Идолище поганое что это
Идолище Поганое
Идолище Поганое — чудовищных размеров злой богатырь, предводитель огромной армии, побежденный Ильёй Муромцем. В некоторых вариантах былины называется Одолищем. Именуется также обжорой, проклятым татарином, некрещеным, идолом-скоропитом. Зачастую сравнивается с Тугарином.
Уже в имени злодея можно обнаружить две ключевые идеи, заложенные в его образе. Вопервых, Идолище. Это слово отсылает нас к идолам, символам чужой веры. И действительно, в былине злодея называют татарином, а в своей речи он угрожает божьи церкви все на дым пустить. Во-вторых, Одолище. Тут на память приходит слово «одолевать». Причем понимать его тоже можно двояко: и как того, кого должно одолеть ради спасения народа и веры, и как того, кто пришел одолевать.
ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ
Как выглядит угроза стольному граду Киеву? Прежде всего, Идолище огромно. «Шести сажен в длину, трех сажен в ширину», то есть 13 и 6,5 м соответственно. О росте злодея ничего не говорится. Так можно было бы описать четвероногого зверя. И возможно, в этом заключается еще одна отсылка к язычникам, ведь врагов на Руси частенько презрительно называли собаками.
Глаза у Идолища «как чаши пивные», между ушами у него «сажень с локотью», промеж ноздрей «изляжет калена стрела».
Одну только лошадь его ведут 20 человек. Похваляясь перед Ильёй Муромцем, чудовище заявляет, что хлеба съедает по три печи, мяса — по целому стягу, а пива пьет по три яндовы. (Яндова (или ендова) — посуда для пива, браги и меда. Подобные сосуды имели разные размеры. Скорее всего, в контексте упоминается самая большая яндова — объемом с ведро. — Прим. автора.)В описании Идолища дается представление о его силе, исходящим от него опасности и угрозе. Тем славнее подвиг богатыря, который избавит город от подобного чудища.
БЫЛИННЫЕ ЗЛОДЕЙСТВА
Идолище и его рать являются под стены Киева, но на беду все богатыри разъехались в чисто поле. Поэтому князь-правитель, не чая ниоткуда помощи и не имея возможности своими силами справиться с супостатом, зовет его в свои палаты.
Там Идолище пирует и грозится учинить всяческое злодейство, когда захватит княжество. На удачу, калика перехожий по пути из города встречает Илью Муромца. Богатырь, обменявшись с ним платьем, едет обратно в Киев и там, неузнанный, попадает за стол к князю. Идолище меряет свою силу в способности съесть да выпить столько, сколько никому не по силам. На это Илья скромно отвечает, что сыт бывает тремя калачиками, а питья ему хватает три рюмочки. Илья будто бы невзначай, но с явным намеком рассказывает Идолищу о ненасытной корове, которая жила у его батюшки да лопнула. Не стерпел злодей — кинул в богатыря ножом. Отмахнулся Илья, стянул с головы греческую шапку, стукнул супостата и разрубил его напополам. А затем очистил Киев-град и от «татар поганых».
Идолище Поганое: самый страшный противник русских богатырей
Идолище Поганое, описываемое в русских былинах, сравнивали с Змеем Горынычем, Тугариным, Калин-царем и прочими негативными персонажами, которые существовали в то время. Это не только страшный, но и безобразный, в некоторой мере даже комический герой. Он считался противником добрых былинных героев.
Описывается он так: «Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чашки, косая сажень в плечах, а туловище, как несменная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек». Воспоминания об этом чудище есть в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
На самом же деле это персонаж является просто собирательным образом, отрицательным героем, прототипом врага. В былинах его еще называют «нечестивым», «некрещенным», «проклятым татарином», «идолом-скоропитом», главным врагом того времени – татарином. Это прожорливый и ненасытный персонаж, который говорит о себе: «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы».
Факты, указывающие на существование этого персонажа
Согласно другому мнению этот образ еще представляет собой мусульманина, подтверждение тому – рассказы с народа. Одна из былин говорит о том, что Идолище, после захвата еще очередного города запретил звонить в колокола и подавать милостыню, а милостыня в православии — это избавление от множества грехов.
О том, что он другого вероисповедания указывает также факт сражения Идолища с Ильей Муромцем. Илья Муромец спасает Киев и все благодаря строительству колокольни, которая очень не понравилась именно Идолищу, который имел иное вероисповедание.
Зачем был придуман этот образ?
В то время, Русь очень часто проигрывала своим врагам, а образ Идолища Поганого, а также его гибель от рук богатыря, должна была поднять дух народа, поддерживать русских воинов.
Изначально в таких былинах отрицательными персонажами были печенеги, половцы, такие как Шарукан (половецкий князь), хан Тугоркан. Но из-за постоянного переделывания сказаний собирательным образом всех негативных персонажей стал Идолище Поганое.
Богатырь Идолище Поганое: кто это на самом деле
«Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чаши, косая сажень в плечах, а туловище, как несметная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек» — так описывается в русских былинах богатырь Идолище Поганое. Но кто (или что) скрывается за этим именем на самом деле?
Идолище в былинах
Идолище поганое, наряду с Тугариным, Калин-царем и Змеем Горынычем – вечный противник положительных былинных героев-богатырей. Идолище постоянно посягает на русские земли, захватывая то один, то другой город. И богатырям, конечно, ничего другого не остается, как защищать свою родину.
Идолище в реальности
На самом деле богатырь Идолище Поганое – это не просто отрицательный персонаж, а, скорее, собирательный образ – образ врага, а именно татар. Не зря в былинах Идолище зовется и «некрещеным», и «нечестивым», и «идолом- скоропитом», и «проклятым татарином». Он предстает в сказаниях прожорливым и ненасытным. «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы» — так о себе говорит само Идолище.
Согласно былинам, Идолище Поганое, как и противники Руси того времени, является мусульманином. Этот факт подтверждают и тексты народных сказаний. Так в одной из былин говорится о том, что Идолище, захватив очередной город, запрещает колокольный звон и милостыню. А ведь именно милостыня, согласно православной вере, очищает от множества грехов.
На вероисповедание Идолища указывает и один из вариантов сражения все того же Ильи Муромца с врагом. Положительный герой спасает Киев только благодаря постройке в городе колокольни, которая, конечно, пришлась не по нраву Идолищу — представителю иного религиозного течения.
Зачем придумали Идолище?
В битвах с противниками Русь не раз терпела тяжелые поражения. Однако отвратительный образ Идолища Поганого и его неминуемая гибель от рук храбрых богатырей способствовали поддержанию духа русских воинов и народа в целом.
Поначалу в былинах фигурировали имена печенегов и половцев, которые во времена создания былин и являлись активными противниками Руси. Как, например, половецкий князь Шарукан, названный в сказаниях Кудреваном или хан Тугоркан – Тугарин Змеевич. Однако впоследствии сказания не раз переделывались, и когда на Руси появились татары, главными отрицательными персонажами стали именно они. К примеру, как предполагают историки, прототипом Калин-царя стал татарский хан Менгу-Каан.
В связи с этим былины можно считать своеобразными учебниками истории в устной форме. Их передавали из поколения в поколения, пели на пирах и всевозможных празднествах.
Поганое Идолище
По описанию калики-богатыря Иванища и Алёши Поповича —
Лошадь его ведут 20 человек. По одному из вариантов, Поганое Идолище «объездил» Швецию, «Турецию», Казань, Рязань и Астрахань. [1]
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Поганое Идолище» в других словарях:
ИДОЛИЩЕ — ИДОЛИЩЕ, идолища, муж. (старин.). увелич. к идол в 1 знач. и Идолище поганое (нар. поэт.) в русских былинах чудовищное мифическое существо, олицетворяющее языческую силу. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ИДОЛИЩЕ — поганое. Фольк. Сказочное существо, олицетворяющее язычество. Мокиенко 1986, 165 … Большой словарь русских поговорок
Идолище поганое — идолище пог аное (персонаж былины) … Русский орфографический словарь
Идолище поганое — Фольк. Сказочное чудовище, олицетворяющее злую силу. Три века Русь томилась под игом Золотой орды. Какой народ в страданиях и муках умудрился бы сохранить и умножить в течение трёх веков подневолья свою силу… и сбросить с себя то идолище… … Фразеологический словарь русского литературного языка
идолище — а и и; м. и ср. 1. Увелич. к Идол. 2. В фольклоре: чудовище, внешне похожее на человека. Быть похожим на и. Не человек, а и. какое то! И. поганое (образ сказочного чудовища, олицетворяющего языческую силу; о человеке бранно). ● В былинах… … Энциклопедический словарь
идолище — а и и; м. и ср. 1) увелич. к идол 2) В фольклоре: чудовище, внешне похожее на человека. Быть похожим на и/долище. Не человек, а и/долище какое то! И/долище поганое образ сказочного чудовища, олицетворяющего языческую силу; (о человеке бранно. В… … Словарь многих выражений
Идолище Поганое: кто он был на самом деле
Идолище поганое описываемое в русских былинах сравнивали с Змеем Горынычем, Тугариным, Калин-царем и прочими негативными персонажами, которые существовал в то время. Это не только страшный, но и безобразный, в некоторой мере комический герой. Он считался противником добрых былинных героев.
Описывается он так: «Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чашки, косая сажень в плечах, а туловище, как несменная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек». Воспоминания об этом чудище есть в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
На самом же деле это персонаж является просто собирательным образом, отрицательным героем, прототипом врага. В былинах его еще называют «нечестивым», «некрещенным», «проклятым татарином», «идолом-скоропитом», главным врагом того времени – татарином. Это прожорливый и ненасытный персонаж, который говорит о себе: «Хлеба я кушаю по печи, и мяса я ем по целому стягу, и пива я пью по три яндовы».
Факты, указывающие на существование этого персонажа
Согласно другому мнению этот образ еще представляет собой мусульманина, подтверждение тому – рассказы с народа. Одна из былин говорит о том, что Идолище, после захвата еще очередного города запретил звонить в колокола и подавать милостыню, а милостыня в православии — это избавление от множества грехов.
О том, что он другого вероисповедания указывает также факт сражения Идолища с Ильей Муромцем. Илья Муромец спасает Киев и все благодаря строительству колокольни, которая очень не понравилась именно Идолищу, который имел иное вероисповедание.
Зачем был придуман этот образ?
В то время, Русь очень часто проигрывала своим врагам, а образ Идолища Поганого, а также его гибель от рук богатыря должна была поднять дух народа, поддерживать русских воинов.
Изначально в таких былинах отрицательными персонажами были печенеги, половцы, такие как Шарукан (половецкий князь), хан Тугоркан. Но из-за постоянного переделывания сказаний собирательным образом всех негативных персонажей стал Идолище Поганое.