Ибн баттута что он открыл по географии 5 класс 1325 1349
Они открывали Землю!
Путешественники
Вы здесь
Ибн-Баттута
Ибн-Баттута Мухаммед ибн-Абдаллах ибн-Мухаммед ибн-Ибрагим
Ибн-Баттута (Батута), Абу Абдулла Мохаммед, выдающийся арабский путешественник, родился в Танжере 24 февраля 1304 г., умер в Фесе в 1377 г. Его первое большое путешествие, которое длилось 24 года (1325-1349 гг.), было связано с паломничеством в Мекку. Он прошел по Северной Африке от Танжера до Александрии и Каира, поднялся вверх по Нилу до Асуана и затем направился к Красному морю. Так как военные неурядицы препятствовали переезду в Аравию, он вернулся обратно в Нижний Египет и затем через Палестину достиг Медины и Мекки. После путешествия через северную Аравию в Басру и Персию он через Мосул и Диярбакыр вторично прибыл в Мекку, где находился в 1328-1330 гг. Затем Ибн-Баттута повернул на юг, прошел через Йемен в Восточную Африку до Килвы. После этого он снова побывал в северо-восточной Аравии и третий раз в Мекке. Затем через Египет, Сирию и Малую Азию добрался до Крыма, двинулся дальше в Астрахань и по льду Волги – в монгольскую резиденцию Сарай (вниз по течению от теперешнего Волгограда). После поездки в Константинополь Ибн-Баттута возвратился в Сарай и проплыл вверх по Волге до Болгар (ниже устья Камы). Свой замысел проникнуть оттуда до богатой пушниной области Печоры на Крайнем Севере, которую уже посещали арабские купцы, Ибн-Баттута не осуществил. Через нижнюю Волгу он направился вдоль северного побережья Каспийского моря на Хиву, Фергану и Бухару, далее через Хорасан и Афганистан в Индию, находившуюся тогда под мусульманским господством, Несколько лет (с 1333 г.) он пробыл в Дели в должности кади. В 1342 г. был направлен султаном Дели в качестве посла в Китай и плыл от Камбейского залива через Гоа и Малабар в Каликут (Кожикоде). После кораблекрушения и скитаний он полтора года был кади на Мальдивских островах. На Цейлоне Ибн-Баттута поднялся на Адамов пик высотой 2524 м. После возвращения на Малабарское побережье и пребывания в Мадуре, Каулеме и опять в Каликуте и на Мальдивских островах он отплыл в Бенгалию, предпринял кратковременную поездку к горам Хази и затем отправился на судне в Китай, которого достиг через Суматру. В Китае он был в Зейтуне (Цюаньчжоу), древнем шелковом городе, потом в Кантоне, опять в Зейтуне, затем в Ханчжоу и в Пекине. Через Зейтун, Суматру и Каликут Йбн-Баттута в 1347 г. прибыл в Хафар в северо-восточной Аравии, затем через Персию, Месопотамию, Сирию и Палестину поехал в Египет, предпринял в четвертый раз паломничество в Мекку и через Египет и Сардинию вернулся обратно в Мекку. В начале ноября 1349 г. он прибыл в Фес. После небольшого путешествия в находившуюся тогда под господством арабов часть Пиренейского полуострова Ибн-Баттута в 1352 г. по поручению султана отправился из Марокко в Судан. От Сиджелмаса на юге Высокого Атласа он прошел через западную Сахару в Тимбукту, тогдашнюю столицу государства Мали, и также побывал в других городах земель Нигера. Ибн-Баттута отождествлял еще Нигер и Нил. В 1353 г. после двухлетнего странствия он снова в Фесе. Далекие путешествия, которые Ибн-Баттута предпринимал большей частью с огромным обозом, со своими многочисленными женами и детьми, вероятно, единственные в своем роде для того времени, когда отсутствовали известные ныне средства сообщения. Ибн-Баттута видел, пожалуй, втрое больше чужих стран, чем Марко Поло, который, примерно за 50 лет до него, путешествовал по известному тогда миру.
По желанию марокканского султана Ибн-Баттута продиктовал свой обширный отчет о путешествии высокообразованному писцу Ибн-Джузайа, который его еще дополнительно обработал. Хотя труд Ибн-Баттуты не достиг достоверности и ясности книги Марко Поло, он находится все же на высоком уровне и свидетельствует о хорошей наблюдательности его автора, Это относится, например, к изображению нищеты, царившей в Бенгалии. Неисламский мир, в частности Китай и Мали, Ибн-Баттута, правда, мало понял. Труд о путешествии Ибн-Баттуты был закончен в 1355 г. и вызвал много сомнений подобно тому, как ранее рассказ Марко Поло. В действительности описание странствий Ибн-Баттуты в противоположность книге Марко Поло содержит множество малоправдоподобных сообщений, однако вместе с тем хорошо знакомит со странами, в которых путешествовал Ибн-Баттута, с их хозяйством и общественной жизнью. В Европе этот труд стал известен лишь во фрагментах в позапрошлом столетии. Сначала был издан арабский текст с французским переводом под заглавием «Путешествия Ибн-Баттуты», 4 т., 1853-1858; 3-е изд., 1893, под редакцией Дефремери и Сангинетти. Позднее появились немецкое (1911 г.) и английское (1929 г.) издания.
Список литературы
Ибн Баттута
Краткая биография
Величайший путешественник своего времени ибн Баттута родился в 1304 г. в Танжере (Марокко) – портовом городе на северо-западе Африки. О его детстве и юности известно немного. Полное имя – Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи указывает, что он являлся сыном Абдаллаха из берберского племени Лавата города Танжера. Имя «ибн Баттута» означает, что он – потомок некоего Баттуты. Мальчик получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Как правоверный мусульманин, он уже в юности задумал совершить паломничество к святыням ислама в другие страны.
В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.
Всего ибн Баттута преодолел 120 700 км, для путешественников XIV в. это было неслыханным достижением. Вернувшись в начале 1354 г. в Фес, путешественник продиктовал книгу – «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Умер ибн Баттута в Фесе в 1368 г. (по другим сведениям, в 1377 г.).
Путешествия и странствия
Ибн Баттута отправился в путь из Танжера на восток 14 июня 1325 г., намереваясь совершить паломничество (хадж) в священный город мусульман – Мекку и побывать на могиле Мухаммеда в Медине. «Я отправился в одиночестве, – пишет ибн Баттута, – без товарища, дружба которого развлекала бы меня в пути, без каравана, к которому мог бы присоединиться; меня побуждала решимость, и сильное стремление души, и страстное желание увидеть благородные святыни. Я твердо решил расстаться с друзьями – мужчинами и женщинами, покинуть родину, как птицы покидают свои гнезда. Родители мои были еще тогда в узах жизни, и я, так же как и они, перенес много скорби, покинув их; было мне тогда двадцать два года».
Путь ибн Баттуты проходил вдоль северного побережья Африки. В Тунисе он присоединился к каравану паломников, следовавшему в Мекку. Они добрались до Александрии, затем – до дельты Нила, побывали в Каире, затем повернули на юг, планируя по Красному морю добраться до Аравии. Однако из-за военных действий между египтянами и бедуинскими племенами каравану пришлось изменить маршрут. Пилигримы проследовали через страны Малой Азии: Сирию и Палестину, посещая многие древние города, «святые места» и исторические памятники. О них ибн Баттута потом напишет в своей книге.
Дамаск поразил его «превыше красоты других городов», особенно огромная мечеть Омейядов, украшенная золотом, драгоценными камнями, мраморными плитами и великолепной многоцветной мозаикой. В пути ибн Баттута нашел себе спутницу, и не одну, в Дамаске он женился уже в третий раз. Мусульманская религия разрешает правоверным иметь одновременно не более четырех жен и неограниченное количество наложниц и рабынь. В 1326 г. караван паломников достиг Мекки – родины основателя ислама – пророка Мухаммеда. Хадж в этот священный город является одной из пяти основных задач каждого мусульманина. Ибн Баттута посетил и Медину – город, где похоронен пророк Мухаммед.
Затем он направился в Басру, Багдад, Мосул. Далее его путь лежал на северо-восток, к цветущим городам Ирана – Ширазу, Исфахану, Мешхеду. Эти персидские города своей красотой и богатством поражали всех средневековых путешественников и купцов. Оттуда они привозили знаменитые персидские товары: шелковые ткани, драгоценные камни, золотые и серебряные украшения. Вернувшись в Мекку, ибн Баттута прожил там два года, а затем отправился в морское путешествие. В Джидде он сел на корабль и переправился через Красное море в суданский порт Суакин.
В странах Востока ибн Баттуту с почтением называли Шамс ад-дин – «Солнце веры».
Вдоль берегов Восточной Африки ибн Баттута проследовал до Мозамбикского пролива, посетил прибрежные города и познакомился с нравами и обычаями африканских племен. Затем побывал в Северном Йемене, где осмотрел Сану – древнюю столицу и большой Забид, «полный пальмовых деревьев, рощ и ручьев… воистину самый прекрасный город Йемена. Жители его отличаются хорошим настроением, правдивым характером и красивой внешностью, особенно здешние женщины, которые необычайно красивы».
Дальнейший его путь проходил вдоль аравийского побережья от одного до другого средневекового арабского порта. Крупнейшим из них был Ормуз (Хормуз). «Земля – кольцо, а Хормуз – жемчужина в нем», – говорили арабы. Здесь можно было встретить купцов разных национальностей из разных концов света. Затем ибн Баттута посетил Бахрейн, славившийся своим жемчугом: «Перед каждым нырянием в воду ловцы жемчуга надевают маску из черепашьего панциря, из которого также делают клещи, служащие для зажимания ноздрей. Затем обвязываются шнуром и ныряют в воду».
Ибн Баттута пересек пустыни Аравии, третий раз совершил паломничество в Мекку и знакомым путем добрался до Каира. Однако страсть к путешествиям по-прежнему не давала ему покоя, и он вновь планировал новые маршруты. Теперь его путь лежал на север – в Золотую Орду. Через Малую Азию он направился к берегам Черного моря и в 1332 г. прибыл в генуэзскую колонию Кафа (нынешняя Феодосия) в Крыму. Он осмотрел весь полуостров и через степи поехал к берегам Волги, в Хаджи-Тархан (Астрахань). По льду замерзшей Волги, которую ибн Баттута назвал «одной из великих рек на свете», караван путешественника достиг столицы Золотой Орды – Нового Сарая, одного из красивейших и самых населенных городов Востока. Жилые дома, лавки купцов и ремесленников, бани стояли вплотную друг к другу. Здесь же находился большой дворец – зимняя резиденция хана Узбека.
В свите жены хана, греческой княжны, ибн Баттута посетил столицу Византии – Константинополь, где ему удалось побеседовать с императором Андроником III. Ибн Баттута мечтал посетить удивительный Булгар – главный город Волжской Булгарии (средневекового феодального государства Прикамья), откуда купцы привозили дорогие меха и другие северные товары, но путешествие показалось ему особенно опасным, и он от него отказался.
Со временем ибн Баттута уже стал богатым купцом и путешествовал с караваном, нагруженным тюками с товарами. За ним следовали жены, наложницы и рабы. Иногда ибн Баттута задерживался на несколько лет в какой-нибудь стране и даже поступал на службу к местному правителю.
Через безводные казахские степи ибн Баттута направился в Бухару и Самарканд, затем его путь лежал на юг. Путникам пришлось преодолеть высокогорные перевалы Гиндукуша, название которого переводится как «убийца индусов», так как многие рабы и рабыни при доставке из стран Индии умирали на этих горах вследствие жестокого холода и обилия снега. Через горные районы Афганистана ибн Баттута прибыл в Кабул: «Некогда большой город, но сейчас это селение, где живет племя из персов, которых называют афганцами; они владеют городами и перевалами и обладают большим могуществом; большая часть афганцев – разбойники». Впереди была сказочно богатая Индия. Ее правитель султан Мухаммед-шах встретил богатого арабского купца с почетом.
В 1334 г. ибн Баттута получил должность кади в Дели при дворе султана, несмотря на молодые годы, он имел к тому времени огромный опыт путешественника и дипломата, знал многие языки. Появляясь в новых местах как богатый купец из далеких стран, он быстро приобретал влияние при дворах монархов и часто становился одним из фаворитов. В Дели ибн Баттута прожил более семи лет. По подозрению в заговоре его на некоторое время заключили в тюрьму. Правда, довольно скоро отпустили, и Мухаммед-шах назначил ибн Баттуту посланником в Китай.
«Мы прибыли сначала в Укак, город порядочный, но там было нам весьма холодно. Отсюда до Эль-Сарая десять дней пути. В одном дне пути отсюда находятся Русские Горы, где живут Русские, христиане, народ с рыжими волосами и голубыми глазами, весьма хитрый и коварный. У них есть серебряные рудники, и из их земли получаются сувамы, или слитки серебра». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
По пути на посольство султана неожиданно напали индийские повстанцы, ограбили и взяли посланников в плен. Ибн Баттуте чудом удалось бежать, он вернулся в Дели и поведал султану о своих злоключениях. Мухаммед снарядил новую, теперь морскую экспедицию, но и ее постигла неудача – шторм разбил все суда, а подарки султана китайскому императору пошли на дно. К счастью, ибн Баттута не пострадал, но вернуться к властителю Дели больше не решился, направился сначала в южную Индию, а потом на Мальдивские острова, где прожил несколько лет.
Затем неутомимый путешественник посетил остров Цейлон. Там его поразили обилие и роскошь драгоценных камней: «На лбу белого слона я видел семь рубинов, каждый из которых был больше куриного яйца». Возвращаясь на Малабарский берег, ибн Баттута потерпел кораблекрушение, на судно напали пираты: «Они отняли все, что у меня было и что удалось мне сберечь на черный день, забрали жемчуг и драгоценные камни, подаренные мне правителем Цейлона, платье и дорожные припасы, не оставив даже ничего из одежды, кроме штанов». Добравшись до Дели, путешественник встретил знакомых купцов, которые подивились его рассказам о необыкновенных приключениях и помогли путнику деньгами.
А ибн Баттута собрался тем временем в новое путешествие – теперь в Китай. В 1342 г. вдоль берегов Индокитая, Малаккского полуострова он достиг острова Суматра, а затем и китайского побережья. Зейтун (Гуаньчжоу), расположенный на западном берегу Тайваньского пролива, в Средние века был важным торговым портом: «Один из крупнейших в мире, вернее, самый крупный, – пишет ибн Баттута. – Я видел в нем около ста больших джонок, не считая бесчисленного количества маленьких». Ибн Баттута побывал во многих городах этой обширной империи, изучая обычаи китайцев, их промышленность и торговлю. Прошло пять лет, и марокканец решает вернуться домой. Через Индию, Иран, Месопотамию, Сирию и Египет он направляется в Мекку и совершает свое четвертое паломничество.
«Как на востоке, так и на западе (мусульманского) мира нет дынь, подобных хорезмским, за исключением бухарской, за которой следует исфаханская дыня. Кожа ее зеленая, мякоть красная, очень сладкая и при этом твердая. Удивительно, что ее разрезают на куски, сушат на солнце и кладут в корзины, как у нас делают с сушеными фигами и малагским инжиром, и везут из Хорезма в дальние города Индии и Китая. Среди всех сушеных фруктов нет лучше ее». Из книги ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»
В ноябре 1349 г., объехав, по сути, почти весь известный в те времена мир, ибн Баттута прибыл в Фес (бывший тогда столицей Марокко). Здесь он поступил на службу к султану Абу Инану. Услышав рассказы ибн Баттуты о его странствиях, султан посчитал, что подобные приключения должны сохраниться для будущих поколений. Под диктовку рассказы ибн Баттуты записал молодой историк ибн Джузайе, и вскоре появилась книга «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий», равной которой не знало Средневековье.
Однако ее автору снова пришлось собираться в путь. На этот раз с дипломатическими миссиями. Сначала, в 1351 г., в Гранаду (столицу арабских владений в Испании), а затем в Западную Африку. Он достиг берегов Нигера и отправился в глубь материка – в государство Мали, где в XIV в. находились крупнейшие месторождения золота. Ничто не ускользает от взгляда опытного путешественника: он описывает оазисы в пустыне, возможности торговли, обычаи живущего в этих краях народа малинке и крупный ремесленный и торговый город Сахары – Томбукту. Ибн Баттута подолгу живет в некоторых городах Мали и, наконец, с караваном верблюдов возвращается назад через Сахару и заснеженные перевалы алжирских гор, которые стали серьезным препятствием для продвижения каравана.
В начале 1354 г. неутомимый путешественник прибыл в Фес, завершив последнее из своих путешествий.
Книга ибн Баттуты «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий» – это не свод сухих данных, а живой рассказ очевидца, не столько научное географическое описание, сколько мемуары, путевые заметки. Они представляли огромный интерес для современников и были переведены впоследствии на многие языки мира.
Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед (1304-1377)
С холма Ибн Баттута осмотрел белые шпили и дома Танжера, раскинувшиеся в виде полумесяца вдоль Атлантического океана. Он попытался вспомнить, как выглядел город, когда он его покинул почти четверть века назад.
Ибн Батута: жизненный пусть известнейшего мусульманского путешественника
В 1325 году Ибн Баттута был еще совсем юношей, ему тогда исполнился всего 21 год. И он неохотно покидал своих родителей, чтобы совершить свой первый Хадж, для которого ему предстояло преодолеть почти 5000 километров на восток.
Но он не только преодолел эти 5000 километров и совершил свой Хадж, но и отправился в путешествие длинной в 116 000 километров на целых 24 года. Многие мусульмане совершали паломничество в Мекку, но затем возвращались домой, ведь сам Хадж для многих был большим и сложным путешествием.
Книга из серии «Жизнь замечательных людей«, посвященная Ибн Баттуте
Ибн Баттута действительно был путешественником своего времени. Странствия позволили ему посетить территории современной Испании, России, Турции, Персии, Индии, стран Центральной Азии, Китая и всех арабских стран.
Путешествия Ибн Баттуты
Родившись в 1304 году, в семье Абдуллаха, который являлся кади или местным судьей, Ибн Баттута, в юности получил образование, чтобы тоже в будущем стать кади. Его полное имя Ибн Баттута Абу Абдаллах Мухаммед. Он тщательно изучил религиозную литературу и увлекался поэзией. Фактически он единственный великий путешественник, который описал некоторые достопримечательности из своего путешествия в рифмованном стихе. Одним из ярких примеров его стиля является описание Каира 1326 года (приведено без рифмы):
Примечание: статья подготовлена на основе материалов Aramco World
Чем прославился арабский путешественник Ибн Баттута?
Краткая биография
Величайший путешественник своего времени ибн Баттута родился в 1304 г. в Танжере (Марокко) – портовом городе на северо-западе Африки. О его детстве и юности известно немного. Полное имя – Шамс ад-Дин Абу Абдаллах Мухаммед ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи указывает, что он являлся сыном Абдаллаха из берберского племени Лавата города Танжера. Имя «ибн Баттута» означает, что он – потомок некоего Баттуты. Мальчик получил образование в медресе, где изучал богословие и право. Как правоверный мусульманин, он уже в юности задумал совершить паломничество к святыням ислама в другие страны.
В свое первое путешествие ибн Баттута отправился, когда ему исполнилось 22 года, не предполагая, по-видимому, что странствия продолжатся не один десяток лет. Ибн Баттута пересек Северную Африку, побывал на Ближнем, Среднем Востоке, в Йемене, Восточной Африке, прошел Аравийский полуостров, затем отправился на Кавказ, в Астрахань, Константинополь, Среднюю Азию. Через Афганистан достиг Индии, где прожил несколько лет, побывал на Цейлоне, Мальдивских островах, в Индонезии и в Китае. Затем ибн Баттута вернулся в Марокко, но через несколько лет снова предпринял путешествие: сначала на Пиренейский полуостров, а затем в Западную и Центральную Африку.
Всего ибн Баттута преодолел 120 700 км, для путешественников XIV в. это было неслыханным достижением. Вернувшись в начале 1354 г. в Фес, путешественник продиктовал книгу – «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий». Умер ибн Баттута в Фесе в 1368 г. (по другим сведениям, в 1377 г.).
Ибн Баттута принадлежал к семье ученых и сам был ученым
Его отец был кади (судьей) в Танжере. Сам путешественник также был назначен судьей дважды: один раз в Индии в течение 8 лет и второй раз в Марокко, где он наконец осел после путешествий. Кроме юриспруденции, путешественник увлекался богословием и поэзией.
Ибн Баттута — самый знаменитый путешественник всех времен
Он широко известен во всем мире. В течение 30 лет он посетил большую часть исламского мира, а также Центральную Азию, Юго-Восточную Азию, Южную Азию, Южную Европу, Восточную Европу, Россию и Китай. Если перевести на современный лад, то в его списке окажется 44 страны.
Паломничества в Мекку
14 июня 1325 года Ибн Баттута выехал из Танжера, чтобы совершить хадж в Мекку, центр религиозного поклонения мусульман, где находится храм Кааба с чёрным камнем. Приключения при переходе величайшей пустыни Сахары навели его на мысль продолжить путешествия. Он побывал в Африке, на Среднем и Дальнем Востоке — местах, неизвестных средневековым европейцам.
Ибн Баттута пересек Египет и намеревался отплыть в Джидду, но усобица местных племён заставила его вернуться в Каир. Затем он посетил Иерусалим, Дамаск, Мекку, Басру, Багдад, где удостоился аудиенции у ильхана Абу Саида, и Тебриз. После этого он вернулся в Мекку и стал юристом. Но его путешествия на этом не прекратились.
В Йемен и Восточную Африку
В 1330 году Ибн Баттута переплыл Красное море и прибыл в Аден (Йемен). Йемен раздирали внутренние конфликты, и только 2 городам — Сане (теперь столица Йемена) и ныне мелкому порту Забиду удавалось сохранять былое величие. Там он нанял арабское судёнышко — дау, направлявшееся в Заилу (Сомали). Потом Ибн Баттута отплыл в Момбасу и Килву, богатые города на восточном побережье Африки, в которых разговаривали на языке суахили. Сильное впечатление на Ибн Баттуту произвёл чёрный цвет кожи местного населения. Чтобы возвратиться в Мекку, ему пришлось совершить плавание вокруг юга Аравии и выйти в Персидский залив, а затем пересечь Аравийский полуостров.
По Малой Азии
Путешествие Ибн Баттуты по Руму (как арабы называли Малую Азию) началось зимой 1330 года, когда он прибыл на генуэзском корабле в порт Алайа. Затем он посетил Анталью, Лаодикею-на-Ликосе, Икониум, Кесарию Каппадокийскую, Себастию, Бирги ( англ. ). Зимой 1331 года Ибн Баттута посетил османские владения Орхана. Прусса, как османская столица с 1326 года, предстала перед ним оживлённым торговым городом, как некогда и в византийские времена. Никею, попавшую в руки турок в 1331 году, Ибн Баттута посетил в октябре 1331 года, через семь месяцев после османского завоевания, обнаружив её в запущенном и полуразрушенном состоянии: из всего населения здесь был им найден лишь османский гарнизон. О незавидной участи малоазийских греков, попавших под управление турецких мусульман, свидетельствуют факты покупки путешественником греческой рабыни, а также получения в подарок от местного эмира ещё одной молодой гречанки-рабыни. В конце 1332 года он оказался в черноморском портовом городе Синоп.
В Золотую Орду и Константинополь
Неутомимая любознательность толкала Ибн Баттуту в новые странствия. На греческом корабле он отплыл в Кафу (ныне Феодосия в Крыму), затем отправился в Солхат, Азов, а оттуда — на Кавказ. 6 мая 1334 года путешественник прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбек-хана, располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска, где хан принял его с небывалым почётом. Большие вопросы у историков вызывает путешествие Ибн Баттуты в Булгар, которое, по его словам, было совершено за 20 дней.
Некоторые учёные (И. Хрбек, С. Яничек) считают, что Ибн Баттута в Волжской Булгарии не был — просто не мог успеть за столь короткий срок. Описание путешествия могло быть заимствовано из трудов других арабских авторов (Ибн Джубейр, Абу-ль-Фида) самим Ибн Баттутой или его литературным секретарём ибн Джузаем. Так или иначе, путешественник в свите хана посещает Хаджи-Тархан (предшественник Астрахани). Затем он вызвался сопровождать одну из жён хана Баялун-хатун, дочь византийского императора Андроника III, в Константинополь, к отцу.
В столице Византии арабский путешественник пробыл один месяц и шесть дней. После этого он вернулся на Волгу, в середине ноября прибыл в Новый Сарай (Сарай-Берке). 10 декабря 1334 года Ибн Баттута покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарай-Джук он направился в Среднюю Азию.
В Индию и Китай
В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч (Гургандж), Самарканд, Бухару. В Ургенче он был принят могущественным золотоордынским нойоном Кутлуг-Тимуром, по пути из Бухары в Самарканд заехал в ставку чагатайского хана Тармаширина. Через Хорасан и Афганистан достиг Делийского султаната. В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку. Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла.
После многочисленных приключений Баттута якобы добрался до порта Кантона, а потом через Малайзию, Бенгалию и Индию он вернулся в Марокко (1349). Факт посещения им Китая подвергается сомнению, ибо его сведения об этой стране не отличаются точностью. В 1350—1351 Ибн Баттута с дипломатической миссией посетил Гранаду.
В Мали
В январе 1354 он возвратился в Фес, где по приказанию маринидского султана Абу Инана продиктовал воспоминания о своих путешествиях учёному шейху из Гранады Мухаммеду ибн Джузаю. В декабре 1355 года ибн Джузай завершает литературную обработку воспоминаний Ибн Баттуты, сыграв в истории роль, подобную роли Рустичано при другом великом путешественнике — Марко Поло. Описание Мали в воспоминаниях Ибн Баттуты — основной источник, по которому мы можем судить о жизни этого средневекового государства.
Забота о бедных
В своих путевых заметках Ибн Баттута писал отнюдь не только о властителях мусульманского мира и их роскошных дворцах. Гораздо больше марокканца интересовала жизнь обычных людей, их нравы, обычаи, манера одеваться и даже кухня.
В Дамаске (нынешняя столица Сирии) путешественника поразила приверженность местных жителей благотворительности. Благочествивые мусульмане делали пожертвования, и для этих денег находилось множество применений. Из пожертвований оплачивались дорожные расходы тех, кто хотел бы отправиться в паломничество в Мекку, но не имел для этого средств. На пожертвованные деньги покупались свадебные одежды девушкам из бедных семей, выкупались узники из застенков, мостились и ремонтировались улицы.
Ибн Батута в Дамаске.
«Однажды, — писал Ибн-Баттута, — я шел по улице Дамаска и увидел, как маленький раб уронил блюдо из китайского фарфора, и оно разбилось на кусочки. Вокруг мальчика собралось несколько человек, один из которых дал рабу совет: «Собери осколки и отправляйся с ними к хранителю пожертвований на кухонную утварь». Раб так и поступил, а давший совет мужчина отвел парня к хранителю. Мальчик показал осколки блюда и получил деньги на покупку нового». Ибн-Баттута был в восторге от работы этого, как бы мы сегодня сказали, благотворительного фонда. Ведь если бы рабу не выдали деньги и он не купил бы новую посудину, хозяин наверняка отругал бы мальчишку, а может быть, и побил бы.
В Мекке, священном городе мусульман, Ибн-Баттуте запомнился еще один полезный и благородный обычай. На местном базаре он увидел множество детей, сидевших посреди торгующейся толпы с двумя корзинками. Оказывается каждый, кто купил товар, мог подойти к любому из детей (а это были бедные сироты) и положить свои покупки в корзинки: в одну — мясо и овощи, в другую — зерно. За несколько мелких монет сирота доставлял покупки на дом покупателю, а сам горожанин мог, не отягощая себя поклажей, отправиться по своим делам. Жители Мекки охотно давали детям заработать на жизнь, а сами юные курьеры никогда не обманывали тех, кто доверял им свои покупки.
Путешествие в Багдад
Багдадские бани
С особым чувством Ибн Баттута пишет о многочисленных багдадских банях. По свидетельству марокканца они были великолепно выстроены, а стены их выкрашены природным битумом, который с виду напоминал черный мрамор. В каждой бане было устроено множество отдельных помещений для мытья. В углу такого помещения находился небольшой бассейн и два водопроводных крана — один с горячей, другой с холодной водой. Каждому посетителю бани выдавалось три полотенца. В одном полотенце человек входил в банное помещение, в другом — выходил из него, а третьим — вытирался. Нам, людям 21 века, обитателям квартир с водопроводом и канализацией, все это кажется привычным. Но арабский путешественник 14 века был просто потрясен таким уровнем личной гигиены. «Ни один город в этом отношении не мог сравниться с Багдадом», — вспоминал Ибн-Баттута. Это говорил человек, увидевший полмира.
В гостях у хана Узбека
Ибн-Баттута объехал много разных стран, но нам, жителям России, конечно, наиболее интересна та часть путешествия марокканца, которая проходила по территории нашей страны. В те времена раздробленные русские княжества были данниками основанной монгольскими завоевателями Золотой орды. В 14 веке хан Узбек ввел в Орде мусульманскую религию, и именно ко двору Узбека, своего нового единоверца, отправился Ибн-Баттута. Чтобы добраться до столицы хана — Сарая, путешественнику пришлось проделать часть пути по льду замерзшей Волги.
В распоряжение марокканского гостя была предоставлена специальная укрытая матерчатым тентом четырехколесная повозка, в которой Ибн-Баттута мог с комфортом передвигаться по волжским степям. В повозку запрягали лошадей, верблюдов или быков, а возница сидел верхом на одном из этих тягловых животных. Внутри повозки было просторно, что очень понравилось Ибн-Баттуте. «Во время путешествия, — писал он, — прямо в повозке можно было есть, спать, читать или писать.
В гостях у хана Узбека.
Жители орды — кочевники, по воспоминаниям путешественника, отправляли свой скот пастись в степи, причем без сопровождения пастуха. Владельцы животных совсем не беспокоились за сохранность лошадей, быков и верблюдов, ибо в Орде действовали очень жестокие законы, карающие за воровство. Всякий, у кого обнаруживали, например, украденную лошадь, должен был не просто вернуть ее законному владельцу, но и отдать впридачу еще восемь лошадей. Если он не мог возместить ущерб лошадями, у вора забирали в рабство сыновей. Если же у него не было и сыновей, тогда, как писал Ибн-Баттута, преступника «резали как овцу».
Ибн-Баттута подробно описал быт и даже кулинарные пристрастия жителей монголо-татарской Орды. Главным блюдом кочевников был суп из крупы, куда добавлялось мелко нарезанное мясо. Дело в том, что скот кочевников, который не стоял в стойлах, а постоянно перегонялся по степям был жилистым, и его мясо — жестким. Только порезанное на мелкие кусочки, мясо могло хорошо провариться. Тогда его можно было разжевать. Кстати, появлению в блюдах европейской кухни блюд из мясного фарша, например, котлет, мы обязаны именно кочевникам.
Столица хана Узбека была по сути кочевым лагерем. Даже сам хан жил в шатре, который при необходимости можно было сложить и увезти на повозке. Узбек встретил марокканца, сидя на деревянном троне, украшенном серебром и драгоценными камнями. Вокруг трона стояло все его семейство — четыре жены, сыновья и дочери. На следующий день после встречи с ханом, Ибн-Баттута нанес визит главной жене Узбека — Тайтугли. Женщина оказала гостю наивысший знак внимания — она собственноручно налила в чашку кумыс (традиционный напиток кочевых народов, изготовленный из лошадиного молока) — и подала путешественнику. «Я никогда раньше не пил кумыс, — вспоминал Ибн-Баттута, — но отказаться я не мог. Слегка попробовав напиток, я понял, что он мне не нравится, и передал чашку своему спутнику».
С берегов Волги путь Ибн-Баттуты лежал на берега Босфора. Хан Узбек предложил Ибн-Баттуте отправиться в Константинополь, столицу Византии. Вместе с ним ко двору императора некогда могущественной греческой империи отправилась и одна из жен хана, которая, как оказалось, была дочерью византийского владыки. Неутомимому Ибн-Баттуте вновь предстояло пересечь бескрайние просторы Евразии.
Последние годы жизни
Историческое значение
Карта Азии в 1345 году
Всего Ибн Баттута преодолел 120 700 км. Все посещаемые страны Ибн Баттута описывал с возможной полнотой. В первый раз его сочинение было частично переведено на европейский (латинский) язык в 1818 году под названием «De Mohammede Ebn-Batuto Arabe Tingitano ejusque itineribus», затем в 1829 году на английский язык под названием «The Travels of Ibn Batuta, translated from the abridged Arabic MS. Copies by Lec».
Ибн Баттута испытывал временами культурный шок из-за несоответствия обычаев народов, недавно принявших ислам, нормам, на которых он был воспитан. Так, например, он был потрясён свободой речи, которую позволяют себе тюркские и монгольские женщины в разговорах со своими мужьями.
Память
В 1976 году Международный астрономический союз присвоил имя Ибн Баттута кратеру на видимой стороне Луны.
В Дубае есть торговый центр, названный в честь Ибн Баттуты.