Ибц что это такое
Положение об ИБЦ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Информационно-библиотечный центр создается на базе библиотеки общеобразовательного учреждения (далее ОУ) как структурное подразделение с функциями сбора, аналитико-синтетической переработки и распространения информации.
1.2. Статус «Информационно-библиотечный центр» (без прав юридического лица) присваивается библиотеке ОУ приказом Учредителя в лице директора ОУ.
1.3. В своей деятельности Информационно-библиотечный центр (далее ИБЦ) руководствуется Указами Президента России, законами «Об образовании», «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», нормативными и регламентирующими документами Министерства образования, региональных и местных органов управления образования, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и Положением об ИБЦ ОУ.
II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИБЦ
2.1. Организация доступа к информации.
2.2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса учебными и вспомогательными документами и информационной продукцией.
2.3. Создание в общеобразовательном учреждении информационно-библиотечной среды как сферы воспитания и образования со специальными библиотечными и информационными средствами.
2.4. Формирование информационного мировоззрения школьников и продвижение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной и иной познавательной деятельности.
2.5. Формирование политики информационно-библиотечного обеспечения ОУ.
III. ФУНКЦИИ ИБЦ
3.1. Формирует информационные и библиотечно-библиографические ресурсы общеобразовательного учреждения как единый справочно-информационный фонд.
3.1.1. Комплектует единый фонд ИБЦ учебными, научно-популярными, научными, художественными документами для учащихся и педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях информации.
3.1.2. Пополняет фонды за счет автоматизированных информационных ресурсов сети Интернет, баз и банков данных других учреждений и организаций.
3.1.3. Формирует фонд документов, создаваемых в ОУ (папок-накопителей документов и их копий, публикаций и работ педагогов ОУ, лучших научных работ и рефератов учащихся).
3.1.4. Организует единый фонд как совокупность фондов книгохранения, отделов ИБЦ, учебных кабинетов и кафедр, других подразделений ОУ.
3.1.5. Управляет единым фондом с целью оптимизации объема, состава и эффективности его использования.
3.2. Создает информационную и библиотечно-библиографическую продукцию в целях удовлетворения информационных потребностей ОУ.
3.2.1. Осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации.
3.2.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат (СБА) ИБЦ, включающий традиционные каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы и банки данных по профилю ОУ.
3.2.3. Разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.), библиографические обзоры.
3.2.4. Организует выставки, оформляет стенды, плакаты и т. п. для обеспечения информирования пользователей о ресурсах ИБЦ.
3.3. Осуществляет информационное, библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание всех категорий пользователей ОУ.
3.3.1. Организует деятельность абонемента, читального зала.
3.3.2. Формирует репертуар традиционных и нетрадиционных (в том числе платных) информационно-библиотечных услуг.
3.3.3. Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям ИБЦ в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной, профессиональной и досуговой деятельности.
3.3.4. Использует телекоммуникационные технологии в решении задач библиотечной поддержки учебной деятельности и организации доступа к информации.
3.4. Обучает технологиям информационного самообслуживания.
3.4.1. Встраивает в процесс информационно-библиотечного обслуживания элементы обучающего характера (индивидуальные и групповые консультации, практические советы, показ технологических аспектов работы с информацией).
3.4.2. Организует массовые мероприятия, ориентированные на формирование информационной культуры школьников.
3.4.3. Поддерживает деятельность педагогов и учащихся в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.).
3.4.4. При наличии в учебных планах и программах соответствующих предмета, факультатива, тем, занятий курирует преподавателей, является базой для проведения практических занятий.
3.5. Формирует политику в области информационно-библиотечного обслуживания ОУ.
3.5.1. Разрабатывает текущие и перспективные планы работы ИБЦ и развития системы информационно-библиотечного обслуживания ОУ.
3.5.2. Использует распределенную информационную среду ОУ и осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями ОУ, другими учреждениями и организациями, имеющими информационные ресурсы.
3.5.3. Готовит предложения в целях разграничения, дифференциации степени участия в едином процессе информационного обеспечения ИБЦ и других подразделений и специалистов ОУ.
3.5.4. Предлагает и осуществляет проекты, способствующие становлению информационного мировоззрения современных педагогов и школьников.
IV. ПРАВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИБЦ
4.1. Право доступа в ИБЦ имеют все пользователи.
4.2. Порядок доступа к информационным ресурсам отдельных категорий пользователей, не являющихся учащимися и сотрудниками ОУ, определяется Правилами пользования ИБЦ.
4.3. Пользователи имеют право бесплатно получать:
— информацию о наличии в ИБЦ конкретного документа;
— сведения о составе информационных ресурсов ИБЦ через систему каталогов и другие формы информирования;
— консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
— любой документ из фондов ИБЦ во временное пользования на условиях, определенных Правилами пользования ИБЦ.
4.4. Пользователь ИБЦ может обжаловать в суд действия должностного лица ИБЦ, ущемляющие его права.
V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИБЦ
5.1. Пользователи обязаны соблюдать Правила пользования ИБЦ.
5.2. Пользователи, нарушившие Правила пользования ИБЦ и причинившие ущерб, компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования ИБЦ, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных Правилами пользования ИБЦ и действующим законодательством.
VI. ОБЯЗАННОСТИ ИБЦ
6.1. В обязанности ИБЦ входит:
— соблюдать государственные библиотечные стандарты и нормативы;
— обслуживать пользователей в соответствии с действующим законодательством, Положением и Правилами пользования ИБЦ;
— отражать в своей деятельности сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие;
— не допускать государственной или иной цензуры, ограничивающей права пользователей на свободный доступ к информационным ресурсам;
— не использовать сведения о пользователях и их читательских запросах, кроме случаев, когда эти сведения используются для научных целей и организации библиотечно-информационного обслуживания;
6.2. ИБЦ отчитывается перед Учредителем и органами государственной статистики в порядке, предусмотренном действующим законодательством и учредительными документами ИБЦ.
VII. ПРАВА ИБЦ
7.1. ИБЦ имеет право:
— самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными Положением об ИБЦ;
— самостоятельно определять источники комплектования своих информационных ресурсов;
— изымать и реализовывать документы из своих фондов в соответствии с порядком исключения документов, согласованным с Учредителем, и действующим законодательством;
— определять в соответствии с Правилами пользования ИБЦ виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями ИБЦ;
— определять сумму залога, в случаях, определенных Правилами пользования ИБЦ;
— распоряжаться предназначенными ИБЦ бюджетными и полученными ИБЦ от платных услуг ассигнованиями;
— давать предложения по совершенствованию оплаты труда, в т.ч. надбавок, доплат и премирования сотрудников ИБЦ;
— входить в библиотечные объединения в установленном действующим законодательством порядке;
— участвовать на конкурсной или иной основе в реализации федеральных, региональных и международных программ развития библиотечного дела;
«Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»
Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.
На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.
Проблема повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов сегодня особенно актуальна. От его уровня во многом зависит достижение нового качества образования.
Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в информационно-библиотечный центр. Сейчас школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра.
Предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях, информационное сопровождение личностного роста всех участников образовательного процесса.
Выступая самостоятельным образовательным центром, библиотека ставит перед собой следующие цели:
— Формирование школьной библиотеки как важнейшего элемента современной информационно-образовательной среды в системе образования.
— Создание условий для обеспечения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
— Оказание организационно-методической помощи по использованию информационных поисковых систем.
Все это помогает приблизиться к основной цели деятельности библиотеки МОУ «Школа № 85 города Донецка».
Модель предполагает внедрение следующих инновационных технологий:
Основные направления деятельности
информационно-библиотечного центра
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:
Ресурсное обеспечение ИБЦ:
— электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;
— печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
— электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
— дополнительная литература в фонде;
— ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.
Ключевым изменением в категории «Информационные ресурсы» будет определяющая роль Интернета как источника, а также средств и инструментов Веб 2.0 как платформы накопления, совместного создания (к процессу привлекаются учителя, ученики, родители, коллеги-библиотекари), комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.
Организационные ресурсы (пространственное расширение, ИБЦ 2.0 как инновационная
форма организации деятельности):
Новые место и роль ИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные:
Ожидаемые результаты:
Просмотр содержимого документа
««Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»»
«Информационно-библиотечный центр – новая модель библиотеки»
Школьная библиотека – это идеальное место, где пересекаются три главные составляющие полноценной среды развития: информация, культура и общение.
На сегодняшний день ключевая задача нашей библиотеки – это с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для обеспечения повышения эффективности библиотечно-информационного обслуживания участников образовательного процесса как фактора повышения качества образования и воспитания.
Проблема повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогов сегодня особенно актуальна. От его уровня во многом зависит достижение нового качества образования.
Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки, которая, чтобы существовать далее, должна быть реорганизована в информационно-библиотечный центр. Сейчас школьная библиотека не должна и не может оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как информационно-библиотечного центра.
Предоставление информации и идей, имеющих фундаментальное значение для успешной деятельности пользователей библиотеки, их социализации в современном мире, который строится на информации и знаниях, информационное сопровождение личностного роста всех участников образовательного процесса.
Выступая самостоятельным образовательным центром, библиотека ставит перед собой следующие цели:
— Формирование школьной библиотеки как важнейшего элемента современной информационно-образовательной среды в системе образования.
— Создание условий для обеспечения всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам.
— Оказание организационно-методической помощи по использованию информационных поисковых систем.
Все это помогает приблизиться к основной цели деятельности библиотеки МОУ «Школа № 85 города Донецка».
Модель предполагает внедрение следующих инновационных технологий:
Создание и ведение электронного каталога библиографических карточек.
Создание электронного каталога книг и учебников.
Автоматическое заполнение формуляра читателя и сохранение его в базе данных.
Подключение к электронным библиотекам, расположенным в сети Интернет.
Пополнение абонемента аудиокнигами.
Пополнение медиатеки новыми материалами.
Основные направления деятельности
пополнение банка педагогической информации;
оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра;
создание условий для учителей в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через объединенный электронный каталог (локальную сеть, Интернет);
оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе библиотечно-информационного центра с использованием различных информационных средств обучения;
формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
осуществление посреднических услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации, заказанной литературы по МБА;
создание условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг, периодики, работы с компьютерными программами и CD-ROM- технологиями;
развитие информационной грамотности учащихся.
Одной из основных функций современной школьной библиотеки является информационная функция, осуществление которой предполагает формирование, систематизацию информационных ресурсов и организацию доступа к ним. Обеспечить ее можно только при использовании информационно-коммуникационных технологий в обслуживании учащихся, учителей и родителей. Современная школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса, т.е.:
приобщение школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга;
содействие получению навыков непрерывного самообразования и повышения уровня информационной культуры, т.е. получению знаний, умений и навыков в области поиска, анализа, переработки информации, создания и распространения новой информации.
Ресурсное обеспечение ИБЦ:
Материально-технические ресурсы (Интернет, ПК + дополнительное оснащение).
Информационные ресурсы (цифровые + печатные ресурсы, Веб 2.0 как платформа накопления, совместного создания, комплектования, открытого доступа):
— электронные учебные материалы и образовательные ресурсы Интернета;
— печатные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
— электронные информационно-образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана в фонде;
— дополнительная литература в фонде;
— ресурсы, создаваемые участниками образовательного процесса.
Ключевым изменением в категории «Информационные ресурсы» будет определяющая роль Интернета как источника, а также средств и инструментов Веб 2.0 как платформы накопления, совместного создания (к процессу привлекаются учителя, ученики, родители, коллеги-библиотекари), комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам.
Организационные ресурсы (пространственное расширение, ИБЦ 2.0 как инновационная
форма организации деятельности):
Новые место и роль ИБЦ в образовательном процессе влечет за собой организационно более совершенные подходы, направленные на развитие. Определим основные:
«ИБЦ 2.0» как инновационная форма организации деятельности, ориентированной на пользователя.
Интеграция ИБЦ в образовательный процесс (формирование информационной культуры участников образовательного процесса через сопровождение совместных проектов, исследований, поддержку и обеспечение индивидуальных траекторий образования ученика, повышения квалификации учителя и т. п. на основе внедрения в деятельность сервисов и инструментов «Веб 2.0» Интернета).