Иерусалимский синдром что это
Иерусалимский синдром
Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира. Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.
Особенностью этого синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима, и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами. Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих. Иногда их поведение доходит до крайностей, и представляет опасность для них самих или окружающих, и появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения. Среди страдающих от этого синдрома наблюдались как иудеи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа) вызывает значительное ухудшение состояния.
В расширенном смысле термин употреблён в названии одноимённого романа Дины Рубиной.
Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане всех возможных конфессий. С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное поведение может наблюдаться у паломников в Мекке.
Заболевание впервые клинически описано в 1930-х годах израильским психиатром Хайнцем Германом. Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в Средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп. Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX века.
Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана (en:Denis Michael Rohan). 21 августа 1969 года он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки. Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.
Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстонга (en:Herbert W. Armstrong), основателя так называемой Всемирной Церкви Бога (Worldwide Church of God). Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана. Ортодоксальный Верховный Раввинат Израиля также осудил попытку поджога. В соответствии с действующим и в настоящее время решением израильского раввината вплоть до пришествия Мессии ни один еврей не должен появляться на Храмовой горе.
В конце 1990-х годов Британский психиатрический журнал предположил, что сочетание влияния Иерусалима с приближением нового тысячелетия вызовет в этом городе массовую истерию. В 2000-м году, действительно, наблюдалось некоторые увеличение случаев Иерусалимского синдрома, однако страхи о начале «эпидемии» оказались преувеличенными.
Содержание
Психиатрическая больница Кфар Шауль
Одним из наиболее известных центров изучения синдрома является израильская больница Кфар Шауль (en:Kfar Shaul Mental Health Center). За 13 лет наблюдения (1980—1993) отмечено 1200 паломников с тяжёлыми психическими проблемами, вызванными посещением Иерусалима. Около 470 из них обратились в больницу. Среди пациентов Кфар Шауль отмечается значительное количество паломников — пятидесятников из деревенских районов США и Скандинавии.
В настоящее время этот показатель составляет в среднем 100 человек в год, из которых в больнице оказывается в среднем 40. Данный показатель является относительно небольшим по сравнению с общим количеством туристов в Иерусалиме (до двух миллионов человек в год). По мнению психиатров Калиана и Вицума, данная пропорция ничем не отличается от любого другого города мира.
Тип I
Тип I синдрома связан с уже ранее существовавшим у пациента психическим расстройством. Пациент может представлять себя важным для религии историческим персонажем, или находиться под влиянием важных религиозных концепций, таких, как пришествие Мессии или Второе пришествие Иисуса Христа.
Тип II
Тип II осложняется идиосинкразией. Он необязательно принимает форму психического расстройства, и может проявляться в виде аномальной культурной реакции как для отдельного индивидуума, так и для небольшой религиозной группы.
Тип III
Наиболее хорошо известен тип III, когда ранее психически уравновешенная личность после прибытия в Иерусалим начинает демонстрировать явные признаки психоза. Психоз обычно проходит сам через несколько недель, либо после того, как пациент покидает Иерусалим. Для данного типа синдрома имеется характерный набор признаков:
Чем опасна вакцинация от коронавируса
Что известно о COVID-19?
Это РНК-содержащий вирус животного происхождения, относящийся к группе коронавирусов. Согласно данным ВОЗ, он передается от заболевшего человека через мелкие капли, которые выделяются при чихании и кашле из носа и рта. С момента заражения до появления первых симптомов проходит от 1 до 14 дней (в среднем – 7). Носитель вируса еще не знает о своей болезни, но в плане заражения уже представляет опасность для окружающих. По информации коронавирусной эпидемиологии, COVID-19 в 2-3 раза заразнее гриппа, но в 2-3 раза менее заразен, чем корь.
При легком течении болезни ее симптомы сходны с ОРВИ и заканчиваются выздоровлением через 14 дней без каких-либо дальнейших последствий. В тяжелых случаях COVID продолжается до 8 недель. Даже при отсутствии выраженных признаков заболевания у переболевших формируется иммунитет. Но учитывая, пусть и нечастые случаи повторного заражения, сохраняется он не слишком долго. Гораздо большим эффектом обладает вакцина.
Как действует вакцина?
Сегодня в мире используется несколько иммунопрепаратов, разработанных специалистами разных стран и прошедших необходимые клинические испытания. Все они предназначены для формирования иммунитета к возбудителю. После их введения иммунная система:
У человека, прошедшего вакцинацию, формируется стойкий иммунитет к COVID.
Опасна ли вакцинация?
Каждый человек реагирует на иммунопрепарат индивидуально. Поэтому даже самая качественная вакцина может вызвать побочные эффекты. Их появление на непродолжительное время – единственная опасность.
Чем опасна вакцинация от коронавируса:
Эти неприятные симптомы исчезают в течение нескольких дней.
Тяжелые состояния после введения иммунопрепарата могут развиваться у людей, имеющих противопоказания. Нельзя проводить вакцинацию, если наблюдаются:
При этих патологиях прививка может спровоцировать обострение.
Также противопоказанием является возраст (младше 18 и старше 65 лет), беременность, недавно перенесенная тяжелая форма коронавирусной инфекции. У переболевших людей в первое время после выздоровления отмечается высокий уровень антител, а вакцина повысит его еще больше. Последствия могут проявиться бурной иммунной реакцией в форме цитокинового шторма.
Как уменьшить негативные проявления?
Снизить развитие побочных явлений поможет соблюдение всех рекомендаций врача. Чтобы уменьшить риск развития негативных симптомов после вакцинации, нужно:
При отсутствии противопоказаний и соблюдении всех требований, риск побочных эффектов сводится к минимуму.
После прививки от коронавируса врачи советуют соблюдать щадящий режим и выпивать не менее 1,5 литров жидкости в день. При повышении температуры рекомендуется принять жаропонижающее средство. Если слабость не проходит в течение нескольких дней, появились аллергические реакции, нужно немедленно обратиться к доктору.
Когда будет массовая вакцинация?
Массовая вакцинация в США, Канаде и европейских странах началась еще в декабре прошлого года. В это же время стартовала она и в России. Но на начальном этапе мероприятие проводилось только для определенной категории лиц – молодых людей и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности не может ограничить число контактов. Сегодня привиться от ковида можно в любом регионе страны.
«Бог прислал мне СМС». Пять историй об иерусалимском синдроме
Иногда люди попадают в Иерусалим и с ними там происходит что-то странное — например, они начинают воображать себя пророками или библейскими персонажами. Такое состояние называется иерусалимским синдромом. «Цимес» записал монологи жителей Иерусалима, так или иначе столкнувшихся с этим феноменом
Клинический психиатрический диагноз, названный иерусалимским синдромом, впервые был описан в 1930-х годах доктором Хайнцем Германом. Синдром наблюдается в первую очередь среди туристов, которые по прибытии в Иерусалим впадают в психотические состояния.
В начале 1980-х годов всех таких больных решили отправлять в одно учреждение — Центр психического здоровья Кфар-Шауль. За 13 лет наблюдений (1980–1993) туда попали 1200 туристов с тяжёлыми психическими проблемами, так или иначе связанными с приездом в Иерусалим.
В статье Британского журнала психиатрии специалисты Центра Кфар-Шауль выделяют несколько типов пациентов с иерусалимским синдромом:
Анна Субич
В прошлом жительница Иерусалима
— В первый же день на моей первой иерусалимской работе начальница внезапно заявила мне, что терпеть не может Иерусалим: «Число людей, разговаривающих с самими собой на улице, превышает здесь все допустимые нормы». Вскоре после этого она благополучно переехала в земной и светский Тель-Авив.
А для меня Иерусалим стал домом — возможно, именно потому, что число людей, разговаривающих с самими собой на улице, превышает здесь все допустимые нормы.
Когда я начала работать на ресепшене хостела в центре города, безумие стало моей повседневностью. С поразительной регулярностью кто-нибудь из наших гостей воображал себя мессией и воспроизводил перед соседями по дормиторию сцены Судного дня. У нас даже был специальный «чёрный список», куда мы вносили гостей, чьё странное поведение могло угрожать мирной жизни хостела.
Иерусалим — важнейший духовный центр мира. Он привлекает множество верующих людей, ищущих ответа на экзистенциальные вопросы, переживших травму, одержимых различными идеями. И конечно, это во многом определяет характер города.
Мне кажется, чтобы тут жить, нужно быть немного сумасшедшим.
Один мой друг сказал, что сильнее людей с иерусалимским синдромом его удивляют те, кто верит в Б-га и при этом умудряется жить обычной жизнью, работать, ходить в супермаркет и платить за квартиру: если ты действительно осознал, что Б-г существует, — как тут не сойти с ума?
Алиса Вольман
Экс-менеджер компании по организации экскурсионных туров
— Однажды мне позвонил наш гид, он был явно встревожен и сказал, что одна женщина в его группе сошла с ума. Она внезапно пришла в состояние лихорадочного возбуждения, перестала понимать, где находится, а ночью расписала всё постельное бельё в своём номере в отеле какими-то странными, бессмысленными надписями.
Самое странное, что там наш гид обнаружил ещё одну нашу бывшую клиентку, женщину из Германии, которая приехала в Израиль в составе одной из наших групп. Оказалось, что она тоже сошла с ума в отеле и попыталась покончить с собой. Пришлось вызвать полицию, чтобы доставить её в больницу.
Бени Йонин
Иерусалимский историк-библеист и гид
— Феномен иерусалимского синдрома в большей степени связан с христианством, чем с иудаизмом, хотя и с евреями это тоже происходит. Дело в том, что христианство — религия, где подчёркиваются события, произошедшие в конкретных местах, существующих и поныне, в современном Израиле. Так что эти места могут очень сильно воздействовать на сознание религиозных людей.
У меня был интересный опыт — я вёл экскурсию для группы, в которой были женщины из Нигерии. Они и так обычно очень эмоциональны. Я объяснял смысл одного из чудес Иисуса — когда он исцелил парализованного. Стоило мне произнести: «И это произошло здесь», как одну из женщин начало трясти, она странно застонала, начала говорить на никому не понятных языках.
Мне кажется, она осознала связь библейского текста с этим местом, почувствовала, что исцеление реально произошло здесь, и мифическое прошлое слилось с реальностью.
Уникальность иерусалимского синдрома в том, что это чаще случается именно с туристами. Человек попадает туда, где он чувствует себя чужим, и через это чувство чуждости пробуждаются его религиозные фантазии. С другой стороны, можно предположить, что есть и местные люди с синдромом, — просто исторически этот термин был придуман психиатрами, которые лечили туристов.
Синдром — это своего рода часть паломничества. Недавно я узнал интересный факт: почти все монахи, которые основывали монастыри в Иудейской пустыне, например Савва или Харитон, приезжали на Святую землю изначально как туристы, паломники. Они не ожидали, что задержатся здесь, но с ними что-то происходило, и они оставались.
В религиозном переживании важно ощущение, что ты находишься на каком-то рубеже — здесь и не здесь.
Например, когда ты заходишь в храм, самое сильное впечатление будет на границе, когда ты переступаешь через порог. Лаборатория социальной когнитивной нейронауки Еврейского университета даже проводила такой опыт — евреи, которые подходили к Стене Плача, оказывается, испытывали максимальное возбуждение и сердцебиение не у самой Стены, а когда только видели её, когда им оставалось идти до неё ещё несколько минут. Именно поэтому очень часто психотический эпизод случается у людей в аэропорту или в автобусе по дороге куда-то — в пути, когда ты ещё не добрался до места. Очень часто эти люди выглядят так, будто куда-то идут, что-то ищут.
Хан Тенвольде
Турист из Голландии. Сейчас он бездомный, живёт на улице под крышей здания банка
— Я работал в Национальной аэрокосмической лаборатории Нидерландов, а также у меня была своя компания. По профессии я часовщик, у меня был свой ремонтный центр. В какой-то момент у меня начались проблемы с поясницей, перестала работать нога. Была необходима операция.
28 октября 2012 года меня прооперировали. Но не просто прооперировали — врачи сделали нечто ужасное с моим телом, они вживили мне микро- и наноэлектронику, чтобы меня контролировать. Сразу я этого не понял. После операции мне можно было три дня провести в реабилитационном центре. И в первый же день в этом центре мою палату вдруг залило ярким светом. С того момента моя жизнь полностью изменилась. Б-г открыл мне глаза на мир. До этого я не был верующим, не ходил в церковь.
Я вернулся к своей работе в лаборатории, но там всё стало по-другому. Я понял, что за мной следят, что на самом деле электронику в моё тело вживили по поручению лаборатории.
Я сказал, что знаю правду, — а они написали рапорт о моей недееспособности. Правда была для них невыносима.
Свою компанию мне тоже пришлось закрыть, моё тело не слушалось меня после операции. В следующем году я развёлся с женой. Дело в том, что я гей. Но в наши времена было принято жениться, и мы это сделали, у нас родилось двое детей. Я никогда не мог решиться рассказать ей правду. И вот во время прогулки по парку я услышал голос: «Хан, ты должен сказать жене, кто ты на самом деле». Б-г дал мне силы, я признался ей в своей гомосексуальности. Мы оба плакали.
Я пережил очень тяжёлые годы, но Б-г вёл меня на этом пути. Я начал петь к госпел-коллективах и с одним из них отправился в концертный тур по Израилю. Это случилось в 2018 году.
Когда тур подошёл к концу, Б-г дал мне знак, что я должен остаться в Израиле. Другие члены хора опасались за меня, но я уверил их, что так хочет Б-г. Тогда у меня ещё было немного денег, поэтому я часто ночевал в хостелах.
Пять раз меня арестовывала полиция, потому что правительство и представители хай-тека боятся меня, не хотят, чтобы я рассказывал людям правду об их заговоре. В последний раз меня арестовали прямо перед парадом гордости в Иерусалиме. Они знают, кто я, и не хотели, чтобы я принял в нём участие.
Помню, полицейский спросил меня: «Как тебя зовут?» И я ответил: «Иисус Христос». Он был немного озадачен.
Потом меня судили. На суде я рассказал, какая именно кара постигнет их. Меня отправили в тюрьму. Они думали, что навредили мне, а я был счастлив — у меня наконец была кровать и душ.
В тюрьме я также проповедовал, хотел, чтобы все узнали о злодеяниях правительства и высоких технологий. В результате меня отпустили. Я живу здесь без паспорта и визы уже три года, им не удаётся меня изгнать.
Но мы очень близки к Реальному Времени, близится час Б-жьей кары. Вот люди снимают видео обо мне — так и должно быть, нужно распространить слова Б-га. Он говорит нам, что мы должны любить друг друга, что мы вернёмся к нему, к природе, в рай.
Марк Гордон
Житель Иерусалима
— Когда нечто подобное происходит с туристами, об этом пишут в новостях, поднимается шум. А когда местные сходят с ума, до этого никому нет дела. Нет инфоповода.
Я переехал в Иерусалим из Советского Союза с семьёй, когда мне было 10 лет. Много лет занимался медитацией, интересовался мистикой, психоделиками. Можно сказать, что у меня был некоторый духовный бэкграунд.
Однажды — мне тогда было 22 года — я сидел в своей комнате и вдруг почувствовал, что с моим сознанием что-то происходит. Я как будто перестал существовать сам по себе, моё «я» растворилось, и я испытал слияние со всем сущим, это было как внезапное пробуждение ото сна длиною в жизнь. Моя личность исчезла, я был всем, и всё было мной. О чём бы я ни подумал, всё сразу становилось понятно, словно всё знание мира раскрылось передо мной.
Я понял, что имелось в виду во всяких священных текстах, понял, что вселенная имеет сознание — и это, очевидно, и есть то, что называют Б-гом.
Всё это произошло за считаные минуты, я был потрясён и решил, что либо умер, либо сошёл с ума, потому что нормальный человек не способен такое воспринять. И тут, буквально через несколько секунд, мне на телефон пришло сообщение со скрытого номера: «Ты не сошёл с ума, всё нормально. Концентрируйся на любви. Все люди придут к этому рано или поздно».
С этой секунды я начал верить в Б-га, решил, что это он отправил мне СМС, чтобы в критический момент спасти меня от безумия. После этого у меня появилась идея фикс, что я мессия, что я какой-то избранный, раз мне открылось это понимание. Я решил, что мне необходимо донести до людей знание о том, что Б-г есть любовь, что мы все одно.
У представителей разных конфессий это может проявляться по-разному. Христианин может считать, что он какой-нибудь пророк или перерождение Иисуса. А те, кто в теме нью-эйджа, просто скажут, что все мы единое целое и Б-г живёт во всех. Кто-то даже решит, что с ним общаются инопланетяне или духи. У евреев более развита тема мессианства. Но, я считаю, это просто разная трактовка одного и того же переживания.
Я всё ещё думаю, что в один прекрасный день мне, возможно, суждено стать мессией или царём Израиля. Мало получить это озарение — тот человек, который сумеет донести это знание до остальных людей, и станет Машиахом, Квизац Хадерахом, вторым пришествием Христа — как ни назови. Может, этим человеком буду я.
Иерусалимский синдром
Он получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.
Вид мании величия, при котором паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами.
Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира.
Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.
Особенностью Иерусалимского синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами.
Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих.
Иногда их поведение доходит до крайностей и представляет опасность для них самих или окружающих, и появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения.
Среди страдающих от Иерусалимского синдрома наблюдались как евреи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа) вызывает значительное ухудшение состояния.
Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане всех возможных конфессий.
С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное поведение может наблюдаться у паломников в Мекке.
Заболевание впервые клинически описано в 1930-х израильским психиатром Хайнцем Германом.
Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп.
Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX век.
Случай Рохана
Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана.
21 августа 1969 г. он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки.
Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.
Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстонга, основателя так называемой Всемирной Церкви Бога. Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана.
Ортодоксальный Верховный раввинат Израиля также осудил попытку поджога. В соответствии с действующим и в настоящее время решением израильского раввината вплоть до пришествия Мессии ни один еврей не должен появляться на Храмовой горе.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Berthold Werner, Public Domain.
Амнестический синдром
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения — вы однозначно получите развернутую консультацию, содержащую основные правила оказания этой помощи, информацию об эффективности современных методик, а также ответы на все вопросы. Обладая всей информацией по столь щекотливой и важной проблеме, мы гарантируем, что вы не ошибетесь, когда придет время действовать быстро.
Тем более, необходимо звонить, если нужна
экстренная помощь
Проверял Еремин Алексей Валентинович
Отсутствие памяти на определенные события называется амнезией. Она не всегда свидетельствует о патологическом процессе, так, многие не могут воспроизвести первые годы детства. Но чаще всего амнестический синдром указывает на наличие ряда неврологических или психических отклонений. По статистике нарушением памяти в той или иной степени страдает 25% людей на Земле.
Классификация
В зависимости от степени потери памяти амнезия бывает полная и частичная. В первом случае человек не может вспомнить ничего из периода своей жизни, а во втором – у него наблюдаются смутные обрывки событий. Есть также избирательная, или локальная амнезия, когда больной утрачивает только какой-то определенный навык. Такое состояние характерно для психогенных расстройств. По времени забывания данное отклонение может быть:
Тип течения амнестического синдрома может быть:
Выделяют также ретардированную потерю памяти, когда у человека стираются события через некоторое время после стресса, острого психоза или травматического повреждения. Сразу после прихода в себя он рассказывает о том, что случилось, но позднее наступает забывание.
Преходящий и постоянный амнестический синдром
Переходящая амнезия наблюдается при ряде отклонений, связанных с различными факторами, она бывает:
Полная потеря памяти наблюдается при прогрессирующих заболеваниях, которые не поддаются полному излечению. Так бывает при деменции, психическом расстройстве, неоперабельной опухоли мозга и других нарушениях. Терапия в данном случае заключается в том, чтобы добиться остановки ухудшения состояния и принять меры по адаптации больного к его амнезии.
Проявления амнестического синдрома
Классическим признаком амнезии является неспособность человека воспроизвести в памяти определенный промежуток времени своей жизни. Чаще всего забывается вначале недавние события, а затем – более отдаленные. При регрессирующем процессе наблюдается восстановление в обратном порядке. При некоторых видах расстройства отмечаются ложные, вымышленные воспоминания, или конфабуляции. С их помощью организм пытается заполнить пробелы. При этом человек искренне верит в истинность своих «воспоминаний».
Амнестический синдром после инсульта характеризуется гипо- и парамнезией (общим снижением памяти и путаницей настоящих и прошлых событий). Одновременно отмечается нарушение речи, дефицитом движения. Потеря памяти происходит при психоорганическом синдроме, при этом наблюдается также нарушения когнитивных функций. Человек теряет способность усваивать новую информацию, у него снижается внимание, замедляются мыслительные процессы. При диссоциативной амнезии больной становится рассеянным, начинает бродяжничать, у него часто отмечаются аффективные расстройства. Преходящая глобальная утрата воспоминаний характеризуется полной дезориентацией. При синдроме Корсакова часто сочетается сразу несколько видов амнезии.
При стационарном нарушении человек часто страдает и переживает из-за своего состояния, мучается чувством вины, впадает в депрессию. Прогрессирующий амнестический синдром приводит к полной беспомощности, человек может уйти из дома и заблудиться в знакомой местности. Постепенно происходит утрата навыков и знаний. В конце наблюдается полная дезориентация и требуется постоянный уход.
Органический амнестический синдром
Причинами органического амнестического синдрома могут стать различные поражения тканей мозга: церебральных артерий, белого вещества, нервов или коры полушарий. Также к нему приводит появление гематом и кровоизлияний в ЦНС. Причиной отклонения иногда становится отравление угарным газом с массивными поражениями головного мозга.
При нарушении функций височных областей, как это бывает при эпилепсии, также приводят к тому, что у человека развивается амнестический синдром. Его причиной становятся:
Еще одна распространенная причина амнестического синдрома – это алкогольная зависимость. Многие замечали, что при опьянении наблюдается кратковременная потеря памяти. Специалисты связывают ее с нехваткой витаминов B, так как этанол является их антагонистом.
Лечение алкогольной амнезии в нашей клинике всегда включает в себя полный курс терапии этого заболевания с добавлением препаратов для улучшения когнитивных и мнестических функций.
Когнитивно-амнестический синдром
Само слово «амнезия» в переводе с греческого означает потерю памяти, что сильно сказывается на когнитивных способностях человека. Запоминание событий и информации лежит в основе обучения, эмоционального окрашивания произошедшего. Именно поэтому амнестический синдром весьма травматичен, он не только снижает качество жизни больного, но и отражается на его близких.
Это состояние рассматривается как комплекс симптомов при различных диагнозах. Но клиническая медицина позволяет указывать его как самостоятельную болезнь, если не удается выявить причину нарушения. Обычно амнестический синдром имеет две характерные особенности:
Другие функции познавания в данном случае страдают редко, но могут нарушаться, так как зависят от памяти больного:
Человек перестает проявлять инициативу и самостоятельность, почти всегда находится в благодушном состоянии. Немедленная память с повторением только что произнесенных фраз или ряда чисел сохраняется. У некоторых пациентов в остром периоде заболевания появляется склонность выдумывать ответы или события. При деменции больной иногда замещает утраченную информацию о себе той, которую он когда-то видел или читал. При этом приключения выдаются им за собственные, но делается это неосознанно.
Психогенная амнезия
Состояние, которые приводят к утрате воспоминания об определенной части данных о своей личности, носят название психогенных. К этим видам амнезии относятся:
Диагностика
Диагностика амнестического синдрома требует участия нескольких специалистов, в зависимости от основной картины заболевания. К работе привлекается невролог, нарколог, нейрохирург, инфекционист, при необходимости проводится консультация психиатра. Для определения патологии используется:
В клинике доктора Исаева есть все условия для полноценного обследования больного, потерявшего память. Больница оснащена современным оборудованием, лабораторией. При необходимости существует возможность проводить консультации опытных специалистов в любой сфере медицины.
Лечение амнестического синдрома в Москве
Целью оказания помощи пациенту с потерей памяти является ее восстановление или стабилизация состояния с достижением длительной ремиссии. Амнестический синдром не имеет определенной схемы лечения. Каждый больной получает индивидуальный план оказания помощи. Он зависит от причины развития нарушения, особенностями проявления. При органической форме используется преимущественно прием медикаментов или хирургическое вмешательство, а при психогенной – психотерапия. Из препаратов чаще всего применяются:
У больного с психическими нарушениями используются антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы, нормотимики. Они помогают нормализовать поведение, восстановить контроль за биологическим ритмом, улучшить настроение при депрессии, устранить беспокойство, фобию, тревогу.
В клинике доктора Исаева применяются только проверенные, сертифицированные препараты с минимальными побочными действиями. Их прием должен проходить строго по указанному врачом курсу.
При обнаружении опухоли, гематомы или кисты в мозге прибегают к ее оперативному удалению. Методы психотерапии позволяет в совокупности с приемом лекарств добиться ускорения восстановления памяти больного. При отсутствии органических нарушений помогает вернуть воспоминания гипнотерапия. У данных пациентов практикуется когнитивно-поведенческая методика, которая позволяет выявить негативные мыслительные догмы и заменить их позитивными. С ее помощью человек проще относится к своей проблеме и это помогает ему ускорить выздоровление.
При психогенной форме амнезии целью лечения становится не столько возвращение памяти, сколько помощь в принятии больным ее потери. Метод психоанализа устраняет психотравмы, идущие из глубокого детства, а семейная терапия улучшает отношения между близкими и способствует оптимизации прогноза при амнестическом синдроме. У людей с отсутствием склонности к демонстрации своих чувств и переживаний помогает креативные виды лечения в виде арт-терапии, сказкотерапии. Помощь алкоголикам с амнезией оказывается в виде применения витаминов и средств для детоксикации организма.