Игра что где когда по русскому языку
Интеллектуальная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?»
Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного, оно происходит от глагола «лечить». Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово?
Содержимое разработки
В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город?
Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного, оно происходит от глагола «лечить». Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово?
Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол.
Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину.
Вторая часть этой русской пословицы звучит так:
«… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть.
Старый конь борозды не портит
Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение?
В словаре В.И. Даля встречается ныне забытое слово КОЛОЗЕМИЦА. Каким заимствованным словом оно оказалось вытесненным в наши дни?
Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка.
Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея
Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: «?». Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?
Являются ли слова ЦИРК и ЦИРКУЛЬ родственными?
Значение каждого из этих слов связано с понятием круга. Они имеют общий корень, образованный от латинского «циркус», что значит «круг». Поэтому они являются родственными.
Первое – часть суши, окруженная водой.
Третье – приспособление для игры в бильярд.
Интеллектуальная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
для учащихся 8 а класса
Цели: привлечь учащихся к изучению русского языка и литературы при помощи познавательных вопросов; проверить теоретические знания и практические умения ; формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, творческую деятельность; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; воспитывать стремление к приобретению знаний, интерес к другим языкам.
Оборудование: секундомер, проектор, компьютер, волчок, конверты с заданиями, видеовопросы, черный ящик, бейджики с названием команды, табло счета.
Форма проведения: интеллектуальная игра
Правила: участвуют две команды по шесть человек, поочередно. Даётся время на обдумывание вопросов- 1 – 3 минуты (в зависимости от задания) следит хранитель времени. Ответив, команда получает 1 балл.
Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия. Мы рады вас видеть в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» Свои знания по русскому языку и литературе, эрудицию, смекалку нам покажут знатоки – самые сильные ученики нашей школы.
Ознакомление с правилами игры
Напоминаем правила игры: капитан команды вращает рулетку, таким образом, определяется вопрос, на обсуждение которого даётся время (1-3 минуты). По истечении времени команда должна дать ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается 1очко. Один раз за игру вы можете прибегнуть к помощи магистра, вам будет дана дополнительная минута на обсуждение вопроса с ним.
-Уважаемые игроки, вы готовы? Тогда, капитан, вращайте рулетку. Счёт 0:0.
«Унылая пора! Очей очарованье.
Приятна мне твоя прощальная краса. »
2. «Проказница Мартышка, Осел, Козел да Косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет».
3.Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости».
4.»Мы жили на море, и у моего папы была хорошая лодка с парусами….Одного меня папа никогда в море не пускал».
5.»В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка».
2. Назовите слова, противоположные по значению, в пословицах:
• Ученье – свет, а неученье – тьма.
• Сытый голодного не разумеет.
• Мир строит – война разрушает.
• Старый друг лучше новых двух.
3. Из какой басни И. А. Крылова мораль «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт»
Ответ: «Лебедь, Рак и Щука».
4. Озвучьте свой заказ в кафе, если из предложенных в меню блюд вы выбрали:
• Блинчики с творогом и сливовым вареньем.
Ответ: Суп из щавЕля; салат из свЁклы; тЕфтели; блинчики с творогОм и слИвовым вареньем.
5. Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?
Ответ: птичье молоко.
6. Что сажали мужик и медведь в русской народной сказке?
7. Назовите лишнее слово в каждой строчке:
Ø Вода, водный, водитель, водяной
Ø Шиповник, шипеть, шипы
Ø Гора, горный, горевать, горка
Ответ: водитель, шипеть, горевать.
Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. Что спрятано в черном ящике?
9. Подбери слова, противоположные по значению.
Ответ: Жара-холод, чистота-грязь, весело-грустно, белый – черный.
10. Чёрный ящик. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить.
Что в черном ящике?
11. Как А. С. Пушкин назвал сказку, в которой рыбка исполняла желания старухи?
«Сказка о золотой рыбке»
«Сказка о жадной старухе»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Ответ: «Сказка о золотой рыбке».
12. Соедини правильно автора и его произведение :
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Ведущий: Закончилась наша игра. Задано 1 2 вопросов, на _______ из них получены правильные ответы. Но не результат – главный итог нашей игры. Главное в том, что за время нашего с вами общения мы много узнали, причём не с помощью зубрёжки, а играючи – в самом хорошем смысле этого слова. Вы познакомились с интереснейшими книгами, прочитав которые, я в это верю, вы неизмеримо обогатитесь, а, рассказав о прочитанном – обогатите своих знакомых, друзей, близких. Я надеюсь, вы захотите вновь и вновь поиграть в увлекательную игру, имя которой – «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». До новых встреч за нашим игровым столом. Всего вам доброго!
Уважаемые зрители! Вы внимательно следили за игрой и за нашими игроками. Вы видели и слышали, кто выдвигал правильные версии. Какой игрок, по вашему мнению, самый сильный был в сегодняшней игре? Напишите на листочках всего одну фамилию. Он получит в сегодняшней игре свой приз.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация.Игра «Что?Где?Когда?» по русскому языку.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вопрос 1 Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяина?
Вопрос 2 Язык гренландских эскимосов очень выразителен. Так, слово «окалуффик» означает «дом, где много говорят и где только один говорящий». А как мы называет такой дом?
ВОПРОС 3 Перед вами марка, выпущенная почтой Беларуси. Какую фразу из трех слов, представляющую собой народную пословицу, мы закрыли белой полоской?
«Хлеб — всему голова»
В 1709 году флотилия под командованием Уильяма Дампира подошла к островам Хуан-Фернандес. На одном из них моряки обнаружили человека, речь которого разобрать было невозможно. Чьим прототипом стал этот человек? Вопрос 4
Самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?». Что получил писатель в ответ? Вопрос 5
Какая буква самая молодая в русском алфавите? Известен ее создатель, у нее есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. Вопрос 6
Ё. в 1797г. Писатель Николай Михайлович Карамзин в своем альманахе стихов впервые использовал букву ё.
Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? Вопрос 8
По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. Вопрос для зрителей. Угадай известную пословицу.
После драки кулаками не машут
В минуту опасности один купец дал обещание (обет) Богу в случае избавления от беды «поставить статую золотую, пику держащую». Опасность миновала, купец постарался выполнить обещанное, хотя и жалко было столько золота отвалить на статую. Однако резко сократить расходы ему все-таки удалось. Назовите способ, который ему помог сэкономить. Вопрос 9
Поставить статую, золотую пику держащую
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация может быть использована на предметных неделях гуманитарного цикла. Это материал может быть полезен не только учителям русского языка.
В рамках интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» подводятся итоги учебной деятельности по предмету.Игра формирует у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, воспитывает стремление к приобретению новых знаний.
Номер материала: ДБ-274321
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровском крае введут уроки по вакцинации в некоторых школах и колледжах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Интеллектуальная игра по русскому языку «Что? Где? Когда?» (10-й класс)
Класс: 10
Цели: формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению русского языка, творческую деятельность; воспитывать стремление к приобретению знаний; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; проверить теоретические знания и практические умения.
Правила: участвуют две команды по шесть человек. Даётся время на обдумывание вопросов- 1-3 минуты. Кто быстрее ответит, получает 1 балл.
Оборудование: секундомер, таблички с названиями команд.
В языке индейцев таманаки есть два выражения, выполняющих функции числительных, одно из которых буквально переводится как палец на ноге, а второе – как палец на другой ноге. Что означают эти выражения? (Числа 11 и 16)
В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)
Согласно одному из самых спорных, но и самых остроумных объяснений этимологии этого существительного оно происходит от глагола лечить. Если это действительно так, медицинское вмешательство отнюдь не шло на пользу нашим далеким предкам. Что же это за слово? (Калека)
Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы – яйцо курице, индусы – голубя павлину. А русские? (Синицу – журавлю)
Историки утверждают, что до введения на Руси денег их роль исполняли льняные полотна. Это доказывает один оставшийся от этого времени глагол, который сейчас обозначает один из этапов товарно-денежных отношений. Назовите этот глагол. (Платить)
Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)
У североамериканского племени шеллуков есть выражение «пусть змея проползет по твоей спине». Как ни странно, это означает «желаю успеха». А в чем же заключается успех? (Успех в том, что змея проползет по спине и не укусит)
Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)
Знаменитый богослов, Григорий Великий, за одно из своих сочинений был прозван на Руси Двоесловом. Как называлось это сочинение? (Диалог)
Словарь молодежного сленга приводит четыре значения этого слова, а поисковая система Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия (на CD-ROM) дала информацию, что это слово в разных падежах встречается в девяти статьях. Из них восемь посвящены разным архитектурным терминам, а одна – русскому писателю XIX века. Какому? (Это слово – облом. Поисковая система нашла это слово в форме родительного падежа множественного числа в статье «Гончаров»)
«Народ нынче хуже прошлогоднего: вечером придешь, утром уйдешь – скажут, что ночевал. Недавно умер, а уж не живой. Не украл, а без спроса взял». То, что вы сейчас слышали, не бред сумасшедшего, а одна из разновидностей русских пословиц – абсурдистская. Закончите, пожалуйста, еще одну из таких пословиц: «Один у Мирона сын, да и тот…» (…Мироныч)
Однажды, еще в советские времена, бывшего первого секретаря Липецкого обкома комсомола назначили на должность секретаря посольства в Англии. Однако после первого же посещения Букингемского дворца он был срочно отозван на родину, поскольку беседу с английской королевой он начал с совершенно неприличного в этой ситуации вопроса. Воспроизведите этот вопрос по-русски или по-английски. (Вы говорите по-английски?)
В XIV веке татары разграбили и сожгли суздальскую деревню Родогость. Позднее на пепелище возник новый населенный пункт с новым названием. Новое родовое прозвище получили и владельцы бывшей Родогости. Это прозвище стало позже одной из самых знаменитых фамилий в российской истории. Назовите эту фамилию. (Пожарский)
Какой тип имен собственных называется термином «зооним»? Оформите свой ответ в виде статьи для словаря лингвистических терминов. Приведите примеры из произведений русской литературы.
(Зооним (от греч. Zonn – «животное» + опута – «имя») – имя собственное, представляющее собой кличку животного.)
(Карагез – «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, Муму – «Муму» И.С.Тургенева, Кусака – «Кусака» Л.А.Андреева и другие.)
Какую смысловую особенность имеют данные словосочетания? Почему стали возможными подобные сочетания слов?
Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.
(В каждом словосочетании значение определения противоречит первоначальному значению определяемого слова: Новгород – новый город, бельё – белое, некрашеное полотно, чернила – от глагола чернеть – «делать черным». Такие словосочетания стали возможными в связи с утратой исторического значения имен существительных.)
Укажите правильную грамматическую норму: не помнят (имя) (имени); сколько (время) (времени); скажи (более точно) (более точнее); (по окончанию) (по окончании) работы; более (восемьсот шестьдесят семь) (восьмисот шестидесяти семи). (Имени; времени; более точно; по окончании; восьмисот шестидесяти семи)
Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.
Лыжи, объём, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.
(Лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл)
Из букв двух слов составьте новое слово, имеющее отношение к письменным принадлежностям.
(1 – линейка; 2- блокнот; 3 – тетрадь)
(Рысь / кошка = волк / собака; дождь / снег = осень / зима; провода / электричество = сосуды / кровь)
Архаизмы «лепота», «лобызать», «десница», «выя» замените словами из активного запаса современного русского языка. (Лепота – красота; лобызать – целовать; десница – правая рука; выя – шея)
Расположите порядковые номера приведенных ниже текстовых единиц в порядке возрастания их объёма.
1)Глава; 2) параграф; 3)абзац.
(1 – абзац; 2- параграф; 3 – глава)
Параграф – подразделение текста внутри главы, раздела.
Глава – раздел книги, статьи.)
Как бы называлась басня И.А.Крылова «Квартет», если бы музыкантов в ней было 3, 5, 6? (3 – трио; 5 – квинтет; 6 – секстет)
Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.
(Три группы. I группа: горе, горюшко, горевать; II группа: гореть, пригореть, выгореть; III группа: пригорок, горный, гористый, горец)
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
Искать сыскать сыск … сыщица.
Первое – часть суши, окруженная водой.
Третье – приспособление для игры в бильярд.
Все вместе – русский драматург. (Островский)
Первое найдешь в радуге.
Третье – первая женщина.
Целое – русская поэтесса. (Цветаева)
Итоги игры. (Отметить команду-победителя.)
Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе «Что? Где? Когда?» (5-11 классы)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ РК «Феодосийская санаторная школа-интернат»
по русскому языку и литературе
для учащихся 5-11 классов
Цели: привлечь учащихся средних и старших классов к изучению русского языка и литературы при помощи познавательных вопросов; проверить теоретические знания и практические умения ; формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению предмета, творческую деятельность; развивать любознательность, кругозор, коммуникативные навыки; воспитывать стремление к приобретению знаний, интерес к другим языкам.
Оборудование: секундомер, проектор, компьютер, волчок, конверты с заданиями, видеовопросы, черный ящик, бейджики с названием команды, табло счета.
Форма проведения: интеллектуальная игра
Правила: участвуют две команды по шесть человек, поочередно. Даётся время на обдумывание вопросов- 1 – 3 минуты (в зависимости от задания) следит хранитель времени. Ответив, команда получает 1 балл.
Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего мероприятия. Мы рады вас видеть в интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» Свои знания по русскому языку и литературе, эрудицию, смекалку нам покажут знатоки – самые сильные ученики нашей школы. Сначала играет сборная команда 5-7 классов, а затем 8-11 классов. Приглашаю первую команду за игровой стол.(ведущий представляет участников)
Ознакомление с правилами игры
Напоминаем правила игры: капитан команды вращает рулетку, таким образом, определяется вопрос, на обсуждение которого даётся время (1-3 минуты). По истечении времени команда должна дать ответ. За каждый правильный ответ команде присуждается 1очко. Каждая команда отвечает на 7 вопросов. Один раз за игру вы можете прибегнуть к помощи магистра, вам будет дана дополнительная минута на обсуждение вопроса с ним.
-Уважаемые игроки, вы готовы? Тогда, капитан, вращайте рулетку. Счёт 0:0.