Игра чем я с другом поделюсь
Формирование дружеских отношений с помощью дидактических игр
Елена Семеняка
Формирование дружеских отношений с помощью дидактических игр
Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.
Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей– к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.
Дидактические игры.
Игра «Звери на болоте».
1. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.
2. Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого, дружеское отношение к другим.
3.Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста, спасибо и др.)
Ход игры.
Игра «Мост дружбы».
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать взаимоотношения.
Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».
Игра «Фотографии друзей»
Цель: развивать способности к познанию другого, формировать позитивное отношение к сверстникам, умение выражать свои чувства, отношения в речи.
На столе разложены фотографии детей в группе. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал именно их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано, рассказать, какой это ребенок, почему он с ним дружит.
Музыкальная игра «Танец в парах».
Цель: развивать эмпатию (ориентацию на эмоциональное состояние и поведение другого) у детей посредством стимулирования зрительного и тактильного контакта, дружеских взаимоотношений в группе.
Воспитатель предлагает детям встать парами лицом друг к другу. Важно, чтобы расстояние между парами было достаточное для танцев, чтобы пары распределялись равномерно по всей площади ковра. Затем воспитатель дает каждой паре по плотному листу бумаги. Лист бумаги кладется на головы партнеров так, чтобы каждой паре было удобно удерживать его во время танца. Затем включается музыка, и дети начинают танцевать, стараясь удержать лист бумаги как можно дольше. Выигрывает та пара, которая удержала лист бумаги дольше других.
Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов»
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. Дружеское отношение к сверстникам.
— Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? На
учите меня петь ее и танцевать! Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».
Дидактическая игра «Цветок дружбы».
Материал: цветик-семицветик и кукла Карлсона.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку Карлсона и объясняет детям, что он очень расстроен. Педагог предлагает малышам спросить у Карлсона, почему он грустит.Он рассказывает: «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы. Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять, чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так».
Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему, ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы. После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит, что теперь он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.
Творческая игра «Помогаем друг другу»
Материал: разрезные картинки (верблюд, воздушный шар, две пальмы, облака, бегемот, яблоня, костюм Бармалея, макет корабля.
Ход игры:
Восп. Я предлагаю вам отправиться в путешествие на неизведанный остров на этом замечательном корабле.
Дети поднимаются на корабль и под легкую музыку «плывут» в дальние страны.
Восп. Ребята, посмотрите! Впереди показалась земля! Сейчас наш корабль подплывет к острову, и мы сойдем на берег.
Дети выходят с корабля и идут на остров. Вдруг им навстречу выходит страшный, грозный Бармалей.
Восп. Подожди, пожалуйста, дорогой Бармалей. Не надо нас хватать и глотать. И вовсе ты не такой уж и страшный, и злой. Правда, ребята?
Восп. Вот сейчас ты сможешь в этом убедиться. Мы предлагаем тебе поиграть вместе с нами.
Барм. А во что мы будем играть?
Восп. Мы тебе сейчас это объясним. Вместе с ребятами тебе нужно собрать из частей картинку.
Барм. Да я и сам справлюсь, не нужно мне помогать.
Дети и Бармалей приступают к выполнению задания.
Барм. У меня почему-то не получается. А вы так быстро и хорошо всё сложили.
Ребята помогают Бармалею, он радуется и благодарит их.
Восп. Дорогой Бармалей, а ты знаешь, кто такие друзья?
Восп. Это как раз те, кто помогает друг другу, всегда придет на помощь, и если нужно, выручит в беде.
Барм. Теперь я понял, кто такие друзья!
Игра «Назови друга ласково».
Материал: надувное сердечко.
Ход игры:
Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу.
После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
Дидактическая игра «Поступаем правильно»
Цель игры: дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.
Необходимое оборудование: парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.
Ход игры: Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается.Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.
Дидактическая игра «А что сказали бы вы?»
Цель игры: дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы, умение делиться.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный. Например,воспитатель обыгрывает следующие ситуации:
1. «Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажите?
я такие не люблю, дай мне другую;
2. Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?
мне нужна она самому;
я дам тебе, если только ты дашь мне свою.
3. Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду. Что ты ей скажешь?
я устал, сама помою.
Консультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить» «Помогите ребенку научиться дружить». Дружба. Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем. что абсолютно.
Перспективный план работы с детьми среднего дошкольного возраста по формированию дружеских отношений Работая в детском саду, нередко приходится слышать, как жалуясь на сверстника, ребёнок получает наставления от родителей типа: «А ты ему.
Занятие № 3 «Для чего нам нужен нос?»
Программное содержание:
1. Знакомство детей с носом и его функциями.
2. Закреплять правила гигиены носа, правила дыхания, личной гигиены.
3. Развивать обоняние.
Оборудование:Буратино, магнитофон, кассета «Буратино», игра «Чем я с другом поделюсь?», дидактическая игра «Чего не хватает?», зеркала, схема «Разные носы», носовой платок, дидактическая игра «Определи запах».
Ход занятия
Организационный момент.Дети стоят в кругу (вдалеке раздается музыка). Появляется Буратино! Здоровается со всеми.
1. Создание проблемной ситуации. Уточнение и закрепление пройденного материала. Сейчас мы проверим Буратино, знает ли он чем можно и нужно делиться с другом, а чем нельзя
Игра «Чем я с другом поделюсь?»
Буратино путается, дети помогают.
— Я конфетой поделюсь? (Да)
— Можно пользоваться одним носовым платком с другом? (Нет)
— Апельсином поделюсь? (Да)
— Можно пользоваться одной зубной щеткой с другом? (Нет)
— Можно играть одной игрушкой с другом? (Да)
— Можно пользоваться одной расческой с другом? (Нет)
— Можно пользоваться одним полотенцем с другом?
— Можно пользоваться одной мочалкой с другом?
Все названные предметы педагог демонстрирует детям на картинках. Педагог, завершая игру, подводит детей к пониманию того, что существуют предметы только личного пользования.
2. Буратино принес для ребят картинки, выставляет их на мольберт. Предлагает поиграть
в дидактическую игру «Чего не хватает?»
Дети подбирают подходящие носы (слону, ребенку, Буратино, собачке, уточке). Буратино хвалит детей и хвастается своим носом.
3. Педагог предлагает детям рассмотреть в зеркало свои носики.
«Какие бывают носы?»Игра с опорой на контурные изображения (прямые, курносые, с горбинкой).
— Все носы красивы по-своему. Нос не только украшает наше лицо, но и выполняет очень важную функцию.
— Для чего нам нужен нос? Чем вы дышите?
В воздухе есть маленькие существа — микробы. Буратино закрывает нос. Напрасно, так как нос легко справляется с микробами. Влетая в нос, микробы прилипают к специальной липучке и превращаются в маленькие комочки. Они мешают дыханию. Но как же их достать?
Буратино пытается палец засунуть в нос. Дети рассказывают стихи и учат Буратино правильно чистить нос.
Если нос дышать не может, Носовой платок поможет. Можно и салфетку взять, Чтобы носик высморкать. Ну а если нет платка, К крану ты спеши пока, И свой нос тотчас промой Чистой тепленькой водой.
4. Буратино хвалит детей, говорит, что все запомнил. Педагог задает вопросы: Можно ли дышать ртом, если нос не дышит? (Ртом дышать нельзя, горло может заболеть.) Запомните правило: Нужно дышать только носом.
5. Поучим Буратино дыхательной гимнастике. Показ дыхательной гимнастики:
• «Воздушный массаж» — почистим носик (медленное вдыхание воздуха через нос и его выдыхание через нос при закрытом рте). Повторять 6 раз медленно и ритмично.
• «Снежинку поймаем, подуем на нее». Поднять руки согнутые в локтях вверх, затем поднести ко рту и подуть — кто дальше и сильнее. 4 раза.
6. Дидактическая игра «Угадай запах?»(лимон, чеснок, бензин, лекарство, духи). Буратино прощается с детьми, хвалит их.
Итог.Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.
Занятие № 4 «Чтобы глазоньки блестели»
Программное содержание:
1. Закреплять знания о функциях носа, о пользе дыхательной гимнастики.
2. Уточнять знания о функциях глаз, о специальных способах охраны зрения. Формировать навыки ухода за глазами и очками. Обучать приемам самомассажа.
Оборудование:кукла Знайка, большие зеркала, игровизоры по количеству детей, дидактическая игра «Что видно нашим глазкам?», дидактическая игра «Передай настроение», дидактическая игра «Что опасно для глаз?»
Ход занятия
Организационный момент.В гости к ребятам приехал Знайка из Солнечного города.
1. Покажем Знайке дыхательную гимнастику:
• «Воздушный массаж» — почистим носик (медленное вдыхание воздуха через нос и его выдыхание через нос при закрытом рте). Повторять 6 раз медленно и ритмично.
• «Снежинку поймаем подуем на нее». Поднять руки согнутые в локтях вверх, затем поднести ко рту и подуть — кто дальше и сильнее. 4 раза.
Расскажем Знайке, как помогает нам нос?
3. Загадывание загадки:
Есть у каждого лица Два красивых озерца. Между ними есть гора. Назови их, детвора. (Глаза)
Знайка рассказывает детям, что из всех наших органов самыми удивительными являются глаза. Через них, как через два сверкающих окна, мы смотрим на окружающий мир. Мы недостаточно ценим свои глаза, иначе, лучше бы оберегали их.
