И что сия аллегория значит
Что такое аллегория? Примеры аллегории в литературе и искусстве
Тициан. Аллегория возрастов
Зачем нужна аллегория?
Аллегория широко используется в искусстве и литературе.
Во-первых, она позволяет просто и наглядно изобразить сложные, отвлеченные понятия, которые трудно представить воочию.
Во-вторых, аллегория помогает автору высказать свое отношение к изображаемым явлениям.
Аллегория в литературе
В литературе существуют целые жанры, построенные на аллегории: басня, притча, моралитэ. К примеру, в басне И.А. Крылова «Мартышка и очки» обезьяна символизирует невежественного и самоуверенного человека, ругающего непонятные ему вещи.
Мартышка и очки. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова.
Обложка русского издания повести «Скотный двор».
Аллегория активно применяется в поэзии. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» корабль становится символом одиночества и душевных метаний:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Аллегория и олицетворение
Олицетворение не значит, что автор обязательно использует аллегорию. Но никто не запрещает использовать эти приемы одновременно.
Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть знаменитый эпизод, где князь Андрей Болконский смотрит на старый дуб и приписывает ему свои переживания: «С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». Здесь дерево наделяется человеческими чертами и служит аллегорией человеческой жизни.
Князь Андрей Болконский в исполнении Вячеслава Тихонова в фильме «Война и мир» 1967 года
Аллегория относится к метафорическим тропам, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Примеры аллегории в литературе
М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Поэт» сравнивал поэта со старинным кинжалом.
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
А.С. Пушкин в стихотворении «Памятник» аллегорически рассуждал о своем литературном наследии:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Аллегория. Литературный троп
Об аллегориях узнают ещё в начальной школе. Этот литературный приём – важная составляющая сказок и басен, когда произведение включает подсказки в виде символов психических состояний человека, в которых содержится фундаментальная для развития истина. Иноречие делает сказки и басни направленными в той же степени на взрослых, как и на детей.
Аллегория – определение и значение
Художественное представление идеи может быть персонажем, предметом, мотивом и т. д. Термин «аллегория» имеет греческие корни: ἀλληγορία (allegoreo). Означает «говорить что-то другое», проще – иносказание.
Аллегория – это представление идей, понятий, событий с помощью художественного образа, носящего символический или переносной характер.
Объем понятий не ограничен, теоретически любое значение может быть иноречием. В текстах культуры значение аллегории, помимо выраженного прямого смысла, передаёт содержание скрытого, обобщенного, универсального послания, часто очень абстрактного.
Придумал язык иносказаний Эзоп – греческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. По преданию, был рабом, но благодаря своим литературным способностям вновь обрел свободу.
Основное направление творчества Эзопа – рассказы о животных. Персонажи его сказок выражают определенные жизненные установки и черты характера человека. Лиса олицетворяет хитрость, муравей – трудолюбие, лев – храбрость, осел – упрямство и невежество.
Пример в переводе И.А Крылова:
Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем винограду кисти рделись.
Аллегория как разновидность литературного тропа
Троп (tropos) – оборот, направление, форма – термин из области риторики, означающий замену слова или выражения другим для большей образности, выразительности и эффективности словесного сообщения. Суть литературного тропа в том, что слово используется в переносном, иносказательном значении.
По словам римского ритора Квинтилиана, который ввел термин в риторическую теорию, ключ к разгадке – благоприятное изменение собственного значения фразы на иное. Цицерон определил разгадку как замену слова.
Напомним, что к тропам, помимо аллегории, относятся: метафора, эпитет, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, антономасия, сравнение, олицетворение, ирония…
Отличия метафоры и аллегории
Общее у аллегории и метафоры в том, что предназначены обе для особого, а не буквального восприятия. Оба тропа являются средствами выражения, связанными с возникновением ассоциации в человеческом разуме. Однако каждый из этих способов используется для разных целей и предстаёт в собственном свете.
Аллегория, что это такое? Это выражение абстрактных представлений о природе особым образом.
Слово «метафора» происходит из греческого языка и означает «перенос» (с одного предмета на другой). Создавая новое утверждение, можно значение одного слова комбинировать в каком-то контексте, и подчёркивать (расширять) его понимание.
Основные отличия
Краткие обороты из 2-3 слов.
Примеры аллегории в литературе
Образное содержание, составляющее буквальное значение слова «аллегория» используется в литературном произведении для передачи определенных абстрактных значений, в первую очередь религиозных, философских и моральных.
В баснях и сказках
Аллегория – это простыми словами – метафорические пути, передающие одно явление или чувство через другое. В первую очередь, прием используют в сказках и баснях.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
В баснях-эпиграммах Игнация Красицкого рассказы о животных призваны в игровой форме подчеркнуть человеческие недостатки: «Смеялся глупый Вол над муравьями…».
В поэтических произведениях
Самое известное произведение средневековой литературы, в котором широко проявляется аллегоризм – «Божественная комедия» Данте. Произведение, полное иносказаний, само по себе – Великая Аллегория. Поэма представляет собой панорамную картину тогдашней действительности, подвергает критике империю и папство, предателей родины.
Пушкин в стихотворении «Анчар» показывает завуалированный протест на запрет свободы слова, неограниченную власть человека над человеком:
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
В средневековую немецкую литературу аллегоризм был введен Готфридом Страсбургским в эпосе «Тристан и Изольда». Язык иносказания в литературе Реформации, представляет, в частности, Джон Буньян. В произведениях использованы средневековые алгоритмы в виде нравоучений. Значение иносказаний снизилось в эпоху романтизма.
Выражение аллегории в живописи и скульптуре
Помимо литературы аллегория часто используется как образное, систематизированное олицетворение в изобразительном искусстве. В искусстве она даже более устоялась, чем в литературе, в основном благодаря многочисленным иконографическим альбомам, изданным в периоды Возрождения и барокко.
Аллегорическая живопись – жанр, в котором наглядно представлены абстрактные концепции или идеи, изображенные в виде человека, животного, группы фигур. Персонажи через их особенности (атрибуты, костюмы, позы, жесты, поведение) обозначают конкретную ситуацию, которая является предметом обобщения.
Пример такой работы – картина французского художника эпохи барокко Филиппа де Шампаня, написанная в 16 веке. На полотне изображен цветок в бутылке, череп и песочные часы.
Под влиянием эллинистического и римского искусства символический элемент приобретает большое значение в раннехристианском искусстве. В катакомбной живописи часто встречается изображение Христа как Доброго Пастыря (катакомбы Домитиллы в Риме, аркосолиум в Comemetarium maius в Риме).
Скульптура Музы поэзии Эвтерпы традиционно выглядит так: образ женщины в лавровом венке с обнаженной грудью. Венок символизирует славу, обнаженная грудь – плодородие. В правой руке держит флейту, левая опирается на лиру. Те же инструменты – символы поэзии и музыки (лира Аполлона). Её одежды указывают на божественное вдохновение. Не только сама фигура, но и каждая деталь облика имеет смысл.
Аллегория в рекламе
Рекламные тексты часто входят в наш язык и остаются надолго. Их повторяют люди, даже не помня происхождения. Здесь используется богатый спектр речевого выражения. Чтобы создать яркий рекламный образ, прибегают ко всем видам тропов.
«У тебя должна быть фантазия, дедуля!» – юмористическая реклама негосударственного пенсионного фонда с резкой репликой не зря завоевала популярность. Использование веселого старичка должно убедить, как будет счастлива его жизнь, если дедушка прибегнет к услугам фонда.
Элементы неожиданности и юмористических сцен влияют на узнаваемость рекламы и частое использование слогана во многих ситуациях.
Задание. В каких из этих предложений использовалась аллегория?
Правильные ответы: 2, 4, 6.
Почему остальные предложения не являются аллегорией:
№ 1. Опирается на сходство черт, расширенное значение. Не крыша вообще, а конкретно – жилище.
№ 3. Оригинальный оборот, усиливающий степень сплетен о директоре.
№ 5. Метафора, ставшая фразеологизмом. Опирается на сходство поведения лошадей, у которых во время сна задние ноги сильно расслабляются.
Значение слова аллегория
Аллегория в Энциклопедическом словаре:
Аллегория — (греч. allegoria — иносказание) — изображение отвлеченной идеи(понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначногосимвола, однозначен и отделен от образа. связь между значением и образомустанавливается по сходству (лев — сила, власть или царственность). Кактроп аллегория используется в баснях, притчах, моралите. в изобразительныхискусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина свесами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.
Что такое аллегория?
Аллегория используется во многих видах искусства: в литературе, живописи, скульптуре. Она воплощает и выражает какое-либо абстрактное понятие, которое воплощается и выражается в конкретном образе.
понятие «аллегория» в переводе с греческого – иносказание.
В искусстве примером аллегории может служить античная богиня Фемида. Она символизирует собой правосудие и закон, который равен для всех.
Для чего же используют аллегорию?
Чтобы замаскировать свои мысли, публицисты в России использовали Эзопов язык. Особенно любил использовать этот прием Салтыков-Щедрин в своих произведениях.
Рис. 1. Примеры аллегории.
Значение слова Аллегория по словарю Ушакова:
АЛЛЕГОРИЯ (але), аллегории, ж. (греч. allegoria). 1. Иносказание, наглядное, картинное выражение отвлеченных понятий посредством конкретного образа (лит.). Это стихотворение полно аллегорий. 2. только ед. Иносказательность, иносказательный смысл. Во всякой басне заключается какая-н. аллегория. 3. только мн. Туманная, непонятная речь, нелепость (простореч.). Заламливал такие аллегории и экивоки, что, кажись, век бы не добился толку. Гоголь. Ты мне аллегорий не разводи, а говори прямо.
Значение слова Аллегория по словарю Брокгауза и Ефрона:
Разделенные в XIV веке, музыка и поэзия начинают сближаться в XV веке благодаря расцвету песни при дворе герцогов Бургундских, ставшем одним из европейских музыкальных центров. Сложившаяся здесь франко-фламандская школа полифонистов повлияла на искусство Италии, Англии, Германии, обогатив и вокальный язык, и инструментальную музыку. Первый в мире типографский сборник песен, изданный в Италии в 1501 году, состоял из творений этой школы.
Аллегория как средство поэтической выразительности широко используется в песнях. Лучшие из них, в основном на лирический и любовный сюжет, писал Клеман Жанекен (1485 – 1558). Самые известные его творения – песни-аллегории «Война» (или «Битва при Мариньяно») и «Песня птиц» – принесли ему европейскую славу и последователей.
Считалось, что музыка должна быть подчинена стихам, т.к. в них уже заключена мелодия, которую композитор должен только услышать. Музыка должна обрамлять стихи, подчеркивая их глубокий смысл и красоту.
Еще одним примером использования аллегории в музыке является кантата (или, согласно авторскому названию, «Драма на музыке») «Геркулес на распутье», которая была сочинена И. С. Бахом в 1733 г. по случаю одиннадцатилетия Фридриха Кристиана, саксонского наследного принца. Сюжет кантаты основан на образе-аллегории, автором которого является древнегреческий философ-софист Продик (V в. до н. э.). Эту аллегорию Продик привел в одной из своих речей, где он изложил проблему выбора, с которой сталкивается каждый человек в начале своего жизненного пути. И для большей наглядности философ избрал героем своей аллегории именно Геркулеса (греч. — Геракл). Она стала популярной благодаря римским и средневековым авторам, много на нее ссылавшимся, и потому вошла в историю именно в латинском варианте — «Геркулес на распутье».
Однажды к Геркулесу подошли две женщины, первая из которых олицетворяла Изнеженность, вторая — Добродетель. Первая соблазняла героя жизнью, полной удовольствий, вторая рисовала перед ним путь к славе и подвигам. Герой долго колебался, но сделал выбор в пользу первого.
Используется обычно иронически о чьих-либо сомнениях, колебаниях и прочем в условиях, когда выбор очевиден или непринципиален.
В этой аллегории Геракл (Геркулес) изображен юношей, сознательно отвергшим легкий путь наслаждений и выбравшим тернистый путь трудов и подвигов и снискавшим на этом пути бессмертие.
Баховская драма «Геркулес на распутье» написана на слова Лейпцигского поэта Кристиана Фридриха Хенрици (сочинявшего под псевдонимом Пикандер), автора текстов многих кантат и пассионов И. С. Баха. Помимо Геркулеса, главными действующими лицами у Пикандера являются Сладострастие, безуспешно пытающееся склонить Геркулеса на свою сторону, и Добродетель, которой в конце-концов Геркулес приносит клятву верности. В «драме» участвуют также нимфа Эхо, у которой Геркулес просит совета, и бог Меркурий, в заключение прославляющий юного курпринца Фридриха.
Музыка кантаты достаточно известна, поскольку Бах использовал ее в своей знаменитой «Рождественской оратории» – конечно, кое-что в ней изменив (в том числе инструментовку и тесситуры) и подставив совершенно другие слова, гораздо менее связанные с музыкой, что отмечал еще классик баховедения А. Швейцер. (В «Рождественскую Ораторию» была перенесена музыка первого хора и арий из «Геркулеса на распутье»). Впрочем, Бах, очевидно, просто хотел, чтобы столь удачная музыка, написанная всего лишь по случаю, «не пропала» для потомства.
Сходства и различия в архитектуре храмов Древнего Египта и Месоамерики Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога. Здесь приносили жертвы богам, и здесь же жрецы просили богов защитить страну и народ. Храм имел и чисто символическое значение, являясь уменьшенной моделью Вселенной. В Америк …
Культура Древней Индии Культура Мохенджо-Даро и Хараппы. Около 2500 г. до н.э. в долине реки Инд народ неизвестного происхождения создал развитую городскую цивилизацию. Здесь зарождались ремесла, процветала торговля, возникла письменность. На пике своего развит …
История создания росписей Владимирского собора История создания росписей Владимирского собора в Киеве. С инициативой строительства собора в ознаменование 800-летия Крещения Руси выступил в 1852 митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров). Эта мысль очень понравилась император …
Определение слова «Аллегория» по БСЭ:
Аллегория (греч. allē.gorнa — иносказание) условное изображение в искусстве отвлечённых идей, которые не ассимилируются в художественном Образе, а сохраняют свою самостоятельность и остаются внешними по отношению к нему. Связь между образом и значением устанавливается в А. по аналогии (например, лев как олицетворение силы и т. п.). В противоположность многозначности Символа смысл А. характеризуется однозначной постоянной определённостью и раскрывается не непосредственно в художественном образе, а лишь путём истолкования содержащихся в образе явных или скрытых намёков и указаний, т. е. путём подведения образа под какое-либо понятие (религиозные догматы, моральные, философские, научные идеи и т. п.). Поскольку в художественном образе всеобщее и особенное нераздельно переплетены друг с другом, А. не может исчерпывать содержания образа, даже будучи существенным и необходимым его компонентом. Термин «А.» впервые встречается в трактатах об ораторском искусстве Псевдо-Лонгина и Цицерона. Средневековая эстетика видела в А. одно из четырёх значений, которыми обладает произведение искусства: аллегорическое значение наряду с грамматическим (буквальным), моральным и анагогическим (воспитательным). Как специфическая форма художественного образа А. была подробно рассмотрена в немецкой эстетике 18 — начале 19 вв. (Винкельман, Гёте, Шеллинг, Гегель, Зольгер, Шопенгауэр и др.). В литературе многие аллегорические образы взяты из мифологии и фольклора. На А. строятся басня, моралите, притча, а также многие произведения средневековой восточной поэзии. встречается и в др. жанрах («Три ключа» А. С. Пушкина, сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина). В середине 19 в. понятие А. сужается до художественного приёма. См. Троп. В изобразительном искусстве А. (фигуры с постоянными Атрибутами, фигурные группы и композиции, олицетворяющие какие-либо понятия) составляет особый жанр, черты которого заметны уже в античных мифологических изображениях. А. добродетелей, пороков и т. д., распространённые в средние века, наполняются гуманистическим содержанием в эпоху Возрождения. Особенно сложными и изощрёнными становятся А. в искусстве маньеризма, барокко и рококо. Классицизм и академизм рассматривали А. как часть «высокого» исторического жанра. В современном искусстве А. уступает место более развитым в образно-психологическом отношении символическим образам (см. Символ). Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П., История эстетических категорий, [М.], 1965, с. 237 — 57. Sgrensen В. А., Symbol und Symbolismus in den asthetischen Theorien des XVIII. Jahrhunderts und der deutschen Romantik, Kbh., 1963. Паоло Веронезе. Аллегория «Слава венчает Достоинство». Фреска в вилле Барбаро-Вольпи в Мазере. Ок. 1561.
«Герника» — картина-легенда или аллегория войны
Так уж повелось, что испанская земля дала миру много гениальных имен. Некоторые ученые, объясняя этот феномен, ссылаются на генетическое наследие воинственных и талантливых племен. Астрологи утверждают, что над Испанией пересекаются мощные энергетические потоки. Но мы уверены, что имеют место все упомянутые выше факторы. Но, тем не менее, быть человеком образованным и не приобщиться к испанскому культурному наследию просто невозможно. Мы поможем вам расставить акценты во всем разнообразии шедевров испанских живописцев. В этой статье будет идти речь о Музее королевы Софии, вернее о ее гордости, картине «Гернике», которая принадлежит кисти Пабло Пикассо.
Три повода посетить Музей королевы Софии
Во-первых, невозможно говорить, что вы были в Мадриде, если не посетили Прадо, Музей Тиссена-Борнемисы и Музей королевы Софии. Это три кита, на которых держится выдающаяся история изобразительного искусства.
Во-вторых, в Музее королевы Софии собрана лучшая коллекция живописи 20 века. Практически все картины либо принадлежат кисти испанских художников, либо художников, чье творчество и биография тесно связанны с Испанией. В этом музее собрана величайшая коллекция испанских авангардистов.
И, в-третьих, только в этом музее можно увидеть картину «Герника» Пикассо, которая, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор остается самым впечатляющим произведением искусства всех времен и народов.
Трогательный гений Пабло Пикассо
Его полное имя состоит из 21 слова. Также как и его творческая личность состоит из множества граней. Он родился в конце 19 века, а его жизнь и творчество полностью изменила век 20-й. Свою фамилию одиозный Пабло оставлял под картинами, скульптурами, графическими произведениями, театральными декорациями. Он был известен как керамист и дизайнер. Он всегда принадлежал Испании, а его творчество стало принадлежать миру. Его картины на всемирных аукционах бьют рекорды по стоимости продаж.
Вся его жизнь была связана с живописью. Пикассо это пример не случайной славы, а многолетнего труда и работы, которые и взрастили его художественного гения. Вершиной творчества Пикассо стал кубизм. Но и этот жанр был изобретен художником не случайно. Поначалу Пабло экспериментировал с цветом, чередуя «голубые» и «розовые» периоды творчества. После новаторских приемов в цвете, художник занялся поиском идеальной формы. Он полностью отверг реализм с его изобразительно-познавательной функцией. Взамен, его картины наполнились геометрическими элементами, которые сами по себе были плоскими, но все вместе создавали гармоничный объем и трехмерную форму.
Биография Пикассо наполнена множеством удивительных событий. Он был человеком глубоко чувствующим окружающий мир. Мимо его жизни прошли две войны, которые убедили художника в том, что мир на земле – наивысшее благо. Пикассо не скрывал свой пацифизм. Он настолько ненавидел войну, что даже не изображал ее прямо, только через сетку символов и аллегорий. Так выглядит и его легендарная «Герника», которая почти 100 лет вызывает восхищение и аплодисменты.
«Герника» как самая краткая история фашизма
Картина была заказана правительством Испанской Республики для участия во всемирной выставке в Париже в 1937 году. Экспонаты должны были быть посвящены теме современности. О городе Герника в Стране Басков знает весь мир. Этот город был полностью уничтожен за несколько часов в результате воздушной бомбардировки летчиков люфтваффе. Это было время Гражданской войны в Испании. Пабло никогда в жизни не бывал в этом городе. Но новость о его уничтожении повергла художника в шок. «Друзья, бомбы уничтожают целые города. Но кто же их будет возрождать из пепла?», — писал художник в письме своему другу.
Художник над ней работал как сумасшедший, по 10, а то и по 12 часов в день. На следующий месяц картина была готова. Друзья Пикассо вспоминали, что после ее написания Пабло заболел, он был в страшном подавленном состоянии. А после того, как выздоровел, так никогда и не стал прежним Пикассо. Картину можно «читать» часами. Искусствоведы по сей день находят в ней новые образы и трактуют их по-разному. Неизменным остается одно – это полотно настолько удивительно, что нужно мечтать хотя бы раз его увидеть.