И бога глас ко мне воззвал что значит глас
«Пророк» Александра Пушкина в сравнении с Библией
Классические тексты, прочитанные когда-то в детстве и благополучно забытые потом, любопытно порой перечитывать спустя много лет. Казалось бы, привычно-знакомое содержание может вдруг неожиданно открыться с совершенно неожиданной стороны. Для меня очередным примером такого неожиданного повторного прочтения стал пушкинский «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Давно известно, что поэт, сочиняя стихотворение, оттолкнулся от фрагмента 6-й главы книги пророка Исайи. Приведу его, поскольку в сравнении двух текстов и открывается то, что теперь меня «зацепило» у Пушкина:
Исаия 6:1-8 В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
И там и тут есть понимание автора о том, что его язык грязен. Ангел у Пушкина поступает радикально – вырывает проблему с корнем и вкладывает жало змеи. Впрочем, понятно, что проблема даже не в языке, важно изменить сердце – и тогда тот же язык, что говорил празднословно и лукаво, начнет говорить совсем другое.
Пушкин и здесь поступает радикально – не надеясь изменить испорченное сердце, ангел просто вырывает его, как и язык. Нет сердца – нет проблемы: он вкладывает вместо него пылающий уголь (очевидно, тот самый, с жертвенника) — чтобы жег и заставлял шевелиться жало во рту.
Пушкин использовал всю силу своего поэтического таланта, чтобы заворожить читателя силой созданных им образов – вырвал язык! Вырвал сердце! Вложил змеиное жало! Вложил уголь! Человек лежит мертвый – но чудесным образом оживляется, и зомби с углем вместо сердца идет говорить – во рту шевелится жало…
Поэт с одинаковой яркостью показал как свой литературный гений, так и собственное восприятие Бога из Библии. Не стоит обманываться внешней «библейской» картинкой – по своему восприятию Библии поэт на момент написания пророка недалеко ушел от подростковой «Гаврилиады». Тогда целью было сознательное кощунство, сейчас – поэтическое упражнение по мотивам ветхозаветных пророческих историй. Но искусство не врет – и поэт для духовного читателя своим текстом сам же поставил себе «диагноз», показал свое личное видение Бога.
Бог Пушкина – страшен. Человек для него – сырье для эксперимента, инструмент для выполнения определенной задачи. Чувств у него к человеку, судя по его жестам и методам работы, нет никаких. Хотя поэт и отталкивается от библейской истории, его Бог — это не Бог израильского народа. Это бог скорее одного из народов, окружавших израильтян – Хамос, Баал-Зебул (Вельзевул), Дагон. Это слишком хорошо узнаваемая бесчувственная жестокость типичного языческого бога.
Сравним поведение ангела у Исайи. Да, проблема с языком действительно стоит:
Иакова 3:5-6, 8 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Бог в Библии также понимает, что основная проблема все же не в языке.
От Матфея 15:10-11, 19-20 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека;
Вырвав язык, сердце не изменишь. Радикальность ангела у Пушкина слишком узнаваема – «нет человека — нет проблемы!» Вырвать с корнем и язык и сердце (то, что нельзя исправить) уничтожить вместе с проблемой самого человека – слишком узнаваемо, слишком предсказуемо, слишком по-человечески!
Господь в Библии потому и непостижим, что, радикально обходясь с грехом, не губит вместе с ним человека – носителя греха! Он работает с нечистым языком и испорченным сердцем, чудесным образом излечивая и преображая то и другое.
У Исайи ангел не вырывает языка, а касается губ углем с жертвенника. В худшем случае это вызовет лишь небольшой ожог. У Исайи ангел КАСАЕТСЯ углем губ, а не ПРИЖИМАЕТ его к ним – т.е. не ставит целью сжечь губы! В одном жесте видно проявление заботы и любви.
Господь во сне показывает Исайе свою славу – показывает Себя Самого! Понятно, что это картинка, образ, но даже она столь выразительна, что Исайя был потрясен! Даже ангелы вокруг Господа использовали большую часть крыльев, чтобы закрывать лица и ноги (жест, показывающий, что они не могли видеть его славы и не могли вынести осознания своего несовершенства в его присутствии). Но Его присутствие не подавляет! У Пушкина оживший зомби получает приказ-инструкцию – «иди и делай». У Исайи Господь спрашивает: «кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» — дает свободу выбора человеку, видящему Его славу.
И не случайно Исайя реагирует на все виденное словами: «вот я, пошли меня!» Свободный выбор человека, с теми же самыми языком и сердцем – но получившего откровение, способное изменить его кардинально, и при этом оставить живым человеком…
От Луки 10:21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Цель статьи – не в то, чтобы «лягнуть» великого поэта. Мой мотив лучше всего выражают эти слова Иисуса – кто я такой, чтобы мне в Библии был открыт такой характер Бога, которого там не сумел увидеть гениальный поэт и писатель? Слава и хвала Ему за Его милость!
Ситуации, подобные истории с пушкинским пророком – лишняя причина понять, как безмерно много было дано мне и прочим «младенцам», «не сильным», «не благородным», «не мудрым по плоти «…
Автор: Михаил Калинин
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Ладыженская Т. А. 6 класс. Учебник №1, упр. 176, с. 85 — 86
176. Понятны ли вам выделенные устаревшие слова в стихотворении А. Пушкина? При затруднении используйте «Толковый словарь». Как вы думаете, почему поэт употребил эти слова?
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испугаyной орлицы.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
и, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Перст — палец руки;
зеница — зрачок, глаз;
вещий — мудрый, предвещающий будущее;
глас — голос народа;
виждь — видеть;
внемли — вникать, вдуматься;
глагол — слово.
Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики.
Что значит «виждь и внемли»? «Пророк» Пушкина и синонимы слов
Почему такие странные слова?
Стихотворение написано в 1826 году и впервые опубликовано два года спустя. Пушкин прибегнул к жанру оды и поднял в стихотворение библейскую тему, в частности Шестую главу Книги пророка Исайи.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Жанр оды и библейский стиль заставили поэта использовать устаревшую лексику. Кроме того, в начале XIX века сам русский язык был другим. Сегодня он показался бы нам старомодным.
Потому в стихотворении Пушкина и встречаются такие слова, как «перста», «отверзлись», «зеницы», «уста», «празднословный», «десница», «виждь и внемли».
Что значит «виждь и внемли»?
«Виждь и внемли» в наши дни
Соответственно, сегодня вместо «виждь и внемли» мы бы сказали «смотри и слушай». Очевидно, что это более общеупотребительные слова, которые не звучат возвышенно, что нужно было Пушкину в «Пророке».
Словосочетание «Виждь и внемли» прочно укоренилось в русском языке. С 1999 года в Московском театре русской драмы идет одноименный спектакль. Под мелодии Моцарта и Шостаковича зрителям читают стихи Жуковского, Вяземского, Крылова, Пушкина, Анненкова и Лермонтова.
Какие устаревшие слова есть в стихотворении «Пророк»? Каково их значение?
Какие устаревшие слова есть в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк»? Каково их значение?
Давайте построчно рассмотрим стихотворение Пушкина «Пророк» и выделим в каждой строчке устаревшие слова и объясним их значение:
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина имеет много старинных слов, вот сам стих, а в нём красным выделены те самые устаревшие слова.
Таких слов достаточно много в данном стихотворении, так называемые архаизмы :
Давайте найдем все устаревшие слова, которые только имеются в стихотворении Пушкина «Пророк». Начнем составлять словарь устаревших слов с первых же строчек:
Влачился, от Влачиться, то есть двигаться по поверхности.
Перстами, множественное от Перст, то есть палец.
Зениц, множественное от Зеница, глаз
Вещие, от вещий, предвидящий.
Внял, от Внять, Понять.
Приник, от приникнуть, прижаться
Десницей, от Десница, правая рука
Перста это пальцы в современном звучании.
«Зеницы», это глаза, слово «зеницы» в этом понимании сейчас не употребляют.
«Уста» не что ионе как рот, ну или губы, но звучит поэтичней.
«Глас» значит позвал, или воззвал.
«Водвинул» так уже давно не говорят, значит воткнул.
«Влачился» значит шёл за кем-то, в принципе и сейчас это слово употребляется.
Когда Гвидон спасает лебедя от коршуна, та признается ему, что он спас не птицу, а девицу и обещает «Ввек его не забыть». Уже на следующее утро Гвидон обнаруживает на острове чудесный город, который описан такими словами:
Далее в городе по воле Царевны Лебедя появляется волшебная белочка, а потом и тридцать три богатыря, которые оказываются родными братьями царевны. Вот как Пушкин описывает этих витязей морских:
Наконец, когда лебедь наконец превращается в царицу, то ее образ автор описывает вот какими строками:
В этом описании мы находим два явных сравнения, царевна выступает словно пава, и ее речь журчит как реченька.
Восстановить последовательность событий Сказки о царе Салтане» следует таким образом:
Эту последовательность событий смело можно использовать как краткий план пересказа. Единственное, что в нем следует выделить подпунктами превращение Гвидона сперва в комара, потом в муху, потом в шмеля.
В сказке «О царе Салтане» происходит много чудес. Уже само чудесное спасение из бочки является первым из них. Далее судьба сталкивает чудом выросшего Гвидона с царицей Лебедем и чудеса продолжаются.
Гвидон трижды летает во дворец к своему отцу, царю Салтану, и трижды превращается ради этого в разных насекомых.
Сперва это был комар, потом муха и под конец Гвидон превращается в шмеля.
Каждый раз он возвращается в печали, потому что слышит о таких чудесах, которые даже не может себе представить и каждый раз царевна Лебедь его выручает.
Сперва он в благодарность за свое спасение дарит Гвидону прекрасный город. Потом дарит ему волшебную Белочку, после второго посещения Салтана Гвидон получает богатырей, которые выходят из моря со своим дядькой Черномором, и наконец Гвидон узнает, что лебедь не просто лебедь, а красавица-царица и она становится его женой.
Стихотворение легкое в прочтение. Можно проследить авторский юмор и высокую лексику.
По впечатлениям от острога и было написано стихотворение «Узник».
Произведение построено на антитезе (риторическом противопоставлении понятий «свобода» и «неволя»). Слову «сижу» противопоставлено движение: «Давай улетим!»; сырой темнице и решетке — белеющая за тучей гора, синеющие морские края, вольный ветер.
Жажда движения акцентируется антитезой:
и повторением слова «пора»:
В повторе встречаются три звука [р], которые подчеркивают призыв к жизни на воле.
В целом Пушкиным создан настоящий гимн свободе, несмотря на то, что противоположная тема занимает гораздо больший объем в стихотворении. Но она лишь подчеркивает идею о том, что человека можно лишить свободы физически, но гораздо труднее сковать цепями его свободную и бессмертную душу.
И бога Глас ко мне воззвал
И бога глас ко мне воззвал
Почему стихи наиболее одарённых и совестливых русских поэтов оказываются пророческими?
В объяснении удивительных (а порой прямо-таки невероятных) совпадений изображаемого в стихах с событиями прошлого и будущего есть два существенных аспекта.
Первый связан с тем, что ход всех природных процессов подчинён Универсальным закономерностям. Существует Всеобщий Божественный Механизм, выделяющий среди всего сущего с его Правом на Существование то, что имеет Право на Жизнь с её вечными темами добра и зла, истины и лжи, красоты и уродства…
В проекции на изящную словесность это проявляется в постоянном интересе гениальных поэтов к вечным универсальным темам и сюжетам, например, теме преданности и любви к святыням, идеалам, и ненависти к их осквернителям, теме любви и страданий в её отсутствии, теме стремления к совершенству и самосовершенствованию и потери смысла жизни при угасании этого стремления, теме подобия судеб – индивидуальной, родовой, национальной…
В силу этого в произведениях гениев всегда можно найти аналогии событиям и сюжетам разных масштабов и времён.
Другой аспект связан с пророческими возможностями личностей наиболее одарённых по развитию тонкого чувственного уровня (то есть интуиции) и выделенных этим из общей массы людей.
Образы возможных в будущем событий формируются на тонком плане немного раньше их последующей реализации. Люди повышенной чувствительности могут воспринимать эти виртуальные образы и предвосхищать в своём творчестве контуры, фрагменты и детали будущих событий.
Несомненно, что Александр Сергеевич Пушкин обладал такой способностью проникать (особенно во взлётах интуитивных озарений) на довольно высокие уровни тонко-чувственного плана, что и объясняет пророческие элементы его творчества.
Осознание этого своего Божьего дара Пушкин отразил в известном стихотворении «Пророк»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы
…………………………….
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замерзшие мои
Вложил десницею кровавой
………………………………
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
По злой иронии судьбы современные адепты Мировой масонской системы, умертвившей непокорного и вырвавшегося из-под их контроля Гения, до сих пор выставляют Пушкина как выдающегося представителя масонства.
Свидетельство этому – излюбленный братьями вольными каменщиками знак-символ – шестиконечная звезда на постаменте могилы Пушкина, поставленная против его воли и желания.
Это и усиленные старания найти, а если нужно и вложить (притянуть за уши) кабалистический смысл в значительные произведения Поэта, к примеру, в упомянутое стихотворение «Пророк»: тут, якобы, и ступени масонского посвящения, и 22 аркана Таро и прочая белиберда из репертуара насквозь кабалистической современной эзотерики.
Но, слава Богу, под воздействием Живой Воды Небесного Водолея начинает просыпаться исконно Русское Мировосприятие и самосознание у всех русскоязычных, желающих наконец-то стать Русскими, и вся двухвековая идеологическая шелуха, наваленная паразитирующими на Пушкине профессионалами, начинает обсыпаться. Величие его творчества всё более и более обозначается в изначальной чистоте и незамутнённости.
Выясняя Сокровенный смысл стихотворения «Пророк» в опоре на Систему Духовных Знаний, приходишь к выводу о том, что здесь изображён процесс раскрытия Духовного Восприятия, который напрямую связан с необходимостью исполниться Высшей Волей – быть в Духовном Созвучии с Творцом, постигая Мир с помощью Божественного Языка и проявляя себя в Живом Слове, не болтать, не ботать на фене и одесском жаргоне, не существовать, а «глаголом жечь сердца людей» – воистину ГЛАГОЛИТЬ – владеть Животворящим РУССКИМ Словом.
И, конечно же, выявить подлинную суть наследия Александра Сергеевича Пушкина можно будет только с помощью Динамической Системы Всеобщих Канонов Бытия – основы Истинного Сокровенного Мировоззрения, которое должно быть возрождено в наступившей новой эпохе Водолея и положено в основание всей жизнедеятельности земного человечества. Если же нам не удастся возродить в своих душах Мировоззрение Триединой Жизни (вместо ныне господствующих и вбиваемых правящей доктриной смертоносных Мировоззрений), то перспектив дальнейшего бытия на планете у земного населения нет вообще.
Вот почему каждый из нас, в ком ещё не погасла в душе Божья Искра, должен разобраться со своим мировоззрением не по прихоти САМОЗВАНЫХ духовных и светских земных властей, а потому что, говоря устами великого Пушкина, БОГА ГЛАС К ДУШЕ ВОЗЗВАЛ …