Идолище поганое что это

Идолище Поганое

Идолище поганое что это. Смотреть фото Идолище поганое что это. Смотреть картинку Идолище поганое что это. Картинка про Идолище поганое что это. Фото Идолище поганое что это

Идолище Поганое — чудовищных размеров злой богатырь, предводитель огромной армии, побежденный Ильёй Муромцем. В некоторых вариантах былины называется Одолищем. Именуется также обжорой, проклятым татарином, некрещеным, идолом-скоропитом. Зачастую сравнивается с Тугарином.

Уже в имени злодея можно обнаружить две ключевые идеи, заложенные в его образе. Вопервых, Идолище. Это слово отсылает нас к идолам, символам чужой веры. И действительно, в былине злодея называют татарином, а в своей речи он угрожает божьи церкви все на дым пустить. Во-вторых, Одолище. Тут на память приходит слово «одолевать». Причем понимать его тоже можно двояко: и как того, кого должно одолеть ради спасения народа и веры, и как того, кто пришел одолевать.

ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ

Как выглядит угроза стольному граду Киеву? Прежде всего, Идолище огромно. «Шести сажен в длину, трех сажен в ширину», то есть 13 и 6,5 м соответственно. О росте злодея ничего не говорится. Так можно было бы описать четвероногого зверя. И возможно, в этом заключается еще одна отсылка к язычникам, ведь врагов на Руси частенько презрительно называли собаками.

Глаза у Идолища «как чаши пивные», между ушами у него «сажень с локотью», промеж ноздрей «изляжет калена стрела».

Одну только лошадь его ведут 20 человек. Похваляясь перед Ильёй Муромцем, чудовище заявляет, что хлеба съедает по три печи, мяса — по целому стягу, а пива пьет по три яндовы. (Яндова (или ендова) — посуда для пива, браги и меда. Подобные сосуды имели разные размеры. Скорее всего, в контексте упоминается самая большая яндова — объемом с ведро. — Прим. автора.)В описании Идолища дается представление о его силе, исходящим от него опасности и угрозе. Тем славнее подвиг богатыря, который избавит город от подобного чудища.

БЫЛИННЫЕ ЗЛОДЕЙСТВА

Идолище и его рать являются под стены Киева, но на беду все богатыри разъехались в чисто поле. Поэтому князь-правитель, не чая ниоткуда помощи и не имея возможности своими силами справиться с супостатом, зовет его в свои палаты.

Там Идолище пирует и грозится учинить всяческое злодейство, когда захватит княжество. На удачу, калика перехожий по пути из города встречает Илью Муромца. Богатырь, обменявшись с ним платьем, едет обратно в Киев и там, неузнанный, попадает за стол к князю. Идолище меряет свою силу в способности съесть да выпить столько, сколько никому не по силам. На это Илья скромно отвечает, что сыт бывает тремя калачиками, а питья ему хватает три рюмочки. Илья будто бы невзначай, но с явным намеком рассказывает Идолищу о ненасытной корове, которая жила у его батюшки да лопнула. Не стерпел злодей — кинул в богатыря ножом. Отмахнулся Илья, стянул с головы греческую шапку, стукнул супостата и разрубил его напополам. А затем очистил Киев-град и от «татар поганых».

Источник

Идолище Поганое: самый страшный противник русских богатырей

Идолище поганое что это. Смотреть фото Идолище поганое что это. Смотреть картинку Идолище поганое что это. Картинка про Идолище поганое что это. Фото Идолище поганое что это

Идолище Поганое, описываемое в русских былинах, сравнивали с Змеем Горынычем, Тугариным, Калин-царем и прочими негативными персонажами, которые существовали в то время. Это не только страшный, но и безобразный, в некоторой мере даже комический герой. Он считался противником добрых былинных героев.

Описывается он так: «Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чашки, косая сажень в плечах, а туловище, как несменная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек». Воспоминания об этом чудище есть в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

На самом же деле это персонаж является просто собирательным образом, отрицательным героем, прототипом врага. В былинах его еще называют «нечестивым», «некрещенным», «проклятым татарином», «идолом-скоропитом», главным врагом того времени – татарином. Это прожорливый и ненасытный персонаж, который говорит о себе: «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы».

Факты, указывающие на существование этого персонажа

Согласно другому мнению этот образ еще представляет собой мусульманина, подтверждение тому – рассказы с народа. Одна из былин говорит о том, что Идолище, после захвата еще очередного города запретил звонить в колокола и подавать милостыню, а милостыня в православии — это избавление от множества грехов.

О том, что он другого вероисповедания указывает также факт сражения Идолища с Ильей Муромцем. Илья Муромец спасает Киев и все благодаря строительству колокольни, которая очень не понравилась именно Идолищу, который имел иное вероисповедание.

Зачем был придуман этот образ?

В то время, Русь очень часто проигрывала своим врагам, а образ Идолища Поганого, а также его гибель от рук богатыря, должна была поднять дух народа, поддерживать русских воинов.

Изначально в таких былинах отрицательными персонажами были печенеги, половцы, такие как Шарукан (половецкий князь), хан Тугоркан. Но из-за постоянного переделывания сказаний собирательным образом всех негативных персонажей стал Идолище Поганое.

Источник

Богатырь Идолище Поганое: кто это на самом деле

Идолище поганое что это. Смотреть фото Идолище поганое что это. Смотреть картинку Идолище поганое что это. Картинка про Идолище поганое что это. Фото Идолище поганое что это

«Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чаши, косая сажень в плечах, а туловище, как несметная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек» — так описывается в русских былинах богатырь Идолище Поганое. Но кто (или что) скрывается за этим именем на самом деле?

Идолище в былинах

Идолище поганое, наряду с Тугариным, Калин-царем и Змеем Горынычем – вечный противник положительных былинных героев-богатырей. Идолище постоянно посягает на русские земли, захватывая то один, то другой город. И богатырям, конечно, ничего другого не остается, как защищать свою родину.

Идолище в реальности

На самом деле богатырь Идолище Поганое – это не просто отрицательный персонаж, а, скорее, собирательный образ – образ врага, а именно татар. Не зря в былинах Идолище зовется и «некрещеным», и «нечестивым», и «идолом- скоропитом», и «проклятым татарином». Он предстает в сказаниях прожорливым и ненасытным. «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы» — так о себе говорит само Идолище.

Согласно былинам, Идолище Поганое, как и противники Руси того времени, является мусульманином. Этот факт подтверждают и тексты народных сказаний. Так в одной из былин говорится о том, что Идолище, захватив очередной город, запрещает колокольный звон и милостыню. А ведь именно милостыня, согласно православной вере, очищает от множества грехов.

На вероисповедание Идолища указывает и один из вариантов сражения все того же Ильи Муромца с врагом. Положительный герой спасает Киев только благодаря постройке в городе колокольни, которая, конечно, пришлась не по нраву Идолищу — представителю иного религиозного течения.

Зачем придумали Идолище?

В битвах с противниками Русь не раз терпела тяжелые поражения. Однако отвратительный образ Идолища Поганого и его неминуемая гибель от рук храбрых богатырей способствовали поддержанию духа русских воинов и народа в целом.

Поначалу в былинах фигурировали имена печенегов и половцев, которые во времена создания былин и являлись активными противниками Руси. Как, например, половецкий князь Шарукан, названный в сказаниях Кудреваном или хан Тугоркан – Тугарин Змеевич. Однако впоследствии сказания не раз переделывались, и когда на Руси появились татары, главными отрицательными персонажами стали именно они. К примеру, как предполагают историки, прототипом Калин-царя стал татарский хан Менгу-Каан.

В связи с этим былины можно считать своеобразными учебниками истории в устной форме. Их передавали из поколения в поколения, пели на пирах и всевозможных празднествах.

Источник

Поганое Идолище

По описанию калики-богатыря Иванища и Алёши Поповича —

Лошадь его ведут 20 человек. По одному из вариантов, Поганое Идолище «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань. [1]

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Поганое Идолище» в других словарях:

ИДОЛИЩЕ — ИДОЛИЩЕ, идолища, муж. (старин.). увелич. к идол в 1 знач. и Идолище поганое (нар. поэт.) в русских былинах чудовищное мифическое существо, олицетворяющее языческую силу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИДОЛИЩЕ — поганое. Фольк. Сказочное существо, олицетворяющее язычество. Мокиенко 1986, 165 … Большой словарь русских поговорок

Идолище поганое — идолище пог аное (персонаж былины) … Русский орфографический словарь

Идолище поганое — Фольк. Сказочное чудовище, олицетворяющее злую силу. Три века Русь томилась под игом Золотой орды. Какой народ в страданиях и муках умудрился бы сохранить и умножить в течение трёх веков подневолья свою силу… и сбросить с себя то идолище… … Фразеологический словарь русского литературного языка

идолище — а и и; м. и ср. 1. Увелич. к Идол. 2. В фольклоре: чудовище, внешне похожее на человека. Быть похожим на и. Не человек, а и. какое то! И. поганое (образ сказочного чудовища, олицетворяющего языческую силу; о человеке бранно). ● В былинах… … Энциклопедический словарь

идолище — а и и; м. и ср. 1) увелич. к идол 2) В фольклоре: чудовище, внешне похожее на человека. Быть похожим на и/долище. Не человек, а и/долище какое то! И/долище поганое образ сказочного чудовища, олицетворяющего языческую силу; (о человеке бранно. В… … Словарь многих выражений

Источник

Идолище Поганое: кто он был на самом деле

Идолище поганое что это. Смотреть фото Идолище поганое что это. Смотреть картинку Идолище поганое что это. Картинка про Идолище поганое что это. Фото Идолище поганое что это

Идолище поганое описываемое в русских былинах сравнивали с Змеем Горынычем, Тугариным, Калин-царем и прочими негативными персонажами, которые существовал в то время. Это не только страшный, но и безобразный, в некоторой мере комический герой. Он считался противником добрых былинных героев.

Описывается он так: «Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чашки, косая сажень в плечах, а туловище, как несменная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек». Воспоминания об этом чудище есть в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.

На самом же деле это персонаж является просто собирательным образом, отрицательным героем, прототипом врага. В былинах его еще называют «нечестивым», «некрещенным», «проклятым татарином», «идолом-скоропитом», главным врагом того времени – татарином. Это прожорливый и ненасытный персонаж, который говорит о себе: «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы».

Факты, указывающие на существование этого персонажа

Согласно другому мнению этот образ еще представляет собой мусульманина, подтверждение тому – рассказы с народа. Одна из былин говорит о том, что Идолище, после захвата еще очередного города запретил звонить в колокола и подавать милостыню, а милостыня в православии — это избавление от множества грехов.

О том, что он другого вероисповедания указывает также факт сражения Идолища с Ильей Муромцем. Илья Муромец спасает Киев и все благодаря строительству колокольни, которая очень не понравилась именно Идолищу, который имел иное вероисповедание.

Зачем был придуман этот образ?

В то время, Русь очень часто проигрывала своим врагам, а образ Идолища Поганого, а также его гибель от рук богатыря должна была поднять дух народа, поддерживать русских воинов.

Изначально в таких былинах отрицательными персонажами были печенеги, половцы, такие как Шарукан (половецкий князь), хан Тугоркан. Но из-за постоянного переделывания сказаний собирательным образом всех негативных персонажей стал Идолище Поганое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *