И духови твоему что значит
И духови твоему что значит
«И духови твоему»
В конце «Трисвятой песни» Божественной Литургии на середину храма выходит чтец (иногда — диакон) с большой, блестящей книгой в руках. Эта книга называется «Апостол». В ней собраны тексты Деяний и Посланий святых апостолов для богослужения. Каждый день в Церкви положено читать отрывок (или несколько отрывков) из «Апостола». На Божественной Литургии такое чтение не только выражает смысл празднуемого события, но имеет еще одно, таинственное, значение.
Вообще, слово «апостол» переводится с греческого языка как «посланник». Выходящий из алтаря чтец с «Апостолом» в руках действительно выглядит как посланник, который только что, на виду у всех («Царские врата» в этот момент открыты) получил благословение, в данном случае, на некое важное задание от священника. Затем мы становимся свидетелями диалога между священником, диаконом, чтецом и хором.
Сначала говорит диакон: «Вонмем». Это слово обозначает «будем внимательны», «со вниманием будем слушать». «Мир всем», — возглашает священник, стоя возле Горнего (буквально — «вышнего», «небесного») места за алтарем. Слово «мир» обозначает «спокойствие», «тишина». Только в мирном расположении духа можно воспринять духовное содержание священных слов. «И духови твоему», — громко отвечает чтец от лица всех верующих. Здесь имеется в виду ответное пожелание мира «духови», то есть, душе самого священника. «Премудрость», — снова вступает диакон. Слово «премудрость» здесь выражает то, что сейчас вниманию молящихся будет предложено слово Премудрости Божией.
Далее чтец возглашает прокимен — стих из Священного Писания. «Прокимен» значит «поставленный впереди». Хор, подобно радующимся ангелам на небесах, подхватывает прозвучавший стих и облекает его в мелодическую форму. Чтец читает следующую, новую строчку. Но хор «настаивает на своем», утверждая первую мысль. Затем чтец либо повторяет сказанное вначале, либо возглашает новый прокимен, и хор как бы соглашается с ним, повторяя те же самые слова.
В атмосфере торжества диакон еще раз напомнит: «Премудрость»! Среди воцарившейся тишины прозвучит название того отрывка из «Апостола», который собирается прочесть чтец. Например: «Соборнаго послания Петрова чтение». Слово «соборное» значит адресованное всем церквам, всему «собору», то есть, собранию верующих, а не какой-то определенной церкви, — например, «Римской» или «Галатийской», как у апостола Павла.
Торжественно прочитав сам текст послания, чтец вновь получает «мир» от священника и провозглашает: «Аллилуия»! Это слово переводится с еврейского языка как «хвалите Господа». Хор стремительно подхватывает: «Аллилуия», — и повторяет много раз, пока чтец произносит два или три стиха из священного писания. Затем, закрыв книгу, он возвращается в алтарь, исполнив свою посланническую миссию.
Если вспомнить о том, что священник во время богослужения символизирует собой Господа Иисуса Христа, то чтец «Апостола», — алтарник или диакон, — изображает посланников новозаветной проповеди, то есть, святых апостолов. По благословению Иисуса, апостолы нередко шли впереди Него, предваряя своего Учителя. Так и на Литургии Господь шаг за шагом приближается к верующим, подготовляя их к участию в Евхаристии (Причащении). Но прежде того, как Он скажет на Тайной вечери: «Приимите, ядите…», пройдет три года проповеди. На земле Палестины звучало слово посланников Христовых — апостолов, но несравненно сильнее и убедительнее было слово Самого Христа. Вскоре на Божественной Литургии прозвучит и оно, превращая пространство храма в иорданскую долину, или древние палестинские города, или прибрежное галилейское плоскогорье. Услышим мы его или нет — зависит от нас. Ведь оно звучит вот уже более двух тысяч лет для каждого человека.
Время сотворити Господеви
Мы продолжаем наши беседы о православном богослужении. Ранее наш постоянный собеседник заведующий кафедрой библеистики СПДС, автор учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексей Кашкин рассказал нам о первой, подготовительной части Божественной литургии («Яко овча на заколение ведеся»); сегодня он ответит на вопросы о второй, вероучительной части — Литургии оглашенных.
— Скорее всего, это разделение возникло, когда в ранней Церкви появился институт оглашенных, то есть когда людей стали не просто крестить, а постепенно готовить к Крещению. Произошло это, видимо, не ранее IV века, когда христианство вышло из катакомб, стало государственной религией, и появилось много желающих принять эту веру. Некрещеные, но объявившие уже о своем решении креститься не могли причащаться, но могли присутствовать на богослужении, пока на нем читали Священное Писание, пели, произносили проповеди. Так возникло и оформилось разделение Божественной литургии на две части. Но в IV веке Литургия оглашенных была очень короткой, всего лишь чтение Писания и поучение, а затем стали добавляться еще песнопения суточного круга, антифоны, тропари и кондаки, повествующие о событиях церковного календаря. Уже к VIII–IX векам чин Литургии оглашенных оформился.
— В одном из прошлых номеров газеты мы с Вами достаточно подробно говорили о проскомидии. Что происходит невидимо для нас в алтаре храма по ее завершении и до возгласа «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа»?
— Священник и диакон становятся перед престолом, совершают троекратное поклонение, читая молитву «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя», затем священник, воздев руки (это элемент ветхозаветного богослужения — молитва с воздетыми руками) читает «Царю Небесный» (молитва Святому Духу), «Слава в вышних Богу» (ангельское славословие) и «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». И затем диакон с воздетым орарем произносит очень важные слова: «Время сотворити Господеви, владыко, благослови». Отныне уже не мы, не люди, но Сам Господь действует в храме. Священник благословляет диакона, и между ними происходит диалог: «Помолися обо мне, владыка святый» — «Да исправит Господь стопы твоя». Затем диакон выходит через северную дверь алтаря, и начинается Литургия оглашенных.
— Почему она начинается именно с благословения Царства Троицы?
— Потому что само совершение Литургии есть свидетельство того, что Царство Божие, Царство Небесное не наступит когда-то потом, а уже пришло, и мы уже участвуем в его жизни; мы избавлены от рабства греху, тлению и смерти.
— Далее диакон произносит великую, или мирную, ектению, начинающуюся прошением «Миром Господу помолимся», и затем хор начинает петь антифоны…
— Следует отметить: и во время ектении, и во время антифонов священник читает про себя тайные молитвы, но на них мы остановимся в отдельной беседе. Само слово «антифон» («противозвучание») говорит о том, что песнопения эти должны исполняться попеременно двумя хорами, правым и левым, но в большинстве обычных приходских храмов такой возможности нет, поет один хор.
Первый и второй антифоны — это псалмы 102‑й и 145‑й, прославляющие Творца. К 145‑му псалму на «Слава, и ныне…» присоединяется песнопение «Единородный Сыне».
Третий антифон — это Заповеди блаженств (см.: Мф. 5, 3–12) — один из важнейших законодательных текстов Евангелия. Во время третьего антифона диакон открывает царские врата, священнослужители совершают три поклонения пред престолом. Священник поднимает Евангелие и отдает его диакону. Затем следует малый вход: предваряемые свещеносцами диакон с Евангелием и священник выходят северной дверью на амвон. Диакон, указывая на царские врата, говорит: «Благослови, владыко, святый вход». Священник отвечает: «Благословен вход святых Твоих ныне и присно и во веки веков». Хор завершает пение Блаженств, диакон, поднимая Евангелие и изображая им знак креста, провозглашает: «Премудрость, прости» (призыв стоять прямо, быть собранными и внимательными, чтобы воспринять Премудрость Божию, превышающую человеческий разум). Хор поет «Приидите поклонимся и припадем ко Христу». Диакон и за ним священник входят в алтарь, Евангелие полагается на престол.
— Приходилось читать, что малый вход символизирует выход Христа на проповедь…
— Да, такое толкование существует, и оно основывается на том, что Евангелие символизирует Христа, Слово, и на том, что после малого входа читается Апостол и Евангелие. Но это тот случай, когда историческое значение того или иного действия со временем заменяется символическим. Исторически малый вход нужен был для того, чтобы внести в храм Евангелие. В Византии Евангелие хранилось в отдельном от храма помещении, хранилище — пастофории, поэтому духовенство в определенный момент выходило из храма, изымало Евангелие из пастофория и торжественно вносило его в алтарь через царские врата. Так возникла практика малого входа. Но можно указать еще на одно его значение: на помощь людям призываются Ангелы, потому что в молитве входа есть такие слова: «…уставивый на небесех чины и воинства Ангел и Архангел, сотвори со входом нашим входу святых Ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость».
После малого входа поются тропари и кондаки, напоминающие нам о событии или о святом, память которого совершается в этот день. Затем, по окончании последнего кондака, диакон произносит молитву «Господи, спаси благочестивыя», которая всегда была сугубым молением об императоре, о царе, о короле (в Сербии, например). Но сейчас она принимает расширенный смысл — мы молимся о православном народе, о всех христианах.
Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас») — это довольно древнее песнопение, возникшее в начале V века. Согласно преданию, в 438 году в Константинополе началось землетрясение. Люди покинули свои дома, ходили крестными ходами по улицам, молясь о спасении. И вдруг какойто мальчик был поднят на небо и услышал Ангелов, славивших Бога именно этой песнью, только без «элеисон имас» — «помилуй нас»; ведь Ангелов не надо миловать, спасать, им ничто не угрожает! Вернувшись с неба в колеблемый стихией город, мальчик рассказал об услышанном, и все жители города подхватили за ним эту песнь, добавив «помилуй нас». Трус тотчас прекратился. Есть, впрочем, версия о более раннем происхождении этого песнопения, возводящая его к книге пророка Исаии (6, 3 — Свят, свят, свят Господь Саваоф!) и 41‑му псалму — возжада душа моя к Богу крепкому живому (3). Живой в данном случае — то же, что бессмертный.
— «Вонмем» — «Мир всем» — «И духови твоему» — все это должно подготовить нас к чтению Апостола и Евангелия? Нам всем нужно примириться перед тем, как слушать?
— Да, но смысл слов «Мир всем» не только в этом. Это общее благословение священника народу, пожелание благополучия всем. Греческое «ирини» действительно означает мир, примирение, но встречающееся в Новом Завете приветствие «Мир вам» — это калька с еврейского «Шалом» — пожелание всяческих благ. «И духови твоему» — наше, паствы, пожелание всякого блага пастырю.
— В книгах о православном богослужении можно прочитать, что чтение Апостола, то есть фрагмента одного из апостольских Посланий, имеет не только вероучительное, но и символическое значение — таким образом и утверждается постоянное присутствие святых апостолов — учеников Христа, свидетелей евангельских событий и первых учителей Церкви — в ее жизни.
— Да, и это возвращает нас к тем временам, когда Евангелия не были еще написаны, они лишь формировались, и апостолы были живыми свидетелями, можно сказать, живыми Евангелиями. Но присутствие апостольских Посланий в чинопоследовании Литургии необходимо объяснить еще вот каким образом. Все Священное Писание можно условно разделить на три части, подобные трем ступеням, приближающим нас к евангельскому откровению, к воплощению Слова и Крестной Жертве. На нижней ступени будет Ветхий Завет, в котором мы видим лишь тень или проблеск новозаветного откровения, на второй — апостольские Послания как своего рода истолкование этого откровения и наконец на самой вершине — Евангелие. Чинопоследования древних Литургий (нам на память, конечно, сразу приходит Литургия апостола Иакова) включали паремию (ветхозаветное чтение), Апостол и Евангелие — по восходящей. И то же самое восхождение совершается у нас на Великих часах: паремия, Апостол, Евангелие. Но в чинопоследованиях более поздних Литургий — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — паремии уже нет, а Апостол и Евангелие остались.
Конечно, сегодня чтение Апостола в храме имеет прежде всего вероучительное значение. Зачало, то есть читаемый фрагмент, может быть связан с праздником или, если это рядовое чтение, просто помогать собравшимся в храме людям постигать Священное Писание.
— Итак, вершина — чтение Евангелия. Какой диалог между диаконом и священником предшествует ему?
— Чтение Евангелия предваряется пением «Аллилуиа» и каждением всего храма (в нашей практике кадить начинают, как правило, во время Апостола). Диакон перед тем, как начать читать, говорит: «Благослови, владыко, благовестителя святаго апостола и евангелиста Луки». Благовеститель — это в данном случае он сам, диакон. Евангелист, благовестие которого диакон будет сейчас возвещать, молится за него. Священник же отвечает диакону: «Бог молитвами святаго славнаго всехвальнаго апостола и евангелиста Луки да даст тебе глагол благовествующему силою многою…». По благодати Божией, по молитвам святого евангелиста слово обретает силу, и люди воспринимают его.
— Литургия оглашенных подходит к концу. После сугубой ектении «Рцем вси от всея души и от всего помышления рцем…» в алтаре традиционно зачитываются поданные на проскомидию записки. А затем звучит ектения об оглашенных: «Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их словом истины, открыет им Евангелие правды…». К сожалению, долгие годы это прошение имело для нас только ограничительное значение — после него некрещеные должны покинуть храм.
— Да, очень жаль, что эта ектения у нас проговаривается быстро и воспринимается как формальность. Практика оглашения и само понятие «оглашенный» понемногу возвращаются сейчас в церковную жизнь. Но если община первых христиан знала своих оглашенных и молилась за конкретных людей, то для нас это понятие остается абстрактным, если только среди сегодняшних оглашенных не окажется наш знакомый или родственник. Однако мы вполне можем в эти минуты молиться за тех своих родных, друзей, коллег, знакомых, некрещеных или даже крещеных (ведь только креститься — этого совсем не достаточно), которые еще не пришли к воцерковлению, но уже обратили свой взор к храму.
Газета «Православная вера» № 2 (526)
Беседовала Марина Бирюкова
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Я являюсь прихожанкой собора Христа Спасителя. Давно хочу задать Вам вопрос, который меня «мучает» на каждой Литургии. Речь идёт о Символе веры. Дело в том, что эта молитва исполняется в определённый момент богослужения всем народом под руководством диакона.
Мелодия для исполнения достаточно простая и я уже к ней привыкла, но вот несколько месяцев назад заметила одну вещь. В тексте Символа веры есть слова: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшего в третий день по Писанием».
Раньше паузу ставили так: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, (пауза) и страдавша, и погребенна. И воскресшего в третий день по Писанием». Такого же разделения придерживаются и в книжке «Всенощное бдение. Литургия». Теперь же на Литургии поётся так: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. (пауза) И воскресшего в третий день по Писанием».
В итоге стройное пение сбивается в середине молитвы. Я не знаю, что делать: петь ли так, как предлагает диакон, или как большинство поёт? Помогите, пожалуйста.
И ещё один вопрос. Когда священник во время богослужения произносит: «Мир всем», хор отвечает: «И духови твоему». Что означают эти слова «И духови твоему»? К кому они относятся? Заранее благодарю Вас за ответ.
Отвечает Олег Облогин:
Уважаемая Анна, по поводу вашего второго вопроса. Выражение «И духови твоему» является ответной молитвой хора и всех прихожан на благословение священнослужителя «Мир всем».
По поводу вашего первого вопроса о пении Символа Веры в нашем храме могу сказать следующее. Изменения в форме пения внесено относительно недавно по благословению ключаря Собора протоиерея Вадима Дегтярева.
В Церкви есть несколько традиций исполнения Символа Веры на Божественной литургии.
Одна из них гласит, что исполнять Символ Веры нужно по-членно. Иными словами музыкальные строки (или паузы в пении) должны соответствовать номерам этого христианского гимна. Всего в Символе Веры есть 12 членов (они указаны в молитвословах). И установленная практика позволяет петь именно так.
Может быть о.Вадим, принимая это решение, руководствовался именно этой традицией? Точно, я сказать не могу. Обратитесь к нему лично после богослужения. Думаю, что он сможет дать вам более развернутый ответ.
Храни вас Господь.