Игра что где когда по литературе
Урок-игра по литературе «Что? Где? Когда?»для 11 класса
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Конкурс знатоков «Что?», «Где?», «Когда?»
Цель: изучение эрудиции учеников 11 класса по предмету литература.
1) Показать практическое применение полученных у детей знаний в ходе изучения пройденного материала
2)Развивать познавательные навыки учащихся, умение самостоятельно достигать намеченной цели в процессе совместной работы.
3) Воспитывать интерес к родному языку, творчеству, чувство уважения друг к другу в ходе выполнения коллективной работы.
Оборудование: волчок, 20 конвертов с заданиями, конверты с обозначениями музыкальных пауз.
Предварительная подготовка к конкурсу:
1) Учителя литературы готовит содержание заданий к конкурсу.
2) Разделить класс на 2 команды: игроки и болельщики.
3) Команда болельщиков готовит номера художественной самодеятельности для рекламных пауз.
В конкурсе принимают участие 2 команды –это знатоки и команда учителей. Командой учителей заранее придуманы вопросы, которые лежат на столе у знатоков. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Выигрывает команда, которая первая набирает наибольшее количество баллов. На обдумывание вопроса команде дается 2 минуты. Команда может дать досрочный ответ, сохранив свое время на более трудные вопросы.
4 этап – Подведение итогов игры.
5 этап – Награждение знатоков за участие в игре.
Вопросы для конвертов
1. Дайте полное название произведения, героев и фрагмента(эпизода). «В эту секунду она поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она вспомнила слова генерала Аносовао вечной исключительной любви – почти пророческие слова»
(Куприн «Гранатовый браслет». Вера Николаевна Шеина).
2. Кто из персонажей так описывается (характеризуется).
(Бунин «Господин из Сан – Франциско», принц на корабле).
3.Кому из персонажей принадлежат эти слова. Дайте краткую характеристику этому человеку.
«. Ты пойми: я может быть, со зла вор- то. оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня. ».
(Васька Пепел. Чехов. «На дне»).
4. В каком произведении русской литературы Петербург был назван Петроградом?
(А. С. Пушкин «медный всадник»).
2Он был замечателен тем. Что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в колошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате».
(Человек в футляре». А. П. Чехов. Беликов, учитель греческого языка»
6. Кто из персонажей и в каком произведении. ездил на свидание с любимой на кладбище.
(Дмитрий Ионыч Старцев «Ионыч» Чехов).
7.Какому русскому писателю подарил Есенин свою книгу стихов «радуница» с надписью: «Писателю земли и человеку от баяшника соломенных суемов Сергея Есенина на добрую память!»
8. О какой своей поэме Есенин говорил: «. лучшее из всего, что я написал!»
9. Откуда эти строки и кого характеризуют.
Гетры серые носила
Шоколад Миньон жрала
С юнкером гулять ходила
С солдатьем теперь пошла.
(Катька. Поэма Блока «Двенадцать»).
10.Кто из героев романа «Война и мир».. командуя батареей, сдерживал четырьмя никем не прикрытыми пушками натиск армии фоанцузов, забыв о страхе и смерти, а среди начальников терялся и робел?
(Капитан Тушин. «Война и мир» Л. Н. Толстой)
11.Назовите произведение, автора и причину создания данного произведения.
Узнала я, как опадают лица,
Как из –под век выглядывает страх.
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводят на щеках. (А. Ахматова. «Реквием»)
12. Кому А. С. Пушкин посвятил эти строки?
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.
13. Из какого произведения эти строки? Кто их написал, и какое событие предшествовало этому?
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
(«Смерть поэта». Лермонтов. Посвящено Пушкину)
14. Кто из героев произведения Лермонтова. прожег насквозь камень «слезою жаркою, как пламень, не человеческой слезой?»
15.В каком известном стихотворении Лермонтова каждая из строф состоит из двух строчек, рисующих пейзаж, и двух строчек, говорящих о раздумье поэта.
16. Из какого произведения эти строки. русский народ.
(Некрасов «Железная дорога»)
17.Откуда эти строки? Назовите автора и произведение.
В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
18.Как называется рассказ Бунина, где пес вспоминает, как 6 лет назад в Китае познакомился со своим хозяином – капитаном?
19. Кто из персонажей Тургенева пожалел бедного крестьянина, рубившего барский лес, и отпустил его?
20.Назовите произведение Некрасова, в котором рассказывается о декабристах. Назовите их имена.
(Поэма «Русские женщины», 1 ч. – княгиня Трубецкая, 2 ч. – княгиня Волконская).
Материалы для проведения литературной игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (5-6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ сказки.docx
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Автор: педагог-библиотекарь Глезня Диана Юрьевна
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и литературному творчеству.
— способствовать повышению уровня литературных знаний и умений учащихся;
— развивать воображение и творческие способности учащихся;
— развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей, умение работать в коллективе.
Участники: учащиеся 5-6 классов.
Число команд: 7 команд по 6 человек .
Оборудование: презентация, видеозаписи
Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости и знатоки сказочного клуба «Что? Где? Когда?». Рада приветствовать на нашей игре, которая будет посвящена сказкам. А теперь начнем нашу игру. Уважаемые знатоки, сегодня против вас будут играть сказочные герои.
1. Вопрос от Кота ученого:
Всем вам известны знаменитые строки А.С. Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». Внимание, вопрос: что такое Лукоморье?
Верный ответ: Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега (словарь Ожегова).
2. Вопрос от Русалочки:
Сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» настолько известна, что главной ее героине даже поставлен памятник.
Внимание, вопрос: в какой стране мира находится памятник Русалочке?
Верный ответ: В Дании, на родине писателя.
3. Вопрос от Мальвины:
Во время урока грамоты Буратино должен был записать фразу «А роза упала на лапу Азора», но поставил кляксу на лист бумаги и был отправлен в чулан.
Внимание, вопрос: фраза «А роза упала на лапу Азора» является палиндромом. Что такое палиндром?
4. Видео вопрос (отрывки из различных мультфильмов по мотивам литературных произведений или народных сказок, учащимся необходимо назвать название и автора произведения).
5. Внимание «Черный ящик»
В маленьком ящике находится самое верное средство лечения животиков у бегемотиков. Такое лечение использовал доктор Айболит. (Шоколадка.)
6. Вопрос от Чебурашки:
Продолжите фразу: « Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно….»
Верный ответ: фраза дяди Федора звучит так: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное».
8. Вопросы от Гарри Поттера (задает учащийся 9 класса).
1. Несмотря на СКАЗОЧНУЮ редкость этого предмета главных героев чуть ли не раскрыли во время тайного собеседования. О каком предмете идет речь? (мантия-невидимка)
3 На картинке изображен человечек, но если немножко передвинуть линии, то получится довольно известный символ из мира «Гарри Поттера». Нарисуйте этот символ на бумаге.
9. Подведение итогов. Награждение победителей.
Литературная игра «Что? Где? Когда?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Литературная игра «Что? Где? Когда?»
Автор: Подколзина О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ УВК № 8
Цель: проверить и обобщить знания, полученные учащимися на уроках литературы; стимулировать познавательную активность школьников; создать условия для повышения читательской культуры; содействовать воспитанию интереса к изучению литературы.
Оборудование: мультимедийная презентация, грамоты для награждения команд.
Слова учителя: Дорогие гости! Сегодня мы проводим литературный турнир. Мы будем путешествовать по стране, имя которой – Литературия. Надеюсь, наша игра доставит удовольствие нашим гостям, зрителям, жюри и, конечно, участникам команд.
Прежде чем начать игру, представлю тех, кто будет принимать в нем участие.
Представление команд, их капитанов, жюри.
Команда, давшая наиболее точный ответ, получает право первой отвечать на вопросы блиц-турнира.
Вопросы для первой команды
Кто утверждал, что «Краткость – сестра таланта»? (Чехов)
Художественное преувеличение (Гипербола)
Дама сердца Дон Кихота (Дульсинея Тобосская)
Где учился А. С. Пушкин? (В Царскосельском Лицее)
Фамилия Джульетты (Капулетти)
Автор «Божественной комедии» (Данте Алигьери)
Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
Как зовут девочку, попавшую в Зазеркалье? (Алиса)
Великий русский баснописец (И.А.Крылов)
Автор романа «Герой нашего времени» (Лермонтов)
Кого из русских писателей звали Лев? (Толстой)
Жанр, в котором писал свои произведения Омар Хайям (Рубаи)
С кем сразился Илья Муромец? (с Соловьем Разбойником).
Как греки назвали свои сказки? (Мифы).
Назовите друзей д’Артаньяна (Атос, Портос, Арамис).
Вопросы для второй команды
Друг и помощник Шерлока Холмса (Доктор Ватсон).
Жена Одиссея, ставшая символом верности (Пенелопа)
Королева детективного жанра (Агата Кристи)
З апись событий по годам (Летопись)
Нерифмованный стих (Белый)
Герой, испытавший горе от ума (Чацкий)
С кем сразился на дуэли Пушкин? (С Дантесом)
Поучительный вывод в конце басни (Мораль)
Командир 33-х богатырей (Черномор)
Устное народное творчество (Фольклор)
Вымышленное имя писателя (Псевдоним)
Кем по образованию был Чехов? (Врач)
Отец Остапа и Андрия. (Тарас Бульба)
Сколько лет прожил Р.Крузо на острове? (28)
Какой товар покупал Чичиков? (Мёртвые души)
Команды по очереди выбирают для себя темы.
Кто, согласно славянской мифологии, живёт под печкой? (Домовой)
Кто из богов Древней Греции покровительствовал искусству? (Аполлон)
Кто из греческих героев придумал Троянского коня? (Одиссей)
Какое римское божество изображалось с двумя лицами? (Янус — бог времени. «Двуликий Янус»)
Согласно мифам иранцев и китайцев, какой продукт питания человека имеет отношение к сотворению мира? (Яйцо)
Какое крылатое выражение из древнегреческой мифологии означает нависшую над кем-либо постоянно угрожающую опасность при видимом благополучии. (Дамоклов меч)
Откуда взяты слова, ставшие крылатыми: «Утром деньги – вечером стулья». (И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»)
Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. («Евгений Онегин»)
Счастливые часов не наблюдают. («Горе от ума»)
Остановись, мгновенье, ты прекрасно! (Иоганн Вольфганг Гете, «Фауст»)
Вот злонравия достойные плоды! («Недоросль»)
У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягнёнок»)
Стихотворный жанр, в котором прославился М.Ломоносов. (Ода)
К какому роду художественной литературы относится комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»? (Драма)
Противопоставление характеров, обстоятельств, образов, создающее эффект резкого контраста. (Антитеза)
Название термина, которым обозначается созвучие концов стихотворных строк. (Рифма)
Для какого литературного направления характерным является соблюдение правила 3х единств? (Классицизм)
Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин». (Роман в стихах)
Памятники литературным героям
В Мадриде установлен памятник гениальному испанцу и его героям. Назовите их. (М. де Сервантес и его герои)
В Николаеве возле центрального входа в зоопарк расположен памятник, символизирующий единство человека и живой природы. Назовите этих героев. (Маугли и Багира)
В Ханты-Мансийском округе у здания речного вокзала есть памятник девушке, которая с платком в руке встречает и провожает корабли. Он носит название «Прощающаяся славянка». Но жители этого города упорно ассоциируют девушку с литературной героиней. Какой? (Ассоль)
Фальстаф, леди Макбет, Гамлет и Офелия окружают памятник Уильяма Шекспира, установленный на его родине. Как называется город, где родился Шекспир? (Стратфорд-на-Эйвоне)
В английском городе Ноттингеме стоит памятник герою народных баллад. Как его зовут? (Робин Гуд)
В России в Санкт-Петербурге есть памятник на Университетской набережной в форме книги, на которой высечены строки “Люблю тебя, Петра творенье…”. А кто является автором этих строк? (А.С.Пушкин)
Капитанам предлагается назвать писателей и поэтов, портреты которых размещены на слайдах.
Задание для капитана первой команды:
Задание для капитана второй команды
На каких зданиях в Древней Греции были надписи: «Здесь живут мертвые и говорят немые»? (На библиотеках)
Кого в своих произведениях Ф.М.Достоевский называл ходячими газетами? (Сплетниц)
Однажды Дюма был на обеде у известного парижского врача. Врач попросил Дюма написать что-нибудь в книгу отзывов. Дюма согласился и написал: «С тех пор как доктор Гисталь лечит целые семьи, следует ликвидировать больницы». Врач воскликнул: «Вы мне льстите!» Тогда Дюма улыбнулся и дописал. Что? (И построить два кладбища)
Писатель-фантаст Борис Штерн говорил, что первой прочитанной им книгой был фантастический детектив с тремя неудавшимися покушениями на убийство и одним удавшимся. Как называлась эта книга? («Колобок»)
Какой театр современники называли «большим деревянным О»? ( «Глобус»)
Когда в 384 году студент-теолог увидел миланского епископа Амвросия, делающего это, не произнося вслух ни единого слова, он был так поражен, что сделал запись об этом, сохранившуюся до наших дней. Любой же из вас может легко делать это так, как делал епископ Амвросий. Что же он делал? ( Читал)
Книга Умберто Эко «Имя розы» в течение десяти лет занимала первую строчку в списке бестселлеров итальянской литературы. А какая книга в течение гораздо большего срока не покидает первую десятку этого списка? (Данте Алигьери «Божественная Комедия»)
Виктор Гюго однажды сказал: «Вы созерцаете звезду по двум причинам: потому, что она сверкает, и потому, что она непостижима. Но рядом с вами — сияние более нежное и тайна более глубокая…» Назовите это сияние и тайну. ( Женщина)
Эту букву ввёл в обиход писатель Н. М. Карамзин в конце XVIII века. Она сохранилась в нашем алфавите до сих пор, хотя печатные тексты часто обходятся без неё. Какая это буква? (Буква «Ё»)
Подведение итогов игры, награждение команд.
Литературная игра. Что? Где? Когда?
Литературная игра- это всегда интнресно. Смекалка и находчивость, внимание к слову и знание теоретическихх сведений- все это сопутствует успеху.
Содержимое разработки
Учитесь и читайте хорошие серьезные книги, а жизнь сделает все остальное. Ф.М.Достоевский
Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. Аристотель
Вся жизнь человека последовательно оседала в книге
Страницы истории в литературе
История и литература
1) Какое историческое событие легло в основу повести «Капитанская дочка»?
3) Почему Г.Р. Державина считали «государственным человеком»? Вспомните, чем он занимался, кроме литературы.
4) Какие исторические события повлияли на формирование личности А.С. Пушкина?
5) Какая историческая личность представлена в повести «Капитанская дочка»?
4. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года.
5. Емельян Пугачев, царица Екатерина 11.
1) На каком языке разговаривал в детстве Пушкин? Кто помог освоить русский язык?
2) В какой гимназии учился Гоголь? Какие науки изучал с увлечением?
3) Какие увлечения Лермонтов пронес через всю жизнь?
4) Какой поэт написал свои первые стихи в Ярославской гимназии?
Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А. Блок
Из какого произведения эти строки?
Укажите произведение и назовите его автора
Что ты меня от смерти спас –
Зачем? Угрюм и одинок, грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах
Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли. Д. Писарев
Узнайте героя по описанию
Ба! Знакомые всё лица.
2) «Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
3) «Прощай, отец…Дай руку мне:
Ты чувствуешь, моя в огне…»
4) «Признать бродягу государем был я не в состоянии, это казалось малодушием мне непростительным. Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя погибели…»
Книга жизнеспособна лишь тогда, когда она устремлена в будущее
Журналы и писатели
Спасибо всем участникам игры!
Мне без книг не научиться, знаний не достать. Только книги мне помогут человеком стать
Литературная игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 8 классов
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Что где когда конспект.docx
Неделя русского языка и литературы
Литературная игра «Что? Где? Когда?»
для учащихся 8-ых классов
Подготовила: Новосадюк Е.В., учитель русского языка и литературы
Цели: 1.Проверить знания учащихся по пройденным произведениям.
2.Воспитывать интерес к предмету.
3. Развивать интеллектуальные способности учащихся, коллективизм.
Оборудование: игровое поле с 12 секторами; волчок со стрелкой; черный ящик; яблоки; музыкальная пауза; гонг; магнитофонная запись музыкальной заставки телевизионной игры «Что? Где? Когда?»; секундомер; вопросы в конвертах; призы; презентация
Правила игры. На столе по секторам разложены 12 заданий. Капитан крутит волчок, выбирая сектор. На размышления дается 1 минута. По ее истечении капитан или назначенный им игрок отвечают на вопрос и зарабатывают или нет очко.
Игра идет до 6 очков. Капитан и команда могут в течение игры воспользоваться одной подсказкой зрителей и гостей, а также могут попросить музыкальную паузу для отдыха. Итак, пожелаем удачи игрокам.
1 раунд (звучит гонг, капитан крутит волчок, звучит музыкальная заставка, ведущий читает вопрос, через минуту команда отвечает) и все остальные проводятся аналогично.
1 вопрос. Уважаемые игроки! Послушайте стихи, адресованные другу:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Кто и кому посвятил эти строки?
Ответ: А.С.Пушкин Ивану Пущину.
2 вопрос: (черный ящик) В греческой мифологии Геракл – сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. Став взрослым, Геракл поселяется в городе Тиринфе и служит царю Эврисфею. Выполняя приказы Эврисфея, Геракл совершает 12 знаменитых подвигов. Самым трудным подвигом Геракла на службе Эврисфея был его последний, 12 подвиг. Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов… Что должен был достать Геракл?
Ответ : три золотых яблока.
3 вопрос: В композиции произведения Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» лежит литературный принцип, построенный на противопоставлении. Как он называется?
4 вопрос: Знатоки, внимание! На самой большой колокольне Московского Кремля, на колокольне Ивана Великого, по праздникам звонили все 30 колоколов на всех башнях. Их звон был слышен далеко за пределами Кремлевских стен. По этому поводу в народе
Ответ: Звонить во всю Ивановскую
5 вопрос: Уважаемые игроки! В древние времена существовали такие методы распознавания лжи: в Китае подозреваемому предлагали взять в рот горсть сухого риса, и если он мог полностью выплюнуть рис, то его признавали невиновным. У англичан применялась другая сходная процедура: если обвиняемый мог проглотить кусок черного хлеба, то его отпускали. В этих случаях пробы на невиновность основывались на том факте, что при эмоциональном стрессе замедляется слюноотделение. Какая поговорка существует по этому поводу?
Ответ: От страха во рту пересохло
6 вопрос: Жителей Москвы называют москвичами, Твери – тверичанами, Петербурга – петербуржцами. Как называют жителей Курска, Архангельска, острова Мадагаскар?
Ответ: Куряне, архангелогорцами, мальгамами.
7 вопрос : Внимание! Речь пойдет о поэте-демократе 19 века. Картины подневольного труда и жизни крепостных, дикость поместного быта, тягостный труд бурлаков, тянущих груженые баржи на Волге – все это с юных лет запало ему в душу. Позже он сочинил стихотворение «На Волге» о бурлаках. Кто этот поэт?
8 вопрос: (блиц-турнир) Уважаемые игроки! Блиц-опрос, по 20 секунд на обсуждение каждого вопроса. При неправильном ответе – блиц-опрос считается проигранным.
Дать название басен И.А.Крылова
«Невежа также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды»
Ответ: «Свинья под дубом»
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок»
Ответ: «Ворона и лисица»
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет»
Ответ: «Лебедь, рак и щука»
Музыкальная пауза: романс «Отговорила роща золотая»
9 вопрос: Уважаемые игроки! Особенностью художественного дарования И.С.Тургенева было чуткое внимание к быстротекущей действительности, к переменам в настроениях и поведении людей. В связи с творчеством писателя в литературу вошло понятие «тургеневская девушка».
Назовите повести Тургенева, в которых создается образ «тургеневской девушки». Какие черты характерны для этого образа?
Ответ: «Ася», «Первая любовь»
10 вопрос: Игроки, внимание! Речь пойдет о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», написанном в 70-е годы 19 века. События рассказа происходят во времена войны русских с горцами, но Толстой не сообщает никаких исторических сведений, ограничиваясь одной короткой фразой: «На Кавказе тогда была война»
Что послужило материалом для рассказа?
Ответ: События из жизни самого Толстого на Кавказе
11 вопрос: «Красные, как жар шаровары, синий жупан, яркий цветной пояс, при боку сабля и люлька с медною цепочкой по самые пяты». Чей это портрет?
Ответ: Тарас Бульба
12 вопрос: Уважаемые знатоки, внимание!
По окончании игры награждение лучшего знатока команды. Музыкальная пауза.