И что не говори колючие
EMIN, Григорий Лепс — Розы
Слушать EMIN, Григорий Лепс — Розы
Слушайте Розы — EMIN на Яндекс.Музыке
Текст EMIN, Григорий Лепс — Розы
В который раз весь мир летит к чужим ногам —
И не понять уже, где правда, а где спам.
В который раз мы развели свои мосты
В разные стороны!
В который раз тебя ничем не удержать,
И на показ ты выбираешь помолчать.
В который раз, быть может, и в последний —
Мы друг друга поняли.
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю!
Я вижу всё, —
И можешь мне не объяснять, что есть любовь
И больно всем её терять; что есть любовь —
В которой оказались вдруг все гайки сорваны.
Но проще вплавь проплыть весь Тихий океан —
Чем просто так поверить всем твоим словам;
Чем просто так о нём забыть —
И всё делить, как прежде, поровну.
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю…
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю…
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю…
[Куплет 1, Григорий Лепс]:
В который раз весь мир летит к чужим ногам
И не понять уже где правда, а где спам
В который раз мы развели свои мосты в разные стороны
[Куплет 1, EMIN]:
В который раз тебя ничем не удержать
И на показ ты выбираешь помолчать
В который раз, быть может, и в последний мы друг друга поняли
[Припев, Григорий Лепс & EMIN]:
Ведь что ни говори — колючие шипы имеют даже розы
Ведь что ни говори — все лгут глаза твои даже через слезы
Что ожидает нас с тобою впереди я еще не знаю
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю
[Куплет 2, EMIN]:
Я вижу все и можешь мне не объяснять, что есть любовь
И больно всем ее терять, что есть любовь
В которой оказались вдруг все гайки сорваны
(Григорий Лепс):
Но проще плачь, проплыв весь Тихий океан
Чем просто так поверить всем твоим словам
Чем просто так о нем забыть и все делить, как прежде, поровну
[Припев, Григорий Лепс & EMIN]:
Ведь что ни говори — колючие шипы имеют даже розы
Ведь что ни говори — все лгут глаза твои даже через слезы
Что ожидает нас с тобою впереди я еще не знаю
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю
Ведь что ни говори — колючие шипы имеют даже розы
Ведь что ни говори — все лгут глаза твои даже через слезы
Что ожидает нас с тобою впереди я еще не знаю
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю
EMIN, Григорий Лепс — Розы текст песни (Текст и слова песни)
Прослушать EMIN, Григорий Лепс — Розы
Слушайте Розы — EMIN на Яндекс.Музыке
EMIN, Григорий Лепс — Розы
В который раз весь мир летит к чужим ногам —
И не понять уже, где правда, а где спам.
В который раз мы развели свои мосты
В разные стороны!
В который раз тебя ничем не удержать,
И на показ ты выбираешь помолчать.
В который раз, быть может, и в последний —
Мы друг друга поняли.
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю!
Я вижу всё, —
И можешь мне не объяснять, что есть любовь
И больно всем её терять; что есть любовь —
В которой оказались вдруг все гайки сорваны.
Но проще вплавь проплыть весь Тихий океан —
Чем просто так поверить всем твоим словам;
Чем просто так о нём забыть —
И всё делить, как прежде, поровну.
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю…
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю…
Ведь, что ни говори — колючие шипы имеют даже розы.
Ведь, что ни говори — всё лгут глаза твои, даже через слёзы.
Что ожидает нас с тобою впереди — я ещё не знаю;
Быть может, разлюблю, а пока — прощаю…
Колючий человек Колючесть
Колючесть проявляется через резкие, язвительные
замечания, обидные насмешки, всяческие издёвки,
раздражающие колкости, цинизм и сарказм.
Из ершистых и колючих трудно верёвки вить без ежовых рукавиц.
Колючий человек (Колючесть) как качество личности – склонность ожидать от общения с людьми только чего-то негативного, обидного и, вследствие этого, быть готовым защищаться, обороняться от них посредством проявления настороженности, язвительности, ершистости, саркастичности или насмешливости.
Колючий человек – это колючий взгляд на мир. Когда жизнь была колючая, разве станешь мягким и пушистым?
Родом я не с рынка, не с вокзала,
Я с тончайшей нежностью знаком,
Просто нас эпоха облизала
Лагерным колючим языком.
Колючие обстоятельства жизни не располагают к нежностям. Внешний мир, в котором в основном крутятся мужчины, пронизан конкурентной борьбой. Мужчине, зачастую, нужно хорошо работать локтями, чтобы доказать миру, что он ему крепко задолжал. Отсюда и рождается природная мужская колючесть.
Женщины тоже сталкиваются с колючестью внешней среды, но у них, в отличие от мужчин, совершенно другая природа, иная энергия. Это энергия нежности, ласковости, мягкости и любви. В хорошей семье без этой энергии и шага не ступишь. Мужчины могут эту женскую энергию только впитывать, подзаряжаться ею, как аккумуляторы. В отрыве от женщины они её воспроизводить не могут.
Колючесть женщины скорее исключение, чем правило. Это не её природное качество личности. Оно инородно природе женщины. Если рядом надёжный мужчина, женщина забудет о своём колючем прошлом, и все её колючки постепенно отомрут.
Иными словами, колючесть характера человека обычно вытекает из колючести его жизни.
Колючесть характера заставляет человека периодически превращаться для окружающих в живую колючку. Он постоянно готов обороняться ото всего света. Он постоянно напряжён, насторожен и встревожен в ожидании неприятностей от своих коммуникаций.
Ожесточённость и очерствелость сердец всегда являлась надёжным поставщиком колючих людей.
Человек может казаться колючим, как кактус. Но вспомним, что кактус жёсткий и колючий снаружи, зато мягкий внутри.
Когда из кого-то лезет гордыня, высокомерие, надменность или чувство превосходства над другими, может показаться, что перед вами колючий человек. Нельзя запутываться. Это обманка. Иллюзия. Колючесть и высокомерное поведение имеют сходные формы проявления, но суть у них разная. В первом случае – это оборона от своего окружения, ото всего мира, во втором – проявление гордыни.
Колючий человек болезненно реагирует на любые вторжения в его личное пространство. В каждом слове собеседника он ищет тайный смысл, словно миноискатель, он старается найти в речевом потоке своего визави слова обиды или скрытой насмешки. До удивления подозрительная, колючесть мгновенно взъерошивается, стоит кому-то неуважительно высказаться в ёё адрес или в адрес её близких, друзей знакомых.
Идёт человек, неприветливый взгляд,
Он грубый, колючий, он встрече не рад.
Слова его колки, как розы шипы,
Готов ли сейчас пообщаться с ним ты?
Колючесть — задиристость ума. Колючие люди неприятно резки, то есть склонны общаться слишком прямолинейно, нелицеприятно, обидно для окружающих, они предрасположены проявлять не мягкий характер, не дипломатичность, невежливость, склонны разговаривать с другими слишком категорично.
Колючий человек во всём ищет двусмысленность, издёвку, намёки, и при малейшей бестактности со стороны окружающих переходит к язвительным репликам, колкостям и насмешкам. Так проявляется его своеобразная психологическая защита от внешнего мира.
Колкости, сарказм, язвительность, ядовитость и едкость – это всё инструментарий колючего человека, с помощью которого он защищается от посягательств на свою честь и достоинство.
— Ёжик, ты чего такой колючий?» — спрашивает ежа лиса. — Эх, кума! — ответил ей Ёж. — Вот когда у меня вырастут такие же зубы, как у тебя, тогда точно побреюсь наголо.
Колючих остерегаются обижать. Знают, что они ответят. Поэтому «фильтруют базар». Но колючим искусственно не станешь. Колючесть идёт изнутри.
Сидят мартышки под деревом и горюют: — Ой, … все нас обижают, дразнятся… издеваются… Как нам тяжело. Думали, думали, горевали-горевали, и решили: пойдём к филину-консультанту за советом. Он птица умная, что-нибудь да скажет… Пришли к Филину и говорят: — Филин, как нам быть, все нас обижают, дразнятся… что нам делать, как избавиться от этого? А Филин и отвечает: — А вы станьте ёжиками, они колючие. Их боятся обижать.
Мартышки обрадовались и побежали к себе. Бегут, радуются и думают… Ёжики… Ёжики… Ура… Станем ёжиками… Одна споткнулась, головой ударилась и задумалась… — А как это мы ёжиками-то станем? Пришли к филину и спрашивают: — Филин, ну ты чё, как же мы ёжиками-то станем? … Мы ж мартышки! Филин поморщился и говорит: — А я-то почём знаю, как вам ёжиками стать… я стратегией занимаюсь, а вы лезете с всякими глупостями.
Колючесть Марка Твена была столь велика, что многие, в том числе и его друзья, могли бы повторить вслед за Ноем Бруксом, его другом: «Я предпочёл бы иметь своим врагом кого угодно, только не Марка Твена». Жена и дети прозвали его «сердитый серый котик», за то, что, приходя в ярость, он фырчал, как взъерошенный котёнок.
Однажды некий торговец землей, который разбогател, грабя индейцев, хвалился в обществе Марка Твена тем, что он носит самую дорогую одежду. И как доказательство, попросил присутствующих обратить внимание на его галстук: «Вот эта вещь стоит двадцать пять долларов!» Марк Твен презрительно посмотрел на него и сказал: «Это, наверное, в США так повелось, что самые дорогие галстуки носят те, кому вполне хватило бы и веревки».
Как-то Марк Твен был приглашён на приём к известному адвокату. Хозяин дома, держа руки в карманах, так представил Твена собравшимся: «Вот редкий случай! Юморист, который действительно смешон!» — «Вы также представляете собой редкий случай, — отозвался Твен. — Адвокат, который держит руки в собственных карманах!»
Есть одна фраза, которую очень часто используют, рассуждая о художественной литературе. Обычно она звучит в усеченном виде – «не говори красиво». Это цитата из романа Тургенева «Отцы и дети», в полном виде она выглядит так – « О друг мой Аркадий Николаич – воскликнул Базаров: – об одном прошу тебя: не говори красиво». Очень важно помнить, что данная цитата взята не из авторского отступления или описания, она представляет собой прямую речь главного героя романа (Базарова) и характеризует (в числе прочего) его мировоззрение и образ мыслей.
Фраза эта, давно уже ставшая знаменитой, обычно используется как призыв к конкретной, простой и понятной речи без патетики и риторических украшательств. Очень часто она применяется по отношению к художественным текстам, как стихотворным, так и прозаическим, и подразумевает критику «красивости», распространенной широко, причем не только в творчестве начинающих. Как мне кажется, данная фраза еще более применима для оценки текстов официальных документов или научных статей. Понятно, что в научной статье различные риторические упражнения, «красивые» усложнения структуры предложений и синтаксиса ведут к крайне негативному явлению – смысл затушевывается ненужными словесными вензелями.
