Идентификация как механизм воспитания и развития ребенка в семье предполагает что

Механизмы воспитания: подкрепление, идентификация, понимание

Механизмы воспитания как феномена рассмотрены педагогами и психологами: И. Коном, А. В. Запорожцем, А. В. Петровским, Д. Б. Элькониным, С. Г. Якобсон и др. Это подкрепление, идентификация и понимание.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тот тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, «что такое хорошо и что такое плохо», и их педагогическим установкам на выбор средств и методов воспитания.

Всякое послушание ограничено все-таки свободой. Речь идет о послушании, а не о палочной дисциплине, и поэтому, конечно, возникают трудности, когда ребенок подчиняется, но злится.

Следующий механизм воспитания – идентификация, который предполагает подражание ребенка своим родителям и эмоциональное отождествление себя с ними. Необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельность взрослых – и уметь осуществлять рефлексию такого опыта.

Понимание – следующий механизм воспитания – представляет собой активный процесс поиска и/или конструирования ребенком смысла сообщений, образов, схем, моделей, символов, знаков и других форм представления знаний и информации, а также интерпретации и конструирования смысла действий и поступков других людей в процессе общения с родителями как представителями культуры, способными к трансляции и воспроизведению, трансформации ценностей культуры и переводу их в смыслы личностного взаимодействия с ребенком.

Поэтому понимание как механизм воспитания направлено на формирование самосознания ребенка и уверенности в точности и адекватности его представлений о предметах, явлениях и сущности.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания: особенности, негативные факторы, родительские установки, принципы, условия, стили (традиционные и аномальные)

Под родительскими установками понимается система или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Источник

Механизмы семейного воспитания.

Механизмами семейного воспитания, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником,являются:

— подкрепление,

Индентификация,

Понимание.

Принципы воспитания в семье.

Принципы воспитания– практические рекомендации, которыми следует руководствоваться, что поможет грамотно выстраивать тактику воспитательной деятельности.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
— дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности и любви;
— родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он;
— воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
— единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
— личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
— воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
— все виды деятельности, организуемые в семье, должны быть построены на игре;
— оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
К важнейшим принципам современного семейного воспитания можно отнести следующие: целенаправленности, научности, гуманизма, уважения к личности ребенка, планомерности, последовательности, непрерывности, комплексности и систематичности, согласованности в воспитании.
Принцип целенаправленности. Воспитание характеризуется наличием социально-культурного ориентира, который представляет собой и идеал воспитательной деятельности, и ее предполагаемый результат. В значительной степени современная семья ориентируется на объективные цели, которые формулируются в каждой стране как главный компонент ее педагогической политики. В последние годы в качестве объективных целей воспитания выступают непреходящие общечеловеческие ценности, изложенные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Конституции страны.
Субъективную окраску целям домашнего воспитания придают представления конкретной семьи о том, какими она хочет вырастить своих детей. В целях воспитания семья также учитывает этнические, культурные, религиозные традиции, которым она следует.
Принцип научности.В течение веков домашнее воспитание зиждилось на житейских представлениях, здравом смысле, традициях и обычаях, передаваемых из поколения в поколение. Однако в последнее столетие педагогика, как и все человековедческие науки, продвинулась далеко вперед. Получено много научных данных о закономерностях развития ребенка, о построении воспитательного процесса. Осмысление родителями научных основ воспитания помогает им добиться более высоких результатов в развитии собственных детей. Ошибки и просчеты в семейном воспитании связаны с непониманием родителями азов педагогики и психологии. Незнание возрастных особенностей детей приводит к использованию случайных методов и средств воспитания.
Принцип уважения к личности ребенка – принятие ребенка родителями как данность, таким, каков он есть, со всеми особенностями, специфическими чертами, вкусами, привычками безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам. Ребенок пришел в мир не по своему желанию и хотению: в этом «повинны» родители, поэтому не следует сетовать на то, что малыш в чем-то не оправдал их ожидания, а уход за ним «съедает» много времени, требует самоограничения, терпения, выдержки и т.п. Родители «наградили» ребенка определенной внешностью, природными задатками, особенностями темперамента, окружили вещной средой, используют в воспитании те или иные средства, от чего зависит процесс формирования черт характера, привычек, чувств, отношения к миру и многое другое в развитии малыша.
Принцип гуманности – регламентация отношения взрослых и детей и предположение, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, сотрудничестве, любви, доброжелательности. В свое время Януш Корчак высказал мысль о том, что взрослые пекутся о собственных правах и негодуют, когда на них кто-то посягает. Но они обязаны уважать права ребенка, такие, как право на знание и незнание, право на неудачи и слезы, право на собственность. Одним словом, право ребенка быть тем, что он есть, – его право на текущий час и сегодняшний день.
К сожалению, у родителей достаточно распространена позиция по отношению к ребенку – «стань таким, как я хочу». И хотя делается это из хороших побуждений, но по существу это пренебрежение к личности ребенка, когда во имя будущего ломается его воля, гасится инициатива.
Принцип планомерности, последовательности, непрерывности– развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Предполагается постепенность педагогического воздействия на ребенка, причем последовательность и планомерность воспитания проявляются не только в содержании, но и в средствах, методах, приемах, отвечающих возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей. Воспитание представляет собой процесс длительный, результаты которого «прорастают» не сразу, часто много времени спустя. Однако бесспорно, что они тем реальнее, чем планомернее и последовательнее осуществляется воспитание ребенка.
Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса. Известно, что современный ребенок растет в многоплановой социальной, природной, культурной среде, которая не ограничивается рамками семьи. С малых лет ребенок слушает радио, смотрит телевизор, выходит на прогулку, где общается с разными по возрасту и полу людьми, и т.д. Все это окружение в той или иной степени влияет на развитие ребенка, т.е. становится фактором воспитания. Многофакторность воспитания имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Ни один из воспитателей маленького ребенка, будь то родные люди или педагоги детского сада, не могут воспитывать его изолированно друг от друга – необходимо согласование целей, содержания воспитательной деятельности, средств и методов ее осуществления. В противном случае получится, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак да щука». Несогласованность требований и подходов к воспитанию приводит ребенка в смятение, утрачивается чувство уверенности и надежности.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 3027 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Психолого-педагогические основы семейного воспитания Механизмы семейного воспитания

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Механизмы семейного воспитания

Познакомить студентов с механизмом воспитания, с ролью членов семьи в воспитании и формировании личности ребенка.

Способствовать формированию понятия о родительском доме как ценности.

Создать условия для развития педагогического мышления в анализе проблемных ситуаций.

1. Механизмы семейного воспитания: идентификация, подкрепление, понимание

2. Значение родительского дома для человека

3. Взаимодействие с разными членами семьи в разные возрастные периоды.

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000, – 232с.

Познакомиться с классификацией и дать описание типов мам и типов пап (по А.И. Баркан)

Постановка цели урока

Задание к самоподготовке, пояснение – типология поможет в решении педагогических задач на следующем уроке

Сообщение новых знаний

1. Механизмы семейного воспитания: идентификация, подкрепление, понимание

Характер влияния родителей на детей объясняется механизмами социализации ребенка. Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержа­ние и характер этого влияния объясняются теми механизмами со­циализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью акти­визируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действи­тельности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участ­ником, психологи определили подкрепление, идентификацию, пони­мание.

Что скрывается в этих понятиях. Попробуем разобраться: р ассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в усло­виях семейного воспитания.

Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориента­ции в разных семьях отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя.

Приходилось ли вам наблюдать, как небольшая ссора в песочнице между мальчика вызывает противоположные стереотипы поведения их отцов. ( (Один папа поддерживает ребёнка, который не даёт свою машинку сверстнику, другой стыдит своего за попытку отобрать. А бывает и с точностью до наоборот).

Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих ро­дителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отноше­ний с окружающими, деятельности и т.д.

Кому подражает мальчик в семье? Кому – девочка?

Верно, сын – отцу, матери – дочка.

Стоит ли рассчитывать на силу стихийного примера родителей на детей, даже, если этот пример положителен?

К сожалению, нет. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка (на службе, в кругу друзей), мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.

Подумайте, как быть маме 3-летнего сына, чей отец подолгу в силу профессии находится на работе (хирург в клинике с ночными дежурствами, операциями, консультативными днями и приёмом пациентов)

Конечно, необходимо донести до малыша важность работы его отца – помогает выздороветь больным, подчеркнуть, как его любят и уважают люди, как гордится мама. Напоминать, что папа любит своего сына, давать возможность говорить с ним по телефону, радостно ожидать выходного дня, предусматривать длительное общение сына и отца в выходной.

Понимание направлено на содействие формированию самосозания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родите­лей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребен­3К, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Сами по себе механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержа­ние социального опыта зависит от конкретной семьи.

( например, мальчик может подражать дебоширу отцу, а девочка – сухой и строгой матери… В одной семье чутко относятся к потребностям: проявлениям ребенка, а в другой просто не умеют это делать).

Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.

Вычертим схему механизмов воспитания в семье:

Дом (для ребенка) та среда обитания, где он защищен от неизвестности, опасности окружающего мира. Что дает дом ребенку?

А) Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка.

Б) Первый опыт созидания радости для других (помог маме накрыть на стол, нарисовал бабушке рисунок).

В) Заповедная зона – в доме у каждого есть свое место (бабушкино кресло, ящик старшей сестры и т.д.) Заповедная зона – условие для сохранения в человеке чувства защищенности.

Существуют понятия «теплый дом», «холодный дом».

Что влияет на температурное состояние дома.

Верно, психологический микроклимат семьи. Он определяется поведением близких взрослых – мамы, папы… их направленность на других, желание и умение понимать их, учитывать интересы. Для ребенка важен эмоциональный покой, радостное общение с родителями, спокойный контакт с ними.

Г) формируется создание своего «Я», своей значимости.

Д) первое ощущение стыда, боли, отчуждения, если он нарушает семейные правила. Осознание того, что «стыдно делать» приходит к ребенку на эмоциональном уровне. Так формируется чувство совести.

Е) в родном доме появляются не только родители, но и другие родственники. Чем гостеприимнее семья, тем общительнее дети, это облегчает им адаптацию к новым условиям (ДОУ, школа).

Ж) родительский дом – это постоянство окружения: люди, обстановка, вещи.

З) родительский дом подразумевает и свой неизменный порядок, традиции, обычаи. В каждой семье свой порядок, свой стиль и система ценностей. Для 4Клада семьи все важно: как встают, как завтракают, о чем говорят и т.д.

и) если семья неблагополучная, то жизнь в доме этой семьи напоминает транзитный вокзал: все течет, все меняется.

Задание: решение педагогической задачи:

В молодой семье родители заняты на службе. Есть два варианта:

Малыша отводят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные.

Малыш остается дома, куда в будни дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные забирают ребенка к себе, давая отдохнуть родителям.

Какой вариант выберете? Обоснуйте свой выбор, пожалуйста.

5. Напоминание задания к следующему уроку

Отец и мать. Родители – воспитатели своих детей. Они наделены равными правами и обязанностями. Но культурные традиции по иному распределяют роли отца и матери в воспитании. Мать кормит, ухаживает и т.д. Отец – объясняет, охраняет. В основе этого распределения лежат природные начала мужчины и женщины: чуткость, нежность матери, физическая сила и энергия отца.

Проводился эксперимент, действительно ли женщина отличается особой чуткостью. Использовались видео рассказы о переживаемых чувствах, измерение частоты пульса, дрожание рук, потоотделение и т.д. Проанализировав, сделали вывод: «Женщина больше говорит о своих чувствах. Измерение физиологических процессов показало, что переживания женщин и мужчин одинаковы. Таким образом, сила переживания детских проблем не зависит от пола, но если опыты проводились в присутствии посторонних людей, мужчины вели себя более сдержанно, у женщин активность возрастала.

Материнские чувства не врожденные, а приобретенные. Например, обезьян оторвали от матери. Материнское поведение приобретается в результате собственного опыта раннего детства. Характер отношения матери к ребенку в период беременности небезразличен для его развития. Существуют данные об аномальном внутриутробном развитии ребенка в процессе нежелательной беременности, некоторые психические расстройства у ребенка обусловлены холодным или отрицательным отношением матери. Поэтому ребенок требует ответственного отношения к себе еще до рождения. Отношения, которые складываются между ребенком и матерью после рождения оказываются основой, на которой развивается весь мир эмоциональных отношений человека.

На разных возрастных этапах дети испытывают чувство привязанности к родителям в неодинаковой степени: малыш больше тяготеет к матери, девочка к отцу, в раннем возрасте дети интенсивно привязаны к матери.

В последние десятилетия изменилась функция отца в лучшую сторону: раньше его роль заключалась в том, чтобы добыть пропитание и защитить семью от внешней опасности. Сегодня пропитание добывают оба супруга, а более опасной стала внутренняя опасность: душевная черствость, отчужденность, недостаток тепла. Мужчинам присущи многие черты, благоприятные для нормализации семейной атмосферы: великодушие, умение не заметить мелкие неурядицы, устойчивость в эмоциональном отношении, чувствуют юмор, но эти качества могут не проявляться, если их не стимулируют члены семьи. И тогда мужчина не реализует себя как отец.

Современные отцы проводят больше времени со своими детьми, и это благотворно действует на них. Для развития интеллекта ребенка важно, чтобы в его окружении были оба типа мышления: мужской и женский. Ум мужчины в больше степени направлен на мир вещей, женщина лучше разбирается в людях. У мужчин больше развиты способности к математике, к пространственной ориентации, к логическим рассуждениям. У женщин превосходство в речевом развитии, в интуиции, в охватывании ситуации в целом. У детей, которых воспитывают одни матери развитие интеллекта идет по женскому типу. Отцу приписывают дисциплинирующее влияние, считают, что в основе нравственности лежит страх отцовского наказания. Ученые выявили обратную связь: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию, порой асоциальны.

Важной стороной формирования личности является осознание себя представителем определенного пола и овладение полоролевым поведением. Это возможно через пример поведения родителей, особенно отца. Он дифференцированно относится к дочери и сыну: поощряет половое поведение. Например, поощряет дочь за участие в приготовлении обеда, а у мальчика такую деятельность не одобряет. Мать одинаково относится к обоим детям, без учета половых различий. Сегодня каждый 3-й ребенок растет без отца, а у многих детей он лишь формально присутствует. Это тормозит половую социализацию поколений.

Отсутствие отца понятие не столько демографическое, сколько психологическое. Если в семье нет мужчины, то это сказывается на развитии и мальчика, и девочки. У девочки появляется подсознательная установка, что отец не нужен, что сказывается на ее семейные ожидания. Для мальчика мать становится образцом мужского поведения. А у женщины несущей в одиночку ответственность за воспитание ребенка, развиваются мужские черты: решительность, властность, обострено чувство долга, поэтому она доминирует в семье, подчиняет себе сына или дочь + чрезмерная опека матери над ребенком. Он лишается инициативы, самостоятельности.

 V. Бабушка и дедушка.

Ушинский их назвал «природными русскими педагогами». Отношения бабушек и дедушек имеют эмоциональную основу, лишены расчета. Но их участие в воспитании противоречиво, часто встречаются трения между поколениями. Почему?

Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там, где эта скорость не велика, различия между поколениями незначительны, можно говорить о полной преемственности. Вторая половина нынешнего века характеризуется стремительным развитием, опыт старшего поколения отстает от требований времени. Они не могут сказать «делай как я». Поэтому современные бабушки и дедушки не могут диктовать как надо воспитывать детей. Прародителям трудно себе представить как будут жить внуки. Им не все бывает ясно в увлечениях внуков, не всегда бывают согласны с воспитательным воздействием родителей. Появляется скептическое отношение к родителям. Это недовольство легко передается внукам, а в будущем восстановить подорванный бабушкой авторитет родителей будет нелегко. Ради счастья внуков надо искать согласия с собственными детьми, т.к. в воспитании детей родители больше устремлены в будущее «дети не живут, а жить готовятся», тогда как бабушка и дедушка осознают самоценность детства.

Современная семья меняется, все меньше семей, где бабушка и дедушка живут вместе со своими взрослыми детьми. Это ведет к ослаблению эмоциональных связей между поколениями. Это усугубляется тем, что не совсем гладко складываются отношения между свекровью и невесткой, тещей и зятем. Бабушки и дедушки эмоционально связаны со внуками, способны откликаться на все детские просьбы в отличии от вечно занятых родителей. Доброта дедушки и бабушки уравновешивают строгость родителей, часто они выступают в роли адвоката малыша. Восприятие ребенка бабушкой и родителями отличаются, у старшего поколения глаз добрее. Например, Бабушка: Сашенька так старается всегда помочь. Родители: неловкий, неуклюжий.

У прародителей богаче опыт воспитания. Сами входили в мир – вводили своих детей – внуков. С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование через приобщение к истории своей семьи. Дети осознают, что новое поколение живет в иных условиях. Складывается исторический образ. Как люди жили раньше, как трудились, отдыхали. Используются и другие источники исторических знаний: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки. Современные бабушки и дедушки в большинстве своем грамотные люди. Они способны не только понянчить внуков, но и оказывать на них нравственное влияние, расширять их кругозор. А для внука дедушка и бабушка – эмоциональный тыл.

V. Любовь в семье как моральная ценность.

В современной семье все большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей друг к другу. В семье эмоциональное влечение, привязанность друг к другу обязательны. Любовью в семье связаны все члены. Первой формой является любовь супругов. Наиболее благоприятный климат для ребенка, если он желанен для обоих супругов.

Родительская любовь сопровождает человека всю жизнь, но функции ее меняются.

Она обеспечивает жизнь и безопасность ребенка.

Поддержание и сохранения эмоционального и психологического мира ребенка.

Родительская любовь имеет отклонения, иногда принимает исключительные формы (неразрушаемая слепая любовь).

Болезненный ребенок. Если у ребенка серьезное заболевание или родители опасаются, что он заболеет, выполняют все его желания. Он начинает спекулировать создавшимся положением, прибегает к притворству, хитростям.

Оптимальным условием для развития детей является любящая семья. В здоровом психологическом климате ребенку не уготованы никакие фиксированные роли. Его любят (кумир семьи), напроказил – ужасный ребенок, вечером – папино сокровище, утром – бабушкино.

Любовь родителей выросла из любви супругов друг к другу. Она поднимает тонус жизни семьи. Счастливая семья – это почва для развития эмоциональности ребенка. Однако. воспитание чувств требует усилий. Сухомлинский предложил такой путь:

вовлекать детей в добрые дела из любви, симпатии к другому человеку.

развивать чуткость сердца по отношению к другим людям (Оля сегодня плакала. Почему? Почему бабушка сегодня не смотрит свой любимый сериал?)

использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка.

У каждого народа складывается своя система воспитательных требований, которые диктуют в чем детей целесообразно ограничивать, а что им можно позволить. Наука не располагает данными о зависимости результатов воспитания от мягкости-жесткости отношения. Например, японская система воспитания – мягкое, нетребовательное отношение к дошкольникам. Однако в школьном возрасте эта однобокость уравновешивается повышенной строгостью. Европейская система другая: в раннем возрасте воспитание достаточно регламентировано правилами, но по мере взросления внешний контроль ослабляется.

Понятие «требование» трактуется широко: словесное распоряжение, регламент детской жизни, ее организация. Общее средство организации жизни ребенка – режим. Что дает его выполнение? Сохранение и укрепление ЦНС, привычка к порядку, дисциплине. Дети упражняются в сдержанности, в умении выполнять свои обязанности.

Требование состоит из 2-х сторон:

Например, поиграл – сложи кубики в коробку. Формулировка требования должна быть ясной, четкой. Малышам разложить по этапам. Старшим дошкольникам – обобщенная формулировка. Школьникам может быть дано задание на перспективу.

Задание: Как вы будете формулировать требование «Ложиться спать» малышам? старшим дошкольникам?

Оно должно соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития. Например, «кофточку надень сама, а пуговки я помогу застегнуть».

Разумность. Ребенок должен понимать, что и для чего он делает. Необходимо создать реальные условия для выполнения требования.

Требования достигают цели, если они выполнены ребенком, доведены до конца.

Тон обращения с требованием. Уместен юмор, ласка, шутка. Требования в форме окрика, угрозы плохо воспринимаются ребенком.

В современных семьях к требованиям относятся по-разному, что и определяет тактику воспитания. По Петровскому В.П.: существует 40 типов взаимоотношений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *