Идеальный пациент о чем
«Идеальный пациент» — триллер о шведском маньяке, который (возможно) невиновен
В прокат вместе с «Грехом» Кончаловского о Микеланджело Буонарроти и биографическим гоночным фильмом «Форд против Феррари» выходит триллер «Идеальный пациент», тоже имеющий в основе реальные события. Нина Цыркун — о любопытном фильме, который фиксирует, что даже в рассмотрении деле о маньяке должна присутствовать презумпция невиновности и что даже в самом идеализированном обществе современности — в скандинавском — совсем не так безопасно жить, как можно было подумать.
Его называли шведским Ганнибалом Лектером. Он признался более чем в 30 убийствах в течение трех десятков лет и был осужден за восемь из них — доказанных. Через 20 лет исполнения наказания Томас Квик (Давид Денсик) изменил имя (точнее, вернул изначальное — Стуре Бергуолл) и отказался от прежних показаний. Дела пересмотрели, и все они рассыпались одно за другим, вплоть до последнего, о преступлении 1976 года. В 2013-м Квик был признан невиновным и в нем. В фильме Микаэля Хофстрёма «Идеальный пациент» под прицел попали действия всех, кто выступал в кейсе Квика как бы со стороны закона — с одной стороны, и выступивший за невиновность Квика журналист Ростам Ханнес (Йонас Карлссон) — с другой. Чем больше на стороне Квика сочувствующих, тем явственней вырисовывается одиночество Ростама Ханнеса; действие фильма развивается в противофазе — один явно движется к лучезарному будущему, другой — к неминуемой гибели. Получается так, что в тяжелейшей ситуации, находясь под смертным приговором врачей, Ростам находит единственного собеседника, которому он может довериться — Томаса Квика.
Картина строится как классический триллер наподобие «Молчания ягнят» — не только подробностями зверских убийств, но и образом главного героя — пожилого очкарика с мягкой, застенчивой улыбкой. Мы-то знаем, что самые изощренные злодеи примерно так и должны выглядеть. Даже адвокат верит в виновность подзащитного. Однако ж и аргументы журналиста настолько убедительны, что мы до самого финала не можем твердо увериться в виновности или невиновности Томаса Квика. В принципе, сомнения должны были возникнуть у органов, называемых компетентными. С чего вдруг арестованный за ограбление Квик признался в убийствах, в которых его никто не подозревал? Если он маньяк, то почему не имеет своего почерка — ведь все преступления разношерстные, совершены различных способами, а среди жертв есть мужчины и женщины, взрослые и дети, шведы из разных мест и даже иностранцы? И наконец, где останки всех этих несчастных? Квика, отбывающего срок принудительного лечения в психушке, вывозят на следственные эксперименты, где он, впадая в маниакальный психоз, дает уточняющие показания, но жуткие псевдодокументальные кадры, фиксируемые на VHS, не завершаются последней точкой, окончательно свидетельствующей о его причастности к каждому из дел. Словом, не собирается против него никакой экспертно-криминалистической базы: ни следов ДНК, ни отпечатков пальцев, напротив, имеется подтвержденное свидетелями алиби. Самым увесистым доказательством вины становятся ученые аргументы Маргит Норелл (Сюзанн Рейтер), амбициозного психоаналитика, которая использовала случай Квика как иллюстрацию к теории о подавленных детских воспоминаниях, заставивших униженного и оскорбленного подростка в 14 лет стать на путь серийного убийцы. Ее пять крон в копилку казуса Квика обещают даме подняться прямо-таки до уровня Фрейда.
И все же: почему он так нелогично себя ведет — сам признается и вдруг отказывается от признаний? Ростам Ханнес докопался, почему так все произошло. Оказалось — тоже вполне логично. И в этой логике, а не в подробностях садистских убийств, заключается нерв триллера Хофстрёма. Чтобы не спойлерить, скажу так: при всей толерантности, при всем равноправии, при блаженнейшем благополучии и социальной защищенности, достигнутых в той же Швеции или любой другой стране, никому и никогда не будет гарантирована безопасность как от глупости или лживости малых сих, так и от вредоносной научной амбициозности университетских умов. А Квик в этой ситуации просто каждым своим озадачивавшим шагом лавировал, пытался нащупать наиболее благоприятный для себя выход. С присущим ему изощренным хитроумием. В сущности, он выбирал между безопасной несвободой в психушке и вероятным тюремным заключением. При том, что шведская тюрьма — не российская (помните, как герой комедии Аллы Суриковой «Хочу в тюрьму!» мечтал схорониться в таком евроузилище), но и там среди бывалых людей бытуют свои законы, по которым за некоторые преступления криминальный мир люто карает. А так у Квика все довольно сносно – достаточно посмотреть, как он принимает визитеров, сидя на мягком диване под настольной лампой с абажуром. Потом его подзарядят психотропами. Как пропела бы группа «Каста»,
Реальность страшнее: рецензия на новый шведский триллер «Идеальный пациент»
Оскаровский номинант Микаэль Хофстрём снова попытается выйти на сцену театра Dolby в Лос-Анджелесе — Швеция выдвинула на награду Киноакадемии его новый фильм «Идеальный пациент». Основанный на реальных событиях триллер рассказывает о журналистах, разбирающихся в обстоятельствах давно закрытого дела о маньяке-убийце. Шведский постановщик играет со зрителем и водит его за нос, а также обращается к самым разным произведениям коллег, не забывая при этом рассказывать увлекательную историю и обращать внимание общества на социальные проблемы. Обозреватель «АП» Андрей Митрофанов с любезного позволения прокатчика Capella Film посмотрел картину до российской премьеры и считает, что у фильма достаточно неплохие шансы завоевать золоченую статуэтку.
Фото: kinopoisk.ru
Странный и совсем безобидный на вид человек в очках проживает один за другим одинаковые дни: в психиатрической клинике, куда его поместили пожизненно, с разнообразием дела обстоят не очень. Пока признанный виновным в восьми убийствах Томас Квик вытаптывает восьмерки в небольшом прогулочном дворике больницы, его история заинтересовывает одного из самых дотошных журналистов Швеции Ханнеса Ростама. И он, вопреки воле начальства, здравому смыслу и собственному семейному благополучию, принимается за расследование. На помощь приходит начинающий репортер Йенни. Вскоре парочка понимает, что в деле Квика все не так просто и очевидно. как кажется. Общепризнанный маньяк оказался под следствием при полном отсутствии уличающих его доказательств, а суд вынес решение исключительно на основании признаний самого Томаса. Ворошить прошлое никому не хочется, участники событий ведут себя подозрительно, поэтому Ханнес решает организовать встречу с самим убийцей и попробовать установить истину посредством личного общения. В результате эта история основательно всколыхнула скандинавскую страну, вызвала продолжительную дискуссию о совершенстве правоохранительной системы, а еще стала поводом для съемки триллеров.
Главные в кадре — это журналисты, которых объединяет абсолютно фанатичное отношение к своему делу.
Хофстрем сознательно уходит от привычного для «жесткого» скандинавского кино нуара, разворачивая классический современный детектив, в котором, правда, не нашлось места полицейским. Да и у антигероя накрепко связаны руки: он не может ни совершать новых преступлений, приумножая саспенс, ни наносить ответных ударов, ни мешать выявлению истины. Главные в кадре — это журналисты, которых объединяет абсолютно фанатичное отношение к своему делу: Ханнес из-за этого вот-вот потеряет семью, а Йенни, наоборот, все никак не заведет. Парочка сутками пропадает на работе, колесит по прилегающим государствам и роет, роет, роет. Чувствуется глубокое уважение, которое режиссер испытывает к людям такого сорта: без этой дотошности рассчитывать на торжество справедливости особенно не приходится. Йонас Карлссон и Альба Аугуст играют полностью вовлеченных в процесс профессионалов, которые при этом отнюдь не уверены до конца, что двигаются в нужном направлении. Давид Дансик, которого зрители помнят по роли Михаила Горбачева в нашумевшем «Чернобыле», на этот раз исполняет совсем другую роль: человека, убедившего окружающих в том, что он настоящее безжалостное чудовище. В течение двух часов вместе с репортерами публика разбирается, кто здесь преступник, а кто жертва. И оказывается, что в триллере вполне можно обойтись без крови, стрельбы и полицейских операций.
«Идеальный пациент», рассказывая true story, при этом призывает принять участие в расследовании, включить мозги, попробовать докопаться до истины быстрее главных героев
Но главное достоинство триллера — в том, что он несколько раз играючи обманывает зрителя, заставляя его разочарованно думать, что вот на этом моменте все стало понятно. Хофстрем подбрасывает ложные знаки и маяки, делит происходящее на реальное и не очень: а к середине выясняется одно трагическое и очень важное обстоятельство, благодаря которому искажения действительности становятся совершенно объяснимыми. «Идеальный пациент», рассказывая true story, при этом призывает принять участие в расследовании, включить мозги, попробовать докопаться до истины быстрее главных героев. И осеняемые внезапными догадками зрители раз за разом оказываются неправы. В конце концов, Квик признался в трех десятках убийств, а виновным был признан только в восьми, так что в этой истории еще много неясного. И каждый раз, когда камера самым классическим образом взмывает в небо, снимая сверху несущийся в очередную даль автомобиль, для публики как бы начинается новая глава. Хотя, безусловно, это на редкость цельная картина. Благодаря множеству предлагаемых вариантов вполне себе лишенная фокусов концовка (реальность, что поделать) кажется неожиданной развязкой. Все потому, что перед нами настоящий детектив.
Фильм Хофстрема в очередной раз напомнил о том, как важно для системы правосудия не рубить с плеча и тщательно разбираться в обстоятельствах любого дела: важно для жертв преступлений, их близких и даже самого преступника. Это напоминание прозвучало отнюдь не только для жителей Швеции. Там-то как раз историю Квика хорошо знают и используют в качестве аргумента. Есть вещи, которые невозможно компенсировать, сколько исков не подавай — об этом красноречиво говорит и последний кадр «Идеального пациента». Но это рассказ не только о несовершенстве правоохранительного механизма. Фильм предлагает поразмыслить и о человеческой жестокости, которая порой носит неоправданно массовый характер, и о заблуждениях, которые граничат с преступлением, и о семейных ценностях тоже. Ну и о стоимости человеческой жизни забывать не стоит. Об этом, в общем-то, говорит любой качественный триллер. Демонстрируя симпатию, которая постепенно нарастает между признанным убийцей детей и взрослых и журналистом, сидящим напротив него с диктофоном, Хофстрем оставляет за собой право некоторой недосказанности. Впрочем, ее нетрудно додумать самостоятельно. Но при этом не стоит забывать, что речь идет о настоящей жизни. А она бывает страшнее любого сценария.
О чем фильм «Идеальный пациент»
Фильм «Идеальный пациент» снят шведским режиссёром Микаэлем Хофстрёмом, который работает в Голливуде. На счету Хофстрёма уже имеется с десяток качественных кинолент, номинация на «Оскар» и награда за лучший сценарий в его предыдущих работах. Основное направление работ этого режиссёра – психологический триллер, что он ещё раз подтверждает на примере данного фильма.
Картина снята по реальным событиям и вызвала шквал совершенно разных эмоций у зрителей. Тем не менее, на «Оскар» от Швеции был отправлен другой фильм. Видимо, комиссия посчитала эту историю недостаточно яркой для «Оскара», хотя картина всё же взяла две премии на церемонии «Золотой Жук 2020».
О чём фильм «Идеальный пациент»
Кино показывает историю реального человека Стуре Бергвалла, который придумал себе псевдоним Томас Квик. Стуре родился в 1950 году и проживал в Швеции, начиная с 1993 года он был обвинён более чем в 30 убийствах и заключён в психиатрическую больницу. Томас Квик признался во всех совершённых преступлениях, однако в 2008 году отозвал все свои обвинения и подал апелляцию.
Через пять лет рассмотрений все обвинения с Квика были сняты за неимением доказательств, поскольку его виновность была определена в прошлом прежде всего полным признанием Квика по всем эпизодам. Занимался распутыванием этого дела журналист Ханнес Растам, роль которого в фильме исполнил шведский сценарист и актёр Юнас Карлссон.
За эту роль Карлссон был номинирован на премию «Золотой Жук», но в итоге обладателем премии «Лучший актёр» стал его коллега по съёмочной площадке Давид Денсик. Мастерское умение перевоплощения у Денсика зрители могли наблюдать в одном из предыдущих его фильмов «Чернобыль», где актёру пришлось перевоплотиться в известную личность – Михаила Горбачёва.
Смысл фильма
В картине Денсик показывает предполагаемого маньяка как спокойного и обыденного гражданина, порядком уставшего от такого длительного сидения в закрытой клинике. Самым удивительным фактом этой истории является недоумение психиатров и судебных экспертов, которые годами пытались разгадать мотивы поведения главного героя. А самое главное – почему он принял на себя вину за все эти убийства.
Фильм поднимает несколько важных психологических вопросов, многие из которых, как принято в подобных картинах, обращены к зрителю. Один из вопросов – это цена современного правосудия. Каким образом практически бездоказательные дела оказались закрытыми, а предполагаемый подсудимый автоматически получил метку «виновен» только лишь на основе его показаний и его признания вины. Стоит ли вообще пересматривать дела такой давности?
Зрителю остаётся попытаться понять мотивы поступка Томаса Квика – зачем человек взял на себя столь тяжкие преступления, если в действительности их не совершал. И завершает весь этот психологизм дилемма – стоит ли давать шанс такому человеку на новую жизнь и стоит ли его вообще выпускать из лечебницы.
Мотивы поведения героя
Картина начинается с цитаты шведского писателя Яльмара Сёдерберга из произведения «Доктор Глас», которая слегка приоткрывает завесу неадекватного поступка главного героя, взявшего на себя чужую вину. Автор говорит о том, что все люди хотят, чтобы их любили. Нет любви – чтобы присутствовало хотя бы восхищение.
В крайнем случае люди хотят вызывать страх или ненависть с презрением. Отсутствие хоть какого-то чувства – вот что пагубно для человека. Забвение – вот что страшно для человеческой души, поэтому любые способы хороши для построения связей. Этим авторы фильма показывают своё видение этой ситуации – главный герой хотел быть замеченным, он не мог выдержать забвения и одиночества. Он надеялся хотя бы в роли маньяка стать популярным и узнаваемым.
Считается ли в судебной медицине привлечение на себя внимание именно такой ценой психическим расстройством? Вне всякого сомнения, да. Но стоит ли такому человеку давать второй шанс на начало новой жизни должна решать специальная комиссия психиатров-экспертов.
Смысл финала фильма
«Идеальный пациент» — история, которая не просто произошла, а происходит в реальном времени, потому что главный герой – Стуре Бергвалл или Томас Квик до сих пор проживает в Швеции после своего освобождения их психиатрической клиники в 2013 году. На данный момент Стуре 70 лет. Несмотря на то, что многие материалы его дела конфиденциальны и имеют статус секретности, есть открытые факты для широкой общественности.
Одним таким фактом есть признание врачей о том, что Бергвалл больше не нуждается в медицинских препаратах, которыми его лечили в клинике и не представляет угрозы для общества. Финал фильма в какой-то степени показывает торжество справедливости и то, что она может быть восстановлена даже спустя 20 лет. Этот случай даёт надежду на правильную работу всей системы правосудия в целом и на то, что правосудие будет больше основываться на факты дел, чем на признание самих подсудимых.
А насколько общественность будет воспринимать Томаса Квика как обычного гражданина и насколько люди примут его «вероятную адекватность и отсутствие для себя угрозы» должно будет решить само общество. Ведь Квик хоть и бывший пациент психиатрической клиники, но далеко не «идеальный», каким его преподносят авторы фильма.
«В тихом омуте» страха: лучшие триллеры 2019 года
«Клаустрофобы»
Страна: США, ЮАР
Режиссер: Адам Робител
В ролях: Тейлор Рассел, Логан Миллер, Джей Эллис, Тайлер Лабин
Рейтинг Imdb: 6,4
Рейтинг Кинопоиска: 6,8
Победитель квеста получит весомую денежную награду, и шестеро незнакомцев принимают решение испытать свои силы. Довольно быстро всем становится ясно, что они стали игроками далеко не случайно, а задания в квесте далеко не такие безобидные, как могло показаться.
Тема квестов была в 2019 году очень актуальной. С такой задумкой на тот момент фильмов не было, поэтому «Клаустрофобы» выглядели очень свежо. Квесты — это отдельная вселенная, где можно придумать все, что угодно, поэтому и антураж и декорации картины тоже этому соответствуют. В целом, «Клаустрофобы» — очень хорошая и симпатичная картина, увлекающая с самого начала.
«Три секунды»
Страна: Великобритания, США, Канада
Режиссер: Андреа Ди Стефано
Рейтинг Imdb: 6,6
Рейтинг Кинопоиска: 6,6
Бывший арестант вновь специально оказывается в не столь отдаленных местах, чтобы вступить в преступную группировку в одной из самых охраняемых тюрем в мире.
Речь в «Трех секундах» идет о том, что можно успеть сделать за это небольшое время, а само повествование строится вокруг одного события, увиденного с разных точек зрения разными его участниками. Но на деле аннотация к фильму не сильно отражает его суть, лишь акцентируя внимание на отдельно взятой сцене. Начавшийся как триллер о попытке раскрыть наркоячейку, фильм ушел в другую сторону, к финалу и вовсе представив борьбу человека за сохранение собственной жизни, а не за борьбу с наркобароном. Правда, с точки зрения атмосферности и характеров персонажей и реалистичности показанной криминальной жизни «Три секунды» получились неплохими — это суровое кино с суровыми героями.
«В тихом омуте»
Страна: США
Режиссер: Адам Рэндолл
В ролях: Хелен Хант , Джон Тенни, Оуэн Тиг, Джуда Льюис
Рейтинг Imdb: 6,8
Рейтинг Кинопоиска: 6,8
10-летний мальчик бесследно исчезает в тихом и спокойном небольшом городке. Обстоятельства указывают на повторение случавшихся ранее преступлений, когда в округе исчезали дети. Детектив Харпер, страдающий из-за разваливающейся личной жизни, все чаще спит отдельно от супруги Джеки, и только она одна замечает, что в их доме происходит что-то неладное.
Начинается «В тихом омуте» в духе скандинавского детектива о похищении детей и поисках похитителя. Но тут спокойствие заканчивается, и начинают летать чашки, скучать зрителям не придется. Особенно неожиданных поворотов, правда, ожидать тоже не приходится, но есть пара-тройка любопытных моментов. Одни из главных плюсов картины — работа режиссера и оператора, которая пусть и смотрится местами странно, но все же очень органично, и обращает на себя внимание.
«Я иду искать»
Страна: США, Канада
Режиссер: Мэттью Беттинелли, Тайлер Джиллетт
В ролях: Самара Уивинг, Адам Броди, Марк О’Брайэн, Генри Черни
Рейтинг Imdb: 6,9
Рейтинг Кинопоиска: 6,9
Молодая невеста — теперь часть семьи новоиспеченного мужа. Его ближайшие родственники — чудаковатые и эксцентричные богачи, которые чтут свои вековые семейные традиции. Но вот то, что они распространяются и на первую брачную ночь молодоженов, превращая ее в смертельную игру, девушка явно предполагать не могла. Теперь ее цель — хотя бы дожить до рассвета.
«Я иду искать» — красивый и интересный фильм. Чего стоит хотя бы работа художника по костюмам, которому пришлось подготовить целых 17 вариантов свадебного платья главной героини. Благодаря этому зрители очень явно видят и практически ощущают, как происходящее в фильме отражается на новоявленной невесте. «Я иду искать» напоминает «Судную ночь», «Прочь» и интерпретацию «Безумно богатых азиатов» для тех, кому не по душе романтика. «Я иду искать» — извращенный, дерзкий и абсолютно неповторимый свадебный кошмар, и исполнительница главной роли Самара Уивинг скрепляет все это будто клей, постоянно напоминая, что для ее героини — это должен был быть лучший день в жизни. Она не несет на себе весь фильм, но делает для его успеха многое. В общем, насколько бы много не было в фильме насилия, порой именно оно и делает картину комедийной. Особенно в моменты, когда некоторые персонажи максимально неожиданно покидают этот мир.
«Страна грез»
Страна: США
Режиссер: Майлз Джорис-Пейрафит
Рейтинг Imdb: 5,8
Рейтинг Кинопоиска: 6,0
17-летний Юджин преследует ловкую грабительницу банков, за голову которой обещают немыслимую награду. Но делает он это не ради собственной наживы, а чтобы спасти семейную ферму от накопившихся долгов.
«Страна грез», конечно, не триллер в его привычном понимании. Этот фильм не претендует на что-то цепляющее, но вот что интересно — во время финальных титров одновременно захлестывают эмоции и вместе с тем мысли о том, почему он, судя по отзывам, так не нравится зрителям. «Страна грез» не затянута, как они пишут, не депрессивна, а тема американской истории, пожалуй, никогда не станет скучной. При том, что она не является главной историей, уступая на самом деле отношениям мужчины и женщины и отношениям закоренелых и крепких умов с молодыми и максималистскими. Разный фокус взгляда и понимания — то, что нужно при просмотре данной картины.
«Идеальный пациент»
Страна: Швеция, Бельгия
Режиссер: Микаэль Хофстрем
Рейтинг Imdb: 6,8
Рейтинг Кинопоиска: 6,6
Небезызвестный Ганнибал Лектер мог бы позавидовать уму этого доктора — десятки жертв и никаких улик. Но внезапно он сам решает сдаться правосудию. Но неизвестно, муки ли это извращенной совести или очередной ход его масштабной чудовищной шахматной партии.
Злодей в «Идеальном пациенте» раз за разом признается во все более и более зверских преступлениях, откровенно насмехаясь над правосудием. Разобраться в этом берется смелый шведский журналист и, конечно же, игра в кошки-мышки с преступником, запутанные следы и смелые догадки — именно те факторы, за которые зрители и любят триллеры. Суровая реальность и внимание к деталям всегда делают их достоверными и очень увлекательными. Таким получился и «Идеальный пациент» от создателей кинговского «1408». Хотя история на самом деле больше детективная, лента, несмотря на это, все равно выглядит как ужасающая и зловещая головоломка. Фильм не скатывается в унылое повествование банального расследования, а даже выдает достойную драму.
«Доктор Сон»
Страна: Великобритания, США
Режиссер: Майк Флэнеган
В ролях: Юэн Макгрегор , Ребекка Фергюсон, Кайли Керран, Брюс Гринвуд
Рейтинг Imdb: 7,3
Рейтинг Кинопоиска: 7,3
Дэнни Торранс, переживший адский ужас в отеле «Оверлук», повзрослел и превратился в запущенного маргинала. Но пытается завязать, устроившись на работу в дом престарелых. Дэнни обладает экстрасенсорными способностями, и однажды с ним связывается одаренная девочка, которой требуется помощь.
Идея «Доктора Сна» как продолжения «Сияния» пришла мастеру литературных ужасов Стивену Кингу еще в 1998 году, когда он задумался над вопросом поклонника о будущем одного из персонажей легендарного романа. Перед премьерой «Доктор Сон» повышал к себе интерес, задавая зрителям вопросы о том, будет ли успешным очередной перенос на экраны романа Кинга, будет ли успешным продолжение «Сияния» и будет ли успешным сценарный и режиссерский опыт Майка Флэнегана, чья карьера долгое время не блистала ничем особенным. К слову, тех, кто перед просмотром напомнит себе сюжет «Сияния», ждет солидный бонус в виде огромного количества отсылок и пасхалок.
«Девушка в лабиринте»
Страна: Италия
Режиссер: Донато Карризи
В ролях: Дастин Хоффман , Тони Сервилло, Валентина Белле, Виничио Маркиони
Рейтинг Imdb: 5,7
Рейтинг Кинопоиска: 6,3
Саманта просыпается со сломанной ногой в комнате без окон, и она ничего не помнит. Криминальный психолог Грин объясняет ей, что на самом деле ее похитили 15 лет назад, но ей чудом удалось бежать из западни. Теперь им с Грином предстоит поработать сообща, чтобы, проникнув в ее разум, найти похитителя.
«Девушка в лабиринте» — запутанный психологический детектив, в котором никогда сразу не узнаешь правду. Ему есть, чем удивить: режиссер Донато Карризи обошелся с историей весьма почтительно и наплодил множество загадок, выстроив настоящий лабиринт из тайн и загадок. В более чем два часа повествования уложены множество диалогов главных героев, но в этом и соль — вдумчиво и не спеша наблюдать за грандиозной психологической дуэлью.
«Магия зверя»
Страна: Франция, Германия
Режиссер: Доминик Молль
В ролях: Дени Меноше, Лор Калами, ДамиенБоннар, Надя Терешкевич
Рейтинг Imdb: 7,0
Рейтинг Кинопоиска: 6,7
В окрестностях альпийской деревушки исчезает богатая парижанка Эвелин. К этому случаю внезапно оказываются причастными фермер и его жена, страдающая от светлого чувства официантка, изгой и мошенник-африканец, заключивший союз с силами зла.
«Джокер»
Страна: США, Канада
Режиссер: Тодд Филлипс
Рейтинг Imdb: 8,4
Рейтинг Кинопоиска: 8,0
В начале 80-х годов Готэме жил ничем не примечательный и неудачливый, мечтающий о славе комика Артур Флек. Его престарелая мать больна, да и сам он страдает от бесконечных, купируемых лишь транквилизаторами, неконтролируемых приступов давящегося смеха. Несмотря на все это, он хочет нести мир и дарить радость, но вместо этого сталкивается с небывалой человеческой жестокостью. Постепенно Артур приходит к выводу, что мир вряд ли получит от него добрую улыбку. А злобную ухмылку — вполне возможно.
Смех — главный элемент, связывающий все составляющие «Джокера» воедино. Нарисованная улыбка, болезнь главного героя, гримаса боли от нее, наставления матери постоянно улыбаться людям, застенчивость неудачника, мечтающего о славе и любви — в том или ином виде позитивная, казалось бы, эмоция делает «Джокера» таким, какой он есть. Чтобы все это выглядело максимально реалистично, исполнитель главной роли Хоакин Феникс провел много времени в изучении различных расстройств личности и репетициях разных видов смеха. Похудев на 24 килограмма к началу съемочного процесса, он сделал своего героя еще более «говорящим» без слов. Главной целью Феникса было показать Джокера таким, чтобы никто, включая профессиональных психиатров, не мог определить, чем именно он болен. За основу смеха Артура Хоакин взял реальное неврологическое расстройство. Так он смог изобразить героя, с которым зрителям будет трудно себя ассоциировать. Все это дало потрясающие плоды: на Венецианском кинофестивале фильм вызвал 8-минутную стоячую овацию, завоевав две номинации; он получил несколько номинаций Британской киноакадемии и Гильдии актеров, а также получил два «Оскара» за лучшую мужскую роль и саундтрек, и два «Золотых глобуса» в аналогичных номинациях. «Джокер» меньше чем за месяц с начала мирового проката стал самым кассовым фильмом с рейтингом R в истории.