И вдруг впрямь что то грохочет в дали
И вдруг впрямь что то грохочет в дали
Глазарий языка запись закреплена
Скоро-скоро Тотальный диктант. В преддверии этого знаменательного события мы хотели бы напомнить нашим читателям текст знаменитой диктовки, которая попортила немало крови будущим филологам, да и простым смертным. Тренируйтесь!
Ещё только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжёлого зноя, каким дышит июльский полдень. Раскалённый воздух едва-едва колышется над немощёной песчаной дорогой. Ещё не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое – никто уже больше не борется с истомой. По- видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чём не бывало пляшет без устали в пахучей хвое.
На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а в небе ни облачка.
Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания ещё больше распаришься на солнцепёке. Одна надежда на грозу: лишь она может разбудить скованную жарой природу и развеять сон.
И вдруг что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда тёмных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение десяти- пятнадцати минут (,) царит зловещая тишина, и вдруг всё небо покрывается тучами.
Но вот откуда ни возьмись в мёртвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвёт и мечет древесную листву, безжалостно мнёт и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнажённые поля польётся освежающий дождь. Хорошо бы укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, а усесться в дупло может только ребёнок.
Гроза надвигается: (,) вдалеке вспыхивают молнии, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
Но вот солнце выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась.
И вдруг впрямь что то грохочет в дали
Сергей Штильман,
Авторская школа,
г. Москва
(Беседы о методике индивидуальной коррекции грамотности)
Боже, дай мне силы перенести то,
что я не в силах изменить.
Боже, дай мне силы изменить то,
что я не в силах перенести.
Боже, дай мне мудрости,
чтобы не перепутать первое со вторым.
О тестировании и. о себе
Предлагаемая вашему, уважаемые коллеги, благосклонному вниманию авторская методика индивидуальной коррекции грамотности (сокращенно – ИКГ) не является, конечно, панацеей от всех пунктуационно-орфографических и грамматических бед. Она не задумывалась и как серьезная альтернатива традиционной (научно обоснованной и хорошо апробированной) системе преподавания русского языка в средней общеобразовательной школе.
Однако, как представляется ее автору, эта методика может быть полезна для классов коррекции, авторских, частных, семейных и малокомплектных школ, где учится немало детей с весьма серьезными проблемами в правописании. Впрочем, и в обычных школах, где наполняемость классов куда больше, чем в перечисленных выше школах, ИКГ может помочь коллегам-словесникам поработать над грамотностью каждого ученика отдельно, поскольку такой подход дает возможность сдвинуть ситуацию с грамотностью (безграмотностью) с мертвой точки.
Специфика методики обозначена в ее названии, в первом же слове – индивидуальная коррекция грамотности.
Нечто вроде вступления.
Как я дошел до жизни такой,
или Для чего понадобилось изобретать какие-то методики
Несколько слов о себе, точнее, о том, почему у меня возникло желание каким-то образом изменить учебный процесс. Лет десять я работал в обычной школе в классах с четвертого по одиннадцатый, пользуясь всевозможными методичками, советами старших коллег и учителей-методистов. В классах, где я работал, было, как правило, человек по 35–40. И ситуация с грамотностью была вполне обычной, то есть удручающей. Что касается индивидуального подхода к ученикам на уроках, то, как это чаще всего бывает в подобных случаях, он не шел дальше благих пожеланий. Дополнительные занятия с отстающими и всевозможные индивидуальные задания серьезной роли в деле избавления от безграмотности не играли. Конечно, эта ситуация не могла меня устраивать, но на оплату труда уровень грамотности не влиял. К сожалению, зависимости между зарплатой учителя и реальным уровнем грамотности учеников (хотя бы повышением его!) нет и сейчас.
В 1988 году я пошел (по совместительству с основной работой) преподавать – готовить к вступительным экзаменам отстающих – в один из московских кооперативов, оказывавших образовательные услуги.
В нем оплата труда полностью зависела от успеха преподавателя. Плохо работаешь, нет у ребят серьезных подвижек в правописании – через короткое время остаешься практически без зарплаты и должен искать себе другое место работы. Результаты работы видны почти сразу, оценка ее достаточно объективна, поскольку проводится она незаинтересованными лицами – в первую очередь учителями школ, где ребята из вашей группы учатся.
Здесь, в этом самом кооперативе, я и ощутил острую необходимость в создании методики, которая позволила бы реально помочь приходящим на занятия ученикам (в группах было по 8–10 человек) избавиться от безграмотности.
Осознание того, что использующийся на многих подготовительных курсах метод последовательного прохождения всего курса орфографии и пунктуации (начиная с орфограммы № 1 и знаков препинания в конце предложения и кончая дефисом в междометиях и знаками препинания в сложных предложениях с разными видами союзной и бессоюзной связи) ни к чему хорошему привести не мог, и собственный метод проб и ошибок в конце концов и привел к возникновению методики ИКГ, с которой я и хочу вас познакомить.
Этап первый и ответственнейший. Тестирование
Начало начал такого рода методик – предварительное тестирование. От того, насколько удачно подобран (или написан самим преподавателем) текст (тест), в конце концов зависит успех всей долгой и трудной работы. Это как в любом деле: начато плохо, шаляй-валяй – результата хорошего не будет.
Конечно, выбирая соответствующий текст, в первую очередь обращаешь внимание на возраст ребят. Так как в кооператив, о котором шла речь ранее, в основном приходили ребята из 11-го класса (уж так получается, что и родители, и ученики начинают думать о вступительных и выпускных экзаменах только в последний год обучения в школе), то и тексты приходилось подбирать соответствующие, те, в которых максимально были бы представлены орфографические и пунктуационные правила, особенно те из них, которые объективно, по-настоящему сложны (-н- и -нн- в прилагательных, в том числе и отглагольных, и страдательных причастиях прошедшего времени; слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений; слитное и раздельное написание не с различными частями речи и т.п.).
Первый тест не должен быть излишне сложным, «навороченным» и чрезвычайно большим по объему, так как в этом случае речь бы шла уже не о проверке знаний и определении изъянов в правописании, а прежде всего о способности ребят в течение долгого времени концентрировать свое внимание. Кроме того, поскольку в школе (в том числе и на письменном экзамене по русскому языку в девятом классе) объем диктантов ограничен и ребята не имеют опыта работы с текстами по 400–500 слов, даже для старшеклассников я подбирал тексты, объем которых не превышал 300–325 слов.
Бесспорно, объем объемом, а число проверяемых орфограмм и пунктограмм должно быть довольно большим. Полагаю, что 70–80% всех изучаемых в школе правил, а то и больше в таком тексте должны быть представлены.
В рамках этой статьи нет возможности подробно рассказать о специфике тестов для всех классов, а также привести все примеры первичных тестов. Но в мои планы входит в дальнейшем знакомить вас и с такими тестами, с тем, как я их подбираю, и с другими тайнами моей репетиторской кухни.
А сейчас для начала разрешите предложить вашему вниманию текст, который я довольно часто использовал на первом тестовом занятии для выпускников школ. Текст взят из хорошо известного словесникам пособия: Д.Э. Розенталь. Русский язык для поступающих в вузы. М.: Изд-во МГУ, 1972.
Контрольный текст № 1
Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский полдень. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое – никто уже больше не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое.
На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.
Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания еще больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу: лишь она может разбудить скованную жарой природу и развеять сон.
И вдруг что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти–пятнадцати минут(,) царит зловещая тишина, и вдруг все небо покрывается тучами.
Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот-вот разразится гроза и на обнаженные поля польется освежающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору только ребенку.
Гроза надвигается: вдалеке вспыхивают молнии, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
Но вот солнце выглянуло в последний раз и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась.
(315 слов, 24 предложения)
Как правило, сам процесс диктовки этого теста занимает 40–45 минут, 15 минут обычно дается на самопроверку. Таким образом, все тестирование занимает не более часа, что соответствует нормам проведения школьного экзаменационного диктанта.
К числу несомненных достоинств этого теста я хотел бы отнести следующее: оптимальное число случаев с -нн- в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени – еще не кошенная дано в паре с на некошеных лугах, имеются в тексте нежданный и желанный. Очень хороший подбор слов с личными окончаниями глаголов: денешься, дышит, борется, сдержишь, пляшет, шепчет и т.п. Хорош он тем, что наряду с исключениями представлены слова с безударными личными окончаниями глаголов, относящихся и к основному правилу. Конечно, нашлось в тексте место и случаям со слитным и раздельным написанием наречий и наречных выражений.
Кроме пары в пору – впору, обращают на себя внимание и часто встречающиеся наречия: вдалеке и без устали.
Имеется также случай, позволяющий выяснить, отличают ли ребята наречие от существительного с предлогом: вдаль – в даль, неясную и туманную.
Конечно, особое место занимают в тексте случаи слитного и раздельного употребления не с различными частями речи: не денешься, немощеной, непрестанно, невнятное, неугомонный, незачем и прочие.
Таким образом, в сравнительно небольшом по объему тексте представлены трудные случаи русской орфографии.
С точки зрения пунктуации текст тоже можно назвать удачным. Есть в нем примеры с употреблением тире при обозначении пространственно-временных пределов, и знаки препинания (в первую очередь двоеточие) в бессоюзном сложном предложении, и обособление вводных слов и словосочетаний, и знаки препинания в сложносочиненном предложении (в том числе и в тех случаях, когда запятая перед союзом и не ставится, поскольку в первом предложении имеется общий второстепенный член – обстоятельство времени вот-вот, не говоря уже об обособлении определений, как одиночных, так и распространенных, а также обстоятельств.
Кстати сказать, каждый раз, когда подобного рода тестирование проводилось с вновь пришедшими ребятами, перед началом работы я напоминал им о регламенте и правилах проведения теста (да и любой проверочной работы по русскому языку), а именно – объяснял им, что они должны делать при первом прослушивании текста и тогда, когда текст читается в последний раз. Говорил о том, что в тот момент, когда каждое отдельное предложение зачитывается в первый раз, они должны слушать его, а не хвататься за ручку и т.д. Думаю, что это вещи общеизвестные, но напоминать об этом ребятам все же необходимо, и почаще. И вообще мелочей в таком деле нет.
Есть и еще один маленький нюанс, который позволяет организовать работу во время написания теста (экзаменационного диктанта, проверочной работы). Я советовал ребятам всегда иметь при себе простой карандаш (лучше М2) и хорошо стирающий ластик, и в тех случаях, когда по ходу работы над текстом они не уверены в написании той или иной буквы или знака препинания, не ставить их, а на полях делать определенную отметку (палочка – пропущенная буква, галочка – знак препинания). Опыт показывает, что многие особо сложные случаи требуют для размышления некоторого времени. В ходе работы над текстом его просто-напросто нет, ребенок начинает нервничать, не успевает записывать текст, пропускает слова, по инерции делает неоправданные, глупые ошибки и так далее. А за те пятнадцать минут, которые выделены для окончательной проверки, ему проще будет справиться с этими случаями, да и найти их по отметкам на полях можно очень быстро. Нелишне напомнить коллегам и то, что в институтских экзаменационных диктантах 3 исправления приравниваются к одной ошибке, что влияет на итоговую оценку. (Отметки на полях потом аккуратно убираются.)
Безусловно, обучать этим нехитрым приемам организации работы над диктантом нужно не в одиннадцатом классе. Тогда и «грязи» в тетрадях будет куда меньше, а желания учиться учиться – куда больше. В конце концов из таких вот маленьких хитростей (точнее, из суммы таких маленьких хитростей) и состоит процесс обучения!
Итак, вы подобрали текст, тестирование проведено. Конечно, само по себе оно мало что значит. Главная его задача – выяснить, в каких именно орфограммах и пунктограммах, а также случаях, изучаемых грамматикой (неверное согласование, управление и т.п.), ваш ученик делает ошибки и насколько часто. Выяснив это, мы сможем выстроить алгоритм коррекции его грамотности. О том, как лучше провести разбор первого теста, в какой последовательности отрабатывать плохо усвоенные орфограммы и пунктограммы, как учесть интересы каждого в группе и в то же время максимально полезно для всех проводить занятия, и о многом другом мы поговорим с вами при следующих встречах.
Пособие по русскому языку для поступающих в вузы
ТОП-5 ПОСОБИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ-2019
У ворот Крыма, в узеньком горлышке полуострова, у старинных рубежей, отделявших когда-то крымских татар от запорожских куреней, стояла обновленная и страшная своими недоступными извне укреплениями белогвардейская твердыня — Перекоп. За Перекопом, в Крыму, чувствуя себя, по-видимому, в полной безопасности, захлебывался в винной гари загнанный сюда со всех концов страны, обреченный на гибель старый мир. И осенней, промозглой ночью, подгоняемые северо-восточным ветром, вошли десятки тысяч людей в холодную воду пролива, чтобы в ночь пройти Сиваш-озеро и ударить назавтра в спину врага, зарывшегося в укреплениях. В числе тысяч шел и Жаркий Иван, комсомолец, бережно неся на голове свой пулемет. И когда с рассветом вскипел в безумной лихорадке Перекоп, последняя цитадель белогвардейцев, когда прямо в лоб через заграждения ринулись тысячи, в тылу у белых, на Литовском полуострове, взбирались на берег первые колонны всех перешедших озеро Сиваш. И одним из первых, выползших на кремнистый берег, бьш Жаркий.
(По Н. А. Островскому)
Упражнение 2,16. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным.
Маленький приморский городишко еще спал, когда на пристани у длинных рыбацких причалов засветились огоньки. Это рыбачьи суда государственного и колхоз — ноголова рассыпались по водной глади в поисках рыбьего косяка.
Если лов не удастся, трудно приходится рыбакам: они вынуждены удовлетвориться первым попавшимся на водной поверхности темным пятнышком, даже очень небольшим и далеко не надежным признаком скопления рыбы. В этом случае ловпы действуют наудачу и нередко ташат наполовину пустые сети. Ясно, что, рас — СЧИТЫваЯлишь на удачу, рыбаки не могут справиться с планом.
Совсем по-иному идет лов, если навстречу рыбакам приходят самолеты авиации специального применения.
Вог самолет-разведчик поднялся ввысь, и с девятисотметровой высоты летчик заметил на поверхности моря что-то вроде мутного пятна, протянувшегося вдоль западного берега. Это большой косяк хамсы. Получив радиограмму летчика, суда отправляются на встречу с косяком. Приблизившись к косяку, они пошли ему наперерез и перегородили весь пролив.
Рыбаки знают, что жирное пятно в море — это не что иное, как расплывшаяся нефтяная бомбочка, которую никто другой, кроме пилота, не сбросит, и по этой примете находят рыбьи косяки.
Так же действуют самолеты ранней весной, при разведке скоплений тюленя.
Поистине незаменима авиация в сельском хозяйстве: ему она оказывает исключительную, ни с чем не сравнимую помошь.
В течение дня один самолет может вытравитьсорня — ки на площади в восемьсот гектаров, в то время как для прополки одного гектара вручную нужно восемь — де — сять человек.
Над лесами Западной и Восточной Сибири, в Красноярском крае и на Дальнем Востоке Летают самолеты — пожарники. Неправда, будто сила лесного пожара неодолима и неукротима. Поверьте: крылатый пожарник, сбрасывающий на бреющем полете стеклянные бомбочки, снабженные специальными химикатами, справится с лесным пожаром.
После раскорчевки на размежеванных площадях самолеты высеивают семена ценных пород промыслового леса.
Объем работ авиации специального применения из года в год растет.
Упражнение 217. Напишите текст под диктовку, потом сверьте написанное с напечатанным.
Это было в начале 1938 года у скандинавских бере— гов. Чуть ли не у самого порта, всего в полумиле от косы, закрывавшей вход в бухту, но не защищавшей ее от ветра, тонула шхуна. Девятибалльный северо-восточный ветер терзал слабенькое суденышко, малостоящее в подобном положении и готовое с минуты на минуту перевернуться вверх килем.
Видно было, как команда, уже не справлявшаяся с судном, подавала сигналы о помощи.
Ни один бот при таком бешеном ветре не мог бы выбраться из бухты. При попытке пробраться к шхуне он неминуемо через несколько минут был бы обращен в ничто. Всем было ясно, что подобная затея не только рискованна и необдуманна, но и безрассудна, так как гибель смельчаков неминуема.
На берегу стояло немало матросов, занятьгх срочной работой. Хотя вода из люков была еще не выкачана, а бочонки с цементом не перекачены на указанное место, матросы прервали работу. Они беспомощно наблюдали за происходящим в море и давали друг другу бесполезные советы.
Неожиданно из-за мыса появился пароход. Остановившись недалеко от тонущей шхуны, он, несмотря на свирепый шторм, стал спускать шлюпку. Нужно было большое мужество, чтобы на такой скорлупке выйти на борьбу с разыгравшейся стихией.
Шлюпку швыряло, как щепку, но, не отступая, она двигалась вперед. По временам казалось, что море уже поглотило смельчаков. Но вот шлюпка добралась до шхуны и приняла конец с палубы. Все действия людей на шлюпке были в высшей степени организованны и согласованны.
В толпе на берегу раздался единодушный вздох облегчения. Начались споры, чей это пароход. Рассмотреть его флаг, развевавшийся на корме, было из-за водяных брызг.
Одни предполагали, что это, судя по корпуса, английский лесовоз; другим он
прославленные голландские КИТОЛОВЫ; третьи уверяли, что узнают в нем американское пассажирское судно, заходившее в порт в позапрошлом году.
Вдруг в спор, еще не прекращавшийся, вмешался человек в рваном платье и валяньгх сапогах. Это был слепой старик, хорошо известный всему городу и всеми очень уважаемый. Поглядев своими бесцветными мертвыми глазами вдаль, он сказал, что спорить тут не о чем, так как не имеет значения, чей это пароход. Моряки всегда готовы на героизм во имя помощи другим людям.
Еще только одиннадцатый час на исходе, а уже ни — кудане денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная, но наполовину иссохшая трава никнет и стелется от Зноя, почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек, ни животное, ни насекомое — никто уже больше не борется с истомой. По-видимому, все сдались, убедившись в том, что сила истомы, овладевшей ими, непобедима, непреодолима. Одна лишь стрекоза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое.
На некошеных лугах ни ветерка, ни росинки. В роще под пологом листвы так же душно, как и в открытом поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.
Но отправиться купаться не хочется, да и незачем: после купания еше больше распаришься на солнцепеке. Одна надежда на грозу: лишь она одна может разбудить скованную жарой природу и развеять сон.
И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолжение очень короткого времени, в течение каких-нибудь десяти — пятнадцати минут царит зловещая тишина, и вдруг все небо покрывается тучами.
Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стремительно гонит перед собой столб пыли, беспощадно рвет и мечет древесную листву, безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков. Вот — вот разразится гроза и на обнаженные поля польется освежающий дождь. Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного, но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся, а усесться в дупло старого дерева впору только ребенку.
Гроза надвигается: вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон.
Но вот солнце выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся Окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер, и гроза началась.
Упражнение 219. Напишите текст под Диктовку, Потом сверьте написанное с напечатанным.
Командир партизанского отряда рассеянным взглядом окинул всю эту сияющую красоту и не почувствовал ее. Он увидел свой отряд, измученный и поредевший втрое, уныло растянувшийся вдоль дороги, и понял, что ниоткуда и ни от кого ждать помощи не приходится; сам он тоже бессилен был что-нибудь сделать для людей, плетущихся с одеревенелыми членами позади него по глиняной каше осенней дороги и жующих лепешки из несеяной муки. Однако он не мог не чувствовать, что эти люди теперь близки ему и дороги так, как никогда не были дороги раньше. В присутствии этих людей он обязан быть бодрым и энергичным.
Он пытался взять себя в руки, сосредоточиться на чем-нибудь, но мысли его сбивались и путались, глаза слипались, и он чувствовал, что эта попытка овладеть собой могла ему не удаться. Странные образы, обрывки туманных воспоминаний, донельзя смутные ощущения
Окружающего клубились в его сознании беззвучным и бесплотным роем.
Он не знал, сколько времени длилось это бессознательное состояние, ему казалось, что очень долго, по когда он очнулся, то, к удивлению своему, почувствовал, что по-прежнему сидит в седле с какой-то кошачьей цепкостью, и увидел, что впереди него колышутся те же лошадиные уши. На полях, которые тянулись узкими полосками от дороги к сопкам, виднелись стога соломы и фигуры людей, медленно двигавшихся за плугами. Вдали слышались людские голоса, звуки животных, казалось, кто-то мурлычет и мяучит. Тучи наполовину затмили и продолжали затмевать оранжево-желтое солнце, создавая тревожно-неспокойное настроение.
Внезапно стало темно, как ночью. Бессчетные удары грома следовали один за другим, молния слепила глаза. Сколько люди ни напрягали зрение, сколько ни всматривались в даль, впереди ничего нельзя было различить. Приходилось ехать наугад. Как нелегко достается им эта дорога! А какие только испытания не ждут их впереди! Но люди верили и знали: победа будет за ними.