чуров день какого числа
Почему 27 июля считается жутким днем и что нельзя делать на Стефана Чудотворца и Дозоры
Чуров день издревле считался у славян днём, когда поминали умерших предков. Но это не значит, что он был грустным и печальным. А всё потому, что отношение к смерти у славян было особенным.
Они искренне верили в то, что душа, покидая мир земной, продолжает жить в другом мире, и связь с умершими предками не прерывается. А порой они даже возвращаются в земной мир, правда, принимая уже другое обличье.
Назван так праздник в честь Чура – хранителя рода. С языческих времён так стали называть божество, которое защищало и оберегало не только членов рода, но и охраняло собственность. Также Чур помогал передавать семейные традиции от одного поколения к другому.
Что нужно делать в этот праздник
Благоприятный день для строительства забора. Ведь божество охраняет границы. Поэтому мужчины в этот день обычно начинали ставить границу между участками. Глава семейства ставил частокол, чтобы оградить свой участок либо делал насыпь.
Если забор или ограда уже стояла, тогда нужно было пройти по всему периметру, осмотрев владенья. При этом нужно было вести с собой какое-нибудь домашнее животное.
Обычно на каждом семейном участке устанавливалась фигурка. Она символизировала Чура. На праздник хозяева дома несли к этой фигурке дары. Это могли быть разные угощенья: свежий хлеб, молоко, овощи. Это действие помогало задобрить божество. А Чур в свою очередь потом награждал семью богатым урожаем и финансовым благополучием.
А чтобы Чур весь год по доброму относился к роду, нужно было около забора вырыть небольшую ямку и вылить в неё целый кувшин свежего молока.
Женщины должны были печь блины. Потом они собирали всю семью. Так члены семьи поминали усопших предков.
Чего нельзя было делать в Чуров день
Под строжайшим запретом были всякие конфликты. Ругаться нельзя было ни с членами семьи, ни с соседями. Нарушить этот запрет – значит привлечь в дом беду.
При установке забора нельзя было нарушать границы участка соседей. Нечестность также жестоко каралась божеством.
Нельзя было покидать дом. Нежелательно было даже ненадолго покидать своё имение, не говоря уже о дальних поездках и путешествиях.
Этот день считался серединой лета. А значит, к этому времени уже поспевал урожай, и амбары уже постепенно наполнялись. Однако именно в этот день приостанавливались всякие полевые работы. Категорически было запрещено жать. К тому, кто нарушал этот запрет, приходили духи умерших и пугали его.
Те люди, которые и сейчас хотят отметить Чуров день, могут тоже совершить несколько обрядов. Если нет возможности вырыть ямку и вылить туда свежего молока, то уж собраться за столом всей дружной семьёй и вспомнить предков и родственников, под силу каждому. Главное, чтобы на праздничном столе присутствовали блины. Во-первых, это традиционное славянское угощение.
Оно имеет круглую форму, что говорит о том, что и сама жизнь – это не прямая линия, а круг. То есть умершие всё равно когда-то вернутся на землю, но только в другом обличье. Это может быть дерево или камень, к примеру. Об этом рассказывает блог «Культ» на платформе «Яндекс.Дзен».
Чуров день какого числа
А мы планируем уже следующий круг, на Спас (2 августа)!
Подробнее тут
Чур – бог, охраняющий границы, охраняющий то, что внутри границ, защищающий от зла и напастей. Чур помогает не только оберегать нажитое, то, что внутри двора, что огорожено охранной межой.
Нажитое – это не только телеги да диваны, это и семья, и доход, и дети, и животные. Все, что вам дорого, что должно находиться под защитой постоянно. Мало ли, кто взгляд завистливый кинет и на чужое счастье позарится, нечего дурному черту охранную переходить.
Небольшие фигурки богов, стоящие в красном углу избы и большие на капищах – назывались чурами. Чур – материальное воплощение божественной силы, каждая из которых имеет свою направленность и определенное действие. Сила, она как запах или вкус, кому что ближе. Лада пахнет цветущими садами и клубникой. Леля – лилиями, ночной фиалкой и водой. Макошь – хлебом, вечером, молоком и запахом любимого человека, чистым-чистым, когда ты после бани, распаренная выходишь. Даждь пахнет солнцем, брызгами теплой воды и запахом земли после летнего дождя. Так и сила – у каждой свое направление, свое предназначение. А чур – как концентратор определенной силы в нужном месте. Вот и ставили чуры покровителей в доме, да тех, чью силу нужно было в дом да дела, семью да здоровье вплести.
Бог Чур – это сила защиты своего, дорогого тому, кто защиту ставит. Интересная история появления Чура во дворе. Согласно преданиям 27 июля надо было идти в лес и искать там ветку, похожую на человечка или корень. Забрать найденное домой, отмыть, призвать Чурову силу да вместе с фигуркой обойти свой участок по периметру. Неважно, насколько он большой, хочешь защиту – показывай Чуру межу, хоть пешим ходом, хоть на коне.
После Чуры ставились по углам двора, вкапывались в полях да угодьях. Чуры всегда смотрели лицом наружу, выглядывая опасность да отводя беду. На защиту человека Чур не вставал, только на защиту периметра, дома, территории, земли. Стоит вспомнить, что раньше злом считали все, что несет убыток дому или людям, живущим в нем: болезни, несчастливую любовь или плохую семью, бедность, в общем-то все, что мешало людям быть счастливыми.
В отличии от других богов, которые принимают самые разные материальные формы, Чур остановился на одной, воплощающей в себе его силу и замыкающей все защиты дома на себе – свой чур или чир. Оберег, который будет управлять всеми поставленными защитами в доме, помогать избегать конфликтов защит и закрывать дырки в оных.
На требы Чуру приносили домашнюю еду. Знак Чура:
Этот день – праздник для параноиков. В этот день все защиты становятся просто на «ура». Параноики могут замотать себя так, что мумии будут рыдать от зависти. Правда стоит помнить, что мы не параноики и нам надо дышать, двигаться, обмениваться не только эмоциями, но и энергией с окружающим миром. Чем больше защит, тем больше преград для коммуникации.
Лучшая из всех защит – это запереться на самом дальнем маяке без интернета и других способов коммуникации. Так о вас все забудут, и никто навредить не сможет, но разве такой жизни вы хотите? Нет, не такой точно. Поэтому подходите разумно, а не как обезумевшие мамаши, которые одевают на ребенка стотыщмильенов одежек, а ребенок орет, потому что ему жарко и плохо.
Чуров день – это время, когда работают с защитами. Причем с защитами не только поставленными, а направляют силу на защиту своего будущего, своих мечтаний и планов. В этот день их не выносят за границы защищенного, внутреннего пространства, делясь планами внутри близкого круга, строя совместные планы.
Отличное время, чтобы подновить имеющиеся защиты, найти Чура и привести его домой, замкнуть на него защиты, доверить ему управление защитами. Позвать Чура в дом могли и мужчина, и женщина, Чур не делает различий по полу. А вот показывать территорию, защитами которой надо управлять – лучше мужчине. Дальнейшей работой с Чуром занималась женщина, как та, которая ведает защитами всего и всех, кто или что в замкнутом периметре двора находится.
Работу с защитами стоит начинать с личных. На практиках стоят самые сильные, практики защищают тех, кто слабее, и кто стоит за их спиной: любимых, родных, животных. Особенно если ваши домашние не знают, чем вы занимаетесь. Любой, занимающийся магией – практик, даже если вы заговоры из инета так, почитываете, ничего серьезного! Подумайте о тех, кто вообще ни сном, ни духом о вашем увлечении.
Обязательны защиты для дома. Дом – это наше слабое место, то, где мы чувствуем себя в безопасности, можем расслабиться и не ожидать никаких ударов. Неважно где вы живете: во дворце, в строительном вагончике, в убитой квартире или в доме своей мечты. Сейчас – это ваш дом, ваша крепость. Вот и относитесь к нему как к крепости, которая вас оберегает и защищает.
Очень рекомендую перед началом работы прочитать тему Птички о защитах kak-rabotaet-magiya/vse-zashitah-ocherki-ptichki-t4475-60.html
И только потом начинаем устанавливать защиты на какие-то важные для вас вещи: карьеру, бизнес, машину.
Очень советую пользоваться мантикой, чтобы не переборщить с работами. Хотя бы на «да-нет» задавать вопросы.
Все чистки провести и закончить до 27 июля.
Если вы решили привести в дом Чура, то в этот день вы его учите. Вы показываете и объясняете как должна срабатывать определенная защита, почему именно так. Помните, что Чур – это не просто амулет силы, это обучающаяся сила, которая смотрит на вас, учится у вас и видит логические связи в событиях.
Наши рекомендации по работе на Чуров день
В этот день можно ставить любые защиты, так как на Форуме защит много, под любые потребности и возможности, то мы подсказываем только сами разделы, а вы уже подбираете нужные именно вам защиты:
Ритуальная магия
Славянские и скандинавские руны
Защиты подбираются индивидуально, и работа проводится как на постановку новых, так и на подновление уже существующих, и на корректировку их совместимости. Сам план работ по защитам следует составить до самого Чурова дня.
Чуров день (27 июля) — время поминовения предков
Близится нынче Чуров день, 27 июля — время поминовения предков, ушедших в Навь, «иной мир», «тот свет», жизнь невидимую. Календарный обряды эти всё-же не окрашены в мрачные, печальные тона. Дело в отношении к смерти и к жизни. Ведь верили раньше – в этом мире подлунном, сотворенном Родом, душа не уходит бесследно, не пропадает, словно песчинка, в океане времени и пространства, а продолжает жизнь – но уже в ином качестве и измерении, не разрывая связи с ныне живущими кровными и духовными родичами, а подчас и возвращаясь к нам в другом обличье. Славянская мифология даёт нам удивительные объяснения того, что происходит с нами за пределами явной жизни.
Календарные обряды поминовения предков в наши дни
Задумалась я над этим – действительно, если придерживаться тех же убеждений, что и предки, жить становится гораздо легче, отношение к смерти – своей и близких – совершенно меняется. Это напоминает восприятие смерти маленькими детьми.
Когда я была еще мала, то казалось – я никогда не умру, и мои родители всегда будут вечно со мной. Но выросла, увидела первые потери – сначала ушла моя прабабушка, потом дед – и охватило чувство отчаяния. Кажется – навсегда уходят, больше их не будет, останутся лишь фотографии и воспоминания.
Люди современные, в силу разных причин воспринимают жизнь очень «прямолинейно», считают цепочкой случайностей. Появляется человек на свет, идет по дороге жизни, минуя определенные этапы, а потом подходит к последней черте – смерти, и исчезает навечно.
Как и все, что вызывает ужас, стремимся забыть о смерти побыстрее, а умершие наши предки и близкие действительно постепенно стираются из памяти, мы чувствуем, что не можем к ним приблизиться, что их больше нет среди нас.
Календарные обряды славян
Моё подспудное чувство, что не ушли мои родственники – а просто уехали куда-то, откуда не могут напрямую прислать весточку, никуда не делось. Оказалось, предчувствие не обмануло. Действительно, по вере Славян, предки – Чуры – постоянно присутствуют с нами. Душа никогда не умирает, не исчезает навсегда.
Вот так думали наши предки-славяне. Для них жизнь человеческая была не прямой линией, а кругом. Ведь были они гораздо ближе к природе, ее неизменным циклам. За зимой всегда приходит весна, жизнь на земле начинается заново, после переломного момента (Солнцеворота) идет на убыль, постепенно, понемногу увядая, наконец, совсем прекращается, чтобы возродиться вновь.
Вот и человек таков – рождается, растет, зреет, увядает и уходит. Но не бесследно. Он обязательно вернется на землю – таков порядок вещей. Он не теряет связи с Родом своим, а его потомство почитает его, знает, что он все видит, пусть его и нет физически с ними. Вот и проводили славяне календарные обряды поминовения Предков — светлые, а не печальные.
Календарные обряды почитания Чура — родоначальника семьи
Отсюда и почитание предков, а прежде всего, Чура – родоначальника семьи, который бережет ее, охраняет добро и благополучие, стоит на страже родового гнезда.
День его поминовения – а также воспоминания всех родичей, пращуров и тех, кто был близок нам при жизни своей – недаром празднуется в конце июля, когда дни еще стоят знойные, лето в разгаре, но скоро уже начнет увядать, переходить в осень.
Такой период напоминал людям – жизнь не вечна, надо и о грядущем подумать. А в грядущем у всех итог один – переход в иной мир.
Думалось об этом без всякой печали и безнадежности – ведь помнили, что ничего в природе не исчезает бесследно, что душа бессмертна и может перевоплощаться несколько раз, принимая множество обличий, переходя в самые разные физические тела.
На Востоке, в учениях буддизма и индуизма, такое верование сильно. Называют его реинкарнацией, а в Славянских Традициях круг перерождений одной души зовется Колородом, а календарные обряды помогают помнить об этом и чтить предков.
Путь души
Но почему же душа человеческая перерождается? Все мы не безгрешны. И всем нам Боги при рождении дали какую-то задачу. Совершили ошибки, не выполнили задачи – надо расплачиваться за это, но уже в другом теле.
Таким образом, душа освобождается, закаляется циклом перерождений. Чем больше воплощается душа в мире Явленном, чем более «закаленной» она становится, тем более совершенное и развитое тело получает.
Как и в буддизме, в славянской традиции считалось, что душа может воплощаться не только в человеческих телах, но и в животных, растениях, камнях. Человек – венец творения, и поэтому вселение души в тело человеческое означает особую милость и награду Богов за проявленные ею добродетели.
Времени в мире Нави не существует, поэтому для души и сотни лет – как единый миг. После смерти перерождение может наступить и не сразу, иногда два физических тела, в которых побывала одна и та же душа, могут разделять целые века. Но может и всего лишь один миг.
Почему же души не «кончаются», если они постоянно перерождаются? Тел-то на свете много? А потому что они постоянно рождаются в Прави, подобно искрам-звездам, появляющимся в бескрайнем небе. Это и есть основа нашей личности.
В Прави душа растет, развивается, получает все необходимые знания и силы. Затем, когда она будет готова к этому, ее отправляют в «срединный» мир Яви в новое тело.
И там она живет до срока, пытаясь воплотить в жизни все, что было в нее заложено в мире Прави. Что же происходит, когда срок пробил, и душе приходит пора покидать тело?
Сначала душа сбрасывает с себя физическую оболочку, как змея – шкуру. Похоронные обряды славян как раз и нацелены на то, чтобы помочь этому – умерших не хоронили, а сжигали, ведь таким образом душа гораздо быстрее прервет связь с тленным телом. И умерших провожали с печалью, но не делали из этого события трагедию, ведь знали, что их близкие всегда останутся рядом, а их Души бессмертны.
После того, как Душа покинула Тело, она отправляется в мир Нави, где очищается огнем. Чем менее совершенна душа, тем сильнее горит пламя, тем больнее ее жжет. И те души, которые не выполнили свою задачу, не развились, сгорают в этом пламени дотла, а «пепел» от них питает мир Прави, он пойдет на создание новых душ.
Другие же души, не совершенные, но и не полностью заблудшие, могут сохранить целые пласты знаний и энергии, и приносят их с собой в новое физическое тело. Тогда и возникает эффект воспоминания прошлых жизней – значит, пласты были довольно мощными.
Если вы вспоминаете о том, чего в вашей реальной жизни просто не могло произойти, в вашей голове периодически возникают образы неведомого, каких-то событий,людей, пейзажей – это означает, что у вас «старая», пожившая душа.
Важно помнить при этом – нельзя входить в одну реку дважды, нельзя заново прожить былую жизнь. Ведь в той, другой жизни были ошибки, промахи. Работая с прошлыми жизнями, важно определить, где была допущена эта ошибка и постараться исправить ее.
А что происходит с душами Праведников? Те, кто получил много опыта и выполнил все задачи, очищается в Нави полностью и сохраняет свою целостность. Если опыта не хватает, то новое тело она обретет более совершенное.
А все знания и опыт, полученные таким человеком в его предыдущем воплощении, пойдут ему на пользу. Обычно таких воплощений не очень много, в целом, несколько раз. После пятого воплощения человек приходит в мир Ведающим, обладающим способностями нести знания другим.
А далее, после 7-й реинкарнации, он становится целителем. После завершения своих дел на земле душа совершенного создания отправляется в Правь, где делается подобной Богам. Такой круговорот проделывают наши души, и, как видите, никуда бесследно не исчезают, даже самые несовершенные. И все время они поддерживают связь с родом.
Календарные обряды нужны именно для этого. Чуры – это души ушедших предков, святых и священных, уже перешедших в Правь, но не переставших следить за жизнью своих родственников и потомков, охраняя их, помогая им всячески.
Сила Чура – сильнее человеческой, но слабее Божественной. Он, как и человек, может гневаться и впадать в милость. Слово «Чур» и в языке сохранилось до сих пор.
Ваяли «кумиров» из дерева и ставили их на межах – границах владений. Само изваяние воплощает три мира – Прави (лик божественный), Яви (облик физический при жизни, причем необязательно человечий) и Нави (со знаками Чура). Таким Чурам приносят различные жертвы в виде растительной пищи, блинов и прочих продуктов, но никогда – мяса и крови.
Календарные обряды в Чуров день
В день Чура, по обычаям календарных обрядов, приносили требу — кринку молока. Выкапывали яму на меже (границе участка), выливали туда молоко. Все собирались дома, показывая предку единство свое и выказывая ему тем самым уважение.
Поминали и других ушедших людей, не забывая и о том, что черед придет всякому перейти сначала в Навь, потом в Правь и вновь вернуться на Землю – кем бы то ни было: камнем, деревом, зверем или птицей, новым человеком.
А если вы проводите поминальный обряд по недавно ушедшему человеку — соберитесь вместе, все те, кто любил и уважал его по-настоящему. Напеките блинов, традиционное поминальное славянское блюдо.
Зажгите свечи, вспомните человека добрым словом, пожелайте его Душе доброго перерождения. Вот и всё, что действительно нужно — любовь, доброта и пожелание новой жизни.
Славянская мифология о мире Нави
Если вы думаете, что мифология не сохранила воспоминаний о мире Нави — мире Душ, из которого возвращаются Предки, то вы ошибаетесь! Другое дело, что этих историй мало, и рассказывают их не всегда. Ведь именно славянское объяснение «жизни после жизни» отличает одно мировосприятие от другого. В наших северных сказках вы можете встретить редкие откровения, и образные картины мира Нави.
Вот, например, короткий отрывок из книги «Трагедия Бога Велеса»:
— Вот тут-то и то начинается сама Навь. После своей смерти эту дорогу каждому человеку суждено преодолеть, — снова пояснил Велес, — но мы-то с тобой живые, так что держимся от этого места Нави подальше. Опасно оно для тебя. Да и в гору ходить что-то я отвык, — ухмыльнулся Бог Чародейства, легко подхватил парня и пристроил его к себе на плечо, а сам поднялся почти что к серому навьему небу.
И парень сверху увидел то, что видели только Боги, да и то не все. Под ними простиралась дорога, которая опоясывала гору и устремлялась к еле видному перевалу, а затем вновь спускалась вниз. Души умерших безмолвно скользили по дороге, обходя громадные камни, закрывающие проход. И страшно было смотреть на этот серый, безмолвный поток, на это торжественное шествие Смерти, и давало это надежду на вечность Души и её возрождение.
Чуров день — летний праздник Предков
Акция на Чуров День!
Подарок к каждому заказу!
Только с 23 по 27 июля
Чуров день 27 июля
Слово «Чур» и в языке сохранилось до сих пор. При появлении чего-то, угрожающего жизни, потустороннего, пугающего люди кричат: «Чур меня!», призывая помощь предка-хранителя – и навья развеивается без следа. Сила Чура – Хранителя Людей, давно известна. Чур — это изначальный Предок, который может являться и хранителем каждого отдельного рода. Ему приписывали множество человеческих качеств — он может гневаться и наделять милостью, может печалиться и радоваться. 27 июля Чуров день — праздник Предков.
Чурам ставили кумиры в специально отведенных местах, начиная домашнего алтаря и заканчивая священными рощами. Кумирами отмечали границы своих владений — на межах. Само изваяние воплощает три мира – Прави (лик божественный), Яви (облик телесный при жизни, причем необязательно человечий) и Нави (со знаками Чура). Таким Чурам приносят верчи в виде растительной пищи, молока, блинов и прочих продуктов, но никогда – мяса и крови.
Чуров день праздник Предков 27 июля проводили вместе всей семьёй — сначала обходили свои владения, приносили верчу-требу кумирам, потом все возвращались домой на семейную трапезу. Именно в этот день нужно объединяться всей семьёй, чтобы показать уважение Чуру-первопредку. Поминали в Чуров день праздники всех ушедших людей в лице Чура — всех Предков рода.
Вот вам подарок от «Северной сказки» к Чурову дню — сказка Ольги Бояновой, как раз об этом дне, в далёкие сказочные времена, в стране Северной.
«Сказка о ДЕВОЧКЕ И МЕДВЕЖАТАХ»
Дождался Славка, когда липень-июль пришёл, к деду Матвею пристал:
— Дед, уговор дороже денег! Обещал, так рассказывай!
Деда на это дело легко было уговорить. Чуть освободился вечерок, моргнул внуку:
Для Славки наладить самовар — дело привычное. Раз-два и зашипел, запыхтел двухведёрный. И семья вся подтянулась. Вечерком чаёк да с молодым медком — самое то. Чай пьют, разговоры ведут, на деда поглядывают, быличку ждут. И вот, наконец-то прозвучало:
В деревнях-то дети быстро становятся самостоятельными. Только из люльки выползет — и вперёд, в самостоятельную жизнь! Ну, ясное дело, старшие приглядывают за малыми, но, чтобы с рук не спускать, тюшкать да баюкать, это ни к чему. Накормить, да проследить, чтоб не забрался куда малец, это, оно, конечно. А развлекать некогда. У самой ребятни всякого дела не переделать, не до тюшканья. Вот и девчонка, о которой речь пойдёт, так и росла сама по себе. Как чуть подросла, только-только ходить научилась, к старшим стала прибиваться. Без разницы ей около кого крутиться — то к девчатам прилипнет, то в мальчишечьи игры влезает. И не отгонишь. Прогонят, бывало, прочь, покрутится немного в сторонке и опять тут как тут. Смолой прозвали. Так это имечко к ней и присмолилось. По-другому никто девчонку и не называл.
Готовилась как-то деревня к Чурову дню. День этот и для поминовения предков, ушедших в Навь делался, и для того, чтобы самого Чура — Хранителя всего рода людей, почтить. Души-то дедушек-бабушек с Неба на своих потомков смотрят, да готовятся вернуться-возродиться в своих будущих внуках-правнуках, а Чур — Первопредок частенько сам здесь ходит, за порядком присматривает — чтобы каждый своё берёг, а на чужое не зарился. Стоит на страже порядка, так сказать. Сила Чура — сильнее человеческой, божественная. Народ-то издавна «зачуривался»: «Чур меня, чур охрани меня!», чуры из дерева, кости и глины обожжённой ставил на алтаре, да в его лице всех Предков рода почитали, блинами да яйцами кормили.
Готовилась и в этот раз в семье Смолкиной через три дня пойти всем вместе, да выкопать ямку на меже своего посевного участка, вылить туда кринку молока, да вернуться всей семьёй домой, показывая Чуру своё единство, тем самым выказывая уважение.
Но это только в конце недели, а до того деревенские ребята, как всегда летом, пользовались вольницей да хорошей погодой. И вот прилипла Смола к стайке девчонок, что по ягоды собрались.
Те уже в лес вошли, как видят, что и Смола тут. Одну её в деревню отправлять, себе мороки больше. Отгонишь чуть, а она тут же следом тянется. Вот, как ягодники начались, и сунули ей в руки туесок: «На, клади сюда ягоды, отвяжись только!». Показали, как это делается. Девчонка-то она была неглупая, училась быстро, ягоду собирать ей понравилась, ну и отстала от старших.
Июль или Липень по-нашему, самый ягодный месяц. Клубника, правда, отходить уже начала, но зато вкус настоящий в ней проявился. Слаще и душистее мёда каждая ягодка на вкус. Ягодные полянки и искать не надо было. Где солнышко пробивалось сквозь листву, там и ягоду смотри. Самая же рясная была около пней да муравейников. Девчонка быстро разобралась, что хоть у муравейников ягодных кустиков росло больше, но лучше от них подальше держаться. И набрела на хорошее ягодное место. Склон небольшой горки весь клубникой покрыт, ягодка к ягодке. Ягодные кустики низко у земли стелятся, каждой ягодке кланяться приходится. Ну, девчонка и пристроилась на коленках ягоду рвать. Туесок впереди себя толкает, две ягоды в рот, одну в туесок.
Так и ползёт себе потихоньку. Ягодка за ягодкой, туесок почти наполнился. Вдруг слышит, кто-то над самым ухом чавкает. Сначала и не обратила внимания. Чавкает и чавкает, не до того. Но ещё проползла чуть-чуть, наткнулась на что-то тёплое и мягкое. Глянула, а это непонятно кто, с неё ростом, но мохнатый. Девчонка-то малая ещё была, но поняла, что животина какая-то. С собаками, поросятами, телятами она уже знакома была, не боялась нисколько. Так и тут не забоялась. Она на эту животину глядит, а та на неё. Поглядели — поглядели, да опять за ягоды принялись. Вы-то точно догадались, что эта животина — медвежонок был самый настоящий, только малый ещё, людей не видел и девочки не испугался. Ягоды с кустика рвёт и чавкает, пережёвывает, значит. Смоле смешно стало, как он ртом ягоду срывает, сама так попробовала, не понравилось. Рукой лучше. Набрала в ладошку ягод, предложила новому знакомцу. Тот языком слизнул в момент, ещё просит. А тут и второй, такой же, подкатился. Сразу всё разнюхал, тоже тычется, показывает, и мне, мол, дай. Делать нечего, отсыпала в ладошку из туеска, протянула и этому. А тут и первый свою долю требует. Тоже угостила.
А медведица, что неподалёку ягодой лакомилась, хватилась своих медвежат. И видит — оба её сыночка с ладошки у человеческого детёныша ягоды едят, а детёныш обнимает их, ласкает. Медведица-то уже не молодая была, всякого повидала, сразу поняла, что её детям вреда никакого не будет. Поглядела и давай опять кормиться. А медвежата видят, мать не сердится, назад их не отзывает, тоже поняли, что всё хорошо. Поели, а потом играть начали. Катаются по траве, кувыркаются, и девчонка с ними. Так весь день и провели. Поедят — поиграют. К вечеру медведица выбрала местечко поудобнее, прилегла. Медвежата к ней, Смола, конечно, за ними. Те в материнский бок уткнулись, соски отыскали и давай молочком кормиться. И девчонка туда же за ними. Тоже давай сосать. Помнит ещё материнскую грудь, вот и тут пристроилась. А медвежье молоко жирное, сладкое. Очень ей оно понравилось. Медведице же, видать, всё равно было, двое ли, трое ли сосут, всем молока хватит. Наелись, тут же у тёплого медвежьего бока и заснули, да до утра и проспали.
Малые Боги, лесные Духи, что здесь в кустах обитали, всё это видели, но не вмешивались, утра дождались. Утром глядят, медведица опять на ягоды медвежат привела, девчонка тоже с ними. Ягодками кормятся, друг с дружкой кувыркаются, ну, прямо, одна семья. И так до вечера. А вечером снова медвежата насосались молочка и спать у матери под боком. А девчонка уже по-хозяйски распихала братишек и между ними в тепле пристроилась к медвежьему боку. И на утро — снова да ладом. Медведи ягоду рвут да чавкают, девчонка от них не отстает.
Посовещались малые Боги, дядьку Лешего, Хозяина Леса, известили. Посчитали, что непорядок это. Неприятность всему Лесу может выйти. Леший выслушал, похвалил, пошёл сам глянуть. Видит, действительно, как одна семья.
Он медведицу-то и спрашивает:
— Ты, Праскева Топтыговна, в дети что-ли девчонку-то взяла? И молоком своим поишь! Или как?
А та отвечает очень весело:
— А пусть живёт! Смотри, как им весело вместе! Мне нравится.
— Так, — посуровел Хозяин, — вроде не первый год живёшь, а глупости говоришь. Забыла, что бывает с теми людьми, что медвежьего молока напьются?
— Экая беда! — веселится Праскева Топтыговна. — Одним человеком меньше, зато одним медведем в Лесу больше!
— Вперёд-то загляни, — сердится Леший, — какой медведь с телом человека? Зима на носу. А шубейка-то у неё поплоше, чем у твоих медвежат. В берлогу тоже с собой возьмёшь? Люди-то не умеют всю зиму спать! Вот и помрёт, то ли с голоду, то ли с холоду! А отвечать за её жизнь придётся тебе, да твоим детям! Сообразила?
— А что же теперь делать, дядечка Леший? — растерялась медведица.
— А то, что в деревню нужно отправить, пока не поздно, пока ещё почистить её от твоего молочка смогут! Почему-то ещё не хватились девчонку, криков не слышно.
— Как же я её отправлю? Видишь, как прилипла!
— Сделаем так. Ты с детьми потихоньку двигай к опушке Леса, чтобы деревня была видна. Девчонку выпихни на дорогу, а сами бегом назад. Она дома увидит и пойдёт в деревню.
Так и сделали, как Леший сказал. Да только так не получилось. Как вышли на дорогу к деревне, медведица Смолку вперёд подтолкнула — иди, мол, домой. Та и пошла. Но оглянулась, увидела, что дружки в Лес уходят, ну и за ними.
Так до вечера и развлекались. Её туда, она оттуда. Смотрел-смотрел дядька Леший на эти дела, да и говорит:
— Иди-ка ты, Праскева Топтыговна, опять в Лес. Девчонку с собой возьми. Пока ей около тебя побезопаснее будет. А я разузнаю, что за дело такое. Третий день малая в лесу, а никто не ищет.
Велел он сороке-белобоке лететь в деревню, во всех дворах у Дворовых поспрашивать, кто девчонку потерял. Облетела всех сорока, повыспрашивала. Это у неё любимое дело было — новости узнавать да сплетни переносить.
— Нет, — стрекочет, — никто девчонку не ищет, а в одном дворе дитёнок народился, все там крутятся.
— Так, теперь кое-что понятнее стало! Вон оно, значит, как повернулось. Некому, видать, пересчитывать, все ли дети дома. Около матери с новорожденным толкутся! А лети-ка ты теперь в тот двор, где младенец народился, да с Домовым потолкуй. Скажи ему, что Хозяин Леса просит его, как стемнеет, к околице выйти. Да смотри, вежливо скажи, что просит, мол! Они, эти малые Боги, все с характером. Что не так, так и начинают шалить да куролесить.
Сорока всё исполнила, как Леший наказал, от себя хотела пару слов сказать, да поостереглась. И впрямь, осерчает Домовой на эти слова, повыдергает ещё перья из хвоста!
Вечером оба встретились у околицы. Леший не любил в деревню заходить, Домовой лесных Духов остерегался. А у околицы — в самый раз. Ни вашим, ни нашим. Будет цело, как битое яйцо.
Леший уважительно поздоровкался и спрашивает:
— Скажи-ка, брат, прошлую ночь все ли дома у тебя ночевали, не потеряли ли кого?
— А это как считать. Девчонка одна куда-то запропастилась, но я рад, не нарадуюсь. Вреднючая была, пакостила, как могла, хоть и маленькая. Но зато младенец народился. Сколько убыло, столько и прибыло. Значит, в доме порядок. Остальное не моё дело, — важничает Домовой.
— Даааа, — призадумался дядька Леший. — Разговор не получается. Зайду с другого бока. А вот, если кто-то из твоей семьи, где ты Хозяин, в Лесу заблудился и дорогу домой не знает, то тогда как?
— А тогда просят Чура, Хранителя рода человеческого, с лесными Богами потолковать, чтобы те того, кто заблудился, на дорогу вывели.
— Ясно, но не совсем. А вот если тот, что заблудился, не хочет домой идти, то, что тогда?
— А тогда сам Чур-батюшка с ним разговор ведёт, причину узнаёт и решает, что с этим делать.
— Вот, уже яснее! А можешь ты, брат, пригласить сюда Чура, нужно мне с ним побеседовать.
— Нет. Этого я не могу сделать. Чура только люди зовут, у кого дело к нему есть. Прощай, Леший! Некогда мне тут с тобой лясы точить, зачем, да почему. Сам разбирайся! Придёт беда — купишь ума.
— Вот-те на! Приехали! — Леший аж сплюнул с досады. — И что теперь? В корзину посадить, да во двор принести? Так опять убежит! Сладкое медвежье молоко всю жизнь будет девчонку к медведям тянуть. А это против всякого порядка! Люди должны людьми быть, а не медведями!
Так стоял Леший, раздумывал, что делать дальше, как вдруг услышал, кто-то говорит тихонько:
— Или мне показалось, или кто-то с Чуром хотел поговорить?
Обернулся Леший, сразу понял, что это Чур с ним и говорит, Хранитель рода человеческого.
— Будь здраве, Чур! Как ты здесь кстати оказался! А я ломаю голову, как до тебя достучаться!
— Твоя вестница-сорока на всю деревню стрекотала, про девчонку, про медведей, я заинтересовался. Потом слышу, Домовому передаёт твою просьбу встретиться. Я решил поприсутствовать. Ничего, что со стороны ваш разговор послушал? Много полезного для себя узнал!
Леший пожал плечами, сделал равнодушное лицо:
— И что же новенького узнал?
— Очень много, что переменило моё мнение и о тебе, и о Домовом!
— Интересненько! Может, скажешь?
— Скажу! Раньше я думал, что Домовой — первый мой помощник! Оказывается, нет. Девчонка домой не пришла, а он рад. Что с ней, ему без разницы. Отговорка — счёт сошёлся. В доме сколько людей было, столько и осталось! Это же надо! Защитник дома! Выгоню прочь, не знаю только куда.
— Да не расстраивайся! Они все такие, что Домовые, что Дворовые. Своё дело делают, а больше того, что могут, требовать с них бесполезно.
— Да, пожалуй, ты прав, Леший! А вот насчёт тебя я был не прав. Считал, что ты любишь вредить людям, опасен для людей. А ты о маленькой девочке заботишься, чтобы домой вернулась. И даже больше. Тебя её будущее беспокоит, потому что, испробовав медвежьего молока, она станет уязвимой для всякого колдовства.
— Я рад, что ты это понял, Чур. Не суди по приезду, суди по отъезду! Мы же с тобой делаем одно дело. Ты защищаешь людей, охраняешь их, а я наказываю только тех, кто сворачивает с пути Прави.
Леший даже как-то смутился от такого откровенного разговора, редко вот так по душам приходилось ему разговаривать с Чуром, древним Богом и Хранителем людей. И он перевёл разговор на другое:
— Так как мы эту девчонку заставим вернуться домой? Не хочет от медведей уходить.
— Молоко, видать, действовать начало. Маленькая ещё, вот молоко уже и держит. Да и уродилась такая прилипчивая. Не зря Смолой зовут. Придётся мне чары на ней испробовать. Недаром завтра Чуров день настаёт — все должны с семьёй быть, хозяйство осматривать, да пересчитывать. Завтра с утра и займёмся. Встретимся на опушке. Ты с медведицей разговор веди, а я девочкой разберусь.
Назавтра весь Лес уже знал, что Леший и Чур перестали враждовать, и вместе отведут подружку медвежат в деревню.
Для медвежьей семьи утро началось, как и в прошлые разы. Насосавшись молока, вся троица отправилась закусить сладкой ягодкой, да покувыркаться на склоне. К медведице, которая тут же завтракала ягодами, подошёл дядька Леший.
— Будь здраве, Праскева Топтыговна, так что делать-то будем с приёмышем? Всё же попробуем в деревню отправить? Её не искали, потому что матушка её приболела, младенца рожаючи. Не до других детей было. А сейчас, как с родами управилась, девчонки хватилась. Мечется, просит народ в Лес отправиться, пропажу искать. Может, опередим народ, да переправим девочку домой?
Медведица не на шутку испугалась. Как представила мужиков с вилами да рогатинами, да как у медвежат девочку отбирать начнут, да и её детей тоже прихватят заодно, так прямо ноги подкосились.
— Дядька Леший, да разве я против? — прямо-таки как баба в деревне заголосила Праскева. — Да не идёт она домой, сам видел, назад бежит. Что тут я могу сделать!
— Можешь, — веско произнёс Хозяин Леса. — Не вмешивайся, медвежат своих отзови, чтобы тихо сидели. А с девочкой ничего плохого не случится. Я самого Чура, Хранителя людей, позвал её забрать, да домой отправить. Так что будь спокойна, девочка не пострадает.
— А медвежат он не заберёт? — обеспокоилась медведица.
— Я прослежу за этим. Мне-то ты веришь?
— Верю, батюшка Леший!
— Вот и договорились. Помни, не вмешивайся!
И медведица, почти успокоившись, стала смотреть, что же будет дальше. А на поляне вдруг появился белый волк. Он медленно стал приближаться к играющей троице. У медведицы шерсть на загривке встала дыбом, она зарычала, встала на задние лапы и пошла на волка.
— Не вмешивайся! Всё в порядке. Это же Чур, — услышала она голос Лешего. Но не поверила и продолжала наступать. Вдруг какая-то сила скрутила её, не давая двигаться.
— Ах, Праскева Топтыговна, Праскева Топтыговна! Ведь просил же не вмешиваться! Полежи теперь в тенёчке, успокойся!
Эта же сила перенесла медведицу как пушинку и уложила под кустиком. А медвежата, даже и не обратили на мать внимания, не заметили, как она бежала, как страшно рычала. Вообще ничего не услышали, а во все глаза смотрели на белого волка с синими глазами. Он, не спеша, подошёл и лёг прямо перед девочкой. А та, как этого и ждала. Забралась на волка, стала перебирать шерсть, теребить за уши. Тот поднялся, девочка и не думала слезать, только вцепилась ручонками в густую волчью шерсть. Лес замер и с тревогой стал ждать, что дальше-то будет? Не часто приходилось ему видеть такую картину: все как будто замерли на минуту — волк с девочкой, медвежата странно тихие и молчаливые, спящая медведица и сам Хозяин Леса чуть в стороне. Потом Леший махнул рукой, прощаясь, волк с девочкой исчезли с поляны, медвежата завизжали и бросились к матери, та вскочила, грозно огляделась, но дети её были целы и невредимы, больше её пока ничего не волновало. Успокоила медвежат и повела их подальше от опасного места. Леший тоже отправился по своим делам, Лес вздохнул облегчённо, ожил, и всё стало в нём по-прежнему.
А белый волк с девочкой вдруг возник во дворе дома, где жила Смолка. Обернулся старичком с синими глазами, передал девочку отцу, что выскочил из избы, и сказал:
— Знахарку позови. Скажи, девочка напилась медвежьего молока, очистить надо. Веселина знает, как.
Только тогда люди догадались, что это был сам Чур, Хранитель рода людского.
Время шло. Девочка подрастала. Обидное детское прозвище забылось и превратилось в красивое женское имя Смоляна. И всё у неё в жизни хорошо сложилось: работящий и любящий муж, крепенькие здоровые дети. Вот только замечали люди, что каждый год в Чуров день что-то неладное с ней происходило. Главы семей в этот день обходили свои владения по рубежной черте, гоня перед собой скотину, пели славления и приносили дары к изображению Чура:
— Чур — чурила, стар — перестар,
Ты ходи-ходи похаживай,
Ты води-води поваживай,
Ты гляди-гляди поглядывай,
Всяко зло от мене отваживай!
Считалось, что нельзя в этот день находиться вдали от дома, вся семья должна единиться и сплотиться против чужого. А Смоляна уйдёт в лес и ходит там. То ли ищет кого, то ли вспоминает что-то, да никак и не может вспомнить. Видать, крепко держит медвежье молоко!
Дед Матвей закончил петь быличку, проследил, как Славка вписал в календарь: «Июль-Липень Сказка о девочке и медвежатах», и сказал:
— Смотри, Славка, не пей медвежьего молочка, медвежонком станешь!
И засмеялись оба, довольные.
Коли хотите узнать больше о родных традициях, ощутить дух веселых древнеславянских праздников, такие книги стоит всей семьей читать! Будут они интересны и взрослым, и детям. Даже подростки, которые раньше не любили книги, волшебные былички читают с удовольствием!