Икона что это такое кратко

Что такое икона и как относиться к священным изображениям

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Икона – от греческого слова «образ». Так же многозначна и многозначительна, как это слово и роль иконы в жизни православного человека.

Первые изображения

Есть церковное предание о появлении самой первой иконы. Одному восточному царю очень хотелось иметь изображение Христа, и он послал к Нему своего придворного художника. Однако, как ни бился тот, ему не удавалось передать черты лица Спасителя. Тогда Христос сжалился над живописцем. Умывшись, Он вытер лицо куском полотна, и передал это полотно, на котором запечатлелся Его лик, художнику. Так возникло известное всем изображение Христа, которое называют «Спас Нерукотворный» (иначе – «Спас Мокрая брада», поскольку борода и волосы на этом образе прямые, будто мокрые).

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона
Школа или худ. центр: Новгород
Вторая половина XII в.
Onasch 1961: XII в.
Антонова, Мнева 1963: Середина XII в.
Лазарев 1969: 1130–1190-е годы
Новгородская икона 1983: Конец XII — начало XIII вв.
Лазарев 1986: XII в.
ГТГ 1995: Вторая половина XII в.
Лазарев 2000/1: Вторая половина XII в.
Иконы Успенского собора 2007: Вторая половина XII в.
Eastmond 2013: Ок. 1200 г.
77 × 71 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14245

Другое предание о появлении изображения Спасителя, повествует, что оно возникло на плате, которым добрые женщины утерли лицо Христу, когда он шел на Голгофу, изнывая под тяжестью креста.

Полезные материалы

Первая рукотворная икона принадлежит кисти одного из семидесяти апостолов, евангелиста Луки. Это изображение Богородицы. Считают, что он так же был автором изображений апостолов Петра и Павла.
Иконопись складывалась постепенно. Для поздней античности характерны изображения Христа в виде символов – агнца, чаши, книги или рыбы. Иногда Христа рисовали в виде молодого безбородого мужчины с ягненком на плечах – широко известный сюжет, получивший название «Пастырь добрый».

Однако постепенно, в восточной части Римской империи, позднее получившей название Византийской, стал складываться тип изображений, который мы сегодня твердо ассоциируем с иконописью. Техника исполнения ранних икон была разной. Это и энкаустика – письмо горячими восковыми красками, которые остывая, давали удивительный эффект «живости» изображения, и мозаики.

Самые древние дошедшие до нас образы относятся к IV веку. Это, в числе прочего, знаменитое изображение Христа из Синайского монастыря святой Екатерины. Позднее, после III Вселенского Собора, догматически закрепившего почитание Девы Марии, стали появляться изображения Богородицы, а еще позднее — святых.

В соответствии с классификацией по «объятности», то есть, по тому, в каком масштабе присутствуют на них фигуры, коны бывают:

Классификация по сюжету:

Существует и деление образов по тому, сколько на них персонажей и композиций. В этом случае мы говорим об одно-, двух-, трех- и более частных иконах. К числу таких «многочастных» икон относятся «жития с клеймами». В центре можно видеть образ какого-нибудь святого, а вокруг, в «клеймах» помещены более мелкие изображения различных сцен из его жития.

Существует различие и по стилистике. Сложилось множество стилей иконописи: византийский, новогородский, ростовский, строгановский, московский и т.п. Кроме того, в искусствоведении иконы делят и по школам (мастерским): школа (мастерская) Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия.

По технике исполнения иконы делят на:

В зависимости от места расположения, различают:

Храмовые иконы, в свою очередь, бывают иконостасные, заамвонные, алтарные, выносные (те, которые выносят на крестный ход).

Кроме того, иконы бывают чудотворными, то есть, такими, которые отмечены известными и описанными благодатными свойствами, чудесами. Таким чудом может стать необычайное появление иконы, ее чудесное обретение. Такие иконы называют явленными. Если икона отмечена случаями исцелений, то она — целительная. Если выделяет миро, то — мироточивая.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

Свет.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Цвет.

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

Время.

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

О почитании икон

Довольно распространено заблуждение, что православные люди молятся иконам. Правильно говорить: молятся перед образами. Икона не идол, а образ Спасителя, Богородицы или кого-то из святых.

В первые века христианство было еще в некотором смысле во власти древнееврейской традиции, запрещавшей изображение (создание идола) Божества. Когда возник ислам, объявивший о своей борьбе с идолопоклонничеством, он стал одной из причин возникновения в высших кругах Константинополя некоего духовного кризиса, выразившегося в ереси иконоборчества.

Это было в VIII веке при императорах Льве Исавре и его сыне Константине с говорящим прозвищем Копроним. Они и приближенные к ним представители духовенства объявили почитание икон идолопоклонничеством и попытались запретить и уничтожить все иконы в империи. Ересь была преодолена, о чем нам ежегодно в первую неделю Великого поста напоминает праздник Торжества Православия.

Доводы иконобрцев основаны, прежде всего, на ветхозаветном запрете изображать Божество, в чем они видят создание кумира (идола). Это заблуждение. Поскольку Бог воплотился через Марию Деву и вочеловечился, как гласит символ веры, он приобрел земные черты, стал человеком, а, значит, Его стало возможно изобразить. В еще большей мере это касается Богородицы и святых.

Кроме того, православный христианин молится отнюдь не иконе – доске, покрытой левкасом и темперными красками – а образу, который на этой иконе запечатлен. Икона для него как окно в иной, горний мир, возможность сконцентрироваться на молитве, отрешится от всего суетного и земного. Не случайно иконы называли «Библией для неграмотных».

Рассматривая образа, узнавая их сюжеты, персонажей, не умевшие читать простые прихожане проникались молитвенным настроением, уходя от повседневности.

Тем не менее, в наши дни распространено немало суеверий, связанных с иконами, и, по сути, ставящими иконы в один ряд с идолами. Вот некоторые из них:

Церковь не одобряет суеверий и поверий в этом роде, подчеркивая, что иконы – не амулеты, обладающие магической силой. В молитве на освящение иконы говорится:

В этих словах – вся суть православного отношения к иконам. Почитание икон диктует человеку и особое отношение к ним. В каждом православном доме должны быть образа. Но недопустимо размещать их на книжной полке среди книг, косметики, статуэток и прочего. Для икон должен быть обустроен домашний иконостас, перед которым может собраться вся семья.

Иконы нельзя пачкать, ломать их, использовать не по назначению. Если икона пришла в полную ветхость и ее никак нельзя восстановить, то ее следует сжечь, а пепел закопать в чистом месте, где-нибудь на природе.
Переезжая в новое жилище, верующий в первую очередь заберет и иконы.

Иконописание за века своего существования стало одной из важнейших составляющих православия, наложившей свой отпечаток на все аспекты религиозной жизни нашего народа.

Источник

Значение слова «икона»

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

[От греч. ε’ικών — изображение, образ, подобие]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, являющиеся объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора:

ИКО’НА, ы, ж. [греч. eikōn, букв. образ, подобие]. Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ико́на

1. религ. церк. в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) — живописное изображение на священную тему ◆ Икона сопровождает своего владельца всюду: в походе, на дороге, на свадьбе, на похоронах, иконы охраняют входы в дома, ворота, улицы, переулки, и всякий, кто желает благополучно пройти охраняемую иконой территорию, должен снять шапку и обратиться к иконе с молитвою. С.А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ На простой, из хорошо обработанного дерева подставке в красном углу стояла небольшая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Лев Корнешов, «Газета», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: немирный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое икона?

Приблизительное время чтения: 9 мин.

Эта статья начинается с вопроса. Причем, на первый взгляд, настолько смешного, что для людей, укорененных в церковной традиции, он покажется признаком глупости и безвкусицы. Ведь иконы окружают многих из нас с детства, и человеку, воспитанному в православной семье, святые лики привычны так же, как и солнце за окном. Но при всей кажущейся наивности вопрос о том, какое место в жизни Церкви занимают священные изображения, на самом деле не является праздным. И если попытаться честно подойти к этой проблеме, то окажется, что многие верующие так и не смогут сказать, что такое икона.

Богословию иконы посвящено немало книг — и больших, и маленьких. Поэтому, как мне кажется, не стоит здесь повторять те аргументы и факты, которые любой человек может узнать, открыв эти самые книги. Эта статья — попытка в нескольких словах обозначить, чем для православного христианина является икона в наши дни, чем она в идеале должна являться, и чем она не должна быть при любых обстоятельствах. Правильное и неправильное почитание икон — вот ее главная тема.

1. Мост между небом и землей

Священные изображения есть практически в любой религии. Исключение составляет разве что ислам и иудаизм с их строжайшим запретом изображать Бога. Так скажет любой человек, хорошо знающий историю искусств или археологию. Но это распространенное мнение — ошибочно. На самом деле изображать Бога запрещают все без исключения религии, в том числе — и христианство. Однако, и с этим запретом не все так просто. Для начала нужно понять, откуда он взялся, и почему, невзирая на него, священные изображения имеют место быть.

Существует два типа религиозно-философского мировосприятия — дуализм и пантеизм. Дуализм, выражаясь крайне упрощенно, ставит Бога и мир по разные стороны бытия, и человек в рамках этой системы никогда и ни за что не познает Бога. Творец, по мнению дуалистов, принципиально непознаваем. Его нельзя ни увидеть, ни потрогать, ни — как следствие — изобразить. И действительно, что изображать, если Бог не имеет ни формы, ни облика. Он, как считает дуализм, есть совершенное ничто и совершенное все. А с такими понятиями на холсте оперировать практически невозможно.

Но греки, египтяне, римляне, персы и другие народы средиземноморья и Ближнего Востока имели сакральное искусство и создавали священные изображения. Парадокс — цивилизации, которые считали, что божество невозможно изобразить, оставили после себя большое количество статуй, фресок, мозаик с образами богов и героев. Как такое может быть?

Ответ прост. Те боги, которых ваяли античные скульпторы, не имели никакого отношения к реальному и единому Творцу всей вселенной. Они были выше человека, они были сильнее людей, они жили дольше всех живых существ на планете, но не они ее создали. Согласно античной мифологии, Боги Олимпа — это лишь узурпаторы и оккупанты, которые просто пришли и покорили себе земные стихии, ранее созданные единым Творцом. Боги древности в мифах принимали различные облики и формы, поэтому их можно было изображать. Но высшего, реального и неведомого Бога — ни греки, ни другие цивилизации изображать не дерзали.

Несколько иная ситуация наблюдается в пантеистических религиях. Пантеизм признает мир частью Бога. Творение и Творец — единое целое, и поэтому изображение любого предмета в традиции, например, Индии или Китая несет в себе сакральный смысл. Пантеистические религии не ставят проблемы, можно ли изображать Бога, поскольку весь мир причастен божественному бытию. Но и в понимании пантеизма Бог также остается неописуемым, непознаваемым и изобразим только в Своих внешних проявлениях.

Библия одинаково далека как от дуализма, так и от пантеизма. Она четко проводит грань между миром и Богом, но, тем не менее, утверждает огромную ценность вселенной в глазах Творца. Бог не чужд миру, как в дуализме, но и не сливается с ним, как в пантеизме. В библейском понимании окружающего мира Бог выступает любящей Личностью, желающей, чтобы всё творение было соучастником Его любви. Именно эту истину являют нам святые иконы.

Богословское обоснование иконы строится на факте воплощения Сына Божьего. Сын, как и Отец, есть истинный Бог, и Его божественную природу невозможно изобразить. Но этот самый Сын становится человеком, принимает на Себя нашу плоть и кровь, становится осязаемым и изображаемым. Христос — это Бог, который по своему великому милосердию и любви становится частью этого мира. И поэтому с момента Рождества нашего Спасителя от Девы Марии в Лице Христа мы имеем право изображать Бога. Но изображаем мы, конечно же, не Его божественную природу, которая остается непостижимой, а Личность Господа воплотившегося, страдавшего, распятого и воскресшего.

Теперь, я думаю, станет понятно, что икона служит совсем другим целям, чем обычная картина или фотография. Как правило, светские изображения носят декоративный, эмоциональный или эстетический характер. Икона же показывает мир божественный. В старину украинские крестьяне называли икону «віконою», сравнивая ее с «вікном» — окном. И это очень меткое сравнение. Икона — это действительно окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Говоря иначе, икона — это мостик, который соединяет Небо и землю.

А раз у иконы такое высокое предназначение, то и способы изображения на ней Бога и святых должны отличаться от обычных приемов живописи. И икона действительно имеет особые правила — каноны, по которым строятся изображения. Рассмотрим главные из них.

2. Какой должна быть икона?

Важнейшим принципом иконописи до сих пор остается минимальное выражение телесности и максимальная упрощенность форм, изображенных на иконе. Дело в том, что в Вечности праведный человек становится другим — в нем умирают страсти, его душа становится чистой, он весь наполняется Божьей благодатью. Поэтому его и изображают таким — бесстрастный взгляд, почти воздушная форма тела, спокойная поза. Если же икона посвящена какому либо событию, то на ней минимум деталей. Художник прорисовывает только те подробности, которые наиболее важны для понимания изображенного на иконе события. Первое правило иконописи — ничего не должно напоминать о земной суете и отвлекать от молитвы. Только важное, только суть, только самое необходимое — этими принципами должен руководствоваться создатель священных образов.

К сожалению, сейчас в наших храмах все меньше икон, написанных по этим правилам. Современные иконы все больше напоминают светскую живопись, лики святых похожи на портреты, а иконы праздников — на картины. Это явление появилось в Средние Века на Западе, а со временем проникло и в традицию Православной Церкви. На Западе икона понималась как иллюстрация священной истории, и поэтому очень быстро стала напоминать картину, мало чем отличаясь от нее. Сначала православные иконописцы отвергали эту манеру, но постепенно и у нас в храмах начали появляться такие изображения. Сама по себе икона в стиле картины — это не плохо, но в таком случае она хуже передает подлинное содержание изображения. Современные иконы, особенно маленькие, какими часто обставляют домашние молитвенные уголки, нередко похожи на картинки — сочные, с узорами, со слащавыми и умиленными выражениями лиц. Это вообще грубое искажение изначального смысла иконы. Присутствие таких иконок в наших домах и на храмовых прилавках говорит о том, что мы этот изначальный смысл почти утратили.

Вторым принципом канонического письма, вернее, его приемом, является обратная перспектива, в которой предметы, расположенные далее от зрителя, крупнее тех, что находятся на переднем плане. Все линии перспективы на иконе не уходят вглубь изображения, как на обычной картине, а наоборот — выходят за ее пределы таким образом, что человек, молящийся перед иконой становится как бы в фокусе этой перспективы. Когда смотришь на каноническое изображение, создается впечатление, что не ты смотришь на святого, а святой смотрит на тебя. В светской живописи обратная перспектива встречается очень редко. Нет ее и в современных иконах. Из-за этого они теряют очень важную черту — проникновенность. Максимум, что может икона, написанная в стиле светской живописи, — это воздействовать на эмоции человека, на его психику. Но, по канонам, этого нельзя делать. Молитва не должна знать эмоций, она должна быть сердечной, но трезвой, и принцип обратной перспективы помогает этого достичь.

И третий важный принцип иконописи — иерархическая подчиненность. Если обратить внимание на храм, в котором есть древние росписи, то нельзя не заметить, что изображения расположены в строгом порядке. В куполе — Христос или вся Троица, ниже — ангелы, еще ниже апостолы, на столпах — мученики, на сводах — сцены из священной истории. Все подчинено единой схеме. Точно так же и в иконостасе — ярусы расположены в строгом порядке.

К сожалению, сегодня в домах многих верующих такого понимания нет. Зачастую вместо иконы Христа и Богоматери, которые должны быть главными, в домашних иконостасах центральное место занимают иконы либо просто — большого размера, либо — с изображением особо чтимого святого. Такая традиция не является церковной. Она появилась оттого, что в сознании простых людей святые воспринимаются ближе, чем сам Господь, и к ним обращаются чаще, чем к Богу. По сути, место иконы Христа в иконостасе говорит о месте Христа в жизни хозяина этих икон. Но при любых предпочтениях в семье церковные правила однозначно отводят образам Христа и Богородицы центральное место в домашних иконостасах.

3. Почитание икон

Помимо того, о чем мы говорили выше, у иконы есть еще один важный смысл — духовная связь молящегося с тем, кто на ней изображен. Поэтому святые образы используют не только в визуальном контакте — иконам еще и поклоняются. Но почему?

На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен». Здесь действует тот же принцип, что и в случае, когда человек, скучая о своем любимом, целует его фотографию. Ведь не фотографии он поклоняется, а образу того, кто ему дорог. Поклонение иконам очень важно еще и тем, что оно способствует лучшему молитвенному настрою, поскольку православная традиция запрещает молиться с закрытыми глазами и представлять себе какие-либо образы. Для молитвенной сосредоточенности нужна именно икона.

Но с поклонением иконам связано и несколько грубых заблуждений. Первое из них — будто икона сама по себе является источником благодати. Это действительно заблуждение. Икона — это лишь проводник, но никак не источник. Единственным источником благодати является только Бог, который посылает ее через святых или через освященные предметы.

Второе грубое нарушение правил почитания икон — использование образов как магических амулетов. Например, в магазинах часто можно купить браслеты, кольца и другие украшения с иконками. При этом на ценниках указывается, что браслет обладает целительными свойствами, а иконки защищают от зла. Это чистой воды кощунство и идолопоклонство. Кощунство потому, что браслеты и кольца — не надлежащее место для икон. К иконам нужно относиться с уважением и трепетом, что, в случае с браслетом вряд ли возможно. А идолопоклонство — потому что никакой магической силой иконы, конечно же не обладают. И делать из них талисманы — тяжкий грех. Возлагая надежду на такие вот «православные» обереги, мы отрекаемся от главного блага, которое могли бы получить через них — от помощи Божьей.

Иконы — это удивительный мир, который открывает перед нами реальность Божественного бытия. Этот мир требует к себе особого отношения. Он не терпит небрежности и неуважения, он живет по особым правилам, которые не всегда вписываются в законы обычной живописи. И все же икона — не самостоятельное художественное явление. По-настоящему она живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в нее. Она зовет нас к своему Творцу, но не насилует нашу волю. Икона, подобно окну, манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.

Источник

Икона — священный объект в христианской культуре: виды, отличительные черты, история

Икона в искусствоведении — это предмет станковой живописи, художественное изображение лиц или событий на библейскую (церковную) тематику. Икона с богословской точки зрения — это священный объект почитания для верующих, изображение, написанное в точном соответствии строгим канонам. Выдающиеся образцы иконописи представляют большой интерес для коллекционеров и стоят немалых денег.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

Иконы повсеместно присутствуют в христианской культуре, их используют в православии и католицизме при проведении обрядов и таинств. Вопреки распространенному ошибочному мнению, иконы не являются предметами поклонения (идолами) для истинно верующих людей. Человек молится не художественному образу, а перед ним, именно так он обращается к Богу или Святому за помощью.

Классификация и виды икон

Иконы в христианстве, несмотря на строгость канонов их написания, могут сильно отличаться друг от друга. В изобразительном искусстве существуют следующие критерии классификации икон:

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

В христианстве также принято разделять особо чтимые — чудотворные иконы по проявлениям их силы на следующие разновидности:

Отличия католических и православных икон

Между католической и православной церковью существуют серьезные различия в догматике, обрядах и духовной жизни. Исторически также сложилось разделение в искусстве иконописи.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

В католической культуре с эпохи Возрождения наблюдается отказ от следования религиозным нормам при написании икон. Живописцы Ренессанса начали вместо общепринятых строгих ликов святых и сюжетов на библейскую тематику создавать очень красочные и смелые в художественном отношении картины. Постепенно в Западной Европе живопись на религиозную тематику вытеснила древнюю иконопись. Католическая церковь приняла эти изменения. Картины мастеров стали предметами украшения многих храмов, соборов, монастырей.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

Православные иконописцы, напротив, строго соблюдали древние каноны. Поэтому их творения легко отличить от произведений западных «коллег» по следующим признакам:

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

История икон

К истории иконописи христианская церковь относится очень трепетно. Существует несколько красивых преданий относительно происхождения первых икон.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

Одна из легенд гласит, что первым иконописцем был апостол Христа — Святой Лука. Именно он впервые нарисовал изображение Богоматери с младенцем на руках. Этой тематике посвящено множество произведений искусства в европейской культуре.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

Существует также предание о восточном царе, который страстно возжелал иметь в своей коллекции изображение Христа. Но придворный живописец не смог воплотить на холсте лик Спасителя. Тогда Христос сжалился над мастером, вытер мокрое лицо куском полотна и отдал его рисовальщику. Так возник известный всему миру Спас Нерукотворный.

Первые исторически подтвержденные образцы христианской иконографии датируются IV веком. Это — росписи стен в римских катакомбах на библейскую тематику. Наиболее ранние сохранившиеся иконы в привычном виде небольших живописных изображений на деревянных досках созданы в VI веке.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

В VII веке на Трулльском Соборе было принято важнейшее решение для иконописи. Высочайшим повелением запрещалось изображать Христа в символическом виде агнца (ягненка), дозволялось только рисовать его лик в подобии человеческом.

В VIII веке в христианском мире произошел серьезный раскол. В Византийской Империи возникло мощное движение — иконоборчество. Его сторонники называли почитание икон идолопоклонством и массово уничтожали религиозные изображения (росписи алтарей, фрески, мозаики, статуи и иконы).

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

Только в 843 году на Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон. В память об этом событии Восточная Церковь ежегодно отмечает Праздник Торжества Православия.

В Средневековье собственные школы иконописи были созданы практически во всех странах Европы. В России расцвет творчества иконописцев приходится на XIV-XV век. В этот период творили выдающие мастера:

Упадок иконописи в Европе начинается с эпохой Возрождения, а в России значительно позже — в XVII веке. Живопись постепенно вытесняет иконы на задворки истории.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

Интерес к иконописи возвращается только в начале ХХ века, но он носит выраженный научный и культурный характер. Иконы все чаще становятся предметами торгов на аукционах, они продаются на Западе за большие деньги. В России после 1917 года Советская власть ведет беспощадную борьбу с религией, произведения церковного искусства безжалостно уничтожают во время антирелигиозных компаний.

Сегодня искусство иконописи медленно возрождается, а шедевры старых мастеров украшают частные и музейные коллекции.

Икона что это такое кратко. Смотреть фото Икона что это такое кратко. Смотреть картинку Икона что это такое кратко. Картинка про Икона что это такое кратко. Фото Икона что это такое кратко

На платформе Very Important Lot посетители всегда могут принять участи в аукционах по продаже шедевров искусства и предметов антиквариата. Ценители прекрасного также имеют возможность купить на нашей площадке напрямую иконы у современных художников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *