Икона лабиринт духовный в чем помогает
Редкая икона: «Лабиринт Духовный»
В подмосковном Ново-иерусалимском монастыре есть любопытная старинная икона «Лабиринт Духовный» достаточно редкой разновидности. Выглядит она так:
В центре иконы изображена лестница, изображающая жизнь человека от младенчества до глубокой старости. А черненький лабиринт показывает, что наверх (в Рай) есть всего 2 выхода, тогда как в Ад их ведет множество (каждый подписан снизу одним из грехов: БЛУДЪ, УНЫНИЕ и так далее). В иконе очень много всяких мелких деталек, которые можно долго разглядывать, разгадывая их значение.
В целом, композиция иконы отражает представления о земном пути христианина посредством древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем — на Русь.
ЛАБИРИНТ В ДРЕВНОСТИ
Конечно, образ лабиринта гораздо древнее и древней Руси и античности вместе взятых — он известен еще со времен неолита, но мы рассмотрим его бытование в более современное время, а разгадку тайн Атлантиды и первобытных пещер оставим нашим читателям в качестве увлекательного домашнего задания.
Итак, известно, что изображения лабиринта помещались на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра и Реймса. В отличие от нашей иконы, где путь начинается от центра, здесь нужно двигаться наоборот, к центру лабиринта.
Лабиринт — это образ жизненного пути человека, который ищет свое собственное настоящее «Я», или, как сказали бы христиане, ищет Бога. Но где его искать?
Есть парадоксальная притча Энтони ди Мелло, иезуитского монаха. «Бог устал от людей и стал спрашивать ангела, где бы ему спрятаться от людей — на вершине горы или в глубине моря. И один из ангелов ему посоветовал: в человеческом сердце, вот куда он реже всего заглядывает».
Таким образом, затерявшись в пространстве и времени, человек может найти настоящего себя лишь в глубинах собственного сердца. А может и не найти — лабиринт гарантий не дает.
Тему тайных закоулок и лабиринтов также любил садово-парковый дизайн XVII века:
В плане, этот парк похож то ли на замочную скважину, то ли на конфорку электроплитки. На самом же деле, это — лабиринт духовной жизни, то есть душа человеческая, изображённая средствами садово-парковой архитектуры.
«ЛАБИРИНТ» НА РУСИ
В XVI веке на Русь проникают западноевропейские рыцарские романы и философские трактаты.
Русским читателям была известна книга чешского философа Яна Коменского «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако собственно иконописные изображения с этим сюжетом появляются только в XVIII веке и, хотя они основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви, к ним возникают некоторые вопросы. Разберемся, какие.
«НЕКАНОНИЧЕСКИЕ» ИКОНЫ
Недавно я оказался в компании священников, богословов и прочих бородатых интеллектуалов, это была лекция известного специалиста по иконам Ирины Языковой, посвященная так называемым «неканоническим» иконам. Показывались иконы с нестандартным сюжетом и на обсуждении выносился строгий вердикт, дескать, все это «западные влияния», двоеверие да язычество и давайте обратимся к Золотому Веку нашей русской иконописи, Дионисию и Андрею Рублеву, ведь все, что было позже них — это фу-фу-фу, неканонично, распад и маньеризм.
Мне тогда пришлось взять слово и «наехать» на почтеннейшую публику — ребята, давайте не будем устраивать древним иконам «фэйсконтроль» и заниматься любимой забавой русской интеллигенции — исправлением прошлого, а? Такие (нестандартные) иконы тоже выполняли свою функцию — это назидательные картинки, которые «переползли» в иконопись из смежных, околоцерковных сфер. Естественно, все хорошо на своем месте: в иконостасе такому образу, пожалуй, не место, а в притворе, у входа — самое то.
Конечно, сейчас во всех альбомах по иконописи репродукции выставлены подряд, как в каталоге IKEA, скучновато-дотошные комментарии искусствоведов никто не читает, поэтому совершенно неясно, какова функция той или иной иконы в пространстве реального храма и как это все вместе «работает». Так вот, это работает совершенно определенным образом, и чтобы не чувствовать себя в храме японскими туристами, необходимо знакомство с определенным сценарием, лежащим в основе того или иного произведения. Для церковного искусства таким сценарием служит частично Библия, также комментарии Отцов церкви и жития святых; плюс фрагменты античной истории, которые изучались в школах. Простые люди Гомера не читали, но кое-что к ним просачивалось в виде народного фольклора.
Знание всех этих вещей дает некий ключ к пониманию того, ЧТО изображено на древних фресках и иконах. В конечном счете, целью всех этих священных символов является возведение человека к нематериальной, или, как говорили на Руси, «умной» сфере. Часто это происходит в игровой форме, ведь церковный обряд — это игра людей и Бога, их Бога.
Икона «Лабиринт Духовный» и является частью этой игры богов и людей. Со стороны этот процесс может выглядеть как величественно-прекрасно, так и по-дурацки смешно — все зависит от культурного уровня участников.
Духовная сфера устроена как голограмма — «часть отображает целое» в виде зашифрованного комикса. Икона-комикс приглашает: сыграйте в опасную игру. Войдите в лабиринт.
Федор Пирвиц для «Фамильных Ценностей»
Икона “Лабиринт духовный” как определить свои грехи
Эта икона называется «Лабиринт Духовный», включает 12 кругов: два входа ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад.
Икона служит неким детектором греховности: отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Результат поразителен. Это, конечно, не касается праведников…
Икона “Лабиринт духовный” 18 века. Находилась в Новоиерусалимском монастыре, теперь в историко-архитектурном и художественном музее “Новый Иерусалим”. Холст, масло. 57х80 см.
Икона “Лабиринт духовный” отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в Средневековую Европу, а затем – на Русь. Изображения лабиринта помещатся на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шатра, Реймса, Амьена. Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского, умершего в 1660 году, “Лабиринт мира и рай сердца” с русским стихотворным предисловием 1630 годов. Однако иконописные изображения с этим сюжетом распространяются только с 18 столетия и основаны они на текстах Священного Писания и творениях Отцов Церкви.
Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает и “райские врата усердно отверзает”. Здесь же – слова Псалма “Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя” (Пс.24:4). Надпись в нижней части лабиринта “Яко зол душа моя наполнится и живот мой аду прилжася” (Псалом 87:4).
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр.21). В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.
Глубокое духовно-назидательное содержание, выраженное в наглядных образах, способствовало появлению разных изводов “Лабиринта” не только в иконописи, но и в русской народной картинке – лубке.
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт, и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
Если плохо читается, разъяснение: Справа на лево: Блуд, Уныние, Сребролюбие, Пианство, Тщеславие, Гордость, Убийство, Гнев, Немилосердие, Зависть, Оклеветание, Объядение.
З.М. Зеленская pravsemia.ru
Поделиться «Икона “Лабиринт духовный” как определить свои грехи»
7 лабиринтов Земли Русской
Черчилль говорил: « Россия — это загадка, завёрнутая в загадку, помещённая внутрь загадки». Немного уточним британца: Россия – это лабиринт, состоящий из множества лабиринтов, помещенных внутрь лабиринта. И в каждом лабиринте вас поджидают собственные «минотавры».
Это икону, написанную в XVIII веке, вы можете увидеть в Новоиерусалимском монастыре. Образ очень неожиданный для русской иконографии: знающие люди говорят о влиянии западной христианской традиции. Хотя это и непринципиально.
«Лабиринт Духовный» включает 12 кругов: два входа ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад. Икона служит неким детектором греховности: отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Это, конечно, не касается праведников…
Люди говорили, что проходить «Лабиринт Духовный» можно только перед исповедью (и единожды за раз). В противном случае можно впасть в прелесть или вовсе впасть в безумие.
«Кандалакшский вавилон»
«Вавилоны» — так называли лабиринты на Русском Севере, где, кстати, их было немало. Есть версия, что изначально их называли «авалонами» (в честь кельтского мифического острова блаженных), а потом, с приходом христианства, по созвучию – «вавилонами».
Неизвестно какую изначально функцию выполнял «вавилон», построенный на берегу Кандалакшского залива 3-5 тысяч лет назад. Известно, что саамы проводили здесь свои шаманские ритуалы еще в начале прошлого тысячелетия. Затем это место заселили русские поморы, которые к «вавилону» относились весьма осторожно. Было поверье, что «путешествие» по лабиринту может закончиться спуском в ад. Правда, говорят, поморы-староверы все-таки пользовались «вавилоном» перед началом морской навигации: дескать, при помощи лабиринта можно было управлять ветрами.
«Умбский вавилон»
Большой Соловецкий лабиринт
Лабиринт этот расположен на Большом Соловецком острове. Он состоит из двух переплетенных змей. Вне зависимости от того, в какую сторону вы будете идти, вы всегда возвратитесь к месту входа.
Есть поверье, связанное с этим «вавилоном»: народная молва говорила, что он способствует удвоению «материальных» ценностей. Например, если вы пройдете лабиринт с 10 рублями в кармане, то скоро ваш капитал вырастет до 20 рублей. Люди ученые, «инвестиционную» версию называют, разумеется, чушью.
Пыскорский лабиринт
«Сад у павильона Темпель»
Московский лабиринт
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Лабиринт духовный
№16 (673)
Иногда экскурсоводы монастырского музея предлагают взглядом пройти лабиринт и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть. выйти к Небесному Иерусалиму
Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает «и райские врата усердно отверзает». Здесь же – слова псалма: «Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям твоим научи мя» (Пс. 24, 4).
Надпись в нижней части лабиринта тоже из Псалтири: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися» (Пс. 87, 4).
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых ангелами. Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр. 21). В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.
Глубокое духовно-назидательное содержание, выраженное в наглядных образах, способствовало появлению разных изводов «Лабиринта» в иконописи и в русской народной картинке – лубке.
Зеленская Галина Митрофановна
Родилась в 1946 г. в Кривом Роге. Выпускница исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1970 г.). Историк русского церковного искусства XVII–XX вв. Заместитель директора по научной работе Историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим» (в 1972–1987 гг. и с 1997 г.). В 1987–1994 гг. работала в Церковно-историческом музее Московского Свято-Данилова монастыря, в 1994–1996 гг. – в Московском подворье Соловецкого монастыря. Автор монографии «Святыни Нового Иерусалима» (2002 г.) и первого полного церковного путеводителя по Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю «Новый Иерусалим» (2003 г.). Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2004 г.).
«Лабиринт духовный». Икона XVIII века. Масло, холст 57х80 см. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
Лабиринт духовный
Справа налево: Блуд», «Уныние», «Сребролюбие», «Пианство», «Тщеславие», «Гордость», «Убийство», «Гнев», «Немилосердие», «Зависть», «Оклеветание», «Объядение».
Икона «Лабиринт духовный» отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в средневековую Европу, а затем на Русь. Изображения лабиринта помещаются на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шартра, Реймса, Амьена. Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского († 1660) «Лабиринт мира и рай сердца» с русским стихотворным предисловием 1630-х годов. Однако иконописные соображения с этим сюжетом распространяются только с XVIII столетия и основаны на текстах Священного Писания и творениях отцов Церкви.
Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает «и райские врата усердно отверзает». Здесь же – слова псалма: «Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям твоим научи мя» (Пс. 24, 4).
Надпись в нижней части лабиринта тоже из Псалтири: «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися» (Пс. 87, 4).
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых ангелами. Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр. 21). В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.