ИКОНА «ЖИРОВИЦКАЯ» – В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СЛАВЯНСКАЯ СВЯТЫНЯ, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ РОССИЮ И БЕЛАРУСЬ
Самая чистая и прекрасная духом из людей всех времен была и остается Божия Матерь, Дева Мария. Множество икон Ее написано в течение веков, и каждая из них, которая имеет отдельное название, является чудотворной.Такие образы имеют особую историю и значение, благодать помощи в особых сложных жизненных ситуациях. Чаще всего Богородица изображается с Богомладенцем Христом на руках.
Икона Божией Матери Жировицкая не только прославилась своими чудесами и помощью людям, но и стала одной из самых известных славянских святынь. Она была обретена в Беларуси, но молятся ей и россияне, и украинцы. Пожалуй, православные из стран всего мира побывали в Свято-Успенском Жировичском монастыре, что находится на месте обретения чудотворного образа. Название и икона, и обитель получили от местности, где впервые явилась икона — деревни Жировичи под Минском.
ЗНАЧЕНИЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖИРОВИЦКОЙ И ИКОНОГРАФИЯ ОБРАЗА
Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский – Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип – это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры – то есть позировала для икон Сама Богоматерь – и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.
Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.
На иконе Жировицкой Божией Матери Небесная Владычица изображена обнимающей и прижимающей к себе Младенца Христа. Такая поза называется иконографическим типом «Умиление» или «Милостивая». Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать.
Правая рука Божией Матери указывает на Младенца: она кажется прижатой к груди, но это не так. Получается, что икона имеет элементы еще одного иконописного типа – Одигитрия. Это редкость. Богородица жестом правой руки указывает молящимся на Христа, Который есть Путь, Истина и Жизнь. Богородица являет людям Богомладенца, показывая, что только через веру в Христа можно обрести истинный жизненный путь, дорогу в Царство Небесное. Этот Путь нужно пройти, чтобы достичь спасения.
Первые живописные списки красками с оригинального образа, выполненного в камне, известны с начала XVII века. Их также легко узнать, поскольку существует три оригинальных варианта. Все они имеют в основе изображение Богородицы, заключенное в овал:
Списки с иконы Жировичской Божией Матери (или репродукцию иконы) можно также узнать по тому, как ножки Младенца Христа опираются на левую руку Богородицы (обычно на иконе Он сидит на левой руке, опираясь на правую). Ножки Младенца обнажены до колен.
Сам маленький Христос изображен в обычной для малышей позе: Он крепко обнимает Маму, хватаясь за ее одежду. Одежды Христа имеют светлый цвет. Длинная туника охряного или золотистого цвета, в которую одет Христос — знак приятия Самим Богом человеческой природы, а золотые нити ассиста на ней – символ Божественных энергий, то есть Иисус также остался и Богом по природе.
ИСТОРИЯ ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНЫ
Образ Пресвятой Богородицы явился людям чудесным образом. В 1470 году около деревне Жировицы, принадлежавшей православному литовскому вельможе Александру Солтану (земли нынешней Беларуси относились тогда к Великому Княжеству Литовскому) пастухи нашли в листве грушевого дерева сияющую икону с ликом Девы Марии. Они отдали икону хозяину земель, который отнесся с рассказу о чудесном явлении скептически, но спрятал образ в ларец. Следующим утром к Александру пришли гости, он решил показать им найденную святыню, однако не нашел ее в ларце. Тем временем пастухи вновь обрели ее на том же дереве.
Так вельможа был вразумлен Богородицей. Он построил на месте явления деревянный храм, вокруг которого вскоре образовалось селены и приход. В 1520 году эта церковь полностью сгорела. На месте пожарища чудотворную икону найти не смогли, но она явилась удивительным образом через некоторое время. Шедшие из школы деревенские дети увидели сидящую на камне рядом с пожарищем сияющую светом Девушку с иконой в руках. Возможно, это был Ангел Божий или Сама Пресвятая Богородица. Испугавшись незнакомки, ребята прибежали домой и рассказали об увиденном родителям. Крестьяне же, придя, увидели стоящую на камне рядом с горящей свечой Жировичскую икону. Для нее был выстроен новый каменный храм, который дал начало монастырю. Очевидно, первыми монахами его были местные жители.
Вскоре после обретения икона уже начала источать чудеса, свидетельства о которых дошли до нас через века.
ХРИСТИАНСКАЯ СВЯТЫНЯ
Жировицкий образ почитается в обеих христианских Церквях, распространенных на белорусских землях: Православной и Католической.
В XVII веке монастырь в Жировичах после интриг и свойственных униатам непростых методов храм перешел в их ведение. Храм, где она пребывала, почти пустовал, люди не шли сюда. Однако в это время в Риме нашли копию Жировичского образа в фресковой технике (изображении на стене). Сами католики были вразумлены Богородицей и стали почитать Ее чудотворный образ. С римской фрески сделали список и отослали в Жировичи. Таким образом в Жировичах остались две почитаемые иконы.
В 1839 году монастырь был возвращен Православной Церкви, а с ним и чудотворная икона. Это был первый монастырь белорусских земель, где в то время начались православные богослужения после длительного насильственного господства католичества и униатства.
Во время Первой Мировой войны 1914 года чудотворную Жировицкую икону возили для поклонения верующих в Москву. С 1920-х годов она остается в Свято-Успенском соборе Жировицкой обители. К образу и по сей день приходят униаты, католики и православные верующие люди. Главное – просить Божию Матерь о помощи искренне, не забывать о благодарности.
Сегодня в монастырских стенах бьют несколько целебных источников, водой от которых люди умываются, пьют ее и выздоравливают скорее, чем при пребывании в любом санатории. Почитаются как святыни и частицы камня, на котором Богородицу видели дети вовремя второго явления иконы после пожара.
ЧУДЕСА ОТ ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Многие свидетельства о чудесах от Жировицкого образа дошли до наших дней. Известно, что Жировицкий образ имеет особую благодать помощи в исцелениях всех болезней.
Вот некоторые чудеса по молитвам к Богородице перед святым образом:
Дне памяти иконы Божией Матери Целительница – 20 мая. Это великое торжество в Успенском Жировицком монастыре; сюда съезжаются паломники со всего мира, богослужения совершает сонм архиереев во главе с главой Белорусской Церкви – митрополитом Минским.
В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти образа Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы иконе Целительница: тропари и кондаки. Икона выносится на середину храма (в каждом православном храме также в этот день в центре будет пребывать список с Жировицкой иконы). В обители совершается крестный ход с ликом Пресвятой Девы, поется молебен с акафистом.
Краткие молитвы Богородице перед иконой Жировицкой можно читать онлайн или наизусть в любое время, особенно рекомендуется молитва о здравии, в болезни:
Перед святой иконой Твоей, Владычица, молящиеся исцеления получают, веры истинной познание обретают, отражают нашествия чужеземцев. И нам, Тебя просящим о милости, оставление грехов у Господа испроси, мыслями благочестивыми сердца наши просвети, к Сыну Твоему вознеси истинную молитву о спасении душ наших. Не отвернись, Царица Небесная, от Помощи у Тебя просящих, и милосердия бездну покажи нам, приходящим к целебной иконе Твоей. Печали наши житейские успокой, Щедрая на помощь, и от тяжестей жизненных нас к радости небесной приведи: Тебя Одну имеем мы надеждой и утверждением веры, милости источником, покровом и спасением наших душ.
В ЧЕМ ПОМОГАЕТ ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Богородица помогает всем верующим людям, вне зависимости от конфессии. Благодать Ее по молитве перед Жировицкой иконой простирается на каждого человека, молящегося искренне, с просьбой о благом деле и о помощи в беде:
КАК МОЛИТЬСЯ ПЕРЕД ЖИРОВИЦКОЙ ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ
Молитву Пресвятой Богородице перед Жировицкой иконой можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:
«О Милосердная Госпожа наша, Дева Богородица! Как грешными губами прикоснусь к святыне Твоей, какими словами расскажу о щедрости Твоей, проявляемой к людям всем: ведь никто, пришедший к Тебе, не уходил без помощи и не услышанным Тобою. С юности я ищу помощи и заступничества Твоего, и никогда я не был лишен милосердия Твоего. Видишь, о Госпожа, скорби сердца моего и раны души моей знаешь. И сейчас, коленопреклоненно стоя пред Пречистым Твоим образом чудотворным, приношу Тебе мои молитвы. Не оставь меня без всесильного ходатайства Твоего в день скорби моей, и в день печали будь Сама мне Заступницей. От потока слез моих не отвернись, Владычица, и даруй радость сердцу моему. Убежищем и предстательством будь для меня, Милостивая Дева, и светом Твоим ум мой просвети. Не только о себе прошу Тебя, но и обо всех людях, приходящих к Твоей помощи. Церковь Православную Сына Твоего в благодати чистой веры соблюди, и огради ее от зла и козней, и наветов вражьих, от дьявола, впадающего на нее. Архипастырям нашим подай помощь Твою в апостольском и миссионерском служении, сохрани их здоровыми, в долгих летах, верно управляющими Церковью и дарующим слово истины Господней. Священникам попроси у Бога и Сына Твоего старание и заботу о душах данного им Самим Господом им стада людского, дух разума и благоговения, чистоты и правды Божией Сама им даруй. Попроси также, о Владычица, у Господа, Властителя Небесных Сил и земли всей, да подаст земным властям и правителям городов и стран мудрость и силу, судьям правду и нелицемерие, всем приходящим к Тебе дух целомудрия, смирения, терпения и любви. Прошу и еще Тебя, о Милосердная Богородица, покрой страну нашу силой Твоей благодати, избавь ее от стихий разрушительных, бед, нашествия иных стран, гражданских войн, чтобы все жители ее в любви и мире пребывали, проживали жизнь тихую и спокойную, унаследовать блага вечных селений Небесных молитвами Твоими, да сможем все мы вместе с Тобой прославлять Бога на небесах вечно. Аминь».
Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!
Жиро́вицкая ико́на Бо́жией Ма́тери (Жировичская) — икона Богородицы, явившаяся в Жировичах (Слонимский район, Гродненская область, Беларусь). Почитается чудотворной в Православной церкви и Католической церкви (включая Белорусскую грекокатолическую церковь). Одна из наиболее почитаемых святынь в Беларуси.
Содержание
Описание иконы
Икона округлой овальной формы, вырезана на яшме, и размером 5,7×4,1×0,8 см [1] подобна камее или нагрудной иконке. Образ Богоматери с Младенцем в невысоком рельефе на овальной яшмовой пластине с небольшим сужением кверху; оборот иконы гладкий. Оттенки самой яшмы зелёного и тёмно-красного цветов. Смешение этих цветов оптически создаёт впечатление охристого цвета. Икона из яшмы подвергалась реставрации: расколовшаяся на части, была склеена воском. Ранее на иконе была надпись: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую» (не сохранилась). Богоматерь на иконе представлена с Младенцем Христом на правой руке, левую руку держит у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к голове Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, изображён прильнульнувшим к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; на мафории Божией Матери динамичные складки; различимы традиционные для данного вида икон греческие буквы в обозначении Их имён.
Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление), отражающему идею о богоматеринском заступничестве. Иконография Умиления сложилась в древнем коптском искусстве Египта.
История иконы
Вокруг деревянного храма вскоре образовалось селение и появился приход. Около 1560 года храм сгорел, несмотря на усилия жителей потушить пожар и спасти икону. Все прихожане думали, что она погибла. Но, однажды, крестьянские дети, возвращаясь из школы, увидали чудное явление: Дева, необыкновенной красоты, в лучезарном сиянии, сидела на камне у сгоревшего храма, а в руках у Нее была икона, которую все уже считали сгоревшей. Дети поспешили вернуться и рассказать о видении родным и знакомым. Все приняли этот рассказ о видении за Божественное откровение и вместе со священником отправились к горе. На камне, возле зажжённой свечи, стояла Жировицкая икона Божией Матери, при чём, нисколько не пострадавшая от огня. На какое-то время икону поставили в доме священника местного прихода, а сам камень огородили. Когда построили новый каменный храм, туда поставили чудотворную икону. Впоследствии, В начале XVI века, при этом храме возник монастырь. В 1613 году монастырь перешёл к грекокатоликам и находился в их руках до 1839 года [3]
С середины XVI в. Ян Солтан начал строительство каменного храма. Однако строительство неожиданно было остановлено в связи с передачей Жировичей под заклад кобринскому еврею Ицхаку Михалевичу и переходом наследников рода Салтанов в протестантизм. В 1605 хозяином Жировичей стал мстиславский каштелян Иван Мелешко. Он с женой Анной и канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега стали основателями униатского монастыря. Первым игуменом базилианского мужского Жировичского монастыря стал Иосафат Кунцевич, будущий униатский архиепископ полоцкий. Монастырь вскоре получил широкую известность благодаря чудотворной иконе Богоматери.
Когда в июне 1660 войска гетмана литовского Павла Сапеги и Стефана Чарницкого победили под Полонкой, победа была приписана чудотворному покровительству Божией Матери, особо почитаемой в Жировичах.
В XVIII в. слава Жировичской иконы возросла в связи с открытием в Риме копии иконы. В 1718 в римской базилианской резиденции начался ремонт, при котором в сакристии обнаружили написанную на стене фреску-копию Жировичской иконы. В 1719 г. фреска была отреставрирована Л. Г. да Кава, учеником римского художника В. Ломберти; выполнена её живописная копия, и послана в Жировичи (исчезла, вероятно, во время первой мировой войны). Получивший от римского образа исцеление Михаил Загорский (подстолий мстиславский), пожертвовал серебряную ризу и венцы. 13 сентября 1730 г. состоялось перенесение фрески в главный алтарь придела во имя Жировицкой иконы Божией Матери — придел во имя мучеников Сергия и Вакха.
В 1726 г., постановлением папского капитула, исследовавшего более 200 чудес Жировицкой иконы, было утверждено решение о её коронации, состоявшейся 8 сентября 1730 г. Накануне праздника коронования в Жировичи пришли три процессии паломников из Вильно, Минска, Мира. В процессии из Мира принимал участие полк янычар, принадлежащий Радзивиллу. На протяжении 8 дней в Жировицком монастыре шли торжественные богослужения, во время проведения которых причастились около 140 тыс. человек. Непосредственно при самой коронации иконы присутствовало 38 тыс. верующих. В ежевечерних богослужениях вместе с униатскими священниками участвовали римско-католические монахи ― бенедиктинцы, францисканцы, кармелиты, доминиканцы. Базилианин Скальский написал прославляющую икону песню на польском языке «Жировичи любви криница».
В черте города Слонима по дороге, ведущей в Жировичи, были построены 6 триумфальных арок. Арки были построены на средства: 1) базилиан и жителей Слонимского повета; 2) митрополита Афанасия Шептицкого; 3) Людвига Потея ― воеводы виленского; 4) Радзивиллов ― Иеронима и Николая); 5)Михаила Вишневецкого ― канцлера и великого гетмана литовского; 6) магнатского рода Сапег.
Успенский храм декорировали семью большими овальными живописными композициями с изображением чудес Жировицкой иконы. 2 золотые короны (изготовленные в Риме трудами прокуратора ордена василиан Бенедикта Трулевича и освященные папой Бенедиктом XIII), возложил на икону униатский Киевский митрополит Афанасий Шептицкий, в сослужении епископов Владимирско-Брестского Феофила Годембы-Годебского и Турово-Пинского Георгия Булгака. Расходы, связанные непосредственно с самой коронацией, взяла на себя вдова Кароля I Стнислава Радзивилла Анна Катажина, мать папского посла, доставившего короны для коронации.
Всё это время Жировицкая икона Божией Матери пользовалась почитанием католиков. В 1744 к Жировичской иконе приезжал король Речи Посполитой Август III и молился перед нею. В 1784 перед нею молился последний король Польши Станислав Август Понятовский.
Во время Первой мировой войны, в 1915 г., Жировицкую икону Божией Матери, в серебряном окладе и с другими ценностями, перевезли в Москву, в собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, после его закрытия — в Екатерины вмц. мужской монастырь в г. Видное Московской области.
В январе 1922 г., стараниями жировицкого архимандрита Тихона Шарапова, икона вновь была возвращена в Жировичи (по преданию, он вывез ее в банке с вареньем), но уже без оклада. Монахи Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавры выполнили для Жировицкой иконы киот в 1922 г., в котором образ хранился до 2008 г., пока не получил новый киот. В 1938 г. с Жировицкой иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Белоруссии. Все собранные на пожертвания средства шли на ремонт Успенской церкви Жировицкого монастыря. Даже несмотря на все гонения со стороны польской, и, особенно, советской властей в 20-70-х гг. XX века, паломничества к чудотворной Жировицкой иконе не прекращались.
Праздник иконы ― 20 мая.
Находится Жировичская икона Богоматери в иконостасе с левой полночной стороны Царских врат главного храма монастыря ― собора Успения Богоматери.
Жировицкая икона в литературе и устных свидетельствах
Первым известным письменным пересказом легенды о Жировицкой иконе является написанная в 1622 жировичским монахом Феодосием на старобелорусском языке «Гистория або повесть людей розных, веры годных о образе чудовном пренасвятейшое девы Марии Жировицком в Повете Слонимском, вовсем згодливая, коротко выписанная и с немалою працою и старанием собранная през много грешного отца Федосия».
В 1622 году в Вильно издана и книга «История, или рассказы людей, достойных доверия о чудотворной иконе пречистой Девы Марии Жировичской». Книга переиздавалась в Вильно в 1625, 1628, в Супрасле в 1629, 1653, 1714. В 1639 издана «История о чудотворной иконе жировичской Девы Марии». В 1644 два дня в Жировичах провел король Речи Посполитой Владислав IV с женой Цецилией Ренатой. В этом же году издана и новая книга о жировичской иконе ― А. Дубовича «Связь земных планет». В 1719 в Риме вышла книга ксендза Игнатия Володько «Пресвятая Дева Жировичская», в 1729 книга каноника Изидора Нарди «Исторические известия о копии иконы Девы Жировичской». Во второй половине XVIII выходит еще несколько книг об иконе. В настоящее время библиография весьма обширна.
Существует множество письменных и устных свидетельств о сотворенных чудесах [5] и исцелениях. На месте явления иконы, как и рядом с ним, находятся источники, считающиеся чудотворными.
Молитва Жировицкой иконе
«Помощи от Тебе требующие не презри, Владычице, и милосердия бездну отверзи всем притекающим к цельбоносной иконе Твоей. Печали наша житейская утоли, Всещедрая, и от юдоли сея плачевныя к радости вечней верныя Твоя престави Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, милости источник, покров и спасение душ наших.»
Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых
Меню сайта
Пользователь
Рейтинг иконы в этом году: 0 (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее!
Раздел основан участником [tol] 2009-11-10.
Изображения иконы Жировицкая
Страницы: [1] 2. Всего изображений: 38. Сортировка: в обычном порядке.
Описание: Жировицкая икона Божией Матери (Успенский собор Жировицкого монастыря)
Описание: Жировицкая икона Божией Матери XVIII век
Описание: Жировицкая икона Божией Матери
Описание: Богоматерь УМИЛЕНИЕ ЖИРОВИЦКАЯ Середина ХVIII в. Успенская церковь, в.Быцень. Брестская обл.
Описание: Икона Жировицкая. XIX век 36х28
Описание: Явление Жировицкой иконы. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец 19-го века.
Описание: Явление пастухам образа Мадонны с Младенцем. XVIII в., Западная Европа. Гранди, Карло. Материал, техника: Бумага; резец. 12.3 х 7 см. Государственный Эрмитаж. http://e-expo.hermitage.ru/iss2/items?query=%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0&info=857424
Описание: Изображение Мадонны с младенцем Христом в овале с надписью «Честнейшую Херувимъ. Бога слово», в орнаментальном обрамлении с четырьмя ангелочками и четырьмя бандеролями по углам с польскими надписями. 1676 г. Место создания: Польша. Материал, техника: Бумага; резец, офорт. 26.8 х 17 см. Государственный Эрмитаж (на сайте музея просмотр с увеличением). http://e-expo.hermitage.ru/iss2/items?query=%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0&info=846878
Икона божией матери жировицкая значение в чем она помогает
Весной 1470 года среди обширных лесов во владениях казначея Литовского княжества боярина Солтана в Жировичах была обретена икона, изображавшая Богоматерь с Младенцем.
Юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки.
Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел.
Около 1520 года в селении случился сильный пожар, истребивший почти все строения и деревянный храм. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара исчезла чудотворная икона; все поиски ее на пепелище не имели успеха. Прошло время, и в один из дней после занятий в школе дети забрались на ближайшую горку. Внезапно на огромном камне они увидели Божию Матерь в небесном сиянии. В руках Пресвятой Девы была икона, которую напрасно искали на месте пожарища. С радостью побежали дети в селение, где поведали священнику и родителям о видении. Священник с народом поспешил к указанному месту; не сподобившись лицезреть Деву Марию, они к великому своему утешению обрели на камне чудотворную икону. Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери. Камень, на котором дети видели Богородицу и где была обретена икона, тогда же огородили.
На месте сгоревшего вскоре построили новый храм, куда и поместили святыню. Одновременно внук Солтана Иван Александрович начал строительство новой большой каменной церкви.
В то время строителями и фундаторами церквей и монастырей обычно бывали знатные и богатые люди Литовского государства, которые считали построенные ими храмы своей собственностью и часто распоряжались их судьбой по собственному усмотрению. К концу жизни Иван Солтан перешел в протестантство, и возведение храма было приостановлено. Завершилось строительство в начале XVII века, престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Ныне этот храм носит название Явленского.
Явленская церковь. Современный вид
В 1587 году правнук боярина Солтана Ярослав Иванович продал часть Жировичского имения своему брату Ивану Ивановичу. В купчей крепости говорится, кроме всего прочего: «…и с половицею монастыря церкви Жировицкия, накладом церковным, также и с подданными монастырскими…».
Многие несчастья обрушились на монастырь в начале XVII века. Разорившийся Иван Солтан заложил Жировичское имение кобринскому шляхтичу Ицхаку Михелевичу; затем владение перешло его вдове Эстери и сыну Михелю. В этот период насельники монастыря временно покинули обитель, не желая быть под их началом. Православная иерархия и духовенство были в Польско-Литовском государстве в столь тяжком положении с середины XVI столетия, не имея возможности защитить обитель.
После объединения Литвы с Польшей в 1386 году, вследствие женитьбы князя Литовского Ягайлы на польской королеве Ядвиге, в Западном крае началось насильственное насаждение католицизма, а затем униатства. Ягайло, приняв католичество, дал обязательство привести под власть папы всех своих подданных как в Литве, так и в принадлежавших ему частях Белой и Малой Руси.
В 1605 году мстиславский каштелян Иван Мелешко выкупил Жировичское имение и монастырь у Эстери Михелевич, руководствуясь, судя по некоторым источникам, прежде всего материальной заинтересованностью. Подпав под влияние настоятеля соседнего базилианского монастыря в Бытене Иосафата Кунцевича, Мелешко принял униатство и пожертвовал Жировичи вместе с церковью и чудотворной иконой Иосафату — одному из активнейших деятелей униатства, прозванному за свою жестокость «душехватом» и убитому жителями Витебска, доведенными им до отчаяния. Мелешко вчерне закончил строительство большой каменной церкви, а также построил дом для братии.
Уния, как известно, была подписана 6 октября 1596 года на Брестском Соборе, несмотря на полное нежелание и несочувствие ей со стороны православного населения. Жировичский монастырь оставался православным до 1609 года, когда после решения трибунального суда настоятель монастыря был отправлен в Вильно, где и подписал признание власти римского ставленника – митрополита Ипатия (Потея). Вскоре в Жировичах появились униатские монахи, а в 1613 году Иосафат Кунцевич был назначен настоятелем Жировичского монастыря.