на край земли за Каменный пояс медь и свинец добывать, а жену с девчонкой отдаст в неволю самому злому и распутному опричнику.
На такие страхи Семен спокойно ответил, что наделать столько ложек, сколько царь повелел, не ахти как мудрено, лишь не подвела бы хвороба да хватило бы вокруг берез и кленов.
Когда наелись и передохнули кони, опричники в обратный путь к царской столице ускакали, а Семен-Ложкарь с того дня сам-третей крепко за дело взялся и к концу зимы выполнил царский заказ по кленовым и березовым ложкам. Кленов вокруг осталось мало, а березняк так поредел, что сквозь него видны стали редкие поселения хлеборобов и звероловов, живших по соседству с Ложкарем. Перед весенней распутицей, по последней зимней дороге к Семену царские обозники с думным дьяком приехали, пересчитали готовые ложки, погрузили на подводы и увезли к царю. Семен-Ложкарь с женой и дочкой у избы стоял, вслед обозу глядел и долго слушал, как скрипят по насту сани да звенят на конях бубенцы.
Когда прибыл обоз с ложками на царский двор, грозный царь приказал выдать по кленовой ложке всем боярам, воеводам, опричникам и атаманам, а простым бойцам — стрельцам, пушкарям и казакам по две березовых. И стало у простых воинов за каждым голенищем по ложке: одна коренная, другая запасная.
Дело задерживалось только из-за ложек, поэтому в тот же день все царские полки в поход выступили, пошли воевать сразу на три стороны — с турками, крымчаками и ливонцами. Войскам грозного царя в той войне поначалу везде удача была, во всех трех сторонах они быстро занимали иноземные города и праздновали победу за победой. После каждой победной битвы русские воины садились у котлов, доставали из-за голенища кленовую либо березовую ложку и принимались за еду.
Поглядеть на бойцов собирался иноземный народ и дивился на них и на деревянные ложки, которыми они так ловко любую еду хлебали. Самые смелые из чужеземцев подходили ближе к котлам и просили дать им попробовать поесть с березовой ложки. А поевши, говорили, что есть с такой ложки очень сподручно и вкусно. Потом пробовали есть ложками воевод, атаманов и боярских сынков, а попробовавши, находили, что с кленовой ложки кушать еще ловчее. Понравились иноземцам деревянные ложки еще тем, что при еде не обжигали губы, как серебряные, а после еды не зеленели, как медные.
Наевшись каши, царские бойцы-молодцы начинали веселье. Лихие музыканты на ложках плясовую играли, а плясуны пели и плясали. Побежденный народ иноземный глядел и любовался на русских воинов и завидовал житью под грозным царем. Чужеземцы так думали, что русские люди у себя дома только то и делали, что у котлов с кашей сидели, на ложках музыку играли, песни пели да плясали.
И прошла великая слава о деревянных ложках по всем странам, с которыми грозный царь воевал, — по Крыму, по Туретчине и Ливонии. Дело дошло до того, что там простой народ бунтовать начал: « Не хотим войны с народом, который умеет делать такие чудесные ложки! Подайте нам ложки, которыми можно, не обжигаясь, любую пищу хлебать и, не отходя от котлов, музыку играть, чтобы петь и плясать! » Что дальше, то больше бунтовал народ во всех трех сторонах. Напугались народного гнева ханы, султаны, рыцари и бароны и послали грозному царю послов насчет мира договариваться. Те послы перед царем явились и сказали, что их правители согласны на скорый мир, все занятые города и земли за ним оставить, если он, грозный царь, на деревянные ложки не поскупится.
Обрадовался царь, что скоро и выгодно закончить войну удалось, подписал грамоту о замирении, а послам насулил приписать ежегодно деревянных ложек, сколь их правителям надо. Довольные послы домой поспешили, правителей обрадовать и народ успокоить, а грозный царь в тот же день к себе Скирлибека вызвал. Когда опричник явился, повелел ему царь немедля за Волгу отправляться к тому Семену-Ложкарю, что для войск так скоро ложек наделал. « Пусть тот Семен-Ложкарь к концу каждой зиму припасет ложей кленовых и березовых в сто раз больше, чем для мово войска сделал. За тo дело награжу его так, как никого в своем царстве не жаловал! »
Вышел Скирлибек на царский двор, свистнул своих стремянных да дружка Ваську Басмана, оседлали они борзых коней и поскакали ватагой по Владимирской дороге. Не один день, не одну ночь мчались опричники от царской столицы на восход солнышка сквозь леса муромские. Через Волгу у града Новгорода Нижнего переправившись, еще ночь ехали и добрались наконец до края сосново-березового, где жил Семен-Ложкарь.
Встречать незваных гостей хозяин опять сам-третей из избы вышел, оба с женой приветливые, а дочка Авдотка за год повыросла и стала еще пригожее.
Прочитал Скирлибек ложкарю царскую грамоту, а от себя прибавил, что если Семен то дело не исполнит и ложек, сколь надо царю, к сроку не припасет, то его самого за Каменный пояс угонят свинец и медь из земли добывать, а бабу с дочкой самому злому татарину в неволю отдадут либо на самое непотребное дело определят.
Задумался Семен-Ложкарь, бороду в кулак ухватив, жена Катерина поскучнела, а дочка Авдотка утешает: « Не кручиньтесь, родные, хватало бы вокруг берез да кленов — наделаем царю ложек, сколь ему надо! »
И засел Семен всей семьей за работу. А Скирлибек, пока стремянные коней вываживали да кормили, к Авдотке подсел и, глядя на то, как ловко она ложки ножичком зачищала, начал ее в царскую столицу сманивать — жить в тереме, наряжаться в парчу и шелка, носить шубку из соболей сибирских. На такие хитрости и посулы Авдотка ответила: « С родным отцом да матушкой мне и в курной избе неплохо, а одежду себе сама припасу: ленку напряду, холстинки натку, сама рубашку сошью — не хуже и шелка будет! »
Покосился опричник на розовые плечики и рукава Авдоткиной рубашки, на ее проворные и ловкие руки и снова манит с собой, сулит обуть в сафьяновые сапожки, а на голову — дорогую кичку, золотом расшитую, алмазами осыпанную. Но и на эти посулы Авдотка умный ответ нашла: « По родной земле не худо и в лапотках ходить — всей ножке тепло, пальчикам просторно, а головушку самотканым платочком принакрою ».
Скосил глаза Скирлибек на русую головку Авдотки и ни слова больше не молвил.
В тот же день уехали опричники в обратный путь, царю обо всем доносить, награду за службу просить, а Семен-Ложкарь с женой и дочкой еще сердитее за работу принялись и под конец зимы выполнили царский урок по кленовым и березовым ложкам.
Но клена и березняка вокруг осталось совсем мало, на месте березовых лесов появились пустоши с пеньками, а по краям сосняк вековой да ельник дремучий. Приехали царские обозники, пересчитали ложки, погрузили на сани и в царскую столицу увезли, а Семен, не отдохнувши, опять за ложки принялся. Работал без отдыха, похудел мужик, обтрепался, обносились оба с бабой, только Авдотка, как всегда, цветочком выглядела. Льна и жита Семену посеять стало некогда, хорошо, что народ из соседних лесных поселений помогал, иначе пропала бы с голоду вся Семенова семья. Наказал Семен обозникам и дьяку сказать царю, что он на царской работе с голоду и надсады умирает, но когда те в столицу вернулись, грозного царя уже в живых не было. Поиграл он как-то на масленице с одним боярином в шахматы и проигрался. Расстроился царь и со зла да обиды со стула мертвым упал. Все бояре и опричники большой толпой, как мыши кота, грозного царя хоронили.
Так вот поработал Семен-Ложкарь еще лето да зиму, все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил — дерева не хватило.
Перед весной опять приехали царские обозники, погрузили на подводы, что было наделано ложек и в обратный путь тронулись. Семен не посоветовал им впредь за ложками приезжать, потому что березняка вокруг совсем не стало.
Но весной, как только снег растаял, лиходей Скирлибек явился опять с дружком Васькой Басманом и стражниками. Под видом царской немилости Скирлибековы стражники заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать.
А Скирлибек с дружком Басманом тут остались. И Семенову избу сожгли, а Катерину с Авдоткой с собой повели. Мать с дочкой впереди шли, кони им в затылки горячим дыхом дышали, копытами на пятки наступали, а дружки-опричники, сидя в седлах, своему злому делу радовались. Вот улучила Катерина минутку, когда опричники зубоскалили да по сторонам глазели, и шепнула Авдотке: « Беги, дочка, хоронись, у тебя ножки резвые, только лапотки сбрось. А я их задержу, разбойников! »
Смекнула это дело Авдотка и стала сначала на одну ножку припадать, потом на обе и, обернувшись к злодеям, сказала: « Не могу идти, ноги натерла, позвольте лапоточки снять! » Села девочка на дорогу, разулась быстренько, вспорхнула и полетела, как пичужка, редким лесом сосновым да еловым. А Катерина опричниковых коней за уздечки схватила, поводья перепутала, а опричникам в глаза песком швырнула, и никак они не могли от нее отцепиться. Авдотка тем часом что было силы лесом бежала, только розовая рубашка между деревьями мелькала. Когда устала да запыхалась девочка, у старой дуплистой ели остановилась, головкой к седому стволу прислонилась и просит: « Голубушка ель, сумрачное дерево, дремучие ветви, укрой Авдотку от опричников! » Закряхтела старая ель и в ответ проскрипела: « И рада бы укрыть тебя, девчоночка, только вижу я, бежит сюда злодей, боюсь, изрубит секирой меня, от ран изойду я душистой смолой, жуков да червей приманю, и источат они меня и тебя. Беги к сосне, авось она ухоронит! »
Качнула, шевельнула гордой вершиной сосна, заплакала, обливаясь горючей слезой-смолой и молвила: « Рада бы спрятать тебя, сирота-девчоночка, да боюсь, злодей с секирой сюда бежит, изрубит меня, слезой-смолой изойду, сама зачахну-высохну и тебя высушу, Беги на пустоши, не укроет ли старуха береза. Да торопись — погоня близко! »
Вспомнила тут Авдотка, что на вырубках, где березняк на ложки рубили, отец одну старую дуплистую березу не тронул. И пустилась она бежать к пустошам. А Скирлибек из глаз ее не выпускает, бежит, догоняет.
Добежала Авдотка до березы, обхватила руками: « Родная мать — береза, укрой Авдотку от царского опричника! » Ни слова не говоря, затрещала береза, дала трещину, дупло ее стало шире и больше. Юркнула Авдотка в то окно как синичка в гнездышко, а дупло стало суживаться, закрываться, да и совсем захлопнулось перед носом набежавшего Скирлибока.
Начал опричник березу саблей рубить. Где ударил, там мигом березовая губа — трутник вырастала. Рубил, рубил, а береза стояла живехонька и с каждым ударом новым трутовиком, как языком, Скирлибека дразнила.
Со зла и досады плюнул опричник и побежал назад Ваське Басману помогать. А тот от Катерины никак не мог отбиться: вцепилась худыми руками намертво, коней не оторвать и самому не отцепиться. Подоспевший Скирлибек ударил женщину по голове рукоятью сабли, когда упала она, вырвали опричники из рук ее поводья, вскочили в седла и ускакали прочь от своего злого дела.
Катерина день и ночь пролежала, на заре очнулась и к пожарищу своей избы приплелась. Долго сидела она на головнях родной избы, пугливо озираясь по сторонам, ощупывала руками окровавленное темя, словно проверяя, на месте ли ее голова.
Вдруг Катерина повеселела, засмеялась, присела, по-птичьи взмахнула руками, как крыльями, и закуковала кукушкой. Потом она долго ходила вокруг сожженного гнезда по березовым пустошам, заходила в редкие поселения того края и куковала.
Не все узнали жену и помощницу Семена-Ложкаря, и когда люди спрашивали, кто она и откуда, Катерина отвечала: « Я бездомная кукушка с Семеновых пустошей. Мы с мужем наделали для царя целые горы ложек, за это царские люди сожгли нашу избу, а Семена угнали за Камень. Не слыхали, не видели моего птенчика Авдотку? Говорят, что ее укрыла старая береза. Полечу к березе! » И снова Катерина взмахивала руками, приседала по-птичьи и куковала кукушкой. Соседи ложкаря — следопыты и звероловы — ходили на розыски. По следам и приметам дошли до старой одинокой березы, изуродованной множеством наростов и губ. Постояли, поговорили, подумали, а дерево молчало. Хотя и добрые пришли к ней люди, но тайны своей береза не выдала. А Катерина не переставала куковать. Так ходила она по окрестностям вокруг сгоревшей избы Семена-Ложкаря и куковала до зимы. Потом пропала неизвестно куда.
Прошла зима, а весна принесла с собою много чудес и диковин. Манит весной человека на новые земли, в другие края. Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубами пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши. Узнать, разведать, местечко облюбовать, где пеньки корчевать, землю пахать, лен да жито сеять. А над речкой Санахтой на сосновом бугре среди пустошей той весной поселилась кукушка звонкая, неутомимая. Без устали куковала она, летая по ближним и дальним вырубкам. Придет ли, приедет ли новый человек место для поселения выбирать, кукушку услышит, заслушается и невольно крикнет: « Кукушка, кукушка, сколько лет мне здесь жить? » Как начнёт куковать серая! Тот человек за полста насчитает, со счета собьется, а она все кукует, ворожит ему долгие годы жизни на этой земле. И стали быстро, одна за другой вырастать на Семеновых пустошах зимницы, избы и деревни новоселов. А кукушка каждую весну появлялась на сосновом бугре у Семенового пепелища, нежным кукованием заманивала людей поселиться и ворожила им долгие годы жизни на новоселье. И появились на Семеновых пустошах новые избы и деревни.
Одинокая и уродливая береза, что в своем дупле спрятала Авдотку, в ту же весну зазеленела пышным листом и нарядилась в длинные цветы-сережки. А под ней, из того места, куда со зла плюнул Скирлибек, вырос большой гриб-мухомор, нарядный и ядовитый, как царский опричник.
Когда сережки созрели, старуха береза тряхнула ветвями, а ветер подхватил посыпавшиеся семена и разнес их во все стороны по Семеновым кулигам и пустошам и дальше по просторам Заволжья. Через год из ее семян пробилось буйное березовое племя, наперегонки потянулось к солнцу, и выросли вокруг распаханных полей новые березовые леса. Люди со всех сторон не переставали прибывать и заселять Семеновы пустоши. А кукушка на бугре была жива и куковала каждое лето, обещая новоселам долгую жизнь на новом месте.
Лет через тридцать—сорок после того, как царские слуги сожгли избу и погубили Семена-Ложкаря, на Семеновы пустоши издалека пришел изнуренный старик. Когда его спросили, откуда он, старик отвечал: « Из-за Камня! » Когда спрашивали, чей он, старец отвечал еще мудренее « Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей! » И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря были целы.
Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки. Это было очень вовремя и кстати, потому что все ложки, которые он в молодости наделал местным людям, поломались и износились, а новых наделать было некому. Взрослые и дети пользовались самодельными ложками, грубыми и тяжелыми, которые царапали язык и губы. Зато ими было очень ловко драться, и озорники ребятишки, сидя за столом, не столько ели кисель и кашу, сколь стукали друг друга ложками по лбу. Только у старых людей хранились Семеновы ложки в укладах и сундучках как драгоценности. По большим праздникам хозяева подавали их на стол только для того, чтобы показать, и все гости дивились мастерству Семена-Ложкаря, которого царские стражники угнали на Каменный пояс.
Поработал старец Семен в своей избушке сколько-то дней и наделал ложек всем людям, от малого до старого, что жили между Керженцем и Волгой и даже дальше. Простой народ Заволжья стал обедать новыми ложками, радоваться возвращению Семена-Ложкаря и захотел перенять его мастерство. И потянулись к избушке старого ложкаря люди из близка и далека, учиться ложечному рукомеслу.
Старый ложкарь, не жалея сил, продолжал обучать людей делать ложки, а кукушка каждую весну прилетала на облюбованный бугор неподалеку от его избушки и без устали куковала, обещая людям долгую жизнь. И все, кто хоть раз появлялся на Семеновых пустошах, чтобы приглядеть место для новоселья, послушав кукушку, не раздумывая, строил избу, распахивая кулигу, сеял лен и жито. А пообжившись, чтобы не скучать от безделья долгой зимой, новоселец перенимал искусство Семева-Ложкаря. Так в сердце керженских лесов на березовых вырубках поблизости от Кукушкина бугра и Семеновой избушки быстро выросло большое селение Семеново, а далеко вокруг него — много деревень, где жили хлеборобы и ложкари.
Сосновый холм, на котором жила и куковала кукушка, призывая людей заселять Семеновы пустоши, народ навечно прозвал Кукушкиным бугром. Так он и до сейчас называется, а семеновские жители издавна полюбили проводить на нем веселые праздничные гулянья.
Искусница Авдотка, помогавшая отцу с матерью на всю Русь ложки делать, тоже не пропала бесследно. После того как старая береза, укрывшая девочку, расцвела и осеменила все Семеновы пустоши и все Заволжье, выросли здесь новые березовые леса. И стали ложкари примечать, что пеньки срубленных берез весной покрываются розовой накидкой, словно в розовую кофточку пенек одевается! Тогда старые люди, помнившие беду Семеновой семьи, сказали: « Это Авдоткины рукавчики на пеньках показываются, чтобы мы ее не забывали! » Продольный же шрам на стволах берез, укрывший либо дупло, либо нездоровую сердцевину, те старики называли « Авдоткиной хоронушкой ».
Здесь конец сказки про Семена-Ложкаря. За все беды, лишения и гонения от царя, за бескорыстную передачу в народ доброго и полезного ремесла сама земля и люди, не сговариваясь, надолго запомнили его имя. Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов, родина и столица ложкарного промысла.