Иерархический принцип детализации информации в управленческих отчетах означает что
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
отчетность должна содержать информацию об отклонениях, наличие которой позволяет реализовать управление по отклонениям.
отчетность должна готовиться систематически для сопоставления фактических и запланированных результатов.
При формировании внутренней отчетности требуется избегать типичные недостатки, чтобы основной упор делался не на те прошлые события и операции, которые уже не поддаются исправлению и органичивает возможности действовать с перспективой.
3. Система внутреннего контроля: назначение, содержание, организационные формы, взаимосвязь с внутренней отчетностью и управленческим учетом.
Контроль – одна из главных функций управления и процесс достижения организацией своих целей (предупреждение возникновения кризисных ситуаций).
Назначение – объективная оценка выполнения бюждета организации в целом и ее структурных подразделений, достигнутой эффективности производства и выявления внутрипроизводствнных резервов, мобилизации их для повышения эффективности хозяйствования в последующие периоды.
Процесс контроля состоит из установки планов (бюджетов, смет) деятельности структурных подразделений, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от запланированных.
Контроль необходим, т.к. всегда существуют факторы неопределенности (внешние, внутренние), оказывающие влияние на ход текущей деятельности организации.
Система контроля в управленческом учете состоит:
Административный контроль – персональное наблюдение менеджера ЦО за ходом производственного процесса и деятельностью ЦО;
Бухгалтерский (ретроспективный) контроль – регистрация имевших место фактов по принципу двойной записи и последующее корректирующее воздействие на объекты управления;
Сметный (бюджетный, перспективный) контроль – использование смет (бюджетов) для планирования и контроля за затратами.
Организационные формы контроля:
текущий – непосредственно в ходе проведения работ, задача – измерение фактических результатов, установление отклонений от заданных показателей, отреагировать на проблемы в момент их возниктовения ;
заключительный – оценка реалистичности установленных планов на текущий период, с тем, чтобы учесть информацию о возникших проблемах при разработке новых планов.
Источником информации при проведении контроля является внутренняя отчетность и аналитическая информация, накопленная на счетах управленческого учета.
4. Внутренняя управленческая отчетность: достоинства и недостатки, факторы их определяющие.
Внутренняя отчетность – система взаимосвязанных показателей, характеризующих условия и результаты деятельности предприятия или составляющих его ЦО, сегментов за истекший период.
Составление отчетности – завершающий этап учетного процесса, поэтому она состоит из обобщающих итоговых показателей, которые получают в конце отчетного периода путем соответствующей обработки (группировки, обобщения ит.п.) данных текущего учета.
Отчетность может содержать как количественные, так и качественные показатели как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
Отчетные данные не могут отражать таких хозяйственных обротов, которых не было в текущих учетных записях.
Отчетность подразделяется на виды:
объему сведений, включаемых в отчеты – частные (по ЦО) и общие (предприятие);
целям, для которых составляются отчеты – текущий, аналитический, комплексный;
периодам, охватываемым отчетностью – ежедневный, декадный, месячный, квартальный.
персонализация отчетности по областям ответственности;
обеспечение своевременности принятия решений;
деятельность ЦО становится более мотивированной.
Факторы недостатков – несогласованность целей деятельности предприятия и отдельных ЦО; недостаток информации о деятельности других ЦО и влияния на них данногоЦО.
5. Содержание внутренних отчетов, их общие характеристики: контроль ресурсов, контроль текущей деятельности.
Одним из принципов формирования отчетности является принцип многоступенчатой отчетности по уровням управления, или «иерархический» принцип.
Данный принцип подразумевает уменьшение детализированности отчетов по мере повышения ранга руководиткля, которому они представляются. Суть такого подхода, называемого управлением по исключениям, заключается в том, что руководителю более высокого уровня управления нет необходимости проверять подробности отчетов, составленных на более низком уровне, до тех пор, пока не возникнет какая-либо управленческая проблема.
В основе формирования отчетов по уровням управления лежит принцип контролируемости затрат, который подразумевает, что в отчете структурного подразделения должны отражаться плановые и фактические величины только тех видов расходов, на величину которых руководитель ЦО может оказывать влияние.
Данная форма представления отчетных данных предназначена для контроля за эффективностью расходования ресурсов по МВЗ и ЦО. Принцип контролируемости затрат позволяет установить ответственных за расходы.
Для оценки общего объема потребленных организацией за отчетный период ресурсов все затраты группируются по экономическим элементам. Для установления суммарной величины расходов организации необходимо объединить информацию о затратах всех подразделений.
Объединение информации о расходах подразделений производится в сводной смете затрат, гле расходы ЦО представляются в разрезе элементов затрат и мест их возникновения. Такая матрица позволяет ответить на вопросы, где возникли затраты (место возникновения затрат), какой вид ресурса использовался (элемен затрат), какова сумма затрат по данному месту их возникновения и ЦО. При этом устанавливается доля каждого ЦО в общем объеме потребленных организацией ресурсов.
Подобные отчетные формы целесообразно формировать с периодичностью не чаще одного раза в месяц.
Требования к внутренней отчетности.
Существует ряд принципов, в соответствии с которыми формируются и предоставляются внутренние отчеты:
— отчет должен быть адресным и конкретным;
— отчет должен содержать оперативную информацию, полезную для принятия управленческих решений;
— при составлении отчета следует учитывать психологические особенности и уровень подготовленности конкретного менеджера, для которого предназначен отчет. Необходимо знать пожелания менеджера относительно формы представления информации (например, табличная или графическая), состава показателей;
— отчет не должен быть перегружен, информация в отчете должна быть систематизирована;
— затраты на подготовку внутренней отчетности не должны превышать экономического эффекта от ее использования (принцип экономичности);
— отчет должен быть «подготовленным», то есть он должен облегчать принятие решений.
Для создания на предприятии системы внутренней отчетности необходимо прежде всего определить перечень информации, которая необходима менеджерам различных структурных звеньев, а также степень оперативности / регулярности ее предоставления. Для этого, как правило, проводится специальное обследование системы управления предприятием, выявляются полномочия менеджеров различных уровней управления по принятию решений и их информационные потребности.
Кроме самих форм должен быть проработан регламент их составления, передачи и обработки (порядок, сроки, ответственные). При формировании отчетов может быть использован показатель маржинальной прибыли. Эти отчеты могут отражать:
— вклады отдельных продуктов / услуг в результаты деятельности предприятия;
— вклады внутренних сегментов (производственных подразделений) в результаты деятельности предприятия;
— вклады внешних сегментов (зон реализации: географических зон, каналов реализации, торговых представительств) в результаты деятельности предприятия.
Внутренняя отчетность по ЦО должна отвечать определенным требованиям:
быть достаточно оперативной, чтобы позволять оказывать влияние на динамику результатов деятельности ЦО;
содержать информацию об отклонениях от плана и представлять возможность прямого доступа к этой информации для анализа отклонений;
содержание отчетности должно соответствовать персональной ответственности менеджера за принятие решений в конкретной области.
Внутренняя отчетность должна быть максимально единообразной, но при этом отражать специфику условий деятельности ЦО.
Понятность отчетности достигается, когда ее показатели однозначно трактуются, рассчитываются по известным методикам, организуются по данным первичного учета.
Установление оптимальной частоты представления отчетов определяется степенью важности того или иного направления деятельности ЦО (на конкретную дату или ежедневно), наличия запаса резервов. Отчеты о текущей деятельности ЦО предоставляются ежемесячно.
7. Формы внутренних отчетов по различным центрам ответственности и объектам управления.
Внутренняя отчетность индивидуальна. Тем не менее можно выделить классификационные признаки, характеризующие общие подходы к характеристике форм отчетности:
по содержанию информации;
по уровням управления;
по объему информации;
по формам представления.
По содержанию информации внутренние отчеты подразделяются на комплексные, тематические (по ключевым показателям), аналитические.
Комплексные итоговые отчеты представляются за отчетный период (месяц, квартал, год) и содержат информацию о выполнении планов по доходам и расходам ЦО, исполнение сметы издержек, рентабельность, движение денежных средств и иные показатели для общей оценки и контроля.
Тематические отчеты по ключевым показателям представляются по мере возникновения отклонений по наиболее важным для успешного функционирования показателям, таким как объем продаж, потрери от брака, недопоставки по заказам, график промзводства продукции и другим, не входящим в оценочные плановые показатели, подкантрольные ЦО.
Аналитические отчеты подготавливаются только по запросам управляющих и содержат информацию, раскрывающую причины и следствия результатов по отдельным аспектам деятельности. Например, причины, влияющие на перерасходы ресурсов и т.п.
По уровням управления различают оперативные отчеты, текущие и сводные отчеты.
Оперативные представляются на нижнем уровне управления в ЦО и содержат подробную информацию для принятия решений. Составляются еженедельно и ежемесячно.
Текущие отчеты содержат агрегированную информацию для среднего уровня управления в центрах прибыли, центрах инвестиций, составляются с периодичностью от ежемесячного до ежеквартального.
Сводные отчеты представля.тся для высшего управленческого персонала организации, по которым принимаются стратегические решения и осуществляется общий контроль деятельности и контроль управленческого персонала на среднем, иногда на нижнем уровне. Периодичность – от ежемесячных до ежегодных отчетов.
По объему информации – сводки, итоговые отчеты, общие (сводные) отчеты.
Сводка – это краткие сведения об отдельных показателях деятельности подразделения за короткий период (день, неделя)
Итоговые обобщают информацию о контролируемых показателях данного ЦО, составляются ежемесячно.
Общие составляются по организации в целом и содержат информацию, соответствующую формам финансовой отчетности, приспособленным для целей внутреннего управления.
По формам представления внутренние отчеты составляются в табличной, грвфической или текстовой форме.
Отличительная черта отчетов по центрам ответственности – изменяющаяся величина подробностей, включаемых в отчеты, подготавливаемые различными уровнями управления. Отсутствие подробностей (расшифровки статей в отчетах) – «управление по исключениям», означает, что менеджеру, стоящему свыше, нет необходимости проверять операционные подробности на более низком уровне, пока не появится проблема, т.е. учетные данные сжимаются так, чтобы их модно было быстро проанализировать.
Кроме того, в отчетах дополнительно могут быть указаны – наилучшие (эталонные) значения показателей; причины различий между факт. результатом и сменым; выделять ключевые показатели и информацию, характеризующую персональную ответственность менеджеров ЦО.
Отчеты об исполнении сметы центров затрат – первый уровень внутренней отчетности.
Второй уровень внутренней управленческой отчетности – отчетность центров прибыли и центров инвестиций.
Существуют следующие рекомендации по составлению отчета о прибыли для центров прибыли:
использование стандартных форм и показателей бухгалтерской отчетности предприятия к отдельным центрам прибыли только в той части показателей, которые непосредственно связаны с реализацованной центром за отчетный период продукции и производственной себестоимости, отнесенной на эту продукцию;
использование формы, в которой отражается показатель маржинального дохода вместо прибыли от реализации, что подчеркивает роль переменных затрат в формировании результирующего показателя.
Центры инвестиций можно рассматривать и как центры затрат, и как центры прибыли. К ним в равной мере применимы те же учетно-аналитические инструменты (или их комбинация), что и к первым двум типам ЦО.
8. Прогнозный и отчетный бухгалтерские балансы для внутреннего управления.
Завершающим этапом в процессе разработки генерального бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом, предполагая, что запланированная операционная деятельность и финансирование ее будет иметь место в предстоящем отчетном периоде.
В управленческом учете не ставится цель получения бухгалтерски точного баланса. Главное установить, как планируемые решения по операционной, финансовой и инвестиционной деятельности повлияют на структуру и пропорции капитала организации. Обычно разработка прогнозного бухгалтерского баланса сопровождается расчетом финансовых коэффициентов, как оценочных показателей (индикаторов) успешности составленного прогнозного баланса:
Коэффициет текущей ликвидности
(коэффициет покрытия) = Текущие активы / Текущие обязательства
рассчитывается по прогнозному балансу и сравнивается с его значением за предыдущий отчетный период (по данным бухгалтерского баланса) или с рекомендуемым значением –
К л. должен быть не меньше 2,0.
Позитивные стороны составления прогнозного баланса:
помогает выявить некоторые неудовлетворительные финансовые условия, которые необходимо предотвратить;
используется как окончательная проверка математической корректности отчетов, разработанных ранее;
позволяет выполнять расчет различных оценочных финансовых коэффициентов;
выявляет будущие ресурсы и обязательства.
9. Методика применения других бухгалтерских (финансовых) расчетов для внутреннего управления.
Движение денежных средств – один из важных аспектов операционного цикла организации. В рамках подготовки генерального бюджета бюджет денежных средств разрабатывается после того, как все операционные бюджеты и прогнозный отчет о прибылях и убытках определены.
Бюджет денежных средств (прогноз денежных потоков) составляется в форме отчета о движения денежных средств и представляет план поступления денедных средств и платежей на будущий период. В нем суммированы все потоки средств как результат планируемых операций на всех фазах формирования генерального бюджета. В целом бюджет показывает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого подпериода (месяц, квартал), бюджетного периода.
Бюджет денежных средств обычно состоит из 4 главных разделов:
Раздел по поступлению денежных средств, который содержит начальный денежный баланс, поступления платежей от покупателей и др. дебиторов, характеризует приток донежных средст.
Раздел по платежам денежных средств, поторый содержит все плетежи кредиторам, характеризует отток денежных средств.
Раздел, характеризующий чистый денежный поток, как разность между притоками и оттоками денежных средств.
Финансовый раздел, в котором учитываются получение и погашение заемных средств.
Таким образом, могут быть запланированы периоды наибольшего и наименьшего наличия денежных средств. Очень большое сальдо на счете денежных средств означает, что средства не были использованы с наиболее возможной эффективность. Низкий уровень указывает на то, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам.
В качестве оценочного показателя разработанного бюджета денежных средств может быть использован показатель платежеспособности, например, критический коэффициет ликвидности (Ккр.л.):
Ккр.л. = (денежные средства + дебиторская задолженность) / платежные
Ккр.л. не должен быть менее 1.
10. Использование внутренних отчетов для анализа, контроля и управления всех структурных уровней организации.
Управленческий учет как информационная система включает в себя и управленческий анализ, т.е. информационную подготовку к принятию решений, к оценке вариантов и альтернатив.
Внутренняя отчетность ЦО предоставляет стоимостные и натуральные показатели, позволяющие оценивать и контролировать, прогнозировать и планировать деятельность структурных подразделений предприятия, а также конкретных менеджеров.
Оценка отклонений является непременным компонентом анализа внутренней управленческой отчетности.
Суммы отклонений по издержкам отражаются на счетах управленческого учета.
При анализе отклонений выявляются абсолютные и относительные отклонения не только в сравнении с планом, но и спрогнозом, с фактическими даннми предыдущего периода. Отсутствие отклонений принимается за единицу (за сто %), показатель менише единицы характеризует степень отрицательного отклонения (по издержкам – уровень экономии). Показатели, превышающие единицу, характеризуют относительную величину положительного отклонения (по издержкам – относительный показатель перерасхода).
Полезно группировать отклонения по их значимости, исключая незначительные суммы отклонений (например, менее 5%); ранжировать отклонения от больших к меньшим.
11. Основы аналитических расчетов и примеры применения внутренней отчетности для оперативного управления организацией и ее подразделениями.
Хозяйственная деятельность предприятия не только многогранна по содержанию, но и различна по временным интервалам. Для достижения оперативных целей и решения оперативных задач выделяют три основных периода: долгосрочные с периодом 3-5 лет и более, в течение которых достигаются стретегические цели; текущее управление с интервалом 1-3-6-9 и 12 месяцев, обеспечивающих достижение текущих задач; кратросрочные или оперативное управление производством с интервалом в час, смену, сутки, неделю, декаду.
Аналитические расчеты и методы оценки управленческих решений различаются в зависимости от выбранных временных интервалов, связанных с поставленными целями.
Так, долгосрочные управленческие решения связаны с инвестиционными проектами.
При их выборе оценку производят на основе таких методов, как:
срок окупаемости = кап.вложения / среднегод.прибыль от проекта;
норма рентабельности = среднегод. доход от проекта / кап.вложения;
чистой текущей стоимости – основан на сопоставлении исходных кап.вложений по проекту и общей суммой дисконтированных чистых поступлений, возникающих от проекта в течение прогнозируемого срока.
Для управленческих решений сроком до 1 года (краткосрочных, оперативных) рациональным является маржинальный подход, основанный на классификации затрат на переменные и постоянные.
В качестве примеров типичных ситуаций, требующих принятия краткосрочных управленческих решений, можно привести:
— планирование производственной программы и выбор ассортимента продукции (работ, услуг);
— ценообразование, в том числе расчет цен, обеспечивающих достижение целевых показателей деятельности, а также трансфертное ценообразование, используемое при обмене полуфабрикатами и изделиями между различными подразделениями одного предприятия;
— выбор варианта организации процесса снабжения комплектующими (приобретение комплектующих у сторонних поставщиков или организация собственного производства комплектующих);
— оценка целесообразности принятия дополнительного заказа по цене ниже обычной или рыночной. Такой подход целесообразно применять в случае резкого спада производства;
наличия свободных производственных мощностей; столкновения фирмы с острой производственной конкуренцией;
— определение «вклада» отдельных подразделений предприятия в общие результаты деятельности для выбора наиболее прибыльных направлений, а также для оценки деятельности руководителей подразделений (менеджеров различных уровней управления) для определения размеров их стимулирования;
— оценка целесообразности ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);
— сохранение достигнутого уровня прибыли.
Для оценки плановых и фактических показателей лучшим вариантом являются отклонения. Но по другим показателям отклонения не дают полной картины изменений и достигнутых результатов.
Относительные показатели (аналитические соотношения) подразделяются на несколько групп:
А. Соотношения, характеризующие качество использования активов и трудовых ресурсов.
Эффективность использования внеоборотных активов – К фондоотдачи, К фондоемкости.
К фондоот. характеризуют эффективность средств, вложенных в основные средства и нематериальные активы, интенсивность их эксплуатации в производственном процессе:
К фондоот. = Выручка от продаж (:) (Основные средства + НМА);
К фондоем. = 1 : К фондоот. – характеризует необходимые активы, их удельную величину на один рубль выручки от продаж.
Эффективность применения всех активов = Выручка от продажи : Стоимость всех активов, закрепленных за данным подразделением (остаточ.ст-ть)
Производительность персонала = Выручка от продаж : Средн. Численность персонала
для подразделений, не отвевечающих за выручку и доходы, в качестве делимого можно взять стоимость выпущенной продукции.
Оценка продаж с отложенной оплатой определяется коэффициентом оборота дебиторской задолженности и числом дней, на которые выделены активы на отложенную оплату или коммерческий кредит. Характеризует продолжительность периода, в течение которого возмещаются средства, вложенные в расчеты с покупателями:
К.оборота задолженности = Выручка от продаж за период (:) Дебиторская задолженность покупателей.
Число дней, на которые выделяются коммерческие кредиты = Общая сумма дебиторской задолженности покупателей (:) величина однодневной выручки.
Оборот тов.-мат.запасов характеризует эффективность вложения средств в оборотные активы.
К оборота отражает число оборотов ТМЗ в течение года:
К оборота = Стоимость израсходованных материалов (:) Средняя стоимость их запасов.
Таким образом, информация, получаемая в системе управленческого учета, используется для принятия управленческих решений как долгосрочного, так и краткосрочного характера, в самых разнообразных ситуациях
Организация управленческого учета на предприятии:
а) строго обязательна;
б) обязательна не для всех видов предприятий;
*в) зависит от решения администрации.
Основными источниками информации для принятия управленческих решений по оценке деятельности центров ответственности является:
*а) внутренняя отчетность предприятия;
б) баланс (ф№1) и отчет о прибылях и убытках (ф№2);
в) статистическая отчетность.
Отчет менеджера центра затрат включает в себя:
*а) фактические и нормативные значения подконтрольных менеджеру статей затрат;
б) фактические и нормативные значения расхода материальных ресурсов;
в) данные о выработке и отработанном времени.
Порядок и правила составления и предоставления внутрихозяйственной отчетности регулируются:
а) национальными и международными стандартами;
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности:
И. А. Бондин
Бухгалтерский управленческий учет
Центральный элемент метода бухгалтерского учета – калькулирование – обретает в управленческом учете новое содержание, которое можно определить следующим образом: «разная себестоимость для разных целей». «Управленческая» себестоимость – не всегда фактическая, не всегда полная. Иногда в калькуляционные расчеты включаются все производственные расходы, иногда – все переменные (как производственного, так и непроизводственного характера); в ряде ситуаций принимаются во внимание вмененные (воображаемые) затраты. Как и в случае с оценкой, выбор той или иной методики расчета себестоимости в системе управленческого учета определяется стоящей перед менеджером задачей.
Баланс в системе финансового учета свидетельствует о состоянии имущества и обязательств организации на истекшую дату. В управленческом учете миссия балансового обобщения иная. В системе управленческого учета разрабатывают и составляют прогнозные балансы, балансы отдельных подразделений организации.
Кроме методов бухгалтерского учета управленческий учет использует совокупность методов:
– элементарной математики (для обоснования потребностей в ресурсах, учета затрат на производство, обоснования планов, проектов, балансовых расчетов и т. п.);
– статистики (индексный корреляции, рядов динамики и т.п.) для решения задач, в которых исследуемые факторы носят вероятностный характер;
– эконометрики (производственные функции, межотраслевой баланс, факторный анализ и т.п.) для решения управленческих задач, условия которых можно схематически представить в виде шахматной схемы, отразить взаимосвязи между изучаемыми явлениями;
– математического программирования для решения задач оптимизации производственно-хозяйственной деятельности при ограничениях на ресурсы.
Таким образом, все многообразие методов, интегрируясь в единую систему, позволяет управленческому учету эффективно решать стоящие перед ним задачи – как ретроспективного, текущего, так и прогнозного характера.
1.3 Принципы учета для управления
Принципы управленческого учета выражают основы, общепринятые положения изучаемой дисциплины. Общепринятых принципов управленческого учета не существует. Однако, их можно сформулировать, принимая во внимание два обстоятельства:
1) место, занимаемое управленческим учетом в общей системе бухгалтерского учета;
2) цель организации управленческого учета на предприятии.
Управленческий учет, являясь логическим следствием развития бухгалтерского учета, в основном использует те же принципы, что и финансовый. Различные источники формулируют эти принципы по-разному, но главные среди них приведены в Законе о бухгалтерском учете и Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации» (ПБУ 4/99). Следует, однако, отметить, что указанные нормативные акты описывают требования прежде всего к финансовому учету, ведущемуся в первую очередь для внешних пользователей. Поэтому, говоря об управленческом учете, следует прокомментировать эти принципы применительно к его содержанию и предназначению.
Принцип обособленности требует рассмотрения каждого экономического субъекта отдельно от других. В управленческом учете, при решении специфических задач, обособленно рассматривается не только предприятие в целом, но и отдельные его подразделения или сегменты (центры ответственности), которые в некотором приближении тоже можно считать экономическими субъектами, а также отдельные управленческие проблемы.
Принцип непрерывности подразумевает необходимость формирования информационного поля учетных данных постоянно, а не время от времени.
Принцип полноты означает, что информация, касающаяся любой учетно-управленческой проблемы, должна быть максимально полной для того, чтобы решения, принятые на основе этой информации, были максимально эффективными.
С принципом полноты тесно смыкается принцип надежности, который требует, чтобы информация, используемая при принятии решений, была обоснованной. В условиях неустойчивой бизнес-среды зачастую трудно бывает собрать надежные данные, но на информации, взятой «с потолка», эффективную деятельность не построишь.
Информация должна быть представлена тогда, когда она необходима – в этом заключается принцип своевременности.
Принцип сопоставимости в финансовом учете интерпретируется достаточно просто – одинаковые показатели за разные периоды времени должны быть сформированы в соответствии с одними и теми же принципами. ПБУ 4/99 гласит: «По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные за период, предшествовавший отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации». В управленческом учете информация имеет гораздо более сложную структуру, и сравнения здесь используются несколько другие. Например, для того чтобы решить вопрос о начале выпуска какого-либо компонента продукции компании или его закупке на стороне, следует привести данные по этим двум вариантам действий в сопоставимый вид, найдя хотя бы один параметр, сравнением значений которого можно выделить лучший вариант. Для данной управленческой проблемы это может быть, например, себестоимость. Если же для одного варианта мы располагаем только техническими характеристиками, а для другого – только стоимостными, такая информация не дает возможности для сравнения. Принимать решение на основании несопоставимой информации невозможно.
В соответствии с принципом понятности, информация, представленная в любом учетном документе, должна быть понятна пользователю этого документа. В случае управленческого учета можно сказать, что информация, подготовленная для менеджера, который будет принимать по ней какие-либо решения, должна быть представлена в такой форме, чтобы менеджер понял, что же несет в себе этот документ. И разумеется, информация должна быть уместной – относиться к интересующей менеджера проблеме и не быть перегружена излишними деталями.
Принцип периодичности кажется совершенно очевидным, хотя бухгалтеру, занимающемуся управленческим учетом, выдержать его труднее, чем при подготовке внешней финансовой отчетности – там этот принцип поддерживается законодательным требованием представления периодической отчетности. Однако и внутренний оборот информации, и внутренние отчеты желательно также строить в соответствии с этим принципом.
Наряду с этим управленческому учету свойственен ряд собственных принципов, не используемых системой финансового учета:
1. Оперативность представления информации предполагает ослабление требований к полноте информации в пользу ее оперативности;
2. Конфиденциальность представляемой информации предполагает обособленное ведение управленческой бухгалтерии;
3. Полезность представляемой информации предполагает применение тех методик планирования, учета и анализа, которые обеспечивают получение полезной информации, в связи с чем их выбор зависит от решаемых управленческих задач;
4. Гибкость системы управленческого учета означает приспособленность системы управленческого учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации;
5. Прогнозность системы управленческого учета означает направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов;
6. Экономичность представляемой информации состоит в том, что управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления;
7. Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотивации;
8. Принцип управления по отклонениям означает, что внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины;
9. Принцип контролируемости показателей внутренней отчетности предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и не контролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.
Видно, что принципы, свойственные управленческому учету, позволяют ему решать комплекс взаимосвязанных задач:
– оперативного учета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования деятельности сегментов предпринимательской деятельности;
– создания мотивационных механизмов, позволяющих гармонизировать интересы и цели сегментов предпринимательской деятельности с тактическими и стратегическими целями организации.
Соблюдение всех этих принципов позволяет построить систему управленческого учета такой, чтобы она максимально соответствовала главной цели этого вида деятельности: обеспечить информационную поддержку в принятии эффективных управленческих решений, направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организации при условии сохранения ее капитала.
1.4 Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета, их единство и различия
Управленческий и финансовый учет представляют собой важнейшие части единой интегрированной информационной системы организации. В связи с этим между двумя этими видами учета имеется как взаимосвязь, так и определенные различия.
Единство управленческого и финансового учета состоит в том, что в обеих системах учета могут рассматриваться одни и те же хозяйственные операции. Например, поэлементно отражаемые в системе финансового учета данные о видах затрат (сырья и материалов, заработной платы, амортизационных отчислений) используются одновременно и в управленческом учете.
Взаимосвязи видов учета также обусловлены методологией: система принципов, способы организации и элементы метода финансового учета применяются и в управленческом учете.
Финансовый и управленческий учет использует единую методологическую основу формирования первичной документации. Сбор, измерение, регистрация и оформление конкретных хозяйственных операций первичными документами осуществляются один раз. Первичные документы используются и в финансовом и управленческом учете. Таким образом, реализуется принцип экономичности и рациональности учета, исключение роста затрат на ведение учета и исключение дублирования информации.
Единство управленческого и финансового учета определяется использованием одних и тех же измерителей. В финансовом учете применяются все виды измерителей, но все учетные и отчетные документы представляются в обобщающем стоимостном измерении. В управленческом учете при обосновании управленческих решений, кроме денежного измерителя, реализуются натуральные и трудовые, в них могут быть представлены рабочие документы, составлены сметы-бюджеты.
На основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных на предприятии активов в системе финансового учета.
Однако, наиболее важной чертой, объединяющей два вида учета, является то, что их информация используется для принятия решений. Так, данные бухгалтерского финансового учета помогают инвесторам оценить потенциал и перспективы развития предприятия, целесообразность инвестирования, а данные управленческого учета используются менеджерами для решения широкого круга проблем управления.
Финансовый и управленческий учет являют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единого бухгалтерского учета. Но наряду с этим имеются принципиальные различия между двумя этими видами учета. В обобщенном виде эти различия можно представить ниже следующим образом.
1. Цель учета. Цель финансового учета – предоставление данных, необходимых для составления финансовой отчетности (финансовых документов) предприятия, которая предназначена как для собственной администрации, так и для внешних пользователей. Для того чтобы внешние пользователи, инвесторы и кредиторы могли дать объективную оценку финансового положения предприятия, его платеже- и кредитоспособности, оценить степень рентабельности инвестиций в данное предприятие, финансовый учет необходимо вести в соответствии с четко определенными требованиями и стандартами.
Целью управленческого учета является обеспечение соответствующей информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей, для выработки ими рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений.
2. Пользователи информации. Финансовый учет иногда называют внешним учетом. Его результаты, как правило, публикуются, причем отчеты содержат не только финансовую информацию, но и материалы рекламного характера. Пользователи финансового отчета традиционно находятся вне предприятия. Эта информация необходима как фискальным государственным органам, так и акционерам компаний, держателям облигаций и других ценных бумаг, потенциальным инвесторам.
Управленческий учет можно соответственно назвать внутренним учетом. Его результаты используются только управленческим персоналом предприятия.
3. Источники информации. Для финансового учета источниками информации служат только данные учетной системы предприятия, которая накапливает финансовую информацию, а также элементы системы налогообложения.
Для управленческого учета источниками информации, кроме данных учетной системы предприятия, служат сведения о нормах расхода материальных ресурсов, технологических отходов, исследования о ситуации на рынке, отчеты о проведении научно-исследовательских работ, возможности использования их результатов в соответствующих условиях производства и др.
4. Обязательность ведения учета. Финансовый учет – это учет официальный, его ведение обязательно для всех без исключения предприятий и организаций. Документы финансовой отчетности представляются в органы налоговой инспекции, они являются объектами аудиторской проверки, могут и должны быть опубликованы.
Вести или не вести управленческий учет решает руководство самого предприятия. Никакие посторонние органы или организации не имеют права указывать, что надо или чего не надо делать. Поэтому нет смысла в сборе и обработке информации, ценность которой для управления ниже затрат на ее получение.
5. Правила ведения учета. Ведение финансового учета четко регламентировано. Его ведение регулируется государственными нормативными актами и национальными стандартами.
Нормы и правила ведения управленческого учета устанавливаются самим предприятием. Управленческий аппарат организации может следовать любым внутренним правилам учета в зависимости от полезности этих правил. Основной аргумент в обосновании правил управленческого учета – есть ли от этого польза.
6. Принципы учета. Финансовый учет базируется на общепринятых принципах, таких как принцип двойной записи, принцип обособленности предприятия, сравнимость данных и др.
Этими принципами руководствуются как сами бухгалтеры, так и контролирующие органы.
Управленческий учет общепринятых принципов не имеет.
7. Основные объекты учета. В финансовых отчетах предприятие обычно описывается как единое целое. Крупным предприятиям с многоотраслевой деятельностью необходимо отражать выручку и доход по каждой отрасли, т.е. по большим сегментам предприятия.
Управленческий учет обычно включает в себя информацию о деятельности отдельных подразделений предприятия: отделов, цехов, участков, рабочих мест. Объектом учета также может выступать отдельная управленческая задача, определенная область деятельности.
8. Базисная структура учета. Финансовый учет строится на следующем базисном равенстве: активы = собственный капитал + обязательства.
В управленческом учете структура информации зависит от запросов ее пользователей. Любая система управленческого учета оперирует прежде всего такими категориями, как затраты, доходы и активы, и применяет свой набор базисных установок. Основной аргумент в применении этих структур – полезность передаваемой информации.
9. Формы представления информации. Финансовая информация представляется в органы налоговой инспекции и другим внешним пользователям по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации, Министерством по налогам и сборам и другими центральными ведомствами. Они едины для всех предприятий, независимо от их организационноправовой формы.
Результаты управленческого учета могут быть представлены в произвольной форме; обязательных форм, бланков не существует.
10. Степень открытости информации. Информация финансового учета открыта для ее пользователей и не является для них коммерческой тайной. Она носит публичный характер и в некоторых случаях заверяется независимыми аудиторами.
В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален. Формирование показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия в управленческом учете является его коммерческой тайной, секретом.
11. Методы и способы отражения учетной информации. Финансовый учет охватывает информацию, формируемую в денежной оценке. Финансовая отчетность предприятия включает конечные остатки по всем счетам Главной книги. При регистрации и отражении информации финансовый учет опирается только на собственные методы и способы (документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерские счета, двойная запись и т.д.).
При регистрации и отражении управленческой информации пользуются методами и способами как финансового учета, так и математики, статистики, эконометрики, математического программирования. В управленческом учете могут использоваться любые методы, приемы и способы, которые являются полезными для принятия решений.
12. Измерители учетной информации. Для обобщения хозяйственных процессов в финансовом учете применяются денежные измерители; они являются универсальными, выражаются в рублях (национальной валюте). В управленческом учете используются все виды учетных измерителей: натуральные, трудовые, денежные.
13. Периодичность составления отчетов. Для финансовой отчетности устанавливают строго определенные сроки. Она составляется и представляется по окончании каждого квартала и за год.
В управленческом учете отчеты могут составляться ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и ежегодно. Срок представления таких отчетов устанавливается непосредственно руководством предприятия, строгой периодичности здесь нет. Главное, чтобы отчет был полезен пользователю и получен им в нужное время.
14. Отношение ко времени совершения информации. Финансовый учет отражает финансовую историю предприятия. В нем хозяйственные операции регистрируются на основе документов, подтверждающих их совершение, т.е. этот вид учета имеет дело с уже произошедшими фактами хозяйственной жизни предприятия.
Целью управленческого учета является выработка рекомендаций на будущее на основе анализа происшедших явлений.
Финансовый учет показывает, «как это было», а управленческий – «как это должно быть». Вот почему управленческий учет иногда называют прогнозным учетом.
15. Степень точности и надежности информации. Финансовая информация отражает операции, которые уже завершены, поэтому она носит объективный характер и поддается аудиторской проверке.
Управленческий учет в большей мере имеет дело с операциями, относящимися к будущему времени, поэтому информация в управленческом учете может иметь вероятностный и субъективный характер.
16. Способы группировки затрат и доходов. В финансовом учете затраты группируются и отражаются в разрезе экономических элементов, а доходы – в целом по предприятию и видам (сегментам) деятельности. Перечень затрат регламентируется в централизованном порядке правительственными решениями. Эта группировка позволяет получать информацию о затратах, произведенных в целом по предприятию за определенный период времени безотносительно к их целевому назначению.
В управленческом учете затраты группируются и отражаются в разрезе статей калькуляции, а доходы – в разрезе структурных подразделений и видов продукции, работ, услуг. Перечень статей калькуляции разрабатывается и устанавливается самим предприятием.
Группировка затрат в разрезе статей калькуляции позволяет получать информацию о затратах, произведенных как по отдельным структурным подразделениям, так и в разрезе видов вырабатываемых изделий.
17. Степень ответственности. За неправильное ведение финансового учета руководители предприятий несут как административную, так и уголовную ответственность.
Работники, занятые в сфере управленческого учета, несут дисциплинарную ответственность, но не за какие-либо искаженные данные управленческого учета, а за определенные проступки.
Вопросы организации как финансового, так и управленческого учета на отечественных предприятиях приобретают особую актуальность в настоящее время в связи с переходом на международные стандарты. От четкости представления сущности этих подсистем, их целей, функций и задач во многом зависит успех экономической работы любого предприятия.
Таким образом, управленческий и финансовый учет имеют общность и различия и являются важнейшими частями интегрированной информационной системы организации, призванной обеспечить эффективное управление имуществом, обязательствами, персоналом и выполнение поставленных целей организации, удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей участников.