Тем не менее, интересно, как данную фразу понимал сам автор – Иван Сергеевич Тургенев. Это и важно, поскольку из истории мысли известны многочисленные примеры того, как некое понятие с течением времени меняло смысл. Это особенно важно, если вспомнить, что роман «Отцы и дети» одна из важнейших вех литературы XIX века, что его изучают в школе, что на его материале воспитывают. Должен сказать, что, когда сам я учился в школе (начало 70-х годов, давняя уже история) образ Базарова трактовался преимущественно положительно; думаю, что и в наше время трактовка его существенно не изменилась (хотя и раньше, и сейчас не все черты характера Базарова и не все его поступки считались положительными и правильными). Но обратимся к тексту романа и посмотрим, какое место в нем занимает фраза, ставшая крылатой. Она в 21 главе, уже в начале второй половины романа. Базаров и Аркадий Кирсанов в гостях у отца Базарова. Василия Ивановича, старого военного врача (штаб-лекаря). Прекрасный летний полдень, сновал. Но друзья готовы поссориться. Базаров крайне раздражен и не упускает случая подразнить или кольнуть своего друга:
Что же значит тогда ответ Базарова – не говори красиво? Все просто и все вытекает из предыдущей части текста, да и из всего романа. Базаров органически не переносит поэзию ни в каком виде. Он считает ее совершенно ненужной, бесполезной, даже вредной. В 10 главе романа Базаров замечает, что отец Аркадия, Николай Петрович «третий день Пушкина читает», говорит, что «пора бросить эту ерунду» и предлагает вместо этого сочинение Бюхнера «Stoff und Kraft» («Материя и сила»). Прочно забытый ныне Фридрих Карл Христиан Людвиг Бюхнер (1824-1899) – немецкий врач, обратившийся к философии, один из деятелей течения, именуемого «вульгарный материализм». Суть этого мировоззрения сводится к нескольким тезисам: 1) мысль есть продукт высокоорганизованной материи (мозга); духовное есть лишь совокупность его функций; 2) наука имеет безграничные возможности, но сама по себе материя непознаваема, и подлинная природа вещей нам неизвестна; 3) борьба между людьми за существование есть нормальное и естественное социальное развитие, то есть в человеческом обществе действуют законы животного мира, в том числе естественный отбор (социальный дарвинизм), следовательно, капиталистическое устройство общества с его конкуренцией нормально, социал-демократические преобразования не нужны и вредны. Вот такие «сокровища мысли» предлагает Базаров! И это в эпоху Конта, Шопенгауэра, Кьеркегора… Печально.
Интересно и то, что почему-то именно к Пушкину прицепился Базаров. Он приводит несуществующие «цитаты», приписывает Пушкину совершенно несвойственное нашему великому поэту, и, право, не понимаешь, нарочно ли Базаров делает это, чтобы задеть своего друга, или он и в самом деле настолько необразован, что всерьез высказывает эту чушь? Ответа нет, но молчание автора кажется красноречивее иных характеристик. Нет ответа, да и не нужен он, ибо тот, кто считает Пушкина «ерундой», не достоин никаких ответов. Перечитаем еще раз роман – чем интересуется Базаров, к чему он склонен? К науке. К практической медицине. Возможно, и к общественной деятельности. Но не к искусству, ни в каком качестве.
Но тогда как понимать самого Тургенева? Какой смысл он вкладывал в эту реплику Базарова. Он, всю жизнь говоривший «красиво»? Получается, что этот смысл совсем не таков, как современный, и даже противоположен ему. Из этого возникает следующий вопрос – а откуда возник современный смысл фразы «не говори красиво», кто положил начало его положительному значению, не совпадающему с авторским?
Для ответа на этот вопрос надо еще раз вспомнить о значении романа и о его звучании в 60-е годы XIX века, кроме того, полезно будет вспомнить и русскую литературную критику того времени. Роман опубликован в 1862 году, сразу после реформы Александра II. Базаров – фигура типическая и характерная, разночинец, небогат, трудолюбив, настойчив, целеустремлен. В России начинается активное развитие промышленности – и вместе с ней науки. Такие люди, как Базаров, были тогда нужны – и это чувствовал Тургенев, но вместе с тем он видел и недостатки этих людей. Ущербная, неполная образованность, агрессивность по отношению к культуре, беспринципность отрицания всех традиций и многое другое, увы, вызывающее в памяти самые ужасные явления ХХ века. «Когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за пистолет». Базарову, считающему, что культура, искусство – предрассудки, которые «не стоят ломаного гроша», и которые надо уничтожить во имя общего блага, не так уж далеко шагать до процитированной фразы Ганса Йоста, «придворного» драматурга Гитлера…
Но в те годы так далеко не прозревал никто. Об умонастроении эпохи, и о понимании романа современниками лучше всего говорить, используя современную роману критику. И здесь наиболее важным для нас становится знаменитый критик революционно-демократического толка Дмитрий Писарев (1840-1868). Он, кстати, написал после выхода романа критическую статью «Базаров», в которой рассмотрел тургеневского героя как в целом положительного, отметив при этом и его недостатки, объясняемые, «во-первых, односторонностью развития, во-вторых, общим характером эпохи, в которую нам пришлось жить. Базаров основательно знает естественные и медицинские науки; при их содействии он выбил из своей головы всякие предрассудки; затем он остался человеком крайне необразованным; он слыхал кое-что о поэзии, кое-что об искусстве, не потрудился подумать и сплеча произнес приговор над незнакомыми ему предметами. Эта заносчивость свойственна нам вообще; она имеет свои хорошие стороны как умственная смелость, но зато, конечно, приводит порою к грубым ошибкам». Писарев, таким образом, в этой статье осуждает отношение Базарова к культуре и искусству, но осуждает очень снисходительно, как будто учитель журит отличника, неожиданно ответившего на «трояк».
И здесь интересно вспомнить отношение самого Писарева к Пушкину, и, шире, к культуре вообще. Некоторое представление об этом дают цитаты из более поздней статьи «Реалисты»:
«Если вы предложите мне вопрос: есть ли у нас в России замечательные поэты? – то я вам отвечу без всяких обиняков, что у нас их нет, никогда не было, никогда не могло быть – и, по всей вероятности, очень долго еще не будет. У нас были или зародыши поэтов, или пародии на поэта. Зародышами можно назвать Лермонтова, Гоголя, Полежаева, Крылова, Грибоедова; а к числу пародий я отношу Пушкина и Жуковского.»
«С самого начала этой статьи я все говорил только о поэзии. Обо всех других искусствах, пластических, тонических и мимических, я выскажусь очень коротко и совершенно ясно. Я чувствую к ним глубочайшее равнодушие. Я решительно не верю тому, чтобы эти искусства каким бы то ни было образом содействовали умственному или нравственному совершенствованию человечества.»
Вся эта пространная статья сводится к одному, практически базаровскому выводу о том, что современному русскому обществу необходимо стремиться к практической деятельности (прежде всего к изучению естествознания, медицины, других наук, приносящих прямую пользу), и отказаться от «бесполезных» искусства, поэзии, живописи, умозрительной философии и других абстрактных дисциплин. Впоследствии Писарев еще более обострил свои взгляды, объявив в статье «Разрушение эстетики» все искусство ненужным и бесполезным. Что до Пушкина, то Писарев посвятил ему цикл статей «Пушкин и Белинский», в котором он назвал творчество поэта надуманным и оторванным от жизни. Опять-таки вполне в духе Базарова. Надо сказать, что Писарев был очень популярен в 60 годы XIX века. Как знать, не тогда ли произошла инверсия выражения «не говори красиво»? Не Писареву ли мы обязаны этим? Не могу судить, но полагаю это вполне возможным. Так или иначе, вывод очевиден. Слова Базарова, сказанные им в минуту крайнего раздражения, слова, в которые он вкладывал язвительность, но не ум, слова, вложенные Тургеневым в уста человека, не ценящего поэзию, не знающего поэзию и отрицающего поэзию, стали с течением времени некой дежурной менторской фразой критика, или даже «ценителя» поэзии, высказывающего ее на манер «не верю» Станиславского… Не говори красиво… И сколь часто произносят ее всуе, несправедливо.
А все-таки надо почаще открывать нашу русскую литературу, много полезного узнаешь, а иной раз, зачитаешься, и кажутся наши споры возней малышей в песочнице. Малышей, успевших состариться, но не успевших выучиться…
Опубликовано в журнале «Союз писателей», Новокузнецк, № 3, 2015.