Икона всех скорбящих радость значение в чем помогает
Икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость»: о чем ей молятся и почему
6 ноября православные верующие отмечают день почитания иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Среди богородичных икон есть несколько таких, отношение к которым в народе очень теплое, глубоко личностное. К ним относится и икона «Всех скорбящих радость». Даже ее название говорит о том, что к ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде, в горе.
В народной памяти сохранилось множество историй о чудесных исцелениях больных, которые совершались после молитв у этой иконы. Самое первое из упомянутых в рукописных документах чудес произошло 6 ноября 1688 года. Именно с него и началось особое почитание этой иконы – сперва в Москве, а потом и в Санкт-Петербурге.
Чудесные исцеления
Согласно преданию, чудесное исцеление по молитвам у этой иконы получила родная сестра Патриарха Московского Иоакима Евфимия Петрова-Папина. Она была настолько серьезно больна, что уже давно не вставала с постели. Она усердно молилась Богородице об исцелении и вот однажды услышала отклик Царицы Небесной, которая велела ей призвать священника из храма Преображения на Ордынке с образом «Всех скорбящих радость».
Икона действительно стояла в этом храме с левой стороны, где обычно становятся на службе женщины. И была она уже тогда весьма древней. К сожалению, историки не смогли установить, как и когда эта икона попала в храм, но вероятнее всего она была приобретена для него в 1685 году, когда сам храм был заново отстроен в камне.
Священник пришел к больной, принес с собой древнюю икону, отслужил водосвятный молебен, окропил освященной водой болящую, и та полностью выздоровела. Возможно, чудесные исцеления по молитвам у этой иконы случались и раньше, но благодаря тому, что на этот раз чудо произошло с сестрой патриарха Московского, история эта стала широко известна. К иконе потекли сотни больных и убогих. По преданию, многие из них получали исцеление и избавление от бед.
Древняя икона была укреплена и отреставрирована, были также написаны специальные молитвы, обращенные к Богородице, чтобы читать их именно у этого чудотворного образа. Появились и многочисленные списки с иконы, сделанные в царской иконописной мастерской.
Где тот самый чудотворный образ
Сейчас сложно установить, остался ли в храме на Ордынке тот самый чудотворный образ, или он отправился в Санкт-Петербург. Дело в том, что икону эту очень любила и благоговейно почитала родная сестра Петра I, царевна Наталья Алексеевна. Когда в 1711 году царская семья перебралась из Москвы в Санкт-Петербург, она забрала с собой образ Божьей Матери «Всех скорбящих радость». Но был ли это оригинал чудотворной иконы, или список с нее, неизвестно.
Образ, увезенный царевной, был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны на Шпалерной улице, за Литейным двором. И в Москве, и в Санкт-Петербурге хранятся рукописные свидетельства о чудесах, которыми прославились обе иконы. В дальнейшем и московская, и петербургская иконы в равной мере почитались как чудотворные, да и другие списки с этой иконы, которых множество, также стали очень любимы и почитаемы.
Фото: Федосенко Наталия/ТАСС
У иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» молятся:
Икона «с грошиками»
Позже в Санкт-Петербурге появился совсем особенный, очень почитаемый список иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» – «с грошиками». Сперва список иконы был обычным и находился в часовне при стекольном заводе.
Однако летом 1888 года от удара молнии случился пожар, и часовня сгорела. После того, как пожар потушили и начали разбирать завалы, среди обгоревших обломков была найдена икона «Всех скорбящих радость». Она упала на пол вниз изображением, но чудесным образом не только не пострадала в огне, но и стала словно бы еще светлее и чище, словно ее подновили. Стоявшая перед иконой кружка для пожертвований разбилась вдребезги, а медные грошики, рассыпавшиеся из нее, намертво впаялись в икону в нескольких местах, словно обрамляя изображение Богоматери. Так все и оставили. Новый преображенный вариант иконы получил в городе на Неве большую известность и до сих пор почитается как чудотворный. В годы советской власти он был тайно сохранен прихожанами, а потом, когда в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое прежнее место. Теперь на одном из устоявшихся вариантов иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» краской изображают медные грошики.
Интересно, что на иконе «Всех скорбящих радость» изображается не только Богоматерь и окружающие ее ангелы, но и те убогие, больные и нищие, которым она несет помощь и спасение. Это большая редкость для иконографии. Однако все встает на свои места, если вспомнить, что Богоматерь является в православии еще и совершеннейшим образом Церкви. Той Церкви, в которой ищут защиты и помощи, черпают силы и вдохновение все верующие вообще, а не только больные, униженные и беззащитные. Может быть, это не вполне осознается в народе, но теплое личностное отношение к иконе «Всех скорбящих радость» говорит о том же. Ведь у каждого верующего человека в жизни происходит его собственная встреча с Божьим чудом, когда его горячая молитва бывает услышана и то, что казалось невероятным, все же происходит. Когда человек явственно чувствует, что находится под защитой Бога и Царицы Небесной.
Икона «Всех скорбящих Радость»: От скорби — к радости
6 ноября – День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.
Икона «Всех скорбящих радость». Благодатная заступница
По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к Ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».
Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от Ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над Ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.
Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба Божия Евфимия, родная сестра московского Патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.
Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.
Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».
Чудо с грошиками
Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.
Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.
Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.
Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.
Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»
После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место.
Источник: журнал «Православный паломник»
Молитва перед иконой Богородицы «Всех скорбящих радость»
«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Читайте также:
Икона Богородицы «Всех скорбящих радость»: иконография (+Иконы)
Иконография «Всех скорбящих Радость» возникла в России под влиянием западноевропейских произведений, которые творчески перерабатывались русскими мастерами XVII — XVIII веков. Названием иконографии стала начальная строка богородичной стихиры:
«Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».
Первая упомянутая в исторических документах икона с таким названием была написана в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Известно, что иконы с таким названием были в храме в царской вотчине — селе Коломенском, и в Арзамасском Алексеевском монастыре. Согласно описанию на арзамасской иконе Богородица изображалась с Младенцем и двумя ангелами по сторонам.
В 1688 году в Москве по молитве перед иконой Богоматери «Всех скорбящих Радость», находившейся в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, произошло чудо — исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Петровна Папина, родная сестра почившего патриарха Иоакама. Было написано подробное «Сказание», составлены служба и отдельные молитвы; иконописцы царской мастерской при Оружейной палате изготавливали списки новопрославленного образа.
1680-е гг. По литографии 1862 г. Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Петербурге
Около 1710 — 1711 года сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург, взяла с собой из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». Точно не известно, был ли это список с чудотворного образа или подлинник. Чудотворной считалась и икона, поставленная в петербургском домовом храме царевны, и икона, оставшаяся в московском храме на Ордынке. Со временем петербургский дворец почившей царевны стал богадельней, а Вознесенская церковь при ней была перестроена и стала именоваться «Скорбященской» по названию чтимой иконы. После 1917 года этот храм был закрыт, а икона в драгоценном окладе исчезла.
Однако сохранилось литографическое изображение чудотворной иконы. Есть предположение, что именно увезенный в Петербург образ был тем, перед которым молились об исцелении Евфимии Папиной, поскольку он обладал уникальными чертами, подтверждающими его оригинальность*. Богоматерь представлена в рост, окружена сиянием. Левой рукой Она поддерживает Младенца, в Ее правой руке — четки. Богомладенец так же изображен с четками. Вверху помещен образ Господа Саваофа. Богоматерь стоит на луне (полумесяце). Страждущие не изображены.
Четки — характерная деталь другого западного образа «Rosarium», или «Видение св. Доминика». Согласно католическому преданию Доминику явилась Богоматерь и вручила четки для чтения молитв. На польских образах иногда отсутствует образ визионера, а четки держит не только Дева, но и Младенец. Исходящее от Богородицы сияние и луна под Ее ногами — детали, которые исследователи соотносят со словами Апокалипсиса: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Отк.12:1). Изображения Богородицы, стоящей на луне, появились на Западе уже в XIV столетии; в XVII веке такие образы проникли в Россию, где их использовали при создании новых иконографических изводов.
В настоящее время в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге есть икона в драгоценном окладе, ошибочно считающаяся образом, привезенным когда-то Натальей Алексеевной. Однако точное литографическое изображение образа царевны не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. Видимо, это один из чтимых списков, который перенесли в собор после закрытия Скорбященской церкви.
Нач. XVIII в. Ошибочно считается иконой царевны Натальи Алексеевны. Спасо-Преображенский собор, СПб
Оставленная в московском храме икона находилась там до советского времени, когда храм был закрыт, а икона изъята. Сейчас в Скорбященской церкви на Ордынке находится список с той московской чудотворной иконы, созданный уже во второй половине XVIII века. Наличие нескольких точных списков с московской иконы, позволяет судить о ее иконографических особенностях.
Очевидно, что этот образ во многом отличался от петербургского варианта. На московской иконе Богоматерь с Младенцем изображены в сиянии, в окружении двух летящих ангелов, держащих рипиды. Нет четок в руках Богородицы и Христа и луны под ногами. В верхней части иконы — образ Троицы Новозаветной. И самое важное отличие — на московской иконе по сторонам от Богоматери изображены страждущие люди, обращающиеся к Ней с мольбами.
Два ангела, стоящих среди людей, утешают их. Особенностью московского образа было изображение святых Сергия Радонежского, Федора Сикеота, Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Видимо, эта икона была написана именно для храма на Ордынке, где был придел преподобного Варлаама Хутынского. Изображение «редких» святых Федора Сикеота, Григория Декаполита может быть обусловлено просьбой заказчика, на средства которого была написана икона.
Эти иконографические особенности московского образа показывают, что его автор не механически повторил образец, но серьезно переработал композицию, обдумал содержание и характер деталей. Само название иконы подсказывало введение изображения страждущих. Вызывающие сомнения «западные» детали — четки и луна — были исключены.
Московский вариант иконографии был почитаем еще до того, как царевна перевезла одну из чудотворных икон в Петербург. Во всяком случае, списки с образа со страждущими стали появляться еще в тот период, когда обе иконы пребывали в храме на Ордынке. Списки с московской чудотворной иконы широко распространились по всей России, чему способствовали, в том числе, и выполненные в XVIII веке гравированные листы.
Изображение страждущих на русских иконах второй половины XVII века не было редкостью. Например, оно присутствовало на богородичной иконе «Умиление и посещение в беде страждущим». Первые подобные образы появляются в 1680-х годах в Ярославле. Богородица представлена без Младенца, но вверху изображен благословляющий Христос. В опущенных, слегка разведенных в стороны руках Богоматери — жезл и свиток. Своим жестом Она как бы осеняет страждущих, изображенных внизу. Белый фон, по которому пущены цветы и травы, символизирует рай.
В этой иконографии, как и в описанных выше, прослеживается определенное влияние западных образцов. Композиционная схема повторяет западноевропейское изображение «Мадонна Misericordia» («Милующая»), на котором Дева Мария представлена с разведенными руками, простирающей свой плащ над молящимися. Ярко выраженная в образе «Misericordia» идея заступничества Богоматери вполне отвечает православному вероучению, что сделало возможным заимствование деталей данного «латинского» изображения.
Образ Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим» был особенно популярен в Поволжье, где эта композиция присутствует как в иконописи, так и в стенописи. Свиток в руке Богородицы часто заменяли на хлеб, чтобы проиллюстрировать текст стихиры, в котором присутствует наименование «алчущих питательница». Любопытно, что возникшая после раскола и сложившаяся не без явного «латинского» влияния иконография распространилась и в старообрядческой среде.
Смысловые и композиционные параллели образа «Умиление и посещение…» с московской иконой «Всех скорбящих Радость» сделали возможным их сближение. Это привело к тому, что к середине XVIII века образ утратил свое первоначальное название, пополнив число вариантов иконографии «Всех скорбящих Радость».
В конце XIX века от одной из подобных икон, находившейся в часовне при стеклянном заводе недалеко от Петербурга, произошло несколько чудес. От попадания молнии часовня загорелась. После пожара обнаружилось, что к иконе «Всех скорбящих Радость», упавшей на рассыпавшиеся из церковной кружки пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В последующие годы от иконы произошли исцеления двух человек. В конце XIX — начале XX века списки образа «с грошиками» распространились по всей России.
На рубеже XVII — XVIII веков иконография «Всех скорбящих Радость» пополняется новыми вариантами. Богородица изображается или восседающей на престоле, или же стоящей и поддерживающей Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Эти варианты точно повторяют детали двух дошедших до нас гравюр московского гравера Леонтия Бунина.
Н. И. Комашко предполагает, что эти гравюры могли быть исполнены в рамках работы над иллюстрациями к тексту Акафиста, который планировали издать типографским способом**. Возможно, гравюр было не две, а больше. И именно из этих графических образцов могли «просочиться» в иконопись такие детали как изображение Богородицы в типе «Misericordia», но с ангельскими крыльями, или столь полюбившийся русским иконописцам мотив кораблика.
Очень интересен извод иконы «Всех скорбящих Радость», в котором Богородица изображается не в центральной, а в верхней зоне. Приснодева представлена обращенной к восседающему на престоле Христу. Смысловой центр иконы — Богоматерь, восходящая на небеса к Своему Сыну с мольбой о помиловании страждущих на земле. В центральной части композиции, между земным и горним мирами, изображены ангелы на фоне небесного свода со звездами и планетами на своих орбитах. Таким символическим изображением неба, называемым «беги небесные», часто украшались потолки царских дворцов.
Увеличение количества иконографических вариантов образа «Всех скорбящих Радость» объясняется как конкретными историческими обстоятельствами, так и большой популярностью самой иконы. По всей стране существовало множество местночтимых чудотворных икон с этим названием. Каждый новый извод полагал начало собственной иконографической традиции, при этом списки могли отличаться от оригинала деталями.
1872 г. Точный список с иконы царевны Натальи Алексеевны. Государственный музей истории религии, СПб
Последняя четв. XVIII в. Москва. Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Алексей Квашнин. 1710 г. Уменьшенный точный список с московской иконы. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
2-ая половина XVIII в. Палех. Список с московской иконы. Государственный музей палехского искусства, Палех
Нач. XIX в. Ветка. Тип «Умиление и посещение…». Частное собрание, Германия
1-ая четв. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей изобразительных искусств Татарстана, Казань
Нач. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей палехского искусства, Палех
Василий Васильевич Васильев. 1891 г. Точный список иконы из часовни при стеклянном заводе. Ярославский художественный музей
Филатьев Тихон Иванов. Ок. 1703 г. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Школа Оружейной палаты. Кон. XVII-нач. XVIII в. Тип Тронной Богоматери, повторяющий гравюру Л.Бунина. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
1713 г. (?). Москва. Тип «Мизерикордия». Церковно-археологический кабинет, Сергиев Посад
Середина XVIII в. Кострома. Развернутый вариант типа «Мизерикордия». Ярославский художественный музей
Иван Михайлов. 1801 г. Москва. Государственный музей истории религии, СПб
Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва
Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Музеи Москвского Кремля
1760-е г. Вариант, соединяющий детали иконографии «Всех скорбящих Радость» и «Покров». ГосНИИР, Москва
Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е г. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств
2-ая половина XIX в. Тип Тронной Богоматери без Младенца и страждущих. ГосНИИР, Москва
Сергей Карпычев. Нач. XX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех
1-я половина XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Покров Богородицы. Никита Образописов. Середина XIX в.
Мадонна делла Мизерикордия. Симоне Мартини. Начало XIV в.
Мадонна делла Мизерикордия. Пьеро делла Франческа. Ок. 1460 г. Центральная часть полиптиха. Коммунальная пинакотека,Сан-Сеполькро
* Комашко Н. И. Богоматерь «Всех Скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 1—2(14). — С. 22—34.