3. Эксперимент: «Давайте завяжем глаза и походим по нашей группе. Как вы себя ощущаете?» (Ответы детей)
Мини-рассказ «Как жил бы человек без глаз?»
Вопрос Знайки: Как помогают нам глаза? Знайка дополняет: зрением распознаются формы и детали предметов, игрушек, их цвет, движение и многое другое.
Игровые упражнения: «Узнай предмет по части», «Найди игрушки определенного цвета», « Угадай, быстро я иду или медленно и др.
4. Знайка зовет детей к большому зеркалу. Давайте рассмотрим свои глазки и назовем, какого цвета они?
У кого серые глазки, тех ребят называют — сероглазыми, у кого карие глазки — кареглазыми, у кого голубые глазки — голубоглазыми, у кого зеленые глазки — зеленоглазыми.
— Чтобы глазки отдохнули, заблестели, можно сделать массаж.
— Педагог учит выполнять разные виды массажа.
Ребята наши глазки могут передавать настроение, эмоции. По ним можно узнать горе у человека или радость.
5. Игра «Передай настроение»:
С помощью мимики и пантомимики дети изображают настроение.
1 картинка — испуганный заяц
2 картинка — веселое солнышко
3 картинка — грустная тучка
4 картинка — хитрая лиса
Демонстрационные картинки могут быть дополнены или заменены.
6. Дидактическая игра «Что опасно для глаз?»Знайка предлагает рассмотреть в игровизорах и отметить предметы на картинке, которые опасны для глаз. Что может произойти с твоими глазками, если ты забыл про осторожность? Знайка дополняет. Совместно обсуждаются опасные ситуации для глаз и то, как их избежать. Итог.Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.
Занятие № 5 «Расти коса до пояса»
Программное содержание:
1. Уточнять знания детей о назначении волос.
2. Упражнять детей в действиях (волосы надо причесывать, подстригать, мыть, заплетать косичку, завязывать бант и т. д.).
3. Закреплять навыки самомассажа глаз.
4. Развивать зрительную и моторную координацию.
Оборудование:кукла Карлсон, дидактическое пособие «Косичка», деревянная доска и 3 цветных шнура, дидактическая игра «Распутай лабиринт», цветные карандаши, расческа, шампунь.
Ход занятия
Организационный момент.Появляется Карлсон, смешит детей. Хвастается своей прической. Дети говорят ему, что он очень лохматый, непричесанный.
1. Педагог предлагает отгадать загадку и узнать, какой подарок получит Карлсон:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков имедведей. (Расческа)
Дети помогают причесать Карлсона.
2. Педагог просит детей ответить на вопросы.
— Кто лучше расскажет, где у человека находятся волосы?
— Чем моют волосы? Как часто нужно мыть волосы?
Педагог поощряет детей и говорит, что с помощью их ответов Карлсон узнал, что волосы находятся вверху на голове у человека. Что моют их шампунем и по мере загрязнения. Сушить волосы лучше при помощи теплого, нагретого на батарее полотенца, которым обматывают голову. Нельзя сушить волосы слишком горячим феном. Затем волосы необходимо причесать, тогда они смотрятся красиво. У девочек волосы бывают длинные, а у мальчиков — всегда короткие.
Что ещё вы знаете о волосах? (волосы разного цвета) Какой цвет волос у Карлсона? А у вас ребята?
Педагог уточняет с детьми, что волосы бывают светлые, белые, русые, темно-русые, рыжие.
3. Дидактическая игра «Распутай лабиринт»
Пройди по дорожке и определи, какого цвета волосы у куклы. Закрась.
4. Дети показывают Карлсону приемы самомассажа. Чтобы глазки отдохнули, лучше видели, блестели, сделаем самомассаж и точечный массаж у большого зеркала:
• Массаж точки в 1 см от внутреннего угла глаза.
5. Дидактическая игра «Заплетем косичку» и научим Карлсона
Чтение стихотворения сопровождается показом, объяснением педагога. Карлсон предлагает детям сплести косы из разноцветных лент.
Итог.Педагог хвалит детей за правильные ответы и хорошую работу на занятии.
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Машенька в гостях у ребят»
Анастасия Дубинина
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Машенька в гостях у ребят»
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе
«Машенька в гостях у ребят»
Цель: формирование элементарных понятий о здоровом образе жизни у дошкольников.
закрепить представления детей о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни;
формировать умение бережного отношения к своему организму;
совершенствовать знания детей о пользе витаминов, которые содержаться в продуктах;
воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, коллективизма;
расширять и активизировать словарь.
Словарная работа: витамины, расческа, мочалка, мыло жидкое, хозяйственное, туалетное.
Способы: объяснение, вопросы воспитателя, художественное слово, В. В. Маяковский (отрывок из стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо», загадка, стихи, дидактическая игра «Правильное и неправильное питание», игра малой подвижности «Чем я с другом поделюсь», физминутка Раз, два, три, четыре, пять…», рассматривание иллюстраций, сюрпризный момент, практическая деятельность, итог занятия.
Средства: карточки с изображением витаминов, предметы личной гигиены (зубная щетка, мыло, расческа, мочалка, дид. игратт «Правильное и неправильное питание», мяч, муляжи фруктов и овощей, кукла Маша.
Рассматривание картинок с изображением продуктов, содержащих витамины;
Беседа о здоровом образе жизни, о гигиене;
Чтение художественной литературы: К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорина горе», В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
Ход занятия
Воспитатель собирает детей на ковре и говорит о том, что к ним пришел гость. (Воспитатель одевает костюм Машеньки).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришла в гости девочка Машенька. Она не любит умываться по утрам, не умеет чистить зубы, и не знает что такое утренняя зарядка. Она ест вредные продукты. Давайте ей расскажем, что нам нужно, чтобы быть здоровыми.
Воспитатель: Ребята, есть среди вас такие же, как Маша, кто не любит умываться, чистить зубы, расчесываться?
Воспитатель: Молодцы! Вы следите за своим здоровьем, сейчас мы с Машей поиграем, покажем ей, которые предметы гигиены нам нужны, чтобы быть чистыми.
Дидактическая игра «Какие предметы гигиены нам нужны»
На столе раскладываются различные предметы, из них дети вбирают предметы гигиены.
Воспитатель: Кожа нуждается в защите и уходе за ней. Ребята, вспомните и расскажите Маше, как нужно ухаживать за кожей. Что необходимо для этого?
Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем с вами в игру «Чем я с другом поделюсь»
Дидактическая игра «Чем я с другом поделюсь»
Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч каждому ребенку, называя при этом предметы игрушки, гигиены, сладости. Получая мяч, в ответ надо говорить «Да» или «Нет».
Воспитатель: Ребята, чтобы быть здоровым, мы по утрам не только умываемся, но и делаем зарядку. Давайте покажем, Маше, как мы это делаем.
Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять…»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.
Прыгать, заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Взялся зайка за бока,
Заплясал он гопака.
Заплясал он гопака.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-скок-скок.
А затем в присядку,
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а сейчас подойдите к столу, давайте назовем и покажем Маше полезные и вредные продукты для организма.
Дидактическая игра «Правильное и неправильное питание».
На столе лежат две большие карты и маленькие картинки. Дети берут маленькие картинки и раскладывают на одну карточку продукты питания, которые приносят пользу организму, на другую – продукты, которые не приносят пользу организму.
Маша: Ребята, вы какие молодцы! А теперь нарисуйте мне, пожалуйста, овощи и фрукты, в которых много витаминов.
Рисование «Большие и маленькие яблоки».
Воспитатель:, а что будет, если мы не будем умываться.
Воспитатель: А если мы будем дразнить кошку или собаку, что получится?
Воспитатель: Ребята, а какие предметы гигиены вы знаети?
Машенька: Спасибо, ребята. Я буду умываться, чистить зубы, и делать зарядку по утрам. И есть только полезные продукты.
Конспект образовательной деятельности в режимных моментах во второй младшей группе «В гостях у бабушки Варварушки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» КОНСПЕКТ образовательной деятельности в режимных моментах.
Фотоотчет об итоговом занятии по познавательной деятельности «Капелька в гостях у ребят» во второй младшей группе Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды и ее значении для всего живого. Образовательные задачи: уточнить знания детей о воде.
Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Веселушка в гостях у детей» Филиал СШ ДОУ «Березка» поселок Тимирязевский Конспект интегрированной образовательной деятельности во второй младшей группе «Сказка».
Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе за второй квартал «Кошка Мурка в гостях у ребят» Цель: Познакомить детей с пальчиковыми играми. Задачи: • Формировать умение запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение.
Конспект НОД во второй младшей группе «Ежик в гостях у ребят» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки» Тема: «В гостях у сказки» Цель: Уточнение и расширение представлений детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательная область «Речевое.
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста «Мишка в гостях у ребят» Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в группе раннего возраста «Капитошка» Подготовила: воспитатель Скачкова.
Конспект занятия во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Конспект занятия 2 младшая группа. Тема: «Зайчик в гостях у ребят». Программные задачи: Учить детей составлять описание предмета, упражнять.
Новогодний утренник для младшего дошкольного возраста «Машенька в гостях у ребят» Цель: Создание праздничного настроения у детей. Задачи: Раскрывать творческие способности детей через различные виды музыкальной деятельности.