Иит что это такое

Электронные документы: виды, требования и особенности документооборота

Иит что это такое. Смотреть фото Иит что это такое. Смотреть картинку Иит что это такое. Картинка про Иит что это такое. Фото Иит что это такое

Иит что это такое. Смотреть фото Иит что это такое. Смотреть картинку Иит что это такое. Картинка про Иит что это такое. Фото Иит что это такое

Разберёмся, в чем различия бумажного варианта документа, его отсканированной версии и документа, изначально созданного в электронной форме, затем сравним требования к ним и определим сферы применения.

Документ бумажный, электронный образ и электронный документ

Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (редакция от 03.07.2016) «Об обязательном экземпляре документов» определяет документ как «Материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения».

Разделение документов на бумажные и электронные — не более чем разграничение по виду носителя, форме документирования и представления информации.

Понятие электронного документа закреплено Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ (редакция от 18.03.2019) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и звучит так:

«Электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах».

Таким образом, документ в электронном виде и изначально электронный документ — не одно и то же. В первом случае документ создается как бумажный и преобразуется в электронный документ, получается электронный образ документа. Во втором — изначально создаётся в форме электронного документа.

В электронном документообороте используются как образы документов, так и электронные документы. Но если для электронных образов в большинстве случаев можно использовать любой вид электронной подписи, то для электронных документов зачастую нужна усиленная квалифицированная электронная подпись.

Бумажные и электронные документы юридически равнозначны, если иное не установлено законом или договором. Исключения касаются только отдельных видов документов, к которым предъявляются повышенные требования к безопасности данных и условиям хранения.

Требования к документам в электронном виде

Требования к документам в электронном виде делятся на три категории и соблюдаются в порядке приоритетности:

Для каждого документа в электронном виде свои требования. Поэтому, когда вы собираетесь создать или передать документ, обращайтесь к требованиям, установленным конкретно для него.

Виды и применение электронных документов

Рассмотрим самые распространённые документы в практике документооборота компаний и индивидуальных предпринимателей.

Договоры, контракты, соглашения

Часть 2 статьи 434 ГК РФ разрешает заключение письменных договоров путём обмена электронными документами, в том числе с использованием сторонами сделки электронной почты. Обязательное требование — возможность достоверно установить, что документ, например экземпляр договора, исходит от стороны сделки.

Выполнить условие легко: договоритесь с контрагентом о заключении договора таким способом, составьте и подпишите договор с использованием электронной подписи. Аналогичным способом можно обмениваться протоколами разногласий и дополнительными соглашениями, вносить изменения в договоры и направлять претензии.

Первичные учётные документы

Требования к ним изложены в статье 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (редакция от 28.11.2018) «О бухгалтерском учёте». Специальные требования к счетам-фактурам — в статье 169 НК РФ.

Первичные документы могут быть бумажными или электронными, электронный первичный документ обязательно должен быть подписан электронной подписью. Но если законом или договором предусмотрено представление первичного документа в бумажном виде, он должен быть представлен именно на бумаге. Если бумажного документа нет, придётся его создать — распечатать соответствующий электронный документ. Это условие пока препятствует полному переходу на электронный документооборот: многие компании вынуждены дублировать документы полностью либо частично. Для обмена электронными счетами-фактурами и УПД, например, необходимо, обращаться к услугам оператора электронного документооборота. Также вести документооборот через оператора ЭДО целесообразно при больших объёмах документооборота — налаженная система сбережёт ваше время.

Выполнение всех требований к первичным учётным документам — это фактически выполнение требований ФНС. Упрощает задачу применение обязательных или рекомендованных налоговым органом форматов — формализованных электронных документов. Обязательные форматы утверждены для счёта-фактуры и универсального передаточного документа, в том числе корректировочных (Приказы ФНС № ММВ-7-15/155@, № ММВ-7-15/155@ и № ММВ-7-15/189@). Рекомендованные форматы есть для акта приёмки работ и документа о передаче товаров (Приказы ФНС № ММВ-7-10/552@ и № ММВ-7-10/551@) — можно применять их или разработать свой формат.

Отчётность

Всю налоговую и бухгалтерскую отчётность можно представлять в электронной форме. Обязательное условие для сдачи электронной отчетности — подписание документов усиленной квалифицированной электронной подписью. Передавать отчётность в электронном виде можно через оператора ЭДО или через официальный сайт ФНС.

Документы для подачи в суд

Любые процессуальные документы можно подавать в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа. Для электронной подачи документов в арбитражные суды используется сервис «Мой арбитр», в суды общей юрисдикции — личный кабинет пользователя в разделе «Подача процессуальных документов в электронном виде» официального сайта суда на портале ГАС «Правосудие». Электронный образ документа можно заверить простой электронной подписью, электронный документ подписывается только усиленной квалифицированной электронной подписью.

Обращения в государственные органы

Большинство ведомств уже поддерживают онлайн-обмен документами и обращениями через сайты и личные кабинеты пользователей. Чтобы обратиться в государственный орган через интернет или направить электронный документ, зайдите на официальный сайт нужного ведомства, найдите раздел для обращений или направления отчётности в электронном виде и воспользуйтесь указанной информацией.

Юридическая значимость электронной переписки

Несколько иначе, чем электронные документы, подписанные ЭП надлежащего вида, выглядит обмен письмами или сообщениями посредством электронной почты, мессенджеров или СМС-сообщений. В этих случаях, как правило, не используется привычная электронная подпись. Что тогда служит средством идентификации — интересный вопрос, прежде всего, с позиции судебной практики.

Электронную переписку, где не используется усиленная электронная подпись, можно приравнять к обороту документов с применением простой электронной подписи. В данном случае это не противоречит правилам и нормам. Но необходимость идентификации отправителя и получателя в случае спора обязательно возникнет.

В процессе идентификации отправителей и получателей писем и сообщений, возможно, потребуется определить:

Дать ответы на эти вопросы и подтвердить их доказательствами бывает непросто.

Если адреса электронной почты указаны в договоре с контрагентом и при этом чётко определён порядок обмена документами, проблем обычно не возникает. Идентифицировать СМС-отправления можно посредством сотового оператора. Сообщения в чатах и мессенджерах — через техподдержку соответствующей платформы. Но проблемы могут возникнуть, если придется оспаривать факт личного отправления. Ведь не исключено, что доступ к логину, паролю, устройству и сим-карте может получить третье лицо.

В 2016 году арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области рассматривал дело №А56-95953/2015, где фигурировали СМС-уведомления. Истец судился со Сбербанком относительно несанкционированного вывода со счёта истца денежных средств на сумму более 6 миллионов рублей. Для операций использовались платёжные поручения, подготовленные в информационной системе банка и подписанные сгенерированными одноразовыми кодами (паролями), которые направлялись на телефон истца и при вводе в подтверждение операции означали подписание документа простой ЭП. Суд отказал в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что истец, хотя, возможно, и не был причастен к операциям, не обеспечил недоступность средств идентификации.

Изложенная позиция суда наглядно показывает, что фактически к электронной переписке, где используются средства идентификации, отличные от электронной подписи, применяются аналогичные с ЭП требования. Получение и ввод кода из СМС для подтверждения действий — аналог использования простой электронной подписи.

Подведём итог

Любые документы можно передавать в электронном виде, к тому же практически все они в таком виде создаются изначально, но важно соблюдать требования. Главное в передаче документов в электронном виде или электронных документов — проверить, выполнены ли технические требования и требования к виду электронной подписи. Не стоит забывать также о правильности формы и содержания документа.

Второй момент — целесообразность перехода на ЭДО, станет ли документооборот проще, быстрее, надёжнее и экономичнее. Ради передачи нескольких документов в год нет смысла тратиться на организацию электронного документооборота. Но если объём документооборота большой, расходы на печать и доставку бумажных документов превышают потенциальные затраты на электронный документооборот, выгоднее перейти на ЭДО. Использование системы электронного документооборота поможет существенно сэкономить и упростить работу.

Источник

Единый налоговый платеж для бизнеса: что это такое и как будет работать

Иит что это такое. Смотреть фото Иит что это такое. Смотреть картинку Иит что это такое. Картинка про Иит что это такое. Фото Иит что это такое

Единый налоговый платеж для бизнеса, как планирует ФНС, будет построен на тех же принципах, что и ЕНП для физических лиц. Налогоплательщик вносит один платеж, а налоговый орган сам, как только наступает срок уплаты того или иного налога, перечисляет средства по назначению.

Однако налогообложение бизнеса — это более сложная система. Намного больше видов налогов, разные режимы и сроки платежей. Поэтому ЕНП для бизнеса как механизм не будет полной копий текущего ЕНП для физических лиц. Во-первых, нормативное регулирование ЕНП планируют сделать единым как для юрлиц и ИП, так и для граждан. А во-вторых, концепцию механизма такого платежа ещё предстоит разработать, протестировать и скорректировать, учитывая итоги эксперимента, который запланирован на 2022 год.

На текущий момент ситуация с введением ЕНП для бизнеса такова:

Учитывая, что законопроект уже прошел в Госдуме первое чтение, вероятно, закон примут к концу 2021 года. Но на текущий момент о механизме ЕНП для бизнеса можно говорить только в общих чертах.

Какие налоги будут включены в ЕНП

ЕНП для бизнеса и физлиц будет предусмотрен новой статьёй налогового кодекса — 45.1 НК РФ. Согласно этой норме, ЕНП — добровольный денежный платеж налогоплательщика в счёт исполнения обязанностей по уплате:

Таким образом, ЕНП можно назвать обезличенным платежом. Он должен перечисляться на счёт казначейства в качестве ЕНП, но без конкретизации, на какие налоги, сборы и взносы направляется. При этом в первую очередь налоговый орган направит поступившие средства на погашение задолженности, если таковая имеется, и только в части остальной суммы будут приниматься решения о направлении средств на уплату налогов и других обязательных платежей. Списания (зачёты) средств будут происходить в сроки, установленные для конкретного налога, сбора или взноса. Налоговый орган будет делать это самостоятельно в пределах доступной суммы перечисленного налогоплательщиком ЕНП.

Как организации или ИП стать плательщиком ЕНП

Никакой специальной процедуры получения статуса плательщика ЕНП не предусмотрено. Тем более что ЕНП — это не налог, а просто платёж, некая сумма, за счёт которой налоговый орган будет сам засчитывать уплату налогов, сборов и взносов.

Если механизм ЕНП для бизнеса будет подобен текущему ЕНП для физлиц, то перечисляемые суммы будут до момента списания храниться в электронном кошельке налогоплательщика и отображаться в личном кабинете на сайте ФНС. Там же будут видны все списания и их характер. Пополнять такой кошелёк можно в любое время и сколько угодно раз. При необходимости налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о возврате средств ЕНП в пределах остатка. Для удобства и ускорения процесса заявление подаётся в электронном виде и подписывается электронной подписью.

Планируется, что перечислять ЕНП сможет не только сам налогоплательщик, но и третьи лица — за него. Правда, возврат средств для них будет недоступен, так как возможен только в пользу налогоплательщика.

ЕНП — это альтернативный способ уплаты обязательных платежей. Налогоплательщик решает сам, использовать его или нет. Платёж можно совмещать со стандартной системой уплаты налогов, сборов и взносов. Например, некоторые налоги платить самостоятельно по срокам, а какие-то учесть в ЕНП и перечислить платёж, чтобы налоговый орган сам списывал деньги, когда наступит срок.

Главная цель внедрения ЕНП для бизнеса — упростить механизм уплаты обязательных платежей и снизить количество ошибок. Это особенно актуально для организаций и ИП, использующих общий режим налогообложения, при котором нужно в разные сроки вносить много разных платежей, каждый раз формируя платёжное поручение. С другой стороны, даже если ИП или юрлицо использует спецрежим, уплачивает только один налог и страховые взносы, ЕНП, возможно, будет более удобной формой исполнения обязанностей. Тем более что можно пополнять электронный кошелёк в любое удобное время и в пределах доступных на текущий момент денежных средств.

Введение ЕНП никак не скажется на исполнении обязанностей, связанных с представлением отчётности. В том числе, если организация обязана делать или добровольно делает это только в электронном виде. В последнем случае ЕНП даже ещё больше упростит и ускорит всё взаимодействие с налоговым органом. К автоматизации и цифровизации документооборота с ФНС добавится автоматизация процесса исполнения всех или части денежных обязательств.

Однако для организаций, у которых нет свободных финансовых средств или они в дефиците, перечисление ЕНП, скорее всего, не станет хорошем выбором — денежные средства будут какое-то время лежать «мёртвым грузом», не используясь в обороте. Кроме того, нельзя исключить ситуации, когда налоговая инспекция ошибочно начислит недоимку и привлечёт к ответственности. Наличие средств в виде ЕНП позволит ей списать деньги, и налогоплательщику придётся их возвращать путём оспаривания решений и действий налогового органа, а это может занять много времени.

Источник

Интеллектуальные информационные технологии (история и тенденции развития)

Сегодня в области автоматизации управления анализ информации доминирует на предварительной стадии подготовки решений — обработки первичной информации, декомпозиции проблемной ситуации. Все это позволяет познать лишь фрагменты и детали процессов, а не ситуацию в целом. Для преодоления этого недостатка надо научиться строить базы знаний, используя опыт лучших специалистов, а также генерировать недостающие знания.

Использование информационных технологий (ИТ) в различных сферах человеческой деятельности, экспоненциальный рост объемов информации и необходимость оперативно реагировать в любых ситуациях потребовали поиска адекватных путей решения возникающих проблем. Эффективнейшим из них является путь интеллектуализации информационных технологий.

Под интеллектуальными информационными технологиями обычно понимают такие информационные технологии, в которых предусмотрены следующие возможности:

На рис. 1 дано схематичное представление интеллектуальной системы.

Уникальная особенность интеллектуальных информационных технологий (ИИТ) — их «универсальность». Они практически не имеют ограничений по применению в таких областях, как управление, проектирование, машинный перевод, диагностика, распознавание образов, синтез речи и т. д.

Иит что это такое. Смотреть фото Иит что это такое. Смотреть картинку Иит что это такое. Картинка про Иит что это такое. Фото Иит что это такое
Людмила Сергеевна Болотова, проф. МИРЭА, д. т. н., академик РАЕН, e-mail: Bolotova@mtu-NET.ru

ИИТ также находят широкое применение для распределенного решения сложных задач, совместного проектирования изделий, построения виртуальных предприятий, моделирования больших производственных систем и электронной торговли, электронной разработки сложных компьютерных систем, управления системами знаний и информации и т. п. Еще одно эффективное применение — поиск информации в Internet и других глобальных сетях, ее структуризация и доставка заказчику.

Однако средства автоматизации управления и информатизации все еще не стали настоящими помощниками руководителей всех уровней. Более того, там, где эти средства могут принести наибольший эффект (поддержка принятия своевременных и обоснованных решений на высших уровнях управленческой иерархии), они практически не используются.

Проблемы принятия решений управленцем

Первая проблема. Современный руководитель принимает решения в весьма противоречивых условиях. С одной стороны, он должен учитывать в решениях все большее число факторов и данных, с другой — повышать качество принимаемых решений. При этом факторы различаются по значимости и влиянию на качество решения.

От руководителя требуется четкость и своевременность действий, обоснованность и понимание возможных последствий принимаемых решений. Он должен хорошо разбираться во всех аспектах деятельности вверенного ему объекта, предприятия или компании, а также их «окружения» (внешние организации, административные органы и т. д.). При этом ему нельзя ошибаться, поскольку ошибки руководителя высокого ранга, например отвечающего за развитие отрасли (региона), очень дорого обходятся. Проблема адекватного руководства не так проста, как кажется, и относится к разряду сложнейших. Ясно, что решить ее простым увеличением управленческого аппарата невозможно. Здесь все определяется не количеством, а качеством.

Иит что это такое. Смотреть фото Иит что это такое. Смотреть картинку Иит что это такое. Картинка про Иит что это такое. Фото Иит что это такое
Сергей Михайлович Любкин, доцент ГАСИС, к. т. н., член правления СОВНЕТ, e-mail: S.Ljubkin@USA.NET

Зачастую руководители вообще не хотят «связываться» с информационными технологиями, поскольку они отнимают много сил, средств и приходится без конца учиться. Некоторые очень опытные руководители действительно принимают достаточно разумные решения не пользуясь огромным штатом экспертов и специалистов по информатике. Это возможно, поскольку такой руководитель мысленно сформировал систематизированную картину своего огромного хозяйства, как хороший врач, долго наблюдающий и лечащий одного и того же пациента. Эта картина складывалась постепенно вместе с развитием его хозяйства и прочно отпечаталась в мозгу в виде системной модели знаний. Она-то и помогает ему вырабатывать верные решения. Такой руководитель строит свои выводы и решения принципиально иначе, чем те, кто такого опыта не имеют, хотя и пользуются информационными технологиями. Располагая информацией о текущем состоянии своего объекта управления и пользуясь своей огромной и хорошо структурированной базой знаний (то есть своей системной моделью), опытный управленец действует методом распознавания ситуаций и их классификации. Автоматически и практически мгновенно на модель накладывается текущая картина и выделяются все ее противоречия, достоинства и недостатки; она соотносится с принципиальными решениями, которые давали хорошие результаты. Если прототипа в его модели базы знаний не оказалось, то ему достаточно несложно сконструировать новое решение, мысленно накладывая его на свою модель, которую он хорошо «видит» и чувствует.

Именно наличием такой базы знаний отличается от всех хороший эксперт — профессионал в своей деятельности. Статистика говорит, что из 100 специалистов качественными экспертами могут быть только трое — пятеро. Только они в состоянии предложить хорошие (отличные и даже гениальные) решения без всяких технических чудес. Но где взять таких специалистов в наше время, когда все быстро устаревает, особенно в области технологий управления. Образцы десятилетней давности сегодня могут принести больше вреда, чем пользы. Подготовка же таких специалистов длится не один десяток лет.

Иит что это такое. Смотреть фото Иит что это такое. Смотреть картинку Иит что это такое. Картинка про Иит что это такое. Фото Иит что это такое
Владимир Семенович Резер, Российская ассоциация управления проектами/ СОВНЕТ, к. т. н., e-mail: VSR@atom.ru

Вторая проблема видится в том, что в сфере управления продолжает доминировать «старая культура» автоматизации, базирующаяся на естественнонаучных и техноцентрических подходах [1]. Она ориентирована на техническое обеспечение административно-командных методов управления. Мешает также старое представление, что любое подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги и прецеденты — это большое ограничение. Необходимо уходить от ориентации на жесткие модели и нормативные процедуры принятия решений. Сегодня актуальна интеллектуальная поддержка управленческой деятельности. С этой точки зрения сейчас созданы условия для настоящего проявления гигантских возможностей искусственного интеллекта и ИИТ.

Третья проблема. Существующие средства автоматизации процесса принятия решений —это «перекос» в сторону анализа ситуаций и систем, а необходима новая «ориентация» — на синтез решений и новых знаний, что и требует применения ИИТ.

Перспективы развития ИИТ

Представляется, что в настоящее время ИИТ подошли к принципиально новому этапу своего развития. Так, за последние 10 лет существенно расширились возможности ИИТ за счет разработки новых типов логических моделей, появления новых теорий и представлений. «Узловыми» точками в развитии ИИТ считаются [1]:

Новой парадигмой создания перспективных ИИТ стали мультиагентные системы [2]. Здесь предполагается, что агент — это самостоятельная интеллектуальная система, имеющая свою систему целеполагания и мотивации, свою область действий и ответственности. Взаимодействие между агентами обеспечивается системой более высокого уровня — МЕТАИНТЕЛЛЕКТОМ. В мультиагентных системах (МАС) моделируется виртуальное сообщество интеллектуальных агентов — объектов, которые автономны, активны, вступают в различные «социальные» отношения — кооперации и сотрудничества (дружбы), конкуренции, соревнования, вражды и т. п. «Социальный» аспект решения современных задач и есть фундаментальная особенность концептуальной новизны передовых интеллектуальных технологий — виртуальных организаций, виртуального общества.

Тенденции развития ИИТ

Системы связи и коммуникаций

Глобальные информационные сети и ИИТ могут в корне поменять наши представления о компаниях и самом умственном труде. Присутствие сотрудников на рабочем месте станет практически не нужным. Люди могут работать дома и взаимодействовать друг с другом при необходимости через сети. Известен, например, успешный опыт создания новой модификации самолета «Боинг-747» распределенным коллективом специалистов, взаимодействующих по Internet. Местонахождение участников каких-либо разработок будет играть все меньшую роль, зато возрастает значение уровня квалификации участников.

Другая причина, определившая бурное развитие ИИТ, связана с усложнением систем коммуникации и решаемых на их основе задач. Потребовался качественно новый уровень «интеллектуализации» таких программных продуктов, как системы анализа разнородных и нестрогих данных, обеспечения информационной безопасности, выработки решений в распределенных системах и т. п.

Использование ИИТ в военной сфере

С использованием ИИТ в армии существенно изменились стратегии военных действий. Так, руководство вооруженных сил США предполагает за счет внедрения интеллектуальных АСУ поддержки принятия решений командирами и планирования боевых действий сократить временные циклы управления в три-четыре раза.

Образование

Уже сегодня дистанционное обучение начинает играть важную роль в образовании. А внедрение ИИТ позволит существенно индивидуализировать этот процесс сообразно с потребностями и способностями каждого обучаемого.

Информатизация быта уже началась, но с развитием ИИТ появятся принципиально новые возможности. Постепенно компьютеру будут передаваться все новые функции: контроль за состоянием здоровья пользователя, управление бытовыми приборами, такими как увлажнители, освежители воздуха, обогреватели, ионизаторы, музыкальные центры, средства медицинской диагностики и т. п. [3]. Другими словами, системы станут еще и диагностами состояния человека и его жилища. Будет обеспечено комфортное информационное пространство в помещениях, где информационная среда станет частью окружающей человека среды.

В итоге.

ИИТ непрерывно развиваются, и от того, насколько активно мы будем использовать их во всех сферах деятельности (будь то управление предприятием, поддержка принятия управленческих решений или образование), зависит качество нашей жизни.

МИНИГЛОССАРИЙ по ИИТ

Источники, по которым цитируются определения: [и1] — Юзвишин И. И. Энциклопедия информациологии / Под ред. акад. А. М. Прохорова. М.: Информациология, 2000.
[и2] — Уотермен Д. Руководство по экспертным системам. (Пер. с англ.). М.: Мир, 1989.

Актуализация — осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности. В сетевом планировании — отражение в сетевом графике выполненных работ. [и1]

База знаний — информационная база, отражающая опыт конкретных людей, групп, обществ, человечества в целом, в решении творческих задач в выделенных сферах деятельности, традиционно считавшихся прерогативой интеллекта человека. [и2]

Знание — проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека, обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении, на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными для того, чтобы рассматриваться как знание. [и1]

Инженер знаний — человек, который проектирует или создает экспертную систему. Обычно это специалист по информатике, имеющий опыт применения прикладных методов искусственного интеллекта. [и2]

Искусственный интеллект — раздел информатики, связанный с разработкой интеллектуальных программ для компьютеров. [и2]

Метазнания (Метаинтеллект) — знания экспертной системы о том, как эта система работает или рассуждает. В более широком смысле — это знания о знаниях. [и2]

Механизм объяснения (Порождение объяснений — модели аргументации и рассуждения) — часть экспертной системы, которая объясняет, каким образом были получены решения, и обосновывает действия, предпринятые для их получения. [и2]

Мышление — внутреннее активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т. д. Мышление, которое по своей структуре может быть познающим или эмоциональным, состоит в постоянной перегруппировке всех возможных содержаний сознания и образовании или разрушении существующих между ними связей. [и1]

Мышления формы (Человеческий интеллект) — способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательного компонента. [и1]

Нечеткая математика (Нечеткая логика — Недоопределенные данные) — раздел математики, связанный с нечеткими объектами, данными, алгоритмами. [и2]

Оптимизация — нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции, выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных, например оптимизация управления. [и1]

Персептрон (Нейронные сети) — обучаемая система, моделирующая восприятие и распознавание образов. [и1]

Пользователь — человек, использующий экспертную систему, например конечный пользователь, эксперт, инженер знаний, разработчик инструмента или лаборант. [и2]

Представление знаний — процесс структурирования предметных знаний с целью облегчить поиск решения задачи. [и2]

Технология — 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабриката в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства. [и1]

Эвристика (Эвристическое программирование) — эмпирическое правило, упрощающее или ограничивающее поиск решений в предметной области, которая является сложной или недоступной всякому пониманию. [и2]

Эксперт — человек, который за годы обучения и практики научился чрезвычайно эффективно решать задачи, относящиеся к конкретной предметной области. [и2]

Экспертная система — компьютерная программа, использующая экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в некоторой узкой предметной области. Такие программы, как правило, представляют знания символически, исследуют и объясняют свои процессы рассуждения и предназначены для тех предметных областей, в которых людям для достижения мастерства необходимы годы специального обучения и практики. [и2]

Литература

История интеллектуальных информационных технологий

Обратимся к истории развития ИИТ, которая ведет отсчет с 60-х годов прошлого века и вкючает несколько основных периодов.

Примеры разработанных к настоящему времени систем, использующих ИИТ.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *