Игра бродилка что это
Методическая разработка. Развивающие игры «Бродилки»
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Настольные игры «Бродилки»– это один из видов дидактических игр.
Почему возникла необходимость использования настольных игр в работе:
1) Время требует перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.
4) Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
5) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Настольные игры «Бродилки»выполняют следующие функции:
— дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе
— узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения
— дают возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;
— тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.
Методика.
Работу по обучению детей играм я строю в несколько этапов:1 этап: подготовительный
— отбор игрыв соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
— определение наиболее удобного времени проведения игры;
— выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
— определение количества играющих;
— подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
— подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
— подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
проведение игры
— ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
— объяснение хода и правил игры;
— показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
— определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);
Анализ проведенной игры
— направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
В дальнейшем ребенок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры.
Подбор игр осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, темы образовательной деятельности.
Таким образом, систематическое использование игр «Бродилок» способствует всестороннему развитию детей, развивает самостоятельность, умение организовывать свою деятельность.
Блог-портфолио воспитателя: «Маленькая страна» Блог-портфолио воспитателя «Маленькая страна» Уважаемые коллеги! В соответствии с современными требованиями к аттестации педагогов, я создала.
Методическая разработка «Играем с пиктограммкой» Методическая разработка «Играем с пиктограммкой», содержит игры на развитие предикативной лексики (слова-действия, слова-признаки). С помощью.
Игры «Бродилки»
Елена Александровна Парфенюк
Игры «Бродилки»
Игра-ходилка — одна из старейших классов настольных игр. К XIX веку появились первые настольные детские игры, имеющие не только развлекательное, но и образовательное значение, помогающие осваивать историю, географию,астрономию: «Русский крейсер», «Кругосветное путешествие», «Настольный планетарий». После октябрьской революции игрынаполнились идеологическим содержанием: «Красная Армия», «Вперед, пионер!», «Электрификация». Шестидесятые годы возродили добрые игрысо сказочными сюжетами: «Дюймовочка», «Гуси-Лебеди», «Старик Хоттабыч». В девяностых, в период компьютерного бума, казалось, бумажным играм придет конец. Однако они выжили, сейчас их великое множество, и обращаются к ним дети самых разных возрастов.
Многие скажут, что «бродилками» можно лишь скоротать досуг, что это вовсе не развивающие игры. А вот и нет! Игры с кубиками и фишками очень полезны,причем развивают они самые разнообразные умения и навыки: во-первых, это социальные навыки;
во-вторых, настольные игры отлично развивают мелкую моторику и координацию движений;
третий плюс – развитие концентрации и внимания;
в-четвертых, кидая кубик и отсчитывая ходы, малыш между делом знакомится с понятием количества, осваивает навыки порядкового и количественного счета, учится соотносить количество (в данном случае, точек на кубике) со знаком (цифрами);
в-пятых, большинство детских игр-бродилок основаны на сюжетах хорошо знакомых малышу сказок или мультфильмов, и такая игра – хороший способ активизации читательского интереса.
Воспитанники группы «Ромашки» очень любят играть в игры-ходилки.
Дидактическое пособие «Игры-шнуровки». Изготовление игры своими руками Цель: Развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики рук, развитие глазомера,самостоятельности, усидчивости, усваивание понятия.
Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.
Игры-помощники в работе с детьми-логопатами. Игры на закрепление звука [Л] Уважаемые коллеги, в продолжение цикла»Игры-помощники» предлагаю Вашему вниманию игры назакрепление в речи звука «Л»Игра «Найди картинку».
Изготовление развивающей игры «Стручок горошка» и правила игры с дидактической игрой Изготовление развивающей игры «Стручок горошка» и дидактические игрыДоброго времени суток! Хочу рассказать о своей развивающей игрушке,.
Конспект игры-занятия по познавательно-коммуникативному развитию в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Тема: «Заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» Цель: Обобщить, систематизировать и закрепить знания детей пройденного материала.
Игровая механика. Бродилки, представление о нуле и незанудная логопедия
У каждой игры есть некоторый возрастной диапазон, в котором она интересна и обладает развивающим потенциалом. Если ребенок для какой-то игры еще слишком маленький, то он старается уклониться от нее, потому что она для него так сложна, что из приятной деятельности превращается в утомительное и обременительное учебное занятие (где он вдобавок постоянно чувствует себя неуспешным). Наоборот, если человек из игры уже вырос, то ему становится неинтересно в нее играть, потому что она слишком легкая. Как вариант, он продолжает играть, но уже в формате отдыха, потому что интеллектуального вызова игра больше не представляет.
У некоторых игр диапазон, в котором они интересны и развивают, очень большой. Например, мастерство игры в шахматы можно совершенствовать всю жизнь. У других игр он совсем маленький. Например, игры жанра «бродилка с кубиком» являются интересными и развивающими примерно с пяти до шести лет. Речь сейчас идет о тех играх, которые почти полностью сводятся к механике «бросить кубик и сделать столько шагов, какое число выпало». Это, в частности, всевозможные «змеи и лестницы».
Чтобы ребенок вообще смог поиграть в такую игру, он уже должен уметь считать от одного до шести, пусть и не очень уверенно, и опознавать эти числа на кубике. В четыре года многим детям это еще недоступно, а в пять они в основном уже могут с этим справиться.
Интересно, что одна из главных развивающих задач, которые решают бродилки, это начало формирования представления о нуле как точке отсчета. Когда детей учат считать, то считают обычно с единицы: один, два, три, четыре… Поэтому когда ребенок кидает кубик и начинает двигать фигурку, то клетку, на которой фигурка стояла изначально, он принимает за единицу:
— Один (фигурка стоит), два (фигурка делает первый шаг), три (фигурка делает второй шаг)…
Проходит довольно много времени, прежде чем ребенку удается связать число на кубике с числом шагов и запомнить, что один — это когда фигурка сделала один шаг, а когда она еще стоит на месте, считать не надо, потому что она еще ни одного шага не сделала. Для многих пятилетних детей это сложная мысль, в которую надо въезжать.
Вторая сложность, с которой они сталкиваются, это синхронизировать счет с перемещением фигурки. Многие пятилетки делают так: они вслух считают (правильно считают), а руками ритмично переставляют фигурку с клетки на клетку, но делают две эти вещи слегка с разной скоростью. В итоге ребенок вроде все правильно посчитал, а фигурка оказалась совершенно не там, где нужно. И на этом моменте нужно просить ребенка считать помедленнее и следить за тем, чтобы фигурка делала новый шаг только тогда, когда он называет новое число. Что происходит в этот момент? Счет, который пока еще является для ребенка чем-то вроде стишка или считалочки, более осознанно применяется к конкретным объектам.
Если смотреть с точки зрения программы действий, то здесь программа как минимум из двух шагов: 1) бросить кубик (зафиксировав результат броска) и 2) отсчитать столько шагов, сколько выпало на кубике.
Дополнительные элементы типа «змеи» и «лестницы», которые телепортируют фишку на несколько клеток вперед или назад по треку, решают две задачи. Во-первых, это упражнение на внимание. Ребенку нужно каждый раз, совершив ход, проверять (и это уже третий шаг в программе действий!), не надо ли с этой клетки перепрыгнуть на какую-то другую. И это достаточно сложная задача, потому что нужно учитывать направление стрелки. Часто дети принимают конечный пункт телепорта за стартовый – заметив сам факт наличия стрелки, но не рассмотрев, куда она указывает. Второй момент – это то, что игра становится менее предсказуемой, и ребенок включается в нее эмоционально: он боится попасть на клетку, которая отправит его назад. и очень хочет попасть на клетку, которая отправит его вперед. Это добавляет элемент азарта.
К шести годам ребенок уже уверенно считает в пределах десятка, и механика перемещения фигурки через бросок кубика в основном исчерпывает свой развивающий потенциал. Она автоматизируется, и на первый план выходят уже всякие дополнительные элементы механики. Вот это, например, бродилка из «Энциклопедии профессора Фортрана». Здесь на треке много условных обозначений с разными вариантами дополнительных действий. Игроку нужно будет часто останавливаться и смотреть по легенде, что дальше делать. Если он попытается запомнить, какой значок что означает, будет заодно неплохая тренировка для памяти.
Добавляем задания
Можно усложнить бродилку заданиями. К тому моменту, когда ребенку исполняется шесть, он уже умеет кидать кубик, опознавать число на нем и двигать фигурку ровно на столько клеток, сколько надо. В этот момент для него становятся актуальны бродилки с механикой фантов.
Вариант бродилки с фантами — это, например, «Изумрудный город». Сразу оговорюсь, что это не самый характерный пример, потому что здесь используется кооперативная механика (и эта игра нам еще понадобится для разговора о кооперативах), так что здесь нас будут больше интересовать всякие дополнительные элементы. Первое, что тут любопытно, это кубик: он указывает не число шагов, а мини-упражнение для мелкой моторики: толкнуть фишку, подбросить фишку, скатить фишку с горки. Это все требует тонких движений кистью и пальцами, которые полезны как часть системы подготовки руки к письму. Идея с мини-упражнениями как таковая очень хороша; а вот некоторые пиктограммы, к сожалению, довольно неочевидны. Дети их с трудом опознают и регулярно путают.
Задания в «Изумрудном городе» подобраны так, чтобы это развивало речь и готовило к школе. Например, «не шевелись до следующего хода» — это упражнение для самоконтроля. Ребенок, который научился оттормаживать желание вертеться, крутиться, вскакивать и бежать, в школе сможет спокойно сидеть за партой. «Назови пять блюд», «произнеси скороговорку» — это логопедические упражнения на словарный запас и звукопроизношение. После первых нескольких партий, когда задания уже знакомы, их имеет смысл варьировать — пять блюд заменять на пять фруктов, пять зверей и т.д., одну скороговорку менять на другую. Конечная задача здесь в том, чтобы ребенок мог говорить четко и бегло, и ему не приходилось лезть за словом в карман посреди предложения. В школе это очень востребованное умение — оно нужно ребенку каждый раз, когда учитель задает ему вопрос. В игре, как понятно, ребенок выполняет такие упражнения гораздо охотнее, чем когда мама сажает его за стол и говорит: «Так, а сейчас будем делать домашнее задание логопеда». Физкультурные карточки, типа «попрыгай на одном месте», «проползи на четвереньках» — это эквивалент физкультминутки. Во-первых, они позволяют разгрузить мышечный аппарат, прежде всего спину: в шесть лет ребенку уже приходится очень много сидеть за столом (и в настольные игры он тоже играет за столом), а физиологически ему тяжело столько сидеть на месте. Во-вторых, это дает вклад в развитие моторной координации. Песочные часы, задающие темп игры, приучают ребенка укладываться в отведенное время — тоже важный навык для школы, где в классе много детей, и всем им нужно выполнять задания примерно в одном и том же темпе.
Соответственно, период, когда «Изумрудный город» — это именно развивающая игра, приходится примерно на 6-7 лет. В год перед школой она вносит свой вклад в подготовку к школе, и еще в первом классе в нее хорошо поиграть для развития речи, особенно если есть какие-то логопедические заморочки.
Считается, что поскольку в дошкольном возрасте у ребенка ведущая деятельность — это игра, то его развитие должно выстраиваться вокруг игры, и занятия тоже должны происходить в игровой форме. Смысл в том, что ребенок с заметно большим энтузиазмом выполняет всякие полезные для него задания, если это часть игры, а не часть учебного процесса (в явном виде). На школьниках и взрослых людях это тоже работает, и многие полезные навыки можно прививать в формате деловой игры, например. Другое дело, что большие массивы информации таким образом передавать затруднительно, поэтому весь образовательный процесс так выстроить нельзя, но некоторые его части — можно. В первую очередь, это касается того, что требует упражнения и непосредственного практического опыта.
Добавляем элемент хулиганства
Еще один вариант бродилки с фантами — «День вождей». Это более традиционная бродилка: кубик указывает число шагов, дети соревнуются, кто быстрее пройдет по треку до конца.
Дополнительное условие: после каждого хода нужно выполнить задание. Если выполняешь, остаешься стоять, где стоял, а если не хочешь выполнять, делаешь несколько шагов назад. Здесь тоже много заданий, которые хороши как часть подготовки к школе (произнести скороговорку, замереть на месте до следующего хода и т.д.), но основной акцент другой. Тут задания выстроены так, чтобы ребенок чувствовал, что шалит и балуется, и никто не будет его за это ругать. Опять-таки, это очень актуальная вещь для шести лет, потому что в год перед школой взрослые хором начинают объяснять ребенку, что он уже почти школьник и должен вести себя соответствующим образом.
На самом деле «почти школьник» — это не то же самое, что «уже школьник», и ребенку, загруженному детским садом, подготовительными занятиями, кружками и спортивными секциями, зачастую очень не хватает возможности просто подурачиться. Поэтому для детей становится большим счастьем, когда ради разнообразия им предлагают поделать что-то смешное и хулиганское (крикнуть в форточку «с новым годом!», подрисовать себе усы, изобразить настырного комара и т.д.). Это такая возможность побыть все-таки еще ребенком, а не большим дядей с портфелем. В начальной школе эта тема сохраняет актуальность. К первому классу многие дети еще не ощущают, что наигрались, а планка требований взрослых к ним неуклонно поднимается, и возможность подурачиться становится возможностью выпустить напряжение, накопившееся в школе.
Еще одна важная тема, которую затрагивает «День вождей» — это чувство стеснения. Те или иные задания могут вызывать у ребенка тревогу (а вдруг не получится, а вдруг надо мной будут смеяться, а вдруг это вредно, а вдруг отругают?), но у ребенка всегда есть возможность выбрать, будет он выполнять задание или нет. Это очень хорошая ситуация, когда ребенок сам контролирует, насколько далеко он готов зайти (например, произнести скороговорку — ладно, попробую, а вот кричать в форточку — уже нет). Стеснительным детям это позволяет в удобном для них темпе постепенно выходить из зоны комфорта и решаться на что-то, что до сих пор казалось им слишком рискованным или не совсем приличным. Стеснительность, кстати, тоже может быть большой проблемой для школьника: учитель задает ему вопрос, а он молчит. Не потому молчит, что не знает, а потому, что стесняется. Некоторые дети испытывают настолько сильную тревогу, что они даже в эту игру не могут играть: у них страх перед тем, чтобы сделать что-то необычное на глазах у других, оказывается сильнее, чем желание выиграть. В этой ситуации надо двигаться с ребенком к психологу и вместе разбираться, что с этим делать дальше.
На карточках «Дня вождей» много текста – это означает, что нечитающие дети не смогут играть сами, нужен взрослый ведущий. Взрослому заранее тоже надо подумать, все ли задания для него приемлемы и что из колоды заданий он будет использовать в игре. Порядка трети заданий рассчитаны на то, что игра происходит дома. Скажем, задание, где ребенок должен съесть ломтик лимона, предполагает техническую возможность пойти на кухню, залезть в холодильник и найти там лимон. На игротеке так не получится (или лимон надо брать с собой).
Границы приемлемости у взрослых – это отдельная интересная тема. Между тем моментом, когда мы дарим знакомому ребенку игру, и тем моментом, когда ребенок начинает что-то с помощью нее развивать, стоит промежуточное звено в виде мамы, которая внимательно оценивает игру с точки зрения ее приемлемости. Например, распространенная тема в верующих семьях – это когда из информационной среды, в которой находится ребенок, планомерно изымается все, что хотя бы отдаленно напоминает нечистую силу. Супергерои иногда тоже попадают в эту категорию (потому что выглядят страшно), и игра может оказаться сразу задвинута на верхнюю полку шкафа, только потому что у нее на коробке – агрессивного вида персонаж в костюме. Еще одна причина, почему игра может оказаться быстро изъята – это то, что из-за нее дома настает беспорядок («День вождей», например, очень способствует беспорядку).
Зарисовка с игровой сессии:
– Давай сегодня играть в песочницу? – говорю я.
– Давай, – отвечает девочка К., шести лет от роду. – А у нас, кстати, тоже дома есть такой песок.
– О, здорово!
– Да, нам его на новый год подарили. Только мама его убрала и не разрешает брать.
– Почему?
– Потому что мы его по полу рассыпали.
Модель для сборки
Интересный творческий проект для шестилетнего ребенка – это сделать бродилку самому. Нарисовать трек и придумать сюжеты для телепортов (нападение крокодила, например) шестилетний ребенок может сам – и сделает это с удовольствием. Пронумеровать клетки, возможно, надо будет помочь. Колоду карт с заданиями можно сделать общими усилиями, причем взрослый имеет возможность настроить эту колоду под задачи развития конкретного ребенка. Например, если ему явно не хватает слов в активном словарном запасе, добавить много-много заданий на лексику.
Ниже — несколько примеров типовых заданий, которые хорошо включать для развития речи и подготовки ребенка к школе.
Самоконтроль:
— не шевелись до следующего хода;
— не говори ни слова до следующего хода;
— не улыбайся и не смейся до следующего хода;
— встань как статуя и замри до следующего хода;
— задержи дыхание на 10 секунд.
Лексика:
— назови пять видов транспорта;
— назови пять фруктов;
— назови пять овощей;
— назови пять домашних животных;
— назови пять диких животных;
— назови пять птиц;
— назови пять насекомых;
— назови пять деревьев;
— назови пять праздников;
— назови пять предметов мебели;
— назови пять профессий;
— назови пять предметов одежды;
— назови пять игрушек.
Свойства:
— назови пять предметов, которые бывают мягкими;
— назови пять предметов, которые бывают острыми;
— назови пять предметов, которые бывают сладкими;
— назови пять предметов, которые бывают горькими;
— назови пять предметов, которые бывают блестящими;
— назови пять предметов, которые бывают холодными;
— назови пять предметов, которые бывают горячими.
Конкретное мышление:
— назови пять предметов, которые могут пригодиться на кухне;
— назови пять предметов, которые стоит взять в поход;
— назови пять предметов, которые приятно получить в подарок;
— назови пять предметов, которые могут разбиться;
— назови пять предметов, которые использует врач;
— назови пять предметов, которыми можно рисовать;
— назови пять продуктов, которые можно положить на бутерброд;
— назови пять игр, в которые хорошо играть на улице;
Аналогии:
— У кошки котенок, а у собаки?
— Осенью дождь, а зимой?
— У машины водитель, а у самолета?
— Попугай в клетке, а рыбка?
— Художник создает картины, а гончар?
— У футболистов мяч, а у хоккеистов?
— Кукушка кукует, а сова?
Звуко-буквенный состав:
— назови пять слов, которые начинаются на У;
— назови пять слов, в которых есть звук Р;
— и т.д.
Координация движений:
— потяни себя двумя пальцами за нос;
— ущипни себя за пятку;
— потяни себя левой рукой за правое ухо, а правой рукой – за левое ухо;
— закрой глаза и дотянись пальцем до носа;
— встань на одну ногу, закрой глаза и стой так пять секунд;
— изобрази самолет: встань на одну ногу, наклонись вперед и расставь руки в стороны – стой так пять секунд;
— пропрыгай на одной ноге от окна до двери;
— подними карточку со стола с помощью указательного и среднего пальцев;
— нарисуй квадрат с закрытыми глазами;
— нарисуй одновременно — левой рукой круг, а правой рукой квадрат.
Если ребенок занимается с логопедом, можно просто поинтересоваться у логопеда, что они делают, и вставить в колоду пачку аналогичных заданий.
Минус первый уровень сложности
Технически, можно сделать бродилку, которая будет доступна ребенку младше пяти лет. Для этого нужно убрать кубик с числами и заменить его более простым элементом механики. Например, в игре «Совушки, ау» вместо навыка счета используется навык цветового восприятия. Ребенок выбирает цвет из трех вариантов и ищет ближайший кружок на треке, который окрашен так же: туда он и сможет переместить фишку. Если при этом просить называть цвет, то заодно можно потренироваться узнавать и называть цвета.
С одной стороны, таким образом мы получаем возможность приобщить четырехлетнего ребенка к настольным играм (со всеми вытекающими из этого плюсами, которые мы рассматривали ранее). С другой стороны, в это время для ребенка существенно более актуальна свободная ролевая игра, и при наличии выбора между наборами для сюжетно-ролевой игры и настолкой последняя почти неизбежно будет проигрывать, если там сюжет явно не доминирует над механикой.
Что дальше?
Механику перемещения фишки по клеткам из пункта А в пункт Б мы увидим на многих куда более сложных играх – как систему подсчета очков. Например, поле для подсчета очков в Каркассоне – это та же самая мини-бродилка. После того, как ребенок полностью освоил эту механику, она уже не добавляет уровня сложности, а используется просто для наглядности и удобства.
Бродилками разного вида доступные и полезные дошкольникам настольные игры, естественно, не ограничиваются. Дальше мы будем рассматривать, во что еще с ними можно поиграть — и зачем.
И еще один момент: я прошу вас отнестись с пониманием к тому, что для разговора про игромеханику детских настолок я буду использовать в качестве примера конкретные игры, чтобы разобрать, как они работают и что делают с ребенком. Я не хочу сказать, что именно те игры, которые я буду приводить в качестве примера, лучше других того же типа; это просто те игры, которыми я пользуюсь в работе. У вас может быть свой интересный опыт с аналогичными играми, и я хочу предложить обменяться им. Если у вас или у ваших детей есть любимые игры типа «бродилка», напишите о них, пожалуйста, в комментарии.