И никтоже на вы что значит
«Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
Комментарий к тропарю и кондаку праздника Вознесения Господня
В сороковой день по Пасхе Церковь чтит праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку праздника.
Вознесение Господа Иисуса Христа на небо является одним из самых главных и значимых событий священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Господа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Спаситель не оставляет мир, но пребывает в нем во Святом Духе, Которого Он послал от Бога Отца.
Краткое описание события Вознесения Господня встречается в Евангелии от Марка (см.: Мк. 16: 19), а уже более подробным образом описывается в Евангелии от Луки (см.: Лк. 24: 50–51) и в книге Деяний святых апостолов (см.: Деян. 1: 9–11).
После светлого Воскресения из мертвых Господь Иисус Христос неоднократно является Своим ученикам «в продолжении сорока дней» (Деян. 1: 3), чтобы укрепить их веру в истинность Своего телесного воскресения и подготовить к принятию обещанного Святого Духа. Господь вывел учеников из города в Вифанию на гору Елеон, где, подняв Свои руки, благословил их, после чего стал отдаляться и возноситься на небо.
Церковнославянский текст песнопений таков:
Приведем также и греческий оригинал этих песнопений:
Не раз богослужебные тексты песнопений переводили на русский язык. Ниже дан перевод иеромонаха Феофана (Адаменко).
Обещание Святого Духа
Тропарь праздника Вознесения Господня начинается с радостного восклицания и исторически важного утверждения о великом событии, которое стало исполнением радости и обетованием, обещанием [9] ученикам, а в их лице и всему миру, что Спаситель не оставляет мир после Своего Вознесения, но пребывает во Святом Духе, Которого Он послал от Отца.
Спаситель не оставляет мир после Вознесения, но пребывает во Святом Духе, Которого Он послал от Отца
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18).
Далее следует «извещение» – свидетельство, удостоверение [11] – или уверение учеников: через благословение они вполне убедились, что Христос – Сын Божий и Спаситель мира.
Земное соединяется с небесным
Кондак праздника Вознесения написан преподобным Романом Сладкопевцем и начинается со слов: «Еже о нас исполнив смотрение». Так, уже с самого начала нам открывается духовный смысл события: Господь Иисус Христос, прежде чем вознестись на небо, исполняет весь замысел о спасении людей.
Церковнославянское «смотрение» по-гречески звучит как «οἰκονομία» – «управление домашним хозяйством или семьей, домостроительство». Но в богословии это слово известно как «икономия» – Божий Помысл о мире и его спасении; промыслительная миссия Бога Сына: воплощение и спасение человечества посредством искупительной Смерти на Кресте и последующего Воскресения.
Господь осматривает все происходящее в истории человечества. И не просто осматривает, а в большей степени заинтересованно наблюдает и контролирует посредством исполнения обетования, обещания, которое было дано еще ветхозаветным патриархам.
Спаситель приходит в мир, умалившись в вочеловечении, и покидает его после того, как полноценно исполняет весь замысел о спасении человечества. Каждый человек призван к обожению, а Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого человека, который верует в Иисуса Христа.
Вознесение Господне имеет особое значение как образ обожения каждого человека, который верует в Иисуса Христа
Вознесение – символ обожения и прославления человеческого естества и знак его возвращения в рай после грехопадения.
Пребывает неотступно
Продолжение кондака указывает: Господь никак, никаким образом не отступает от человеческого рода.
Церковнославянское «никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный» содержит привычное для некоторых языков одиночное отрицание, которое отсутствует в русском. Поэтому при переводе важно данный факт учитывать, что и делает, например, отец Феофан (Адаменко):
«не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая…»
Кульминация и вообще все богословие кондака отразились и в рефрене – ключевой идее, которая неоднократно повторяется в гимнографическом отрывке. В тропаре рефрен: «Я не отлучаюсь от вас, но пребываю с вами, и никто против вас» – скомпилирован из двух отрывков: Мф. 28: 20 и Рим. 8: 31. В нем не только видно утешительное обещание Иисуса Христа пребывать всегда с верными учениками и охранять их, но и прослеживается яркое выражение догмата о том, что в едином Лице Иисуса Христа неслитно соединены человеческая и Божественная природы.
Тропарь и кондак праздника Вознесения Господня, обращенные к Богочеловеку, Искупителю, Воскресшему и Вознесшемуся Спасителю, напоминают о том, что мы по Вознесении Господнем были не оставлены, а объединены Им через стяжание Святого Духа, Которого Христос послал от Отца.
При этом стоит помнить: вознесенный к Божественной жизни Иисус Христос вернется на небесных облаках как Сын Человеческий (см.: Лк. 21: 27), владычество Которого – «владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7: 14).
[1] Лукашевич А.А., Ткаченко А.А. Вознесение Господне // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 197–203.
[2] Киприан (Керн), архимандрит. Литургика, гимнография и эортология. М., 1997. С. 276.
[3] Кустовский Е. Праздничные службы Цветной Триоди. М., 2008. С. 124.
[7] Адаменко В., священник. Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке. Н. Новгород, 1926. С. 153.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 40.
[10] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1980.
[11] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 6. М., 1979. С. 120.
[13] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 25. М., 2000. С. 208.
Леушинская икона Божией Матери
В отличие от многих образов Богородицы, дошедших до нас из глубины веков, Леушинская икона Божией Матери может считаться сравнительно «молодой» — она была написана с 1862 году и тогда же пожертвована строившемуся в то время монастырю около села Леушино, по названию которого ее и стали именовать в народе.
История иконы
В истории село Леушино прославилось на всю Россию своим Иоанно-Предтеченским женским монастырем – женской лаврой, как его называли, который впоследствии был затоплен при создании Рыбинского водохранилища. Первоначально название иконы было «Похвала Божией Матери». Настоятельница монастыря Таисия дала Леушинской иконе второе название, под которым образ стал известен как икона «Аз есмь с вами и никтоже на вы» («Я всегда с вами, и никто вас не обидит»).
К обители стекалось множество паломников, и вскоре икона «Аз есмь с вами» приобрела особое значение и стала ее главной почитаемой святыней. В иконописной мастерской по инициативе настоятельницы Таисии с иконы сделали список и преподнесли его в подарок Иоанну Кронштадтскому. Он дал этому образу название «Спасительница России» и после освящения благословил им купца Василия Муравьева, который после пострига получил имя преподобный Серафим Вырицкий. Согласно напутствию Иоанна Кронштадского, он в страшном 1937 году повторил подвиг, свершенный некогда Серафимом Саровским: в течение тысячи он неустанно молился перед Леушинской иконой Божией Матери о спасении Руси.
Описание иконы
С точки зрения иконографии Леушинская икона не совсем соответствует канону: отрок Иисус, сидящий на коленях у Богоматери, широко простирает руки, как бы обнимая весь мир, хотя обычно Он делает благословляющий жест правой рукой. Прекрасный лик Богородицы исполнен не только смирения, но и твердости, ведь Она обещает защиту и покровительство всем верующим в Нее.
О чем молятся Леушинской иконе Божией Матери
Уже в 19 веке было зафиксировано немало чудес, явленных иконой, поэтому она считается чудотворной. За помощью к преподобному Серафиму Вырицкому обращалось немало паломников. Однажды к нему привезли ребенка, находившегося практически при смерти, и после долгих молитв преподобного перед Леушинской иконой он исцелился.
Молитва образу помогла одному мужчине исцелиться всего за одну ночь от серьезной опухоли на груди, а молодой девушке – избавиться от меланомы, которая стремительно росла, и врачи давали крайне неблагоприятный прогноз.
Когда чудотворную икону перенесли в Козелецкий Свято-Георгиевский женский монастырь, монахини зафиксировали целый ряд чудесных исцелений и описали их в двух книгах, которые были изданы монастырем.
Не только об исцелении от физических и душевных недугов просят в молитве иконе Леушинской Божией Матери, но и о даровании спокойствия в семье, о благополучии как друзей, так и недругов, чтобы восстановились хорошие отношения.
Молитва перед Леушинской иконой помогает молодым девушкам обрести надежного спутника жизни, а женщинам — обрести счастье материнства.
