Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит

Прогресс человечества реальность или миф?

«Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) понимается как тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» – поясняют толковые словари.
Представление о прогрессе как о направленном изменении к лучшему возникло в древности. Прогресс был замечен сначала в сфере научного познания, а затем был распространен на сферу социальных отношений.
Наиболее тщательно разрабатывал идею общественного прогресса итальянский философ XVIII века Вико. Он обратил внимание на циклический и противоречивый характер исторического развития. Поэтому понятие прогресса соотносил с его противоположностью, понятием регресса (от латинского regressus – обратное движение, движение вспять).
К началу XX века понятие прогресса глубоко вошло в науку, особенно в социологию, историю, философию.
В СССР не вызывало сомнений, что человечество беспрерывно идет вперед, к некой конечной цели, к последнему идеально завершенному состоянию (его называли светлым будущим), и все сменяющиеся исторические эпохи – лишь последовательные этапы на пути продвижения к заветной цели.
Философ С.Л.Франк выразил это представление такими словами: 1) от Адама до моего дедушки – период варварства и первых зачатков культуры; 2) от моего дедушки до меня – период подготовки великих достижений, которые должно осуществить в мое время; 3) я и задачи моего времени, в которых завершается и окончательно осуществляется цель всемирной истории.
В целом прогресс характеризуется нарастанием темпов развития и принимается как объективный закон исторического развития. Однако одной из его существенных особенностей является присутствие в нем регресса отдельных элементов, связей и функций. Французский социолог Р. Арон в своей книге «Разочарование в прогрессе» ссылается на разрушительные войны, катастрофические феномены, общую деградацию человечества. Пессимистические выводы сопровождаются рассуждениями о перенаселении земли, биологическом вырождении человека в условиях научно-технической революции и ставят под сомнение саму идею прогресса.
Немаловажное значение имеет критерий прогресса, именно из-за разных критериев происходит путаница в понятиях.
Сергей Балакирев в статье «XXI век – развитие или деградация человечества?» в качестве основного критерия анализа темы выбрал изменение жизненного уровня среднестатистического человека планеты. Для этого рассмотрел потребляемые мировым сообществом для жизнеобеспечения природные ресурсы, приходящиеся на одного человека:
– атмосфера (кислород),
– гумус (плодородная почва),
– вода питьевая,
– полезные ископаемые, включая топливно-энергетический комплекс,
– экология – среда обитания человека.
«Если объем потребляемых ресурсов на одного человека будет увеличиваться, что будет обуславливать рост его жизненного уровня, в этом случае XXI век – век прогрессивного развития человечества; в альтернативном исходе – XXI век станет веком дальнейшей деградации человечества», –.делает вывод Сергей Балакирев.
Французские просветители видели критерий прогресса в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Прогресс мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. А. Сен-Симон оценивал движение вперед по состоянию общественной нравственности. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса – развитие производительных сил, видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку. Прогрессивными Маркс считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека.
Считалось, что есть области, в которых прогресс несомненен – это области познания и экономики. В познании человечество идет к одной определенной и ясной цели – к истине, знание дает нам все больше возможности его практического применения во всех сферах нашего бытия. Но авторы этой мысли не взяли в расчет ложные знания, которые массам всегда навязывали и небезуспешно. Чего только наши соотечественники не узнали о своем прошлом в годы Перестройки. Но мне кажется, лет через семь-восемь они не меньше узнают о годах, которые мы сейчас переживаем.
С общей точки зрения мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации. Восходящее развитие означает повышение уровня организации и соответственно сложности системы, что влечет за собой усиление роли внутренних факторов в составе целого по сравнению с внешними, рост активности системы, возможности ее самосохранения, а также относительной самостоятельности.
Без сомнения, высшее мерило прогрессивности всех общественных явлений – человеческая личность. Исторический прогресс находит свое отражение в развитии и удовлетворении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира, в развитии и удовлетворении потребности жить по благородным нормам истинно человеческой морали.
Заслуживает внимания такой критерий: единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в: 1) эволюции человека как гармонично развитой личности 2) улучшении нравов 3) развитии науки и разума 4) росте идеалов истины и справедливости.
Однако ни один из четырех приведенных пунктов не имеет места в реальной действительности. Лишь отдельные люди, притом абсолютное меньшинство, соответствуют данному критерию. Но передовые люди были всегда, поэтому тот факт, что единицы прогрессируют отнюдь не говорит о прогрессе всего человечества.
«Советские фантасты наивно полагали, что человечество массово перейдет в созидательную сферу – проще говоря, займется искусством, развитием гуманитарных и технических знаний. На практике произошло ровно противоположное – общество выбрало путь стремительной деградации, а в ряде стран и сообществ, и вовсе деструкции, а порой даже самоликвидации», – пишет Павел Сапов в статье «Обратная сторона свободы или интеллект сегодня не в моде».
«Сегодня мы можем находить любую информацию за считанные секунды; получать образование, не выходя из дома, и общаться с людьми по всему земному шару. Тем не менее, как обнаружили ученые, во втором десятилетии XXI века уровень интеллекта человечества стал неуклонно снижаться, – констатирует автор статьи «Деградируем, господа! Почему человечество глупеет в XXI веке» в интернете. – Наука десятилетиями отслеживает изменения уровня интеллекта людей разных возрастных групп при помощи теста на IQ. Средним значением считается 100 баллов, а IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
С 1909 по 2013 год человечество становилось умнее благодаря улучшению условий жизни, доступу к образованию и развитию технологий. Этот статистический феномен получил название «Эффект Флинна». Однако с 90-х годов темпы роста показателя IQ стали снижаться, а с 2013 года рост сменился спадом.
Эту тенденцию наблюдают исследователи по всему миру. В 2000 году среднемировой показатель IQ составил 90,31 балла. Ученые прогнозируют, что к 2050 году он упадет до 86,67 балла. Если двигаться такими темпами, через полтора столетия взрослый человек будет иметь интеллект 9-летнего ребенка.
Причины глобального снижения уровня интеллекта доподлинно неизвестны. Но, согласно одной из гипотез, наши умственные способности страдают от того, что мы все больше зависим от смартфонов и интернета.
Теперь нет нужды держать в голове информацию, которую можно практически мгновенно найти в сети. Не нужно больше уметь считать в уме или запоминать дорогу, ведь есть калькулятор и GPS-навигатор. Все это лишает человека мотивации тренировать свой мозг. Подобно тому, как физическая сила когда-то перестала быть преимуществом, сегодня своих преимуществ лишаются эрудиция и память.
Вредные выбросы в атмосферу также способствуют снижению интеллекта у людей в любом возрасте, говорят исследователи. Парниковые газы ухудшают наши концентрацию, память и умение принимать решения. Дети из «умных» семей (а их рождается все меньше) имеют больше возможностей для получения образования и развития интеллекта. Поэтому сокращение рождаемости в среде социально благополучного населения также влияет на глобальные показатели IQ».
«Не менее опасна всё более явственная физическая, психическая, нравственная деградация широких масс, – отмечают А.В. Горский, Ю.А Лисовский, А.Н. Самарин, Л.К. Фионова в статье «Деградация человека как фактор мировой политики». – Всё больше отраслей страдают от тотального дефицита кадров, обладающих необходимыми физическими и интеллектуальными возможностями. Современные научные достижения становятся всё более мелкими и убогими. Искусство превращается в нечто серое и пошлое, либо откровенно бредовое и растленное. Решения мировых политических элит скудоумны и недальновидны, убийственны не только для простых граждан, но и для них самих».
«Несмотря на успехи медицины болезней на Земле не становится меньше, просто одни замещаются другими, – продолжают авторы статьи «Деградация человека как фактор мировой политики». – У современных детей началась антиакселерация – они перестали быть «быстрее, выше, сильнее» своих родителей, напротив, они физически более слабы, чем предыдущее поколение в том же возрасте. Немалую роль в этом сыграло ожирение, которое поражает всё больше детей по всему миру. Врачи всего мира отмечают рост числа заболеваний нервной системы: около 30% лекарств, потребляемых жителями «цивилизованных» стран, предназначены для компенсации психических расстройств. Однако в статистике роста психических заболеваний Россия лидирует: уже 20–25% россиян нуждается в помощи врачей-психиатров и психотерапевтов, в мире этот показатель составляет 15–20%».
Еще Гесиод в античности представлял историю, прошедшую пять веков, где каждый век был хуже предыдущего. Речь шла о «золотом веке», где царствовали благочестие и высокая мораль, затем о «серебряном», в котором началось их падение. Оно завершилось самым худшим из веков – железным, демонстрирующим полный упадок нравственности. В рассуждениях Гесиода четко прослеживалась идея регресса.
В трактате «О науках и искусствах» Руссо подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны его призывы вернуться к природе. В сочинении «Эмиль, или О воспитании» и в романе «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По его мнению, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.
«Надежды академика В.И.Вернадского, сформулировавшего в начале XX века идею эпохи Ноосферы (разума) и надеявшегося на «повзросление» человечества, которое будет жить в полной гармонии с природой как ее естественная составляющая, на сегодняшний день не оправдались, – пишут А.В. Горский, Ю.А Лисовский, А.Н. Самарин, Л.К. Фионова и делают вывод: процесс деградации человека грозит покончить с человечеством без экономических кризисов, ядерной войны и экологической катастрофы».
«Человечество может совсем реально и без войны попасть в каменный век, – отмечает автор статьи «Деградация человечества не миф» в интернете. – наша компьютеризация, как не странно, приводит к росту неграмотности. А в интернете существуют такие мракобесия, что даже самые опытные психиатры не могут установить правильный диагноз. Когда мы все станем одинаково глупы, тогда начнутся совсем другие взаимоотношения. Победа будет за теми, кто сильнее и кого больше».
Регресс человечества, отрицательный естественный отбор и перспектива всеобщего конца – результат главным образом неправильно выбранного общего направления развития – непрерывного улучшения комфортных условий жизни.
В природе такого не наблюдается, жизнь всех диких животных – это постоянная борьба за существование, которая тренирует их, делает более здоровыми, сильными и жизнеспособными. О том, что и людям полагается жить в постоянном напряжении, концентрации, ставя перед собой и выполняя сложные задачи, известно давно. Но они не хотят напрягаться, им удобнее комфорт. А отсюда и регресс с деградацией.
Человеческий прогресс решили целиком переложить на технику и технологии. В результате они прогрессируют, человек же деградирует и процесс этот дошел уже до того, что не писатели, авторы романов ужасов, а ученые начинают всерьез опасаться чересчур умных машин.
«Технические усовершенствования не приводят к нравственному совершенству, – отмечает Владимир Пастухов. – Напротив, именно сегодня духовные устои практически всех без исключения цивилизаций испытали небывалое давление».
«Хорошо сказано: «прогресс – это, скорее, похоть нашей цивилизации», пишет Андрей Громадский на сайте «Публицист.ру». – Именно т.н. прогресс, который на самом деле есть регресс, является результатом порочного мышления людей, ещё во тьме веков утерявших знания об Основах Бытия. Ведь что есть технический прогресс? Это воздействие людей на природу планеты с помощью различных механических протезов, усиливающих их физическую мощь. В настоящее время технический «прогресс» усилен электронными протезами, которые призваны заменить человеческий разум. Получается, что люди перестали развиваться и стали полностью полагаться на созданные ими протезы. Дело уже дошло до того, что выпускники школ не знают таблицу умножения, и не могут в уме совершить элементарные математические действия с простыми числами.
Относительно идеи фикс даже не знаю, как назвать этих «учёных» олухов, озабоченных созданием искусственного интеллекта?! И никого не остановит этих олухов простым вопросом: кто должен развивать разум – человек, или машина? Ведь цель эволюции заключается в том, чтобы развить у людей их скрытые природные силы, с помощью коих они бы могли обходиться в хозяйственной и умственной деятельности без единого искусственно созданного приспособления. В общем, т.н. технический прогресс загнал человечество на самый край могилы».
Какой же вывод сделаем: исторический прогресс – это несбыточная мечта, как рай на земле или Аркадия? Однако факты говорят о том, что временами в отдельных государствах прогресс имел место. Это наблюдалось при мудрых правителях. Стало быть, можно наладить жизнь и совершенствовать ее в отдельно взятой стране, но для этого нужны мудрые правители. Теоретически возможно повернуть и все человечество от деградации к прогрессу, но тут потребуется всемирное правительство из мудрецов. Осуществимо ли такое на практике – вот в чем вопрос?

Источник

Прочитайте текст. «Общество как союз существ человеческих, обусловленных внешнею природой, нуждается в материальных средствах существования. Совокупность этих средств, которыми обладает общество, называется богатством, деятельность же человека, направленная на внешнюю природу для добывания этих средств, есть труд (в собственном смысле). Богатство и производящий его труд представляют первый необходимый элемент общественного быта, элемент хозяйственный (экономический), без которого самое существование общества было бы материально невозможно. Исключительное утверждение экономического элемента — признание за ним господствующего, верховного значения в жизни, то есть признание его не только за материальное основание общественной жизни (каким он на самом деле является), но и за цель, и определяющее начало ее — ведет к отвлеченному началу социализма, полагающему, что объективная нравственность, или правда, то есть нормальный строй общества и общественной жизни, прямо обусловливается правильным устройством экономических отношений».

«Социализм же выражает отвлеченное начало именно потому, что он берет человека исключительно как экономического деятеля, отвлекаясь от всех других сторон и элементов человеческого существа и человеческой жизни. Как все отвлеченные начала, социализм, представляя один частный элемент цельного человеческого бытия и ограничиваясь этим частным элементом, вместе с тем стремится стать всем, покрыть собою все, и в этом стремлении к полноте и универсальности вступает во внутреннее противоречие с самим собою и логически уничтожается».

1. Сравните два положения об экономической составляющей человеческого бытия. Какова роль экономического элемента в обществе?

2. Включается ли в «общественное бытие» только общественная деятельность человека или сюда следует отнести и его индивидуальную деятельность?
Ответы.

1. Богатство и производящий его труд представляют первый необходимый элемент общественного быта, элемент хозяйственный (экономический), без которого само существование общества было бы материально невозможно.

2. Я считаю, что сюда следует отнести и его индивидуальную деятельность, так как каждый человек индивидуально вносит свой вклад в общественное бытие.
Кейс 2

Вечные вопросы бытия: как жить?

«Быть иль не быть, вот в чем вопрос.

Душе терпеть удары и щелчки

Обидчицы-судьбы иль лучше встретить

С оружьем море бед и положить конец волненьям?

И все. И знать, что этот сон — предел

Сердечных мук и тысячи лишений,

Присущих телу. Это ли не цель

Желанная? Скончаться. Сном забыться.

Уснуть. И видеть сны? Вот и ответ.

Какие сны в том смертном сне приснятся,

Когда покров земного чувства снят?

Вот объясненье. Вот что удлиняет

Несчастьям нашим жизнь на столько лет.

А то кто снес бы униженье века,

Позор гоненья, выходки глупца,

Отринутую страсть, молчанье права,

Надменность власть имущих и судьбу

Больших заслуг перед судом ничтожеств,

Когда так просто сводит все концы

Удар кинжала? Кто бы согласился

Кряхтя, под ношей жизненной плестись,

Когда бы неизвестность после смерти,

Боязнь страны, откуда ни один

Не возвращался, не склоняла воли

Чем бегством к незнакомому стремиться.

Так всех нас в трусов превращает мысль.

Так блекнет цвет решимости природной

При тусклом свете бледного ума,

И замыслы с размахом и почином

Меняют путь и терпят неуспех

Ответьте на поставленные вопросы.

1. Всегда ли судьба человека соответствует его человеческому достоинству?

2. Почему человек терпит унижение бытия, не предпочитая ему гордое небытие?

3. Есть ли выбор у человека перед лицом вечного вопроса: «быть или не быть»? В какой мере разрешена возникающая здесь коллизия?
Ответы.

1. Нет не всегда. так как порой нам приходится делать что-то, что выбивается за рамки человеческого достоинства. Хотя всё зависит от того, кто и что считает достойным человека.

2. Человек психологически настроен в подсознании. Если у человека безвыходное положение, он вынужден терпеть, так как не имеет выбора бытия, но двигаться дальше.

Ответьте на поставленные вопросы.

1. В чем смысл страданий человека и есть ли он вообще?

2. Имеет ли место прогресс в истории человека и в чем он состоит?
Ответы.

Источник

В чем состоит исторический прогресс? Периодизация

В ЧЕМ СОСТОИТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС?

Критерий исторического прогресса: ПРОГРЕСС В ДЕЛЕ СВОБОДЫ. Конкретно это выступает в виде усиления-дублирования естественных биологических органов: органов чувств, действия и движения, психики-мозга и т.п.

Прогресс в скорости и в возможностях передвижения: приручение лошади, изобретение колеса, колесной повозки, лодки, парусного корабля, паровоза, железной дороги, парохода, автомобиля, самолета, вертолета, космической ракеты, космического корабля.

Прогресс в возможностях действия: овладение огнем (генерирование тепла, приготовление пищи, изменение формы материала), изобретение стрелы и других метательных снарядов, изобретение пороха, машин и механизмов (водяной и ветряной мельниц, ткацкого станка, самопрядки и т.д.), паровой машины, электрогенератора, электродвигателя, динамита, атомной бомбы, атомного реактора.

Прогресс в возможностях физического развития: возникновение и развитие физической культуры и спорта.

Прогресс в возможностях профилактики болезней и их лечения: возникновение и развитие медицины, в частности, изобретение антибиотиков, пересадка сердца и других органов.

Прогресс в способах добывания пищи и добывания-выращивания различных материалов для одежды и т.д.: охота с применением орудий, скотоводство, земледелие, современное сельское хозяйство.

Прогресс в возможностях получения информации: зрительной: изобретение очков, телескопа, микроскопа, подзорной трубы, бинокля; внечувственной: ультразвука, радиолокации, радиотелескопов.

Прогресс в возможностях сохранения и передачи информации: изобретение членораздельной речи, письменности, переход от иероглифической к буквенной письменности, изобретение глиняных плиток, бумаги, книгопечатания, телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, проигрывателей, магнитофонов, ксерокопирования, видеотехники.

Прогресс в возможностях сохранения, передачи и переработки информации: изобретение ЭВМ, персонального компьютера, интернета.

Прогресс в возможностях эмоционального общения: развитие искусства и художественной литературы.

Прогресс в возможностях познавательной деятельности и общения: возникновение и развитие науки.

Прогресс в возможностях интеллектуальной деятельности и общения: развитие философии.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Я предлагаю делить человеческую историю на четыре больших периода:
1) первобытный период: присваивающе-производящий;
2) аграрно-ремесленно-торговый (начиная с неолитической революции до конца XVIII в.);
3) машинно-информационный (с конца XVIII века — с момента изобретения паровой машины — до примерно середины-конца XXI века);
4) космический.

Первобытный период — присваивающе-производящий период. Это не только эпоха присваивающей деятельности, иначе первобытные люди ничем не отличались бы от животных. Особенностью первобытных людей по сравнению с высшими животными было то, что они присваивали себе природные богатства с помощью изготавливаемых ими различных орудий деятельности: огня, рубила, топора, ножа, лука, копья, сети и т.д.

Первобытные формы объединения людей еще близки к стадам-стаям животных: это семьи, общины, роды, племена, племенные союзы. Если семьи и общины во многом напоминают семьи-стаи-стада высших животных, то роды, племена и племенные союзы — это уже чисто человеческие объединения. Они основаны не только на родстве, общности происхождения, но и на общности языка. Язык, членораздельная речь — мощное орудие общения людей, их взаимодействия в разных видах деятельности.

В первобытном обществе можно выделить два больших периода:
1) присваивающе-орудийный, доогненный
2) огнеделательный (последние примерно 500 тысяч лет, по некоторым данным — 1 миллион лет).

Овладение огнем настолько важно для становления человека, что его смело можно назвать одной из первых революцией в истории человечества. Овладение огнем резко увеличивает производительность человеческого труда, увеличивает досуг, усиливает общение людей и тем самым расширяет возможности развития членораздельной речи. С помощью огня приготавливается пища. Это позволяет уменьшить объем принимаемой пищи, повысить скорость ее приема, увеличить ее эффективность, консервировать. Вареная или жареная пища дольше сохраняется, что позволяет создавать ее запасы. Благодаря огню человек обогревает себя, свое жилище, т.е. огонь делает его менее зависимым от холода, дождя и снега. Отсюда важное следствие: человек резко увеличивает ареал своего расселения, осваивает северные территории. Благодаря огню человек обеспечивает себе более безопасное существование, поскольку огонь отпугивает хищников, других животных, насекомых. Благодаря огню человек с большим успехом изготавливает и совершенствует орудия труда, орудия охоты и предметы быта. Огонь в виде костра, домашнего очага объединяет людей, создавая постоянный и тесный круг общения. А это способствует развитию членораздельной речи.

Овладение и пользование огнем, — может быть, самый главный фактор изменения антропологического типа человека, прежде всего относительное-абсолютное уменьшение челюстной части и относительное-абсолютное увеличение объема мозга. Благодаря применению огня коренным образом меняется техника приготовления и приема пищи. Если раньше человек ел мясо и растения в сыром виде и ему нужны были сильные челюсти и зубы, то благодаря огню отпала необходимость в сильных челюстях и зубах. Они постепенно уменьшались в размере, атрофировались. С другой стороны, благодаря применению огня техника приготовления и приема пищи значительно усложнилась, что способствовало развитию умственных способностей и увеличению в объеме головного мозга.

Благодаря огню человек лишился волосяного покрова. Труд сам по себе этого сделать не мог (ведь есть некоторые виды животных, которые находятся в состоянии трудоподобной активности, например, бобры, белки, птицы, и тем не менее они имеют густой покров). Постоянный обогрев с помощью огня позволил людям селиться в местах с холодной зимой. Искусственно был создан перепад температур: у домашнего очага тепло-комфортно, а за пределами дома холодно. Выходя из дома люди стали одеваться, сначала в звериные шкуры, а затем изготавливая ткани и тканевую одежду. Искусственный покров в виде одежды и привел в конце концов к потере естественного волосяного покрова. Физический труд сыграл здесь не пусковую роль, а роль ускорителя-катализатора процесса.

Пользование огнем развивает ловкость, манипуляционные способности человеческой руки, способствует развитию орудийной деятельности. Ведь огонь — нечто весьма переменчивое, капризное, опасное. Человек должен быть ловким, уметь работать руками и всем телом, чтобы поддерживать огонь, держать его в определенных рамках и добиваться от него нужного эффекта. По поводу орудийной деятельности следует сказать особо. Ничто так не принуждает человека постоянно пользоваться орудиями, как огонь. Ведь голыми руками его не возьмешь. Нужно держать в руке палку, рогатку или что-нибудь подобное, чтобы поддерживать и использовать огонь. Нужно заготавливать для огня хворост, что-то вроде дров. Значит, надо манипулировать руками, ломать-рубить прутья, ветки, стволы. Даже охота на животных с использованием дубинок, рогаток и метательных орудий не так универсальна-постоянна как пользование огнем. Огнем учатся пользоваться все, от мала до велика, и мужчины, и женщины, и взрослые и дети. Далее, для приготовления мясной пищи на огне человек вынужден учиться разделывать туши убитых животных, а для разделывания он волей-неволей осваивает режущие и рубящие инструменты (нож и т.п.).

Благодаря владению огнем человек значительно расширил свои представления о свойствах различных предметов.

Почему животные не овладели огнем, а человек овладел? Какой степени развития человек должен был достигнуть, чтобы перестать бояться огня и овладеть им?

Чтобы овладеть огнем человек должен был пройти большую школу пользования орудиями. Палка, дубинка, рогатина в руке человека должны были стать обычными-привычными орудиями деятельности. Только после того, как рука привыкла держать в руке палку, человек перестал панически бояться огня и стал сначала любопытствовать, манипулируя палкой в зоне огня, на кострище, а затем ограничивать-поддерживать его в определенном объеме для обогревания и защиты от непрошенных “гостей” — животных, а затем для приготовления-консервирования пищи. Палка в руке позволяет установить конструктивный контакт человека с огнем, найти компромисс между живым и антиживым, обладающим разрушительной, убойной силой. Палка в руке — это зримая постоянная-контролируемая дистанция между человеком и огнем.

Второй большой период человеческой истории, следующий за первобытным — это аграрно-ремесленно-торговый период (начиная с неолитической революции, примерно от 9-6 тысячелетия до н. э., и до конца XVIII века). Совершается переход от преимущественно присваивающих форм деятельности, когда человек в основном присваивал готовые продукты природы (животных, растения), к сельскохозяйственному производству (скотоводству и земледелию), ремесленничеству и торговле.

Возникает разделение труда: между скотоводством, земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей, государственно-политической и жреческо-религиозной деятельностью, между физическим и умственным трудом, между инженерной, научной, художественной, философской деятельностью.

Формы объединения людей приобретают характер территориальных — возникают и развиваются государства. На смену родам, племенам и племенным союзам приходят народности и нации с их своеобразными обычаями, традициями, материальной и духовной. культурой. Устная речь дополняется письменной. Письменность развивается от пиктографическоей, идеографической, иероглифической к буквенной, от рукописной к книгопечатанию.

Третий большой период истории можно охарактеризовать как машинно-информационный [1]: с конца XVIII века (с момента изобретения паровой машины) до примерно середины-конца XXI века, когда появятся первые поселения людей в космосе. Люди объединяются не только в отдельные государства, но и в межгосударственные союзы, в мировое сообщество наций.
Основной особенностью третьего периода является необыкновенное усиление всех человеческих способностей: прежде всего физических, благодаря машинной технике, и умственных, благодаря информационной технике.

Машинная техника этого периода отличается от орудий труда, простых машин и механизмов предшествующего периода тем, что ее силовые, энергетические параметры не лимитируются мускульной силой человека, некоторых животных (быка, лошади, осла) или силой падающей воды и ветра. Напротив, от десятилетия к десятилетию они растут в очень высокой прогрессии — от силы пара к ядерной силе. Подъемная сила двигателей космических ракет равна уже десяткам и сотням миллионов лошадиных сил. (Первый полет человека в космос 12 апреля 1961 г. состоялся благодаря ракетной системе, подъемная сила которой была равна 20-и миллионам лошадиных сил!)

Информационная техника — не только письменность, полиграфия, почтовая связь, но и электрический телеграф, телефон, радио, граммзапись, магнитофон, телевидение, видеотехника, ЭВМ, компьютерная техника. Эти информационные средства значительно усиливают психические и умственные способности человека на всех стадиях информационного процесса (получения, сохранения, переработки и передачи информации).
Машинная техника и информационные средства — эти материальные усилители человеческих способностей — являются, с одной стороны, результатом развития человека, его творческих способностей, таланта, гения, а, с другой, сами необыкновенно развивают его, все его способности.

Третий период — эпоха становления массового образования и обучения, массовой физической культуры и спорта. Постепенно люди переходят в своем большинстве от растительно-рутинной жизни, освященной веками и тысячелетиями сельского труда, к жизнетворчеству: научному, художественному, изобретательскому, управленческому, философскому.

————————————
[1] Есть определенная условность в названии этого и других исторических периодов. Их содержание настолько сложно, многогранно, что в принципе невозможно охарактеризовать их двумя-тремя словами. Это всегда будет упрощение и, следовательно, некоторая условность. В самом деле, называя третий исторический период машинно-информационным мы значительно упрощаем-уплощаем его характеристику. Духовная составляющая периода остается как бы за кадром. Разве можно в рамки машинно-информационного втиснуть Бетховена и Гегеля, Л.Толстого и П.И.Чайковского, Д.И.Менделеева и А.Эйнштейна?!

Четвертый большой период — космический. Начало эмбрионального развития космической цивилизации (в недрах машинно-информационного общества) можно датировать 1957-1961 годами, когда был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли и состоялся первый полет человека в космос.

Ближайшее будущее человечества — космическая цивилизация. Человек сначала будет осваивать околоземное пространство, затем околосолнечное и далее — галактическое пространство. Он значительно изменится как живое существо, приобретет самые разные биологические формы. Часть космического человечества (а может быть и всё человечество) откажется от живорождения и будет выращивать потомство в искусственных биологических условиях.

Освоение космического пространства будет сопровождаться дальнейшим прогрессом науки, техники, искусства и других форм культуры.

На смену общей судьбе человечества как земного сообщества живых существ придет множественное сосуществование космических цивилизаций, где-то объединенных, где-то только взаимодействующих друг с другом, а где-то изолированных друг от друга.

На смену конвергенции культур, народов, земного человечества придет дивергенция космического человечества. Следствием этого будет то, что темпы развития-становления разных космических цивилизаций будут весьма различными.

(продолжение темы «Философия истории»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *