Импаундмент в конституционной практике сша означает что

Помощь с работами Синергия, МЭБИК, Росдистант и др.

Конституционное право зарубежных стран.Тест Синергия 2021г (90 баллов)

Сдано на 90баллов в 2021г.! Верно 27 из 30 Скриншот с отметкой прилагается к работе. Ответы выделены цветом.

После покупки Вы получите файл с ответами на вопросы которые указаны ниже:

1.Избирательная кампания – это …
мероприятия по выдвижению кандидатов
подготовка списков избирателей
система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах

2. Механизм реализации права представляет собой …
систематизированную совокупность государственных органов, осуществляющих реализацию права субъекта правоотношения
надлежащее соблюдение органами государственной власти конституционных прав и свобод граждан
осуществление конституционно-правового регулирования общественных отношений

4. Механизм реализации права – это …
систематизированная совокупность государственных органов, осуществляющая реализацию права субъекта при наличии объективных обстоятельств независимо от его воли или воли каких-либо должностных лиц
совокупность правоохранительных органов
система органов судебного исполнения

5. Общественный строй и регулирование его основы конституцией – это …
система органов в государстве, закрепленная в конституции
систематизированная совокупность общественных отношений, сложившаяся в определенное время в конкретном месте с закреплением ее элементов в конституции
совокупность правовых норм, регулирующих конституционный строй государства

7. Конституционный надзор – это …
эффективное средство обеспечения верховенства закона, права
структурный элемент конституционного строя
важнейшая функция главы государства

8. Сущность выборов в законодательный орган государства заключается …
в способе формирования органа государственной власти
в механизме передачи суверенных прав избирателей депутатам
в легитимизации результатов голосования

9. Управление вооруженными силами в зарубежных странах строится на основе …
демократического централизма
возрастного ценза
принципа строгой централизации

10. Объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в конкретном государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей находятся в зависимости от …
наличия или отсутствия у него гражданства данного государства
политического режима
позиции главы государства

11. Ценность основных принципов избирательного права проявляется в том, что …
принципы определяют систему выборов
принципы – руководящие начала избирательного права
на основе принципов осуществляется легитимизация результатов выборов

12. Признаками республиканского государства является …
форма правления, при которой глава государства и высшие органы государственной власти избираются на определенный срок
форма правления, при которой глава государства назначается комитетом избирателей
форма правления, при которой глава государства является единоличным

14. Импаундмент в конституционной практике США означает.
требование Президента США дополнительных ассигнований сверх бюджета
решение Конгресса США о секвестре бюджетных средств
отказ президента расходовать средства (часть средств), законодательно выделенные Конгрессом на предусмотренные бюджетом цели с дальнейшим использованием их по своему усмотрению

18. Право − это …
совокупность законов и других правовых актов
мера возможного поведения субъекта правоотношения
отношения в сфере государственного и муниципального управления

19. Избирательное движение представляет собой …
временное объединение граждан политического характера, основной задачей которого является обеспечение победы максимального числа своих кандидатов
старт избирательной компании
агитация на избирательных участках.
20. Плебисцит – это …
всенародное голосование по социальным вопросам жизни общества
всенародное голосование по вопросам передачи суверенитета над частью государственной территории другому государству
поддержка избирателями политического решения главы государства

21. Выборы – это
способ формирования государственных органов
механизм передачи суверенных прав избирателей депутатам
равнозначные с назначением способы формирования любых государственных органов

22. Бикамерализм – это …
двухпалатная система парламента в зарубежных странах
система двусторонних консультаций между парламентом и правительством при принятии бюджета
межпалатные двусторонние обсуждения принимаемого закона

23. Ведомство — это …
учреждение, создаваемое правящей партией для формирования социальной политики
государственный орган исполнительной власти специальной компетенции
орган досудебного разбирательства

24. Филиация, как и натурализация, Б конституционном праве означает
выдачу преступника своему государеву для осуществления процессуальных действий
замену гражданства
приобретение гражданства по рождению и укоренению

25. Целью государственного аппарата является …
формирование политики государства
быть основой государственного механизма, предназначенного для осуществления задач и функций государства
осуществление связи между институтами политической системы государства

26. Права и свободы, права человека и права гражданина …
различаются тем, что права отрегулированы, свободы не ограничены, права человека – это естественные, неотчуждаемые права, без которых человек не может существовать, а права гражданина – это политические права
это сходные понятия – понятие прав и понятие свобод идентичны, а права человека и права гражданина – единый правовой комплекс
различаются тем, что права человека не имеют конституционного закрепления, права гражданина отражены в конституции

27. Социальная сущность конституции состоит в …
закреплении в конституции реального соотношения социальных сил на период ее принятия
регулировании социальных отношений
признании конституции основным законом государства

28. Академическая свобода в демократическом государстве предполагает …
свободу вуза в найме преподавателей
право преподавателя учить своему предмету так, как он считает нужным
право вуза самому определять бюджет часов на соответствующую специальность

29. Унитарное государство представляет собой …
единое государство, в составе которого не содержится государственно-подобных образований, оно имеет единую систему государственных органов, единое гражданство, единую территорию в определенной степени является централизованным
единое однонациональное государство с двойной системой государственных органов
единое государство, имеющее ограниченный суверенитет

30. Конституционно-правовая ответственность – это …
отрицательная оценка государством деятельности граждан, государственного органа, должностного лица и мера принуждения, реализация санкции правовой нормы
конституционно-правовая мера воздействия на орган судебной власти
результат пробелов в конституционном праве

Источник

Взаимоотношения Президента и Конгресса США

Принятие Конституции США 1787 г., ее общая характеристика. Система сдержек и противовесов в организации верховной государственной власти. Конституционный статус Президента США. Полномочия Конгресса США. Механизм взаимодействия Конгресса и Президента США.

РубрикаГосударство и право
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления06.02.2019
Размер файла37,1 K

Импаундмент в конституционной практике сша означает что. Смотреть фото Импаундмент в конституционной практике сша означает что. Смотреть картинку Импаундмент в конституционной практике сша означает что. Картинка про Импаундмент в конституционной практике сша означает что. Фото Импаундмент в конституционной практике сша означает что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

И исполнительная власть, и законодательная наделены определенными полномочиями по контролю друг над другом. При президентской системе в ее демократическом варианте глава государства и правительства непосредственно вовлечен в целый комплекс взаимоотношений с высшим законодательным органом.

Ответ на вопрос, почему система развивается именно так, а не иначе, и что происходит во внутриполитической жизни США сегодня, может дать именно анализ взаимоотношений центральных институтов власти. Понимание механизма взаимодействия Президента и Конгресса США, его основных характеристик поможет нам понять и американский политический процесс, и политическую систему в целом.

Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. в Филадельфии Конституционным конвентом, в работе которого приняли участие 55 делегатов, представлявших 12 штатов, поскольку Род-Айленд отказался участвовать в его работе. Конституция вступила в силу 4 марта 1789 г. после ратификации ее необходимым большинством штатов.

Глава федеральной исполнительной власти в стране стал именоваться, согласно Конституции Президентом Соединенных Штатов Америки.

1.2 Общая характеристика конституции США 1787 года

Американская конституция в том виде, в каком она была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой краткий документ. Конституция США состоит из Преамбулы и семи статей.

Принцип разделения властей считается одной из основных характеристик американской политической системы.

1.3 Система сдержек и противовесов как система организации верховной государственной власти

Система сдержек и противовесов, положенная в основу организации функционирования центральных органов государственной власти США, покоится на следующих основополагающих началах.

Во-вторых, все органы государственной власти согласно Конституции имеют различные сроки полномочий. Палата представителей избирается на два года.

У Сената нет установленного срока полномочий, так как его состав обновляется каждые два года на одну треть путем перевыборов. Президент избирается сроком на четыре года, а члены Верховного суда занимают свои должности пожизненно.

Установление Конституцией различных источников формирования и сроков полномочий для носителей законодательной, исполнительной и судебной властей должно было, по мысли учредителей Основного закона, привести к двум важным результатам: обеспечить соответствующие ветви власти определенной самостоятельностью по отношению друг к другу и предупредить одновременное обновление их состава, т.е. добиться устойчивости и преемственности в верхнем эшелоне американской федеральной государственной машины.