Молятся перед ней и за Родину, как завещал Иоанн Кронштадтский, чтобы она избегла опасностей и военных конфликтов.
День памяти Леушинской Богоматери 24 июня.
Молитва иконе Леушинской Божией Матери
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная.
О Всеблагая Заступнице рода христианского, Мати вся держащего десницею Свою Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты Его, и да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Сохрани истинную святую Православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей и положи начало покаяния людей русских. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный;
да поживем в благочестии и чистоте, всегда хранимы Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора, от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, Иже и Сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вознесение Господне: «Аз есмь с Вами»
Не буду долго проповедовать вам сегодня по немощи своей, постараюсь только объяснить вам многозначащий кондак нынешнего праздника.
Прослушайте, с глубоким вниманием прослушайте этот кондак (хор поет): «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никто же на вы».
Что это значит: «Еже о нас исполнив смотрение?»
Это значит в русском переводе вот что. Когда Господь Иисус Христос всеми делами Своей земной жизни и крестною смертью Своей исполнил то, что было предначертано о нас в предвечном Совете Божием, когда Он то, что на земле, соединил с небесным – когда Он людей, сущих на земле, соединил с небесными ангелами.
Он соединил нас с ангелами Своими. Он дал нам возможность быть причастниками небесной жизни.
Было немало людей, которые на земле уже стали ангелами во плоти.
Вы знаете, что великого Иоанна Предтечу Священное Писание называет ангелом.
Было много людей, для которых настоящая жизнь не представляла никакого интереса, которые сердца свои очистили, которые настолько возвысились и усовершенствовались, что они стали по духу своему подобны ангелам – уже на земле стали ангелами во плоти.
Разве не таковы были все преподобные? Мария Египетская разве не была ангелом во плоти, разве не таковы были множество отцов – величайших пустынников, как Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный, как наш величайший преподобный Серафим Саровский, наши преподобные Антоний и Феодосий Печерские?
Они все стали ангелами во плоти, конечно, уже на земле были соединены с небесным.
Они беседовали с ангелами, им являлась Пресвятая Богородица.
И много, много было таких, которых Господь наш Иисус Христос соединил с небесным – со всеми небесными силами.
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступне, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
В великой славе вознесся с горы Елеонской Господь наш Иисус Христос. А ученики Его, как слышали вы в нынешних чтениях апостольском и евангельском, разлучившись с Ним, не упали духом. Не только не скорбели они, но пошли домой с радостью, с великим веселием.
Почему, как понять нам это, как могли они веселиться и радоваться, разлучаясь со Христом? Это было возможно, потому что Господь сказал им, что пошлет иного Утешителя, духа Святого, Который им напомнит все, что говорил Он, и пребудет с ними навеки.
А в кондаке говорится: «никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступне». Это значит, что вознесшись, не оставил Он нас, но пребывает всегда, неотступно с нами.
Надо вспомнить собственные слова Господа Иисуса и никогда их не забывать: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим».
Смотрите, ведь это обещание Христово, в котором сказано, что ко всем возлюбившим Его и исполняющий слово Его придет Он вместе с Отцом Его, и обитель у Него сотворят – в сердце войдут и будут обитать в нем, как в храме Духа Святого.
«Вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Кто возлюбит Христа всем сердцем, кто будет жить по слову Его, исполняя все заповеди Его, тот будет во всегдашнем общении с Ним, будет под всегдашней защитой Его, будет всегда охраняться Самим Христом и ангелами Божиими; его не коснется никакое подлинное и истинное зло, ибо неотступно будет с ними Христос.
Но вы подумайте, а разве и великие преподобные не испытывали гонений, разве не было таких, которые восставали против них, разве не было многих, многих тысяч мучеников Христовых?
Вспомяните, как был до полусмерти избит разбойниками великий преподобный Серафим Саровский. А что же – послужило это во вред самому Серафиму, послужило во вред Церкви Христовой? Нет, это послужило к величайшей пользе нашей, которую получили чрез преподобного Серафима, ибо, когда исцелила Сама Богородица, явившаяся ему, проломленный череп и поломанные ребра его, а разбойники были отданы под суд, преподобный Серафим, узнав об этом, со слезами просил за них: «Никак, никак не хочу, чтобы судили их! Если осудят – уйду из Саровской пустыни».
Видите, как этот поступок святого должен нам послужить в научение, какой великий пример получили мы, великий пример того, как надо относиться к причиняемым нам страданиям.
А к святым мученикам как применимы слова св. песнопения «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»?
Да, восставали на них, восставали императоры, восставали правители, подвергали их жестоким, жестоким мучениям. Но сбывались слова Христовы и, когда их мучили, Сам Христос был с ними, делая легкими претерпеваемые мучения.
Часто, часто не сгорали они в страшных печах, пламя которых опаляло самих мучителей.
Почему? А потому, что с ними был Христос, никого не оставлял.
Он посылал ангелов Своих и Сам приходил в темницу к истерзанным до полусмерти мученикам, и исцелял их, и на другой день мучители видели их выздоровевшими.
Вот видите, и это слово сбывалось. Верьте, что всякий возлюбивший Христа и исполняющий слово Его будет возлюблен Отцом Его, и Он придет, и обитель у него сотворит.
Так любите Христа, так идите за Ним, так исполняйте заповеди Его!
А сейчас прослушайте кондак праздника, объясненный только что, и надеюсь, что воспримете его гораздо глубже, чем воспринимали его раньше (хор поет).
«Еже о нас исполнив смотрение и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребываяй неотступне и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Запомните, запомните этот кондак. Помните, помните всегда об этом великом дне Вознесения на небо Господа Иисуса.
Сердца свои устремите к нему вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо.
Леушинская Богородица – благая защитница страждущих
Согласно церковной легенде, первые образа Пречистой Девы были написаны самим апостолом-евангелистом Лукой. Но с тех пор люди создали множество других реликвий. И, несмотря на то, что они значительно «моложе», эти святыни столь же почитаемы христианами. Об одной из них и расскажет Вам наша статья – прочитав её, Вы узнаете всё о происхождении, особенностях и значении Леушинской иконы Божией Матери.
Икона Похвала Божией Матери по образцу которой написан образ
«Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Предания о реликвии – как появился образ Леушинской Девы Марии
История святыни начинается на рубеже XIX-ХX ст. В то тяжёлое время верующие особенно нуждались в Господнем заступничестве, и уникальная икона стала неиссякаемым источником духовной силы.
Данный образ Небесной Царицы тесно связан с Леушинской женской обителью. Этому монастырю покровительствовал сам Иоанн Кронштадтский, и под его мудрым руководством, а также трудами самоотверженной подвижницы – игуменьи Таисии (М. В. Солоповой), лавра достигла расцвета. Её заслуженно сравнивали с Серафимо-Дивеевской и Казанской Амвросиевской (Шамординской) пустошами. Кроме того, церковные исследователи утверждают, что настоятельница, которую почтительно называли «соратницей отца Иоанна», стала основательницей школы женского монашества. По созданному ею уставу действовали такие обители, как Иоанновская (Санкт-Петербург), Воронцовская (Псковщина), Ферапонтовская (Вологда), Чёрноезерская и Парфёновская (Новгородская губерния).
Игумения Таисия и Иоанн Кронштадтский.
Леушинская женская обитель
После этого скит стал быстро расширяться. Так, согласно найденным прихожанкой Леушинского подворья Т. Ф. Литвиновой спискам, накануне 1917 г. в обители проживало около 700 насельниц, воспитывались девушки из благородных семей, работал странноприимный дом. А ещё в лавре функционировала иконная лавка и иконописная мастерская – специально для того, чтобы в ней трудиться, несколько монахинь и послушниц отправились в Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Самой талантливой студенткой оказалась Анна Герасимова, происходившая из семьи крестьян. С 9 лет девочка обитала при монастыре, участвуя в песнопениях на клиросе. После обучения она принесла обеты послушницы и начала управлять другими иконописцами, а в 1906 г. приняла постриг под именем Алипии – в честь преподобного Алипия из Киево-Печерской лавры.
Подвижница создала множество великолепных святынь. Среди них – и лик Леушинской Девы Марии, написанный по образцу подаренной гатчинским купцом иконы. Однако у реликвии есть отличительная особенность – начертанная рукой самой настоятельницы надпись «Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Уникальную икону преподнесли в дар Иоанну Кронштадтскому, который называл её «Спасительницей России». А позже мудрый старец передал этот образ Серафиму Вырицкому (в миру – Василий Николаевич Муравьёв), который готовился к своему знаменитому молитвенному подвигу. Тысячу дней монах склонялся перед реликвией, прося у Небесной Царицы защиты для всех, кто оберегал страну от фашистских захватчиков. После завершения Второй мировой войны святыню хранили родственники праведника, а в 1997 г. её принесли в Козелецкий Свято-Георгиевский монастырь. Тогда же учредили и праздник в честь Леушинской Богородицы (пятая суббота Великого Поста), а ещё написали прославляющие Её тропарь и кондак.
С тех пор была изготовлена не одна копия образа – и все они несут в себе даруемые Пресвятой Девой надежду, счастье и утешение. А наш магазин икон поможет Вам приобрести великолепный список святыни, вручную сделанный из драгоценных камней!
Богословское толкование реликвии «Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Тип «Одигитрия», к которому принадлежит реликвия, олицетворяет заступничество Божией Матери, Её любовь и милосердие. Кроме того, она служит воплощением Церкви-Путеводительницы, которая демонстрирует людям пример добродетельной жизни, соблюдения Господних заповедей и помощи ближним. А ещё икона Божией Матери «Леушинская» из янтаря напоминает христианам о духовном возрождении, которого непременно удостоятся все, кто исповедует веру в Иисуса Христа.
Икона Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Леуши ́ нская)
Празднование
История
Предполагается, что икона была написана в иконописной мастерской при Леушинском Иоанно-Предтеченском женском монастыре по заказу гатчинского купца Гавриила Медведева, который пожертвовал её монастырю в начале 1860 года. Один из списков образа до сих пор находится в иконостасе Леушинского подворья в Санкт-Петербурге.
Особый список в начале ХХ века был сделан для святого праведного Иоанна Кронштадтского, на котором по благословению игуменьи Таисии была сделана надпись «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Святой Иоанн сам освятил образ, а впоследствии благословил им купца Василия Муравьёва, будущего старца Серафима Вырицкого.
Высказываются предположения о том, что именно этот список в настоящее время находится в Свято-Георгиевском женском монастыре в селе Даневка Черниговской епархии. Чудотворный список передали в Даневскую обитель духовные дети преподобного Серафима Вырицкого, сохранившие образ после кончины старца. За время своего пребывания в обители икона прославилась исцелениями страждущих, свидетельства о которых приведены в двух книгах, изданных Свято-Георгиевским монастырем.
Сам Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, в котором был написан образ, в 30-х годах ХХ столетия попал под затопление Рыбинским водохранилищем. 29 ноября 2003 года в старинном селе Брейтово, перенесённом в своё время из зоны затопления, была освящена первая в России часовня в честь Леушинской иконы. Часовня, расположенная на высокой насыпи у самой кромки водохранилища, во время весеннего разлива оказывается окружённой водой. Этот факт послужил появлению ещё одного названия иконы – «Богородица-на-водах».
23 апреля 2002 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви икона Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» была внесена в список чудотворных икон. День празднования – суббота пятой седмицы (недели) Великого поста (Суббота Акафиста или Похвала Пресвятой Богородицы).
Каноны и Акафисты
Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Аз есмь с вами и никтоже на вы»
Кондак 1
Избранной от всех родов Владычице мира, Деве Богородице, принесем похвальные дары, якоже и ныне, аки и прежде падших возставляеши, немощных укрепляеши, болящих исцеляеши, от враг видимых и невидимых избавляеши, сомнящихся вразумляеши, унывающих ободряеши, веровати в Благодатную силу святых икон Твоих научаеши и в благодарности умиленным сердцем и усты пети Тебе сподобляеши:
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Икос 1
Ангелы на небеси воспевают величие и всесовершенства Твоя, о Мати и Дево, яко Всемилостивого Бога и Спаса родила нам еси, мы же на земли, подражающе им, грешными устнами дерзаем славославяще взывати к Тебе таковая:
Радуйся, небесных непрестанное удивление;
Радуйся, земных всерадостное поклонение;
Радуйся, злобы и тьмы духовныя прогонение;
Радуйся, притекающих к Тебе мира и любви исполнение;
Радуйся, яко о помиловании нас, грешных, сына Твоего умоляеши;
Радуйся, яко от иконы Твоея милости нам источаеши;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 2
Видящи очима духовными грядущия времена страшного богоборчества, святый праведный Иоанн, нарекомый Кронштадтским, благослови написание иконы святыя Твоея, Богомати. Да будет в помощь и заступление всем в скорби сущим, припадающим и в надежде на спасение зовущим Сыну Твоему и Богу нашему: Аллилуиа.
Икос 2
Разуму человеческому икона сия в просвещение, якоже не силой своею прогоняем врагов, но могуществом Божиим и предстательством Богоматери, точащей от икон Своих чудесы, да воспоем Всемощную Заступницу нашу:
Радуйся, падающих и изнемогающих скорое подкрепление;
Радуйся, от бесов и злых человек надежное заступление;
Радуйся, в час искушений и недоумений вразумление;
Радуйся, заблудшим правого пути нахождение;
Радуйся, ереси и расколов искоренение;
Радуйся, тьмы богоборчества скорое прогонение;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 3
Сила гонения нечестивых возста на христианы и святыням их поругашася; приявший же святую икону Твою, Богомати, отец Серафим, нарицаемый Вырицкий, уберег ея. Да прибегши под кров Царицы Небесной, монашествующий и вси вернии помощию Божиею укрепляемии со трепетом и любовию воспоют Спасителю Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи велия чудеса, им же несть числа, являла Пресвятая Дева чрез святую икону Свою помощь всем с верою и любовию притекающим и зовущим к Ней таковая:
Радуйся, Царице Неба и земли;
Радуйся, Мати Господа Вышняго;
Радуйся, обилие чудес источающая;
Радуйся, нечестие богоборчества обличающая;
Радуйся, молящихся с верою скорое слышание;
Радуйся, мятущихся душ наших отишие;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 4
Буря богоборческого нечестия пронеслась, осквернивши святыни, и попусти Господь на люди наша вражье нашествие, да скорбями очистятся и слезами омыются и да, вразумившись, покаются и, покаявшись, возопиют Спасающему Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаша скорби людския, отец Серафим иже в келье своей подвиг Саровского старца подъявши, денно и нощно усердно пред иконою Богородицы вопиял таковая:
Радуйся, яко грешников к покаянию предуготовляеши;
Радуйся, кающихся грешников неотвергающая;
Радуйся, яко Сына Твоего и Бога нашего умилостивляеши;
Радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая;
Радуйся, от враг видимых и невидимых избавляющая;
Радуйся, яко от наглыя смерти спасаеши;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 5
Боготечную благодать видя, истекающую от святыя иконы Богоматери, людие стекахуся в селение Вырицу и приимаху душ и телес исцеление, в радости вопияша Сыну Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней: Аллилуиа.
Икос 5
Видеша приявшую от Сына Твоего и Бога нашего велию благодатную силу исцеления и вспоможения, благая Мати, щедро ниспосылавши ея всем, приходящим к Тебе и взывающим Ти таковая:
Радуйся, умершего отрочати воскрешение;
Радуйся, неисцельных болезней врачевание;
Радуйся, телес наших здравие;
Радуйся, душ наших спасение;
Радуйся, от уз греховных свобождение;
Радуйся, к Горнему миру восхождение;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 6
Проповедуя скорое отшествие свое от юдоли сей многоскорбной и многомятежной, старец предрекл еси новое местонахождение святыя иконы Богородицы, где в любви к Всемилостивому Богу в Троице славимому возопиют: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявая радость в скорби сущей игумении, разрушенную древнюю обитель святаго Георгия приявшую и силами своими возобновити не могущую, даровала ей велию милость: явила еси пречудно святую икону Свою, да с трепетом и любовию воспоют к Ней таковая:
Радуйся, никогда же нас помощи материнской лишающая;
Радуйся, любящих Тя Божественною любовию покрывающая;
Радуйся, нестроения житейского моря скоро разрешающая;
Радуйся, Аз есмь с вами — приходящим к Тебе возвещающая;
Радуйся, и никтоже на вы — ободряющая;
Радуйся, сущих в печали и скорби не оставляющая;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 7
Хотящи спасения, узрели людие икону, аки Саму Царицу Небесную, пришедшую со святыми Апостолы Иоанном и Иаковом в обитель святаго Георгия на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, и возопили во умилении ко Господу: Аллилуиа.
Икос 7
Новую явила еси милость, Богородице Дево, чудотворною иконою Твоею, чудесы чрез нея источая, помогая всем с верою к ней притекающим и зовущим Ти обрадованно таковая:
Радуйся, сына Твоего и Бога о нас умоляющая;
Радуйся, кающихся грешников зело любящая;
Радуйся, врагов Божиих грозно наказующая;
Радуйся, сынов противления нежданно вразумляющая;
Радуйся, полчищ бесовских от Руси Святой изметающая;
Радуйся, боголюбивых чад Своих защищающая;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 8
Странно чудо попечения Свято-Георгиевской обители видевши, живущия в ней и труждающиеся, и на молитву в ню приходящия прияла еси, в подвизех монашеских укрепляя, от бед и скорбей избавляя и научая всех спасающему тобою Христу Богу пети: Аллилуиа.
Икос 8
Всем вразумление явила еси грозным наказанием послушницы тайно бежати из обители хотящей и покаявшейся милость явила еси, да навыкнут в час скорбных обстояний прибегати к иконе Твоей святей, умильно взывая Тебе таковая:
Радуйся, совершение безрассудных поступков присекающая;
Радуйся, хотящим жати спасение помогающая;
Радуйся, в подвизех монашеских укрепляющая;
Радуйся, падающих скорое возведение;
Радуйся, Ходатаице нашего спасения,
Радуйся, защита наша и в добродетелях вспоможение;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 9
Всякое естество восхваляет Тя, Господи. О Тебе, Создателе, Искупителе, Царе и грядущем Судии своем радующеся, яко даровал еси Матерь Свою в надежное прибежище и заступление всем вопиющим Тебе, истинному Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Ветия велеречивыя можаху лишь удивитися, егда слышат глас Божий и Богородицы: «Аз есмь с вами и никтоже на вы.» Мы же положшася на волю святую и совершенную Божию, да почтим Тя, Пречистая, звании сицевыми:
Радуйся, Благого Царя Благая Мати;
Радуйся, яко тщишися овец Христовых собрати;
Радуйся, сирых и странных защитнице;
Радуйся, всех обидимых покровительнице;
Радуйся, медоточная молящихся сладосте;
Радуйся, даров и благ вечных подательнице;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 10
Спасти хотя мир, неизреченное чудо обретения святыя иконы Твоея, Владычице, возвестила всем городам и весям, да в торжестве и славе видящи к ним грядущую Тя, в радости возопиют Триединому Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси и чистото неописанная, милосердие неизреченное и победо всепобеждающая, богоизбранная Отроковице, призри на ны, смиренно выну молящихся пред иконою Твоею и воспевающих Ти, благодатная, сице:
Радуйся, милости неиссякаемый источниче;
Радуйся, духовную жажду всем утоляющая;
Радуйся, милосердая о нас, грешных, предстательнице;
Радуйся, непрестанно за нас Христу Богу молящаяся;
Радуйся, спасения нашего надежда и прибежище;
Радуйся, милостивая о нас пред Богом Ходатаица;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 11
Пение благодарственное приносим Ти, раби Твои, Богородице Дево, грешнии и непотребнии, обаче Ты достославно заступаеши всех, обрящихся к Тебе и вопиющих Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательную свещу имуще Тя, Пресвятая Мати и Дево, яко просвещаеши нас светом сына Твоего и даровала еси нам икону Свою повелительную, да не преткнемся в ночи последних времен, но, хранимы тобою, поработаем Господу во свете Его, уповающе на Тя таковая:
Радуйся, язв греховных целительнице;
Радуйся, в Царствие Божие Путеводительнице;
Радуйся, на руцех Своих носящая Носящего вся;
Радуйся, златыя врата Небеснаго Царствия;
Радуйся, светом сына Твоего нас просвещающая;
Радуйся, зрением иконы Твоей нас услаждающая;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 12
Благодать дати восхотев людем Своим, даровала еси, Владычице, нам икону Свою и с нею обетование: «Аз есмь с вами и никтоже на вы,» егоже не возможет никогдаже и никтоже из враг наших видимых и невидимых преступити; да имея промышление таковое божественное о нас, вопием Всемилостивому Богу: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще о чудесех Твоих, Всемощная Владычице, знаем Тя, теплую и любвеобильную Заступницу, к Ней же все притекающие да не постыжени будут, но всегда тобою хранимы, вопиют Ти сицевая:
Радуйся, в скорбех сущих Отрадо;
Радуйся, уповающих на Господа Бога Оградо;
Радуйся, Ея же враги наша трепещут;
Радуйся, яко имущие икону Твою ликовствуют;
Радуйся, славящих Тя — прославляющая;
Радуйся, землю Русскую и всех, яже в мире Христовом, зело заступающая;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 13
Пресвятая, Пречистая, Преблагословенная Богородице Дево Марие, Всемилостивая Мати Бога и человеков, воззри на скорбные души наша и умилосердися, Пречистая, вознеси Твою многомощную молитву к праведному Судии о помиловании нас, грешных. Призри на ны, Всепетая Богородице, возсияй просвещение сердцам омраченным, и озари стадо Твое, Пречистая, да спасаеми тобою, радостно воспоем Богу: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.)
Икос 1
Ангелы на небеси воспевают величие и всесовершенства Твоя, о Мати и Дево, яко Всемилостивого Бога и Спаса родила нам еси, мы же на земли, подражающе им, грешными устнами дерзаем славославяще взывати к Тебе таковая:
Радуйся, небесных непрестанное удивление;
Радуйся, земных всерадостное поклонение;
Радуйся, злобы и тьмы духовныя прогонение;
Радуйся, притекающих к Тебе мира и любви исполнение;
Радуйся, яко о помиловании нас, грешных, сына Твоего умоляеши;
Радуйся, яко от иконы Твоея милости нам источаеши;
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Кондак 1
Избранной от всех родов Владычице мира, Деве Богородице, принесем похвальные дары, якоже и ныне, аки и прежде падших возставляеши, немощных укрепляеши, болящих исцеляеши, от враг видимых и невидимых избавляеши, сомнящихся вразумляеши, унывающих ободряеши, веровати в Благодатную силу святых икон Твоих научаеши и в благодарности умиленным сердцем и усты пети Тебе сподобляеши:
Радуйся, Небесная наша Мати, Твоими словесы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» благодатную силу душам нашим дарующая.
Молитва Божией Матери пред Ея иконою «Аз есмь с вами, и никтоже на вы»
О, Всеблагая Заступнице рода христианскаго, Мати Держащаго вся десницею Своею Христа Бога нашего! Излей на ны милости и щедроты его. И да не убоимся и не устрашимся враг видимых и невидимых, яко рекла еси уповающим на Тя «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Сохрани истинную Святую православную Церковь и обитель нашу от расколов и ересей. И положи начало покаяния народа нашего. Возврати Святую Русь на дарованный ей Богом путь неповрежденной веры, да наполнится фимиамом молитв и расцветет, аки крин сельный. Да поживем во благочестии и чистоте, всегда храними Тобою от искушения антихристова, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, труса, огня, глада и мора; от напрасныя смерти, пленения и раздоров семейных; монашеское житие укрепи и спаси ны, Пречистая, яко уповаем на Тя по реченному Тобою: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Молися о нас, Пресвятая Владычице Богородице, ко Господу Богу нашему, милующему и спасающему, да не лишит ны защиты и Царствия Своего присвоения, иже и сам рече верным Своим: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Емуже слава, держава, честь и поклонение, сила и величие подобает Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.