Иммерсивная экскурсия что это

Как я была на иммерсивной прогулке «Диалог с морем» 4 000 шагов на аудиоэкскурсии по Владивостоку со смыслом или любовь к морю как вдохновение жить

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

«Голос внутри» — цикл иммерсивных аудиопрогулок по Владивостоку, которые в мае запустил бизнес-тренер и международный коуч Станислав Клиников со своей командой. Уже более сотни человек попробовали новый формат развлечений в приморской столице. Философский диалог, квест с элементами уличного спектакля — всё это ждет участников «Голоса внутри». Корреспондент «The Village Владивосток» на личном опыте выяснила, как устроена первая прогулка «Диалог с морем».

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

Первым делом участники собираются возле кафе на улице Пограничной, всем выдают беспроводные наушники. Первоначально было ощущение, что меня ждет обычная экскурсия и знакомство с городом, просто без говорящего гида. Я уже знаю, что мы пройдем 4 000 шагов и потратим на это около сорока минут.

Надеваю наушники, и звучит мужской голос — предупреждает, что нас ждет диалог с морем. Далее короткая инструкция, как вести себя на прогулке, и призыв следовать за молодым человеком, который машет рукой. И действительно вижу в этот момент парня, он улыбается и жестами зовет группу за собой. Идем по тротуару к Спортивной набережной.

Если вы когда-либо состояли в студенческих отрядах или распевали на улице песни о Кришне, то ощущения покажутся вам знакомыми. Окружающие на нашу группу из двадцати человек смотрят удивленно. Мы — в достаточно больших наушниках, кто-то с закрытыми глазами или держится за руки, кто-то обособленно. Всё это недоступно и непонятно прохожим. В какой-то момент голос просит не обращать внимания на посторонних, я стараюсь.

Источник

Что такое иммерсивный променад и как использовать туроператору новый формат аудиоэкскурсии?

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

Аудиоспектакль, или иммерсивный променад, — это новый формат аудиоэкскурсии, в котором сочетаются театральная постановка, квест и само путешествие. В нашем багаже — такие иммерсивные променады, как «Легенда башни Ахун», «Хозяин замка на час», «Поэзия летящей воды». В этом кейсе мы расскажем про иммерсивный променад «Симфония Светлогорска»: для кого и как он создавался, что получил клиент после внедрения аудиоспектакля.

На связи команда PROэмоции — профессиональные режиссеры, сценаристы аудиоспектаклей, лауреаты конкурса «Золотая тропа России». Занимаемся созданием аудиоспектаклей для экскурсий по городам, музеям, крепостям, замкам.

О клиенте

К нам обратилась Зуева Светлана Павловна — директор туроператора «Планета», который успешно реализует свои услуги с 2010 года. Одно из направлений деятельности ТО — экскурсии по Калининградской области, в том числе по Светлогорску.

Туроператор каждый год участвует и занимает призовые места во всероссийских туристических конкурсах «Маршруты России» и «Маршрут года». ТО «Планета» также стал лауреатом конкурса «100 лучших туроператоров Российской Федерации — 2019».

Для чего клиенту понадобился иммерсивный променад

Светлана Павловна во время путешествия по Чехии посетила экскурсию с аудиоспектаклем. Иммерсивный променад ей понравился, и она решила внедрить новый формат в свои экскурсии по Светлогорску.

С помощью иммерсивного променада клиент хотел добиться следующего:

Почему клиент обратился именно к нам

Директор ТО «Планета» обращалась в несколько компаний, где ей предложили очень высокую стоимость: примерно 1 млн рублей за аудиоспектакль. Наши цены Светлану Павловну полностью устроили, поэтому мы заключили договор и начали работать.

Как мы создавали аудиоспектакль

«Симфония Светлогорска» — это захватывающий аудиоспектакль, который длится 1,5 часа и погружает слушателя в атмосферу старинного Светлогорска. Благодаря специальным наушникам и 3D-звуку в аудиозаписи городские улицы превращаются в живые декорации и заполняются образами прошлого.

Работа над созданием аудиоспектакля длилась два месяца и состояла из шести основных этапов.

Этап 1: разработали маршрут с простой навигацией

Маршрут аудиоспектакля должен быть простым и понятным, чтобы турист смог по нему передвигаться, ориентируясь только на голос в наушниках.

Мы приехали в Светлогорск и прошлись с экскурсоводами по уже существующим пешеходным маршрутам. После такого гайда мы поняли, что ни один из них не подойдет для иммерсивного променада. Маршруты были довольно сложными в плане навигации: проходили через внутренние дворики и другие локации, где турист без экскурсовода может заплутать.

Мы предложили клиенту упростить навигацию и провести линию маршрута по центральным улицам города, на которых находятся главные достопримечательности. После одобрения мы приступили к детальной разработке туристического маршрута:

Этап 2: собрали материал для аудиоспектакля

Основой для аудиоспектакля стала достоверная информация, но без скучных дат и избитых фактов. Материал для иммерсивного променада мы брали из разных источников:

Этап 3: разработали легенду и сценарий

С учетом составленного маршрута и собранного материала мы создали легенду и разработали сценарий аудиоспектакля. Главным героем легенды и проводником туриста стал барон фон Равшен — основатель и первый бургомистр Светлогорска. Следуя за голосом барона, турист проходит по знаковым и секретным местам, смотрит на город глазами проводника, открывает для себя неочевидную историю Светлогорска.

В аудиоспектакле есть квестовая составляющая, которая заставляет туриста преодолевать препятствия сценария и идти к поставленной цели. Главные задачи слушателя:

«Симфония Светлогорска» — это наш первый аудиоспектакль, который с помощью элементов иммерсивности воздействует на все органы чувств:

Прослушать демо аудиоспектакля >>>>>

Звучит странно и интригующе? Однако этим и притягивает иммерсивный променад — необычными действиями и локациями.

Этап 4: подобрали музыкальное сопровождение

После разработки сценария мы подобрали музыкальное сопровождение к каждому смысловому элементу. Уникальность иммерсивного променада «Симфония Светлогорска» состоит в том, что в нем звучат не общедоступные мелодии из интернета, а авторская музыка.

Лейтмотивом аудиоспектакля стала песня о Светлогорске, написанная профессиональным композитором Дмитрием Деменковым. В ней в полной мере отразились красота и загадочность прекрасного города.

Этап 5: записали аудиоспектакль в звукостудии

Запись аудиоспектакля проходила в звуковой студии с участием шести профессиональных дикторов. Многоголосие, чередование мужских и женских тембров, различных интонаций сделали иммерсивный променад реалистичнее и атмосфернее.

Над аудиоспектаклем также работал профессиональный звукорежиссер, который свел голоса дикторов и музыкальное сопровождение в единое целое.

Этап 6: сделали финальный прогон и доработали аудиоспектакль

После записи аудиоспектакля мы вернулись в Светлогорск и сделали его финальный прогон. Оказалось, что у иммерсивного променада много недочетов.

Приехали домой с поникшей головой… Собрались с мыслями, доработали сценарий, озвучку. Получили качество, которым гордимся!

Этап 7: закупили для клиента техническое оборудование

Кроме готового иммерсивного променада, мы предоставили клиенту техническое оборудование — 10 пар наушников с SD-картой, на которую был записан аудиоспектакль. SD-карта обеспечивает высокое качество звучания и комфорт при прослушивании. Мы выбрали простую и удобную модель: туристу достаточно нажать на кнопку PLAY — и можно отправляться в путешествие.

Этап 8: помогли клиенту наладить продажи

Через месяц после запуска иммерсивного променада мы узнали от клиента, что некоторые туристы отказываются от экскурсий с аудиоспектаклем. Основная причина — непонимание нового формата. Особое недоверие иммерсивный променад вызывал у людей в возрасте, которые не пользуются мобильными навигаторами и предпочитают стандартные экскурсии. Гид дает туристам уверенность в том, что они не заблудятся в незнакомом городе.

Мы решили помочь клиенту наладить продажи и дали совет по работе с возражениями: перед экскурсией объяснять туристам, что у маршрута простая навигация и во время путешествия у них будет проводник — голос в наушниках.

Вскоре мы снова связались с клиентом и узнали, что наши советы работают и туристы с удовольствием покупают экскурсии.

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что этоИммерсивный променад по Светлогорску

Результаты: что получил клиент в итоге

Полностью оценивать результаты проекта «Симфония Светлогорска» пока рано: после внедрения аудиоспектакля прошло всего 1,5 месяца. Однако первые положительные звоночки уже есть:

А вы бывали на подобных экскурсиях? Как думаете может ли понравиться этот формат вашим туристам?

Источник

Крыши, подземелья, VR: 50 удивительных экскурсий по Москве

В Москве хорошо с экскурсиями: здесь всегда есть что посмотреть, даже если кажется, что вы видели всё, а гиды работают 365 дней в году даже ночью.

Мы собрали 50 самых интересных туров по Москве: выбирайте по душе, отправляйтесь на прогулки сами и советуйте друзьям.

Цены на экскурсии актуальны на момент выпуска этой статьи и могут меняться — перед походом лучше проверить на официальных сайтах.

Что вы узнаете

Для удобства мы разбили все экскурсии по категориям. Выберите, что интересно лично вам: увидеть город из кабины вертолета, погулять по подземельям или погрузиться в виртуальную реальность.

Москва подземная. Городские легенды приписывают Москве двойное дно — еще один город под землей с библиотекой Грозного, ходами между особняками, метро-2 и бункерами Сталина. Что из этого правда, а что нет, как раз и рассказывают на экскурсиях по подземным достопримечательностям.

Москва на транспорте. Самые клишированные экскурсии ведут из автобусов, припаркованных у вокзалов и Красной площади. Но есть и необычные: на вертолете, теплоходе и сегвеях, — расскажем о них.

Москва иммерсивная. Этот формат в Москву привезли в 2015 году. В рамках проекта Remote зрители становятся участниками интерактивного спектакля под голос в наушниках, который проведет по маршруту и заставит делать необычные вещи.

Москва недоступная. В Москве много мест, куда нельзя попасть просто так, но еще больше людей, которые могут туда провести: достаточно выбрать место, которое хотите увидеть изнутри, и исследовать рынок.

Москва виртуальная. VR-экскурсии — отличный способ увидеть то, чего давно нет, то, что скрывается за современными надстройками и пристройками, и то, что могло бы стоять на месте всем известных символов города.

Москва интерактивная. В Москве как нигде прижились квесты, и устроены они одинаково: узнавать историю нужно не в одностороннем порядке от лектора, а с помощью смекалки, друзей и Гугла.

Москва историческая. Рассказать про все экскурсионные бюро невозможно, поэтому мы отобрали самые необычные: одни делают все бесплатно, другие специализируются на эмоциях, а третьи находят новое там, где мы ходим каждый день.

В 2008 году рассекретили подземный бункер на Таганском холме, который в 1950-х годах построили как запасный пункт штаба дальней авиации. Бункер находится на глубине 65 метров, он соединен проходом с Кольцевой линией метро и выстлан красной ковровой дорожкой — это можно увидеть своими глазами на одной из 11 тематических экскурсий. Если понравится, можно вернуться и заказать банкет прямо в шахте.

Цена: от 2500 Р
Продолжительность: 2—3 часа
Подробнее: на сайте

Часть древних московских рек вроде Неглинки, которая течет у стен Кремля, 200 лет назад были аккуратно упакованы в трубы и теперь текут на глубине 15 метров. Спуститься в их коллекторы при желании можно и самостоятельно, но без гида там делать нечего. А вот с гидом, особенно если это «подземный мэр Москвы» Даниил Давыдов, уже интереснее.

Разные гиды водят разными маршрутами. Два самых популярных — по коллектору Неглинки с кирпичными стенами 1817 и 1914 годов постройки и по коллектору речки Пресни, которая течет под Белым домом. Внутри тепло и не ловит связь.

Цены: 300—3500 Р
Продолжительность: от 1 часа
Подробнее: на сайте

Все экскурсии Московский метрополитен недавно собрал под своим крылом: водить их могут только аккредитованные экскурсоводы, в основном из Музея Москвы. В списке есть много шаблонных туров, за которыми можно скоротать пару часов, но попадаются и необычные. Например, экскурсия с проходом на закрытую станцию метро, ночная поездка на ретропоезде или авторская пешая экскурсия.

Цена: 28 000 Р за 1—3 человек
Длительность: 40—50 минут
Подробнее: на сайте

Полетать над историческим центром в Москве невозможно, если вы не работаете на администрацию президента. Впрочем, есть несколько не менее любопытных опций для полетов за пределами ТТК на маленьком самолете или вертолете. Сделать это можно днем или вечером.

Виды в любом случае захватывающие: бурная река Мкада, огоньки Сити, хитро переплетенные эстакады, романтика спальных районов и много чего еще, что снизу выглядит не так эффектно, как с высоты 100—300 метров. Один раз точно стоит попробовать.

Цены: 650 Р для детей, 900 Р для взрослых + еда по меню
Меню: на сайте Radisson
Подробнее: на сайте

Яхты Radisson Royal бороздят Москву-реку круглый год: у флотилии теперь есть и зимние теплоходы-ледоколы. Яхты проезжают не так много достопримечательностей — только те, что стоят на берегу реки: Новодевичий монастырь, Кремль, «Лужники», высотку на Котельнической, Белый дом, храм Христа Спасителя.

Эта экскурсия станет еще веселее, если вместо обычного тура выбрать гастрономический — на той же яхте, только с филиалом рыбного ресторана Erwin на борту. Посадка проходит у гостиницы «Украина» два раза в день в будни и три раза в выходные. С собой можно брать детей — в пути их будут развлекать.

Трамвай 302-бис, отходящий от Музея Булгакова, — это на самом деле автобус, правдоподобно загримированный под трамвай, который сбил героя булгаковского романа «Мастер и Маргарита», Берлиоза.

Автобус курсирует по реальному маршруту старомосковского трамвая начала 20 века: Патриаршие, особняк Грибоедова, Тверская, Пушкинская площадь. В стоимость билета входит экскурсия во время поездки, посещение булгаковского дома и «нехорошей квартиры»: правда, внутри придется осматриваться уже без гида.

Цены: от 1500 Р
Продолжительность: от 1 часа
Подробнее: на сайте

Экскурсии на сегвее хороши тем, что на скорости 20 км/ч за привычные 1,5—2 часа можно посмотреть куда больше мест, чем пешком. По этой причине гиды на сегвеях облюбовали ВДНХ: это самый быстрый и безопасный способ объехать с ветерком всю территорию. А еще сегвеи отличаются хорошей проходимостью трудных участков — на этом построена экстремальная экскурсия по Ботаническому саду. Отправиться туда можно в составе группы, а можно и с личным гидом.

Цены: от 1000 Р
Продолжительность: от 2 часов
Подробнее: на сайте

Судьба московских велодорожек все еще туманна, но пользоваться ими все-таки можно. Делать это рекомендуется с мая по сентябрь, в таком же режиме работают и самые известные московские велоэкскурсоводы.

Велотуров полно на разные темы — от абстрактных обзорных до Москвы Высоцкого или булгаковских мест. Надо быть готовым к нагрузке и возможным опасностям на дороге: иметь при себе защиту, воду и запас сил.

Цена: 379 Р
Продолжительность: от 1,5 часов
Подробнее: на сайте

С домашнего ареста Кирилла Серебренникова началась интересная инициатива — «Мобильный художественный театр». Серебренникову разрешали выходить на короткую прогулку по своему району — этот маршрут по дворам Остоженки он озвучил в формате экскурсии. Теперь каждый может его повторить: для этого нужно скачать аудиопрогулку на телефон.

Следом МХТ выпустил еще несколько спектаклей-бродилок: по «Зарядью» с Алисой Хазановой, по ВДНХ с Чулпан Хаматовой, по Покровке с Ольгой Сутуловой и Анатолием Белым. Цены доступные, отправляться можно в любое время, а если используете «Яндекс-плюс», можно выбрать один спектакль бесплатно.

Цены: 800 Р для детей до 11 лет, 1500 Р для взрослых
Продолжительность: 80 минут
Подробнее: на сайте

Формат «Фаролеро» отработали во многих городах мира: на участников надевают черные мантии, процессию возглавляет усатый актер в котелке, а за каждым вторым углом подготовлены сюрпризы.

Такие экскурсии всегда проходят по центру города. В Москве она начинается на Кузнецком мосту. Идти лучше летом: по плану действие обычно начинается после заката, а зимой можно замерзнуть.

Цены: от 1800 Р
Продолжительность: 100 минут
Подробнее: на сайте

В 2015 году театральный импресарио Федор Елютин привез в Москву радикально новый жанр времяпрепровождения на свежем воздухе — спектакль-прогулку Remote. Уже который сезон этот проект встречает солдаутом, а ниша растет: сейчас в Москве доступна почти дюжина аудиопроменадов от спектаклей — номинантов «Золотой маски» до популярных экскурсий с выпрыгивающими из кустов актерами.

Попасть на Remote нужно хотя бы раз: именно с этого спектакля немецкой компании Rimini Protokoll все и началось. Стартует прогулка на Миусском кладбище: оттуда 50 человек движутся по указаниям голоса в наушниках. Больше ничего рассказать не можем, чтобы не испортить удовольствие. В Москве Remote работает с мая.

Invisible Moscow — это еще один интерактивный спектакль-экскурсия с мотто «глубже, чем экскурсия, живее, чем театр». Устроен он так же, как Remote и спектакли МХТ: нужно надеть наушники с профессиональным кинозвуком и двигаться по маршруту за героиней спектакля журналисткой Сашей.

Экскурсия начинается от Гума, заканчивается у высотки на Котельнической набережной. Ее проводят только в теплое время года. Бонус: спектакль переведен на четыре языка — можно позвать друзей-иностранцев.

Несколько раз в неделю можно попасть в Большой на недолгую, но интересную экскурсию: там показывают помещения, которые никогда не увидят обычные зрители, пришедшие на «Лебединое озеро». Например, верхнюю репетиционную сцену, гримерки, царскую ложу.

Эта экскурсия объясняет, как устроена изнутри самая большая библиотека страны. Читателям доступны только каталоги и читальные залы, а ведь большую часть библиотеки занимает огромное 19-этажное хранилище, где до сих пор работает пневмопочта и устроенная в 70-х система выдачи книг. У экскурсии есть ночная версия.

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

Сначала два руфера водили экскурсию на шпиль жилой высотки на Кудринской площади, теперь в ходу новое место — сталинская высотка на Комсомольской. В новой версии подъем на шпиль не предусмотрен, все происходит на безопасной смотровой площадке на высоте 100 метров. Подъем не сложный и не экстремальный, так что одолеть получится даже на каблуках.

Цена: бесплатно
Продолжительность: от 1,5 часов
Подробнее: на сайте

В 2019 году дюжина московских фабрик объединилась и открыла бесплатные экскурсии на свои производства. В списке «Роза Эйнема» на Берсеневской набережной, российские филиалы «Баскин-роббинс» и «Кока-колы», конфеты «Большевичка» и даже микросхемы на заводе «Микрон». Экскурсии бесплатные, но на них нужно записываться на официальном сайте.

Есть в Москве и такие гиды, которые могут провести на любую крышу. Выбираете направление — Сити, высотки, Красная площадь, Арбат, мосты, а гид проводит вас в дом, отель или офисное здание, откуда открывается лучший вид на это место. Конечно, в программу входит и история места, но на фоне городских пейзажей это уже мало кому интересно.

Цены: от 1500 Р
Продолжительность: от 1,5 часов
Подробнее: на сайте

Дом Смирнова, палаццо купца Тарасова, усадьба золотопромышленника Стахеева на Новой Басманной, где снимают «Битву экстрасенсов», дом Рябушинского авторства Шехтеля и еще множество зданий открыты для гидов бюро «Москва глазами инженера». Многие из этих экскурсий совсем новые — появились только в конце 2019 года.

Цены: 1200—2500 Р + залог 2000 Р за оборудование
Продолжительность: 2—2,5 часа
Подробнее: на сайте

Это серия пеших и автобусных экскурсий «Москвы глазами инженера» в сотрудничестве с Arvizio. Доступно четыре маршрута, все они крутятся вокруг «Зарядья», храма Христа Спасителя, Кремля и стены Китай-города, на месте которых можно увидеть совсем другие объекты: Дворец Советов, восьмую высотку, Дворец Труда и много чего еще.

Цена: 1000 Р за компанию до 6 человек
Продолжительность: 2,5 часа
Подробнее: на сайте

Лучше всех разбираются в этом виде развлечения основатели «Квест-города». У компании есть почти два десятка маршрутов, каждый из которых рассчитан на 2—6 человек. Можно выбрать для исследования Москву промышленную, купеческую, военную, кинематографическую, деревянную — в общем, какую угодно.

Цены: от 300 Р
Продолжительность: от 1,5 часов
Подробнее: на сайте

Этот проект держится на лекторах-москвоведах старой школы: экскурсии называются прогулками, проходят в подчеркнуто академической манере и касаются только старой Москвы — той самой, которой уже нет. Маршруты прогулок не пересекаются с попсовыми достопримечательностями, оттого ходить по ним еще интереснее.

Три интересные экскурсии:

Три интересные экскурсии:

Цены: вознаграждение на ваше усмотрение
Подробнее: на сайте

400 авторских экскурсий в этом проекте ведут не гиды, а увлеченные москвоведы: журналисты, писатели, искусствоведы. Поэтому и цен здесь нет, только добровольные вознаграждения. Впрочем, непрофессиональным гидам может позавидовать любое классическое бюро: на эти прогулки приходит и по 50, и даже по 100 человек. Благо каждый день проходит по 5—10 разных экскурсий, нужно только зарегистрироваться на сайте.

Три интересные экскурсии:

Это модное и живое экскурсионное бюро основали в 2012 году две подруги, решившие превратить скучные и формальные туры по Москве в классный подарок и семейное развлечение. Пришлось подключать эмоции: на этих прогулках люди то истерически смеются над городскими легендами, то утирают слезы, читая письма репрессированных в Доме на набережной. Равнодушных не бывает!

Три интересные экскурсии:

Перед экскурсией подпишитесь на наш инстаграм @t_gorod и загляните в эту подборку, чтобы утолить голод после прогулки:

Источник

Ролевые игры на свежем воздухе: иммерсивный туризм против массового отдыха

Из чего состоит обычная поездка за границу? Отели, местные достопримечательности, рестораны и фотографии для соцсетей. Иммерсивный туризм предлагает нечто совершенно иное – захватывающее приключение, погружение в незнакомую культуру и возможность почувствовать себя героем. Что получится в итоге – акт психотерапии или просто ролевая игра, – зависит от усердия организаторов и настроя участников. Но в любом случае это новое слово в сложившейся туриндустрии, это необычный вид отдыха, в котором успех отпуска измеряется лайками в соцсетях.

На Западе иммерсивные туры появились во второй половине 2010-х, а в Россию пришли всего год-два назад. После пандемии коронавируса их популярность, вероятно, вырастет: по мнению экспертов туротрасли, традиционный отдых по принципу all inclusive уже не будет прежним, что подтолкнет развитие индивидуальных и авторских путешествий. Правда, многим россиянам иммерсивные туры явно не по карману – на данном этапе их целевая аудитория ограничена столичной публикой. «Профиль» разобрался в особенностях и перспективах этого тренда с помощью отечественных операторов иммерсивного туризма.

Главное – не «куда», а «зачем»

Представьте, что в незнакомой стране к вам подходит мужчина в камуфляже и говорит, что вскоре вам предстоит спасти мир от неведомой угрозы. При этом действовать вы будете не один, а вместе с другими такими же избранными. Так начинается иммерсивный тур – в лучших традициях RPG-игр. Только вместо джойстика в руках у туриста настоящий лук, а вместо NPC (персонажей, управляемых компьютером) его окружают актеры.

«Иммерсивное путешествие – это возможность прожить несколько дней в параллельной реальности. Здесь элементы экстрима, перформанса, ролевой игры, квеста и путешествия сплетены в гармоничный сюжет со множеством ответвлений – сценарий меняется в соответствии с действиями игроков. Это постмодернистическое явление, где множество лоскутков соединяются в одно яркое и красивое одеяло», – говорит «Профилю» сооснователь турагентства Terra Epica Тигран Варданян.

В результате участник поездки из пассивного туриста превращается в активного исследователя. Он не просто фотографируется на фоне местных достопримечательностей, но проживает среди них яркие мгновения. Туристические группы формируются небольшие, чтобы каждый мог получить уникальный опыт, во время которого актеры взаимодействуют только с ним. Организаторы тура даже могут отозвать игрока в сторону от других участников, чтобы погрузить его в индивидуальное мини-приключение.

«Такое путешествие имеет концепцию и цель, которая трансформирует участников, позволяя им приобрести разнообразные полезные навыки. Иммерсивное путешествие – это когда главное не «куда», а «зачем», – объясняет «Профилю» директор бренда иммерсивных путешествий My Ways On Милена Перфильева.

Ролевая игра происходит без остановок: смена локаций, как и перерывы на сон и еду, встроена в общую концепцию приключения, за счет чего создается эффект погружения в альтернативную реальность. Например, во время иммерсивного тура по Армении, организуемого одним из агентств, участники ночуют в пещерном городе (в специально оборудованной зоне с предоставлением необходимого снаряжения). Также в программу входит посещение достопримечательностей: восхождение на гору Ухтасар, купание в минеральных гейзерах Джермука. Отличие от обычной поездки в том, что они не являются целью путешествия, а служат декорациями для необычного представления, где главная цель может заключаться, например, в поиске частей сердца бога Арамазда, которые разбросаны по всей Армении.

Отдельно организаторы иммерсивных туров выделяют психологический эффект подобных приключений. «Это и путешествие по неизведанным сторонам личности. Игрокам приходится преодолевать себя, сталкиваться со своими фобиями», – объясняет Тигран Варданян.

Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть фото Иммерсивная экскурсия что это. Смотреть картинку Иммерсивная экскурсия что это. Картинка про Иммерсивная экскурсия что это. Фото Иммерсивная экскурсия что это

Иммерсивные путешествия позволяют получить уникальный опыт

Charton Franck / Hemis via AFP / East News

Сообщество героев-странников

Иммерсивный тур – удовольствие не из дешевых. Например, участие в вышеописанном приключении на просторах Армении обойдется примерно в 250 тысяч рублей. В стоимость включены проживание, питание и трансфер (участники проезжают более 500 км). Перелет до места проведения игры оплачивается отдельно.

Как объясняют эксперты, себестоимость подобных приключений очень высокая. Одну игру независимо от количества игроков обслуживают порядка 40 сотрудников, используется более 250 единиц реквизита. Кроме того, туроператор также страхует своих гостей, предоставляет им одежду на любую погоду, а также необходимые вещи для выживания в экстремальных условиях и поддержания гигиены.

Иммерсивные туры по городам России обойдутся дешевле – в районе 40 тысяч рублей. В их стоимость входят программа, сопровождение гидов, питание и проживание во время всего путешествия. Трансфер до места проведения и обратно участники тура оплачивают сами.

Очевидно, что такой отдых могут позволить себе не все. По данным аналитического центра НАФИ, более 100 тысяч рублей на отдых за рубежом готовы потратить всего 9% россиян, на поездку по России и того меньше – 4%. В основном россияне закладывают в бюджет поездки не более 40 тысяч рублей. При этом большинство россиян по-прежнему отдают предпочтение пляжному отдыху, чаще всего выбирая Турцию, Тунис, Грецию, Кипр.

Кроме того, немногие в принципе знают, что такое иммерсивность. Из-за новизны формата туроператорам-первопроходцам приходится объяснять клиентам, чего им стоит ожидать. Похожий формат – иммерсивные театры (или театры-променады), которые уже полюбились жителям Москвы и Санкт-Петербурга. Однако все же они относятся к иной сфере и устроены несколько иначе. То же касается иммерсивных городских экскурсий.

Впрочем, все виды досуга с «моделируемой реальностью» работают с одной целевой аудиторией. Как объясняет Милена Перфильева, это в основном жители Москвы старше 25 лет с доходом выше среднего. Они путешествуют не менее трех раз в год, много работают, имеют хобби, следят за трендами и стремятся получать больше впечатлений.

Благодаря такой узкой сегментации в подобных турах часто встречаются участники со схожим мировоззрением и образом жизни. Поэтому им интересно общаться друг с другом и вместе проживать новые впечатления, а после возвращения оставаться на связи и даже сохранять дружеские отношения. В отличие от классических туров, в которых члены группы могут не взаимодействовать между собой во время поездки, иммерсивное приключение сближает.

Жизнь – игра?

Тренд на иммерсивные путешествия оформился на Западе в 2016 году, его возглавила компания Transformational Travel Collaborative (TTC). Для поддержки этого вида путешествий была организована премия Pure Transformational Travel Awards: ее вручают туроператорам, вдохновляющим путешественников на глубокие личные перемены.

Иммерсивные путешествия возникли на фоне моды на геймификацию – использование игровых принципов в неигровых целях: например, в бизнесе, обучении персонала или в туризме. По данным агентства Whistle, 91% постмиллениалов регулярно играют в игры. Так что со временем геймификация будет лишь набирать обороты.

Иммерсивные туры на Западе отличаются от тех, что проводят российские туроператоры. Если отечественные иммерсивные туры погружают человека в альтернативный мир, где участники становятся главными героями, то западные программы сконцентрированы на нашем мире и его историях. Например, они предлагают проследить за циклом жизни вещей, которые мы используем каждый день, чтобы привить человеку осознанное потребление. Или погружают путешественников в мир дикой природы, чтобы привить им желание заботиться об окружающей среде.

Отечественный рынок иммерсивного туризма начал формироваться пару лет назад и пока представлен лишь несколькими компаниями и направлениями. Terra Epica запустились осенью 2017 года и формально базируются в Армении. My Ways On открылись в январе 2019 года: начинали работать с Грузии, а сегодня развивают несколько направлений за рубежом и внутри страны.

«В России мы делаем путешествия в Карелии, Дагестане, Калмыкии, Мурманской области, на Байкале. В планах на следующий год – Алтай и путешествия в нетуристические регионы России. Также есть три зарубежных направления – Грузия, Армения, Испания, но пока они на паузе из-за закрытия границ», – говорит Перфильева.

Кстати, отношение к пандемии коронавируса у игроков рынка позитивное, несмотря на все потери. Они сосредоточились на развитии внутреннего туризма и в целом на новых проектах. «Работая в обычном режиме, у нас не было времени подумать о новых идеях. А сейчас разработали несколько маршрутов, которые сможем запустить, как только люди снова будут свободно перемещаться по миру», – надеется Варданян.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *