Иджаза что это такое

В Исламе

Иджаза что это такое. Смотреть фото Иджаза что это такое. Смотреть картинку Иджаза что это такое. Картинка про Иджаза что это такое. Фото Иджаза что это такое

Популярный вопрос, многие путают иджазы по хадисам и отдельным книгам и иджазу в Коране.

Коран передаётся посредством прочтения заученного шейху или прослушиванием от него, что терминологически тоже приемлемо, как путь передачи, не более того. Но традиция установилась так, что от ученика требуется хороший уровень заучивания и правильное прочтение, поэтому обычно ограничиваются именно первым способом. Это было и остаётся основой в передаче Книги Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слышал его от Джибриля, мир ему, потом периодически с ним же его повторял, читая ему ранее ниспосланные аяты. Таким же путём приняли передачу Корана сподвижники, а от них и следующие поколения.

Цепочка передачи была короткой и не нуждалась в дополнительной письменной фиксации.

Такое запомнить не сложно.

Чуть позже в традиции передачи Корана появилось понятие иджазы. По сути иджазой стали называть то, что уже было известно в практике передачи Корана. Взято это было от мухаддисов (учёных по хадису), однако понятие иджазы в обоих случаях отличаются.

Немного о различиях в терминах

В случае передачи хадисов иджаза может быть выдана даже без факта прослушивания (от шейха) или чтения (студентом шейху). Не всё удаётся прочитать, не всё удаётся прослушать, и традиция передачи порой сохраняется иджазой на то, что человек не слышал от шейха и ему не читал. Чаще всего это бывает выражено в письменной форме. Во многих случаях иджаза выдаётся в дополнение к тому, что всё-таки было прослушано или прочитано. Углубляться в вопрос путей передачи сейчас не будем.

У чтецов Корана иджаза подразумевает нечто большее, чем просто право на передачу. Это право выдают с определёнными условиями.

Когда учитель видит, что его ученик готов, что он выучил книгу Аллаха и читает её правильно, он может дать ему разрешение на обучение других. Это и называют иджазой.

Условия, которые могут быть предъявлены к желающему получить иджазу.

Эти условия отличают иджазу в Коране от принятого понятия иджазы у мухаддисов:

Иснад

Иджаза что это такое. Смотреть фото Иджаза что это такое. Смотреть картинку Иджаза что это такое. Картинка про Иджаза что это такое. Фото Иджаза что это такое

Иснад — это скорее дополнение к иджазе. Иснад — это та самая цепочка, которая ведёт от получившего иджазу до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который получил Коран от Джибриля, а тот от Господа миров.

Как уже приводилось в пример выше, первым поколениям запись этого иснада была не столь критична. На сегодняшний день цепочка стала достаточно длинной и поэтому иджаза сопровождается записью этой цепочки.

О том, какие они бывают и о некоторых ошибочных представлениях о «самом коротком иснаде» мы попробуем поговорить в одной из следующих статей.

Источник

Исламский форум

Знание прежде всего

Устранение путаницы в понятии «Иджаза»

Иджаза что это такое. Смотреть фото Иджаза что это такое. Смотреть картинку Иджаза что это такое. Картинка про Иджаза что это такое. Фото Иджаза что это такое

Устранение путаницы в понятии «Иджаза»

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси » 24 дек 2014, 02:12

Многие не имеют ясного понимания о том, что представляет собой нынешняя «иджаза», поэтому обманываются ими, и начинают превозносить обладателей этих «иджаз» выше их подлинного места.

Термин «иджаза» был введен исламскими учеными для надежной передачи Корана и хадисов, и означал – устное или письменное разрешение, данное шейхом своему ученику, позволяющее ему передавать от имени своего шейха. Таким образом ученик становился очередным звеном в цепи передачи. Позже «иджаза» обрела множество видов, и стала использоваться в самых различных науках. Разрешение на обучение исламским наукам и выдачу фетв, также стали называть «иджазой».

Условия, которые предъявлялись к тому, кто требует «иджазу» и тому, кто имеет право ее выдавать, были разными, в зависимости от времени и места. В одно время они были жесткими, а в другое – проявлялось чрезмерное послабление. Однако уже давно никакие условия не соблюдаются. Поэтому сегодня, чтобы получить «иджазу» достаточно прочитать шейху сочинение, на которое студент желает «иджазу». Иногда сам шейх читает студентам книгу, а затем дает им на нее «иджазу». И что примечательно, бывает такое, что «иджаза» дается не только тем, кто присутствовал на уроках изучения этой книги, а каждому, кто присутствует во время выдачи «иджазы». Не раз бывало, что человек оказывался в кружке случайно и получал вместе с остальными «иджазу». Самим студентам известны случаи, когда письменную «иджазу» получал даже тот, кто не мог прочитать написанное в ней, ввиду не знания арабского языка. Иной раз, и без всех этих церемоний, шейх может заявить присутствующим или группе своих учеников, что дает «иджазу», к примеру, на сборник хадисов имама ат-Тирмизи, или на все труды шафиитской правовой школы и т.п.

Посему не удивляет, что многие получают «иджазу» на книгу, зная из нее лишь одно название, при полном неведении о содержании. Именно поэтому выдающийся ученый, знаток хадисов имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Настоящая «иджаза» была важна и значима в далекие времена, до того, как стала лишь символикой и формой, подобно тем, что сегодня выдают некоторые университеты и шейхи. Кто-то говорит: “Я выдал иджазу такому-то”, но едва ли тот что-либо смыслит”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур № 636 (00:35:08-00:35:33)

Обладатель иджазы становится очередным звеном в цепочки передачи, но, по сути, цепочка, в которую он входит не имеет никакой ценности. Ибо после собрания хадисов в специальные своды, необходимость в передаче с иснадом у последующих поколений отпала. Авторы этих сборников приводят вместе с каждым хадисом цепочку передачи, восходящую к ее началу. После них, передача через цепочку и выдача иджазы стали носить лишь формальный акт.

Хафиз Ибн Салях (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Передача с неразрывными цепочками рассказчиков, в наше время, да и уже задолго до нашего времени, предназначена не для установления степени достоверности сообщений, ибо среди них есть такие цепочки передатчиков, в которых присутствуют шейхи, не знающие то, что они передают и не обладающие точностью в своих записях, которые были бы пригодны для того, чтобы опираться на них в установлении степени достоверности сообщений. Целью же передачи с цепочками рассказчиков является сохранение [традиции] передачи по цепочкам [от одного звена к другому, из поколения в поколение]. Иснад – уникальная особенность исламской общины, да возвеличит Аллах ее достоинство и увеличит ее почтенность”.
Источник: Сыянату Сахих Муслим. Т.1 С.117. Дар аль-Гарб аль-Ислями. Бейрут. 1408 г.х.

Если такое в своего время сказал хафиз Ибн Салях живший в промежутке 577-643г.х., то что же говорить о нашем времени?

Сказали ученые постоянного комитета по научным исследованиям и вынесению фетв КСА: “У некоторых ученых есть цепочки, восходящие до сочинений по собранию Сунны. Однако они не имеют ценности ввиду их длинны, а также неизвестности многих передатчиков со стороны их приемлемости и точности”.
Источник: Фатауа аль-Ляджна ад-Даима Т.4. С. 371.

Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Все иджазы последних веков, за исключением редких случаев, носят символический характер, и не имеют никакой ценности…
Выдачу иджаз я считаю полнейшим абсурдом, ибо эта иджаза не наделяет человека знанием, она несет лишь символический характер. [Люди говорят:] “Клянусь Аллахом, у такого-то иджаза от такого-то”. И что же понимают обычные люди? Что у такого-то иджаза от такого-то, и чем большее количество давших ему иджазу, тем выше степень этого человека. Но по сути он топчется на месте. Человек никакой практической пользы не получает от этой иджазы. Пользу он получает от проявленного собственного старания и усердия [в приобретении знаний]”.
Источник: Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур №037 (00:37:58-00:47:11)

Подытоживая все выше изложенное, можно сказать, что «иджаза» – дань традиции, и потеряв давно свою ценность, носит лишь символический характер. Обладание иджазами не является критерием наличия у человека знаний, поскольку иджаза не избавляет человека от невежества и не наделяет его знанием. Тем более, что некоторые заняты лишь накоплением иджаз, а не приобретением знаний. Отвлекаются от лучшего занимаясь тем, что ниже по достоинству. Пользу человек получает от проявленного собственного старания и усердия в приобретении знаний. В связи с чем, для студентов, при упоминании своих «иджаз», более подобающим будет разъяснение их сути, дабы простой обыватель не обольщался ими.

Не будет лишним тут упомянуть и то, что некоторые для предания своей персоне важности и статуса, приписывают себя к ученикам известных ученых. Однако проповедует совсем иное, нежели то, к чему призывали и обучали эти ученые. Поэтому, нельзя обольщаться заявлениями о том, что некий студент посещал уроки и сопровождал долгое время выдающегося ученого. О человеке, в первую очередь, свидетельствуют его слова и дела. Мы смотрим на соответствие его призыва тому, к чему призывал тот шейх, к имени и авторитету которого он прибегает.

Надеюсь, эта краткая заметка принесет пользу, и впредь позволит правильно оценивать слова о том, что некий студент входит в цепочку передатчиков какого-то хадиса, или у него иджаза на передачу Сахих аль-Бухари и т.п.

Источник

Джордж Макдиси, профессор востоковедения, предположил, что иджаза был истоком университета Ученая степень так же хорошо как докторская степень. [2] Профессор арабского языка, Альфред Гийом (ТАКИМ ОБРАЗОМ); Профессор социологии, Сайед Фарид аль-Аттас (Национальный университет Сингапура) [3] Профессор ближневосточных исследований, Девин Дж. Стюарт (Университет Эмори) согласен, что есть сходство между иджаза и высшее образование. [4] Тем не мение, Тоби Хафф и другие отвергают теорию Макдиси. [5] [6] [7] [8] Девин Дж. Стюарт отмечает различие в предоставлении полномочий (индивидуальный профессор для иджаза и юридическое лицо в случае университета). [4]

Содержание

Описание

Иджаза что это такое. Смотреть фото Иджаза что это такое. Смотреть картинку Иджаза что это такое. Картинка про Иджаза что это такое. Фото Иджаза что это такое

В статье под названием Традиционализм в исламе: опыт интерпретации, [9] Гарвард профессор Уильям А. Грэм объясняет систему иджазы следующим образом:

Базовая система «путешествия в поисках знаний», разработанная в начале Хадис стипендия, предполагающая поездку в определенные органы (шейхи), особенно старейших и наиболее известных в то время, слышать из своих уст свои хадисы и получать их разрешение или «разрешение» (иджаза), чтобы передать их своими именами. Эта система иджаза личной, а не институциональной сертификации служила не только для хадисов, но и для передачи текстов любого рода от история, закон, или же филология к литература, мистика, или же богословие. В Иснад длинного манускрипта, а также короткого хадиса в идеале должны отражать устную, личную передачу текста от учителя к ученику посредством иджазы учителя, которая подтверждает письменный текст. В формальном письменном иджазе учитель, выдающий сертификат, обычно включает иснад, содержащий его или ее научное происхождение учителей до Пророк через Товарищи, более поздний почтенный шейх или автор особой книги.

Гипотеза о происхождении докторской степени

Согласно Lexikon des Mittelalters и История университета в Европе, происхождение европейского докторская степень лежит в высоком средневековом учении, уходящем корнями в поздняя античность и первые дни Христианин обучение Библия. [6] [7] Эта точка зрения не предполагает какой-либо связи между иджаза и докторская степень. [10] Джордж Макдиси вместо этого заявил, что иджаза был типом Ученая степень или же докторская степень выпущен в средневековье медресе, подобный тому, который позже появился в европейских средневековые университеты. [2] [4] Девин Дж. Стюарт также видит параллель и утверждает, что «лицензия на преподавание права и выдачу юридических заключений явно была фактическим документом с официальным или юридическим статусом», при этом отмечая различие в полномочиях, предоставляющих право (отдельный профессор для иджаза и юридическое лицо в случае университета). [4] Теория исламского происхождения ученой степени была первоначально предложена в 1930-х гг. Альфред Гийом, который процитировал иджаза как предшественник Licentia Docendi, который Сайед Фарид аль-Аттас согласен с. [3]

Макдиси в исследовании 1970 г. о различиях между христианскими Университет и исламский медресе, изначально придерживался мнения, что христианская докторская средневековый университет был тем элементом в университете, который больше всего отличался от исламского иджаза сертификация. [11] Однако в 1989 году он сказал, что истоки христианской средневековой докторской степени («licentia docendi») восходят к иджаза ат-тадрис ва аль-ифта ‘ («лицензия на преподавание и выдачу юридических заключений») в средневековье Исламское право Система обучения. [2] Макдиси предложил, чтобы иджазат аттадрис был источником европейской докторской степени, и пошел дальше, предполагая влияние на магистериум христианской церкви. [12] Согласно статье 1989 г. иджазат был эквивалентен Доктор юридических наук квалификация и была разработана в 9 веке после образования Мазхаб юридические школы. Чтобы получить докторскую степень, студент «должен был учиться в гильдия школа права, обычно четыре года для основного студент курс «и не менее десяти лет на аспирант курс. Докторантура была получена после устного осмотр определить оригинальность кандидатского тезисы, «и проверить способность студентов» защищать их от всех возражений, в диспуты созданы для целей, «которые были академическими упражнениями, выполняемыми на протяжении всей студенческой карьеры» в качестве выпускника студент юридического факультета. «После того, как студенты закончили аспирантуру, они получили докторскую степень, давая им статус faqih (смысл «магистр права»), муфтий (что означает «профессор юридические заключения») и Мударрис (что означает «учитель»), которые позже были переведены на латынь как магистр, профессор и врач соответственно. [2]

Медресе выдали иджазат аттадрис в одной области, исламский религиозный закон Шариат. [13] Другие академические предметы, включая естественные науки, философию и литературоведение, рассматривались как «вспомогательные» по отношению к изучению шариата. [14] Степень исламского права в Университет Аль-Азхар, самое престижное медресе, традиционно предоставлялось без выпускных экзаменов, а на основании внимательного посещения студентами курсов. [15] Однако степень доктора права была получена только после «устного экзамена». [16] В статье 1999 года Макдиси указывает, что почти таким же образом иджаза степень была в руках профессоров, то же самое справедливо и для раннего периода Болонский университет, где степени изначально присуждались профессорами. [17] Он также указывает, что, как и иджазат аттадрис был ограничен правом, первые степени в Болонье также первоначально были ограничены правом, а затем распространялись на другие предметы. [18]

Однако несколько других ученых критиковали работу Макдиси. Норман Дэниел в статье 1984 года критиковал более раннюю работу Макдиси за то, что она полагалась на сходство между двумя системами образования, а не на исторические свидетельства передачи. Он заявил, что Макдиси «не рассматривает всерьез самопроизвольное повторение явлений», и отмечает, что сходство между двумя системами не означает автоматически, что одна создала другую. Он также заявляет, что отсутствуют доказательства наличия школ в недолговечных арабских поселениях Франции и материковой Италии, которые, по мнению Макдиси, могли быть связями между исламской и европейской системами образования, а также отсутствие доказательств предполагаемого передача схоластических идей между двумя системами в целом. [8] При обсуждении диссертации Макдиси 1989 г. Тоби Хафф утверждал, что никогда не существовало эквивалента степень бакалавра или докторантуру в исламских медресе из-за отсутствия факультет обучение по единой учебной программе. [19]

Различия между иджазой и дипломом

С другой стороны, иджаза использует совершенно иной подход к распространению знаний. Упор делается на индивидуальную инструкцию, а не на учреждение в целом. [21] Поскольку акцент делается на отношениях между учеником и учителем, местоположение не обязательно имеет большое значение; многое из того, где получают образование, зависит от рассматриваемого предмета, религиозные вопросы в основном рассматривались в мечетях, медицина в больницах, в то время как другие предметы, возможно, рассматривались в медресе или других местах. По завершении обучения по предмету преподаватель будет задавать студента устно, так же, как студенты представляют диссертацию в современной системе образования. [20] Если студент успешно сдал экзамен, он должен был получить сертификат с указанием предмета, в котором он имел опыт, через своего индивидуального инструктора; эта документация называлась иджазой и, в отличие от диплома, была связана не с учебным заведением, которое она была получена, а исключительно с преподавателем.

Демография студентов

В средние века потребность людей в образовании становилась все более и более распространенной, поскольку чтение и письмо стали жизненно важным методом общения в обществе. Ученики, достигшие иджаза, принадлежали к разным слоям общества, и доступ к знаниям не был ограничен возрастом, полом или расой. Хотя большинство студентов зарабатывали иджазу на продвинутом этапе своей жизни, в возрасте от 30 до 40 лет, есть много заметных исключений из этой социальной нормы, указывающих на то, что знания были ограничены не социальными ограничениями, а, скорее, талантом и преданностью ученика. [20] Однако на протяжении всей истории препятствия на пути к образованию существовали, иджаза нарушал многие из этих ограничений. В отличие от западных обществ иджаза не ограничивалась только мужчинами, как это было видно с дипломами. [22] Известно также, что западные общества ограничивают доступ к образованию для женщин, только богатые женщины могут получить базовое образование только в уединении своего дома. [22]

Тот факт, что демографические данные учащихся часто не ограничивали их способность к достижению иджазы, можно наблюдать, изучая жизни таких людей, как Зайнаб бинт аль-Камаль которая широко известная женщина, изучающая хадисы, и вундеркинд, заработавшая свои первые иджазы и разрешение передавать свои знания в возрасте шести лет. [23] Когда дело доходит до расы и этнической принадлежности, мусульманские ученые широко принимают людей любого происхождения. В то время исламскими учеными были предприняты большие усилия по переводу академических работ, чтобы больше людей могло понимать и интерпретировать предмет, признание людей из всех слоев общества можно было увидеть в таких учреждениях, как дом мудрости. [24]

Источник

Иджаза

Иджаза что это такое. Смотреть фото Иджаза что это такое. Смотреть картинку Иджаза что это такое. Картинка про Иджаза что это такое. Фото Иджаза что это такое

Иджаза, или иджазатнаме показывало, что человек успешно завершил обучение в какой-то науке или ремесле и имеет право заниматься этой профессией и набирать учеников. Арабское слово иджазат/иджаза происходит из корня ДЖВЗ – «разрешить, подтвердить». Это было своего рода свидетельство, диплом, в котором указывалось, какими знаниями человек обладает в той или иной области, каковы его компетентность и способности.

Иджаза также выступала в качестве лицензии на преподавание, показывающей, что ее обладатель может передавать свои знания ученикам. Имам Навави, проводя параллель с водой, которая, протекая, утоляет потребность во влаге животных и растений, пишет, что ученый, выдавая иджазу своему ученику, «переливает» в него свои знания.

Такая цепочка преемственности была распространена в самых разных сферах жизни – суфизме, религиозных науках, таких как хадисоведение, разных видах искусств, например, в каллиграфии.

В общем смысле означая разрешение и лицензию, иджаза свидетельствовать о том, что человек успешно завершил получение знаний или умений в какой-то сфере, достиг такой квалификации, что может обучать других и имеет право заниматься своей профессией.

Документы, в которых записывалась иджаза, именовались иджазатнаме. Благодаря таким документам фиксировались цепочки преемственности учителей и учеников, а преподавать или заниматься какой-то профессией могли только те люди, которые получили должную квалификацию. Наличие цепочки учитель-ученик предотвращало деградацию знаний.

Иджазы и иджазатнаме имели разную форму в зависимости от того, к какой сфере относились. В хадисоведении они представляли собой устное разрешение или запись, в которой указывалось какие хадисы, сборники хадисов или их часть прошел выдавший иджазу учитель со своим учеником.

В каллиграфии иджазатнаме представляли собой документы, в которых сообщалось, что мастер изучил стили и правила письма (речь могла идти только об одном из стилей) и получил право ставить подписи под своими работами.

В иджазатнаме по большей части использовался арабский язык, хотя временами применяли и местные языки. В наши дни иджаза в исламском мире уже не так распространена, ее заменяют дипломы учебных заведений. Тем не менее она все еще сохраняет актуальность как в некоторых традиционных искусствах, так и религиозных науках.

Источник

«Иджаза – то, чем отличил Аллах нашу умму»

Иджаза что это такое. Смотреть фото Иджаза что это такое. Смотреть картинку Иджаза что это такое. Картинка про Иджаза что это такое. Фото Иджаза что это такое

Предлагаем вам интервью с учёным Абдурахимом аль-Хасани, который является потомком Пророка (мир ему и благословение). Когда-то он учился у крупных учёных, а сегодня сам распространяет знания.

– Как Вы попали в Казань?

– В Казань я прибыл по приглашению Российского исламского университета для организации ряда научных семинаров и повышения квалификации у студентов. Этот вуз организовал уроки по хадисам с иджазой, то есть разрешением на преподавание книг. После завершения изучения какой-либо книги по хадисам учитель даёт своему ученику иджазу, что связывает его, как по цепочке, с предыдущими учёными, а тех – с предыдущими и так до самого Пророка (мир ему и благословение). В этом есть большой баракат.

– Какие впечатления у Вас о Казани?

– Что касается моих впечатлений, то самое главное, чем я был очень удивлён, – в Казани много мусульман. Очень удивила красота и чистота города – это указывает на благоразумие общества, проживающего там.

Также был очень удивлён, когда увидел в Казани много мечетей. Было такое ощущение, будто я нахожусь в Египте или в Стамбуле. На многих улицах и окрестностях находятся дома Аллаха, медресе – всё это ясно указывает на то, что в этом городе живёт Ислам. Что до самих мусульман, то хочу отметить чистоту наших братьев и сестёр, а также, что немаловажно, правильное вероубеждение – акыду.

– Какое мнение сложилось у Вас о российских студентах?

– Моё мнение, по большому счёту, сложилось задолго до поездки в Казань, поскольку у меня была возможность познакомиться с ними ещё в Дамаске. Студентов из России отличает жажда к знаниям, владение этикой и обладание прекрасным нравом; на уроках они бывали внимательны, оказывали почёт и уважение учёным.

– Какие книги Вы прочитали студентам?

– Мы прочитали следующие книги по хадисам: «Арбаина ан-Навави», книгу шейха Мухаммада ибн Сунбуля «аль-Аваилю Сунбулияти», книгу имама ат-Тирмизи «Шамаилю Мухаммадияти».

Прочитали две книги по науке усулюль фикх: «Аль-Варакат» имама Джувейни и книгу современника Мустафы аль-Буга «Музаккарат» – это новая книга по усулюль фикху. По терминологии хадисов прочитали книгу «Матну Гурами ас-Сахих» имама Абу Фарраж аль-Ишбили.

– Сколько студентов из России получили иджазу, которую Вам передали Ваши учителя и которую Вы передаёте своим ученикам для бараката?

– Конкретное количество учащихся я не помню, но на уроках было много присутствующих. Когда читали книгу о достоинствах Пророка (мир ему и благословение), количество студентов увеличилось во много раз, там даже присутствовала женщина-чеченка, которая приехала из Москвы, она также получила иджазу, а после завершения маджлиса вернулась к себе домой. С нами также был Рашид ад-Дагестани, известный талиб (ищущий знания), в России у него есть уроки по акыде и фикху; были студенты и из Таджикистана.

– Какая польза от получения иджазы и что говорили об этом учёные?

– Иджаза – это то, чем отличил Аллах нашу умму, это благородный иснад, он сохраняет Шариат. Сохранение Корана от искажений Аллах взял на себя, в Коране сказано: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура «аль-Хиджр», аят 9).

А Сунна – это второй источник Шариата, и он сохраняется посредством иснада и иджазы. Кто изучает знания с иджазой, его имя связывается с именами великих учёных уммы (да будет доволен ими Аллах).

Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тот, кто изучает хадис без иснада, подобен собирающему дрова ночью: он несёт связку дров, а там змея, и он не знает об этом».

Имам ар-Рази сказал: «Ни в одной умме, с тех пор как Аллах сотворил Адама (мир ему), не было доверенных людей, сохраняющих наследство (знания) Пророка (мир ему и благословение), кроме как в этой умме».

Ибн Мубарак сказал: «Иснад – это из религии; если не было бы иснада, то кто желает – говорил бы, что желает».

– Благодарю Вас, Абдурахим, за интересную беседу. Да поможет Вам Аллах распространять истинные знания, наследство нашего Пророка (мир ему и благословение)!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *