Игра знаешь что такое
Устные игры, помогающие скоротать время
Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.
Города
Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА – АрхангельсК – Курск.
Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.
Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное – называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.
Песни
Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ – песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.
Три истории (правда или вымысел)
Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных – угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех – сочиненная.
Ассоциации
Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего – угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:
Найди цвет
Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.
Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.
Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.
Найди загаданный предмет
Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.
Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.
Я никогда не…
Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.
Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.
Сумка
Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.
Сочинялка
Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй – следующую и так далее. Самое главное – соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.
Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:
В сердце у меня любовь
Вырастает, как морковь.
Потому и лью я слезы –
Для полива милой розы.
Синонимы
Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше – глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.
Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать – лететь, работать – горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать – лить слезы, собираться – мылить лыжи.
Продолжи слово
Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:
Первый: «од… Удо…» и т.д.
Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.
Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.
Расшифруй песню
Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.
Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:
Ведущий: Какая сегодня погода?
1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.
Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?
2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.
Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?
3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.
Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.
Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.
Игры на смекалку
В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.
От креста к параллели
Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.
На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он – крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он – параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.
Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.
Я беру с собой в поход…
Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.
Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:
1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:
Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».
2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):
Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».
1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».
2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».
3. начинающиеся на первую букву имени игрока:
Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».
1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».
2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».
4. только съедобные (или только несъедобные).
5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.
Детектив
Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.
1-й игрок: «Это было в большом городе?»
2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»
3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»
Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда – на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».
Игры Тесты
Психология всё активнее захватывает повседневную жизнь. Простейшие психологические методики, которые можно применять даже дома, позволяют нам проникнуть в глубины собственного подсознания и найти ответы на важные вопросы о собственной личности, увидеть истоки проблем в личной жизни и в учёбе или работе. А теперь, когда к исследованиям можно привлекать компьютерные технологии, всё стало ещё проще и при этом интереснее! Например, такая увлекательная вещь, как психологическое тестирование, теперь доступна онлайн во множестве вариаций.
Тест на запоминание
Гадалка на любовь
Совместимость имен в любви
Какой парень станет для тебя идеальной парой, какие туфли подходят к твоему типу личности или на кого из героев любимого сериала ты похожа… Игры для девочек Тесты легко ответят на любые вопросы! Играй в игры Тесты и специальные системы проанализируют твои интересы и симпатии и легко вынесут вердикт. Тебе просто надо ответить на все вопросы, которые ставят игры тесты для девочек, чтобы узнать о себе что-то новенькое! А результатами можно поделиться и с друзьями в социальных сетях.
На самом деле, все мы любознательны. Просто кого-то интересует разгадка тайн Вселенной, а кому-то его внутренний мир намного любопытнее, чем всё, что творится вокруг. Мы кажемся себе такими уникальными, удивительными, а главное – не понимаемыми… Самым настоящим чудом оказываются психологические исследования, которые посредством простейших манипуляций проникают в самые тёмные дебри нашего «я». Когда-то давно, когда компьютеры были ещё не так распространены, девочки увлекались психологическими тестами, которые печатались в журналах или книжках.
Совершенно удивительным кажется то, что ты отвечаешь на простые вопросы, вроде того, какой цвет тебе нравится, или какое животное близко тебе по духу, а в результатах читаешь, скажем, полное и довольно близкое к реальности описание твоих проблем с родителями. И в этот момент ты понимаешь, насколько в твоей личности всё взаимосвязано! Оказывается, все твои поступки имеют логичные причины и следствия, и, зная, как ты ведёшь себя, например, со своей собакой, можно довольно уверенно составить портрет твоего будущего общения с собственным ребёнком.
Но выписывать на бумажку ответы, подсчитывать баллы – это всё довольно утомительное занятие. Именно поэтому с переносом психологического тестирования в виртуальный мир, в интернет, популярность его только возросла! Ведь игры для девочек Тесты очень просты в использовании: ты просто щёлкаешь мышкой по наиболее подходящему варианту, и программа, зашитая в игру, сама подсчитывает все твои виртуальные баллы, а потом выносит вердикт. Зачастую, ещё и иллюстрированный!
История психологических тестов
С тех самых пор, когда люди согласились с тем, что поведением человека управляют сложные психологические механизмы, которые могут быть поняты и расшифрованы, у них появилось желание предугадывать будущее поведение человека. Однако любое научное предсказание должно опираться на какие-то факты, так называемые «исходные данные», без которых далеко не уедешь. А как получить эти исходные данные в психологии? Да, долго наблюдая за человеком, можно сказать, что он склонен к конфликтам или, наоборот, предпочитает стерпеть неудобства, но избежать скандала. Но, например, принимая человека на работу, хочется заранее знать, подходит ли он психологически для должности, на которую претендует. В этой ситуации долго наблюдать за ним некогда, информацию надо получить как можно скорее!
Именно поэтому в начале двадцатого века учёные и стали разрабатывать различные механичны психоанализа, среди которых психологическое тестирование оказалось наиболее эффективным. Хорошие тесты, раскрывающие все особенности личности человека, разрабатываются не меньше десяти лет. Они содержат множество вопросов, которые несут самую различную информацию для проверяющего! Подобный тест оказывается невозможно обмануть. Иногда в списке вопросов содержится несколько практически одинаковых, просто немного по-разному сформулированных; и если человек проходит тест честно, а не пытается понравиться, ответы не будут противоречить друг другу. Также есть вопросы, на которые человек, заполняя тест абсолютно честно перед проверяющим и перед самим собой, может ответить только одним-единственным образом. Если ответ не такой, какой ожидается – испытуемый лжёт.
Техники психологического тестирования активно развивались в период с двадцатых до семидесятых годов двадцатого века. Наиболее активную роль в этом играли учёные Соединённых Штатов, из-за чего большинство распространённых методик применимы именно к гражданам этой страны. Удивительно, но, оказывается, социальные условия и какие-то национальные традиции заставляют людей с одинаковыми психологическими типами диаметрально противоположно реагировать на одни и те же обстоятельства. Из-за этого тест, составленный для американцев, будет просто недействителен для представителей других стран!
Больше тестов, хороших и разных!
Но не все психологические исследования претендуют на такую полноту. Зачастую они бывают и небольшими, призванными определить только какой-то один аспект личности. Именно таковыми и являются распространённые в интернете игры для девочек тесты: это довольно несложные исследования, цель которых является довольно узкой. Но это не значит, что они хуже! Ведь, как правило, тебе не нужен твой полный психологический портрет, а на простые житейские вопросы такие игры тесты для девочек ответить способны.
Например, они могут сказать о том, насколько легко или тяжело тебе общаться со сверстниками и объяснить, почему так происходит; а ведь, как известно, знать о проблеме – это уже быть на полпути к её решению! Или, например, тест на то, каковы твои отношения с противоположным полом. Возможно, ты даже и не догадываешься, какой ты выглядишь в глазах мальчиков! Психологическое исследование, даже такое небольшое, может открыть тебе глаза на твои сильные и слабые стороны, даст стимул и укажет направление развития.
Главное, узнав, в чём состоит проблема, не нужно думать, что ты уже сделала всё, что могла. Проблему, если она есть, обязательно надо решать! Ведь окружающим не станет проще общаться с тобой, если ты «знаешь, что ты грубая и не споришь с этим». Им станет приятно говорить с тобой только тогда, когда ты от этой грубости избавишься! Психологический тест выдаёт тебе, в некотором роде, диагноз – а лечиться придётся тебе самой.
Но бывают и другие тесты, которые не призывают тебя работать надо собой и служат, скорее, для развлечения. Например, такие бесплатные игры для девочек тесты, в которых программа выбирает, на какого героя мультфильмов ты похожа, или какое животное является твоим альтер-эго. Впрочем, и из таких тестов можно сделать свои выводы! Например, если игра выбрала как похожую ту героиню, которая не нравится тебе по характеру, стоит задуматься, что же делает тебя такой похожей на нелюбимого персонажа! А главное – хочешь ли ты такой оставаться.
Комментарий психолога
Личностные тесты применяются в психологии для выявления индивидуальных особенностей, изучения структуры личностных черт, выявления биологических и культурных факторов, связанных с различиями в поведении (Анастази, Урбина, 2007). Принято различать профессиональные тесты, которые разрабатываются и проводятся специалистами с психологическим образованием, и популярные тесты, которые не требуют специальной подготовки и могут быть использованы любым человеком для самопознания (Болотова, Макарова, 2001). К достоинствам популярных тестов относится легкость прохождения, быстрота обработки ответов, заинтересованность самого пользователя; они дают возможность лучше понять себя, и поделиться информацией с другими пользователями сети (Turkle 2014; Berberick, Mcallister, 2016). Прохождение таких тестов позволяет человеку почувствовать себя творцом собственной истории, так как совокупность полученных результатов уникальна для каждого индивида (Simmermon, 2014). Отметим, что популярные тесты, в отличие от профессиональных, как правило, не содержат указания на научные основания методики; для подробного описания личностных особенностей рекомендуется использовать тесты, соответствующие психодиагностическим стандартам, под наблюдением специалиста-психолога (Грецов, Азбель, 2012).
Что такое игры и чем они полезны?
Что такое “игры”? И чем они полезны?
Действительно, это статья на сайте, посвященном игровой тематике и в ней автор, т.е. я, собирается рассказывать про то, что такое “Игра”? Ну бред же, скажите вы, но я не соглашусь.
Эта статья пишется скорее для того, чтобы вы могли показать ее любому недалекому человеку(не будем рассуждать о родителях, которые не дают вам играть в дотку n-й час в день и говорят, что игры – зло, нет, об этом я расскажу, но в отдельно статье)и он сразу бы понял, чем вы так восхищаетесь или на что тратите свое время…
Так что подразумевает понятие “игра”?
Как гласит определение, взятое из Википедии: Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности.
И Вы сейчас такие: “Чаво?” Объясню, игра – это такая совокупность действий, ценность которой состоит не в результате, а в том, что было получено в процессе данного времяпрепровождения.
Банально, как и говорят Вам на уроках обществознания ( не знаю, как сейчас), игра – это одна из стадий познания человеком мира, во время ее ребенок получает знания, которые потом он сможет осознать, “записать на кору головного мозга” и воспроизвести в жизни, либо применить на практике. И тут опять же вопрос, не похоже ли понятие игры, на понятие обучения.
Нет, игра основана на интерактивности, прямом взаимодействие на “знание”(бредово конечно, но все же). Скажите, вы можете “потрогать ” числа на уроке математики? Нет?
Но стоп — остановите Вы меня, — ведь и в Дотке, я не могу потрогать своего перса.
— А ведь интерактивность не завязана на банальном контакте (хотя я это сказал и показал чуть выше), интерактивность – это возможность влиять на какое-либо действие (вспомните игру в солдатике с братом или другом, вы буквально создаете свою историю, события и влияете на них; играя в шахматы, вы напрямую влияете на исход партии).
Давайте обо все по порядку:
Игры приносят ментальное удовлетворение:
Кто бы, что бы ни говорил, но эти проекты помогают получить удовольствие, при игре в них, не все, к сожалению. Но во многих хочется, например, просто остаться в меню и наслаждаться музыкальным сопровождением. А от визуала той, или иной игры ты не можешь прийти в себя еще долгое время.
Игры обучают:
Вообще можно найти множество примеров проектов, которые не просто учат, но и заставляют игрока думать, рассуждать.
Банально, вспомните игру “собери пару”, она учит не только соотносить объекты и их схожесть, но и запоминать их местонахождение, порядок и т.д.
Многие платформеры, да и не только платформеры, но, бывает, и обычные шутеры включат в себя загадки и задачки, которые требуют пространственное мышление, нахождение неординарных путей и решений, тем самым, развивая логику.
Игры развивают:
Да, я только что написал про то, что игры развивают логику и т.д., но, скорее они обучают этому, т.к. изначально никакой без должного воздействия не сможет даже сказать, что похожие объекты – похожи. А вот, что же они именно развивают?
1. Реакцию. Она есть у всех, но у кого-то может быть замедленной. Тогда игры могут помочь быстрее реагировать на происходящие.
2. Оценку ситуации. Без шуток, стратегические, и даже экшен-игры медленно приучают к тому, что ты должен оценивать всевозможные варианты и выбирать лучшие исходы ситуации быстро, стимулируя это лишней секундой для дополнительного действия(фрага/восстановления/спасения союзника)
3. Коммуникабельность человека. Да, сейчас все онлайн игры строятся на взаимодействии игроков, и не только, как противников, но и как союзников, а это, в свою очередь подталкивает игроков к взаимодействиям, общению (кстати, благодаря играм, многие асоциальные личности получают возможность занять какую-то нишу в обществе или найти единомышленников) и созданию командной стратегии.
4. Стратегическое мышление. О да, кто-то скажет, что это не так, но большинство игр построены на том, что ты должен продумать свои действия за ближайшие 5-10 минут, а то и часов заранее, просчитать, что может послужить итогом их, и опять же оценить это всё
Игры спасают психику…:Вообще, рассуждения о данном факте достаточно спорны и опасны (поэтому я засунул данный постулат в самый зад статьи и зачеркнул, извините, т.к. я не знаю, как тут относятся к данной теме), но, согласитесь,
иногда, вам достаточно зайти, поиграть минут 5 и ваше напряжение спадет. Можно сказать, что игры помогают избавиться от негативных или избыточных эмоций, ты их выплескиваешь или преобразуешь в какие-либо действия в этой самой игре.
Ну а итог, я думаю, каждый подведет для себя сам, т.к. кто-то все вышеназванное знал, кто-то не знал ничего, но я надеюсь, что данная статья была полезна для всех.
Игры, бизнес, интерфейсы. Часть 1: что такое игра
Эта статья — первая часть цикла про проектирование опыта в понимании шире, чем в интерфейсах, от нашего генерального директора Алексея Кулакова. Она про игры, их признаки и виды. Можно сказать, это теоретическая база, которая поможет вам при прочтении следующих частей, где мы расскажем, как метафора игры ложится на разработку чего бы то ни было.
Весь цикл состоит из трех частей:
Разберемся с тем, что принято называть игрой.
Игра — это серия интересных выборов.
Это определение моего любимого компьютерного геймдизайнера Сида Мейера, который сделал «Цивилизацию».
В бизнесе мы не хотим попадать в ситуацию, когда выбор интересный. Мы хотим, чтобы выбор был однозначный. Интересный выбор — сложный, в нем легко ошибиться, а это не то, чего нам хочется в бизнесе обычно.
Казалось бы, это и не та ситуация, в которую мы должны ставить пользователя. Например, если задумать интерфейс как серию интересных выборов, то в большинстве случаев это окажется неэффективным решением. Если только это не Tinder.
Игра — добровольное усилие ради преодоления ненужных препятствий, — философ Бернард Сьютс.
Люди в игру приходят специально, чтобы почувствовать удовольствие от того, что у них получается преодолевать препятствия. Сами препятствия — искусственные, а переживание опыта преодоления — настоящее. Это определение на бизнес похоже уже больше, чем пример со сложными выборами. Особенно если бизнес как-то по-дурацки организован. Но все-таки ни в интерфейсе, ни в бизнесе мы вроде бы ненужных препятствий стараемся не делать. Хотя, если разобраться, мы найдем гору исключений, но разбираться мы будем чуть позже.
Свободная деятельность, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако может целиком овладевать играющим, не преследует при этом никакого прямого материального интереса, не ищет пользы, совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам.
Это длинное и самое классическое определение философа Йохана Хейзинги. Никто не способен его запомнить, и я тоже. Поэтому я в нем выделил те вещи, которые мне кажутся важными.
Давайте из этих определений выделим применимые для задач бизнеса признаки игры.
Терминально важный признак, без которого игра не игра: люди должны понимать, где она начинается, а где заканчивается. В сленге разработчиков это называется«границы магического круга»: когда кто-то вступает в игру, он понимает, что попадает в пространство, которое построено по определенным правилам, принимает эти правила и знает, что может выйти из этой истории.
Этот и первый пункты обязательные, все остальное может меняться. Позже расскажу почему.
Если не дать участнику как действующему лицу принимать свободные решения, если он не сможет проявлять свою личность в действии — у него исчезнет зона игры. Это превратится в театр или кино, где от него ничего не зависит. Для того, чтобы игра оставалась игрой, нужно, чтобы от игрока что-то зависело. Это что-то может быть очень обширным, как это бывает в компьютерных играх с открытым миром. Или очень узким, как в игре Flappy Bird, где все, что можно делать, — поднимать и опускать птичку. Какая-то свобода у игрока должна оставаться. И еще три признака, о которых тоже дальше расскажу.
Почему я столько этому уделяю внимания? Что такое игра все понимают очень по-разному, трактуют шире или уже. И прежде чем подходить к чему-то (бизнесу, интерфейсу, институту) как к игре, стоит убедиться, насколько это может быть игрой. У меня подход примерно такой: чем вот этих признаков больше, тем больше аргументов за то, чтобы подходить к этому как к игре. И наоборот.
Игры бывают всякие, например настольные или компьютерные. Я занимаюсь играми живого действия. Это когда люди моделируют ситуацию и в этой ситуации ведут себя так, как бы вели себя в ней их персонажи. При этом они свои действия определяют самостоятельно: сами ищут мотив и сами выбирают способ из доступного арсенала.
Живые игры проводятся ради удовольствия и делятся на художественные и прикладные.
Мы с моими коллегами-организаторами игр в последнее время на художественные игры смотрим скорее как на искусство, чем как на развлечение, хотя начиналось все наоборот. Как и любое другое искусство, художественные игры делаются для того, чтобы организаторы, они же мастера игры, вместе с игроками реализовывали свои замыслы и получали от этого радость. Чем это похоже на то, чем мы занимаемся в обычной жизни и в бизнесе? Когда мы делаем бизнес или продукт, или какой-то некоммерческий проект, у нас как у организаторов есть замысел. Этот замысел будет воплощаться в поведении других людей. Это поведение свободное, они будут им управлять сами, в рамках, которые мы им предложим. И то, что у нас получается, всегда создается совместными усилиями владельцев бизнеса, системы и ее участников.
Прикладные игры делаются, чтобы в результате игроки за пределами игры получили пользу. Например, выучили в игре какой-то навык, спроектировали или примерили на себя какое-то взаимодействие, попробовали себя в командных ролях и поняли, кто с чем лучше справляется. Еще такая игра — это способ добровольно понять отношение к происходящему, занять собственную позицию. Это самая полезная штука, которую с помощью игры как прикладного инструмента можно сделать, потому что другим способом формирования позиции фиг добьешься. Ну, т. е. не считая настоящего кризиса в реальной деятельности, но это очень дорогой способ обучения.
1. И в художественных, и в прикладных играх мы присваиваем позицию — отношение к ситуации в результате пережитого опыта. Когда человек чувствует, что опыт, который с ним случился, может быть использован им дальше. И имеет к этому опыту отношение, формирует намерение как себя вести в подобных ситуациях.
Я хожу в игры за новыми хорошими вопросами, на которые мне интересно отвечать. Хороший вопрос — это вопрос, на который ответить хочется, но не получается.
2. Игра — это форма коллективного мышления и действия. Это опыт, который игроки переживают совместно.
Время в игре гораздо более плотное, чем в жизни. В обычной реальности сравнимая плотность событий бывает только в экстремальных ситуациях, когда у вас все горит или когда произошла по-настоящему большая неприятность и вам приходится совместно предпринимать очень много срочных действий и испытывать много эмоций. Вы наверняка чувствовали, как, выходя из таких испытаний, вы становитесь более близкими людьми. Может быть, друзьями. Может быть, командой. Почему это так? Потому что у вас возник разделенный опыт — то, через что вы прошли вместе, к чему у вас есть общее отношение.
Игра в этом плане — способ получить такой же эффект, не платя за это такую же цену. Не обязательно рисковать бизнесом, жизнью и здоровьем. Можно получить настолько же интенсивные переживания с помощью совместного опыта игры.
3. Призы и награды, к которым относятся хорошие вопросы, позиция, опыт, совместные решения, — не существовали до игры. Они были найдены игроками вместе, внутри игры, в результате личного или коллективного опыта. А в готовом виде их не было.
Это значит, что хотя у организаторов игры есть замысел, он все равно трансформируется и переосмысляется игроками. Игроки достают из игры не совсем то же самое, что мастера туда вложили.
Нельзя взять и до игры сказать: «Ну, смотрите. Вы в игре обнаружите вот такие выводы, просто возьмите их и все». Так не работает. Точнее, так можно, но тогда игра не полезней менее интерактивных инструментов. Потому что выводы, которые были получены не в результате собственного опыта, гораздо менее ценные. Они принадлежат не тому, кому их дали, а тому, кто сам их из своего опыта извлек.
Теперь вы знаете, что такое игра, и уже можете найти ее признаки в вашем бизнесе, продукте, да и в жизни в целом. А в следующий раз я расскажу про три главных инструмента, которые нашел в играх и сам использую при проектировании взаимодействия в бизнесе.