В-третьих, авторы системы сдержек и противовесов ставили своей целью создать такой механизм, в рамках которого каждая из ветвей власти имела бы возможность нейтрализовать узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этой идеей Конгресс получил право отклонять законопредложения Президента (включая финансовые), которые он может вносить через свою креатуру в палатах. Сенат может отклонить любую кандидатуру, предложенную Президентом для занятия какой-либо высшей федеральной должности, поскольку в силу процедуры получения «совета и согласия» необходимо квалифицированное большинство в две трети голосов верхней палаты. Конгресс, наконец, может привлечь Президента к ответственности в порядке импичмента и отстранить его от должности до истечения срока его полномочий.

Важнейшим конституционным средством воздействия Президента на Конгресс является отлагательное вето. Если Президент мотивированным посланием отказывает в утверждении законопроекта или резолюции, одобренных обеими палатами Конгресса, то возражение главы государства может быть преодолено только в том случае, если соответствующие билли или резолюции будут повторно одобрены квалифицированным большинством обеих палат (для утверждения биллей и резолюций в обычном порядке требуется простое большинство обеих палат).

Следует принять во внимание то обстоятельство, что в системе сдержек и противовесов наиболее мощные средства противодействия были нацелены на законодательную ветвь власти. Это нашло свое выражение не только в том антиконгрессистском инструментарии, который Конституция предоставила в распоряжение Президента и Верховного суда. В самом Конгрессе верхняя палата, назначаемый легислатурами штатов Сенат, была уравнена в правах с выборной Палатой представителей, чтобы сдержать в случае необходимости ее радикальные поползновения. Подобные предосторожности, как уже было сказано, объяснялись страхом учредителей Конституции перед возможностью установления тиранической диктатуры народного собрания.

Созданная Конституцией 1787 г. государственная система представляла собой результат порой противоречивых политических и экономических тенденций, практического опыта и теорий.

Именно здесь Конституция приобрела совершенную юридическую форму, которая по сей день используется большинством стран мира.

1.4 Изменение конституции

Почтенный возраст американской Конституции, ее лаконичность и формальная неподатливость изменениям обусловили отсутствие в ней многих институтов, ставших в настоящее время традиционными в общемировой практике конституционализма. Это основы правового статуса политических партий; характеристика государства как правового, светского, демократического, социального; многие права социального характера и т. д. Перечисленные пробелы восполняются актами Конгресса и Президента, конституционными обычаями, судебными прецедентами, огромное множество которых породило в американской доктрине понятие «живой конституции», соответствующей жизненным реальностям современного мира. Особенно важной является деятельность судов, прежде всего Верховного суда США, по осуществлению конституционного контроля и толкованию Конституции, в процессе которой ее положения подвергаются гибкой интерпретации сообразно потребностям общественного развития. В результате, как отмечают многие американские исследователи, буквальное толкование Конституции давно утратило смысл, оно попросту невозможно без учета судебных решений по конституционным вопросам. Не имея права ни принимать, ни отменять законы, а тем более конституционные нормы, именно суды тем не менее играют решающую роль в определении содержания действующей Конституции.

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В первое время она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран, особенно на Основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция Верховного суда), несомненно. Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий Основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА США. ПОЛНОМОЧИЯ КОНРЕССА США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 ГОДА

Главой исполнительной власти в США является Президент. Его статус определен в Статье II Конституции США 1787 г.

Избирается президент США коллегией выборщиков сроком полномочий на 4 года. День выборов определен конституционно: каждый високосный год в первый вторник после первого понедельника ноября. Каждый штат США избирает количество выборщиков, равное числу его представителей в палатах Конгресса. Кроме того, трех выборщиков направляет федеральный округ Колумбия. Общий состав коллегии выборщиков составляет 538 человек. Если ни один кандидат не соберет требуемое абсолютное большинство голосов членов коллегии выборщиков (т.е. 270 и более), то согласно поправке XII к Конституции Президент избирается Палатой представителей из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов выборщиков.

Одновременно с Президентом коллегия выборщиков избирает и Вице-президента США, кандидатура которого выдвигается кандидатом в Президенты.

Кандидат в президенты должен отвечать следующим требованиям:

быть не моложе 35 лет;

являться гражданином США по рождению;

проживать на территории страны не менее 14 лет;

обладать избирательным правом.

Одно и то же лицо не может быть президентом США более двух сроков.

Данная норма была установлена XXII поправкой к Конституции США в 1951 г.

2.2 Полномочия Президента США

В общем виде Конституция устанавливает, что президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Эта формулировка позволила расширить полномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых в Конституции полномочий. Кроме того, Конгресс делегирует президенту чрезвычайные полномочия.

Конституция содержит также детализацию полномочий президента. Президент представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры (некоторые из них называются исполнительными соглашениями и потому не подлежат ратификации Сенатом, хотя должны представляться в обе палаты Конгресса); он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией (милицией штатов).

Президент имеет важные полномочия по отношению к Конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает Конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы и имеет право отлагательного вето, которое преодолевается обеими палатами (2/3 голосов присутствующих парламентариев в каждой), причем, по разным подсчетам, на практике преодолевается значительное меньшинство всех вето президента.

Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия Сената (достаточно простого большинства в Сенате). Обычно Сенат утверждает назначение президента, но бывают случаи отказа, главным образом по моральным соображениям. Для назначения других должностных лиц такого согласия не требуется.

Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы Конгрессу. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждает медалями, другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

Важнейшими односторонними полномочиями главы исполнительной власти, применение которых не сопряжено с положительным участием Конгресса, являются право вето, привилегия исполнительной власти и право отстранения высших федеральных должностных лиц от должности.

Право вето достаточно подробно регламентируется в разд. 7 ст. I Конституции. Основное содержание данного конституционного положения сводится к следующему.

Во-первых, объектом президентских возражений (термина «право вето» в разд. 7 нет) являются все билли, а также приказы, резолюции и решения, принимаемые совместно обеими палатами Конгресса, а не одной из них.

Во-вторых, если билли и иные совместные документы принимаются простым большинством голосов присутствующих депутатов, составляющих кворум в каждой палате, то для преодоления президентских возражений требуется квалифицированное большинство в каждой из палат. Иными словами, процедура преодоления вето намного сложнее, чем обычная законодательная процедура одобрения биллей и иных совместных документов.

В-третьих, Президент может отклонить либо одобрить весь билль или иной документ целиком, а не отдельные его положения или статьи.

В-четвертых, для рассмотрения билля или иного документа Конституция предоставляет Президенту 10-дневный срок, в который не засчитываются воскресенья. Подписание Президентом билля в течение этого срока означает одобрение билля и его вступление в силу (промульгация). Воздержание от подписи в течение названного срока, если он не прерван окончанием сессии Конгресса или досрочным перерывом в его работе, также означает одобрение билля или совместного документа.

В-пятых, в случае перерыва 10-дневного срока вышеуказанными обстоятельствами все билли и совместные документы, не подписанные Президентом, считаются отклоненными, как если бы глава исполнительной ветви власти применил по отношению к ним свое право вето.

К конституционной конструкции президентского права вето жизнь и судебная практика добавили некоторые существенные черты, что придало этому полномочию тот облик, который ему присущ в настоящее время.

Президент США не несет политической ответственности перед Конгрессом, но может быть отрешен от занимаемой должности в порядке импичмента. Основаниями отстранения Президента от должности в порядке импичмента, если будет «признан виновным в измене, взяточничестве или иных тяжких преступлениях и проступках» (раздел 4 Статьи II Конституции США).

Данная процедура возбуждается палатой представителей, которая формулирует статьи обвинения. Сенат рассматривает дело по существу как обычное судебное дело на началах состязательности сторон, с вызовом свидетелей, истребованием доказательств.

При рассмотрении дела в Сенате председательствует не Вице-президент, а председатель Верховного суда США. Решение принимается 2/3 голосов сенаторов.

При возникновении вакансии поста Президента его замещает Вице-президент до очередных президентских выборов (Поправка XXV).

Конституция не упоминает о возможности отставки президента, но она однажды имела место (президент США Р. Никсон подал в отставку в 1974 г., не дожидаясь угрожавшего ему импичмента в связи с делом о прослушивании телефонных разговоров политических противников, нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций).

Таков на сегодняшний день конституционный статус Президента США, который является главой государства и одновременно возглавляет исполнительную власть в федерации

2.4 Основные полномочия Конгресса США по Конституции 1787 года

В Конституции оговаривается, что ни одно лицо не может быть сенатором США, если оно не достигло возраста тридцати лет, не было в течение девяти лет гражданином Соединенных Штатов и не является на момент избрания жителем того штата, в котором оно выбирается. Члены Палаты представителей должны достичь возраста двадцати пяти лет, в течение семи лет должны быть гражданами Соединенных Штатов и являться на момент избрания жителями тех штатов, в которых они выбираются.

В состав Сената входят по два сенатора от каждого штата. Общее число членов Палаты представителей всегда определялось Конгрессом. Оно делится между штатами в соответствии с численностью их населения. Конституция гарантирует каждому штату независимо от численности его населения, по крайней мере, одного члена палаты представителей.

Кроме того, Сенат обладает определенными полномочиями, специально закрепленными за этим органом, включая полномочия подтверждать назначения президентом должностных лиц на те или иные высокие посты и назначения им послов федерального правительства, а также полномочия ратифицировать все договора двумя третями голосов. В обоих случаях, если Сенат голосует против, сводятся на нет действия исполнительной власти.

В случае применения процедуры привлечения к ответственности высших гражданских должностных лиц Палата представителей имеет исключительное право выдвигать обвинения в недостойном поведении, что может привести к слушанию дела Сенатом в порядке импичмента. Сенат имеет исключительное право рассмотрения дел в порядке импичмента и признания должностных лиц виновными или невиновными. Признание того или иного должностного лица федерального правительства виновным влечет за собой его снятие с государственной должности.

Широкие полномочия Конгресса в целом изложены в Статье I Конституции США. Конгресс имеет право:

устанавливать и взимать налоги;

занимать деньги в кредит Соединенных Штатов;

регулировать торговлю между отдельными штатами и с иностранными государствами;

устанавливать повсеместно единообразные правила натурализации иностранных граждан;

чеканить монету, регулировать ее ценность и предусматривать меры наказания за подделку ценных бумаг и находящейся в обращении монеты Соединенных Штатов;

устанавливать единицы весов и мер;

принимать единообразные законы по вопросу о банкротствах;

создавать почтовые службы и почтовые пути;

закреплять за авторами и изобретателями исключительные права на их сочинения и открытия;

учреждать систему федеральных судов;

карать акты пиратства;

формировать и обеспечивать армии;

создавать и содержать военно-морской флот;

предусматривать меры по призыву милиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений;

издавать все законы для правительства Соединенных Штатов (Вашингтон, Федеральный округ Колумбия);

издавать все законы, необходимые для обеспечения соблюдения Конституции США.

Некоторые из этих положений теперь устарели, но остаются в силе. Десятая поправка вводит определенные ограничения на полномочия Конгресса, предусматривая, что полномочия, не делегированные национальному правительству, сохраняются за штатами или народом. Кроме того, Конституция, в частности, запрещает Конгрессу предпринимать определенные действия. Он не имеет права:

приостанавливать действие приказа habeas corpus (судебный приказ о доставке в суд лица, содержащегося под стражей, для выяснения правомерности содержания его под стражей), если только этого не потребуется в случаях восстания или вторжения;

принимать законы, осуждающие людей за преступления или незаконные действия без судебного разбирательства;

принимать любой закон, имеющий обратную силу, и тем самым превращающий конкретное действие в преступление после его совершения;

взимать прямые налоги с граждан не на основе уже проведенной переписи населения;

облагать налогом или пошлиной товары, вывозимые из любого штата;

отдавать предпочтение в торговле или налогообложении морским портам любого штата или судам, пользующимся ими;

узаконивать какие-либо дворянские титулы.

Процедура импичмента не применяется к частным лицам, однако находящееся в отставке должностное лицо не пользуется иммунитетом от импичмента за действия, совершенные им во время пребывания в должности. Весьма скудная практика показывает, что фактически процедура импичмента применялась или возбуждалась только в отношении президентов и федеральных судей.

Несмотря на жаркие споры в Конвенте относительно состава и полномочий Конгресса, многие делегаты считали, что законодательная ветвь власти имеет сравнительно небольшое значение. Были и такие, кто полагал, что Конгресс будет в основном заниматься вопросами внешней политики, оставив политическую деятельность внутри страны правительствам штатов и местным органам власти. Теперь совершенно очевидно, что взгляды и тех, и других оказались ошибочными.

На самом деле Конгресс доказал свою чрезвычайную активность и стал органом с широкими полномочиями и сильной властью во всех областях, имеющих отношение к благополучию страны. Несмотря на то, что в различные периоды американской истории сила Конгресса по отношению к исполнительной ветви власти то возрастала, то уменьшалась, роль этого органа никогда не сводилась к «штампованию» решений президента.

ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОНГРЕСА И ПРЕЗИДЕНТА США

Особенности механизма взаимодействия Конгресса и Президента целесообразно рассмотреть по таким основополагающим направлениям государственной деятельности, как законотворчество, формирование и принятие бюджета, руководство органами управления, решение вопросов войны и мира, ведение внешних сношений, система «контролирующих рычагов» Конгресса, которые в определенной мере сдерживают процесс концентрации власти в руках Президента.

По Конституции принятие законов отнесено к компетенции Конгресса, каждая из палат которого определяет свой порядок прохождения законопроектов.

Законопроект, одобренный одной палатой, направляется на рассмотрение в другую, где проходит те же стадии обсуждения. Если в его текст не внесены поправки, то после подписания председателями палат (первым подписывает Спикер) он передается Президенту.

Президент может отклонить представленный ему на подпись законопроект, отсылая его со своими возражениями в ту из палат, откуда он исходил (отклоняется законопроект в целом). Для преодоления вето каждая палата должна принять его повторно большинством в две трети голосов. Голосование в этом случае проводится поименно с занесением данных в протокол. При положительном результате голосования законопроект вступает в силу без подписи Президента. Вступает он в силу также тогда, когда Президент не дает своего заключения в течение 10 дней, не считая воскресных, если только в эти дни Конгресс не прервет свою сессию. В последнем случае законопроект отвергается фактически («карманное вето») и не подлежит пересмотру в указанном выше порядке.

Закон вступает в силу с момента подписания Президентом либо преодоления его вето, если в самом тексте закона не установлен иной срок. Федеральные законы публикуются без подписей Президента и председателей палат, что подчеркивает постоянство действия законов, отражающих волю государства, а не отдельных его представителей.

В среднем Конгресс ежегодно принимает около 700 биллей и резолюций из 3-5 тыс. проектов, внесенных на его рассмотрение.

Характеризуя законотворческую деятельность Конгресса, следует отметить влияние на нее Президента.

По некоторым оценкам, по инициативе Президента либо подчиненных ему органов в Конгресс вносится до 30% всех законопроектов. Формально исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Внести проект в палату может только сенатор или член Палаты представителей. Однако это обстоятельство отнюдь не снижает результативности инициатив Президента. До 50% проектов, предложенных исполнительной властью, Конгресс одобряет. Здесь нужно иметь в виду не только влияние Президента на членов Конгресса, но и те ресурсы, которыми располагает исполнительная власть и которых не имеет Конгресс.

Наиболее мощным средством воздействия Президента, как и прежде, остается право вето, которое Конгресс может преодолеть лишь при повторном одобрении законопроекта большинством в две трети голосов. Нередко только угроза применения вето вынуждает законодателей более внимательно относиться к запросам Президента. И эта позиция в полной мере оправдана, ибо Конгрессу удается преодолеть не более 3% от общего числа вето Президента.

По Конституции Президент не имеет никаких полномочий в сфере бюджета и финансов. Только Конгресс вправе устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы.

Однако уже с 1921 г. подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти. Фактически в этой области инициатива перешла к Президенту, хотя Конгресс сохранил за собой достаточно высокую роль.

В первый понедельник после 3 января Президент представляет проект бюджета. До 15 февраля Бюджетное управление Конгресса направляет доклад бюджетным комитетам палат. К 25 февраля постоянные комитеты палат представляют свои заключения и оценки бюджетным комитетам, соответственно, Палаты представителей и Сената. И, наконец, не позже 15 апреля Конгресс принимает совпадающую резолюцию по бюджету. Финансовый год в США начинается 1 октября.

3.3 Взаимодействие в сфере руководства органами управления

Сфера государственного управления находится под контролем Президента. В этой области Президент опирается на свой конституционный статус главы исполнительной власти и на такие формулы Конституции, как право назначения должностных лиц, подотчетность должностных лиц Президенту, обязанность Президента следить за добросовестным исполнением законов.

Рассмотрим порядок учреждения и реорганизации органов исполнительной власти и формирования государственного аппарата.

Формально вопросы организации, структуры и полномочий органов исполнительной власти должны решаться только в законодательном порядке. Однако Конгресс давно (с 1939 г.) уступил часть своих прав исполнительной власти. Реализует их Президент посредством планов реорганизации. Согласно закону эти акты должны представляться на утверждение Конгресса, который может их отклонить в течение 60 календарных дней. До 1977 г. полномочия Президента по реорганизации структуры исполнительной власти фактически не ограничивались. Впоследствии за ним сохранилось право на реорганизацию в указанном выше порядке преимущественно второстепенных структур исполнительной власти. Что же касается крупных реформ такого рода (упразднение министерств и независимых административных агентств и проч.), они должны проводиться по закону Конгресса.

Назначение на «политические» должности в государственном аппарате производит Президент по совету и с согласия Сената.

Следует отметить, что законодательство в какой-то мере ограничивает свободу Президента в отношении назначения должностных лиц.

Конституция не определяет порядок смещения должностных лиц, но судебное толкование признало это право за Президентом как главой исполнительной власти.

Президент ревниво охраняет свои полномочия в сфере государственного управления, нередко отказывая законодателям в праве доступа к тем документам, которые имеются в его распоряжении. В этих случаях он опирается на так называемую привилегию исполнительной власти, признаваемую в определенных пределах и Верховным Судом США.

3.4 Взаимодействие в решении вопросов войны и мира. Международные договоры

Конституция наделила Конгресс широкими контрольными полномочиями, использовав которые он мог бы ограничить власть Президента. Но до войны во Вьетнаме ни один из этих механизмов не применялся. И только после нее Конгресс предпринял ряд мер, призванных ограничить власть Президента.

Центральное место в комплексе мер, принятых Конгрессом, занимает Резолюция о военных полномочиях 1973 г. В соответствии с ней Президент может отдать приказ о начале военных действий либо подвергнуть вооруженные силы угрозе неизбежного вовлечения в военные действия только при объявлении войны, специальном уполномочии по закону, а также в случае чрезвычайного национального положения, которое возникло в связи с нападением на Соединенные Штаты, на их территорию или владения либо на их вооруженные силы. Причем, прежде чем применить военную силу, Президент «в каждом возможном случае» должен консультироваться с Конгрессом. Если военные действия начались, Президент обязан в течение 48 часов предоставить Конгрессу доклад в письменном виде. Без санкции Конгресса военные действия могут продолжаться не более 60 дней. Однако, если Конгресс примет совпадающую или совместную резолюцию, в которой содержится требование прекратить военные действия, Президент обязан подчиниться до истечения указанного срока.

Международные договоры заключаются под непосредственным контролем Президента и передаются на одобрение Сената. Сам процесс ратификации договоров состоит из двух самостоятельных стадий: на первой Сенат утверждает договоры (дает совет и согласие) большинством в две трети присутствующих сенаторов, на второй Президент определяет по своему усмотрению, следует ли ему воспользоваться полученным согласием и ратифицировать договор. Позиции Сената в этих вопросах достаточно сильны. Сенат может не только отклонить договор, но и внести в его текст поправки или оговорки либо просто его не рассматривать.

На второй стадии ратификации судьба договора находится в руках Президента. Он может отказаться от его промульгации, и тогда акт не вступает в силу.

Международные обязательства США закрепляются не только в форме договоров, но и в форме исполнительных соглашений, т.е. тех соглашений, которые заключаются исполнительной властью, но не передаются на одобрение Сената.

Подводя итоги, отметим, что между Конгрессом и Президентом нет равного партнерства. Организация, структура и взаимоотношения трех ветвей единой государственной власти, как и вся политико-правовая надстройка, всегда находились в прямой зависимости от реальных политико-экономических и социальных отношений, от состояния американского общества, от насущных потребностей правящей элиты.

В системе разделения властей явный перевес оказался на стороне исполнительной власти, оттесняющей законодателей на второй план. Положение Президента как главы исполнительной власти и государства предопределяет его доминирование в сфере законотворчества, бюджета и финансов, государственного управления и внешней политики. Переломить соотношение сил между законодательной и исполнительной властью Конгресс не может.

Чтобы управлять страной, Президент должен сотрудничать с Конгрессом, которому в случае разногласий принадлежит последнее слово. Конгресс по праву персонифицирует Соединенные Штаты. При принятии Верховным Судом решений, в которых Конгресс является стороной, эта сторона определяется термином «Соединенные Штаты». Кроме того, Президент не обладает правом досрочного роспуска Конгресса. Другими словами, Президент не безоружен (право вето), но и Конгресс весьма могуществен: обладает кардинальными средствами воздействия на исполнительную ветвь власти.

Таким образом, хотя в целом в США действует принцип разделения властей, во-первых, его нельзя назвать «строгим» в смысле функционального разделения; во-вторых, в целях практического исследования взаимоотношений президента и конгресса США правильнее рассматривать их с точки зрения принципа сдержек и противовесов. Это позволит дать точный анализ соотношения сил в высших государственных органах США.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

конституция сша президент конгресс

7. Конституция США. Поправки к Конституции. М., 1997. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, конгресс, законодательство (Опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в США) // Государство и право. 1998. № 1.

9. Мишин А.А., Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М.: Юрид.лит., 1989.-384с.

12. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире.- М.: Юридическая литература,, 1994.- 176 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Конституционный статус Президента Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации. Полномочия Президента РФ, связанные с формированием и деятельностью федеральных органов государственной власти, во внешней политике.

реферат [23,3 K], добавлен 21.04.2003

Конституционный статус и полномочия Президента Российской Федерации. Координирующая и объединяющая роль Президента в системе государственной власти государства. Формы взаимодействия его с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

контрольная работа [38,3 K], добавлен 26.11.2015

Положение Президента РФ в системе органов государственной власти: понятие главы государства, порядок его избрания и вступления в должность, конституционный статус, основные функции и полномочия. Изучение соотношения института президента в России и США.

курсовая работа [53,8 K], добавлен 08.07.2010

Конституционный принцип «разделения властей» и механизм «сдержек и противовесов». Система сдержек и противовесов в организации верховной государственной власти США. Принцип разделения властей в формировании органов государственной власти субъектов РФ.

курсовая работа [54,2 K], добавлен 12.02.2015

Разделение властей в истории политико-правовой мысли. Конституционный статус Президента РФ. Законодательные и исполнительные органы государственной власти. Понятие и осуществление судебной власти. Система «сдержек и противовесов» по Конституции РФ 1993 г.

курсовая работа [40,8 K], добавлен 24.11.2010

Конституционно-правовое положение Президента в системе органов власти. Выборы, вступление в должность и прекращение полномочий Президента РФ как специфика его правового статуса. Выборы Президента РФ. Полномочия Президента как Главы государства.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 07.07.2004

Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны. Конституционный статус Президента РФ. Основные функции Президента РФ как главы государства. Компетенция Президента РФ. Правовые акты и администрация Президента Российской Федерации.

курсовая работа [29,9 K], добавлен 29.01.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *